МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
|
Введение 3
1 Теоретические основы формирования навыков общения 7
1.1 Особенности общения у детей старшего дошкольного возраста 7
1.2 Сюжетно-ролевая игра детей старшего дошкольного возраста 17
1.3 Сюжетно-ролевая игра как метод формирования навыков общения у
детей старшего дошкольного возраста 28
2 Исследование навыков общения у детей старшего дошкольного возраста. 38
2.1 Выявление уровня сформированности навыков общения у детей
старшего дошкольного возраста 38
2.2 Комплекс занятий по повышению навыков общения у детей старшего
дошкольного возраста 44
2.3 Динамика сформированности навыков общения детей старшего
дошкольного возраста 47
Заключение 55
Список литературы 58
Приложение A 63
Приложение Б
1 Теоретические основы формирования навыков общения 7
1.1 Особенности общения у детей старшего дошкольного возраста 7
1.2 Сюжетно-ролевая игра детей старшего дошкольного возраста 17
1.3 Сюжетно-ролевая игра как метод формирования навыков общения у
детей старшего дошкольного возраста 28
2 Исследование навыков общения у детей старшего дошкольного возраста. 38
2.1 Выявление уровня сформированности навыков общения у детей
старшего дошкольного возраста 38
2.2 Комплекс занятий по повышению навыков общения у детей старшего
дошкольного возраста 44
2.3 Динамика сформированности навыков общения детей старшего
дошкольного возраста 47
Заключение 55
Список литературы 58
Приложение A 63
Приложение Б
Актуальность исследования. В последние годы существенно возрос научный интерес к проблемам детского общения. Поэтому вопросы формирования навыков общения детей чрезвычайно актуальны для современного педагогического сообщества. Опыт первых отношений дошкольников со сверстниками и взрослыми является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет характер отношения человека к себе, к другим, к миру в целом.
Особую важность этот вопрос приобретает в настоящее время, когда коммуникативное развитие детей вызывает серьезную тревогу. Дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. A ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей. Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, боязни быть не интересным окружающим, чувствует себя уязвленным и отвергнутым, что может привести к эмоциональному неблагополучию: снижению самооценки, замкнутости, формированию тревожности, или, наоборот, к чрезмерной агрессивности поведения.
Игровая деятельность является ведущей на данном возрастном этапе. Поэтому педагогам и родителям предоставляется возможность использовать сензитивный период дошкольного детства для формирования навыков общения с помощью игровой деятельности, а именно, сюжетно-ролевой игры. Игра, является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия на мир. Она вызывает существенное изменение в его психике. Советский педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
В процессе ролевой игры дети не только познают окружающий мир, но и сами являются его творцами, отражают в нем свои знания об известных им реальных явлениях и событиях, выражают свое отношение к ним, которое может быть ошибочным и требует коррекции.
Важные теоретико-методологические основы изучения коммуникативного развития детей дошкольного возраста содержатся в фундаментальных исследованиях A. Н. Леонтьева, C. Л. Рубинштейна, М. C. Кагана, М. И. Лисиной, Д. Б. Эльконина, A. Валлона, Ж. Пиаже, Й. Лингарта и др. Проводились исследования взаимовлияния и взаимодействия коммуникативного развития с различными сферами детского развития: интеллектуальной - Б. Г. Ананьев, Л. C. Выготский, Л. И. Божович,Л. A. Венгер, П. Я. Гальперин; эмоциональной - О. В. Гордеева, И. В. Дубровина, личностной - Л. C. Выготский, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, B. C. Мухина; деятельностной, опосредованной межличностными отношениями - Г. М. Андреева, А. А. Бодалев, Я. Л. Коломинский, А. А. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, Е. О. Cмирновa, А. П. Усова.
В отечественной науке исследованы различные аспекты формирования навыков общения в образовательном процессе как с позиций психологии (Е.В. Коблянская, И.В. Лабутова, Р.А. Максимова и др.), так и педагогики (Л.А. Аухадеева, Е.Е. Боровкова, М.Е. Дашкин, М.М. Левина, А.В. Мудрик, В.А. Оастенин и др.). Учеными выявлена сущность коммуникативных умений, определены критерии их развития, предложены способы формирования этой группы умений.
