ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ ОФФШОРНЫХ ЗОН 12
1.1. Становление и развитие оффшорных зон 12
1.2. Теоретические аспекты деятельности оффшорных регионов 23
1.3. Классификация оффшорных юрисдикций 32
1.4. Основные экономические показатели оффшорных юрисдикций
Европы 43
ГЛАВА 2. ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
ОФФШОРНЫХ ЗОН 64
2.1. Использование оффшорных зон в легальном и нелегальном бизнесе 64
2.2. Роль оффшорных зон в налоговой конкуренции 81
2.3. Политика промышленно развитых стран в отношении
оффшорных зон 89
2.4. Тенденции в развитии оффшорных зон в Европе 105
ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С ОФФШОРНЫМИ ЗОНАМИ 124
3.1. Современные связи экономики России с оффшорными зонами
в Западной Европе 124
3.2. Особенности развития оффшорных регионов,
организационно-экономический аспект 142
3.3. Возможности развития центра международного бизнеса
на территории РФ 161
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 185
БИБЛИОГРАФИЯ 193
ПРИЛОЖЕНИЯ 202
Актуальности работы. Актуальность избранной темы исследования предопределяется рядом факторов. Во-первых, на современном этапе развития экономических отношений в мировой экономике ни одна страна не остается безучастной к процессам, происходящим в масштабах всего земного шара. Безусловно, доминирующим фактором является процесс глобализации во всех его проявлениях. Для различных участников экономических отношений увеличивается степень доступности, открытости различных ресурсов (людских, финансовых, материальных), участвующих в процессе мирового воспроизводства. Это является катализатором для дальнейшего взаимопроникновения экономик разных стран и усиления степени влияния и взаимозависимости данных экономических единиц друг от друга, а также от процессов, происходящих в мировой экономике в целом. Сегодняшний характер международных отношений таков, что ни один сектор национальной экономики не может не ощущать воздействия международных факторов. Каждый национальный производитель подвержен влиянию процессов, происходящих на международном уровне.
Во-вторых, явление оффшорных зон в конце XX в. стало неотъемлемым элементом функционирования мировой экономики. Бурное развитие оффшорных зон началось в конце 70-х гг. XX в. Еще через десятилетие оффшорные зоны полностью раскрыли свой потенциал в условиях усиливающихся тенденций глобализации мировой экономики. Практика использования оффшорных компаний как составляющая налогового планирования в повседневной хозяйственной деятельности большого количества предприятий от крупных транснациональных корпораций до мелких индивидуальных предпринимателей и частных лиц стала естественным элементом бизнеса. Деятельность участников рыночных отношений в рамках их торговых и финансовых операций любого характера, может и чаще всего выстраивается с использованием компаний в оффшорных зонах. Оффшорные
4
зоны, первоначально вторгнувшиеся в экономическую жизнь как некий феномен, стали частью повседневной деятельности международных компаний. Тем не менее, их зарождение не было случайным явлением, а было обусловлено рядом закономерностей и развитием всего мирового хозяйства в целом.
В-третьих, по признанию многих современных экономистов, оффшорные зоны представляют собой сложное, комплексное, многогранное явление, отношение к которому сложилось далеко не однозначное. Получившая широкое распространение оффшорная практика стала одним из самых заметных явлений современной мировой экономики наряду с разрастающимися интеграционными процессами. Масштабы функционирования оффшорных зон позволяют говорить о формировании так называемой «оффшорной индустрии» в странах, практикующих оффшорные режимы. Во многих случаях развитие оффшорной индустрии становится приоритетом, стратегически важным направлением в экономике. В отдельных государствах, как правило небольших и расположенных в благоприятных географических районах, до 50% дохода бюджета страны формируется за счет функционирования оффшорного режима и больше одной четверти её населения занято в секторе, обеспечивающим деятельность оффшорных компаний.
