ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ 10
ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ МОТИВАЦИИ К НЕПРЕРЫВНОМУ ОБУЧЕНИЮ У СОВРЕМЕННЫХ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ
РАЗДЕЛ II. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ МОТИВАЦИИ К 30
НЕПРЕРЫВНОМУ ОБУЧЕНИЮ У СОВРЕМЕННЫХ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ ГОРОДА БЕЛГОРОДА
РАЗДЕЛ III. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ УРОВНЯ 50
МОТИВАЦИИ К НЕПРЕРЫВНОМУ ОБУЧЕНИЮ У СОВРЕМЕННЫХ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 68
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы выпускной квалификационной работы заключается в следующем. Во-первых, мотивация к обучению - это процесс, запускающий, направляющий и поддерживающий усилия, которые направлены на осуществление учебной деятельности. Важно понять, что именно мотивация формирует желание современных молодых людей к занятию своим непрерывным обучением. Уровень мотивации человека к обучению показывает конкретный результат учебной деятельности,
определяет успешность адаптации молодого человека к будущей
специальности, а также эффективность профессионального труда. Все это указывает на важность изучения сущности и специфики мотивов учебной деятельности, которыми руководствуются современные молодые люди, и, конечно же, важность оценки состояния мотивационной сферы в целом, конкретных факторов и критериев, оказывающих огромное влияние на уровень всей успеваемости молодых людей.
Во-вторых, высокий уровень мотивации к непрерывному обучению крайне важен для достижения успехов в учебной или профессиональной деятельности современных молодых людей. Мотивация вносит основополагающий вклад в общую результативность любого человека, который можно сравнить с когнитивными способностями. Бывает так, что менее способный молодой человек, который имеет мотивацию с высоким уровнем, имеет результативность в обучении намного выше, так как он нацелен на высокий результат и посвящает обучению максимум своего времени. А человек, который имеет мотивацию на низком уровне, не может похвастаться своими успехами в учебной деятельности, и не важно, какие он имеет способности и цели. Понимание и осознание этих моментов облегчит обучение и поможет организованнее подходить к рабочим ситуациям, что в итоге сформирует потребностную и мотивационную сферы и окажет мотивирующее влияние на весь процесс обучения, а также позволит осуществить эффективное содействие молодым людям в повышении своего уровня мотивации к непрерывному обучению.
В-третьих, в современной России происходят различные политические, социокультурные, духовные и экономические преобразования, которые приводят к пересмотру обществом фундаментальных движущих социальных механизмов. Имеется в виду, в первую очередь, переход к демократической системе общественного развития, что вызывает изменения в системе образования. Именно система образования является основным фактором обеспечения сдвига в развитии общества на культурном уровне, а это - непременное условие изменения социально-экономического, духовного и всех остальных модусов жизнедеятельности общества. В настоящее время развитие системы образования обуславливают две важные идеи: гуманизация и непрерывность. Непрерывное обучение призвано превратиться в процесс непрерывного развития личности, умений, навыков и знаний, и, конечно же, способности анализировать и выявлять адекватную оценку действительности. Современные подходы к мотивации включают во внимание главную роль образованного и профессионального человека, а также мотивацию молодых людей к обучению и самообразованию. Работа именно в этом направлении даст возможность современным молодым людям осознанно и самостоятельно повысить свою мотивацию к непрерывному обучению.
Степень научной разработанности выпускной квалификационной работы. На сегодняшний день вопрос о мотивации к непрерывному обучению молодых людей является одним из самых актуальных в системе образования и саморазвития личности.
В отечественной и зарубежной социологии, психологии и педагогике изучение проблем мотивации к обучению молодых людей проводилось по разным направлениям: со стороны возрастных изменений и закономерностей формирования личности (В. А. Беликов, Л. И. Божович, Г. К. Селевко, Ю. Г. Фокин, и др.) ; в плане решения проблемы формирования молодого человека как субъекта профессиональной деятельности и становления его карьеры (М. А. Лукашенко, А. Я. Найн, Ф. Херцберг и др.) ; в рамках исследования вопросов профессионального становления личности (Э. Ф. Зеер, О. В. Лешер, А. Маслоу, Е. М. Павлютенков и др.) ; в контексте определения мотивов и факторов непрерывного обучения современных молодых людей (Е. П. Ильин, В. Л. Шадриков и др.) .
