ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ
МОТИВАЦИЕЙ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ
РАЗВИТИЮ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ 11
РАЗДЕЛ II АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ МОТИВАЦИЕЙ К
ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ
МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА
БЕЛГОРОДА 33
РАЗДЕЛ III СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ
МОТИВАЦИЕЙ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ
РАЗВИТИЮ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
Актуальность темы исследования. Изучение проблем мотивации к профессиональному развитию муниципальных служащих актуально в силу целого ряда причин. В первую очередь, это продиктовано необходимостью преобразования современной системы муниципальной службы для ее максимально эффективной работы. Муниципальная служба является одним из условий эффективного и благополучного функционирования общества, поэтому одна из важнейших задач муниципального управления - повышение эффективности муниципальной службы.
Мотивация муниципальных служащих связана со спецификой их работы и является системой, которая включает в себя потребности, интересы, ценностные ориентации и установки, а также мотивы, инициирующие и поддерживающие поведение муниципального служащего, и формируется в результате взаимной детерминации муниципального служащего и органов местного самоуправления в процессе их взаимодействия в сфере профессиональной деятельности.
Мотивация муниципальных служащих к профессиональному развитию представляет собой одно из средств достижения эффективности муниципального управления, строгое соблюдение законности и предоставление качественных публичных услуг, ведь ошибки муниципальных служащих могут привести к неэффективности системы муниципального управления, и государственной власти в целом.
Для обеспечения продуктивной деятельности органов местного самоуправления необходимо рационально использовать человеческие ресурсы - главный капитал любой организации. Мотивация к
профессиональному развитию - это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации.
Вопросы мотивации труда муниципальных служащих важны и находятся в центре внимания и обсуждения всех органов власти. От уровня компетентности муниципальных служащих, их профессиональных знаний и навыков, внутренней готовности к труду зависит качество результатов их работы. Существующие механизмы повышения мотивации к профессиональному развитию муниципальных служащих на сегодняшний день несовершенны и требуют дальнейшего исследования и разработки более действенных механизмов мотивации.
Степень изученности темы. Исследованию профессиональной деятельности человека посвящены работы С.А. Дружилова, Н.И. Захаровой, Н.М. Пестерева, Л.С. Цветлюк и О.С. Надеина и др.
Теоретико-методологические основы государственного управления, проблемы развития теории административно-государственного управления, особенности оказания государственных и муниципальных услуг, вопросы государственной кадровой политики рассматривались в трудах Л.И. Ворониной, С.Н. Костиной и А.В. Томильцева, А.И. Галкина, М.В. Ивановой, Т. Е. Зерчаниновой и А. В. Ручкина, В.С. Нечипоренко, В.А. Сулемова, А.И. Турчинова и других.
Сущность профессионального развития в сфере государственного управления, определение этапов профессионального развития, оценку и оптимизацию профессиональной деятельности государственных
гражданских служащих исследуют И.Д. Бекасов, И.Б. Гайдукова, С.В. Гвоздиков и Н.Е. Серебровская, А.А. Деркач, А.А. Дмитриева, Е.Н. Клочкова, О.В. Александров и Е.И. Добролюбова, О.В. Малахова и Н.О. Гарбузова, И.С. Мащенко и Н.В. Чернышева, Л.П. Савельева и Я.В. Попко, П.П. Щавель и многие другие.
Большой вклад в исследование темы внесла работа «Социальный аудит в государственном управлении» , в которой проведен анализ сущности и показателей измерения профессиональной компетенции государственных гражданских служащих, выявлены факторы, влияющие на нее.
Современные подходы к исследованию мотивации труда в системе государственного управления, проблемы нормирования труда государственных служащих, методы повышения их трудовой мотивации изучены Е.И. Васильевой, Е.И. Добролюбовой, И.Б. Шебураковым и В.Н. Южаковым, И.А. Игнатовой и В.Ю. Шалашниковой, А.А. Козыревым,
Принцип профессионализма кадров муниципальной службы последовательно провозглашался в кадровой политике с начала создания системы муниципальной службы Российской Федерации. Постоянно повышались требования к профессиональному уровню муниципальных служащих, обосновывалась необходимость профессионального развития и обучения.
