Формирование эффективной инновационной политики развития территории
|
Введение
1 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ 9
1.1 Инновационная политика развития территории: категориальный аппарат и
общие характеристики 9
1.2 Концептуальные аспекты формирования инновационной политики территории 20
1.3 Инновационная политика регионального уровня: показатели эффективности и
тенденции развития 25
2 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ 39
2.1 Инновационная стратегия региона на принципах «умной специализации» и
кластерная политика: взаимосвязь понятий 39
2.2 Подходы к разработке инновационной стратегии развития территории:
стратегия научно-технологического развития России 51
2.3 Методический инструментарий процесса формирования инновационной
политики развития территории 61
3 РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО МЕТОДИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ
ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
3.1 Европейский опыт разработки инновационной политики развития территории:
концепция «умной специализации» 67
3.2 Возможности и примеры использования концепции «умной специализации» в
российских условиях 79
3.3 Методические рекомендации по формированию инновационной политики на
основе принципов «умной специализации» и оценка их эффективности 87
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 100
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 103
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Предложения по государственной поддержке действующих в регионе промышленных предприятий и привлечению инвесторов для создания новых высокотехнологичных производств 112
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Субъекты регулирования межрегионального экономического взаимодействия в РФ 115
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Показатели мониторинга модернизационных и интеграционных процессов в промышленности 116
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 SWOT-анализ формирования туристского кластера Орловской области 117
1 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ 9
1.1 Инновационная политика развития территории: категориальный аппарат и
общие характеристики 9
1.2 Концептуальные аспекты формирования инновационной политики территории 20
1.3 Инновационная политика регионального уровня: показатели эффективности и
тенденции развития 25
2 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ 39
2.1 Инновационная стратегия региона на принципах «умной специализации» и
кластерная политика: взаимосвязь понятий 39
2.2 Подходы к разработке инновационной стратегии развития территории:
стратегия научно-технологического развития России 51
2.3 Методический инструментарий процесса формирования инновационной
политики развития территории 61
3 РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО МЕТОДИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ
ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
3.1 Европейский опыт разработки инновационной политики развития территории:
концепция «умной специализации» 67
3.2 Возможности и примеры использования концепции «умной специализации» в
российских условиях 79
3.3 Методические рекомендации по формированию инновационной политики на
основе принципов «умной специализации» и оценка их эффективности 87
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 100
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 103
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Предложения по государственной поддержке действующих в регионе промышленных предприятий и привлечению инвесторов для создания новых высокотехнологичных производств 112
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Субъекты регулирования межрегионального экономического взаимодействия в РФ 115
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Показатели мониторинга модернизационных и интеграционных процессов в промышленности 116
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 SWOT-анализ формирования туристского кластера Орловской области 117
Актуальность проблемы. В сегодняшних условиях функционирования и развития социально-экономических систем всех уровней, приоритетными выступают проблемы повышения конкурентоспособности национальной экономики и пространственного развития территорий. Инновационный путь развития России в нынешних условиях жесткой международной конкуренции не имеет альтернативы, поскольку инновации - основа развития любой современной «здоровой» экономики.
Социально-экономическое развитие российских территорий можно охарактеризовать как фрагментарное, поскольку налицо весомые разрывы в контексте решения стратегических задач инновационного развития (по величине валового регионального продукта в 64 раза, по инвестициям на 1 человека - 2042 раза). Такой нестабильный дифференцированный характер социально-экономического развития субъектов РФ приводит к ежегодным потерям ВВП на 2-3%. Исходя из этого необходимость исследования проблем инновационного развития территорий не просто актуальна, а жизненно необходима.
Таким образом, актуальность темы исследования, связанная с инновационным развитием территорий обуславливается набором внешних и внутренних проблем. Внешние связаны с аспектами инновационной активности и инновационной восприимчивости региональных экономик и отраслей, от которых в свою очередь зависит стратегическая конкурентоспособность государства в мировой экономике. Внутренние проблемы касаются необходимости обеспечения экономически сбалансированного развития территории страны как важного условия ее жизнедеятельности.
Теоретико-методологической основой проводимого исследования вопросов инновационного развития является изучение национальной инновационной системы как базовой институциональной основы инновационного развития национальной экономики. В зарубежной и отечественной науке и практике именно национальная инновационная система задает тон и создает условия для осуществления научно-технической и инновационной деятельности в стране, охватывая при этом полный комплекс субъектов и объектов научно - инновационной сферы: наука, образование, производство, рынки, институты правового, финансового и социального характера. В этой масштабной системе ключевым звеном является региональная инновационная система, характеризующая ресурсную обеспеченность и инновационный потенциал территории.
