Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психолого-педагогические условия формирования эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста

Работа №72145

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы118
Год сдачи2020
Стоимость4200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
897
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретический анализ проблемы формирования эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста
1.1. Анализ теоретических основ эмоций и чувств в психолого-педагогической литературе 13
1.2. Особенности эмоционального интеллекта у детей дошкольного
возраста 23
1.3. Психолого-педагогические условия формирования эмоционального
интеллекта детей дошкольного возраста 33
Выводы по первой главе
Глава 2. Экспериментальное изучение эффективности психолого-педагогических условий по формированию эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста
2.1. Диагностика уровня сформированности эмоционального интеллекта
детей старшего дошкольного возраста 46
2.2. Экспериментальная программа по формированию эмоционального
интеллекта детей старшего дошкольного возраста 60
2.3. Сравнительный анализ результатов экспериментальной работы по
формированию эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста 75
Выводы по второй главе
Заключение 87
Список литературы 90
Приложение 100


Актуальность темы. Приоритетным направлением развития детей XXI века является формирование отзывчивости к чувствам и эмоциям других людей, эмоциональной культуры, способности общаться с взрослыми и сверстниками. Повышение уровня эмоциональности современных жизненных условий определено ускоряющимися темпами жизни, факторами стресса, возрастающей конкуренцией и ответственностью при отсутствии возможности к релаксации.
Дошкольный возраст является сензитивным периодом развития ребенка, именно поэтому эмоциональный интеллект необходимо начинать формировать как можно раньше. Немаловажным остается тот факт, что эмоции не заложены генетически и играют большую роль в процессе дошкольного воспитания и социализации. Как следствие, формирование эмоционального интеллекта способствует преодолению проблем в дошкольном возрасте и помогает ребенку лучше понять себя и свое «Я», свои эмоции и эмоции других людей, а также позволяет дошкольнику познакомиться со способами управления эмоциями.
Знакомясь с эмоциями, ребенок на новом уровне учится взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, приобретая такие важные качества как эмпатия, честность, стремление к здоровьесбережению, умение договариваться, избегать и выходить из конфликтных ситуаций. При условии осознания своих эмоций повышается стрессоустойчивость и работоспособность. Все выше перечисленное поможет ребенку - дошкольнику перейти на новую ступень развития, и стать школьником у которого будет проходить процесс адаптации к школе намного легче, чем у других детей.
В соответствии с этим ФГОС дошкольного образования выделяет приоритетные направления развития и образования детей РФ, в котором содержится следующее: «Социально-коммуникативное развитие направлено на <...> развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации...» [66]. Следовательно, можно сделать вывод о том, что формирование эмоционального интеллекта является одним из основных направлений российского образования в области развития детей дошкольного возраста.
Степень разработанности проблемы исследования. Проблема формирования и развития эмоционального интеллекта человека и в частности детей дошкольного возраста представлена в разных аспектах. Понятие и сущность эмоционального интеллекта отраженно в трудах таких зарубежных ученных как J. Mayer, P. Salovey, D. Caruso, D. Goleman, R. Boyatriz, M. Zeidner, R. Bar-On. В отечественной науке эмоциональный интеллект представлен в работах Л.Д. Камышниковой, Н. В. Люсина, Е. А. Сергиенко, С. Шабанова, А. Алешиной. Суть корреляции между интеллектом и эмоциями определены Л.С. Выготским, В.В. Давыдовым, У. Джемсом, А.Н. Леонтьевым, С.Л. Рубинштейном. Такие ученные как М.Б. Арнольд, Дж. А. Гассон указывают на важность чувств и эмоций в процессе интеграции личности. В дошкольном воспитании эмоциональный компонент рассматривался Н.С. Ежковой, И.Н. Андреевой, В.К. Загводкиным, Р. Нассером, М.А. Нгуеном, Н.В. Соловьевой, В.С. Юркевич, John Gottman, Joan DeClaire и другими.
Многие ученые в своих исследованиях, по данной проблеме (Ш.А. Амонашвили, Л.И. Божович, Дж. Боули, Д. Винникот, К. Хорни, Э. Эриксон и др.), пришли к единому мнению, что именно эмоциональное благополучие является важным условием для определения успешности развития ребенка, и эффективной положительной социализации детей.