Развитие муниципальной службы сопровождалось усилением
требований к уровню профессионализма муниципальных служащих. В современных условиях данный принцип находит свое отражение в конкретизации определений квалификационных требований к служащим, ориентации на формирование у служащих профессиональной компетентности. В качестве основного механизма обеспечения высокого уровня профессионализма в муниципальной кадровой политике определено профессиональное развитие, которое должно иметь непрерывный характер и приводить к повышению профессионального уровня мунципальных служащих.
В основу исследования положено понимание профессионального развития с трех сторон: в качестве способа повышения эффективности деятельности в специфической среде муниципальной службы; с позиции субъекта - самого муниципального служащего, обладающего личностным потенциалом и потребностями в профессиональном развитии; с точки зрения обеспечения целостности и этапности процесса.
Таким образом, непрерывное профессиональное развитие определяется как целенаправленный и планомерный, нормативно и организационно обеспеченный процесс качественных изменений во всех составляющих потенциала личности служащего, взаимосвязанных между собой: мотивационно-ценностном, образовательном, профессиональном, карьерном и др., соответствующих потребностям личности служащего и системы государственной службы как общественного института, осуществляющихся в течение всего периода профессионального становления - на дослужебном и служебном этапах.
Мотивация к профессиональному развитию рассматривается как система побуждений, инициирующих и поддерживающих поведение агентов, и формирующаяся в результате взаимной детерминации агента и структур в процессе их взаимодействия в сфере профессиональной деятельности. Двойственный характер мотивации проявляется в том, что она детерминирована как структурами, так и агентом. Мотивации
профессиональной деятельности, определяется соответствующим социокультурном контекстом - социокультурными программами, ценностными доминантами, социальным опытом личности, что обуславливает необходимость использования социокультурного подхода в процессе анализа мотивации профессиональной деятельности.
На формирование системы управления мотивацией к профессиональному развитию оказывают влияние такие факторы как: социокультурные, институциональные, организационные и личностные факторы ее формирования. Содержательная сторона мотивации - это система побуждений, система мотивов, сложная их иерархия, ее образуют мотивы, потребности, интересы, стремления, цели, влечения, установки, идеалы, ценности, социальные роли личности (а также многие другие личностные образования, которые не являются мотивами в «узком» смысле этого слова). Содержательная сторона мотивации относительно независима от её динамического компонента и в то же время находится в сложной взаимосвязи с динамической стороной.
Органами власти на всех уровнях управления накоплен определенный опыт реализации мероприятий по обучению и развитию муниципальных служащих. Однако к настоящему времени в управлении профессиональным развитием служащих не удалось обеспечить качественных изменений и соответствующих результатов.
В исследовании выявлено, что на управление мотивацией к профессиональному развитию муниципальных служащих оказывает воздействие система факторов, которые классифицированы по основанию отношения к системе муниципальной службы и возможности регулирования влияния на внесистемные - глобальные, социально-экономические и культурные - и внутрисистемные - институциональные, организационные и индивидуально-личностные факторы.
Результаты эмпирического исследования позволили установить, что существенное влияние на потенциал профессионального развития оказывают индивидуально-личностные факторы, обусловленные особенностями, прежде всего, мотивационно-ценностной сферы действующих и будущих муниципальных служащих. Так, у студентов - будущих специалистов в сфере государственного и муниципального управления в общей системе ценностей присутствует ценность профессионального развития в сфере государственного (муниципального) управления, но при этом представления о будущей профессиональной деятельности абстрактны, а ожидания относительно профессионального и карьерного роста нереалистичны. Будучи достаточно амбициозными в своих профессиональных целях, они не видят взаимосвязи между профессиональным развитием и карьерным ростом, не планируют свое профессиональное развитие. Не способствуют формированию осознанного отношения и соответствующих компетенций и выявленные в ходе исследования противоречия в построении основной образовательной программы и образовательном стандарте: отсутствие в перечне требуемых компетенций как результатов освоения программы формирования способности к профессиональному развитию и соответствующей мотивации, знаний, умений и навыков. Это приводит к необходимости оптимизации всей системы профессиональной подготовки менеджеров государственного и муниципального управления, внесения дополнений в федеральный государственный образовательный стандарт в части усиления направленности на формирование компетенции профессионального развития, разработки и внедрения в учебные планы необходимых для этого дисциплин и методического обеспечения.
