МОТИВАЦИЯ К НЕПРЕРЫВНОМУ ОБУЧЕНИЮ У СОВРЕМЕННЫХ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ 10
ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ МОТИВАЦИИ К НЕПРЕРЫВНОМУ ОБУЧЕНИЮ У СОВРЕМЕННЫХ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ
РАЗДЕЛ II. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ МОТИВАЦИИ К 30
НЕПРЕРЫВНОМУ ОБУЧЕНИЮ У СОВРЕМЕННЫХ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ ГОРОДА БЕЛГОРОДА
РАЗДЕЛ III. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ УРОВНЯ 50
МОТИВАЦИИ К НЕПРЕРЫВНОМУ ОБУЧЕНИЮ У СОВРЕМЕННЫХ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 68
ПРИЛОЖЕНИЯ
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ 10
ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ МОТИВАЦИИ К НЕПРЕРЫВНОМУ ОБУЧЕНИЮ У СОВРЕМЕННЫХ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ
РАЗДЕЛ II. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ МОТИВАЦИИ К 30
НЕПРЕРЫВНОМУ ОБУЧЕНИЮ У СОВРЕМЕННЫХ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ ГОРОДА БЕЛГОРОДА
РАЗДЕЛ III. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ УРОВНЯ 50
МОТИВАЦИИ К НЕПРЕРЫВНОМУ ОБУЧЕНИЮ У СОВРЕМЕННЫХ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 68
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы выпускной квалификационной работы заключается в следующем. Во-первых, мотивация к обучению - это процесс, запускающий, направляющий и поддерживающий усилия, которые направлены на осуществление учебной деятельности. Важно понять, что именно мотивация формирует желание современных молодых людей к занятию своим непрерывным обучением. Уровень мотивации человека к обучению показывает конкретный результат учебной деятельности,
определяет успешность адаптации молодого человека к будущей
специальности, а также эффективность профессионального труда. Все это указывает на важность изучения сущности и специфики мотивов учебной деятельности, которыми руководствуются современные молодые люди, и, конечно же, важность оценки состояния мотивационной сферы в целом, конкретных факторов и критериев, оказывающих огромное влияние на уровень всей успеваемости молодых людей.
Во-вторых, высокий уровень мотивации к непрерывному обучению крайне важен для достижения успехов в учебной или профессиональной деятельности современных молодых людей. Мотивация вносит основополагающий вклад в общую результативность любого человека, который можно сравнить с когнитивными способностями. Бывает так, что менее способный молодой человек, который имеет мотивацию с высоким уровнем, имеет результативность в обучении намного выше, так как он нацелен на высокий результат и посвящает обучению максимум своего времени. А человек, который имеет мотивацию на низком уровне, не может похвастаться своими успехами в учебной деятельности, и не важно, какие он имеет способности и цели. Понимание и осознание этих моментов облегчит обучение и поможет организованнее подходить к рабочим ситуациям, что в итоге сформирует потребностную и мотивационную сферы и окажет мотивирующее влияние на весь процесс обучения, а также позволит осуществить эффективное содействие молодым людям в повышении своего уровня мотивации к непрерывному обучению.
В-третьих, в современной России происходят различные политические, социокультурные, духовные и экономические преобразования, которые приводят к пересмотру обществом фундаментальных движущих социальных механизмов. Имеется в виду, в первую очередь, переход к демократической системе общественного развития, что вызывает изменения в системе образования. Именно система образования является основным фактором обеспечения сдвига в развитии общества на культурном уровне, а это - непременное условие изменения социально-экономического, духовного и всех остальных модусов жизнедеятельности общества. В настоящее время развитие системы образования обуславливают две важные идеи: гуманизация и непрерывность. Непрерывное обучение призвано превратиться в процесс непрерывного развития личности, умений, навыков и знаний, и, конечно же, способности анализировать и выявлять адекватную оценку действительности. Современные подходы к мотивации включают во внимание главную роль образованного и профессионального человека, а также мотивацию молодых людей к обучению и самообразованию. Работа именно в этом направлении даст возможность современным молодым людям осознанно и самостоятельно повысить свою мотивацию к непрерывному обучению.
