Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ НА ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №44051

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы88
Год сдачи2018
Стоимость4250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
369
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 8
Глава I Теоретические аспекты формирования самооценки у детей
дошкольного возраста при использовании творческой деятельности 8
1.1 Самооценка: понятие, компоненты и роль в развитии личности 8
1.2 Особенности самооценки детей дошкольного возраста 14
1.3 Творческая деятельность как метод формирования самооценки
у детей дошкольного возраста 20
Выводы по главе I 27
Глава II Экспериментальная работа по формированию самооценки у детей дошкольного возраста при использовании творческой деятельности 29
2.1 Анализ уровня самооценки у детей дошкольного возраста 29
2.2 Формирование самооценки у детей дошкольного возраста при
использовании творческой деятельности 43
2.3 Анализ динамики самооценки у детей дошкольного возраста
при использовании творческой деятельности 50
Выводы по главе II 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЯ

В концепции модернизации российского образования возрастает роль общественно значимой активности личности, предполагающей высокую сознательность и требовательность индивида как в отношении к другим людям, так и к самому себе.
Наиболее активно формирование личностных качеств человека происходит в детском возрасте. В старшем дошкольном возрасте психическое развитие и становление личности ребенка тесно связаны с развитием самосознания. В этом возрасте начинает развиваться сознательность личности и самооценка. Самооценка - это важное личностное образование, принимающее активное участие в регуляции поведения и деятельности человека.
В период 6-7 лет (старший дошкольный возраст) происходит осознание ребенком самого себя, личных желаний, потребностей и мотивов. Самосознание - понимание того, что собой представляет ребенок, какими качествами обладает, как относятся к нему окружающие и чем вызывается это отношение - считается центральным новообразованием всего периода дошкольного детства. Наиболее явно самосознание проявляется в самооценке, то есть, в том, как ребенок оценивает свои достижения и неудачи, свои качества и возможности. Это наиболее сложный компонент самосознания, который формируется к семи годам. К этому периоду возрастает критичность детской оценки и самооценки. Данный сдвиг в развитии самооценки имеет важную роль в психологической готовности дошкольника к обучению в школе. Эмоционально позитивная, ясная, уверенная самооценка формирует стремление ребенка к учебе и влияет на его поведение.
Проблематика самооценки и ее формирования широко изучена в отечественной психологии и педагогике. Анализ литературы показывает, что преобладающее место в изучении проблемы развития самооценки в дошкольном возрасте занимают исследования по психологии. Большинство исследований направлены на выявление зависимости самооценки ребенка от оценки и отношения взрослого: родителей, педагогов, на взаимосвязь самооценки с общением детей. Педагогических исследований, отражающих формирование самооценки у дошкольников в зависимости от вида деятельности, крайне мало. Тем не менее, в содержании самосознания человека осознание им своих умений занимает одно из важных мест. Под воздействием активных действий, продуктивной деятельности, осознания ее успешности у детей дошкольного возраста происходит, в том числе, и формирование самооценки. Исследователями изучено влияние развивающих занятий, активной деятельности (например, спортивных игр), но в дошкольных образовательных учреждениях детям предлагается множество видов творческой деятельности: изобразительной, конструктивно-модельной, декоративной, музыкальной и др. Но в педагогической литературе проблема формирования самооценки через занятия творческой деятельностью с детьми дошкольного возраста рассмотрена крайне недостаточно, что обусловливает необходимость ее изучения в дошкольной педагогике России.
Возникает противоречие: с одной стороны, в психологических исследованиях доказана возможность формирования у детей дошкольного возраста адекватности самооценки через деятельность, а с другой стороны, недостаточно изучены и не используются в педагогической работе с детьми возможности влияния творческой деятельности на формирование самооценки.
Актуальность формирования самооценки ребенка дошкольного возраста через занятия творческой деятельностью определяется их эффективностью и значимостью влияния самооценки на успешность обучения, на поведение, на переход к следующей ступени личностного развития и на всю жизнедеятельность ребенка в целом.
Целью выпускной квалификационной работы является определение самооценки у детей дошкольного возраста при использовании творческой деятельности.
Для достижения цели в работе были определены следующие задачи:
1 Определить понятие и роль самооценки в развитии личности.
2 Изучить особенности формирования самооценки у детей дошкольного возраста.
3 Рассмотреть творческую деятельность как метод формирования самооценки у детей дошкольного возраста
4 Провести анализ уровня самооценки у детей дошкольного возраста.
5 Разработать и апробировать опытно-экспериментальную работу по формированию адекватной самооценки детей дошкольного возраста.
6 Выявить уровень сформированности самооценки у детей дошкольного возраста после занятий творческой деятельностью.