Для действующих муниципальных служащих сфера профессиональной деятельности является наиболее значимой в системе ценностей, однако далеко не все служащие стремятся к повышению уровня квалификации, о чем свидетельствует выявленная у опрошенных служащих достаточно низкая значимость сферы обучения. Кроме того, у муниципальных служащих нет полноты и четкости в представлениях о профессиональном развитии как деятельности целенаправленной, планируемой, организованной, хотя стремление к профессиональному росту (и как следствие, карьерному продвижению) присутствует у большинства респондентов.
Основные проблемы в управлении профессиональным развитием муниципальных служащих Управления проявляются в отсутствии единой концепции данной деятельности, несистемном и зачастую формальном характере проводимых мероприятий преимущественно по организации обучения служащих. Однако накопленный кадровыми службами администрации города опыт представляет реальный практический интерес, его обобщение и распространение позволило бы качественно улучшить деятельность по управлению профессиональным развитием муниципальных служащих в регионе. Выявленные проблемы делают необходимыми и актуальными меры по оптимизации управления профессиональным развитием муниципальных служащих, основанного, прежде всего, на системном подходе.
На основе результатов исследования разработаны основные направления совершенствования системы управления профессиональным развитием и предложена модель системы управления профессиональным развитием как отражение реализации системного подхода к управлению профессиональным развитием муниципальных служащих, включающая взаимосвязанные подсистемы - цели, результат, субъект, объект и механизмы управления - и конкретизированные применительно к муниципальной службе компоненты.
По результатам проведенного исследования представляется возможным сформулировать ряд рекомендаций.
В адрес образовательных учреждений Белгородской области, осуществляющих подготовку по направлению «Государственное и муниципальное управление»:
- включить в образовательные программы по направлению «Государственное и муниципальное управление» общепрофессиональную компетенцию «Готовность и способность к профессиональному развитию»;
- ввести в программу профессиональной подготовки бакалавров, магистров по направлению «Государственное и муниципальное управление» образовательный модуль, направленный на формирование компетенций профессионального развития, и включающий ряд специальных курсов, таких как «Профессиональное развитие государственного (муниципального) служащего», «Управление саморазвитием», «Технология успеха», «Управление карьерой» и др.;
- включать в «Портфолио достижений» студента резюме, отзывы и рекомендательные письма, а также результаты планирования будущих этапов профессионального роста (карьерограмма, индивидуальный план профессионального развития, результаты тестовых испытаний и др.);
- разработать образовательную программу профессиональной переподготовки «Управление персоналом государственной (муниципальной) службы», в профильную часть которой должен быть включен модуль «Профессиональное развитие государственных (муниципальных) служащих».
В адрес кадровых структур органов местного самоуправления:
- уточнить показатели профессионального развития муниципальных служащих в программе развития кадров муниципальной службы администрации города Белгорода;
- обеспечить внедрение компетентностного подхода в работу с кадровым резервом, включая разработку и применение компетентностных моделей в оценочных процедурах и программах развития резервистов;
- ввести в форму индивидуального плана профессионального развития
следующие пункты: конкретные компетенции и их поведенческие
индикаторы; вид деятельности, в ходе которой формируется указанная компетенция; мероприятия и сроки их выполнения; форма итогового отчета и способ оценки степени сформированности компетенции;
- совместно с научным сообществом разработать методический инструментарий составления «психологического портрета» муниципального служащего, включенного в кадровый резерв.
Реализация в комплексе всех предлагаемых направлений совершенствования управления мотивацией к профессиональному развитию муниципальных служащих будет способствовать качественным изменениям в системе муниципальной службы, в конечном итоге приведет к росту профессиональной компетентности служащих и повышению эффективности муниципального управления.
1. О муниципальной службе в Российской Федерации
[Электронный ресурс] : федер. закон от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ (ред. от 30 июня 2016 года) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
2. Об особенностях организации муниципальной службы в Белгородской области [Электронный ресурс] : Закон Белгородской области от 24 сентября 2007 года № 150 (ред. от 29 декабря 2016 года) // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Регион. вып. Белгородская область».
3. Об утверждении стратегии развития дошкольного, общего и
дополнительного образования Белгородской области на 2013-2020 годы [Электронный ресурс] : Постановление правительства Белгородской области от 28 октября 2013 года № 431-пп. - Режим доступа:
http://docs.cntd.ru/document/469026995.
