ВВЕДЕНИЕ 3
1 Электронный образовательный ресурс: специфика, виды, значение 5
1.1 Электронный ресурс, как эффективное средство обучения 5
1.2 Классификация электронных образовательных ресурсов 9
1.3 Роль электронного ресурса в работе учителя и образовательного учреждения 16
2 . Особенности проектирования, структурирования и информационного
наполнения электронного ресурса учителя 21
2.1 Правила проектирования электронного ресурса учителя 21
2.2 Структура и содержание разрабатываемого электронного ресурса 24
3 Разработка электронного ресурса 29
3.1 Обоснование выбора средств разработки web-сайта 29
3.2 Структура, содержание, наполнение 36
3.2 Элементы оформления: общее, обратная связь, карта сайта, тестирование, регистрация на хостинге 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 67
Электронные образовательные ресурсы являются одной из самых ценных составляющих образовательной информационной среды. Именно в образовательных ресурсах концентрируется содержательная составляющая учебного процесса. Значение электронных ресурсов в учебном процессе существенно большее, чем у обычных бумажных пособий, поскольку новые образовательные технологии предполагают сокращение персональных контактов преподавателя и учащегося с увеличением доли самостоятельной подготовки. Поэтому электронные учебные материалы принимают на себя поддержку части тех компонент обучения, которые в стандартном учебном процессе обеспечиваются очным общением преподавателя и ученика.
Интернет стал важной частью нашей личной жизни и вошёл в сферу образования в качестве проводника учительского опыта, лучших работ, идей и достижений. Сегодня передовые учителя создают персональные сайты и блоги, особенно учителя иностранных языков. Именно такие учителя становятся лучшими в своих школах и получают профессиональное признание. С помощью электронного ресурса они всегда имеют возможность делиться своим опытом работы с сообществом российских и зарубежных коллег, со своими учениками и их родителями [1].
Электронный образовательный ресурс имеет функцию хранилища методических материалов, полезных ссылок и собственных наработок. В настоящее время Интернет даёт возможность пользоваться различными материалами, взаимодействовать с профессиональными сообществами, проводить дистанционные мастер-классы, вебинары, конкурсы педагогического мастерства и принимать в них участие [2]. Кроме того, сайт учителя английского языка может использоваться как периодическое издание, дающее возможность педагогу и его учащимся публиковать свои работы.
Цель исследования заключается в разработке электронного ресурса для работы учителя английского языка. Достижение поставленной цели предполагает решение ряда задач, связанных с:
1. Установлением области использования ЭОР
2. Определением наиболее приемлемой структуры ЭОР
3. Определением наиболее оптимальных средств разработки ЭОР
4. Внедрение ЭОР и применения в школьном учебном процессе;
Объектом исследования является электронный образовательный ресурс.
Предметом исследования выступает деятельность учителя английского языка.
Работа состоит из 66 страниц и трех глав. Первая глава содержит информацию об электронных образовательных ресурсах, их спецификах, видах, классификации. Вторая глава содержит материалы, связанные с деятельностью учителя и содержанием электронного образовательного ресурса учителя. Третья глава состоит из описания разработки электронного ресурса учителя, его структуры, методах и способах разработки. Список использованных источников включает 35 наименований.
Разработанный нами электронный образовательный ресурс для работы учителя английского языка, основными пользователями которого являются ученики, решает следующие образовательные задачи.
Во-первых, электронный ресурс учителя английского помогает решить задачу индивидуализации содержания определенного курса школьной программы. Именно через онлайн-ресурс учащимся с разным уровнем подготовленности предлагаются дифференцированные задания, что в условиях обычного урока не всегда реализуемо. Здесь же для заинтересованных и наиболее успевающих учащихся можно мы поместили ряд заданий повышенного уровня сложности, дополнительный материал, углубляющий и расширяющий содержание урока. Для учащихся, по тем или иным причинам отстающим в освоении программы, разработаны задания тренировочного характера, задания с пояснениями, комментарии к типичным ошибкам. Кроме того, подобная работа с сайтом способствовала успешному переносу части обучающего времени в сеть Интернет.
Во-вторых, нельзя забывать, что учитель строит урок, ориентируясь на учащихся с разными типами восприятия. Работа на уроке - это быстрое динамическое переключение (сначала слушаем, далее обсуждаем, в конце записываем). Учащиеся порой теряют нить урока и не могут фиксировать его ход в виде конспекта, который им предлагается вести по мере развертывания учебного материала. Но, с помощью разработанной нами электронной версии материалов, которые всегда находятся в открытом доступе для всех учеников в любое время, обучающиеся английскому языку в «Гимназии №22» смогли сфокусировать внимание на самом ходе урока, на словах учителя и высказываниях одноклассников, и на каждом уроке работали более продуктивно.