Мотивационные и потребностные компоненты образовательной и профессиональной деятельности всегда интересовали социологов, психологов и педагогов, поэтому эта актуальная тема рассматривалась и изучалась многими отечественными и зарубежными исследователями, такими как: Н. А. Бакшаевой, Л. И. Божович, А. П. Веховой,
Т. Д. Дубовицкой, Е. П. Ильин, Н. Б. Шмелевой, П. М. Якобсоном, Л. Р. Ярулиной .
Проблема развития мотивации к непрерывному обучению является актуальнейшей проблемой социологии, психологии и педагогики на современном этапе развития высшей учебных заведений. Эта проблема привлекала и продолжает привлекать ведущих представителей социологических и психологических наук. Диагностика и сущность мотивации образовательной деятельности находит свое развитие в трудах таких исследователей, как: В. Г. Асеев, С. В. Гриффис, А. К. Маркова, Н. В. Мормужева, В. А. Сухомлинский и другие . В своих исследованиях авторы попытались раскрыть структуру мотивации образовательной деятельности, показать, как работает механизм возникновения мотивов обучения, а также оценить роль мотивации в образовательном процессе. В современных исследованиях мотивации к обучению эта проблема анализируется с различных сторон: структура и динамика мотивации были рассмотрены О. Н. Аритовой, Н. Ц. Бадмаевой и другими ; эффективность образовательной деятельности и связь ее с мотивацией изучали Т. Н. Мартынова, Г. К. Селевко и Б. М. Теплов .
Работы перечисленных авторов могут дать лишь общее представление о мотивации к обучению молодых людей, однако, существует множество вопросов обозначенной темы, которые нуждаются в дальнейших теоретических и эмпирических исследованиях, что говорит о постоянно растущей актуальности данной проблемы для современного мира.
В настоящее время в науке не выработан единый подход к проблеме мотивации к обучению современных молодых людей, не устоялась терминология, не сформулированы четко основные понятия.
Проблема выпускной квалификационной работы основана на противоречии между сложностью системы самостоятельного обучения, сложившейся в современной России и требующей от молодежи высокого уровня мотивации к непрерывному обучению, с одной стороны, и отсутствием механизмов содействия молодым людям.
Объектом выпускной квалификационной работы выступают молодые люди в возрасте от 17 до 29 лет, живущие в городе Белгород.
Предметом выпускной квалификационной работы служит состояние мотивации к непрерывному обучению у современных молодых людей города Белгорода в возрасте от 17 до 29 лет включительно.
Цель выпускной квалификационной работы заключается в комплексном изучении процесса мотивации к непрерывному обучению у молодых людей города Белгорода в возрасте от 17 до 29 лет включительно.
Задачами выпускной квалификационной работы являются:
1) изучение теоретических и методологических основ изучения проблемы мотивации к непрерывному обучению у современных молодых людей;
2) проведение комплексного социологического исследования по оценке состояния мотивации к непрерывному обучению у современных молодых людей;
3) обоснование рекомендаций по повышению мотивации к непрерывному обучению современных молодых людей.
Теоретико-методологической основой выпускной
квалификационной работы послужили теоретические проработки отдельных аспектов мотивации к обучению молодых людей, как специальной деятельности, которые были осуществлены Д. И. Фельдштейном, Х. Хекхаузеном, Ф. Херцбергом и П. М. Якобсоном . Важной частью общего исследования являются труды, которые посвящены проблемам мотивации обучения А. М. Айламадян, А. Анастази, А. Маслоу, Дж. Холланд .
Наши соотечественники также приняли участие в исследованиях данной проблемы, их работы посвящены анализу различных сторон учебной мотивации и вопросам практического содействия в этом обучающейся молодежи: Е. И.Фадеева, В. Н. Фомин, Г. А. Чередниченко .