В настоящее время, несмотря на все имеющиеся исследования, педагогами в детских учреждениях, родителями в семьях, наблюдается обеднение сюжетов игр, замена жизненного содержания, виртуальным, подмена слов и речевых оборотов возгласами и иностранными словами из компьютерных игр.
Проблема исследования связана с недостаточной разработанностью содержания занятий для развития навыков общения у детей старшего дошкольного возраста.
Проблема определила тему исследования: «Методы формирования навыков общения у детей старшего дошкольного возраста».
Цель исследования: подбор содержания занятий с картотекой сюжетно-ролевых игр для формирования навыков общения у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: формирование навыков общения у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: сюжетно-ролевая игра как метод формирования навыков общения у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть особенности общения у детей старшего дошкольного возраста.
2. Рассмотреть сюжетно-ролевую игру детей старшего дошкольного возраста.
3. Представить сюжетно-ролевую игру как метод формирования навыков общения детей старшего дошкольного возраста.
4. Провести диагностику навыков общения детей и проанализировать её результаты.
5. Подобрать содержание занятий с картотекой сюжетно-ролевых игр для формирования коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: теоретические: анализ психологической, педагогической и методической литературы, обобщение; эмпирические: педагогический эксперимент.
Гипотеза исследования: сюжетно-ролевая игра будет способствовать формированию навыков общения у детей старшего дошкольного возраста, если:
- разработать содержание занятий с картотекой сюжетно-ролевых игр для формирования коммуникативных навыков общения у детей старшего дошкольного возраста.
База исследования: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад общеразвивающего вида №5 ", г. Дальнегорск.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы, приложение.
Особую важность этот вопрос приобретает в настоящее время, когда коммуникативное развитие детей вызывает серьезную тревогу. Дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. A ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей. Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, боязни быть не интересным окружающим, чувствует себя уязвленным и отвергнутым, что может привести к эмоциональному неблагополучию: снижению самооценки, замкнутости, формированию тревожности, или, наоборот, к чрезмерной агрессивности поведения.
Игровая деятельность является ведущей на данном возрастном этапе. Поэтому педагогам и родителям предоставляется возможность использовать сензитивный период дошкольного детства для формирования навыков общения с помощью игровой деятельности, а именно, сюжетно-ролевой игры. Игра, является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия на мир. Она вызывает существенное изменение в его психике. Советский педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
В процессе ролевой игры дети не только познают окружающий мир, но и сами являются его творцами, отражают в нем свои знания об известных им реальных явлениях и событиях, выражают свое отношение к ним, которое может быть ошибочным и требует коррекции.
Важные теоретико-методологические основы изучения коммуникативного развития детей дошкольного возраста содержатся в фундаментальных исследованиях A. Н. Леонтьева, C. Л. Рубинштейна, М. C. Кагана, М. И. Лисиной, Д. Б. Эльконина, A. Валлона, Ж. Пиаже, Й. Лингарта и др. Проводились исследования взаимовлияния и взаимодействия коммуникативного развития с различными сферами детского развития: интеллектуальной - Б. Г. Ананьев, Л. C. Выготский, Л. И. Божович,Л. A. Венгер, П. Я. Гальперин; эмоциональной - О. В. Гордеева, И. В. Дубровина, личностной - Л. C. Выготский, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, B. C. Мухина; деятельностной, опосредованной межличностными отношениями - Г. М. Андреева, А. А. Бодалев, Я. Л. Коломинский, А. А. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, Е. О. Cмирновa, А. П. Усова.
В отечественной науке исследованы различные аспекты формирования навыков общения в образовательном процессе как с позиций психологии (Е.В. Коблянская, И.В. Лабутова, Р.А. Максимова и др.), так и педагогики (Л.А. Аухадеева, Е.Е. Боровкова, М.Е. Дашкин, М.М. Левина, А.В. Мудрик, В.А. Оастенин и др.). Учеными выявлена сущность коммуникативных умений, определены критерии их развития, предложены способы формирования этой группы умений.
