Системы образования в России: инклюзивная и коррекционная (Воспитание и обучение детей с нарушениями речи, Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Введение 3
1. Инклюзивное образование: история возникновения, понятие, сущность 4
2.Особенности коррекционного образования в России 8
3.Взаимосвязь инклюзивной и коррекционной системы образования в России 11
Заключение 14
Список использованных источников 15
Актуальность. В наши дни становится все более актуальной тенденция образования детей с особыми потребностями. В настоящий момент школы коррекционного обучения, коррекционные классы успешно существуют. Здесь учатся дети, имеющие осложнения физического, психического и личностного развития. При «сохранном» интеллекте (это может и нижняя граница нормы), эти школьники в той или иной степени обнаруживают особенности поведения, что значительно осложняет их обучение. Иные задачи ставит инклюзивная педагогика. Актуальность и востребованность инклюзивного образования в России состоит в его явных преимуществах перед традиционным коррекционным образованием. Коррекционная система образования за многие годы накопила достаточно большой опыт в воспитании и обучении детей с отклонениями и нарушениями, однако у нее слабо развита социальная адаптация таких детей в обществе. Инклюзивное образование, напротив, предоставляет большие возможности «особенным» детям в адаптации к условиям современного мира, учит их взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, развивает коммуникативные навыки.
Объект работы: инклюзивная и коррекционная система образования в России.
Предмет работы: особенности инклюзивной и коррекционной системы образования в России.
Цель работы: изучить инклюзивную и коррекционную систему образования в России.
Задачи работы:
– раскрыть понятие, сущность инклюзивного образования;
– рассмотреть особенности коррекционного образования в России;
– выявить взаимосвязь инклюзивной и коррекционной системы образования в России.
Методы: теоретический анализ педагогической, исторической литературы, синтез, обобщение.
Таким образом, исторический подход становления системы инклюзивного образования лиц с ОВЗ в России показал, что история системы оказания педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья демонстрирует длительный путь развития: от частных единичных специальных школ и учреждений до целостной государственной системы специального образования в большей части стран мира. Исторический подход позволил в данной работе проанализировать развитие инклюзивного образования на основе изучения генезиса исследуемого процесса, выявления структурных изменений и различных проявлений, которые сформировались в условиях конкретных историко-образовательных процессов в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной организации. Инклюзивное образование это такая организация процесса обучения, при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и прочих особенностей, которые являются включенными в систему образования и проходят обучение по месту жительства вместе с их сверстниками, у которых отсутствует инвалидность, в одних общеобразовательных школах, в подобных школах общего типа, учитывающих их особенные образовательные потребности и оказывающих ученикам требуемую специальную поддержку.
Инклюзивное и коррекционное образование не противопоставлены друг другу, родитель особого ребенка может, опираясь на мнение специалистов, выбрать оптимальный для ребенка и семьи вариант. Инклюзивные и коррекционные школы работают в тесном сотрудничестве. Сейчас активно поддерживается и развивается как коррекционное, так и инклюзивное образование.