В-четвертых, другой характерной приметой времени стали участившиеся обвинения в адрес оффшорных зон в «отмывании» денег, полученных незаконным путем, в пособничестве уклонению от налогообложения, и даже покровительстве терроризму. Актуальность данной проблемы подчеркивает ожесточившаяся в начале XXI в. тенденция гонения на оффшорные зоны, особенно в рамках Западной Европы. Считается, что существование специальных налоговых режимов (оффшорных зон) на территории Западной Европы и смежных с ней регионов препятствует унификации налогового права,
и, следовательно, углублению самих интеграционных процессов.
В рамках настоящего исследования автор не ставит своей целью доскональное изучение всех техник и методов налогового планирования с использованием оффшорных зон. Основные принципы использования
5
оффшорных компаний в рамках сложившегося правового поля того или иного государства являются частным проявлением данного экономического образования. Диссертационная работа посвящена изучению оффшорных зон как исключительного и противоречивого по своему характеру и сущности явления современной экономической жизни на примере европейского региона. Изучение принципов функционирования и раскрытие всех взаимосвязей оффшорных зон с остальным экономическим миром, а также определение истинной роли оффшорных зон в жизни общества в начале 21 в. являются основными аспектами диссертационного исследования.
В процессе написания диссертационного исследования возник ряд трудностей, связанных с отсутствием подробной и достоверной статистической информации по деятельности оффшорных зон в ряде регионов. Недостаток информации объясняется характером использования оффшорных зон, стремлением стран сохранить конфиденциальность в своей оффшорной зоне, а также объективными трудностями по оценке объемов оффшорной деятельности во всем мире и отсутствием единых статистических данных в данной области.
Другой проблемой является отсутствие единого методологического подхода к рассмотрению и классификации оффшорных зон. Недостаточность теоретических трудов в области оффшорной индустрии, приводящая к однобокости оценок функционирования данного явления, создает определенные трудности при комплексной оценке имеющейся информации по заданной тематике.
Теоретической и методологической основой исследования являются труды известных российских специалистов в области изучения оффшорных зон, среди них: Горбунов А.Р., Гурзенкин В.В., Гуцериев М.С. Игнатов В.Г., Бутов В.И., Ушаков Д.Л., Фаминский И.П., Шеховцов Н.О. и др.
В процессе написания диссертации нашли широкое применение труды зарубежных авторов, таких, как: Коен Ар, Коттке К., Матридис Кипрос, Митчелл Д., Шамбост Эд. и др.
6
В ходе подготовки диссертации были также изучены работы, посвященные проблеме легализации доходов, полученных незаконным путем, тематике международных налоговых соглашений, корпоративному управлению и теме глобализации мировой экономики и Европейской интеграции в целом: Абрамов Е.А., Голубков Д.Ю., Долгов С.И., Иванов Э.А., Кашин В.А., Погорлецкий А.И., Сутырин С.Ф., Улыбышева Е.Н. и др.,
Подводя итог и обобщая основные результаты исследования, представляется целесообразным сформулировать основные выводы и практические рекомендации.
1. Исследование этапов возникновения и становления оффшорных зон показало, что оффшорные зоны являются неотъемлемой частью мирового экономического пространства и их возникновение является естественным продолжением эволюционного развития международных экономических отношений. Оффшорные зоны - это не чуждый элемент в структуре мировой экономики, а одна из составляющих ее развития. Возникновение оффшорных зон стало возможно при наличии определенных условий, какими были желание налогоплательщиков, в частности крупных компаний, избежать непосильно тяжелого налогового бремени и желание бывших колониальных территорий вследствие получения экономической самостоятельности обеспечить себя стабильным источником дохода. В послевоенные годы требовался новый стимул в развитии экономических отношений и более эффективное применение имеющимся капиталам. Оффшорные зоны предоставили такую возможность. Возникновение оффшорных зон было обусловлено неразвитостью международных экономических отношений. Как зарождение оффшорных зон, так и их исчезновение будет постепенным, имеющим эволюционный характер процессом, объективной реальностью которого станет отсутствие острой необходимости в оффшорном налоговом планировании. Предпосылки для развития такой ситуации создаются уже сейчас, набирающим темпы явлением глобализации. Развитие глобализации, в частности в области унификации налогового права, будет означать начало нового этапа в развитии оффшорных зон - их исчезновение.
