Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО- КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ДОМАШНЕМУ ЧТЕНИЮ

Работа №101267

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы109
Год сдачи2017
Стоимость4920 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
97
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ ЧТЕНИЯ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА 7
1.1. Обучение чтению как виду речевой деятельности 7
1.2. Профессионально-коммуникативные умения чтения студентов
педагогических вузов 19
1.3. Роль домашнего и экстенсивного чтения в обучении будущих учителей
иностранного языка 27
1.4. Цифровое повествование как средство совершенствования умений
чтения на занятиях по домашнему чтению 35
Выводы по главе 1 42
ГЛАВА 2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ 44
2.1. Традиционные способы формирования профессионально¬
коммуникативных умений будущих педагогов на уроках по домашнему чтению 44
2.2. Применение цифровых технологий на занятиях по домашнему чтению 55
2.3. Организация обучения студентов созданию цифрового повествования . 65
Выводы по главе 2 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 85
ПРИЛОЖЕНИЯ 91


Двадцать первый век - время активного развития науки и техники, а вместе с тем и ослабевания интереса людей к чтению литературы. Всевозможные гаджеты используются в основном в развлекательных целях, но как же обратить молодое поколение к книгам? Как улучшить умения чтения молодых учителей, чтобы они являлись примером для своих учеников?
Чтобы взрастить читающее поколение, молодые учителя должны совершенствовать свои собственные умения чтения. Чтение способствуют развитию мышления, а, следовательно, и повышению уровня интеллекта. Так, по словам Дени Дидро, «люди перестают мыслить, когда перестают читать». Кроме мыслительных процессов совершенствуются также оперативная память и устойчивость внимания. Умения чтения отлично расширяют кругозор, который поможет студентам педагогического вуза в будущем строить интересные и увлекательные занятия. Именно поэтому, будущие учителя иностранного языка должны читать много дополнительной литературы на родном и изучаемом языке.
За последние десятилетия немало работ было посвящено исследованию процесса чтения и особенностям его развития. Однако необходимость оптимизировать процесс совершенствования умений чтения, повысить его эффективность, сохраняется.
В педагогическом вузе будущие учителя знакомятся с различными дисциплинами, которые требуют от них прочтения большого количества литературы, но, на наш взгляд, чтение без углубления в контекст и выхода за рамки произведения поверхностно и не столь эффективно. «Домашнее чтение», как одна из обязательных дисциплин в обучении будущих учителей иностранного языка, дает отличную возможность отодвинуть границымышления и разнообразить процесс совершенствования различных видов речевой деятельности.
Развитие креативности, воображения и, главное, мотивации к учению у нынешних студентов происходит за счет мультимедийной среды, поэтому для совершенствования профессионально-коммуникативных умений чтения необходимо прибегать к помощи аудио и видео средств. Необходимость адаптировать в практику вузовского обучения мультимедийную среду, которая будет развивать мотивацию к учению, определяет актуальность данного исследования.
Объектом нашего исследования является совершенствование профессионально-коммуникативных умений чтения будущих учителей.
Предметом исследования выступает «цифровое повествование» как средство совершенствованияпрофессионально-коммуникативных умений будущих учителей на занятиях по домашнему чтению.
Цель данной работы - изучение профессионально-коммуникативных уменийбудущих педагогови пути их совершенствования посредством применения технологии «цифрового повествования» на занятиях по домашнему чтению.
Поставленная цель определила необходимость решения следующих задач:
1. рассмотреть чтение как вид речевой деятельности;
2. изучить различные виды чтения, определить их место в подготовке будущих учителей иностранного языка;
3. установить роль профессионально-коммуникативных умений чтения в процессе обучения студентов педагогических вузов;
4. определить значимость занятий по домашнему чтению как возможности для совершенствования профессионально-коммуникативных умений чтения;
5. проанализировать пособие по домашнему чтению, составить основу упражнений и заданий для собственной методической разработки по домашнему чтению, определив ее валидность для развития профессионально-коммуникативных умений;
6. рассмотреть возможности внедрения цифрового повествования в процесс обучения будущих учителей;
7. создать методическую разработку по домашнему чтению для будущих учителей английского языка по рассказам О.Генри, направленную на совершенствование профессионально-коммуникативных умений;
8. внедрить в практику обучения будущих учителей методическую разработку по домашнему чтению, нацеленную на совершенствование профессионально-коммуникативных умений и апробировать ее на семинарах у студентов педагогического вуза.
Материалом исследования послужили существующие учебные материалы по совершенствованию умений чтения на этапе обучения в педагогическом вузе, пособия по совершенствованию профессионльно- коммуникативных умений, методические разработки по домашнему чтению, а также пособия по применению цифровых технологий в образовании.
