ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ
ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ
МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 12
РАЗДЕЛ II. ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ 33
РАЗДЕЛ III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В БЕЛГОРОДСКОЙ
ОБЛАСТИ 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 80
ПРИЛОЖЕНИЯ
РАЗДЕЛ I. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ
ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ
МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 12
РАЗДЕЛ II. ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ 33
РАЗДЕЛ III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В БЕЛГОРОДСКОЙ
ОБЛАСТИ 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 80
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы исследования. В современной России активное развитие получает малый бизнес, который оказывает существенно важное значение для экономического развития по следующим направлениям: субъекты малого предпринимательства содействует снижению уровня безработицы и, как следствие, сокращает уровень бедности в стране; малое предпринимательство способствует росту валового внутреннего продукта страны; малое предпринимательство способствует развитию наиболее прибыльных и продуктивных отраслей экономики страны и т.д.
Малое предпринимательство - неотъемлемый элемент современной рыночной системы хозяйствования, без которого экономика и общество в целом не могут эффективно развиваться. Малое предпринимательство осваивает новые сегменты рынка, решает проблемы самореализации граждан и занятости населения в сочетании с гарантированными налоговыми поступлениями в бюджеты всех уровней.
Малое предпринимательство фактически является основой стабильности общества, и его поддержка нуждается в принятии действенных мер. Малое предпринимательство объективно существует и развивается как относительно самостоятельный сектор современной рыночной экономики. Малые предприятия имеют важное социально-экономическое значение, так как обеспечивают социальную и политическую стабильность, способны смягчать последствия структурных изменений, быстрее адаптируются к меняющимся потребностям рынка, вносят значительный вклад в региональное развитие, конструируют и используют технические и организационные нововведения.
Деятельность малых предприятий характеризуется более высокой производительностью труда, но и испытывают большую потребность в инвестициях, поэтому государство и региональные органы власти должны оказывать малым предприятиям помощь в получении инвестиций, необходимых для их развития.
Эффективная государственная поддержка малого предпринимательства может служить ключом к успешному решению следующих проблем:
- формирование конкурентных, цивилизованных рыночных отношений, способствующих лучшему удовлетворению потребностей населения и общества в товарах;
- расширение ассортимента и повышение качества работ, услуг.
Стремясь к удовлетворению запросов потребителей, малое предпринимательство способствует повышению качества товаров (работ, услуг) и культуры обслуживания; содействует структурной перестройке экономики; привлечению личных средств населения для развития производства; созданию дополнительных рабочих мест, сокращению безработицы; формирование социального слоя собственников, владельцев предприятий (фирм, компаний); активизация научно -технического прогресса; освоению и использование местных источников сырья.
Все эти и другие функции малого предпринимательства ставят его развитие в разряд важнейших государственных задач, делают его неотъемлемой частью реформирования экономики РФ.
На сегодняшний день сфера малого предпринимательства является наиболее активно развивающейся сферой российского бизнеса, поэтому назрела необходимость совершенствования государственной поддержки малого предпринимательства.
Однако на сегодняшний день отмечен недостаточный уровень государственной поддержки малого предпринимательства, также существует нехватка разработок по программам поддержки малого предпринимательства в Белгородской области, в результате чего на сегодняшний день в недостаточно реализованных программ поддержки .
Все это, на наш взгляд, вызывает объективную необходимость развития государственной поддержки малого предпринимательства в Белгородской области, что и послужило обоснованием выбора темы исследования.
Степень разработанности темы диссертационного исследования.
Исследованию отдельных аспектов разработки программ в сфере малого и среднего бизнеса просвещены труды таких ученых, как А.Г. Литвак, Е.Н. Лысенкова, М. Мамут, В.А. Морозов .
Разработкой научно-методологических подходов, методических принципов и конкретных алгоритмов реализации программ поддержки малого и среднего бизнеса, занимались: В. Буев, А. Висянцев, Ф. Глисин,
A. А. Гусев, А.П. Потапова .
Отдельные аспекты управления малым бизнесом рассматриваются в материалах О.Е. Давыдова, А.В. Шаронов , а также в публикациях
B. Н. Голубкина, А.В. Орлова, А.В. Шаронова .
Е.В. Глушенко, И. Гончаров, С.В. Гришаев, Л.О. Дабунько, Е.В. Котова исследовали проблемы и перспективы государственной поддержки проектной деятельности в сфере малого предпринимательства .