Анализ теоретических исследований и практического опыта по формированию эмоционального интеллекта детей в системе дошкольной образовательной организации при определенных психолого-педагогических условиях позволил выявить следующие противоречия между:
- уровнем сформированности эмоционального интеллекта в группе детей старшего дошкольного возраста и компетентностью педагогов в данной области при реализации методов и технологий формирования эмоционального интеллекта;
- необходимостью создания благоприятных психолого-педагогических условий при формировании эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста и отсутствием научно обоснованного подхода к организационно-методическому обеспечению данного процесса в условиях преимущественно традиционной системы воспитания и развития в дошкольной образовательной организации.
Недостаточная разработанность данной проблемы обусловили постановку проблемы исследования: при каких психолого-педагогических условиях формирование эмоционального интеллекта детей в системе дошкольной образовательной организации становится эффективным?
Сказанное выше позволило нам определить тему исследования «Психолого-педагогические условия формирования эмоционального интеллекта детей в системе дошкольной образовательной организации».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментальным путем проверить эффективность психолого-педагогических условий формирования эмоционального интеллекта детей в системе дошкольной образовательной организации.
Объект исследования: эмоциональный интеллект детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия формирования эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: процесс формирования эмоционального интеллекта детей в системе дошкольной образовательной организации будет более эффективным при соблюдении следующих психолого-педагогических условий:
- организация системы развивающих занятий, направленных на формирование определенных навыков эмоционального интеллекта ребенка (Soft skills: умение осознавать свои эмоции и эмоции других людей, умение управлять своими эмоциями и эмоциями других людей);
- создание целесообразной среды для формирования эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста, основанной на благоприятной обстановке как в группе, так и в системе дошкольной образовательной организации;
- комплектование групп детей при условии их готовности к сотрудничеству по формированию эмоционального интеллекта в соответствии с ФГОС дошкольного образования;
- взаимодействие педагогов, родителей и детей в триаде при равных возможностях, учитывая индивидуальную траекторию развития ребенка, и обеспечивая вариативность развивающих и общеобразовательных программ;
- установление правил взаимодействия в различных ситуациях , которые будут учитывать физиологические, психологические, возрастные и гендерные различия детей дошкольного возраста;
- осуществление психолого-педагогической поддержки детей дошкольного возраста при решении конфликтных и сложных эмоциогенных ситуаций.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научную литературу и раскрыть сущность ключевых понятий проблемы исследования: эмоции, чувства, интеллект, эмоциональный интеллект, ребенок дошкольного возраста, дошкольная образовательная организация, психолого-педагогические условия и др.
2. Выявить психолого-педагогические условия, которые способствуют организации системы коррекционно-развивающих занятий, обеспечивающих успешность формирования эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста.
3. Выделить и охарактеризовать компоненты и уровни сформированности эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста.
4. Разработать, апробировать и оценить эффективность экспериментальной программы формирования эмоционального интеллекта детей в системе дошкольной образовательной организации.
Для проверки выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач в исследовании был использован комплекс методов:
- теоретические: анализ и синтез, интерпретация, сравнение, абстрагирование и конкретизация, обобщение, формализация, индукция и дедукция, идеализация, аналогия;
- эмпирические: анализ психолого-педагогического опыта, наблюдение,
беседа, анкетирование, изучение продуктов деятельности детей старшего дошкольного возраста, психолого-педагогический эксперимент, статистический анализ и педагогическая интерпретация экспериментальных данных.
Методологическую основу исследования составили: основная концепция эмоционального интеллекта, основанная на совокупности ментальных способностей, помогающих человеку воспринимать и понимать свои и чужие эмоции; положения системного, личностного, деятельностного, конвергентного и развивающего подходов к изучению проблемы формирования эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста.
Теоретической основой исследования стали: теория эмоционально-интеллектуальных способностей Дж. Майера, П. Сэловея, Д. Карузо; теория эмоциональной компетентности Д. Г оулмен; ориентация на другого человека и способность к поиску оптимального диалога М.М. Бахтина, Н.А. Бердяева, А.А. Ухтомского; теория трехмерных чувствований В. Вундта; теоретическая схема эмоций Я. Рейковского; теоретические и эмпирические исследования А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина о преобладании эмоций над рассуждениями и сознанием в регуляции поведения дошкольника; эффективные методы формирования эмоционального интеллекта, выделенные А.Ю. Гусевой.
