Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие коммуникативных способностей концертмейстера в процессе работы с обучающимися над интерпретацией произведения

Работа №72042

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

музыка

Объем работы85
Год сдачи2021
Стоимость1800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
228
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено экспериментальное исследование.
Выборка: 20 будущих концертмейстеров, которые составили экспериментальную группу.
Есть приложения (результаты исследования в табличном виде).
В данной работе не указано название базы исследования. Таким образом, если подставить нужное название базы исследования, то работа подойдет для любого вуза.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ИХ РОЛЬ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1 Подходы к понятию «коммуникативные способности» 7
1.2 Роль коммуникативных способностей в развитии личности представителей творческих профессий 13
ГЛАВА 2 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД ИНТЕРПРЕТАЦИЕЙ ПРОИЗВЕДЕНИЯ 22
2.1 Концертмейстер: эволюция представлений о специальности и формировании направлений концертмейстерской деятельности 22
2.2 Комплекс психолого-педагогических, профессиональных качеств и коммуникативных способностей концертмейстера 29
2.3 Интерпретация как вид совместной деятельности концертмейстера и обучающихся 36
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СПЕЦИФИКИ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД ИНТЕРПРЕТАЦИЕЙ ПРОИЗВЕДЕНИЯ 46
3.1 Анализ уровня развития коммуникативных способностей концертмейстера 46
3.2 Апробация системы работы концертмейстера по обучению интерпретации
3.3 Анализ результатов экспериментального исследования 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 75
ПРИЛОЖЕНИЯ 83



Целью исследования является поиск путей и оптимальных методов развития коммуникативных способностей концертмейстера в процессе работы с обучающимися над интерпретацией произведения.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
1. Изучить подходы к понятию «коммуникативные способности».
2. Определить роль коммуникативных способностей в развитии личности представителей творческих профессий.
3. Охарактеризовать эволюцию представлений о специальности и формировании направлений концертмейстерской деятельности.
4. Описать комплекс психолого-педагогических, профессиональных качеств и коммуникативных способностей концертмейстера.
5. Разработать и апробировать в опытно-практической работе комплекс методов по развитию коммуникативных способностей концертмейстера в процессе работы с обучающимися над интерпретацией произведения.
5. Проанализировать эффективность подобранных методов по развитию коммуникативных способностей концертмейстера в процессе работы с обучающимися над интерпретацией произведения.
Анализ отечественной и зарубежной психологической, музыковедческой, педагогической литературы по изучению проблемы позволил выдвинуть гипотезу исследования: развитие коммуникативных способностей концертмейстера в процессе работы с обучающимися над интерпретацией произведения будет успешным, если занятия будут строиться на основе следующих педагогических условий:
- применение в процессе работы над интерпретацией произведения с обучающимися методов активного обучения;
- использование коммуникативных стратегий при обучении интерпретации произведения.
Методологической и теоретической основой исследования являются научные труды отечественных и зарубежных авторов. Сущность понятия «коммуникативные способности» раскрыты в работах Н.Н. Казыдуб, Р.С. Немова, Дж. Р. Росситера, И.И. Рыдановой, К.А. Ульяновой и др. Структура и компоненты коммуникативных способностей охарактеризованы А.А. Леонтьевым, В.Ф. Петренко, И.К. Прохоровой, И.П. Шкуратовой и др. Анализ специфики коммуникативных способностей у представителей творческих специальностей проведен Г.Г. Матвеевой, О.И. Муравьевой, Л.А. Патрикеевой и др. Эволюция представлений о специальности и формировании направлений концертмейстерской деятельности охарактеризована Э.К Мнацаканян, А.В. Николахиной, Т.Е. Николаевой и др. Комплекс психолого-педагогических, профессиональных качеств и коммуникативных способностей концертмейстера представлен в исследованиях И.А. Ивановой, Е.П. Кондаковой, Т.М. Матюшковой и др.
