ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ПРЕСТУПНОСТИВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЕЕ РЕГИОНАХ 9
1.1. Классификация и характеристика экономических преступлений в законодательстве РФ 9
1.2. Виды экономической преступности по регионам Российской Федерации 17
1.3. Методологические подходы к определению признаков и видов экономической преступности 24
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОСТОЯНИЯ И ОСНОВНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЕЕ РЕГИОНАХ (НА ПРИМЕРЕ КЕМЕРОВСКОЙ
ОБЛАСТИ) 30
2.1. Тенденции развития современной экономики России и специфика экономических преступлений 30
2.2. Оценка тенденций развития экономических преступлений в Кемеровской области
2.3. Проблемы диагностирования и предупреждения экономических преступлений 44
ГЛАВА 3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО БОРЬБЕ С ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЕЕ РЕГИОНАХ (НА ПРИМЕРЕ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ) 51
3.1. Совершенствование законодательства РФ и Кемеровской области по
борьбе с экономической преступностью 51
3.2. Совершенствование системы материального стимулирования и социальной ответственности в сфере борьбы с экономической преступностью 59
3.3. Правовые и социально-психологические факторы профилактики экономической преступности в РФ и Кемеровской области 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 87
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 93
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Классическая модель макроэкономического равновесия 95
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Приказы о премии в МВД, действующие в 2017-2018 годах 96
В настоящее время стабильность социальной системы любого государства базируется, в первую очередь, на экономике. В Российской Федерации к настоящему времени в основном завершен процесс перехода к рыночным отношениям, однако, определенные факторы оказывают дестабилизирующее влияние на нормальное функционирование экономики. Одним из таких факторов является экономическая преступность, которая представляет существенную опасность для экономической системы страны. Именно поэтому одной из задач, стоящих в настоящее время перед Российской Федерацией, является укрепление законности во всех сферах общественной деятельности и, в первую очередь, в экономической.
В соответствии со ст. 8 Конституции, в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
В статье 34 Конституции РФ предусмотрено право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. В то же время не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
Таким образом, в Конституции закреплены положения, без которых рыночная экономика существовать и развиваться не может.
Проводимые в стране реформы, наряду с множеством положительных моментов привели к появлению новых форм общественно опасных деяний. В условиях развития рыночных отношений, с расширением круга и видов совершаемых финансово-хозяйственных операций, а также несовершенства нормативно-правовой базы Российской Федерации создаются условия для совершения и маскировки экономических правонарушений и преступлений.
До сих пор в теневом секторе остаются целые отрасли экономики. Не решены многие проблемы противодействия незаконным видам бизнеса (незаконный оборот оружия, наркотических средств, драгоценных металлов и драгоценных камней и др.), а также малоэффективной остается борьба с легализацией (отмыванием) доходов, полученных от такой преступной деятельности. Одной из причин развития данных негативных тенденций является активное участие организованной преступности в таком "бизнесе", приносящем большие доходы, направляемые вновь на воспроизводство и развитие самой организованной преступности. Кроме этого, организованные преступные группы могут успешнее противостоять (в том числе, с использованием коррупционных связей) работе правоохранительных органов по предупреждению и пресечению преступлений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По данным МВД России, сегодня на территории России действуют сотни преступных сообществ, каждое из которых объединяет десятки преступных групп. Из этого числа десятки преступных сообществ специализируется исключительно на совершении экономических преступлений - на контроле за наиболее доходными секторами экономики.
Очевидно, все это свидетельствует об актуальности исследования экономической организованной преступности. Данное негативное явление отличается многогранностью, способностью к саморазвитию, приспособлению к меняющимся социально-экономическим условиям. Это обстоятельство затрудняет исследование сущности экономической организованной преступности и выделение основных, наиболее типичных ее признаков.
Тема выпускной квалификационной работы «Экономическая преступность в Российской Федерации и ее регионах: современное состояние, основные тенденции» в условиях рыночной экономики является весьма актуальной и имеет важное значение, поскольку из года в год происходит усложнение экономических отношений. Кроме того, об актуальности выбранной темы свидетельствует и тот факт, что не разработана эффективная система профилактики экономической организованной преступности, особенно на региональном уровне. Анализ общих и особенных признаков экономической организованной преступности позволит лучше понять комплекс причин и условий, способствующих увеличению ущерба от такого рода преступлений экономике области и страны в целом.
Целями данного исследования явились анализ особенностей экономической организованной преступности в Кемеровской области и комплексная криминологическая характеристика этого вида преступности в период с 2012 по 2017 гг.
Объект исследования: экономическая преступность в Российской Федерации и ее регионах.