Научная новизна исследования:
- уточнена сущность и структура эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста, представленная единством компонентов: самосознание, саморегулирование, внутренняя мотивация, эмпатия, социальные навыки; уровни их сформированности, определяемые по когнитивным, эмоциональным и поведенческим критериям;
- разработана и апробирована программа по формированию эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста, позволяющая последовательно реализовать все этапы взаимосвязанной деятельности педагога, родителя, воспитанника.
Теоретическая значимость заключается:
- в обосновании психолого-педагогических условий, благодаря которым эмоциональный интеллект детей дошкольного возраста формируется наиболее эффективно;
- в установлении взаимосвязи понятий «интеллект» и «эмоции»;
- в расширении понятийно-терминологического поля проблемы исследования за счет уточнения содержания понятий «эмоциональный интеллект», «эмоциональный интеллект детей дошкольного возраста», что в свою очередь позволило дополнить теорию и методику дошкольного образования;
- в обосновании, разработке и внедрении специально организованной программы по формированию эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста.
Практическая значимость: обоснованный и апробированный на практике критериально-диагностический инструментарий по оценке сформированности эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста, включающий критерии, уровни, диагностические методики. Были получены результаты, которые могут быть использованы в воспитательном и коррекционно-развивающем процессе дошкольной образовательной организации и в работе педагогов, психологов детских садов.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад № 3 «Ромашка» города Ставрополя.
Исследование проводилось в несколько этапов:
Первый этап - предварительный (сентябрь 2018 г. - август 2019 г.) - изучение и анализ зарубежной и отечественной литературы по проблеме формирования эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста; уточнение проблемы, объекта, предмета, гипотезы, задач и методов экспериментального исследования.
Второй этап - исследовательский (сентябрь - март 2020 г.) -
разработка исследовательского инструментария, его апробация; определение методики проведения констатирующего этапа эксперимента, обработка результатов первичной диагностики. Разработка и реализация программы по формированию эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста.
Третий этап - обобщающий (апрель - май 2020 г.) - анализ, обобщение и систематизация полученных результатов экспериментальной работы (контрольный эксперимент); оформление результатов исследования в виде текста магистерской диссертации.
Достоверность и обоснованность научных результатов исследования обеспечивались совокупностью методов, соответствующих предмету исследования, адекватных поставленным целям и задачам; методологической обоснованностью исходных теоретических позиций;
сочетанием количественного и качественного анализа полученных данных; непротиворечивостью теоретических положений и эмпирических данных, полученных в ходе исследования.
В структуру магистерской диссертации входят: введение, две главы, шесть параграфов, выводы по первой главе, заключение, список литературы, приложения.
Положения, выносимые на защиту:
1. Эмоциональный интеллект в дошкольном возрасте понимается нами способность детей представлять, осознавать и управлять, как своими эмоциями, так и эмоциями других людей. Эмоциональный интеллект детей старшего дошкольного возраста есть сформированность определенных качеств и навыков, которые влияют на развитие эмпатии, честности, стремления к здоровьесбережению, умения договариваться, избегать и выходить из конфликтных ситуаций.
2. Формирование эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста имеет уровневую вариативность (критический, допустимый, оптимальный) и критерии содержательных параметров (когнитивный, эмоциональный, поведенческий), а также компоненты сформированности эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста: восприятие эмоций, использование эмоций для стимуляции мышления и деятельности, понимание и анализ эмоций, сознательное управление эмоциями.
3. Для успешного формирования эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста необходимо: создать определенные условия, в которых будут учтены физиологические, психологические, возрастные и гендерные особенности дошкольника; комплектование групп детей при условии их готовности к сотрудничеству; взаимодействие педагогов, родителей и детей; установление правил взаимодействия при формировании эмоционального интеллекта; осуществление психолого-педагогической поддержки детей дошкольного возраста; учитывать требования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Формирование эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста является актуальным в условиях современного образовательного пространства и запросов, как педагогов, так и родителей. Именно формирование эмоционального интеллекта дошкольников влияет на его будущую жизнь и создает условия для успешного взаимодействия ребенка в системе межличностных взаимоотношений и продуктивной деятельности. Необходимо отметить, что формирование эмоционального интеллекта является одним из основных направлений российского образования в области развития детей дошкольного возраста.