Объектом исследования является процесс формирования самооценки у детей дошкольного возраста.
Предметом исследования является творческая деятельность как метод формирования самооценки у детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: формирование позитивной, адекватной самооценки у детей дошкольного возраста будет осуществляться наиболее эффективно при использовании творческой деятельности.
Методы исследования: общенаучные методы анализа синтеза и обобщения материалов научной литературы по теме; эмпирические методы: опрос, сравнение, методика «Лесенка» (В.Г. Щур), методика определения эмоциональной самооценки (автор А.В. Захаров), методика «Какой я»; методы качественной, количественной обработки результатов и графического анализа данных.
Методологической базой исследования являются научные труды российских исследователей, таких как: Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С.Выготский, П.Я. Гальперин, А.В. Захаров, Н.В. Клюева, В.С. Мухина и др. Этими авторами были исследованы закономерности и особенности формирования самооценки в детском возрасте. Самооценка дошкольника рассматривается в структуре его образа «Я», представляющего собой к концу старшего дошкольного возраста относительно устойчивое образование в работах таких авторов, как М. И. Лисина, Е. О. Смирнова и др. В работах этих авторов показано появление к концу дошкольного возраста «собственно осознаваемых» форм самооценки. Они раскрыли связь самооценки с общением детей, показали роль результативной деятельности в качестве детерминанты, повышающей уровень осознанности самооценки.
Практическая значимость работы состоит в возможности использования полученных в ходе исследования результатов по самооценке детей дошкольного возраста, для разработки специальных программ обучения и создания педагогических условий для формирования позитивной, адекватной самооценки у детей дошкольного возраста, а также в работе с детьми с целью коррекции их самооценки, для повышения квалификации педагогических сотрудников дошкольных образовательных учреждений.
Базой исследования явились дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет) - воспитанники дошкольного образовательного учреждения г. Набережные Челны в количестве 40 человек (20 детей экспериментальной группы и 20 детей контрольной группы).
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В первой главе рассматриваются теоретические положения формирования самооценки у детей дошкольного возраста через занятия творческой деятельностью. В главе представлены современные подходы к определению понятия самооценки, ее компонентов, обозначена роль самооценки в развитии личности. Далее рассмотрены особенности самооценки детей дошкольного возраста и творческая деятельность как метод ее формирования.
Во второй главе представлена экспериментальная работа по формированию самооценки у детей дошкольного возраста через занятия творческой деятельностью. В главе приводится описание диагностической методики эксперимента, результаты анализа уровня самооценки у детей дошкольного возраста, дается описание реализации психолого¬педагогических условий по формированию самооценки у детей дошкольного возраста через занятия творческой деятельностью и полученные результаты.
В заключении представлены основные выводы по работе, подтверждение гипотезы исследования и заключительные положения

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Теоретический анализ и опытно-экспериментальная работа по теме формирования самооценки у детей дошкольного возраста позволил сделать ряд выводов:
1 Самооценка человека - центральное понятие личностных образований, которая имеет большое значение для развития личности и сильное влияние на поведение и действия человека, а также характер его взаимоотношений с окружающими людьми.
2 В психолого-педагогической науке определены три вида самооценки: адекватная, заниженная, завышенная.
3 Формирование психологических механизмов регуляции деятельности и поведения происходит в старшем дошкольном возрасте (5¬7 лет), поэтому этот период является очень важным этапом в развитии осознания ребенком самого себя и становлении его самооценки.
4 В период старшего дошкольного возраста самооценка ребенка обладает рядом особенностей. Для детей старшего дошкольного возраста считается нормой, если ребенок оценивает себя высоко. Для детей 5-6 лет считается нормой завышенная самооценка, к 7 годам самооценка ребенка становится более адекватной.
5 Уровень самооценки дошкольника оказывает огромное влияние на его адаптированность, успеваемость, способность преодолевать трудности, на характер его взаимоотношений с социумом.
6 Один из основных факторов формирования самооценки у детей дошкольного возраста являются активные действия, продуктивная деятельность, осознание ее успешности. В результате такой деятельности происходит увеличение и обогащение личного опыта, развитие интеллекта дошкольника, его высших психических функций: мышления, памяти, внимания, восприятия, творческого интеллекта, при активном участии самой личности и взрослого, что является условиями формирования адекватной самооценки.
7 Большинство детей дошкольного возраста в наибольшей мере оценивают присутствие в себе характеристик «добрый», «умный», «старательный».
8 Уровень эмоциональной самооценки у большинства детей дошкольного возраста на среднем уровне. Они заинтересованы в социальных контактах (чувствуют себя включенными, принятыми в мир людей), признают свое сходство с другими. Небольшая часть детей 10 -15% считают себя уникальными.