Эмпирическая база выпускной квалификационной работы включает в себя результаты следующих исследований:
Во-первых, результаты включенного наблюдения и анализа документации во время прохождения научно-исследовательской практики в Центре социологических исследований НИУ «БелГУ» в 2018 году.
Во-вторых, результаты авторского социологического опроса обучающейся молодежи города Белгорода по оценке их мотивации к непрерывному обучению:
а) по комплексной оценке текущего состояния мотивации к обучению студентов;
б) по оценке относительной личностной значимости мотивации к образовательной деятельности у современной молодежи.
В-третьих, результаты интернет-обзоров, изучения статистических материалов и отчетов других исследователей по данной теме.
Научно-практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в следующих его особенностях и результатах.
Во-первых, была усовершенствована технология диагностирования мотивации к обучению у молодых людей.
Во-вторых, результаты социологического исследования могут быть полезны для высших учебных заведений, служить теоретической базой для разработки и внедрения программ, системы мероприятий по повышению мотивации к непрерывному обучению у школьников, студентов и рабочей молодежи.
Апробация результатов выпускной квалификационной работы осуществлялась путем обсуждения промежуточных результатов на совещании рабочей группы, исследующей данную проблему. Одной из форм апробации можно считать сопоставление полученных результатов с мнением экспертов по изучаемой проблеме. Кроме того, по итогам проведенного исследования подготовлено три научных статьи .
Заканчивая описание выпускной квалификационной работы, можно сформулировать некоторые выводы. Во-первых, данная работа решает вполне самостоятельные задачи и является в этом смысле законченным, хоть и локальным социологическим исследованием.
Во-вторых, проведенный опрос молодых людей города Белгорода позволил оценить их уровень мотивации к непрерывному обучению, охарактеризовать ситуацию мотивации в целом, выявить доминирующие мотивы образовательной деятельности, увидеть возрастные и гендерные различия в мотивации к непрерывному обучению у молодых людей, дать каждому из них содержательную интерпретацию с позиций социологии и психологии. Так, уровень мотивации к непрерывному обучению у молодых людей города Белгорода можно считать средним, ведущим мотивом обучения является прагматический, а значит мотивация выгодой, пользой на первом месте у современной молодежи. Личные способности и возможности у молодых людей отходят на второй план. Эта тенденция настораживает, поскольку обучение в ВУЗе без предрасположенности к определенной специальности по принципу «стерпится - слюбится» может сыграть злую шутку с таким будущим работником, приводя к феномену «хромой судьбы».
В-третьих, экспертный опрос в целом подтвердил полученные выводы и выявленные причины имеющихся особенностей мотивации к непрерывному обучению у молодых людей. Это можно считать одной из форм апробации выпускной квалификационной работы.
В-четвертых, были сформулированы рекомендации по повышению уровня мотивации к непрерывному обучению современных молодых людей. Содействие молодежи в этом важном для каждого человека и страны вопросе должно стать поистине всенародным делом безотносительно к взглядам, которых придерживаются основные субъекты рынка образовательных услуг: органы управления образования, высшие учебные заведения, работодатели, СМИ, общественность, обучающиеся, их родители. Без социального партнерства и общественной солидарности в этом вопросе проблема не будет решена, и мы получим очередное потерянное поколение, низкий уровень успеваемости, слабый кадровый потенциал страны и разочарованный слой псевдоработников.
В-пятых, анализ результатов проведенных исследований показал, что:
а) среди видов мотивов прагматические составили 46,1%, мотивы поощрения - 17,4%, содержательные - 14,8%, эмоциональные - 11,2%.
б) возрастной анализ мотивации обозначил наличие различий, больший прагматизм молодых людей в возрасте 17-23 лет и значительный разброс между мотивами для обеих категорий обучающейся молодежи;
г) гендерный анализ показал наличие некоторых отличий, вызванных психологическими и социальными стереотипами юношей и девушек;
д) ответы экспертов косвенно подтвердили приведенные выше выводы.