В данной работе были использованы следующие методы исследования: метод анализа философской, психолого-педагогической и методической литературы, метод обобщения, метод сравнительного анализа, метод описания.
Теоретическая значимость исследованиязаключается в анализе современных методических пособий по совершенствованию профессионально-коммуникативныхумений студентов в процессе обучения, в обобщении и систематизации технологий и методик обучения чтению, углублении знаний в сфере применения мультимедийных технологий в образовании.
Практическая значимость данной работы заключается в выявлении значимости использования цифровых технологий в образовательном процессе будущих учителей и возможности их применения на занятиях домашнему чтению, в разработке определения профессионально-коммуникативных умений чтения и в создании методической разработки по домашнему чтению, направленной на совершенствование профессионально¬коммуникативных умений чтения в мультимедийной среде и ее апробировании.
Апробация. По содержанию выпускной квалификационной работы были подготовлены тезисы и доклады для выступлений на следующих конференциях:
• VII международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы лингвистики и методики» (Екатеринбург, УрГПУ 12.04.2015).
• VIII международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы лингвистики и методики» (Екатеринбург, УрГПУ 12.04.2016).
Также были проведены семинары по нашей методической разработке у студентов 3 курса по домашнему чтению.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Чтение является неотъемлемой частью учебного процесса. Студенты педагогического вуза, как будущие учителя, должны иметь высокий уровень сформированности навыков этого вида речевой деятельности. Чтение иноязычной литературы в оригинале дает студентам отличную возможность приобщиться к культуре другой страны, умножить знания в области языка.
Актуальность данного исследования определяется тем, что студенты педагогического вуза, а именно филологи, как будущие преподаватели, должны обладать высоким уровнем знаний в их профессиональной области. Однако, получение этих знаний, повышение их качества может происходить лишь благодаря улучшению организации учебного процесса, в котором упор должен быть на совершенствование всех видов речевой деятельности, главным их которых, по нашему мнению, является чтение, поскольку оно может быть и целью и средством обучения.
В основе нашего исследования - профессионально-коммуникативные умения чтения, которые, на наш взгляд, являются ведущими в становлении личности педагога.
Целью нашего исследования былоизучение профессионально-коммуникативных умений будущих педагогов и путей их совершенствования посредством применения технологии «цифрового повествования» на занятиях по домашнему чтению.
Чтобы добиться поставленной цели, в ходе нашего исследования были поставлены и решены многочисленные задачи.
Мы рассмотрели особенности обучения чтению как виду речевой деятельности, на основе определения Г.В. Роговой, разработали собственное определение чтению и изучили различные виды чтения, обладание которыми, на наш взгляд, будет способствовать повышению качества знаний студентов педагогических вузов в области иностранного языка.
Нами было разработано определение профессионально-коммуникативных умений чтения студентов педагогических вузов, изученывиды ПКУ чтения, а также установлена их роль и место в процессе обучения студентов педагогических вузов.
Анализ пособия по домашнему чтению к практическому курсу английского языка на примере произведения A. Christie «TheBodyintheLibrary» для студентов педагогических вузовпоказал, что при совершенствовании профессионально-коммуникативных умений чтения должно происходить совершенствование и других видов речевой деятельности, таких как говорение, аудирование и письмо.
Определив значимость занятий по домашнему чтению как возможности для совершенствования ПКУ чтения, мы составили основу упражнений и заданий для собственной методической разработки по домашнему чтению, дополнив традиционную разработку проблемными заданиями с использованием технологии «цифрового повествования».
Далее, мы рассмотрели возможности внедрения цифрового повествования в процесс обучения будущих учителей и создали методическую разработку по домашнему чтению для будущих учителей английского языка по рассказамО.Генри«Из любви к искусству», «Дары волхвов» и «Последний лист», направленную на совершенствование профессионально-коммуникативных умений будущих учителей.
Валидность нашей разработки как способа развития ПКУ чтения через цифровое повествование была выявлена посредством внедрения ее в процесс обучения будущих учителей на занятиях по домашнему чтению.
Трехэтапная реализация внедрения цифрового повествования в процесс обучения будущих учителей, включающая этапы обучения, применения и контроля, дала положительные результаты, поскольку студенты, прежде всего, получили теоретическую основу цифрового повествования, затем применили новые знания на практике, и представили свои мультимедиа 83
продукты на занятии по домашнему чтению, проявив качество владения новой технологией обучения. В процессе работы над цифровым повествованием, у студентов совершенствовались профессионально-коммуникативные умения чтения, развивалась медиакомпетенция, а также происходило развитие критического мышления.