Теоретические основы исследования проблемы формирования эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста отражены в ряде зарубежных и отечественных исследований, которые позволяют рассмотреть различные подходы к определению понятия эмоциональный интеллект, его основные компоненты, функции, особенности, и компетенции, которые формируются у детей дошкольного возраста.
В процессе формирования эмоционального интеллекта детей в системе дошкольной образовательной организации нами были определены следующие психолого-педагогические условия:
1. Организация системы развивающих занятий, направленных на формирование определенных навыков эмоционального интеллекта ребенка (Soft skills: умение осознавать свои эмоции и эмоции других людей, умение управлять своими эмоциями и эмоциями других людей).
2. Создание целесообразной среды для формирования эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста основанной на благоприятной обстановке как в группе, так и в системе дошкольной образовательной организации.
3. Комплектование групп детей при условии их готовности к сотрудничеству по формированию эмоционального интеллекта в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
4. Взаимодействие педагогов, родителей и детей в триаде при равных возможностях, учитывая индивидуальную траекторию развития ребенка, и обеспечивая вариативность развивающих и общеобразовательных программ.
5. Установление правил взаимодействия в различных ситуациях, которые будут учитывать физиологические, психологические, возрастные и гендерные различия детей дошкольного возраста.
6. Осуществление психолого-педагогической поддержки детей дошкольного возраста при решении конфликтных и сложных эмоциогенных ситуаций.
В ходе исследования нами была определена структура экспериментальной работы, которая направлена на достижение цели, решение задач исследования и доказательство выдвинутой гипотезы.
Экспериментальная работа включала 3 этапа: констатирующий (измерение начального уровня сформированности эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста во всей выборке оптантов), формирующий (реализация программы по формированию эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста) и контрольный (повторное диагностическое обследование, которое помогло определить уровень формирования эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста после проведения специально разработанной программы).
На констатирующем этапе эксперимента была проведено первичное измерение уровня сформированности эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста. Полученные результаты показали, что у детей старшего дошкольного возраста преобладают допустимый и критический уровень сформированности эмоционального интеллекта. Это свидетельствует о полной или частичной неспособности понимать, осознавать и управлять как своими, так и чужими эмоциями.
На формирующем этапе экспериментальной работы мы опирались на фундаментальные положения об эмоциональном интеллекте. Нами была разработана и апробирована экспериментальная программа, направленная на развитие эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста.
При проведении экспериментальной работы, мы пришли к выводу, что соблюдая определенные психолого-педагогические условия можно сформировать такие составляющие эмоционального интеллекта, как понимание собственных эмоций, осознание эмоций, способность управлять эмоциями, эмпатия.
Контрольный этап экспериментальной работы был направлен на выявление динамики измерения уровня сформированности эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста после проведенной педагогической работы.
В ходе контрольного этапа было выяснено, что у дошкольников экспериментальной группы в целом наблюдаются положительная динамика в развитии эмоционального интеллекта. В этой связи, можно говорить об эффективности разработанной и организованной экспериментальной программы по формированию эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста.
Таким образом, цель исследования была достигнута, гипотеза нашла свое подтверждение. Тема исследования, направленная на формирование эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста на современном этапе образования является актуальной и требует дальнейшего изучения.



1. Андреев, В.И. Педагогика высшей школы. Инновационно-прогностический курс: учеб. пособие / В.И. Андреев. - Казань: Центр инновационных технологий, 2013. - 500 с.
2. Андреева, И.Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии / И. Н. Андреева. - Новополоцк: ПГУ, 2011. - 388 с.
3. Андрес, К. Как приручить волков / под ред. И. Левоной. - М.: Редкая птица, 2019. - 28 с.