4. Об утверждении государственной программы Белгородской
области «Развитие образования Белгородской области на 2014-2020 годы» [Электронный ресурс] : Постановление правительства Белгородской области от 30 декабря 2013 года № 528-пп. - Режим доступа:
https://www.belregion.ru/documents/region_programms.php.
5. Об утверждении Положения о квалификационных требованиях к должностям муниципальной службы городского округа «Г ород Белгород» [Электронный ресурс] : Решение Совета депутатов г. Белгорода от 29 апреля 2008 года № 15 (ред. от 04 октября 2016 года № 428) // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Регион. вып. Белгородская область».
6. Об утверждении положения об Управлении образования администрации города Белгорода [Электронный ресурс] : Решение совета депутатов города Белгорода от 18 июля 2006 года № 324 (в ред. решений
Совета депутатов города Белгорода от 31 мая 2016 года № 382). - Режим доступа : http://www.beladm.ru/publications/publication/upravlenie-
obrazovaniya/.
7. Об утверждении муниципальной программы «Развитие образования городского округа «Город Белгород» на 2015 - 2020 годы» [Электронный ресурс] : Постановление администрации города Белгорода от 11 ноября 2014 года № 230 (ред. от 17 августа 2016 года). - Режим доступа : http://docs.cntd.ru/document/428652746.
8. Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») города Белгорода «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки» [Электронный ресурс] : Постановление администрации г. Белгорода от 05 июля 2013 г. № 160. - Режим доступа : http://www.regionz.ru/index.php?ds=2260095.
9. Асмолов, А. Г. Профессионализм муниципальных служащих [Текст] / А.Г. Асмолов. - М. : Право, 2002. - 345 с.
10. Бакланов, П. А. Диагностика профессиональной квалификации персонала (инструментально-символический подход) [Текст] / П.А. Бакланов // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. - 2013. - № 3 (6). - С. 85-96.
11. Бекасов, И. Д. Акмеологическая оценка качества профессиональной деятельности государственных гражданских служащих [Текст] : автореф. дис. ... канд. психол. наук / И. Д. Бекасов. - М., 2013. - 24 с.
12. Болдырева, Н. П. Критерии и методы оценки деятельности муниципальных служащих [Текст] / Н. П. Болдырева // Научные исследования: от теории к практике : материалы IV Междунар. науч. -практ. конф. (Чебоксары, 24 июля 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. - Чебоксары : ЦНС «Интерактив плюс», 2015. - С. 276 - 278.
13. Бушуева, И. П. Управление профессиональным развитием государственных гражданских служащих: региональный аспект [Текст] : дис.
... канд. социол. наук : 22.00.08. / И. П. Бушуева. - Н. Новгород, 2015. - 233 с.
14. Васильева, Е. И. Мотивация профессиональной деятельности государственных гражданских служащих региона: опыт социологического анализа [Текст] / Е. И. Васильева // Аспирантский вестник Поволжья. - 2010. - № 5-6. - С. 94-99.
15. Васильева, Е. И. Социальный аудит в государственном управлении [Текст] : монография / Е. И. Васильева, Т. Е. Зерчанинова, А. В. Ручкин / Под ред. Т. Е. Зерчаниновой. - Екатеринбург : Уральский институт управления - филиал РАНХиГС, 2015. - 220 с.
16. Викулина, М. П. Развитие профессионально-личностного
потенциала государственных служащих в современной России [Текст] : материалы межвузовской научно-практической конференции
«Профессиональные компетенции государственных служащих:
формирование и развитие» / М. П. Викулина, Е.Г. Колпакова, Н.Н. Назаренко. - Воронеж : Издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2016. - С. 228-235.
17. Воронина, Л. И. функции и услуги в системе государственного и муниципального управления [Текст] : монография / Л. И. Воронина, С. Н. Костина, А. В. Томильцев / Под общ. ред. проф. Т. М. Резер. - Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2017. - 139 с.
18. Гайдукова, И. Б. Компетентностный подход в подготовке и профессиональной деятельности государственных служащих [Текст] / И. Б. Гайдукова // Государство и общество: вчера, сегодня, завтра. Серия: Социология. - 2014. - № 13 (1). - С. 97-106.