В настоящее время, несмотря на все имеющиеся исследования, педагогами в детских учреждениях, родителями в семьях, наблюдается обеднение сюжетов игр, замена жизненного содержания, виртуальным, подмена слов и речевых оборотов возгласами и иностранными словами из компьютерных игр.
Проблема исследования связана с недостаточной разработанностью содержания занятий для развития навыков общения у детей старшего дошкольного возраста.
Проблема определила тему исследования: «Методы формирования навыков общения у детей старшего дошкольного возраста».
Цель исследования: подбор содержания занятий с картотекой сюжетно-ролевых игр для формирования навыков общения у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: формирование навыков общения у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: сюжетно-ролевая игра как метод формирования навыков общения у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть особенности общения у детей старшего дошкольного возраста.
2. Рассмотреть сюжетно-ролевую игру детей старшего дошкольного возраста.
3. Представить сюжетно-ролевую игру как метод формирования навыков общения детей старшего дошкольного возраста.
4. Провести диагностику навыков общения детей и проанализировать её результаты.
5. Подобрать содержание занятий с картотекой сюжетно-ролевых игр для формирования коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: теоретические: анализ психологической, педагогической и методической литературы, обобщение; эмпирические: педагогический эксперимент.
Гипотеза исследования: сюжетно-ролевая игра будет способствовать формированию навыков общения у детей старшего дошкольного возраста, если:
- разработать содержание занятий с картотекой сюжетно-ролевых игр для формирования коммуникативных навыков общения у детей старшего дошкольного возраста.
База исследования: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад общеразвивающего вида №5 ", г. Дальнегорск.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы, приложение.
Нами была проведена работа по исследованию сюжетно-ролевой игры как метода формирования навыков общения у детей старшего дошкольного возраста.
Были решены следующие задачи:
1. Рассмотрены особенности общения у детей старшего дошкольного возраста. К ним мы отнесли:
Первое - яркая характеристика общения сверстников заключается в его чрезвычайной эмоциональной насыщенности. Контакты дошкольников отличаются повышенной эмоциональностью и раскованностью, чего не скажешь о взаимодействии малыша со взрослым.
Вторая важная черта контактов детей - их нестандартность и нерегламентированность. Если в общении со взрослым даже самые маленькие дети придерживаются определенных норм поведения, то при взаимодействии со сверстниками дошкольники ведут себя непринужденно.
Третья отличительная особенность общения сверстников - преобладание инициативных действий над ответными. Общение предполагает взаимодействие с партнером, внимание к нему, способность слышать его и отвечать на его предложения.
2. Рассмотрели сюжетно-ролевую игру детей старшего дошкольного возраста. Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Характеризуя ее, С. Л. Рубинштейн подчеркнул, что эта игра наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребенка с взрослыми. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество.
3. Представили сюжетно-ролевую игру как метод формирования навыков общения у детей старшего дошкольного возраста.
Все методы должны применяться только на почве игровой деятельности как ведущей в дошкольном возрасте. В сюжетно-ролевой игре - заложены большие возможности для развития навыков общения. В первую очередь, развитие рефлексии как человеческой способности осмысливать свои собственные действия, потребности и переживания других людей. В игре, как и во всякой творческой коллективной деятельности, происходит столкновение умов, характеров, замыслов. Именно в этом столкновении складывается личность каждого ребенка, формируется детский коллектив. При этом обычно наблюдается взаимодействие игровых и реальных возможностей.
4. Провели диагностику навыков общения детей и проанализировали её результаты. По первичным результатам достаточно высокие результаты мы обнаружили у 45% обследуемых дошкольников, т. е. только эти дети могли конструктивно и самостоятельно находить решения в предложенных проблемных ситуациях, 37,5% дошкольников со средним уровнем и 17,5% дошкольников с низким уровнем развития коммуникативных навыков, дошкольники которые с трудом справлялись с заданиями. По контрольным результатам 62,5% опрошенных детей показали высокий уровень развития коммуникативных навыков, 30% средний, и 7,5% оппонентов показали низкий уровень развития коммуникативных навыков.