4. Антонова, Ю. Д. Педагогическая поддержка детей старшего
дошкольного возраста в процессе развития логико-математических представлений / Ю. Д. Антонова, Ю. В. Волобуева, С. Ю. Селеменева. - Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2019 г.). - Краснодар: Новация, 2019. - С. 12-15. - URL:
https://moluch.ru/conf/ped/archive/322/14798/(дата обращения: 24.10.2019).
5. Базарсадаева Э.Ж. К вопросу об истории изучения эмоционального интеллекта / Э.Ж. Базарсадаева // Вестник Бурятского государственного университета. - 2013. - №5. - С.24-31.
6. Батурина, Г.И. Эмоции и чувства как специфическая форма отражения действительности. - В кн. Диалектика познания и сознания. Учёные записки Ивановского пед. ин-та Иваново: Изд-во пед. ин-та,2009. - 280с.
7. Бернер, Р. С. Карлхен упрямится [Текст]: [для дошкольного возраста] / Ротраут Сюзанне Бернер; пер. с нем. Елены Леенсон. - Москва: Мелик-Пашаев, 2013. - 61с.
8. Битюцких, Е.В. эмоциональный интеллект как фактор успешности обучения студентов / Е.В. Битюцких. - Текст: непосредственный
// Молодой ученый. - 2019. - № 27 (265). - С. 142-144. - URL:
https://moluch.ru/archive/265/61462/(дата обращения: 23.01.2020).
9. Большой психологический словарь / [Авдеева Н. Н. и др.]; под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. - 4-е изд., расш. - Москва: АСТ; Санкт-Петербург: Прайм-Еврознак, 2009. - 811 с.
10. Борытко, Н.М. В пространстве воспитательной деятельности: Монография / Науч. ред. Н. К. Сергеев. - Волгоград: Перемена, 2001. - 181 с.
11. Брекина О. В. Актуальные проблемы эмоционального развития
современных российских детей // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015. №4 (36). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-problemy-emotsionalnogo-razvitiya- sovremennyh-rossiyskih-detey(дата обращения: 19.05.2019).
12. Буриличева, Л. И. Комплексный подход в работе воспитателя
ДОУ с детьми раннего возраста. Психологические особенности личности ребёнка в дошкольном возрасте и социально-педагогические технологии: синкретичная корреляция / Л. И. Буриличева. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2013. - № 11 (58). - С. 573-574. - URL:
https://moluch.ru/archive/58/8147/(дата обращения: 15.05.2020).
13. Веккер, Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов [Текст] / Л. М. Веккер; Под общ. ред. А. В. Либина. - Москва : Смысл, 2000. - 679 с.
14. Вилюнас, В.К. Психология эмоций: [учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии] / авт.-сост. В.К. Вилюнас. - Санкт-Питербург: Питер, 2006. - 496 с.
15. Володина, И. А. Предметно-развивающая среда в ДОУ в условиях реализации ФГОС / И. А. Володина. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2015. - № 11 (91). - С. 1301-1304. - URL: https://moluch.ru/archive/91/19683/(дата обращения: 14.02.2020).
16. Вундт В. Введение в психологию / Вильгельм Вундт; [Пер. Н. Самсонов]. - СПб. [и др.]: Питер, 2002. - 125 с.
17. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. - Москва : Издательство Юрайт, 2019. - 160 с. - (Антология мысли). - ISBN 978-5-534-06998-3. - Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/437739(дата обращения: 23.03.2020).
18. Выготский, Л.С. Лекции по психологии / Л.С. Выготский. - М.: Перспектива, 2018. - 148 с.
19. Выготский, Л.С. Учение об эмоциях / Собр. соч. в 6-ти т. Научное наследство/Под ред. М. Г. Ярошевского. - М.: Педагогика, 2012. - 400 с.
20. Готтман, Д. Эмоциональный интеллект ребенка. Практическое руководство для родителей / Д. Готтман, Дж. Деклер; пер. с англ. Г. Федотовой. - 5-е изд. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2019. - 272 с.
21. Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ / Д. Гоулман; пер. с англ. А.П. Исаевой - 6-е изд. - М.: Манн, Иванов и Ферббер, 2018. - 544 с.