На основании проведенного исследования и в развитие высказанных экспертами предложений можно выдвинуть следующие рекомендации по повышению мотивации к непрерывному обучению современных молодых людей.
1. Необходимо оценить важность прагматических и мотивов поощрения в образовательной деятельности обучающейся молодежи. Учащиеся должны как можно раньше понять, зачем и для чего они обучаются в том или ином заведении, осознать важность этого действия и стараться стать более успешными.
2. Важным решением для повышения мотивации к непрерывному обучению молодых людей станет установление социального партнерства высших учебных заведений с различными предприятиями. Для этого необходимо:
а) установить сотрудничество с предприятиями (встречи с молодыми специалистами, экскурсии, проведение мастер-классов, тренингов);
б) введение элективных курсов ведущими специалистами предприятий, а также преподавателями высшей школы;
в) развитие профессиональной работы высших учебных заведений (организация и проведение различных тренингов, конкурсов, социальных проектов и т.д.);
г) организация предметных и комплексных олимпиад, в которых следует задействовать как можно больше молодых людей различных специальностей и курсов.
3. Важным шагом станет установление тесного и активного сотрудничества высших учебных заведений с территориальными органами служб занятости населения по следующим направлениям:
а) работа со студентами (информирование обучающихся о
требующихся специалистах, формирование профессиональной
направленности, формирование значимых мотивов образовательной деятельности и осознанному интересу к обучению, помощь в уточнении социально-профессионального статуса и т.д.);
б) работа с преподавателями (разработка и внедрение социально - педагогических программ для работы с преподавателями, социально-педагогическая помощь преподавателям в организации и проведении лекций о выбранной специальности, методическая помощь в организации образовательного процесса и т.д.);
в) работа с родителями (формирование у родителей отчетливых представлений о роли семьи в образовательной деятельности молодых людей, обучении их способам оказания помощи в обучении, проведение родительских собраний с целью информирования родителей об успехах их детей и т.д.).
Причем предлагаемые рекомендации важно осуществлять в комплексе. Работа в этом направлении даст возможность молодым людям осознанно и самостоятельно успешно справляться с образовательной деятельностью.
При реализации этих рекомендаций уместными окажутся полученные в результате проведенного исследования сведения о трудностях и проблемах в деле повышения мотивации к непрерывному обучению современных молодых людей.
Подводя итоги третьему разделу, можно считать задачи, поставленные в программе социологического исследования, решенными, а полученные результаты информативными.
Данная работа лишь обозначила проблему мотивации учащейся молодежи, наметила основные направления ее исследования и получила предварительные результаты. Исследования в этом направлении следует продолжать, привлекая не только социологические, но и психологические, и педагогические методы.
Заканчивая подведение итогов проделанной работы, можно отметить, что поставленные перед ней задачи полностью решены и цель достигнута. Выдвинутые гипотезы получили свое подтверждение. Результаты, которые были получены в ходе исследования, могут использоваться в практике образовательной деятельности современных молодых людей.
1. Айламадян, А. М. Влияние мотивов деятельности: теоретические аспекты, проблемы и экспериментальное изучение [Текст] / А. М. Айламадян // Вопросы психологии. - 1990. - №4. - С. 23-25.
2. Анисимов, О. С. Профессионализм в воспитании и образовании [Текст] / О. С. Анисимов. - М. : РАГС, 1995. - 180 с.
3. Ансимова, Н. П. Профессиональная ориентация, профтотбор и профессиональная адаптация молодежи [Текст] / Н. П. Ансимова. - Ярославль : ЯГПУ, 2000. - 118 с.
4. Аритова, О. Н. Влияние мотивации на структуру целеполагания [Текст] / О. Н. Аритова // Вестник МГУ. - 2008. - №4. - С. 39-42.
5. Асеев, В. Г. Мотивация деятельности и становление личности [Текст] / В. Г. Асеев. - М. : Наука, 2006. - 212 с.
6. Бадмаева, Н. Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография [Текст] / Н. Ц. Бадмаева. - Улан-Удэ, 2004. - 210 с.