2. Как и для других элементов экономической жизни, для оффшорных зон характерны эволюционные процессы. Сформировавшись, оффшорные зоны превратились в самостоятельный единицу мировой экономики. В ходе работы автором были выявлены и проанализированы три вида оффшорных зон,
186
являющиеся самостоятельными ступенями в эволюционном процессе становления оффшорных зон. Это классические оффшорные зоны, Центры международного бизнеса и налоговые ниши. С точки зрения теории организации оффшорная зона это весьма сложный механизм, которой отражает на себе все внешние явления экономической жизни, а фактом своего возникновения порождает целый комплекс новых явлений. Новым в отношении оффшорных зон и регионов, их практикующих, является формирование целой оффшорной деятельности. Оффшорные зоны формируют центры прибыли, притягивающие новые капиталы, вокруг оффшорного бизнеса всегда развиваются сопутствующие сектора экономики. Оффшорная деятельность становится средством, способствующим развитию отсталых регионов.
3. На территории Европы быстрому развитию оффшорных зон способствовала свобода перемещения людей и капитала. Оффшорные зоны Европы возникли на территориях, не отличающихся своей экономической самостоятельностью. Тем не менее, развивая оффшорный сектор, данные территории стремятся подчеркнуть свою независимость от покровительствующей стороны. Создание оффшорной зоны всегда подразумевает обострение фактора обособленности региона, которая выражается в политическом, но не в экономическом аспекте. Характерной чертой европейских оффшорных зон является их принадлежность к Центрам международного бизнеса. Это подчеркивает респектабельность европейского региона и желание европейского потребителя получать не только чистые налоговые льготы, но и другие уникальные составляющие оффшорного товара, такие, как налоговое планирование высшего качества, надежность, комплексный пакет услуг, высокая репутация и надежность оффшорной структуры. Во всех оффшорных зонах Европы на законодательном уровне приняты меры препятствующие «отмыванию» «грязных» денег. В Европе также отсутствуют понятия традиционной конфиденциальности, реестры оффшорных компаний являются общедоступными, а добиться секретности можно только с помощью номинального владения. Оффшорную деятельность
187
европейских юрисдикций можно охарактеризовать как сформировавшееся зрелое, развитое, самостоятельное экономическое явление. Отличительной чертой деятельности европейских оффшорных зон является развитие сопутствующих секторов экономики. Более одной трети оффшорных зон являются функциональной составляющей остальной экономики, когда оффшорные зоны полностью интегрируются в экономические отношения того региона, где они развиваются.
4. Чаще всего оффшорные зоны используются для минимизации налогового бремени и сохранения режима конфиденциальности. Применение оффшорных зон распространено с целью устранения нежелательных барьеров в бизнесе и управления риском. Развитость банковской системы, закрепившаяся практика корреспондентских отношений и режим конфиденциальности, распространенный в оффшорных зонах, дают основания для многочисленных обвинений оффшорных юрисдикций в отмывании «грязных денег». Это накладывает отпечаток на репутацию многих оффшорных юрисдикций и дает формальный повод международным организациям для борьбы с существующими оффшорными режимами. В действительности основные фазы отмывания денег имеют место в промышленно развитых странах и крупных международных финансовых неоффшорных центрах. Такая практика меньше привлекает внимание компетентных органов и позволяет операциям по отмыванию денег быть затерянными в многочисленных других финансовых сделках. Борьба с нелегальным бизнесом делает оффшорные зоны более прозрачными, исчезают традиционные понятия конфиденциальности. Предприниматели так же, как и оффшорные юрисдикции, все более становятся заинтересованными в надежной положительной репутации своего бизнеса.