Степень изученности проблемы. Результаты исследования, посвященные изучению проблем регионального инновационного развития, использованию различных форм государственного регулирования, а также развитию элементов национальной и региональных инновационных систем представлены в работах таких зарубежных и отечественных авторов, как Б.М. Смирнов, Л.Н. Фоломьев, А.И. Николаев, Б.К. Лисин, Л.С. Аганина, А.М. Садыков, Е.В. Гаранина, Б. Санто, Л.Г. Зайцев, Е.С. Куценко и др. Проведенный обзор современного состояния и перспектив развития инновационной политики в России позволяет сделать вывод о недостаточной проработанности вопросов в методическом и методологическом плане.
Цель исследования заключается в научном обосновании теоретико-методических аспектах формирования инновационной политики развития территории, а также в разработке методического обеспечения процесса формирования инновационной политики на основе европейского опыта использования концепции «умной специализации».
Для достижения цели в рамках исследования предусмотрено решение следующих задач:
- охарактеризовать инновационную политику развития территорий и изучить ее категориальный аппарат;
- определить и описать концептуальные аспекты формирования
инновационной политики территории;
- провести научный анализ инновационной политики регионального уровня, оценить показатели эффективности и тенденции регионального развития;
- составить сравнительную характеристику понятий «инновационная стратегия региона на принципах «умной специализации»» и «кластерная политика»;
- провести анализ подходов к разработке инновационной стратегии развития субъектов Российской Федерации;
- разработать методический инструментарий процесса формирования инновационной политики развития территории;
- на основе европейского опыта использования концепции «умной специализации» разработать методические рекомендации по формированию инновационной политики российских регионов и оценить их эффективность.
Объектом исследования являются инновационная политика развития территории как категориальный аппарат на федеральном и региональном уровнях.
Предметом исследования является формирование социально-экономических отношений, возникающие в процессе формирования, развития и совершенствования инновационной политики региона с целью повышения его конкурентоспособности.
Методами исследования в работе выступают изучение и анализ научной литературы, наблюдение, опрос, обследование, мониторинг, изучение какого- либо опыта, обобщение собственного опыта работы, эксперимент, математическая обработка экспериментальных данных, сравнительный анализ результатов и пр. Так методологической основой исследования послужил диалектический метод познания в единстве субъектно-объектного, функционально-структурного анализа, позволивший исследовать финансовые отношения, возникающие в процессе риск-менеджмента деловой репутации коммерческого банка. Системный подход к предмету исследования позволил выявить существующие взаимосвязи и взаимозависимости и был реализован посредством таких общенаучных методов как методы сравнения, анализа, синтеза, научной абстракции, моделирования, статистического анализа, обобщения и экспертной оценки.
Информационной базой исследования являются данные Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации, законы и Программы инновационного развития Российской Федерации и Орловской области.
Научная новизна выпускной квалификационной работы. Основным признаком новизны является наличие теоретических положений и практических рекомендаций по совершенствованию региональной инновационной политики развития территории.
Практическая значимость работы и ее апробация. Практическая значимость результатов исследования методологических аспектов в рамках публикаций статей в сборниках конференций ФГБОУ ВО «ОГУ им. И.С. Тургенева» по темам: (УДК 332.6+336.6+51-77) «Возможности и примеры использования концепции «умной специализации» в российских условиях»; «Спирали инноваций и кластерный подход в инновационном развитии территории»; (УДК УДК 338.24:504) «Европейский опыт формирования стратегии инновационного развития территорий с учетом экологических приоритетов»; (УДК 001.895) «Выбор приоритетных направлений инновационного развития регионов на основе принципов «умной специализации»»; (УДК 338.24) «Проблемы формирования и реализации инновационной политики региона в процессе согласования интересов власти, бизнеса и общества». Кроме того, выводы и рекомендации выпускной квалификационной работы внедрены в практику деятельности ООО «ОРМЕТИЗ», что подтверждается справкой о результатах внедрения предложений и рекомендаций.