Вопросы по формированию предпринимательского климата рассматриваются в немалом количестве пособий, методических разработок, научных работах. В этом направлении работают В.И. Бовыкин, М.Г. Лапусты, С.В. Хрипко .
Исследователи С.В. Васильев, А.И. Жуковский изучали значимость и разработку долгосрочных комплексных программ относительно малого предпринимательства для региона .
Проблема исследования заключается в сложившемся противоречии между необходимостью повышения эффективности организации государственной поддержки малого предпринимательства и отсутствием научно-практических и методических рекомендаций по повышению эффективности системы поддержки малого предпринимательства в регионе.
Гипотеза данного исследования заключается в предположении о том, что основные проблемы, связанные с развитием государственной поддержки малого бизнеса в Белгородской области, обусловлены несовершенством существующих механизмов управления и ограниченностью практических возможностей их использования на региональном уровне.
Объект исследования - является процесс государственной поддержки малого предпринимательства.
Предмет исследования - способы организации государственной поддержки малого предпринимательства в Белгородской области.
Цель исследования - разработать рекомендации по совершенствованию организации государственной поддержки малого предпринимательства в Белгородской области.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) исследовать организационно-правовые основы организации государственной поддержки малого предпринимательства;
2) проанализировать практику организации государственной поддержки малого предпринимательства в Белгородской области;
3) предложить направления совершенствования организации государственной поддержки малого предпринимательства в регионе.
Теоретико-методологической основой магистерской диссертации являются теоретико-концептуальные разработки отечественных и зарубежных авторов в части анализа проектов государственной поддержки развития предпринимательства (С.Л. Кан, А.Ю. Манохин, М.Г. Светуньков,
С.Г. Светуньков, Ю.В. Щербатых) .
Для достижения цели исследования и решения основных задач использованы методы теоретического исследования: описание, сравнение, аналогия, анализ и синтез, индукция и дедукция; методы эмпирического исследования: анализ документов, нормативно-правовых источников;
анкетный опрос.
Эмпирическую базу магистерской диссертации составили федеральные нормативно-правовые акты , нормативно-правовые акты
Белгородской области , а также материалы службы государственной
статистики Белгородской области 2.
Кроме того, эмпирическая база диссертации включает результаты собственного анкетного опроса экспертов «Проблемы государственной поддержки малого предпринимательства в Белгородской области», проведённого в марте-мае 2017 года (N = 40). В опросе приняли участие сотрудники государственных органов Белгородской области, а также представители сферы малого предпринимательства.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что предложены механизмы совершенствования организации государственной поддержки малого предпринимательства в Белгородской области, заключающиеся в построении взаимодействия крупного и малого бизнеса с использованием следующих форм сотрудничества: контрактная форма интеграции; франчайзинг; аутсорсинг; а также в изменении налоговой системы для малого предпринимательства.
Положения, выносимые на защиту:
1. Государственная поддержка малого предпринимательства
представляет собой систему правового, экономического, организационного, социального и политического обеспечения государством благоприятной среды для развития предпринимательства. Она предусматривает создание комплекса мер законодательных, исполнительных, судебных и контролирующих органов власти, реализующихся на основе нормативных правовых актов государственными учреждениями и общественными организациями в целях развития предпринимательства. Регулирование отношений, возникающих между юридическими лицами, физическими лицами (субъектами малого и среднего бизнеса) и органами государственной власти РФ в сфере развития малого и среднего предпринимательства, определение видов и форм поддержки предпринимательской деятельности. Направления государственной поддержки предпринимательства
классифицируется по трем направлениям в соответствии с тремя целями предпринимательской деятельности.