19. Галкин, А. И. Новые механизмы государственного управления: внедрение проектного управления в деятельность органов государственной власти [Текст] : сб. научных статей IV международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы и перспективы государственного и муниципального управления» / А. И. Галкин. - М. : Изд-во Юридический дом «Юстицинформ», 2017. - С. 78-82.
20. Гвоздиков, С. В. Профессиональная пригодность
государственных служащих как основа эффективной профессиональной деятельности [Текст] / С. В. Гвоздиков, Н. Е. Серебровская // NovaInfo.Ru. - 2015. - Т.1. - № 34. - С. 341-345.
21. Гончарова, Л. И. Концептуальные аспекты труда муниципальных служащих [Текст] / Л. И. Гончарова, А. Н. Крахмалов // Вестник Поволжской академии государственной службы. - 2012. - № 2. - С. 37-42.
22. Деркач, А. А. Психолого-акмеологические основания и средства оптимизации личностно-профессионального развития конкурентоспособного специалиста [Текст] / А. А. Деркач // Акмеология. - 2013. - № 2. - С. 9-18.
23. Деркач, А. Акмеология [Текст] / А. Деркач, В. Зазыкин. - СПб. : Питер, 2003. - 256 с.
24. Дмитриева, А. А. Актуальные вопросы оценки профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих [Текст] /
А. А. Дмитриева // Гуманитарные научные исследования. - 2015. - № 4-2 (44). - С. 97-101.
25. Добролюбова, Е. И. Нормирование численности государственных гражданских служащих в сфере осуществления контроля (надзора) и предоставления государственных услуг [Текст] / Е. И. Добролюбова, И. Б. Шебураков, В. Н. Южаков. - М.: Издательский дом «Дело», 2015. - 276 с.
26. Дружилов, С. А. Индивидуальный ресурс человека как основа становления профессионализма [Текст] : монография / С. А. Дружилов. - Воронеж, 2010. - 260 с.
27. Дятлов, А. П. Мотивация государственных служащих [Текст] / А. П. Дятлов. - М. : Лаборатория Книги, 2012. - 105 с.
28. Ежегодное издание муниципальной статистики «Белгород - 2016. Путеводитель по городу в цифрах» [Электронный ресурс]. МАУ «Институт муниципального развития и социальных технологий». - Режим доступа: file:///C:/Users/807176/Downloads/putevoditel-za-2016-god.pdf.
29. Захаров, В. М. Кадровое обеспечение реформирования муниципального управления [Текст] / В.М. Захаров : сб. статей VII межрегион. научно-практ. конф. «Реформа местного самоуправления: опыт и проблемы реализации». - Воронеж : Изд-во Болховитинова, 2008. - С. 41-48.
30. Захарова, Н. И. Организационное поведение государственных служащих [Текст] / Н. И. Захарова. - М. : ИНФРА-М, 2010. - 237 с.
31. Захарова, Т. И. Мотивация трудовой деятельности [Текст] / Т. И. Захарова, С. В. Гаврилова. - М. : Издательский центр ЕАОИ, 2010. - 264 с.
32. Иванова, М. В. Основы государственного и муниципального управления [Текст] / М. В. Иванова. - СПб. : Изд-во Санкт-Петербургский экономический университет, 2015. - 179 с.
33. Игнатова, И. А. Геймификация профессиональной деятельности как эффективный инструмент мотивации государственного служащего [Текст] / И. А. Игнатова, В. Ю. Шалашникова // Новое поколение. - 2016. - № 9. - С. 86-90.
34. Кидяев, В. Б. О единой кадровой системе государственной гражданской и муниципальной служб [Текст] / В.Б. Кидяев // Самоуправление. - 2014. - № 2. - С. 3 - 4.
35. Клочкова, Е. Н. Методология формирования и мониторинга
статистических показателей эффективности развития сферы
государственного управления [Текст] / Е. Н. Клочкова, О. В. Александров, Е. И. Добролюбова. - М. : Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, 2015. - 159 с.
36. Ключарев, Г. А. Непрерывное образование - стимул человеческого развития и фактор социально-экономических неравенств [Текст] / Г.А. Ключарев, Д.В. Диденко, Ю.В. Латов, Н.В. Латова / Под общей редакцией д.соц.н., к.э.н. Ю. В. Латова. - М. : ЦСПиМ, 2014. - 433 с.