Предмет исследования: анализ особенностей экономической организованной преступности в Кемеровской области.
Цели исследования обусловили необходимость решения следующих задач:
1. Раскрыть содержание понятия экономической организованной преступности;
2. Проанализировать современное состояние, уровень, структуру и динамику экономической организованной преступности в Кемеровской области, выявить их основные закономерности;
3. Проанализировать демографические и социально-экономические условия региона для выявления основных негативных тенденций, причин и условий, способствующих развитию экономической организованной преступности в Кемеровской области;
4. Провести анализ мероприятий по борьбе с экономической преступностью в Российской Федерации и Кемеровской области.
Экономическая преступность - это совокупность групп преступлений, основанных на причинении вреда охраняемым законом экономическим интересам всего общества и граждан вследствие совершения хищений, хозяйственных и корыстных должностных преступлений.
Данная выпускная квалификационная работа посвящена такой актуальной, на наш взгляд теме, как «Экономическая преступность в Российской Федерации и ее регионах: современное состояние, основные тенденции». Она состоит из введения, трех глав, которые включают в себя пункты. Во введении мы рассмотрели и определили актуальность данной темы, определили объект и предмет исследования, поставили цель, задачи.
Первая глава исследования направлена на освещение теоретических аспектов экономической преступности в Российской Федерации и ее регионах.
В первом параграфе рассматривается классификация и характеристика экономических преступлений в законодательстве Российской Федерации.
Рассмотрены три основных подхода к определению границ понятия «экономическая преступность». Согласно первому подходу, к числу экономических можно отнести все преступления, которые затрагивают любые виды экономических отношений, складывающихся как в экономике, так и вне ее пределов. Согласно второму подходу, экономическими следует считать преступления, совершаемые только в сфере экономики. Третий подход позволяет относить к категории экономических преступлений, которые совершаются только в сфере экономической деятельности - сфере предпринимательства, бизнеса.
Таким образом, используя в качестве классификационного критерия групповой объект посягательства, можно выделить следующие группы преступлений в сфере экономической деятельности:
1. Преступления в сфере предпринимательства;
2. Преступления в сфере легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем;
3. Преступления в сфере кредитных отношений;
4. Преступления в сфере недобросовестной конкуренции;
5. Преступления в сфере обращения информации, составляющей коммерческую, налоговую или банковскую тайну;
6. Преступления, совершаемые на рынке ценных бумаг;
7. Преступления в сфере обращения поддельных денег, ценных бумаг и платежных документов;
8. Таможенные преступления;
9. Преступления в сфере оборота драгоценных металлов и драгоценных камней;
10. Преступления в сфере несостоятельности (банкротства);
11. Преступления в сфере уклонения от уплаты налогов и иных обязательных платежей.
Во втором параграфе раскрываются виды экономической преступности по регионам РФ. Проанализирована информация о том, какие виды преступлений экономической направленности фиксируются на разных территориях Российской Федерации, в разных её регионах. Правовое регулирование нарушений в сфере экономической деятельности на всей территории России осуществляется исходя из Уголовного кодекса. Но на основании тех преступлений экономической направленности, которые фиксируются в отдельных регионах, субъекты Федерации принимают в дополнение к Уголовному кодексу свои законодательные акты, устанавливающие ответственность за те или иные правонарушения.
В третьем параграфе описываются методологические подходы к определению признаков и видов экономической преступности. В ходе исследования были выявлены следующие методы первичного обнаружения признаков экономических преступлений:
- методы выявления, не учитывающие данных особенностей (неэкономические методы);
- методы выявления, учитывающие особенности механизма следообразования при совершении экономических преступлений) (экономические методы).
Вторая глава работы направлена на исследования состояния и основных тенденций экономической преступности в Российской Федерации и ее регионах (на примере Кемеровской области).
В ходе исследования были выявлены основные тенденции развития современной экономики России. Развитие экономики России весьма неоднозначно, так как включает в себя многоплановые проблемы и противоречия, в том числе: особенности экономического положения, климатические условия, менталитет проживающего на ее территории многонационального народа, исторические закономерности, характерные преимущественно для Российского государства в сравнении с другими странами и многое другое.
На наш взгляд, развитие российской экономики имеет весьма значительный потенциал, и это выражается, прежде всего, в наличии огромных активов внутри страны: огромнейшие запасы природных ресурсов, сырья, рабочей силы - все это присутствует, осталось только научиться правильно их использовать, ликвидируя существующую зависимость от Европы.