В-третьих, разработанный нами электронный образовательный ресурс для работы учителя показал отличный потенциал в сфере дополнительного образования школьников. Здесь содержится много различный ссылок на ресурсы сети Интернет, которые позволяют развивать не только предметные знания, но и общий кругозор ученика. Таким образом, наш сайт позволяет дополнить и содержательно расширить диалог учителя с учениками и выйти за рамки урока, пригласив учащихся к обсуждению интересного и значимого материала, лежащего в данной предметной области, но выходящего за рамки школьной программы английского языка.
В-четвертых, разработанный нами сайт позволяет учителю реализовать дистанционное обучение в рамках подготовки к экзаменам и государственной аттестации. Это крайне значимо для всех школьников, поскольку позволяет тщательно изучить контрольные задания, и воспользоваться ссылками на дополнительные материалы. Для большей эффективности обучения была установлена форма обратной связи, с помощью которых реализуется общение учителя с учеником, помощь в трудных заданиях, консультирование.
Итак, созданный нами электронный ресурс является успешным и востребованным, поскольку выполняет новые образовательные функции. Педагог из источника информации превратился в партнера по общей деятельности, и сформировался новый тип общения в системе «учитель - ученик», повысился авторитет учителя в глазах учеников.
В ходе нашего исследования были успешно реализованы задачи, поставленные в начале работы. А именно:
• была грамотно определена область использования электронного ресурса, что позволило ученикам с различной степенью подготовки правильно распределить учебную нагрузку.
• качественно разработанная структура электронного ресурса сделала возможным быстрый и оптимальный доступ ко всем методическим наработкам учителя
• выбранные нами средства разработки ресурса позволили сделать сайт более интерактивным, полезным, качественно исполненным и удобным для восприятия.
• внедренные и примененные нами разработки и материалы успешно используются в учебно-воспитательном процессе, объединяя учителя и учащихся
В этом случае можно говорить о том, что разработанный электронный ресурс для работы учителя английского языка способствует повышению качества школьного образования.
1. Панкова, Е.В. Интернет-сайт среднего профессионального учебного заведения: эффективность поиска в Интернете // Панкова Е.В., Косинова С.
А. // Научные и технические библиотеки. - 2012. - №3. - С. 41-44
2. Гендина, Н.И. Использование формализованных методов при подготовке текста для веб-сайтов учреждений культуры // Н.И. Гендина, Н.И. Колкова, О.И. Алдохина // Научные и технические библиотеки. - 2008. -№3. - С. 29-35
3. Гура, В.В. Уровни педагогического проектирования электронных образовательных ресурсов для открытого образования / В.В. Гура; - Таганрог, 2009
4. Коджаспирова, Г.М., Петров К.В. Технические средства обучения и методика их использования. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений- М.: Академия, 2012.- 256 с.
5. Мосолков, А. Е. Электронные образовательные ресурсы нового поколения (ЭОР) [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.metod- kopilka.ru/page-article-8.html
6. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие / Г.К. Селевко, - М.: Народное образование, 2006. - 256 с
7. Осин, А.В. Электронные образовательные ресурсы нового поколения: открытые образовательные модульные мультимедиа системы [Электронный ресурс]/ А.В. Осин // Единое окно - Режим доступа: http: //window.edu.ru/window/library?p_rid=45271
8. Семенов А. Л. «Роль информационных технологий в общем среднем образовании. //Информатика и образование» 2011.№2
9. Тлеукеева, Р. Традиционные и электронные ресурсы: состояние, проблемы. эффективность использования //Роза Тлеукеева//Библиотека. -
2008. - №1. - С. 15-19
10. Зимина О.В. Печатные и электронные учебные издания в современном высшем образовании: Теория, методика, практика / О.В. Зимина. - М.: изд-во МЭИ, 2013. - 336 с.
11. Ахмедова Альфира Мазитовна Использование современных электронных средств обучения в учебном процессе // Science Time. 2015. №1
(13) . URL: http:ZZcyberleninka.ru/articleZn/ispolzovanie-sovremennyh-elektronnyh- sredstv-obucheniya-v-uchebnom-protsesse).