Однако, коммуникативные умения, навыки, способности, качества, которые способствуют организации взаимодействия преподавателя, учителя – представителей творческих профессий в педагогическом общении, как правило, исследователями рассматриваются фрагментарно, теоретические и концептуальные психолого-педагогические разработки в основном касаются лишь отдельных составляющих очерченной проблемы. Это подтверждает актуальность темы исследования и необходимость дальнейшего изучения выделенных перспективных моментов.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Деятельность музыканта-концертмейстера является одним из видов музыкального исполнительства, специфика которого обусловлена особенностями ансамблевого жанра. В отличие от сольного исполнительства, где пианисту предоставляется полная свобода проявления своей творческой индивидуальности, концертмейстерская деятельность – это профессионально-творческое общение как минимум двух личностей. Концертмейстер, прежде всего, должен обладать способностью совершать согласованные действия, посредством которых участники ансамбля воплощают единый художественный замысел. Ни одно исполнительское действие или намерение не может осуществляться концертмейстером в отрыве от общих ансамблевых задач. Важнейшим условием для достижения успеха в ансамблевой деятельности является способность партнеров по музыкальной коммуникации вести многосторонний диалог.
Коммуникативные способности концертмейстеров включают в себя: способность к эмпатии, сопереживанию другого мира солиста, умение тонко чувствовать настроение в данный момент; умение ясно и четко высказывать свое мнение по поводу исполняемого произведения, так и свои собственные чувства и настроения.
С целью подтверждения выдвинутой гипотезы было организовано и проведено экспериментальное исследование.
Анализ результатов констатирующего этапа показал, что у будущих концертмейстеров коммуникативные способности развиты недостаточно: в основном на среднем и низком уровнях.
На формирующем этапе была разработана методика работы концертмейстеров над интерпретацией произведения. В качестве объекта послужили произведения Г. Свиридова. Методика предусматривала трехэтапный подход к работе по интерпретации произведения. На каждой из этапов концертмейстеры должны были проявить такие умения, как работа с дополнительными источниками информации, умение сравнивать, анализировать и обобщать, делать выводы. Каждый из этапов предусматривал коммуникативную деятельность будущих концертмейстеров. Система внутренних и внешних параметров составляет содержание методики анализа явления «сотворчество» для концертмейстеров – интерпретаторов вокальных произведений Г. Свиридова. Например, характеристики сонорной ауры вокального интонирования в камерно-вокальных циклах Г. Свиридова, или уровни жанровой стилистики засвидетельствовали возвращение в усложненный «интонационный словарь» ХХ в. песенного мелоса как эстетики «новой простоты». В ходе работы над интерпретацией произведений исследовано «встречное движение» двух типов музыкального мышления (от певца к композитору и наоборот), который тоже можно рассматривать как речевостилевой параметр сотворчества. Мелодию воплощает певец (носитель ясновидения), однако без понимания мышления композитора (которое у Г. Свиридова есть новаторским на ладогармонической, фактурно-тембровою и жанрово-интонационном языке) – его миссия невозможна.
В ходе проведения контрольного этапа было установлено, что у испытуемых значительно повысился уровень развития коммуникативных способностей: не выявлены испытуемые с низким уровнем развития коммуникативных способностей. Следовательно, работа над интерпретацией произведения оказывает влияние на повышение уровня развития коммуникативных способностей концертмейстеров.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.



1. Аитова, А. И. Проблема общения солиста и концертмейстера / А. И. Аитова. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://scienceforum.ru/2012/article/2012002417 (дата обращения: 22.04.2021)
2. Архангельская, В. Д. О профессиональных исполнительских задачах педагога-концертмейстера в хореографическом классе / В. Д. Архангельская // В сборнике: Актуальные проблемы развития современной науки и образования. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 5 частях. АР-Консалт. 2015. С. 15-16.
3. Архангельская, В. Д. Творческий подход в практической деятельности концертмейстера / В. Д. Архангельская // В сборнике: Концертмейстерское искусство. Теория, история, практика. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Министерство культуры Российской Федерации; Казанская государственная консерватория (академия) им. Н. Г. Жиганова. 2011. С. 99-101.
4. Байбулсинова, Б. Ж. Понятие о коммуникативных способностях в психологии / Б.Ж. Байбулсинова // В сборнике: Инновационное развитие науки и образования. Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. Под общей редакцией А.И. Вострецова. 2018. С. 243-247.
5. Белова, Т. В. Особенности работы концертмейстера в классе вокала / Т. В. Белова // Вестник научных конференций. 2016. № 7-2 (11). С. 23-25.
6. Бобнева, М. И. Нормы общения и внутренний мир личности / М. И. Бобкова // Социальная психология в трудах отечественных психологов / Сост. и общая редакция А.Л. Свенцицкого. Санкт-Петербург: Питер, 2017. С. 339-362
7. Боброва, С. В. Психологические аспекты деятельности концертмейстера / С. В. Боброва // В сборнике: Концертмейстерское мастерство в фортепианном классе на современном этапе. сборник работ по материалам I Всероссийской научно-практической конференции. Ответственный за выпуск: Н.В. Усачева. 2016. С. 21-24.