9 Использование творческой деятельности у детей дошкольного возраста позволяет сформировать у них адекватную позитивную самооценку.
10 В результате использования творческой деятельности в условиях ДОУ самооценка детей дошкольного возраста стала более адекватной и позитивной. В частности:
неадекватно завышенная самооценка снизилась на 15% - у 3 детей;
завышенная самооценка снизилась на 10% - у 2 детей;
адекватная самооценка увеличилась на 30% - у 6 детей;
заниженная самооценка снизилась на 5% - у 1 ребенка;
снизилась оценка детей с очень высокого уровня до высокого уровня по характеристикам «добрый» - 12 детей (60%), «умный» - 8 детей (40%), «старательный» - 7 детей (35%),
снизилась оценка детей с высокого уровня на средний уровень по характеристикам «умный» - 8 детей (40%), «сильный» - 6 детей (30%), «старательный» - 2 детей (10%);
практически все дети (95%) стали признавать свое сходство с другими, чувствовать свое принятие в мире людей, у 15% (3 детей) исчезло чувство превосходства над другими;
адекватность самооценки сформировалась у 30% (6 детей).
Итак, гипотеза исследования была подтверждена в ходе опытно- экспериментальной работы: формирование позитивной, адекватной
самооценки у детей дошкольного возраста наиболее эффективно осуществляется при использовании творческой деятельности.
Таким образом, цель работы достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.



1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября
2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования» // Российская газета. - 2013. - №265.
2. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для вузов / Г.С. Абрамова. - М.: Академический проект, 2014. - 937 с.
3. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. - М.: Академия, 2018. - 288 с.
4. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / А.С. Белкин. - М.: Издательский центр Академия, 2000. - 192 с.
5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 2012. - 300 с.
6. Болотова А.К. Психология развития и возрастная психология: Учебное пособие / А.К. Болотова, О.Н. Молчанова. - М.: ИД ГУ ВШЭ, 2012. - 526 с.
7. Бордовская Н.В. Психология и педагогика. Стандарт третьего поколения. Учебник для ВУЗов / Н.В. Бордовская. - СПб.:Питер, 2014. - 624 с.
8. Бороздина Л.В. Сущность самооценки и её отношение с Я - концепцией / Л.В. Бороздина // Вестник Московского Университета СЕР. 14. Психология. - № 1. - 2011. - С. 54-65.
9. Вайндорф-Сысоева М.Е. Педагогика: Учебное пособие для СПО и прикладного бакалавриата / М.Е. Вайндорф-Сысоева, Л.П. Крившенко. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 197 с.
10. Волков Б.С. Возрастная психология. Кн. 1. / Б.С. Волков. - М.: ВЛАДОС, 2015. - 343 с.
11. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. - Люберцы: Юрайт, 2017. - 432 с.
12. Галигузова Л.Н. Дошкольная педагогика: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова- Замогильная. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 284 с.
13. Гальперин П.Я. Введение в психологию: Учебное пособие для вузов. - М.: Книжный дом «Университет» / П.Я. Гальперин. - М.: Академия, 2010. - 332 с.
14. Гамезо М.В. Информационно-методическое пособие по курсу
«Психология человека» / М.В Гамезо, И.А. Домашенко. - М.:
Педагогическое общество России, 2014. - 276 с.
15. Детская практическая психология: Учебник/Под ред. проф. Т.Д. Марцинковской. - М.:Гардарики, 2012.-253 с.
16. Долгова В.И. Психологические детерминанты нравственного развития дошкольника / В.И. Долгова, Р.В. Овчарова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2014. - № 6. - С. 40-48.
17. Долгова В.И. Формирование самооценки у детей старшего дошкольного возраста /В.И. Долгова, О.И. Кузнецова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 44. - С. 65-72.
18. Дубровина И.В. Психология: Учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан. - 8-е изд. - М.: ВЛАДОС, 2010. - 464 с.
19. Захаров А.В. Методика исследования самооценки дошкольников / А.В. Захаров // Вопросы психологии. - 2012. - №3. - С. 26-29.
20. Капитанец Е. Г. Модель формирования самооценки у детей дошкольного возраста 5-6 лет / Е. Г. Капитанец, О. А. Смирнова // Научно - методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 7. - С. 146¬150.
21. Клюева Н. В. Общение. Дети 5-7 лет / Н.В. Клюева, Ю.В. Филиппова. - Ярославль: Академия развития, 2012. - 160 с.
22. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: Учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений / С.А. Козлова, Т.А.Куликова. - М.: Академия, 2013. - 416 с.