12. Панова Е.В. Электронный учебник: преимущества и проблемы использования в учебном процессе / Е. В. Панова // Международная конференция "Библиотеки и Образование" - 2007 «Информационные ресурсы и сервисы открытого образования». [Электронный ресурс]. - URL: http:ZZwww.spbbt.ru/filesZConferensZ pankovaev_01_2007.pdf
13. С.Симонович, Г.Евсеев, А.Алексеев. Специальная информатика: учебное пособие.- М.:АСТ-ПРЕСС:Инфорком-Пресс,2008-480с
14. Ахмедова А.М. Использование образовательных ресурсов
Интернета на уроках физики / А. М. Ахмедова, Е. Ю. Фадеева // Ученые записки института социальных и гуманитарных знаний: материалы V Международной научно-практической конференции «Электронная Казань - 2013» (ИКТ в образовании: технологические, методические и
организационные аспекты их использования) часть II. - Казань: Юниверсум,
2013. - №1 (11). - С.267-273.
15. Гендина, Н.И. Лингвистические средства проектирования контента веб-сайтов / Н.И. Гендина // Научные и технические библиотеки. - 2008. - №3. - С. 5-14
16. Леонтьев В. П. «Новейшая энциклопедия персонального компьютера 2009» - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2009
17. Лапчик М.П., Семакина И.Г., Хеннер Е.К. «Методика преподавания информатики: Учебное пособие для студентов педвузов»; Под общей редакцией М.П. Лапчика. - М.: Издательский центр «Академия», 2006.
18. Лавренов А.Ю. Якушина Е.В. Создание школьного сайта. Занятие второе. М: Вопросы Интернет-образования, № 30.
19. Рогачева, Г.И. Современные информационные образовательные ресурсы // Г.И. Рогачева // Информатизация школьного образования: Материалы междунар. науч.-практ. конф. 17-18 сентября 2012 г. - Барнаул, пера, А. Темпера. - М., 2012. - 61 с.
20. Полат Е.С. Интернет на уроках иностранного языка// ИЯШ № 2, 3 2001 г.
21. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка// ИЯШ № 2, 3 2000 г.
22. Лесничая, И.Г., Миссинг, И.В. Информатика и информационные технологии. М.: Экспо, 2005: - 109с.
23. Тюгаева, О.В. Об использовании компьютерных технологий на
уроках математики в школе // Вестник ТГПУ.- 2012.- №4.- URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/ob-ispolzovanii-kompyuternyh-tehnologiy-na- urokah-matematiki-v-shkole (дата обращения: 19.11.2016).
24. Писаренко, В.И. Использование компьютерных технологий в обучении иностранным языкам // Открытое образование. - 2004 -№2. - с. 46¬49
25. Сергеева, М.Э. Новые информационные технологии в обучении английскому языку 2005- 166с.
26. Кизимова, И.Г. Использование интерактивных информационных
технологий в обучении английскому языку//Вестник Казанского юридического института МВД России.- 2013.- №12.- URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-interaktivnyh-informatsionnyh- tehnologiy-v-obuchenii-angliyskomu-yazyku (дата обращения: 14.11.2016).
27. Ефременко, В.А. Применение информационных технологий на уроках иностранного языка// Иностранные языки в школе - №8 - 2007. -с. 1¬7
28. Расулова, М. Ж. Использование информационно¬
коммуникационных технологий на уроках английского языка // Теория и практика образования в современном мире: материалы II междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). - СПб.: Реноме, 2012. - С. 80-95
29. Сидоренко, А.Ф. Использование компьютерных программ на уроках английского языка.// Иностранные языки в школе - 2002. -№6. - с.40¬43
30. Арзуманова, Н.В. Использование современных информационных
технологий в образовательном процессе // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2009. - №113. - URL:http://puma/article/n/ispolzovaniesovremennyhinfo
гша1зюппуй1еЬпо1од1ууоЬга7оа1е1пошрго1зеззе(дата обращения: 20.11.2016)
31. Сайков, Б.П. Организация информационного пространства образовательного учреждения: практическое руководство. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. - 406 с.
32. Колкова, М.Н. Методики обучения иностранным языкам в средней школе. - Спб: КАРО, 2005. - 224 с.
33. Конышева, А.В. Английский язык. Современные методы обучения: кн. для студентов и преподавателей ВУЗов. - М.: ТетраСистемс, 2007. -352 с.
34. Цветкова, Л.А. Использование компьютера при обучении лексике в начальной школе. // Иностранные языки в школе - 2002. - №2. - С. 43-47
35. Роберт, И.В., Поляков, В.А. Основные направления научных
исследований в области информатизации профессионального образования. -
М.: «Образование и Информатика», 2004. - 295с.