8. Божко, О. В. Исполнительские и психологические аспекты работы концертмейстера / О. В. Божко // В сборнике: Аспекты профессионального музыкального образования в фортепианном классе. сборник работ по материалам I Всероссийской педагогической научно-практической конференции. Отв. за выпуск Усачёва Н.В., 2016. С. 13-15.
9. Борисова, Л. Н. Специфика профессиональной компетентности концертмейстера / Л. Н. Борисова // В сборнике: Современное образование в России и за рубежом: теория, методика и практика. Материалы IV международной научно-практической конференции. 2016. С. 170-173.
10. Бублик, И. Н. Технология сотрудничества в работе концертмейстера / И. Н. Бублик // Вестник научных конференций. 2015. № 2-3 (2). С. 23-25.
11. Булыгина, Л. Н. Проблемы формирования коммуникативной культуры личности / Л. Н. Булыгина // Проблемы человека в контексте современной культуры: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Нижний Тагил: НТГСПА, 2018. С 172-177.
12. Верещагин, Е. М. Язык и культура / Е. М. Верещагин, В. Г. Костомаров. Санкт-Петербург.: Речь, 2015. 320 с.
13. Вотинова, Е. Г. Основы педагогического мастерства (теоретические аспекты: учеб. пособие / Е. Г. Вотинова. Санкт-Петербург : Питер, 2017. 91 с
14. Воропаева, Ю. В. Музыка и танец: роль концертмейстера в современном образовательном процессе / Ю. В. Воропаева // Современные тенденции развития науки и технологий. 2016. № 2-7. С. 31-34.
15. Герт, В. А. Общение как основа индивидуализации человека (методологический аспект исследования) / В. А. Герт // Вопросы психологии. 2019. №5. С. 74-79.
16. Гладкова, Т. В. Педагогические аспекты деятельности концертмейстера в классе иструментов симфонической группы / Т. В. Гладкова // В сборнике: Концертмейстерское мастерство в фортепианном классе на современном этапе. сборник работ по материалам I Всероссийской научно-практической конференции. Ответственный за выпуск: Н.В. Усачева. 2016. С. 29-32.
17. Гревцева, В. К вопросу о профессиональной межкультурной коммуникативной компетентности / В. К. Гревцева // В сборнике: Актуальные вопросы современного иноязычного образования. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции: в 2 частях. Научный редактор И.А. Андреева; ответственный редактор С. А. Малахова. 2020. С. 116-119.
18. Егидес, А. Психотехника общения / А. Егидес // Мир психологии. 2015. №4. С. 111-116.
19. Жиляева, О. А. Содержание профессиональной культуры личности / О. А. Жиляева // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2016. № 63. С. 105-109.
20. Жуков, Ю. М. Диагностика и развитие компетентности в общении : практическое пособие / Ю. М. Жуков. Москва: Издательство: Эниом, Издательство Московского университета, 2001. 145 с.
21. Зверинцев, А. Б. Коммуникационный менеджмент / А. Б. Зверенцев. Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. 621 с.
22. Иванова, И. А. Компетентностный подход в профессионально-педагогической деятельности концертмейстера / И. А. Иванова // Вестник научных конференций. 2015. № 3-1 (3). С. 55-57.
23. Игнатьева, С. А. Коммуникативная компетентность как компонент коммуникативной культуры личности / С. А. Игнатьева. Москва: Просвещение, 2016. 385 с.
24. Ильин, Е. П. Психология общения и межличностных отношений / Е. П. Ильин. Санкт-Петербург: Питер, 2016. 458 с.
25. Каган, М. С. Общение как ценность и творчество / М. С. Каган, А. М. Эткинд // Вопросы психологии. 2014. №4. С. 25-29
26. Казыдуб, Н. Н. Бесконфликтный дискурс: концепты, стратегии, сценарии / Н. Н. Казыдуб // Вестник ИГЛУ. 2015. № 3(20). С. 94–99.
27. Карпович, Т. Н. К Проблеме интеллекта, коммуникативных и познавательных способностей / Т. Н. Карпович // Психологическое сопровождение образовательного процесса. 2016. Т. 1. № 6-1. С. 9-15.
28. Кашкин, В. Б. Введение в теорию коммуникации: учеб. пособие / В. Б. Кашкин. Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2015. 175 с.