2. В Белгородской области организация поддержки малого предпринимательства является одним из приоритетных направлений. В рамках ее реализации правительством области утверждены программы, основной целью которых является создание благоприятных макроэкономических условий для устойчивого развития малого предпринимательства в области. Тем не менее, актуальной в Белгородской области является проблема выравнивания потенциала развития малого него бизнеса в муниципальных образованиях области, так как на сегодняшний день около 60 % действующих субъектов малого бизнеса сосредоточено в трех крупных городах области (Белгород, Старый Оскол, Губкин), при этом
отмечается невысокая деловая активность сельского населения. Практически отсутствуют элементы инфраструктурной поддержки малого предпринимательства на муниципальном уровне. Комплекс
консультационных услуг предприниматель имеет возможность получить только в областном центре. Финансовая поддержка малого бизнеса области осуществляется в основном за счет средств областного бюджета.
3. На современном этапе возникает необходимость в разработке соответствующих механизмов государственной поддержки малого предпринимательства в Белгородской области. В рамках направлений совершенствования, на наш взгляд, следует построить модель взаимодействия крупного бизнеса с малым предпринимательством на основе кооперации и интеграции. С целью активизации развития малого предпринимательства в Белгородской области необходима организация сотрудничества малого бизнеса с использованием следующих форм сотрудничества: контрактная форма интеграции; франчайзинг; аутсорсинг. Необходимым условием для развития малого бизнеса в Белгородской области, да и в целом по России, на наш взгляд, является снижение налоговой нагрузки для предпринимателей.
Практическая значимость. Основные положения магистерской работы можно квалифицировать как научно-обоснованный инструмент реализации поддержки малого предпринимательства. Результаты исследования являются практическими и методическими положениями по реализации государственной поддержки малого предпринимательства в Белгородской области.
Апробация исследования. Основные положения и результаты диссертационного исследования представлены автором в публикациях: «Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в современной России» (г. Оренбург, 2017), «Система государственной поддержки малого предпринимательства в Белгородской области» (г. Новосибирск, 2017). Общий объем публикаций по теме диссертационного исследования составляет 0,5 п.л .
Малое предпринимательство - неотъемлемый элемент современной рыночной системы хозяйствования, без которого экономика и общество в целом не могут эффективно развиваться. Малое предпринимательство осваивает новые сегменты рынка, решает проблемы самореализации граждан и занятости населения в сочетании с гарантированными налоговыми поступлениями в бюджеты всех уровней.
Малое предпринимательство фактически является основой стабильности общества, и его поддержка нуждается в принятии действенных мер. Малое предпринимательство объективно существует и развивается как относительно самостоятельный сектор современной рыночной экономики. Малые предприятия имеют важное социально-экономическое значение, так как обеспечивают социальную и политическую стабильность, способны смягчать последствия структурных изменений, быстрее адаптируются к меняющимся потребностям рынка, вносят значительный вклад в региональное развитие, конструируют и используют технические и организационные нововведения.
Деятельность малых предприятий характеризуется более высокой производительностью труда, но и испытывают большую потребность в инвестициях, поэтому государство и региональные органы власти должны оказывать малым предприятиям помощь в получении инвестиций, необходимых для их развития.
Эффективная государственная поддержка малого предпринимательства может служить ключом к успешному решению следующих проблем:
- формирование конкурентных, цивилизованных рыночных отношений, способствующих лучшему удовлетворению потребностей населения и общества в товарах;
- расширение ассортимента и повышение качества работ, услуг.
Стремясь к удовлетворению запросов потребителей, малое предпринимательство способствует повышению качества товаров (работ, услуг) и культуры обслуживания; содействует структурной перестройке экономики; привлечению личных средств населения для развития производства; созданию дополнительных рабочих мест, сокращению безработицы; формирование социального слоя собственников, владельцев предприятий (фирм, компаний); активизация научно -технического прогресса; освоению и использование местных источников сырья.
Все эти и другие функции малого предпринимательства ставят его развитие в разряд важнейших государственных задач, делают его неотъемлемой частью реформирования экономики РФ.
На сегодняшний день сфера малого предпринимательства является наиболее активно развивающейся сферой российского бизнеса, поэтому назрела необходимость совершенствования государственной поддержки малого предпринимательства.