22. Дмитриева, К.А. Эмоции и их влияние на здоровье людей //
Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. LX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12(60). URL:
https://sibac.info/archive/guman/12(60) (дата обращения: 23.05.2019)
23. Додонов, Б.И. В мире эмоций / Б. и. Додонов. - Киев: Политиздат Украины, 2000. - 139 с.
24. Дремина, Ю.В. Киса Алиса и мир эмоций. Сказка для детей 3-6 лет / Ю.В. Дремина. - М.: АРКТИ, 2017. - 40 с.
25. Жукова, И. И. Изотерапия как действенный метод психотерапии / И. И. Жукова. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2020. - № 2 (292). - С. 208-210. - URL: https://moluch.ru/archive/292/66090/(дата обращения: 24.06.2020).
26. Запорожец, А.В. Развитие социальных эмоций у детей
дошкольного возраста : Психол. исслед. / [А. В. Запорожец, Я. З. Неверович, А. Д. Кошелева и др.]; Под ред. А. В. Запорожца, Я. З. Неверович; НИИ дошк. воспитания АПН СССР. - М.: Педагогика, 1986. - 172 с.
27. Запорожец А.В. Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для воспитателей дет. сада / [А. В. Запорожец, Я. З. Неверович, А. Д. Кошелева и др.]; Под ред. А. Д. Кошелевой. - т М.: Просвещение, 1985. - 175 с.
28. Залевский, Г.В. Введение в клиническую психологию: учебное пособие для вузов / Г. В. Залевский. - 2-е изд. - Москва: Издательство Юрайт, 2020. - 192 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-10619-0. - Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/456304(дата обращения: 23.06.2019).
29. Звенигородская, М.А. Значимость феномена эмпатии в современном обществе / М. А. Звенигородская. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2019. - № 12 (250). - С. 244-247. - URL: https://moluch.ru/archive/250/57432/(дата обращения: 24.06.2019).
30. Изард, Кэррол Э. Психология эмоций [Электронный ресурс] / Кэррол Э. Изард; [пер. с англ. В. Мисник, А. Татлыбаев]. - Москва [и др.]: Питер, 2009. - 460 с.
31. Изотова, Е. И. Эмоциональная сфера ребенка. Теория и практика :учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 030900 - «Дошк. педагогика и психология»; 031100 - «Педагогика и методика дошк. Образования» / Е. И. Изотова, Е. В. Никифорова. - М.: Академия, 2004. - 283с.
32. Ильин, Е. П. Эмоции и чувства [Текст]: учебное пособие / Е. П. Ильин. - 2-е изд., перераб. и доп. - Санкт-Петербург: Питер, 2011. - 782 с.
33. Кафтанов Е.В. Понятие «чувство» с точки зрения психологии //
Студенческий: электрон. научн. журн. 2018. № 11(31). URL:
https://sibac.info/journal/student/31/111251(дата обращения: 23.05.2019).
34. Крившенко, Л. П. Педагогика: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Л. П. Крившенко, Л. В. Юркина. - 2-е изд.,
перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2020. - 400 с. -
(Профессиональное образование). - ISBN 978-5-534-09042-0. - Текст:
электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/450940(дата обращения: 24.10.2019).
35. Коноваленко, М.Ю. Деловые коммуникации: учебник и
практикум для академического бакалавриата / М. Ю. Коноваленко. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. - 466 с. - (Бакалавр.
Академический курс). - ISBN 978-5-534-11058-6. - Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/444387(дата обращения: 22.06.2020).
36. Карелина, И. О. Развитие понимания эмоций в период дошкольного детства: психологический ракурс: монография. - Прага: Vedecko vydavatelske centrum «Sociosfera-CZ», 2017. - 178 с. ISBN 978-80¬7526-228-8
37. Коротаева, Е. В. Теория и практика педагогических
взаимодействий: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Е. В. Коротаева. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. - 242 с. - (Бакалавр и магистр. Академический курс). -ISBN 978-5-534-10437-0. - Текст:
электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/430022(дата обращения: 24.10.2019).
38. Коротаева, Е.В. Основы педагогики взаимодействий: теория и практика: монография. - Екатеринбург: Изд. УрГПУ, 2013 - 203 с.