29. Князев, В. Н. Психологические особенности понимания личности значимого другого как субъекта общения / В. Н. Князев // Психологические исследования. 2017. №5. С. 63-68.
30. Колмогорова, Л. А. Формирование коммуникативной компетентности личности. Учебное пособие / Л. А. Колмогорова. Барнаул: АлтГПУ, 2015. 205 с.
31. Коломинский, Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах / Я. Л. Коломинский. Минск: ТетраСистемс, 2016. 432 с.
32. Кондакова, Е. П. Работа концертмейстера над художественным образом музыкального произведения в детской музыкальной школе / Е. П. Кондакова // В сборнике: Концертмейстерское мастерство в фортепианном классе на современном этапе. сборник работ по материалам I Всероссийской научно-практической конференции. Ответственный за выпуск: Н.В. Усачева. 2016. С. 61-66.
33. Концертмейстерский класс: рабочая программа дисциплины по направлению подготовки 050100.62 Педагогическое образование, профиль – «Музыкальное и художественное образование», квалификация (степень) выпускника «бакалавр», форма обучения – очная, сроки изучения – 6, 7, 8 семестры / Е. М. Попова; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. Челябинск, 2013. 31 с.
34. Корсак, Н. В. Рождение взаимопонимания в коммуникативном процессе / Н. В. Корсак // Ананьевские чтения – 2014: Материалы научно-практической конференции. 2014. С. 254-257
35. Кубанцева Е. Концертмейстерский класс: учеб. пособие. Москва: Академия, 2002. 192 с.
36. Куницына, В. Н. Стиль общения и его формирование / В. Н. Куницына // Вопросы психологии. 2018. №5. С. 64-68
37. Лаврентьева, И. В. Организаторские и коммуникативные способности педагога в системе профессионально значимых качеств / И. В. Лаврентьева // Молодой ученый. 2016. № 29 (133). С. 585-588.
38. Леонтьев, А. А. Деятельность и общение / А. А. Леонтьев. – Санкт-Петербург: Речь, 2015. 587 с.
39. Леонтьев, А. А. Психофизиологические механизмы речи / А. А. Леонтьев // Общее языкознание. Формы существования, функции, история языка. Москва: Гном – Пресс, 2011. 478 с.
40. Матвеева, Г. Г. Речевая коммуникация / Г. Г. Матвеева // Вопросы языкознания. 2016. №1. С. 45-49.
41. Матюшкова, Т. М. Некоторые аспекты специфики профессиональной деятельности пианиста-концертмейстера в сфере музыкального образования / Т. М. Матюшкова. Текст : непосредственный // Молодой ученый. 2018. № 20 (206). С. 393-396. URL: https://moluch.ru/archive/206/50611/ (дата обращения: 15.04.2021).
42. Мекеко, Н. М. Речевая культура как критерий профессионального и личностного роста / Н. М. Мекеко // В сборнике: Инновационность и мультикомпетентность в преподавании и изучении иностранных языков. Сборник научных трудов. Отв. ред. Н.М. Мекеко. Москва, 2017. С. 85-92.
43. Мнацаканян, Э. К. Совместная деятельность педагога-хормейстера и концертмейстера в вокально-хоровой работе / Э. К. Мнацаканян // В сборнике: Научно-практические аспекты современного хорового искусства и образования. сборник статей по материалам II Всероссийской конференции. Редактор-составитель: Рычкова М.А., 2016. С. 90-94.
44. Муравьева, О. И. Основные стратегии в структуре коммуникативной компетентности: Дисс…канд. психол. наук / О. И. Муравьева. Томск, 2019. 158 с.
45. Немов, Р. С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики – 3–е изд. / Р. С. Немов. Москва: ВЛАДОС, 2014. 632 с.
46. Николахина, А. В. Педагогические и творческие аспекты работы концертмейстера детской школы искусств / А. В. Николахина // В сборнике: Современные тенденции в образовании и науке. сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 26 частях. 2013. С. 87-88.
47. Николаева, Т. Е. Основные составляющие творческой деятельности концертмейстера в детской музыкальной школе / Т. Е. Николаева // Наука и образование: новое время. 2017. № 2 (2). С. 259-261.
48. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. В. Шведова. Москва: Академия, 2010. 987 с.
49. Парыгин, Б. Д. Анатомия общения / Б.Д. Парыгин. Санкт-Петербург: Речь, 2017. 745 с.
50. Патрикеева, Л. А. Новые возможности, перспективы развития концертмейстера-педагога в системе дополнительного образования детей / Л. А. Патрикеева // Приоритетные направления развития науки и образования. 2014. № 3 (3). С. 103-104.