Степень научной разработанности выпускной квалификационной работы. На сегодняшний день вопрос о мотивации к непрерывному обучению молодых людей является одним из самых актуальных в системе образования и саморазвития личности.
В отечественной и зарубежной социологии, психологии и педагогике изучение проблем мотивации к обучению молодых людей проводилось по разным направлениям: со стороны возрастных изменений и закономерностей формирования личности (В. А. Беликов, Л. И. Божович, Г. К. Селевко, Ю. Г. Фокин, и др.) ; в плане решения проблемы формирования молодого человека как субъекта профессиональной деятельности и становления его карьеры (М. А. Лукашенко, А. Я. Найн, Ф. Херцберг и др.) ; в рамках исследования вопросов профессионального становления личности (Э. Ф. Зеер, О. В. Лешер, А. Маслоу, Е. М. Павлютенков и др.) ; в контексте определения мотивов и факторов непрерывного обучения современных молодых людей (Е. П. Ильин, В. Л. Шадриков и др.) .
Мотивационные и потребностные компоненты образовательной и профессиональной деятельности всегда интересовали социологов, психологов и педагогов, поэтому эта актуальная тема рассматривалась и изучалась многими отечественными и зарубежными исследователями, такими как: Н. А. Бакшаевой, Л. И. Божович, А. П. Веховой,
Т. Д. Дубовицкой, Е. П. Ильин, Н. Б. Шмелевой, П. М. Якобсоном, Л. Р. Ярулиной .
Проблема развития мотивации к непрерывному обучению является актуальнейшей проблемой социологии, психологии и педагогики на современном этапе развития высшей учебных заведений. Эта проблема привлекала и продолжает привлекать ведущих представителей социологических и психологических наук. Диагностика и сущность мотивации образовательной деятельности находит свое развитие в трудах таких исследователей, как: В. Г. Асеев, С. В. Гриффис, А. К. Маркова, Н. В. Мормужева, В. А. Сухомлинский и другие . В своих исследованиях авторы попытались раскрыть структуру мотивации образовательной деятельности, показать, как работает механизм возникновения мотивов обучения, а также оценить роль мотивации в образовательном процессе. В современных исследованиях мотивации к обучению эта проблема анализируется с различных сторон: структура и динамика мотивации были рассмотрены О. Н. Аритовой, Н. Ц. Бадмаевой и другими ; эффективность образовательной деятельности и связь ее с мотивацией изучали Т. Н. Мартынова, Г. К. Селевко и Б. М. Теплов .
Работы перечисленных авторов могут дать лишь общее представление о мотивации к обучению молодых людей, однако, существует множество вопросов обозначенной темы, которые нуждаются в дальнейших теоретических и эмпирических исследованиях, что говорит о постоянно растущей актуальности данной проблемы для современного мира.
В настоящее время в науке не выработан единый подход к проблеме мотивации к обучению современных молодых людей, не устоялась терминология, не сформулированы четко основные понятия.
Проблема выпускной квалификационной работы основана на противоречии между сложностью системы самостоятельного обучения, сложившейся в современной России и требующей от молодежи высокого уровня мотивации к непрерывному обучению, с одной стороны, и отсутствием механизмов содействия молодым людям.
Объектом выпускной квалификационной работы выступают молодые люди в возрасте от 17 до 29 лет, живущие в городе Белгород.
Предметом выпускной квалификационной работы служит состояние мотивации к непрерывному обучению у современных молодых людей города Белгорода в возрасте от 17 до 29 лет включительно.
Цель выпускной квалификационной работы заключается в комплексном изучении процесса мотивации к непрерывному обучению у молодых людей города Белгорода в возрасте от 17 до 29 лет включительно.