7. Бакшаева, Н. А. Психология мотивации студентов [Текст] / Н. А. Бакшаева, А. А. Вербицкий. - М. : Логос, 2006. - 230 с.
8. Бодалев, А. А. Вершина в развтии взрослого человека: характеристики и условия достижения [Текст] / А. А. Бодалев. - М. : Флинта, 2008. - 276 с.
9. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности [Текст] / Л. И. Божович. - Воронеж : МОДЭК, 2001. - 249 с.
10. Божович, Л. И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка [Текст] / Л. И. Божович. - Воронеж : МОДЭК, 2004. - 231 с.
11. Валеев, Г. Х. Методология и методы психолого-педагогических исследований: учебное пособие для студентов 3-5-х курсов педагогических ВУЗов [Текст] / Г. Х. Валеев. - Стерлитамак : Стерлитамак, 2002. - 134 с.
12. Вартанова, И. И. К проблеме диагностики мотивации [Текст] / И. И. Вартанова // Вестник МГУ. Психология. - 1998. - №2. - С. 13-14.
13. Вартанова, И. И. Проблема мотивации учебной деятельности [Текст] / И. И. Вартанова // Вестник МГУ. Психология. - 2000. - №3. - С. 28¬30.
14. Вилюнас, В. К. Психология развития мотивации [Текст] / В. К. Вилюнас. - СПб. : Речь, 2006. - 458 с.
15. Владиславлев, А. П. Непрерывное образование. Проблемы и перспективы [Текст] / А. П. Владиславлев. - М. : Молодая гвардия, 2008. - 175 с.
16. Выготский, Л. С. Психология [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - 1008 с.
17. Выготский, Л. С. Психология развития человека [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Смысл, 2005. - 1136 с.
18. Вяткин, Л. Г. Совершенствование знаний по педагогике: проблемы и перспективы [Текст] / Л. Г. Вяткин, С. Н Филипченко // Современное университетское образование: проблемы и перспективы. - Саратов : Изд-во Саратовского ун-та, 2004. - С. 90-105.
19. Гриффис В. С. Понимание и применение исследований в области мотивации [Текст] / В. С. Гриффис. - М. : Аспект Пресс, 2001. - 383 с.
20. Додонов, Б. И. Структура и динамика мотивов деятельности [Текст] / Б. И. Додонов // Вопросы психологии. - 2004. - №4. - С. 48-56.
21. Дубовицкая, Т. Д. К проблеме диагностики учебной мотивации [Текст] / Т. Д. Дубовицкая // Вопросы психологии. - 2005. - №1. - С. 73-78.
22. Забродин, Ю. М. Мотивационно-смысловые связи в структуре направленности личности [Текст] / Ю. М. Забродин, Б. А. Сосновский // Вопросы психологии. - 1989. - №6. - С. 120-123.
23. Задонская, Э. И. Мотивация учения как основа прочных знаний [Текст] / Э. И. Задонская // Управление школой. - 2005. - №2. - С. 56-61.
24. Захарова, Л. Н. Личностные особенности, стили поведения и типы, профессиональной самоидентификации студентов педагогического ВУЗа [Текст] / Л. Н. Захарова // Вопросы психологии. - 1998. - №2. - С. 23¬
25.
25. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы. Учебник [Текст] / Е. П. Ильин. - СПб. : Питер, 2011. - 512 с.
26. Климов, Е. А. Некоторые психологические принципы подготовки молодежи к труду и выбору профессии [Текст] / Е. А. Климов // Вопросы психологии. - 2005. - №4. - С. 86-89.
27. Кларин, М. В. Личностная ориентация в непрерывном образовании [Текст] / М. В. Кларин // Педагогика. - 2006. - №2. - С. 110-114.
28. Ковалев, В. И. Мотивы поведения и деятельности [Текст] / В. И. Ковалев. - М. : Логос, 2006. - 136 с.
29. Костикова, М. И. Инновационные процессы в развитии педагогического образования [Текст] / М. И. Костикова. - Чита : Изд-во ЗабГПУ, 2008. - С. 36-41.