Однако на сегодняшний день отмечен недостаточный уровень государственной поддержки малого предпринимательства, также существует нехватка разработок по программам поддержки малого предпринимательства в Белгородской области, в результате чего на сегодняшний день в недостаточно реализованных программ поддержки .
Все это, на наш взгляд, вызывает объективную необходимость развития государственной поддержки малого предпринимательства в Белгородской области, что и послужило обоснованием выбора темы исследования.
Степень разработанности темы диссертационного исследования.
Исследованию отдельных аспектов разработки программ в сфере малого и среднего бизнеса просвещены труды таких ученых, как А.Г. Литвак, Е.Н. Лысенкова, М. Мамут, В.А. Морозов .
Разработкой научно-методологических подходов, методических принципов и конкретных алгоритмов реализации программ поддержки малого и среднего бизнеса, занимались: В. Буев, А. Висянцев, Ф. Глисин,
A. А. Гусев, А.П. Потапова .
Отдельные аспекты управления малым бизнесом рассматриваются в материалах О.Е. Давыдова, А.В. Шаронов , а также в публикациях
B. Н. Голубкина, А.В. Орлова, А.В. Шаронова .
Е.В. Глушенко, И. Гончаров, С.В. Гришаев, Л.О. Дабунько, Е.В. Котова исследовали проблемы и перспективы государственной поддержки проектной деятельности в сфере малого предпринимательства .
Вопросы по формированию предпринимательского климата рассматриваются в немалом количестве пособий, методических разработок, научных работах. В этом направлении работают В.И. Бовыкин, М.Г. Лапусты, С.В. Хрипко .
Исследователи С.В. Васильев, А.И. Жуковский изучали значимость и разработку долгосрочных комплексных программ относительно малого предпринимательства для региона .
Проблема исследования заключается в сложившемся противоречии между необходимостью повышения эффективности организации государственной поддержки малого предпринимательства и отсутствием научно-практических и методических рекомендаций по повышению эффективности системы поддержки малого предпринимательства в регионе.
Гипотеза данного исследования заключается в предположении о том, что основные проблемы, связанные с развитием государственной поддержки малого бизнеса в Белгородской области, обусловлены несовершенством существующих механизмов управления и ограниченностью практических возможностей их использования на региональном уровне.
Объект исследования - является процесс государственной поддержки малого предпринимательства.
Предмет исследования - способы организации государственной поддержки малого предпринимательства в Белгородской области.
Цель исследования - разработать рекомендации по совершенствованию организации государственной поддержки малого предпринимательства в Белгородской области.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) исследовать организационно-правовые основы организации государственной поддержки малого предпринимательства;
2) проанализировать практику организации государственной поддержки малого предпринимательства в Белгородской области;
3) предложить направления совершенствования организации государственной поддержки малого предпринимательства в регионе.
Теоретико-методологической основой магистерской диссертации являются теоретико-концептуальные разработки отечественных и зарубежных авторов в части анализа проектов государственной поддержки развития предпринимательства (С.Л. Кан, А.Ю. Манохин, М.Г. Светуньков,
С.Г. Светуньков, Ю.В. Щербатых) .
Для достижения цели исследования и решения основных задач использованы методы теоретического исследования: описание, сравнение, аналогия, анализ и синтез, индукция и дедукция; методы эмпирического исследования: анализ документов, нормативно-правовых источников;
анкетный опрос.
Эмпирическую базу магистерской диссертации составили федеральные нормативно-правовые акты , нормативно-правовые акты
Белгородской области , а также материалы службы государственной
статистики Белгородской области 2.
Кроме того, эмпирическая база диссертации включает результаты собственного анкетного опроса экспертов «Проблемы государственной поддержки малого предпринимательства в Белгородской области», проведённого в марте-мае 2017 года (N = 40). В опросе приняли участие сотрудники государственных органов Белгородской области, а также представители сферы малого предпринимательства.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что предложены механизмы совершенствования организации государственной поддержки малого предпринимательства в Белгородской области, заключающиеся в построении взаимодействия крупного и малого бизнеса с использованием следующих форм сотрудничества: контрактная форма интеграции; франчайзинг; аутсорсинг; а также в изменении налоговой системы для малого предпринимательства.