Задачами выпускной квалификационной работы являются:
1) изучение теоретических и методологических основ изучения проблемы мотивации к непрерывному обучению у современных молодых людей;
2) проведение комплексного социологического исследования по оценке состояния мотивации к непрерывному обучению у современных молодых людей;
3) обоснование рекомендаций по повышению мотивации к непрерывному обучению современных молодых людей.
Теоретико-методологической основой выпускной
квалификационной работы послужили теоретические проработки отдельных аспектов мотивации к обучению молодых людей, как специальной деятельности, которые были осуществлены Д. И. Фельдштейном, Х. Хекхаузеном, Ф. Херцбергом и П. М. Якобсоном . Важной частью общего исследования являются труды, которые посвящены проблемам мотивации обучения А. М. Айламадян, А. Анастази, А. Маслоу, Дж. Холланд .
Наши соотечественники также приняли участие в исследованиях данной проблемы, их работы посвящены анализу различных сторон учебной мотивации и вопросам практического содействия в этом обучающейся молодежи: Е. И.Фадеева, В. Н. Фомин, Г. А. Чередниченко .
Эмпирическая база выпускной квалификационной работы включает в себя результаты следующих исследований:
Во-первых, результаты включенного наблюдения и анализа документации во время прохождения научно-исследовательской практики в Центре социологических исследований НИУ «БелГУ» в 2018 году.
Во-вторых, результаты авторского социологического опроса обучающейся молодежи города Белгорода по оценке их мотивации к непрерывному обучению:
а) по комплексной оценке текущего состояния мотивации к обучению студентов;
б) по оценке относительной личностной значимости мотивации к образовательной деятельности у современной молодежи.
В-третьих, результаты интернет-обзоров, изучения статистических материалов и отчетов других исследователей по данной теме.
Научно-практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в следующих его особенностях и результатах.
Во-первых, была усовершенствована технология диагностирования мотивации к обучению у молодых людей.
Во-вторых, результаты социологического исследования могут быть полезны для высших учебных заведений, служить теоретической базой для разработки и внедрения программ, системы мероприятий по повышению мотивации к непрерывному обучению у школьников, студентов и рабочей молодежи.
Апробация результатов выпускной квалификационной работы осуществлялась путем обсуждения промежуточных результатов на совещании рабочей группы, исследующей данную проблему. Одной из форм апробации можно считать сопоставление полученных результатов с мнением экспертов по изучаемой проблеме. Кроме того, по итогам проведенного исследования подготовлено три научных статьи .
определяет успешность адаптации молодого человека к будущей
специальности, а также эффективность профессионального труда. Все это указывает на важность изучения сущности и специфики мотивов учебной деятельности, которыми руководствуются современные молодые люди, и, конечно же, важность оценки состояния мотивационной сферы в целом, конкретных факторов и критериев, оказывающих огромное влияние на уровень всей успеваемости молодых людей.
Во-вторых, высокий уровень мотивации к непрерывному обучению крайне важен для достижения успехов в учебной или профессиональной деятельности современных молодых людей. Мотивация вносит основополагающий вклад в общую результативность любого человека, который можно сравнить с когнитивными способностями. Бывает так, что менее способный молодой человек, который имеет мотивацию с высоким уровнем, имеет результативность в обучении намного выше, так как он нацелен на высокий результат и посвящает обучению максимум своего времени. А человек, который имеет мотивацию на низком уровне, не может похвастаться своими успехами в учебной деятельности, и не важно, какие он имеет способности и цели. Понимание и осознание этих моментов облегчит обучение и поможет организованнее подходить к рабочим ситуациям, что в итоге сформирует потребностную и мотивационную сферы и окажет мотивирующее влияние на весь процесс обучения, а также позволит осуществить эффективное содействие молодым людям в повышении своего уровня мотивации к непрерывному обучению.