30. Кудрявцев, Т. В. Учебное пособие по курсу «Психология». Психология профессионального обучения и воспитания [Текст] / Т. В. Кудрявцев. - М. : МЭИ, 2005. - 178 с.
31. Лапкин, М. М. Мотивация учебной деятельности и успешности обучения студентов в ВУЗе [Текст] / М. М. Лапкин, Н. В. Яковлева // Психо¬логический журнал. - 1996. - №4. - С. 49-55.
32. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. [Текст] /
A. Н. Леонтьев. - М. : Академия, 2004. - 240 с.
33. Лисов, В. А. Непрерывное образование и высшая школа [Текст] /
B. А. Лисов // Советская педагогика. - 1991. - №6. - С. 28-31.
34. Лукашенко, М. А. Образование в условиях рынка: концепция учебного заведения [Текст] / М. А. Лукашенко. - М. : Высшая школа, 2002. - 148 с.
35. Макклелланд, Д. Мотивация человека [Текст] / Д. Макклелланд. - СПб. : Питер, 2007. - 672 с.
36. Манукян, С. П. Потребности личности и их место в педагогической концепции мотивов учения [Текст] / С. П. Манукян // Вопросы психологии. - 1984. - №4. - С. 35-42.
37. Маркова, А. К. Формирование мотивации учения. Книга для учителя [Текст] / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. - М. : Смысл, 2008. - 320 с.
38. Мартынова, Т. Н. Особенности системы ценностных ориентаций студентов с различной мотивацией выбора исследования [Текст] / Т. Н. Мартынова // Социс. - 2004. - №4. - С. 27-31.
39. Маслоу, А. Мотивация и личность [Текст] / А. Маслоу. - СПб. : Питер, 2014. - 347 с.
40. Маслоу, А. Психология бытия [Текст] / А. Маслоу. - Киев : Ваклер, 1997. - 259 с.
41. Мерлин, В. С. Лекции по психологии мотивов человека: учебное пособие [Текст] / В. С. Мерлин. - Пермь : ПГУ, 1971. - 192 с.
42. Мильман, В. Э. Мотивация и творчество [Текст] / В. Э. Мильман.
- М. : Мирея и Ко, 2005. - 165 с.
43. Михайлов, И. В. Проблема профессиональной зрелости в трудах Д. Е. Сьюпера [Текст] / И. В. Михайлов // Вопросы психологии. - 1975. - №5.
- С. 110-122.
44. Мормужева, Н. В. Мотивация обучения студентов профессиональных учреждений [Текст] / Н. В. Мормужева // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV междунар. научн. конф. (г. Челябинск, декабрь, 2013 г.). - Челябинск : Два комсомольца. - 2013. - С. 160-163.
45. Новиков, А. М. Принципы построения системы непрерывного образования [Текст] / А. М. Новиков // Педагогика. - 2008. - №5. - С. 28-36.
46. Онушкин, В. Г. Теоретические основы непрерывного образования [Текст] / В. Г. Онушкин. - М. : Педагогика, 2007. - 208 с.
47. Орлов, А. Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики [Текст] / А. Б. Орлов. - М. : Логос, 1995. - 312 с.
48. Павлютенков, Е. М. Формирование мотивов выбора профессии [Текст] / Е. М. Павлютенков. - Киев : Радянська школа, 1980. - 143 с.
49. Поваренков, Ю. П. Психологическое содержание
профессионального становления человека [Текст] / Ю. П. Поваренков. - М. : Изд-во УРАО, 2002. - 160 с.
50. Рабочая книга социолога [Текст] / под общ. ред. и с предисл. Г. В. Осипова. - М. : Едиториал УРСС, 2003. - 768 с.
51. Раустова, Э. Н. Доминирующие ценности ориентации у студентов МГУ [Текст] / Э. Н. Раустова // Социология. - 1995. - №4. - С. 27-29.
52. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии: учебное пособие [Текст] / С. Л. Рубинштейн. - СПб. : Питер Ком, 1999. - 720 с.
53. Сафин, В. Ф. Психологический аспект самоопределения личности [Текст] / В. Ф. Сафин, Г. П. Ников // Психологический журнал. - 1984. - Т. 5. - №4. - С. 65-73.