Структура работы отражает основные направления исследования и способствует достижению указанной цели исследования. В первой главе выпускной квалификационной работы проведен анализ современного состояния и перспектив развития инновационной политики в России. Во второй главе представлены теоретико-методические аспекты формирования инновационной политики развития территории. Третья глава содержит методические рекомендации по методическому обеспечению процесса формирования инновационной политики.
Основные результаты исследования, обладающие научной новизной и выносимые на защиту, заключаются в следующем:
- уточнены категории «государственная инновационная политика», «национальная инновационная система», «региональная инновационная система», формирующие понятийный аппарат теории инновационного развития региональных экономических систем;
- определена роль кластерной политики в инновационном развитии региона;
- на основе проведенного сравнительного анализа существующих методик и подходов к оценке инноваций и инновационной деятельности предложена методика формирования инновационной политики развития территории;
- на основе европейского опыта использования концепции «умной специализации» разработан подход к адаптации концепции для Орловского региона;
- разработаны рекомендации по формированию инновационной политики на основе принципов «умной специализации» и дана оценка их эффективности.
Социально-экономическое развитие российских территорий можно охарактеризовать как фрагментарное, поскольку налицо весомые разрывы в контексте решения стратегических задач инновационного развития (по величине валового регионального продукта в 64 раза, по инвестициям на 1 человека - 2042 раза). Такой нестабильный дифференцированный характер социально-экономического развития субъектов РФ приводит к ежегодным потерям ВВП на 2-3%. Исходя из этого необходимость исследования проблем инновационного развития территорий не просто актуальна, а жизненно необходима.
Таким образом, актуальность темы исследования, связанная с инновационным развитием территорий обуславливается набором внешних и внутренних проблем. Внешние связаны с аспектами инновационной активности и инновационной восприимчивости региональных экономик и отраслей, от которых в свою очередь зависит стратегическая конкурентоспособность государства в мировой экономике. Внутренние проблемы касаются необходимости обеспечения экономически сбалансированного развития территории страны как важного условия ее жизнедеятельности.
Теоретико-методологической основой проводимого исследования вопросов инновационного развития является изучение национальной инновационной системы как базовой институциональной основы инновационного развития национальной экономики. В зарубежной и отечественной науке и практике именно национальная инновационная система задает тон и создает условия для осуществления научно-технической и инновационной деятельности в стране, охватывая при этом полный комплекс субъектов и объектов научно - инновационной сферы: наука, образование, производство, рынки, институты правового, финансового и социального характера. В этой масштабной системе ключевым звеном является региональная инновационная система, характеризующая ресурсную обеспеченность и инновационный потенциал территории.
Степень изученности проблемы. Результаты исследования, посвященные изучению проблем регионального инновационного развития, использованию различных форм государственного регулирования, а также развитию элементов национальной и региональных инновационных систем представлены в работах таких зарубежных и отечественных авторов, как Б.М. Смирнов, Л.Н. Фоломьев, А.И. Николаев, Б.К. Лисин, Л.С. Аганина, А.М. Садыков, Е.В. Гаранина, Б. Санто, Л.Г. Зайцев, Е.С. Куценко и др. Проведенный обзор современного состояния и перспектив развития инновационной политики в России позволяет сделать вывод о недостаточной проработанности вопросов в методическом и методологическом плане.
Цель исследования заключается в научном обосновании теоретико-методических аспектах формирования инновационной политики развития территории, а также в разработке методического обеспечения процесса формирования инновационной политики на основе европейского опыта использования концепции «умной специализации».
Для достижения цели в рамках исследования предусмотрено решение следующих задач:
- охарактеризовать инновационную политику развития территорий и изучить ее категориальный аппарат;
- определить и описать концептуальные аспекты формирования
инновационной политики территории;
- провести научный анализ инновационной политики регионального уровня, оценить показатели эффективности и тенденции регионального развития;
- составить сравнительную характеристику понятий «инновационная стратегия региона на принципах «умной специализации»» и «кластерная политика»;
- провести анализ подходов к разработке инновационной стратегии развития субъектов Российской Федерации;
- разработать методический инструментарий процесса формирования инновационной политики развития территории;
- на основе европейского опыта использования концепции «умной специализации» разработать методические рекомендации по формированию инновационной политики российских регионов и оценить их эффективность.
Объектом исследования являются инновационная политика развития территории как категориальный аппарат на федеральном и региональном уровнях.
Предметом исследования является формирование социально-экономических отношений, возникающие в процессе формирования, развития и совершенствования инновационной политики региона с целью повышения его конкурентоспособности.