В-третьих, в современной России происходят различные политические, социокультурные, духовные и экономические преобразования, которые приводят к пересмотру обществом фундаментальных движущих социальных механизмов. Имеется в виду, в первую очередь, переход к демократической системе общественного развития, что вызывает изменения в системе образования. Именно система образования является основным фактором обеспечения сдвига в развитии общества на культурном уровне, а это - непременное условие изменения социально-экономического, духовного и всех остальных модусов жизнедеятельности общества. В настоящее время развитие системы образования обуславливают две важные идеи: гуманизация и непрерывность. Непрерывное обучение призвано превратиться в процесс непрерывного развития личности, умений, навыков и знаний, и, конечно же, способности анализировать и выявлять адекватную оценку действительности. Современные подходы к мотивации включают во внимание главную роль образованного и профессионального человека, а также мотивацию молодых людей к обучению и самообразованию. Работа именно в этом направлении даст возможность современным молодым людям осознанно и самостоятельно повысить свою мотивацию к непрерывному обучению.
Степень научной разработанности выпускной квалификационной работы. На сегодняшний день вопрос о мотивации к непрерывному обучению молодых людей является одним из самых актуальных в системе образования и саморазвития личности.
В отечественной и зарубежной социологии, психологии и педагогике изучение проблем мотивации к обучению молодых людей проводилось по разным направлениям: со стороны возрастных изменений и закономерностей формирования личности (В. А. Беликов, Л. И. Божович, Г. К. Селевко, Ю. Г. Фокин, и др.) ; в плане решения проблемы формирования молодого человека как субъекта профессиональной деятельности и становления его карьеры (М. А. Лукашенко, А. Я. Найн, Ф. Херцберг и др.) ; в рамках исследования вопросов профессионального становления личности (Э. Ф. Зеер, О. В. Лешер, А. Маслоу, Е. М. Павлютенков и др.) ; в контексте определения мотивов и факторов непрерывного обучения современных молодых людей (Е. П. Ильин, В. Л. Шадриков и др.) .
Мотивационные и потребностные компоненты образовательной и профессиональной деятельности всегда интересовали социологов, психологов и педагогов, поэтому эта актуальная тема рассматривалась и изучалась многими отечественными и зарубежными исследователями, такими как: Н. А. Бакшаевой, Л. И. Божович, А. П. Веховой,
Т. Д. Дубовицкой, Е. П. Ильин, Н. Б. Шмелевой, П. М. Якобсоном, Л. Р. Ярулиной .
Проблема развития мотивации к непрерывному обучению является актуальнейшей проблемой социологии, психологии и педагогики на современном этапе развития высшей учебных заведений. Эта проблема привлекала и продолжает привлекать ведущих представителей социологических и психологических наук. Диагностика и сущность мотивации образовательной деятельности находит свое развитие в трудах таких исследователей, как: В. Г. Асеев, С. В. Гриффис, А. К. Маркова, Н. В. Мормужева, В. А. Сухомлинский и другие . В своих исследованиях авторы попытались раскрыть структуру мотивации образовательной деятельности, показать, как работает механизм возникновения мотивов обучения, а также оценить роль мотивации в образовательном процессе. В современных исследованиях мотивации к обучению эта проблема анализируется с различных сторон: структура и динамика мотивации были рассмотрены О. Н. Аритовой, Н. Ц. Бадмаевой и другими ; эффективность образовательной деятельности и связь ее с мотивацией изучали Т. Н. Мартынова, Г. К. Селевко и Б. М. Теплов .
Работы перечисленных авторов могут дать лишь общее представление о мотивации к обучению молодых людей, однако, существует множество вопросов обозначенной темы, которые нуждаются в дальнейших теоретических и эмпирических исследованиях, что говорит о постоянно растущей актуальности данной проблемы для современного мира.
В настоящее время в науке не выработан единый подход к проблеме мотивации к обучению современных молодых людей, не устоялась терминология, не сформулированы четко основные понятия.
Проблема выпускной квалификационной работы основана на противоречии между сложностью системы самостоятельного обучения, сложившейся в современной России и требующей от молодежи высокого уровня мотивации к непрерывному обучению, с одной стороны, и отсутствием механизмов содействия молодым людям.