Положения, выносимые на защиту:
1. Государственная поддержка малого предпринимательства
представляет собой систему правового, экономического, организационного, социального и политического обеспечения государством благоприятной среды для развития предпринимательства. Она предусматривает создание комплекса мер законодательных, исполнительных, судебных и контролирующих органов власти, реализующихся на основе нормативных правовых актов государственными учреждениями и общественными организациями в целях развития предпринимательства. Регулирование отношений, возникающих между юридическими лицами, физическими лицами (субъектами малого и среднего бизнеса) и органами государственной власти РФ в сфере развития малого и среднего предпринимательства, определение видов и форм поддержки предпринимательской деятельности. Направления государственной поддержки предпринимательства
классифицируется по трем направлениям в соответствии с тремя целями предпринимательской деятельности.
2. В Белгородской области организация поддержки малого предпринимательства является одним из приоритетных направлений. В рамках ее реализации правительством области утверждены программы, основной целью которых является создание благоприятных макроэкономических условий для устойчивого развития малого предпринимательства в области. Тем не менее, актуальной в Белгородской области является проблема выравнивания потенциала развития малого него бизнеса в муниципальных образованиях области, так как на сегодняшний день около 60 % действующих субъектов малого бизнеса сосредоточено в трех крупных городах области (Белгород, Старый Оскол, Губкин), при этом
отмечается невысокая деловая активность сельского населения. Практически отсутствуют элементы инфраструктурной поддержки малого предпринимательства на муниципальном уровне. Комплекс
консультационных услуг предприниматель имеет возможность получить только в областном центре. Финансовая поддержка малого бизнеса области осуществляется в основном за счет средств областного бюджета.
3. На современном этапе возникает необходимость в разработке соответствующих механизмов государственной поддержки малого предпринимательства в Белгородской области. В рамках направлений совершенствования, на наш взгляд, следует построить модель взаимодействия крупного бизнеса с малым предпринимательством на основе кооперации и интеграции. С целью активизации развития малого предпринимательства в Белгородской области необходима организация сотрудничества малого бизнеса с использованием следующих форм сотрудничества: контрактная форма интеграции; франчайзинг; аутсорсинг. Необходимым условием для развития малого бизнеса в Белгородской области, да и в целом по России, на наш взгляд, является снижение налоговой нагрузки для предпринимателей.
Практическая значимость. Основные положения магистерской работы можно квалифицировать как научно-обоснованный инструмент реализации поддержки малого предпринимательства. Результаты исследования являются практическими и методическими положениями по реализации государственной поддержки малого предпринимательства в Белгородской области.
Апробация исследования. Основные положения и результаты диссертационного исследования представлены автором в публикациях: «Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в современной России» (г. Оренбург, 2017), «Система государственной поддержки малого предпринимательства в Белгородской области» (г. Новосибирск, 2017). Общий объем публикаций по теме диссертационного исследования составляет 0,5 п.л .
Предпринимательская деятельность представляет собой
самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение, прибыли от использования имущества - продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Развитие малого предпринимательства можно характеризовать как целеполагающее, организующее и регулирующее воздействие на субъекты малого предпринимательства с целью их перехода на более высокие ступени состояния, системно осуществляемое как непосредственно (в формах самоуправления), так и через специально созданные структуры (государство, общественные объединения, партии, фирмы, кооперативы, предприятия, ассоциации, союзы и т. д.).
Государственная поддержка малого предпринимательства представляет собой систему правового, экономического, организационного, социального и политического обеспечения государством благоприятной среды для развития предпринимательства. Она предусматривает создание комплекса мер законодательных, исполнительных, судебных и контролирующих органов власти, реализующихся на основе нормативных правовых актов государственными учреждениями и общественными организациями в целях развития предпринимательства. Регулирование отношений, возникающих между юридическими лицами, физическими лицами и органами
государственной власти РФ в сфере развития малого предпринимательства, определение видов и форм поддержки предпринимательской деятельности.