39. Косенко, Л. Л. Педагогическая поддержка как актуальная
современная парадигма / Л. Л. Косенко. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2017. - № 51 (185). - С. 282-285. - URL:
https://moluch.ru/archive/185/47305/(дата обращения: 24.11.2019).
40. Кряжева, Н. Л. Развитие эмоционального мира детей / Н. Л. Кряжева. - Екатеринбург: У-Фактория, 2004 (ГИНН Урал. рабочий). - 208 с.
41. Лаптева, Ю.А. Развитие эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста / Ю.А. Лаптева, И.С. Морозова. // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2016. - № 3. - С. 51-55. URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/razvitie-emotsionalnoy-sfery-rebenka- doshkolnogo-vozrasta/viewer(дата обращения: 15.01.2020).
42. Левашкина, А.О. Особенности механизма идентификации в детском возрасте / А.О. Левашкина. - Ярославский педагогический вестник. - 2012. - №1 - Том II (Психолого-педагогические науки) - С. 295-299.
43. Ленкина, В. О. Способы развития эмоционального интеллекта у
детей дошкольного возраста / В. О. Ленкина, А. А. Огир, О. В. Вартанян, Л. Ю. Борохович. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2017. - № 13 (147). - С. 569-571. - URL: https://moluch.ru/archive/147/40819/(дата
обращения: 24.10.2019).
44. Леонтьев, А.Н. Потребности, мотивы и эмоции / А.Н. Леонтьев. - Москва // Психология мотивации и эмоций: учебное пособие / ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фаликман. - Издание 2-е, стереотипное. - Москва: ЧеРо: Омега-Л: МПСИ, 2006.
45. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка / М.И.
Лисина. - Москва: Институт практической психологии; Воронеж:
Издательство НПО МОДЭК', 1997. - 384 с. - (Психологи Отечества) . - URL: http://www.psychlib.ru/inc/absid.php?absid=10040(дата обращения: 29.09.2019).
46. Лисина, М.И. Возникновение и развитие непосредственно¬
эмоционального общения с взрослыми у детей первого полугодия жизни // Развитие общения у дошкольников / Под ред. А. В. Запорожца и М. И. Лисиной. — М.: Педагогика, 1974. - 374 с. Источник:
http:ZZpsychlib.ruZmgppuZLOl-1997ZLOl-3641.htm#n90 (дата обращения:
19.01.2020).
47. Лисина, М. И. Проблемы онтогенеза общения / Науч.-исслед. ин¬т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. - М.: Педагогика, 1986. - 144 с. [Источник: http://psychlib.ru/mgppu/lis/lis.htm#] (дата обращения: 24.10.2019).
48. Майер, М. Я так рассердился [Текст]: [для чтения взрослыми детям: для детей от 3 до 6 лет] / Мерсер Майер; [пер. с англ. Ю. Шипков]. - Москва: Карьера Пресс, cop. 2012. - 24 с.
49. Мелехина, И. В. Формирование элементарных норм и правил взаимоотношения ребенка с взрослыми и сверстниками в ДОУ / И. В. Мелехина, А. П. Коняева. - Текст: непосредственный // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). - Т. 0. - Челябинск : Два комсомольца, 2013. - С. 57-60. - URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/98/4647/(дата обращения: 24.01.2020).
50. Минаева, В.М. Развитие эмоций дошкольников: Занятия. Игры: Пособие для практ. работников дет. дошк. учреждений / Минаева В.М. - М.: АРКТИ, 2001. - 44 с.
51. Осипова, А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие / А.А. Осипова. - М.: Сфера, 2002 - 510 с.
52. Панасенко, К. Е. Эмоционально-оценочный компонент образа Я дошкольников с нарушением речевого развития / К. Е. Панасенко. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2016. - № 26 (130). - С. 599-602. - URL: https://moluch.ru/archive/130/36147/(дата обращения: 11.04.2020).
53. Педагогика: [Учеб. пособие для пед. ин-тов / Ю. К. Бабанский, Т. А. Ильина, Н. А. Сорокин и др.]; Под ред. Ю. К. Бабанского. - М.: Просвещение, 1983. - 608 с.
54. Полетаева, Е. П. Эмоции в развитии ребенка дошкольного
возраста / Е. П. Полетаева, Е. В. Мерзлякова. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2018. - № 49 (235). - С. 290-293. - URL:
https://moluch.ru/archive/235/54539/(дата обращения: 13.02.2020).