Объектом выпускной квалификационной работы выступают молодые люди в возрасте от 17 до 29 лет, живущие в городе Белгород.
Предметом выпускной квалификационной работы служит состояние мотивации к непрерывному обучению у современных молодых людей города Белгорода в возрасте от 17 до 29 лет включительно.
Цель выпускной квалификационной работы заключается в комплексном изучении процесса мотивации к непрерывному обучению у молодых людей города Белгорода в возрасте от 17 до 29 лет включительно.
Задачами выпускной квалификационной работы являются:
1) изучение теоретических и методологических основ изучения проблемы мотивации к непрерывному обучению у современных молодых людей;
2) проведение комплексного социологического исследования по оценке состояния мотивации к непрерывному обучению у современных молодых людей;
3) обоснование рекомендаций по повышению мотивации к непрерывному обучению современных молодых людей.
Теоретико-методологической основой выпускной
квалификационной работы послужили теоретические проработки отдельных аспектов мотивации к обучению молодых людей, как специальной деятельности, которые были осуществлены Д. И. Фельдштейном, Х. Хекхаузеном, Ф. Херцбергом и П. М. Якобсоном . Важной частью общего исследования являются труды, которые посвящены проблемам мотивации обучения А. М. Айламадян, А. Анастази, А. Маслоу, Дж. Холланд .
Наши соотечественники также приняли участие в исследованиях данной проблемы, их работы посвящены анализу различных сторон учебной мотивации и вопросам практического содействия в этом обучающейся молодежи: Е. И.Фадеева, В. Н. Фомин, Г. А. Чередниченко .
Эмпирическая база выпускной квалификационной работы включает в себя результаты следующих исследований:
Во-первых, результаты включенного наблюдения и анализа документации во время прохождения научно-исследовательской практики в Центре социологических исследований НИУ «БелГУ» в 2018 году.
Во-вторых, результаты авторского социологического опроса обучающейся молодежи города Белгорода по оценке их мотивации к непрерывному обучению:
а) по комплексной оценке текущего состояния мотивации к обучению студентов;
б) по оценке относительной личностной значимости мотивации к образовательной деятельности у современной молодежи.
В-третьих, результаты интернет-обзоров, изучения статистических материалов и отчетов других исследователей по данной теме.
Научно-практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в следующих его особенностях и результатах.
Во-первых, была усовершенствована технология диагностирования мотивации к обучению у молодых людей.
Во-вторых, результаты социологического исследования могут быть полезны для высших учебных заведений, служить теоретической базой для разработки и внедрения программ, системы мероприятий по повышению мотивации к непрерывному обучению у школьников, студентов и рабочей молодежи.
Апробация результатов выпускной квалификационной работы осуществлялась путем обсуждения промежуточных результатов на совещании рабочей группы, исследующей данную проблему. Одной из форм апробации можно считать сопоставление полученных результатов с мнением экспертов по изучаемой проблеме. Кроме того, по итогам проведенного исследования подготовлено три научных статьи .
Заканчивая описание выпускной квалификационной работы, можно сформулировать некоторые выводы. Во-первых, данная работа решает вполне самостоятельные задачи и является в этом смысле законченным, хоть и локальным социологическим исследованием.
Во-вторых, проведенный опрос молодых людей города Белгорода позволил оценить их уровень мотивации к непрерывному обучению, охарактеризовать ситуацию мотивации в целом, выявить доминирующие мотивы образовательной деятельности, увидеть возрастные и гендерные различия в мотивации к непрерывному обучению у молодых людей, дать каждому из них содержательную интерпретацию с позиций социологии и психологии. Так, уровень мотивации к непрерывному обучению у молодых людей города Белгорода можно считать средним, ведущим мотивом обучения является прагматический, а значит мотивация выгодой, пользой на первом месте у современной молодежи. Личные способности и возможности у молодых людей отходят на второй план. Эта тенденция настораживает, поскольку обучение в ВУЗе без предрасположенности к определенной специальности по принципу «стерпится - слюбится» может сыграть злую шутку с таким будущим работником, приводя к феномену «хромой судьбы».