Методами исследования в работе выступают изучение и анализ научной литературы, наблюдение, опрос, обследование, мониторинг, изучение какого- либо опыта, обобщение собственного опыта работы, эксперимент, математическая обработка экспериментальных данных, сравнительный анализ результатов и пр. Так методологической основой исследования послужил диалектический метод познания в единстве субъектно-объектного, функционально-структурного анализа, позволивший исследовать финансовые отношения, возникающие в процессе риск-менеджмента деловой репутации коммерческого банка. Системный подход к предмету исследования позволил выявить существующие взаимосвязи и взаимозависимости и был реализован посредством таких общенаучных методов как методы сравнения, анализа, синтеза, научной абстракции, моделирования, статистического анализа, обобщения и экспертной оценки.
Информационной базой исследования являются данные Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации, законы и Программы инновационного развития Российской Федерации и Орловской области.
Научная новизна выпускной квалификационной работы. Основным признаком новизны является наличие теоретических положений и практических рекомендаций по совершенствованию региональной инновационной политики развития территории.
Практическая значимость работы и ее апробация. Практическая значимость результатов исследования методологических аспектов в рамках публикаций статей в сборниках конференций ФГБОУ ВО «ОГУ им. И.С. Тургенева» по темам: (УДК 332.6+336.6+51-77) «Возможности и примеры использования концепции «умной специализации» в российских условиях»; «Спирали инноваций и кластерный подход в инновационном развитии территории»; (УДК УДК 338.24:504) «Европейский опыт формирования стратегии инновационного развития территорий с учетом экологических приоритетов»; (УДК 001.895) «Выбор приоритетных направлений инновационного развития регионов на основе принципов «умной специализации»»; (УДК 338.24) «Проблемы формирования и реализации инновационной политики региона в процессе согласования интересов власти, бизнеса и общества». Кроме того, выводы и рекомендации выпускной квалификационной работы внедрены в практику деятельности ООО «ОРМЕТИЗ», что подтверждается справкой о результатах внедрения предложений и рекомендаций.
Структура работы отражает основные направления исследования и способствует достижению указанной цели исследования. В первой главе выпускной квалификационной работы проведен анализ современного состояния и перспектив развития инновационной политики в России. Во второй главе представлены теоретико-методические аспекты формирования инновационной политики развития территории. Третья глава содержит методические рекомендации по методическому обеспечению процесса формирования инновационной политики.
Основные результаты исследования, обладающие научной новизной и выносимые на защиту, заключаются в следующем:
- уточнены категории «государственная инновационная политика», «национальная инновационная система», «региональная инновационная система», формирующие понятийный аппарат теории инновационного развития региональных экономических систем;
- определена роль кластерной политики в инновационном развитии региона;
- на основе проведенного сравнительного анализа существующих методик и подходов к оценке инноваций и инновационной деятельности предложена методика формирования инновационной политики развития территории;
- на основе европейского опыта использования концепции «умной специализации» разработан подход к адаптации концепции для Орловского региона;
- разработаны рекомендации по формированию инновационной политики на основе принципов «умной специализации» и дана оценка их эффективности.
Проведенное исследование по проблеме формирования эффективной инновационной политики развития территории в рамках Орловского региона позволяет сформулировать совокупность обобщений, выводов и предложений.
Поскольку современные требования социально-экономического развития территорий определяют ведущую роль инноваций, объективно возрастает необходимость исследования инновационных процессов и регулирования инновационной сферы. В этой связи возрастает значение формирования актуальных механизмов управления инновационной политикой на федеральном и региональном уровнях. Причем механизм государственного регулирования направлен на активизацию инновационной деятельности в регионах, включая различные формы и методы прямого и косвенного воздействия на инновационный процесс.
Иными словами, перед Россией стоят задачи развития инновационной активности в долгосрочной перспективе. В целом в динамике наблюдается рост уровня инновационного развития во всех федеральных округах РФ, кроме Уральского федерального округа. Однако, несмотря на положительную динамику инновационного развития, только в Центральном и Приволжском федеральных округах коэффициент инновационного развития несколько превысил удовлетворительный уровень. Во всех остальных округах динамика инновационного развития характеризуется меньшими показателями.
Отметим, что проблема низких темпов экономического роста экономики в Российской Федерации и ее регионах связана с отсутствием четко определенных государственных механизмов взаимодействия власти и бизнеса. В большинстве регионов отсутствует синхронизация государственных программ с предприятиями.