37. Ключникова, Т. Н. Социальный потенциал гражданского участия в местном самоуправлении как метод развития муниципального управления [Текст] / Т.Н. Ключникова // Вопросы управления. - 2014. - № 4 (10). - С. 162-168.
38. Козырев, А. А. Система мотивации трудовой деятельности государственных служащих [Текст] / А. А. Козырев // Управленческое консультирование. - 2010. - № 4. - С. 30-37.
39. Колесова, Е. Л. Кадровый потенциал органов местного самоуправления: состояние и тенденции [Текст] / Е.Л. Колесова // Вестник ПАГС. - 2014. - № 3. - С. 16 - 20.
40. Крахмалов, А. Н. Квалиметрическая оценка компонентов трудового потенциала муниципальных служащих [Текст] / А. Н. Крахмалов // Российское предпринимательство. - 2012. - № 10. - С. 55-60.
41. Кудрявцев, Т. В. Психология профессионального обучения и воспитания [Текст] / Т. В. Кудрявцев. - М. : Моск. энерг. инт, 1985. - 123 с.
42. Левашов, В. И. Качество работы института местного самоуправления [Текст] : (опыт социологического исследования) / Левашов
B. И., Еременко Л. А., Огородников А. Ю. - Москва : Проспект, 2011. - 75 с.
43. Магомедов, К. О. Профессионально-адаптационные проблемы в муниципальной службе Российской Федерации [Текст] / К.О. Магомедов // Вопросы государственного и муниципального управления. - 2012. - № 1. -
C. 99 - 105.
44. Малахова, О. В. Основные подходы к оценке эффективности профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих [Текст] / О. В. Малахова Н. О. Гарбузова // Вестник государственного и муниципального управления. - 2014. - № 3. - С. 65-71.
45. Марченко, И. П. Особенности формирования кадрового потенциала государственной (муниципальной) службы в современной России [Текст] : монография. - Новосибирск : СибАГС, 2010. - 300 с.
46. Машкина, Т. С. Способы мотивации труда государственных служащих [Текст] / Т. С. Машкина // Science Time. - 2015. - № 11. - С. 352-355.
47. Мащенко, И. С. Показатели эффективности профессиональной деятельности государственных служащих как средство оценки эффективности их деятельности [Текст] / И. С. Мащенко, Н. В. Чернышева // Электронный вестник Ростовского социально -экономического института. - 2014. - № 3. - С. 320-329.
48. Мирошников, И. И. Управление кадровыми процессами в муниципальной службе: особенности и перспективы развития [Текст] / И. И. Мирошников // Научные проблемы гуманитарных исследований. - 2010. - № 11. - С. 182 - 187.
49. Митина, Л. М. Коррекционно-обучающие программы повышения уровня профессионального развития учителя [Текст] / Л. М. Митина и др. - М. : Московских психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2001. - 304 с.
50. Нечипоренко, В. С. Кадровая политика в государственной гражданской службе [Текст] : монография / В. С. Нечипоренко, Т. О. Шкелёва. - Саратов : Изд-во «Научная книга», 2013. - 192 с.
51. Новокрёщенов, А. В. Кадровый состав местных органов власти: отбор кандидатов и их мотивация поступления на муниципальную службу [Текст] / А. В. Новокрёщенов // Социологические исследования. - 2008. - № 10. - С. 62 - 67.
52. Оценка и профессиональное развитие государственных служащих [Текст] : монография // Под общ ред. А.И. Турчинова. - М. : Изд- во РАГС, 2009. - 101 с.
53. Панарина, Е. А. Ценности как мотиваторы профессиональной
служебной деятельности государственных гражданских служащих [Текст] / Е. А. Панарина // Электронный вестник Ростовского социально¬
экономического института. - 2014. - № 4. - С. 165-171.
54. Панина, О. В. Совершенствование оценки и мотивации профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих как инструмент повышения открытости государственной службы [Текст] / О. В. Панина // Вестник Академии. - 2015. - № 3. - С. 103-108.
55. Пестерева, Н. М. Формирование профессиональных компетенций государственных служащих [Текст] : монография / Н. М. Пестерева, Л. С. Цветлюк, О. С. Надеина - М. : Изд-во Московского гуманитарного университета, 2014. - 139 с.