Направления государственной поддержки предпринимательства классифицируется по трем направлениям в соответствии с тремя целями предпринимательской деятельности. Институциональная цель - реализация возможности заниматься предпринимательской деятельностью,
документами различного уровня; экономическая - получение прибыли; психологическая - самореализация человека. Государственная поддержка малого бизнеса оказывается в следующих формах: финансовая поддержка; имущественная поддержка; информационная поддержка; консультационная поддержка. Кроме того, отдельно может оказываться поддержка по определенным направлениям деятельности: поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров; поддержка в области инноваций и промышленного производства; поддержка в области ремесленной деятельности; поддержка субъектов, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность; поддержка субъектов,
осуществляющих сельскохозяйственную деятельность.
В Белгородской области поддержка малого предпринимательства является одним из приоритетных направлений. В рамках ее реализации правительством области утверждены программы, основной целью которых является создание благоприятных макроэкономических условий для устойчивого развития малого предпринимательства в области. В программах определены перспективные направления и разработана система основных программных мероприятий. Правительство области взаимодействует с Государственным фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, что способствует активизации деятельности малых инновационных предприятий, получающих за счет средств фонда финансовую поддержку на реализацию инновационных проектов в форме субсидирования процентных ставок по банковским кредитам, а также финансирования научных разработок по программам для субъектов малого бизнеса и научных учреждений.
Потенциал малого предпринимательства области не используется в полной мере. Темпы роста производственных и инновационных направлений предпринимательской деятельности не отвечают требованиям ускоренного развития экономики. Преимущественным направлением деятельности субъектов малого бизнеса остаются торговля и услуги. Актуальной в Белгородской области является проблема выравнивания потенциала развития малого него бизнеса в муниципальных образованиях области, так как на сегодняшний день около 60 % действующих субъектов малого бизнеса сосредоточено в трех крупных городах области (Белгород, Старый Оскол, Губкин), при этом отмечается невысокая деловая активность сельского населения. Практически отсутствуют элементы инфраструктурной поддержки малого предпринимательства на муниципальном уровне. Комплекс консультационных услуг предприниматель имеет возможность получить только в областном центре. Финансовая поддержка малого бизнеса области осуществляется в основном за счет средств областного бюджета.
На современном этапе возникает необходимость в разработке соответствующих механизмов государственной поддержки малого предпринимательства в Белгородской области. В рамках направлений совершенствования, на наш взгляд, следует построить модель взаимодействия крупного бизнеса с малым предпринимательством на основе кооперации и интеграции, так как принципы кооперации предполагают взаимное сотрудничество при трудовом участии его членов, для достижения общих целей, а принципы интеграции позволяют сэкономить не только дефицитные финансовые ресурсы, но и оптимизировать деятельность как малого, так и крупного бизнеса. С целью активизации развития малого предпринимательства в Белгородской области необходима организация сотрудничества малого бизнеса с использованием следующих форм сотрудничества: контрактная форма интеграции; франчайзинг; аутсорсинг.
Информационное обеспечение малого предпринимательства входит в состав приоритетных направлений по развитию малого бизнеса, законодательно регулируются вопросы предоставления информации. Информация является объектом гражданских прав, мероприятия, направленные на информационную поддержку, ежегодно включаются для реализации в программы поддержки малого бизнеса. Развитие информационной поддержки в части помощи в составлении налоговых деклараций, ведении учетных процессов сотрудниками ИФНС, что особенно актуально для ЕНВД и патентной системы, в том числе через личный кабинет.
Необходимым условием для развития малого бизнеса в Белгородской области, да и в целом по России, на наш взгляд, является снижение налоговой нагрузки для предпринимателей. Необходимо снизить ставки страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, а также предоставление права на применение «налоговых каникул» юридическим лицам. Так же следует обеспечить предоставление отсрочки по уплате налогов субъектами предпринимательской деятельности c целью исключения возможных банкротств. С недавнего времени популярность набирает налоговый патент, который по закону применяется только индивидуальными предпринимателями. Налоговый патент, с одной стороны дает право выбора и лавирования для малого бизнеса, с другой обеспечивает государству стабильное поступление налогов.