В-третьих, экспертный опрос в целом подтвердил полученные выводы и выявленные причины имеющихся особенностей мотивации к непрерывному обучению у молодых людей. Это можно считать одной из форм апробации выпускной квалификационной работы.
В-четвертых, были сформулированы рекомендации по повышению уровня мотивации к непрерывному обучению современных молодых людей. Содействие молодежи в этом важном для каждого человека и страны вопросе должно стать поистине всенародным делом безотносительно к взглядам, которых придерживаются основные субъекты рынка образовательных услуг: органы управления образования, высшие учебные заведения, работодатели, СМИ, общественность, обучающиеся, их родители. Без социального партнерства и общественной солидарности в этом вопросе проблема не будет решена, и мы получим очередное потерянное поколение, низкий уровень успеваемости, слабый кадровый потенциал страны и разочарованный слой псевдоработников.
В-пятых, анализ результатов проведенных исследований показал, что:
а) среди видов мотивов прагматические составили 46,1%, мотивы поощрения - 17,4%, содержательные - 14,8%, эмоциональные - 11,2%.
б) возрастной анализ мотивации обозначил наличие различий, больший прагматизм молодых людей в возрасте 17-23 лет и значительный разброс между мотивами для обеих категорий обучающейся молодежи;
г) гендерный анализ показал наличие некоторых отличий, вызванных психологическими и социальными стереотипами юношей и девушек;
д) ответы экспертов косвенно подтвердили приведенные выше выводы.
На основании проведенного исследования и в развитие высказанных экспертами предложений можно выдвинуть следующие рекомендации по повышению мотивации к непрерывному обучению современных молодых людей.
1. Необходимо оценить важность прагматических и мотивов поощрения в образовательной деятельности обучающейся молодежи. Учащиеся должны как можно раньше понять, зачем и для чего они обучаются в том или ином заведении, осознать важность этого действия и стараться стать более успешными.
2. Важным решением для повышения мотивации к непрерывному обучению молодых людей станет установление социального партнерства высших учебных заведений с различными предприятиями. Для этого необходимо:
а) установить сотрудничество с предприятиями (встречи с молодыми специалистами, экскурсии, проведение мастер-классов, тренингов);
б) введение элективных курсов ведущими специалистами предприятий, а также преподавателями высшей школы;
в) развитие профессиональной работы высших учебных заведений (организация и проведение различных тренингов, конкурсов, социальных проектов и т.д.);
г) организация предметных и комплексных олимпиад, в которых следует задействовать как можно больше молодых людей различных специальностей и курсов.
3. Важным шагом станет установление тесного и активного сотрудничества высших учебных заведений с территориальными органами служб занятости населения по следующим направлениям:
а) работа со студентами (информирование обучающихся о
требующихся специалистах, формирование профессиональной
направленности, формирование значимых мотивов образовательной деятельности и осознанному интересу к обучению, помощь в уточнении социально-профессионального статуса и т.д.);
б) работа с преподавателями (разработка и внедрение социально - педагогических программ для работы с преподавателями, социально-педагогическая помощь преподавателям в организации и проведении лекций о выбранной специальности, методическая помощь в организации образовательного процесса и т.д.);
в) работа с родителями (формирование у родителей отчетливых представлений о роли семьи в образовательной деятельности молодых людей, обучении их способам оказания помощи в обучении, проведение родительских собраний с целью информирования родителей об успехах их детей и т.д.).
Причем предлагаемые рекомендации важно осуществлять в комплексе. Работа в этом направлении даст возможность молодым людям осознанно и самостоятельно успешно справляться с образовательной деятельностью.