56. Петухова, С. В. совершенствование системы мотивации муниципальных служащих [Текст] : сб. трудов II научно -практической конференции студентов и магистрантов факультета государственного и муниципального управления «Современный взгляд на будущее управленческой науки» / С. В. Петухова. - Новосибирск : Изд-во Новосибирский государственный аграрный университет, 2017. - С. 126-128.
57. Рой, О. М. Система государственного и муниципального
управления [Текст] / О.М. Рой. - СПб. : ПИТЕР, 2016. - 332 с.
58. Савельева, Л. П. Проблемы оценки эффективности профессиональной деятельности государственного гражданского служащего [Текст] / Л. П. Савельева, Я. В. Попко // Вестник Сибирской академии права, экономики и управления. - 2016. - № 1 (7). - С. 4-8.
59. Саралинова, Д. С. Развитие инструментов управления профессиональным развитием государственных и муниципальных служащих : труды УШнаучно-практической конференции с международным участием «Инновационные кластеры в цифровой экономике: теория и практика» / Под ред. А.В. Бабкина. - СПб. : Изд-во ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого», 2017. - С. 569-573.
60. Сарик, Р. И. Инновационные управленческие подходы как основа совершенствования организационных отношений в местном самоуправлении [Текст] / Р. И. Сарик // Вестник государственного и муниципального управления. - 2013. - № 2. - С. 244-252.
61. Современные тенденции развития государственного управления [Текст] : монография / Под ред. Т. Е. Зерчаниновой, А. В. Ручкина. - Екатеринбург : Уральский институт управления - филиал РАНХиГС, 2015. - 192 с.
62. Сулемов, В. А. Государственная кадровая политика в современной России: теория, история, новые реалии [Текст] / В. А. Сулемов.
- М. : Изд-во РАГС, 2009. - 388 с.
63. Травин, В. В. Менеджмент персонала предприятия [Текст] / В. В. Травин, В. А. Дятлов. - М. : Дело, 2010. - 340 с.
64. Трофимова, И. Н. Институциональное развитие местного самоуправления в Российской Федерации [Текст]: дис. ... д -ра полит. наук / И.Н. Трофимова. - М., 2011. - 303 с.
65. Турчинов, А. И. Современные проблемы кадровой политики и управления персоналом России. Социологический анализ. [Текст] / А. И. Турчинов. - М. : Изд-во РАГС, 2009. - 175 с.
66. Формирование профессиональных компетенций государственных служащих [Текст] : монография / Н. М. Пестерева, Л. С. Цветлюк, О.С. Надеина - М. : Изд-во Московского гуманитарного университета, 2014.¬139 с.
67. Шевель, П. П. Социологические подходы к анализу профессионально-личностного развития государственных гражданских служащих [Текст] / П. П. Щавель // Социально-гуманитарные знания. - 2012.
- № 2. - С. 330-335.
68. Шинкаренко, О. Н. Системы менеджмента качества и управления трудовыми ресурсами: проблемы и решения [Текст] / О. Н. Шинкаренко // Кадры предприятия. - 2014. - № 4. - С. 120-125.
69. Щукина, Т. В. Оценка профессиональной служебной деятельности как критерий материального стимулирования государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации [Текст] / Т. В. Щукина, В. А. Брусенцева // Проблемы права. - 2015. - № 4 (52). - С. 106-113.
70. Южаков, В. Н. Практика и перспективы развития мер материального стимулирования государственных гражданских служащих [Текст] / В. Н. Южаков, О. В. Александров, Е. И. Добролюбова, Е. В. Масленникова, Л. Н. Татаринова. - М. : Издательство Дело, 2016. - 224 с.
71. Ядоян, В. О. Теоретические аспекты мотивации государственных гражданских служащих [Текст] / В. О. Ядоян // Молодой ученый. - 2014. - № 6. - С. 534-536.
72. Holland, Y. L. Explorations of a theory оf vocational choice [Text] / Y. L. Holland // J. Appl. Psychol. - 1968. - V. 52. - N 1. - P. 232-239.
73. Super, D. E. Occupational psychology [Text] / D. E. Super, M. Y. Bahn. - L. : Tavistock, 1971. - 209 p.