Поставленная нами цель была достигнута: мы изучили профессионально-коммуникативные умения будущих педагогов и пути их совершенствования посредством применения технологии «цифрового повествования» на занятиях по домашнему чтению.



1. Топилин М.А. Приказ министерства труда и социальной защиты Российской Федерации об утверждении профессионального стандарта педагога. - №544н. - Введ. 2013-10-18. - Москва, 2013. - [Электронный ресурс]. URL: ййр://профстандартпедагога.рф/%иО%ВР%и 1%80%D0% BE%D 1%84%D 1 %81 %D 1 %82%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B0%D 1%80%D1%82%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE %D0%B3%D0%B0/ (дата обращения: 14.02.17).
Печатные издания
2. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. - М.: Институт практической психологии, 1996. - 384 с.
3. Аракин В.Д. Практический курс английского языка. 1 курс. Учеб.для пед. вузов по спец. «Иностр. яз.» . - 5-е изд., испр. - М.: ВЛАДОС, 1998. - 536 с.
4. Беспальчикова Е.В. Обучение анализу текста // Иностранные языки в школе. - 2002. - №2. - С. 52 - 55.
5. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 319 с.
6. Гальскова Н.Д., Никитенко З.Н. Теория и практика обучения иностранным языкам: методическое пособие. - М.: Айрис Пресс, 2004. - 240 с.
7. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. - М.: Флинта, Наука, 2000. - 248 с.
8. Зимняя И.А., Леонтьев А.А. Основы теории речевой деятельности. - М.: Наука, 1974. - С. 64 - 72.
9. Клычникова З.И. Психологические особенности обучению чтению на иностранном языке. - М.: Просвещение, 1973. - 346 с.
10. Ключко О.И., Сухарева Н.Ф. Педагогическая психология: учебное пособие. - М.-Берлин: Директ-Медиа, 2015. - 234 с.
11. Коляго А.А. Формированиекоммуникативныхуменийбудущегоучителяс редствамимультимедиа в процессе изучения иностранного языка: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Йошкар-Ола, 2009. - 217 с.
12. Конышева А.В. Современные методы обучения английскому языку. - Минск: Тетра Системс, 2004. - 177 с.
13. Кузнецов А.Н. Совершенствование содержания профессионально ориентированной иноязычной подготовки студентов агроинженерных вузов: дис. ... канд. пед. наук. - М.: Изд-во Моск. агроинж. ун-та им. В.П. Горячкина, 2003. - 246 с.
14. Кузнецов М.В. Методика развития речевых умений в процессе их комбинаций на интерактивной лекции у студентов языкового вуза. - 2011. - №3. - С. 106 - 114.
15. Литвинко Ф.М. Коммуникативная компетенция как методическое понятие // Коммуникативная компетенция: принципы, методы, приемы формирования: сб. науч. ст. - Минск: Изд-во Белорус.гос.ун-та, 2009. - Вып. 9. - 102 с.
16. Логинова А.В.Цифровоеповествованиекакспособобучениякоммуникаци и на иностранном языке // Молодой ученый. - 2015. - №7. -С. 805 - 809.
17. Ляховицкий М.В. Методика преподавания инофтранных языков. - М.: Высшая школа, 1981. - С. 134 - 135.
18. Маняйкина Н.В., Надточева Е.С. Цифровое повествование: от теории к практике // Педагогическое образоание России. - 2015. - №10. - С. 60 - 64
19. Надточева Е.С. Развитие профессионально-методической компетенции будущего учителя иностранного языка в рамках рефлексивного подхода // Известия уральского федерального университета. Серия: Проблемы образования, науки и культуры. - 2010. - №3. - С. 103 - 109.
20. Образцов П.И., Иванова О.Ю. Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку на неязыковых факультетах вузов: учебное пособие. - Орел: ОГУ, 2005. - 114 с.
21. Озёрская С.Н. Профессионально-коммуникативная компетенция как основной компонент языковой подготовки по иностранному языку студентов факультета гостиничного бизнеса и туризма // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2009. - №116. - С. 202 - 205.
22. Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. - М.: Русский язык, 1989. - 206 с.
23. Пассов Е.И., Кузовлева Н.Е. Основы коммуникативной теории и технологии иноязычного образования: методическое пособие для преподавателей русского языка как иностранного. - М.: Русский язык. Курсы, 2010. - 568 с.
24. Пласкина М.В. Анализ современных теорий обучения чтению на иностранном языке // Проблемы и перспективы развития образования: материалы V Междунар. науч. конф. - Пермь: Меркурий, 2014. - С. 133 - 136.
25. Подопригорова Л.А. Использование Интернета в обучении иностранным языкам // Иностранные языки в школе. - 2003. - №5. - С. 25 - 31.