Понятие «кластерная политика» комплиментарно развитию инновационной региональной стратегии на основе принципов «умной специализации». В России системные препятствия, затрудняющие формирование «умной специализации», связаны с традиционным и универсальным характером стратегического планирования экономического развития, не учитывающим условия и потребности определенных регионов. Актуальные сегодня механизмы, направленные на экономическое развитие, такие как особые экономические зоны, не располагают средствами, которые бы предусматривали особенности регионов: географические, ресурсные, экологические, существующие в них производства и инфраструктуру. Пространство для маневра, которым располагают региональные органы власти в рамках общегосударственных стратегий, слишком мало для того, чтобы действительно было возможно учесть все названные факторы.
Инновационная инфраструктура на региональном уровне, чаще всего, имеет отраслевую направленность. К сожалению, сегодня регионы мало удовлетворяют спрос малых инновационных предприятий. Отсутствие соответствующих для региона институтов развития сказывается на объеме и качестве предоставляемых государством услуг. Отсутствие критериев оценки потребности в том или ином виде инфраструктуры - главная причина неравномерного развития регионов.
Данная проблема решается путем создания на региональном уровне интегрированных систем - центров внедрения инноваций, цель деятельности которых - стимулирование отдельных (приоритетных для региона) направлений инновационной интенсификации, в том числе и посредством размещения государственных заказов на высокотехнологичную продукцию.
Концепция «умной специализации» предполагает формирование стратегии развития региона и его политики на основе создания некоего тренда, предполагающего сотрудничество следующих компонентов научных организаций, обеспечивающих разработку прогрессивных технологий; промышленных предприятий, способных посредством применения этих технологий осуществить производство и выпуск конкурентоспособной продукции; инфраструктуры, которая должна обеспечивать процесс кадровыми, финансовыми, информационными и другими ресурсами и оказывать необходимые услуги при работе на рынках. Такой подход можно считать актуальным и интересным для практического внедрения.
В ходе исследования были решены поставленные задачи:
- дана характеристика инновационной политики развития территорий и ее категориального аппарата;
- выявлены концептуальные аспекты формирования инновационной политики территории;
- проведен научный анализ инновационной политики регионального уровня, дана оценка показателей эффективности и тенденций развития;
- дана сравнительная характеристика понятий «инновационная стратегия региона на принципах «умной специализации»» и «кластерная политика»;
- проанализированы подходы к разработке инновационной стратегии развития территории России;
- разработан методический инструментарий процесса формирования инновационной политики развития территории;
- на основе европейского опыта использования концепции «умной специализации» разработаны методические рекомендации по формированию инновационной политики и оценена их эффективность.
Важную роль в инновационном процессе играет инновационная инфраструктура, решающая задачи поддержки инновационного предпринимательства в регионах и способствующая активизации инновационной деятельности. Такая инфраструктура не может возникать одномоментно, это колоссальный по объему мероприятий и вложений процесс, формируемый во времени и пространстве в процессе естественного развития.
На наш взгляд, только ориентация на комплексный интегрированный подход к созданию инновационный характера экономического развития Орловской области позволит изменить текущую социально-экономическую ситуацию. Экстенсивные факторы восстановления и роста себя уже давно исчерпали, очевидно, что задействование интенсивных факторов потребует дополнительных усилий от власти, бизнеса и общества в определении актуальных приоритетов развития экономического хозяйства на всех его уровнях.
Поскольку современные требования социально-экономического развития территорий определяют ведущую роль инноваций, объективно возрастает необходимость исследования инновационных процессов и регулирования инновационной сферы. В этой связи возрастает значение формирования актуальных механизмов управления инновационной политикой на федеральном и региональном уровнях. Причем механизм государственного регулирования направлен на активизацию инновационной деятельности в регионах, включая различные формы и методы прямого и косвенного воздействия на инновационный процесс.
Иными словами, перед Россией стоят задачи развития инновационной активности в долгосрочной перспективе. В целом в динамике наблюдается рост уровня инновационного развития во всех федеральных округах РФ, кроме Уральского федерального округа. Однако, несмотря на положительную динамику инновационного развития, только в Центральном и Приволжском федеральных округах коэффициент инновационного развития несколько превысил удовлетворительный уровень. Во всех остальных округах динамика инновационного развития характеризуется меньшими показателями.