В заключении магистерского исследования приведем ряд практических рекомендаций.
Областному фонду поддержки малого и среднего предпринимательства Белгородской области произвести модернизацию информационного сайта, т.к. на данный момент он абсолютно не отвечает потребностям предпринимателей малого и среднего бизнеса, необходимая для субъектов предпринимательской деятельности информация устарела или вовсе отсутствует.
Белгородской областной Думе выступить с инициативой о пересмотре налогового бремени для субъектов малого предпринимательства, а именно снизить выплаты страховых взносов в Пенсионный фонд и ФСС.
В ближайшей и среднесрочной перспективе в современных условиях необходимо формирование эффективной системы государственных и муниципальных заказов для субъектов малого предпринимательства в целях поддержки местных товаропроизводителей.
самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение, прибыли от использования имущества - продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Развитие малого предпринимательства можно характеризовать как целеполагающее, организующее и регулирующее воздействие на субъекты малого предпринимательства с целью их перехода на более высокие ступени состояния, системно осуществляемое как непосредственно (в формах самоуправления), так и через специально созданные структуры (государство, общественные объединения, партии, фирмы, кооперативы, предприятия, ассоциации, союзы и т. д.).
Государственная поддержка малого предпринимательства представляет собой систему правового, экономического, организационного, социального и политического обеспечения государством благоприятной среды для развития предпринимательства. Она предусматривает создание комплекса мер законодательных, исполнительных, судебных и контролирующих органов власти, реализующихся на основе нормативных правовых актов государственными учреждениями и общественными организациями в целях развития предпринимательства. Регулирование отношений, возникающих между юридическими лицами, физическими лицами и органами
государственной власти РФ в сфере развития малого предпринимательства, определение видов и форм поддержки предпринимательской деятельности.
Направления государственной поддержки предпринимательства классифицируется по трем направлениям в соответствии с тремя целями предпринимательской деятельности. Институциональная цель - реализация возможности заниматься предпринимательской деятельностью,
документами различного уровня; экономическая - получение прибыли; психологическая - самореализация человека. Государственная поддержка малого бизнеса оказывается в следующих формах: финансовая поддержка; имущественная поддержка; информационная поддержка; консультационная поддержка. Кроме того, отдельно может оказываться поддержка по определенным направлениям деятельности: поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров; поддержка в области инноваций и промышленного производства; поддержка в области ремесленной деятельности; поддержка субъектов, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность; поддержка субъектов,
осуществляющих сельскохозяйственную деятельность.
В Белгородской области поддержка малого предпринимательства является одним из приоритетных направлений. В рамках ее реализации правительством области утверждены программы, основной целью которых является создание благоприятных макроэкономических условий для устойчивого развития малого предпринимательства в области. В программах определены перспективные направления и разработана система основных программных мероприятий. Правительство области взаимодействует с Государственным фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, что способствует активизации деятельности малых инновационных предприятий, получающих за счет средств фонда финансовую поддержку на реализацию инновационных проектов в форме субсидирования процентных ставок по банковским кредитам, а также финансирования научных разработок по программам для субъектов малого бизнеса и научных учреждений.
Потенциал малого предпринимательства области не используется в полной мере. Темпы роста производственных и инновационных направлений предпринимательской деятельности не отвечают требованиям ускоренного развития экономики. Преимущественным направлением деятельности субъектов малого бизнеса остаются торговля и услуги. Актуальной в Белгородской области является проблема выравнивания потенциала развития малого него бизнеса в муниципальных образованиях области, так как на сегодняшний день около 60 % действующих субъектов малого бизнеса сосредоточено в трех крупных городах области (Белгород, Старый Оскол, Губкин), при этом отмечается невысокая деловая активность сельского населения. Практически отсутствуют элементы инфраструктурной поддержки малого предпринимательства на муниципальном уровне. Комплекс консультационных услуг предприниматель имеет возможность получить только в областном центре. Финансовая поддержка малого бизнеса области осуществляется в основном за счет средств областного бюджета.