55. Психология человека от рождения до смерти. Психологический атлас человека [Текст]: учебник / В. А. Аверин [и др.]; под ред. А. А. Реана. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. - 651 с.
56. Рейковский, Я. Экспериментальная психология эмоций [Текст] / Пер. с пол. и вступ. статья В.К. Вилюнаса; Общ. ред. О.В. Овчинниковой. - Москва: Прогресс, 1979. - 392 с.
57. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. - Москва [и др.]: Питер, 2012. - 705 с.
58. Свенцицкий А.Л. Краткий психологический словарь [Текст] / А. Л. Свенцицкий. - Москва: Проспект; Велби, 2008. - 511 с.
59. Сёмина, Р. Р. К вопросу о влиянии родителя на эмоциональный
интеллект ребенка / Р. Р. Сёмина. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2020. - № 15 (305). - С. 286-288. - URL:
https://moluch.ru/archive/305/68722/(дата обращения: 24.09.2019).
60. Симонов, П.В. Избранные труды: [В 2 т.] / П.В. Симонов; Отв. ред. И.А. Шевелёв; Рос. акад. наук. Ин-т высш. нерв. деятельности и нейрофизиологии. - М.: Наука, 2004. - 309 с.
61. Смирнова, Е. О. Психология и педагогика игры: учебное пособие для среднего профессионального образования / Е. О. Смирнова, И. А. Рябкова. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. - 223 с. - (Профессиональное образование). - ISBN 978-5-534-10879-8. - Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/432195(дата обращения: 14.12.2019).
62. Ступницкий, В.П. Психология: Учебник для бакалавров / В.П. Ступницкий, О.И. Щербакова, В. Е. Степанов. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013. - 520 с.
63. Тарасов, М.А. Педагогическая поддержка развития способности к личностной саморегуляции у старших дошкольников в условиях детского сада. Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01/ М.А. Тарасов - Хабаровск, 2006. - 142 с.
64. Трубайчук, Л.В. Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста / Л.В. Трубайчук // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. - 2015. - №6. - С.85-91.
65. Уланова А.Ю. Когнитивная регуляция эмоций и отношение к здоровью в подростковом возрасте // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2019. Вып. 3. С. 379-387. DOI: 10.17072/2078-7898/2019-3-379-387
66. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / Интернет-источник: https://fgos.ru/
67. Фортунатов, Г.А. Психология [Текст]: Учеб. пособие для X класса сред. школы / Г.А. Фортунатов, А. В. Петровский. - Москва: Учпедгиз, 1956. - 128 с.
68. Хижняк, О. В. Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников / О. В. Хижняк, В. В. Савченко, Т. Ю. Питякина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 5 (243). — С. 205-207. — URL: https://moluch.ru/archive/243/56257/(дата обращения: 24.06.2020).
69. Холодная, М. А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования: учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры / М. А. Холодная. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 334 с.
70. Хушбахтов, А. Х. Терминология «педагогические условия» / А. Х. Хушбахтов. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2015. - № 23 (103). - С. 1020-1022. - URL: https://moluch.ru/archive/103/23955/(дата обращения: 10.11.2019).
71. Шаркова, А.Ю. Педагогические условия использования проектной деятельности для формирования проектно-исследовательских компетенций обучающихся педагогического колледжа // III Андреевские чтения: современные концепции и технологии творческого саморазвития личности. Сборник статей участников Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - 2018. - С. 277-284.
72. Якобсон, П.М. Психология чувств и мотивации: Избр. психол. тр. / П. М. Якобсон; Под ред. [и с предисл.] Е. М. Борисовой; Акад. пед. и соц. наук, Моск. психол.-соц. ин-т. - М.: Ин-т практ. психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. - 304 с.
73. Mayer J.D., Salovey P., Caruso D.R. Models of Emotional Intelligence // Sternberg R. Handbook of Intelligence. - Cambridge, UK: Cambridge University Press, 2000. - P. 396 - 420.
74. Bar-On, R. The development of a concept of psychological well¬being. / Doctoral dissertation. - Rhodes University, South Africa, 1988.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