54. Селевко, Г. К. Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса [Текст] / Г. К. Селевко. - М. : Просвещение, 2001. - 298 с.
55. Селиванова, З. К. Смысложизненные ориентации подростков [Текст] / З. К. Селиванова // Социс. - 2001. - №2. - С. 87-92.
56. Сенашенко, В. И. Дополнительное образование: идеи и решения [Текст] / В. И. Сенашенко, В. А. Кузнецов, И. Б. Чистова. - М. : Академия, 2000. - 298 с.
57. Сергеев, Н. К. Учебно-научно-педагогический комплекс как форма реализации непрерывного педагогического образования [Текст] / Н. К. Сергеев // Педагогическое образование и наука. - 2001. - №2. - С. 47¬54.
58. Сержантов, В. Ф. Человек, его природа и смысл бытия [Текст] /
B. Ф. Сержантов. - М. : Просвещение, 1990. - 360 с.
59. Слободчиков, В. И. Интегральная периодизация общего психологического развития [Текст] / В. И. Слободчиков, Г. А. Цукерман // Вопросы психологии. - 1996. - №5. - С. 38-51.
60. Смирнов, С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности [Текст] / С. Д. Смирнов. - М. : Издательский Центр «Академия», 2001. - 304 с.
61. Степанов, С. Ю. Управленческая инноватика [Текст] /
C. Ю. Степанов, С. Н. Маслов, Е. А. Яблокова. - М. : РАГС, 1993. - 63 с.
62. Сухомлинский, В. А. О воспитании [Текст] / В. А. Сухомлинский. - М. : Политическая литература, 2002. - 270 с.
63. Тарасова, В. Н. Акмеологический подход к повышению качества коррекционно-развивающего обучения [Текст] / В. Н. Тарасова. - СПб. : Санкт-Петербургская Акмеологическая Академия, 2000. - 285 с.
64. Теплов, Б. М. Способность и одаренность. Психология индивидуальных различий [Текст] / Б. М. Теплов. - М. : Изд-во Московского Университета, 2002. - 404 с.
65. Фадеева, Е. И. Выбирая профессию, выбираем образ жизни [Текст] / Е. И. Фадеева. - М. : ЦГЛ, 2004. - 96 с.
66. Фельдштейн, Д. И. Психология становления личности [Текст] / Д. И. Фельдштейн. - М. : Международная педагогическая академия, 1994. - 96 с.
67. Фокин, Ю. Г. Преподавание и воспитание в высшей школе. Методология, цели и содержание, творчество [Текст] / Ю. Г. Фокин. - М. : Академия, 2003. - 216 с.
68. Фомин, В. Н. Проблема профессионального определения молодежи и социальное партнерство [Текст] / В. Н. Фомин // Содействие профессиональному становлению личности и трудоустройству молодых специалистов в современных условиях: сб. матер. второй всеросс. научн. - практ. конф. - Белгород, 15-17 декабря 2010 г. / под ред. В. С. Севостьянова, В. Ш. Гузаирова, Н. Н. Реутова. - Белгород : ИП Остащенко А. А., 2010. - 433 с.
69. Фомин, В. Н. К определению понятия личностного потенциала [Текст] / В. Н. Фомин // Знание. Понимание. Умение. - 2013. - №4. - С. 244-249.
70. Фомин, В. Н. Профессиональное становление и профессиональное определение личности: актуализационно-потенциальный подход [Текст] / В. Н. Фомин. - Белгород : Изд-во БГТУ, 2009. - 163 с.
71. Франкл, В. Э. Социальные кризисы и воспитание ответственности [Текст] / В. Э. Франкл // Здравый смысл. - 1999. - №11. - С. 78-88.
72. Харченко, И. И. Самоопределение молодежи в трансформирующемся обществе: выбор жизненных стратегий, жизненные принципы и устремления [Текст] / И. И. Харченко // Россия, которую мы обретаем. - Новосибирск : Наука, 2003. - 728 с.