5. Функционирование оффшорных зон в мировой экономике несет на себе большой заряд положительной энергии регулирующего характера. В условиях глобализации международных экономических отношений, когда экономики отдельно взятых стран характеризуются отношениями взаимопроникновения и формируют новое экономическое пространство, различия в уровнях
188
налогообложения можно рассматривать как еще один фактор конкурентной борьбы. Главной концепцией, послужившей основой данной диссертации, является рассмотрение стран в мировой экономике как конкурентов, клиентами которых являются налогоплательщики. В этой связи «оффшорная индустрия» является одним из способов привлечения новых клиентов. В ходе диссертационного исследования была проведена параллель между странами с различным уровнем налогообложения в мировой экономике и компаниями, действующими на конкурентном рынке. Было показано, что конкурентная борьба между странами по уровню налогообложения оказывает положительное воздействие на экономическое развитие как отдельно взятых стран, так и мировой экономике в целом.
6. Современные взаимоотношения промышленно развитых стран и оффшорных зон характеризуются тенденцией к искоренению оффшорных режимов, особенно в пределах Европы. Оффшорный принцип вступил в противоречие с набирающей темпы глобализации экономики, а точнее с европейской тенденцией налоговой гармонизации. Воздействие международных организаций на оффшорные зоны мира происходит под эгидой борьбы с нечестной налоговой конкуренцией и «отмыванием» «грязных денег». Целью является устранение различного рода проявлений режима конфиденциальности в оффшорных зонах и выработки единого механизма обмена информацией по налоговым вопросам. Стремление запретить оффшорную деятельность во многих странах может иметь не только положительный аспект (с точки зрения борьбы с утечкой капиталов), но также и негативные последствия. Существует вероятность, что тенденция налоговой гармонизации, может обернуться большими налогами для налогоплательщиков, а отсутствие конкуренции со стороны оффшорных зон - установлением конфискационных режимов. Кроме того, принцип единых налоговых ставок во всех странах не учитывает колебания экономической активности, при которых налоговая ставка является эффективным рычагом регулирования экономики в руках государства. Запрет на оффшорную деятельность во многих странах
189
может существенно сказаться на экономическом развитии стран практикующих оффшорные режимы, и нарушает суверенное право государств самостоятельно вырабатывать налоговую политику.
1. Ашарин М.В. Внешнеэкономическая безопасность Российской Федерации в Балтийском регионе (на примере Калининградской области): Дис. канд. эконом, наук - М, 2001.
2. Ашарин М.В. Участие Калининградской области Российской Федерации в многостороннем экономическом сотрудничестве стран Балтийского регионаУ/Россия: Европейский вектор// под ред. Е.М. Кожокина РИСИ- ИМЭМО РАН - М; 2000
3. Америка открывает оффшоры// Русский фокус - 11.02.2002 - С. 55 -57.
4. Будылин С. Кипр-батюшка// Эксперт - 08.03.1999 - №9.
5. Булатов А. Налоговые гавани и оффшорные центры Европы// Внешняя торговля - М., 1993 - №10 - С. 27-30.
6. Виркунен В. Жизнь и смерть налоговый оазисов//Русский фокус - 03.03.2002 -С. 55 - 57.
7. Все в полном офшоре// Коммерсантъ деньги - 28.02.2001 - №8(312).
8. Голубков Д.Ю. Особенности корпоративного управления в России: инвестиционный кризис и практика оффшорных операций. - М.: Издательский Дом «Альпина» - 1999.
9. Грузенкин В.В. Практические рекомендации по законному использованию оффшорных компаний в Российской Федерации. - Белгород: Крестьянское дело, 1999.
10. Гуцериев М. С. Формирование и развитие зон экономического благоприятствования (методология и практика): Дис. док эконом, наук - М,
1998.
11. Данько Т.П.. Окрут З.М. Свободные экономические зоны. - М.: Инфра-М,
1998 г.