При реализации этих рекомендаций уместными окажутся полученные в результате проведенного исследования сведения о трудностях и проблемах в деле повышения мотивации к непрерывному обучению современных молодых людей.
Подводя итоги третьему разделу, можно считать задачи, поставленные в программе социологического исследования, решенными, а полученные результаты информативными.
Данная работа лишь обозначила проблему мотивации учащейся молодежи, наметила основные направления ее исследования и получила предварительные результаты. Исследования в этом направлении следует продолжать, привлекая не только социологические, но и психологические, и педагогические методы.
Заканчивая подведение итогов проделанной работы, можно отметить, что поставленные перед ней задачи полностью решены и цель достигнута. Выдвинутые гипотезы получили свое подтверждение. Результаты, которые были получены в ходе исследования, могут использоваться в практике образовательной деятельности современных молодых людей.
Во-вторых, проведенный опрос молодых людей города Белгорода позволил оценить их уровень мотивации к непрерывному обучению, охарактеризовать ситуацию мотивации в целом, выявить доминирующие мотивы образовательной деятельности, увидеть возрастные и гендерные различия в мотивации к непрерывному обучению у молодых людей, дать каждому из них содержательную интерпретацию с позиций социологии и психологии. Так, уровень мотивации к непрерывному обучению у молодых людей города Белгорода можно считать средним, ведущим мотивом обучения является прагматический, а значит мотивация выгодой, пользой на первом месте у современной молодежи. Личные способности и возможности у молодых людей отходят на второй план. Эта тенденция настораживает, поскольку обучение в ВУЗе без предрасположенности к определенной специальности по принципу «стерпится - слюбится» может сыграть злую шутку с таким будущим работником, приводя к феномену «хромой судьбы».
В-третьих, экспертный опрос в целом подтвердил полученные выводы и выявленные причины имеющихся особенностей мотивации к непрерывному обучению у молодых людей. Это можно считать одной из форм апробации выпускной квалификационной работы.
В-четвертых, были сформулированы рекомендации по повышению уровня мотивации к непрерывному обучению современных молодых людей. Содействие молодежи в этом важном для каждого человека и страны вопросе должно стать поистине всенародным делом безотносительно к взглядам, которых придерживаются основные субъекты рынка образовательных услуг: органы управления образования, высшие учебные заведения, работодатели, СМИ, общественность, обучающиеся, их родители. Без социального партнерства и общественной солидарности в этом вопросе проблема не будет решена, и мы получим очередное потерянное поколение, низкий уровень успеваемости, слабый кадровый потенциал страны и разочарованный слой псевдоработников.
В-пятых, анализ результатов проведенных исследований показал, что:
а) среди видов мотивов прагматические составили 46,1%, мотивы поощрения - 17,4%, содержательные - 14,8%, эмоциональные - 11,2%.
б) возрастной анализ мотивации обозначил наличие различий, больший прагматизм молодых людей в возрасте 17-23 лет и значительный разброс между мотивами для обеих категорий обучающейся молодежи;
г) гендерный анализ показал наличие некоторых отличий, вызванных психологическими и социальными стереотипами юношей и девушек;
д) ответы экспертов косвенно подтвердили приведенные выше выводы.
На основании проведенного исследования и в развитие высказанных экспертами предложений можно выдвинуть следующие рекомендации по повышению мотивации к непрерывному обучению современных молодых людей.
1. Необходимо оценить важность прагматических и мотивов поощрения в образовательной деятельности обучающейся молодежи. Учащиеся должны как можно раньше понять, зачем и для чего они обучаются в том или ином заведении, осознать важность этого действия и стараться стать более успешными.
2. Важным решением для повышения мотивации к непрерывному обучению молодых людей станет установление социального партнерства высших учебных заведений с различными предприятиями. Для этого необходимо:
а) установить сотрудничество с предприятиями (встречи с молодыми специалистами, экскурсии, проведение мастер-классов, тренингов);
б) введение элективных курсов ведущими специалистами предприятий, а также преподавателями высшей школы;
в) развитие профессиональной работы высших учебных заведений (организация и проведение различных тренингов, конкурсов, социальных проектов и т.д.);
г) организация предметных и комплексных олимпиад, в которых следует задействовать как можно больше молодых людей различных специальностей и курсов.