5. Подобрали содержание занятий с картотекой сюжетно-ролевых игр для формирования коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста. Подобранные нами сюжетно-ролевые игры побуждают детей творчески воспроизводить в играх бытовые ситуации. Совершенствуют умение самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку. Учат детей выполнять взятые на себя роли в соответствии с сюжетом игры, пользоваться необходимыми атрибутами. Формируют дружеские взаимоотношения и культуру во время общения. Формируют связную речь, её выразительность.
Цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза: сюжетно-ролевая игра будет способствовать формированию навыков общения у детей старшего дошкольного возраста, если:
- разработать содержание занятий с картотекой сюжетно-ролевых игр для формирования коммуникативных навыков общения у детей старшего дошкольного возраста, подтверждена.
Были решены следующие задачи:
1. Рассмотрены особенности общения у детей старшего дошкольного возраста. К ним мы отнесли:
Первое - яркая характеристика общения сверстников заключается в его чрезвычайной эмоциональной насыщенности. Контакты дошкольников отличаются повышенной эмоциональностью и раскованностью, чего не скажешь о взаимодействии малыша со взрослым.
Вторая важная черта контактов детей - их нестандартность и нерегламентированность. Если в общении со взрослым даже самые маленькие дети придерживаются определенных норм поведения, то при взаимодействии со сверстниками дошкольники ведут себя непринужденно.
Третья отличительная особенность общения сверстников - преобладание инициативных действий над ответными. Общение предполагает взаимодействие с партнером, внимание к нему, способность слышать его и отвечать на его предложения.
2. Рассмотрели сюжетно-ролевую игру детей старшего дошкольного возраста. Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Характеризуя ее, С. Л. Рубинштейн подчеркнул, что эта игра наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребенка с взрослыми. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество.
3. Представили сюжетно-ролевую игру как метод формирования навыков общения у детей старшего дошкольного возраста.
Все методы должны применяться только на почве игровой деятельности как ведущей в дошкольном возрасте. В сюжетно-ролевой игре - заложены большие возможности для развития навыков общения. В первую очередь, развитие рефлексии как человеческой способности осмысливать свои собственные действия, потребности и переживания других людей. В игре, как и во всякой творческой коллективной деятельности, происходит столкновение умов, характеров, замыслов. Именно в этом столкновении складывается личность каждого ребенка, формируется детский коллектив. При этом обычно наблюдается взаимодействие игровых и реальных возможностей.
4. Провели диагностику навыков общения детей и проанализировали её результаты. По первичным результатам достаточно высокие результаты мы обнаружили у 45% обследуемых дошкольников, т. е. только эти дети могли конструктивно и самостоятельно находить решения в предложенных проблемных ситуациях, 37,5% дошкольников со средним уровнем и 17,5% дошкольников с низким уровнем развития коммуникативных навыков, дошкольники которые с трудом справлялись с заданиями. По контрольным результатам 62,5% опрошенных детей показали высокий уровень развития коммуникативных навыков, 30% средний, и 7,5% оппонентов показали низкий уровень развития коммуникативных навыков.
5. Подобрали содержание занятий с картотекой сюжетно-ролевых игр для формирования коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста. Подобранные нами сюжетно-ролевые игры побуждают детей творчески воспроизводить в играх бытовые ситуации. Совершенствуют умение самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку. Учат детей выполнять взятые на себя роли в соответствии с сюжетом игры, пользоваться необходимыми атрибутами. Формируют дружеские взаимоотношения и культуру во время общения. Формируют связную речь, её выразительность.
Цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза: сюжетно-ролевая игра будет способствовать формированию навыков общения у детей старшего дошкольного возраста, если:
- разработать содержание занятий с картотекой сюжетно-ролевых игр для формирования коммуникативных навыков общения у детей старшего дошкольного возраста, подтверждена.
Подобные работы
- Формирование навыков общения у старших дошкольников посредством народных игр
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ НАРОДНЫХ ИГР
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2018 - МНЕМОТЕХНИКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ
НАВЫКОВ ПЕРЕСКАЗА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2023 - Формирование культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ КУЛЬТУРЫ
ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5040 р. Год сдачи: 2018 - Формирование культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2017 - Использование возможности татарских народных сказок для
формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного
возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2017