12. Долгов С.И. Глобализация экономики: новое слово или новое явление. - М.: Экономика, 1998.
194
13. Иванов Э.А. Отмывание денег и правовое регулирование борьбы с ним. -М.: Российский юридический издательский дом, 1999.
14. Ивановский Б. Частные оффшорные банки: ужесточение финансового контроля/Юффшор Экспресс.-1998- №07
15. Игнатов В.Г., Бутов В.И. Свободные экономические зоны. - М.: Ось-89,
1997.
16.Зимин И., Хренников И. Открылась новая прачечная// 7 дней - 30 ноября 2000 - №268,
17. Каика 3., Беккер А. Оффшор в Калининграде хочет создать Минэкономразвития// Ведомоси - 15.06.2001.
18. Корнеева Е.И. Офшорный мир. Взгляд изнутри. -М.: Экономика, 2001
19. Котке К. Грязные деньги. - М.: Дело и Сервис, 1998.
20. Кретинин Г.В. Калининградская область РФ в системе балтийского регионализма // Россия: Европейский вектор// под ред. Е.М. Кожокина РИСИ-ИМЭМО РАН - М; 2000.
21. Кулакова Н. Тягай С. Остров сокровищ// Коммерсант деньги - 4 августа
1999 -№30(233).
22. Люксембург «Льготная» юрисдикция //Offshore Review. - 1998 -№5/98.
23. Масштабы бегства капитала из России// Фонд «Бюро экономического анализа». Справка - 01.02.2001.
24. Матовников М.Ю. Науру-Россия-Европа// Эксперт - 7 мая 2001 - № 17.
25. Матовников М.Ю. Оффшоры не популярны у российских банков// Аналитический банковский журнал. - 2001 - №5.
26. Морской торговый порт Калининград// Транспортный бизнес в России -
2000 - №2
27.Оставить Бен Ладана без денег// Русский Фокус. - 25 ноября 2001- С.57 28.0дноколенко О., Новиков В. Оборона Калининграда// Итоги - 22.05.2001 29.0т бегства капитала к его привлечению// Материалы «Круглого стола» - М.: Институт экономики РАН, 2000 30.Отчет мэрии г. Калининграда за 2000 г.
195
31. Пеппер Д. Практическая энциклопедия международного налогового и финансового планирования. М.: Инфра-М, - 1999 -С. 19
32. Постановление Правительства РФ «О зоне экономического благоприятствования на территории Ингушской Республики» - 19.06.1994 - №740
33. Положение О свободной экономической зоне в Калининградской области (СЭЗ «Янтарь») - 25.01.1991 - №497
34. Проект федеральной целевой программы развития Калининградской области на период до 2010г.- 2001
35. Привалов К. Как остановить большую стирку// Сегодня - 5 марта 1999
36. Пришвин А. Богатство России «Запсибом» убывает// Эксперт - 23 июля 1997 -№23.
37. Рубченко М., Агеев С., Губина И., Локтева С., Шмаров А. Обитель дальняя/ЛЭксперт. 1996. -№12
38. Рубченко М. Административная возгонка: гонения на офшоры лишь поднимают цены услуг компаний специализирующихся на неформальных бизнес-услугах// Эксперт - 13 сентября 1999 -№34.
39. Рубченко М. Слухи о Кипре сильно преувеличены// Эксперт - 14.07.1997 - №26.
40. Рушайло П. Сливной банчок национального масштаба// Коммерсант деньги
- 06.02.2002 - №4 (359) - С.13 -15.
41. Севрюков Д. Труба зовет в оффшор// Новая газета - 1999 - №51.
42. Сутырин С.Ф., Погорлецкий А.И. Налоги и налоговое планирование в мировой экономике - С-П:, Полиус, 1998.
43. Ушаков Д.Л. Оффшорные зоны в практике российских налогоплательщиков.
- М.: Юристъ, 1999.