3. Важным шагом станет установление тесного и активного сотрудничества высших учебных заведений с территориальными органами служб занятости населения по следующим направлениям:
а) работа со студентами (информирование обучающихся о
требующихся специалистах, формирование профессиональной
направленности, формирование значимых мотивов образовательной деятельности и осознанному интересу к обучению, помощь в уточнении социально-профессионального статуса и т.д.);
б) работа с преподавателями (разработка и внедрение социально - педагогических программ для работы с преподавателями, социально-педагогическая помощь преподавателям в организации и проведении лекций о выбранной специальности, методическая помощь в организации образовательного процесса и т.д.);
в) работа с родителями (формирование у родителей отчетливых представлений о роли семьи в образовательной деятельности молодых людей, обучении их способам оказания помощи в обучении, проведение родительских собраний с целью информирования родителей об успехах их детей и т.д.).
Причем предлагаемые рекомендации важно осуществлять в комплексе. Работа в этом направлении даст возможность молодым людям осознанно и самостоятельно успешно справляться с образовательной деятельностью.
При реализации этих рекомендаций уместными окажутся полученные в результате проведенного исследования сведения о трудностях и проблемах в деле повышения мотивации к непрерывному обучению современных молодых людей.
Подводя итоги третьему разделу, можно считать задачи, поставленные в программе социологического исследования, решенными, а полученные результаты информативными.
Данная работа лишь обозначила проблему мотивации учащейся молодежи, наметила основные направления ее исследования и получила предварительные результаты. Исследования в этом направлении следует продолжать, привлекая не только социологические, но и психологические, и педагогические методы.
Заканчивая подведение итогов проделанной работы, можно отметить, что поставленные перед ней задачи полностью решены и цель достигнута. Выдвинутые гипотезы получили свое подтверждение. Результаты, которые были получены в ходе исследования, могут использоваться в практике образовательной деятельности современных молодых людей.
Подобные работы
- СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОГО ТАМОЖЕННОГО ПОСТА БЕЛГОРОДСКОЙ ТАМОЖНИ)
Дипломные работы, ВКР, таможенное дело. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОГО ТАМОЖЕННОГО ПОСТА БЕЛГОРОДСКОЙ ТАМОЖНИ)
Дипломные работы, ВКР, таможенное дело. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2017 - ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ БЕЗРАБОТНЫХ ГРАЖДАН В РЕГИОНЕ (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2019 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ И ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ ПАРТИЙНЫХ ПРОЕКТОВ (НА МАТЕРИАЛАХ БЕЛГОРОДСКОГО РЕГИОНАЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ ПАРТИИ «ЕДИНАЯ РОССИЯ»)
Магистерская диссертация, управление проектами. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - СОДЕЙСТВИЕ КАРЬЕРНЫМ УСТРЕМЛЕНИЯМ МОЛОДЕЖИ
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2016 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ И ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ ПАРТИЙНЫХ ПРОЕКТОВ (НА МАТЕРИАЛАХ БЕЛГОРОДСКОГО РЕГИОНАЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ ПАРТИИ «ЕДИНАЯ РОССИЯ»)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2017 - ВОВЛЕЧЕНИЕ МОЛОДЕЖИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО СОХРАНЕНИЮ ТРАДИЦИОННЫХ РЕМЕСЕЛ (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОГО РАЙОНА)
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2018 - ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ КАДРОВ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ (НА ПРИМЕРЕ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА БЕЛГОРОДА)
Магистерская диссертация, государственное регулирование экономики. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - Совершенствование кадровых технологий в работе с муниципальными служащими (на примере администрации города Белгорода)
Дипломные работы, ВКР, Государственное и муниципальное управления. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2019