Отметим, что проблема низких темпов экономического роста экономики в Российской Федерации и ее регионах связана с отсутствием четко определенных государственных механизмов взаимодействия власти и бизнеса. В большинстве регионов отсутствует синхронизация государственных программ с предприятиями.
Понятие «кластерная политика» комплиментарно развитию инновационной региональной стратегии на основе принципов «умной специализации». В России системные препятствия, затрудняющие формирование «умной специализации», связаны с традиционным и универсальным характером стратегического планирования экономического развития, не учитывающим условия и потребности определенных регионов. Актуальные сегодня механизмы, направленные на экономическое развитие, такие как особые экономические зоны, не располагают средствами, которые бы предусматривали особенности регионов: географические, ресурсные, экологические, существующие в них производства и инфраструктуру. Пространство для маневра, которым располагают региональные органы власти в рамках общегосударственных стратегий, слишком мало для того, чтобы действительно было возможно учесть все названные факторы.
Инновационная инфраструктура на региональном уровне, чаще всего, имеет отраслевую направленность. К сожалению, сегодня регионы мало удовлетворяют спрос малых инновационных предприятий. Отсутствие соответствующих для региона институтов развития сказывается на объеме и качестве предоставляемых государством услуг. Отсутствие критериев оценки потребности в том или ином виде инфраструктуры - главная причина неравномерного развития регионов.
Данная проблема решается путем создания на региональном уровне интегрированных систем - центров внедрения инноваций, цель деятельности которых - стимулирование отдельных (приоритетных для региона) направлений инновационной интенсификации, в том числе и посредством размещения государственных заказов на высокотехнологичную продукцию.
Концепция «умной специализации» предполагает формирование стратегии развития региона и его политики на основе создания некоего тренда, предполагающего сотрудничество следующих компонентов научных организаций, обеспечивающих разработку прогрессивных технологий; промышленных предприятий, способных посредством применения этих технологий осуществить производство и выпуск конкурентоспособной продукции; инфраструктуры, которая должна обеспечивать процесс кадровыми, финансовыми, информационными и другими ресурсами и оказывать необходимые услуги при работе на рынках. Такой подход можно считать актуальным и интересным для практического внедрения.
В ходе исследования были решены поставленные задачи:
- дана характеристика инновационной политики развития территорий и ее категориального аппарата;
- выявлены концептуальные аспекты формирования инновационной политики территории;
- проведен научный анализ инновационной политики регионального уровня, дана оценка показателей эффективности и тенденций развития;
- дана сравнительная характеристика понятий «инновационная стратегия региона на принципах «умной специализации»» и «кластерная политика»;
- проанализированы подходы к разработке инновационной стратегии развития территории России;
- разработан методический инструментарий процесса формирования инновационной политики развития территории;
- на основе европейского опыта использования концепции «умной специализации» разработаны методические рекомендации по формированию инновационной политики и оценена их эффективность.
Важную роль в инновационном процессе играет инновационная инфраструктура, решающая задачи поддержки инновационного предпринимательства в регионах и способствующая активизации инновационной деятельности. Такая инфраструктура не может возникать одномоментно, это колоссальный по объему мероприятий и вложений процесс, формируемый во времени и пространстве в процессе естественного развития.
На наш взгляд, только ориентация на комплексный интегрированный подход к созданию инновационный характера экономического развития Орловской области позволит изменить текущую социально-экономическую ситуацию. Экстенсивные факторы восстановления и роста себя уже давно исчерпали, очевидно, что задействование интенсивных факторов потребует дополнительных усилий от власти, бизнеса и общества в определении актуальных приоритетов развития экономического хозяйства на всех его уровнях.
Подобные работы
- Научный потенциал и социально-экономическое развитие стран мира
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2018 - СИСТЕМА МОНИТОРИНГА ОЦЕНКИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ РЕГИОНА
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - Экономико-статистический анализ инновационного потенциала региона на примере Красноярского края
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - ИННОВАЦИОННЫЕ ИНСТИТУТЫ В ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ТЕРРИТОРИЙ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Инновационная политика регионов России
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА И СТИМУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА В РЕГИОНЕ
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2018 - ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА БЕЛГОРОДА)
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2016 - РЕАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В
МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ (НА МАТЕРИАЛАХ
ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ «ГОРОД ШЕБЕКИНО»
БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Дипломные работы, ВКР, специальная технология. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2016