51. Петренко, В. Ф. Основы психосемантики 2-е изд. доп. / В. Ф. Петренко. Санкт-Петербург: Питер, 2015. 306 с.
52. Пилецкая, А. А. Коммуникативные и организаторские способности руководителя хора как основные компоненты модели специалиста / А. А. Пилецкая // В мире научных открытий. 2009. № 1 (1). С. 124-133.
53. Пичугина, Л. Н. Исследовательская деятельность в подготовке будущих учителей музыки / Л. Н. Пичугина; ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т». Екатеринбург, 2015. 169 с.
54. Попова, А. А. Коммуникативные способности как один из видов педагогических способностей в представлении В.А. Крутецкого / А. А. Попова // В сборнике: Психологические практики в российском образовании: инновационный ракурс. Материалы Международной юбилейной интернет-конференции. Под редакцией С.В. Недбаевой. 2018. С. 58-61.
55. Прохорова, И. К. Способности к коммуникативной деятельности как профессионально значимое условие становления учителя-профессионала / И. К. Прохорова // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 68-3. С. 242-244.
56. Пустовая, Н. В. Работе концертмейстера в вокальном классе / Н. В. Пустовая // В сборнике: Музыкальное искусство в контексте современных проблем культуры и образования. Москва, 2016. С. 431-436.
57. Романенко, Л. Н. О специфике работы концертмейстера с музыкально одаренными детьми / Л. Н. Романенко // Молодой ученый. 2016. № 5-3 (109). С. 42-44.
58. Росситер, Дж. Р. Коммуникация в общении / Дж. Р. Росситер, Л. Перси // Вопросы языкознания. 2014. №4. С. 102-106.
59. Рыданова, И.И. Основы педагогики общения / И.И. Рыданова. Санкт-Петербург: Речь, 2018. 356 с.
60. Семичева, А. А. Особенности деятельности концертмейстера в классе хорового пения / А. А. Семичева // В сборнике: Концертмейстерское мастерство в фортепианном классе на современном этапе. сборник работ по материалам I Всероссийской научно-практической конференции. Ответственный за выпуск: Н.В. Усачева. 2016. С. 143-148.
61. Сидоренко, Е. В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии / Е. В. Сидоренко. Москва: Инфра-М, 2015. 306 с.
62. Тамарченко, Н. Д. Современная психолингвистика / Н. Д. Тамраченко. Санкт-Петербург: Питер, 2014. 368 с.
63. Теплов, Б. М. Психология индивидуальных различий: монография / Б. М. Теплов. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. 452 с.
64. Ульянова, К. А. Коммуникативная способность личности в управленческой деятельности / К. А. Ульянова // В сборнике: Учим управлять и учимся управлять. третий сборник научных статей по материалам научно-практической конференции школьников, студентов и преподавателей с международным участием. 2017. С. 278-281.
65. Ткачева, А. Н. Основы работы концертмейстера в классе вокала / А. Н. Ткачева // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2015. № 37. С. 69-71.
66. Шамаева, Р. М. Креативность в музыкальной культуре: монография / Р. М. Шамаева; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. Челябинск, 2010. 171с.
67. Шкуратова, И. П. Мотивация самораскрытия в межличностном общении / И. П. Шкуратова // Психологический вестник. Выпуск 13. Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. ун-та 2014. С. 315-323
68. Шодиев, З. Б. Коммуникативные способности преподавателя как фактор, влияющий на эффективность общения со студентами / З.Б. Шодиев // В сборнике: Pedagogical, psychological and sociological issues of professionalization personality. Materials of the IV international scientific conference. 2018. С. 48-50.
69. Щербакова, Е. А. Специфика работы концертмейстера на занятиях хореографии / Е. А. Щербакова // Сборник материалов VIII Всероссийской научно-практической конференции в области художественного образования детей «АРТ-ЕКАТЕРИНБУРГ» (с международным участием). Составители: Воинкова Т.Е., Перевышина Н.Ю., 2015. С. 153-155.
70. Халина, К. Д. Коммуникативные способности как фактор успешного общения / К. Д. Халина / Молодой ученый. 2017. № 6 (140). С. 209-213.
71. Хасьянова, Т. В. О Роли концертмейстера в вокальном классе / Т. В. Хасьянова // В сборнике: Педагогическое мастерство. Материалы IX Международной научной конференции. 2016. С. 79-81.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