73. Хасан, Б. И. Психология конфликта и переговоры [Текст] / Б. И. Хасан, П. А. Сергоманов. - М. : Академия, 2007. - 192 с.
74. Херцберг, Ф. Мотивация к работе [Текст] / Ф. Херцберг, Б. Моснер, Б. Блох Снидерман. - М. : Вершина, 2007. - 240 с.
75. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность [Текст] / Х. Хекхаузен. - СПб. : Питер, 2003. - 860 с.
76. Цветкова, Р. И. Мотивационная сфера личности студента как субъективно-развивающаяся система [Текст] / Р. И. Цветкова. - Хабаровск : Гриф УМО, 2006. - 304 с.
77. Цуркан, Л. В. Программа курса по выбору «Непрерывное образование - основа профессионально-личностного роста будущего учителя» [Текст] / Л. В. Цуркан // Сб. пр. Науч.-метод. обеспеч. профессион. подгот. будущ. учителя в услов. ВУЗа. - Петропавловск-Камчатский : Изд-во Камч. гос. пед. ун-та, 2002. - С. 27-45.
78. Чередниченко, Г. А. Развитие социальных исследований образования в России [Текст] / Г. А. Чередниченко // Социологические исследования. - 2001. - №3. - С. 10-14.
79. Чинкина, Н. Ш. Стимулирование мотивации творческого саморазвития учителя в условиях инновационной деятельности [Текст] / Н. Ш. Чинкина. - Казань : ЮГУ, 2000. - 284 с.
80. Чирков, В. И. Мотивация учебной деятельности [Текст] / В. И. Чирков. - Ярославль, 2001. - 98 с.
81. Чистякова, С. Н. Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера молодежи [Текст] / С. Н. Чистякова. - М. : Просвещение, 2007. - 284 с.
82. Шадриков, В. Л. Введение в психологию: мотивация поведения [Текст] / В. Л. Шадриков. - М. : Логос, 2003. - 270 с.
83. Шадриков, В. Д. Способности человека [Текст] / В. Д. Шадриков.
- М. : Изд-во «Институт практической психологии», 1997. - 288 с.
84. Шамова, Т. И. Мотивация как важнейший фактор управления личным интересом [Текст] / Т. И. Шамова, Л. М. Перминова // Вопросы психологии. - 1993. - №2. - С. 63-65.
85. Шмелева, Н. Б. Ценностные ориентации, мотивации и психологические установки в профессиональной подготовке социального работника [Текст] / Н. Б. Шмелева // Российский журнал социальной работы.
- 1997. - №1. - С. 215-254.
86. Щедровицкий, Г. П. Система педагогических исследований: Методологический анализ [Текст] / Г. П. Щедровицкий // Педагогика и логика. - 1993. - С. 197-200.
87. Щепкина, Е. А. Опыт историко-социологического анализа мотивации студентов [Текст] / Е. А. Щепкина // Высшее образование в России. - 1997. - №2. - С. 67-69.
88. Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды [Текст] / Д. Б. Эльконин. - М. : Международная педагогическая академия, 1995. - 386 с.
89. Эльконин, Д. Б. Детская психология [Текст] / Д. Б. Эльконин. - М. : Академия, 2006. - 279 с.
90. Юпитова, А. В. Исследование ситуации профессионального самоопределения студентов [Текст] / А. В. Юпитова, А. А. Зотова // Социс. - 1997. - №3. - С. 33-36.
91. Ядов, В. А. Социологическое исследование: методология,
программа, методы [Текст] / В. А. Ядов. - М. : Наука, 1987. - 248 с.
92. Якобсон, П. М. Психологические проблемы мотивации поведения человека [Текст] / П. М. Якобсон. - М. : Просвещение, 2006. - 317 с.
93. Яницкий, М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система [Текст] / М. С. Яницкий. - Кемерово : Кузбассвуизиздат, 2000. - 204 с.
94. Ярулина, Л. Р. Развитие учебной мотивации студентов [Текст] / Л. Р. Ярулина // Социс. - 2007. - №4. - С. 20-23.