На современном этапе возникает необходимость в разработке соответствующих механизмов государственной поддержки малого предпринимательства в Белгородской области. В рамках направлений совершенствования, на наш взгляд, следует построить модель взаимодействия крупного бизнеса с малым предпринимательством на основе кооперации и интеграции, так как принципы кооперации предполагают взаимное сотрудничество при трудовом участии его членов, для достижения общих целей, а принципы интеграции позволяют сэкономить не только дефицитные финансовые ресурсы, но и оптимизировать деятельность как малого, так и крупного бизнеса. С целью активизации развития малого предпринимательства в Белгородской области необходима организация сотрудничества малого бизнеса с использованием следующих форм сотрудничества: контрактная форма интеграции; франчайзинг; аутсорсинг.
Информационное обеспечение малого предпринимательства входит в состав приоритетных направлений по развитию малого бизнеса, законодательно регулируются вопросы предоставления информации. Информация является объектом гражданских прав, мероприятия, направленные на информационную поддержку, ежегодно включаются для реализации в программы поддержки малого бизнеса. Развитие информационной поддержки в части помощи в составлении налоговых деклараций, ведении учетных процессов сотрудниками ИФНС, что особенно актуально для ЕНВД и патентной системы, в том числе через личный кабинет.
Необходимым условием для развития малого бизнеса в Белгородской области, да и в целом по России, на наш взгляд, является снижение налоговой нагрузки для предпринимателей. Необходимо снизить ставки страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, а также предоставление права на применение «налоговых каникул» юридическим лицам. Так же следует обеспечить предоставление отсрочки по уплате налогов субъектами предпринимательской деятельности c целью исключения возможных банкротств. С недавнего времени популярность набирает налоговый патент, который по закону применяется только индивидуальными предпринимателями. Налоговый патент, с одной стороны дает право выбора и лавирования для малого бизнеса, с другой обеспечивает государству стабильное поступление налогов.
В заключении магистерского исследования приведем ряд практических рекомендаций.
Областному фонду поддержки малого и среднего предпринимательства Белгородской области произвести модернизацию информационного сайта, т.к. на данный момент он абсолютно не отвечает потребностям предпринимателей малого и среднего бизнеса, необходимая для субъектов предпринимательской деятельности информация устарела или вовсе отсутствует.
Белгородской областной Думе выступить с инициативой о пересмотре налогового бремени для субъектов малого предпринимательства, а именно снизить выплаты страховых взносов в Пенсионный фонд и ФСС.
В ближайшей и среднесрочной перспективе в современных условиях необходимо формирование эффективной системы государственных и муниципальных заказов для субъектов малого предпринимательства в целях поддержки местных товаропроизводителей.
Подобные работы
- Региональные особенности развития малого предпринимательства на примере Белгородской области
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2018 - Государственное регулирование и поддержка малого предпринимательства в современных условиях российской экономики
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2018 - ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА (НА ПРИМЕРЕ АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД ЖЕЛЕЗНОГОРСК» КУРСКОЙ ОБЛАСТИ)
Бакалаврская работа, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2016 - ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2018 - ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛЫХ ФОРМ
ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ НА СЕЛЕ (НА МАТЕРИАЛАХ ДЕПАРТАМЕНТА
АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА И ВОСПРОИЗВОДСТВА
ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Бакалаврская работа, специальная технология. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2018 - ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ БИЗНЕС СРЕДЫ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В УРАЛЬСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ
Дипломные работы, ВКР, маркетинг. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2016 - ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Магистерская диссертация, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2019 - РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТОВ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕГИОНЕ (НА МАТЕРИАЛАХ ЦЕНТРА ИННОВАЦИЙ И СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Магистерская диссертация, управление проектами. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТОВ В СФЕРЕ
СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕГИОНЕ (НА
МАТЕРИАЛАХ ЦЕНТРА ИННОВАЦИЙ И СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ
БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Магистерская диссертация, управление проектами. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017