23. Крившенко Л.П. Педагогика: учебник и практикум для СПО / Л.П. Крившенко, Л.В. Юркина. - М.: Издательство Юрайт, 2017. - 364 с.
24. Кулагина И.Ю. Психология развития и возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека: Учебное пособие / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. - М.: Академический проект, 2015. - 420 с.
25. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка / М.И. Лисина. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2011. - 384 с.
26. Лихачева Е.Н. Формирование адекватной самооценки у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ. Диагностика, программа занятий. Методическое пособие / Е.Н. Лихачева. - М.: Детство-Пресс, 2013. - 80 с.
27. Логинова В.И. Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткипа и др.; Под ред. Т.И. Бабаевой, 3.А. Михайловой, Л. М. Гурович. - СПб.: Детство-Пресс, 2014. - 224 с.
28. Микляева Н.В. Теоретические основы дошкольного образования. Учебник для СПО. - 2-е изд., пер. и доп. / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева, Н.А. Виноградова. - М.: Юрайт, 2016. - 496 с.
29. Микляева Н.В. Теория воспитания дошкольников: Учебное пособие / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. - М.: Академия, 2010. - 208 с.
30. Молчанова О.Н. Самооценка: Теоретические проблемы и эмпирические исследования: Учебное пособие / О.Н. Молчанова. - М.: Флинта, 2010. - 392 с.
31. Мухина B.C. Возрастная психология. Феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов / B.C. Мухина. - М.: Академия, 2010. - 452 с.
32. Немов Р.С. Психология: Учеб.для студ. высш. пед. учебн. заведений: В 3 кн. Кн. 2: Психология образования / Р.С. Немов. - М.: ВЛАДОС, 2011. - 429с.
33. Непомнящая Н.И. Психодиагностика личности: теория и практика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Н.И. Непомнящая. - М.: Владос, 2015. - 192 с.
34. Новиченкова Е.Ю. Кризисы детского возраста. Формируем здоровую самооценку / Е.Ю. Новиченкова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. - 170 с.
35. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для
академического бакалавриата / Л.Ф. Обухова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 460 с.
36. Погодина С.В. Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста: Учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений / С.В. Погодина. - М.: Академия, 2015. - 256 с.
37. Реан А.А. Психология личности / А.А. Реан. - СПб.: Питер, 2013. - 288 с.
38. Самыгин С.И. Психология развития, возрастная психология для студентов вузов / С.И. Самыгин; Под общ.ред. Л.И. Щербакова. - Рн/Д: Феникс, 2013. - 220 с.
39. Сластенин В.А. Психология и педагогика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В.А. Сластенин, В.П. Каширин. - 8-е изд., стер. - М.: Академия, 2015. - 480 с.
40. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: учеб.пособие для студ. вузов, обучающихся по направлению «Психология» и псих. спец. / С.Д. Смирнов. - 5-е изд., стер. - М.: Академия, 2010. - 394 с.
41. Смирнова Е.О. Детская психология. Учебник для вузов / Е.О. Смирнова. - 4-е изд., перераб. - СПб.: Питер, 2012. - 304 с.
42. Суверова Э.И. Самооценка в дошкольном возрасте /Э.И. Суверова.-[Электронный ресурс]. -URL: http://www.psi.lib.ru/detsad/sbor/saodshv.htm(дата обращения 11.02.2018).
43. Тестируем детей / сост. Т. Г. Макеева. - 5-е изд., стер. - Ростов н/Д.: Феникс, 2011. - 349 с.
44. Турченко В.И. Дошкольная педагогика: Учебное пособие / В.И. Турченко. - М.: Флинта, 2016. - 256 c.
45. Урунтаева Г.А. Детская психология: Учебник / Г.А. Урунтаева. - М.: Академия, 2014. - 336 с.
46. Урунтаева Г.А. Психология дошкольного возраста: Учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений / Г.А. Урунтаева. - М.: Академия, 2014. - 272 c.
47. Хухлаева О.В. Психология развития и возрастная психология: Учебник для академического бакалавров / О.В. Хухлаева, Е.В. Зыков, Г.В. Бубнова. - М.: Юрайт, 2016. - 367 c.
48. Чернявская В.С. Гендерные различия самооценки дошкольников / А.Ф. Буслова, В.С. Чернявская // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - № 7 (июль). - С. 36-40.
49. Шаповаленко И.В. Психология развития и возрастная психология: Учебник и практикум для академического бакалавриата / И.В. Шаповаленко. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 576 c.
50. Шилова А.А. Формирование адекватной самооценки у детей младшего школьного возраста, находящихся в трудной жизненной ситуации / А.А. Шилова // Молодой ученый. - 2015. - №24. - С. 1050-1053.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