26. Попова А.В. Педагогический опыт обучения технике чтения в мультимедийной среде // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2011. - №10. - С. 174 - 177.
27. Рогова Г.В., Рабинович Ф.М. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. - М.: Просвещение, 1991. - 287 с.
28. Селиванова Н.А. Литературно-страноведческий подход к отбору текстов для домашнего чтения // Иностранные языки в школе. - 1991. - №1. -
С. 60 - 64.
29. Селянина Л.И. Пособиепо домашнему чтению к практическому курсу английского языка. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. - 160 с.
30. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций. - М.: Просвещение, 2002. - 190 с.
31. Соловова Е.Н. Практикум к базовому курсу методики обучения иностранным языкам. - М.: Астрель, 2008. - 190 с.
32. Старкова Д.А., Польшина Т.В. Психолингвистические особенности обучения взрослых иностранному языку // Педагогическое образование в России. - 2012. - №1. - С. 93 - 95.
33. Стрекалова М.Д. Основные методические критерии отбора содержания обучения чтению в рамках курса «Домашнее чтение» в языковом вузе // Ярославский педагогический вестник. - 2008. - №3. - С. 7 - 10.
34. Тумина Л.Е. Педагогическоеречеведение / Словарь-справочник / под ред. Ладыженской Т.А., Михальской А.К. - М.: Флинта, Наука, 1998. - 283 с.
35. Фоломкина С.К. Принципы обучения чтению на иностранном языке. В кн.: Методика преподавания иностранных языков в вузе. М.: МГПИИЯ им. М.Тореза, 1974. - вып. 85. - С. 5 - 35.
36. Фоломкина С.К., Гез Н.И. Обучение чтению на иностранном языке в неязыковом вузе: Учебно-методическое пособие. - М.: Высшая школа, 2005. - 253 с.
37. Чичерина Н.В.Медиаграмотность как ключевая компетенция современного специалиста: структура и содержание // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2012. - №1. - С. 152 - 158.
38. Шамне Н.Л., Шовгенин А.Н. и др., Использование компьютерных технологий в процессе обучения иностранным языкам // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 6: Университетское образование. - 2008. - №11. - С. 49 - 53.
39. Шатилов С.Ф. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1986. - 223 с.
40. Biemiller A., Boote C. An Effective Method for Building Vocabulary in Primary Grades // Journal of Educational Psychology. - Washington: Journals Department, 2006. - 98 p.
41. Robin B. Digital Storytelling: A Powerful Technology Tool for the 21st Century Classroom // Theory into Practice. - London: Lawrence Erlbaum Associates, 2008. - № 47(3). - Pp. 220 - 228.
42. Smith F. UnderstandingReading: A Psycholinguistic Analysis ofReading and Learning to Read. - London:Lawrence Erlbaum Associates, 2004. - 6th ed. - 374 p.
Электронныересурсы
43. Буражев А.И. Перенос сроков профстандарта имеет свои объективные причины. -
2017. [Электронный ресурс]. URL: http: //gazetaingush.ru/intervyu/perenos- srokov-profstandarta-imeet-svoi-obektivnye-prichiny(дата обращения: 11.04.2017).
44. Ефимова С.И. Формирование навыков чтения у младших школьников / Фестиваль педагогических идей. - М.: Первое сентября, 2008. - [Электронный ресурс]. URL: http://festival.1september.ru/articles/509967/ (дата обращения: 12.11.2016).
45. Кукушкина И.Б. Формирование и развитие умений составляющих коммуникативную компетенцию упражнениями при подготовке к заданиям раздела "Чтения" ГИА и ЕГЭ. - М.: Просвещение, 2013. - [Электронный ресурс]. URL: http://festival. 1 september.ru/articles/630331/ (дата обращения: 12.11.2016).
46. Липовой С.С. Трудности в обучении чтению на английском языке. - 2015. - 29 мая [Электронный ресурс]. URL: http://nsportal.ru/shkola/inostrannyeyazyki/angliiskiyyazyk/library/2015/06/2 9/trudnosti-v-obuchenii-chteniyu-
na (дата обращения: 13.05.16).Энциклопедии и словари
89
47. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). - М.: Издательство ИКАР, 2009. - 346 с.
48. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, 2008. - 528 с.
49. Зинченко В.П. Мещерякова Б.Г. Психологический словарь / 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Педагогика-Пресс, 1996. - 229 с.
50. Михеева. Е.В.СловарьЧетвертогооткрытогопрофессиональногоконкурса педагогов // Мультимедиа урок в современной школе. - М.: Академия, 2007. - C. 3.
Литературный источник
51. O.Henry, Selected Stories. - М.: Progress Publisher, 1977. - 375 p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