44. Федеральный закон «Об Особой экономической зоне в Калининградской области» - 22.01.1996 - №13-Ф3.
45. Федеральный закон «О центре международного бизнеса «Ингушетия» - 30.01.1996-№16-ФЗ.
196
46. Французские банки под колпаком// Русский фокус - 18.02.2002. - С. 11.
47.Чеховский Н. Чем не нравится Кипр Америке// 7 дней - 27.05.2000 - №113
48.Шеховцов Н.О. География оффшоных зон мира: Дис. канд. геогр. наук. - М.,
1998.
49.Экономический анализ деятельности оффшорных предприятий/ Калинина А.П., Сисина Н.Н., Юорисова Е.А., Игнатьева С.Н.; СПб.: Изд-во С. - Петерб. ун-та экономики и финансов, 1996.
50. Abbot J. Treasure island or dessert island? Offshore finance and economic development in small island economies: the case of Labuan// Development Policy Review - L., 2000 - Vol. 18, № 2. - P. 173-175.
51. A Business View of Tax Competition// Business and Industry Advisory Committee to the OECD.
52. Access to the Russian Market: Using Cyprus as Russia’s Market Place// Offshore Outlook - September 30, 1999.
53. Allan M. Austria Escapes Censure by Ending Secret Accounts// The Wall Street Journal. - Junel6, 2000.
54. Allen M. U.S. Tax Fraud Probe Opens View Into World of Offshore Banking// The Wall Street Journal August, 09 1999.
55. All Havens in a Storm// The Economist - July 1, 2000.
56. Annual Report on Money Laundering// FATF - June 22, 2000.
57. A Package to Tackle Harmful Tax Competition in the European Union// Commission of the European Communities - May 11, 1997 - COM (97)564 final
58 A Review of European Economic and Monetary Union and its Implications// The Treasury EMU - March 1998.
59. Bendelow B. Offshore and New Millennium// Offshore Today , April 2000.
60. BIAC Comments on The OECD Draft Paper Environmentally Related Taxation in OECD Countries: Issues and Strategies// Business Industry & Advisory Committee - November 14,2000.
61 .Blanden M. Opening the Door for EMU// The Banker - January 1998.
197
62. Blum J. Criminal Money Laundering and Illegal Flight Capital, Brooking Press Briefings, Washington, DC, September 29,1999.
63. Central Bank of Malta Quarterly Review - September 2001 - Vol. 34№3.
64. Chairman of Cyprus Central Bank press conference - November,6 2000.
65. Cohen A. Russian Money Laundering: Questions Congress Should Ask// The Heritage Foundation Backgrounder. - September 22, 1999 - №1323.
66. Cordell A. Nothing Fails Like Success: Online Growth in the Offshore World// Journal of Internet Banking and Commerce. - 1998 - №06.
67. Coucouni C. The Cyprus International Business Company //Offshore Today - 2000-№10.
68. Cyprus: Selected issues and Statistical Appendix, IMF Staff County Report s №00/123, September 2000.
69. Cyprus Central Bank Statistic //October, 2001.
70. Devereux M. The OECD Harmful Tax Competition Initiative// Commonwealth Secretariat - London - August, 2000.
71. Editorial Comment: Taxing Times for Offshore Centers// The Financial Times - July 27, 2000.
72. Enhancing Contributions To Combating Money Laundering: Policy Paper// IMF and World Bank - April 26, 2001.
73. European Economy: Generational Accounting in Europe// European Communities -2000.
74. EU Tax Harmonisation - Myth or Reality// Offshore Update - July, 2000 - Issue 3 Vol. 2.
75. Financial Stability Forum, “Report of the Working Group on Offshore Centers,” April 5, 2000.
76. Financial Service Commission// Annual Report 2000.
77. Fiscal Affairs// OECD - 2000.
78. Framework for a Collective Memorandum of Understanding on Eliminating Harmful Tax Practices// OECD - 2001.