Проведя исследования в области современной экономики и ссылаясь на данные Росстата, можно сделать следующие выводы: в 2017 году основным источником роста были неторгуемые отрасли. Уровень безработицы снизился до 5,2%, а реальная заработная плата и пенсии увеличились на фоне низкой инфляции. Согласно прогнозам, в 2018-2020 годах основой движущей силой роста ВВП будет потребительский спрос, а уровень бедности несколько снизится.
Все выше сказанное, говорит о специфике экономических преступлений:
- совершаются преимущественно в процессе профессиональной деятельности;
- связаны с использованием служебных полномочий, знаний особенностей отрасли и конкретного производства, с активным задействованием различных правовых механизмов и средств.
Далее дана оценка тенденций развития экономических преступлений в Кемеровской области и выявлены проблемы диагностирования и предупреждения экономических преступлений.
Кемеровская область является крупнейшим индустриальным регионом, опорной базой для промышленного развития не только Сибири, но и всей страны. Небольшая по территории, компактная, с хорошо развитой сетью дорог, мощным многоотраслевым хозяйством Кемеровская область играет ведущую роль в экономике Сибири. Тем самым Кузбасс стал привлекательным местом для криминальной среды, представители которой жаждали получения высоких доходов.
Анализируя возникшую ситуацию, можно выделить несколько факторов, способствующих возникновению и развитию организованной преступности на территории Кемеровской области: исторически сложившийся специфический менталитет населения региона, существенное влияние криминальной субкультуры (идеологии «воров в законе»), большое количество на территории региона учреждений уголовно-исполнительной системы, большое количество потенциальных объектов для преступного посягательства с целью извлечения высокой прибыли, собственники отдельных крупных предприятий сами стимулируют формирование организованных преступных формирований, Высокая латентность ряда видов преступных посягательств, являющихся составляющими для организованной преступности в целом.
Предупреждение преступлений в сфере экономической деятельности требует своевременной корректировки законодательной базы, внесения изменений в стратегию и тактику деятельности контролирующих и правоохранительных органов, в федеральные программы борьбы с преступностью. Необходимо разрабатывать комплексные специальные законы, которые затем будут развиваться и дополняться, образуя, может быть, новые, нетрадиционные отрасли законодательства.
Третья глава выпускной квалификационной работы посвящена мероприятиям по борьбе с экономической преступностью в Российской Федерации и Кемеровской области.
Профилактика региональной преступности как вид деятельности должна быть основана на определенных принципах. Они должны быть универсальными и общими. Анализ и обобщение практики борьбы с экономической преступностью, изучение специальной литературы позволяет сформулировать следующие основные принципы профилактики преступности на региональном уровне:
- законность, научная обоснованность;
- плановость, непрерывность и последовательность профилактической деятельности;
- принцип четкого распределения функций между субъектами профилактики; комплексность;
- сочетание общесоциальной, специально-криминологической и индивидуальной профилактики; демократичность методов, направленных на изменение социально-экономической ситуации, применяемых в целях профилактики преступности в регионе;
- согласованность обязанностей, полномочий и ресурсов;
- верховенство общегосударственных интересах над региональными интересами;
- учет специфических особенностей каждого конкретного региона;
- согласованность мероприятий и планов, осуществляемых в данном регионе, с мероприятиями, реализуемыми в других регионах.
Таким образом, проблема преодоления криминализации экономики является одной из ключевых проблем современной государственной политики, требующей неотложных мер по ее решению. С целью радикального противодействия расширению влияния организованной преступности экономической направленности требуются решительные действия, четко скоординированные всеми правоохранительными и контролирующими органами. Только наступательные действия всех государственных органов в каждом регионе и на межрегиональном уровне позволят активизировать борьбу с преступлениями в сфере экономики и приостановить дальнейшее разрастание общественно опасных форм преступности.
Поэтому, если наше государство хочет быть богатым и уважаемым мировым сообществом, если хочет активно сотрудничать с другими странами, процветать и развивать свою экономику, необходимо бороться с экономической преступностью в целом, и с преступлениями в сфере предпринимательства в частности. И если не ликвидировать их вообще, поскольку декларации об этом - утопия, то свести уровень преступности в данной сфере к минимуму. А для этого необходимо не только совершенствование законодательства, деятельности правоохранительных и судебных органов, но и изменение политики государства в отношении предпринимателей. Надо устранить причины преступности, а не тратить огромные силы и средства на ликвидацию их последствий.
1. Атанесян, С.П Судебная бухгалтерия: учебник / С.П.Атенисян, Г.А. Голубятни-ков. - М.: Юрид. лит., 2009. -236 с.
2. Блауг, М. Методология экономической науки, или Как экономисты объясняют [Текст] : пер. с англ. / М. Блауг ; науч. ред. и вступ. ст. B.C. Автономова. - Москва: Вопросы экономики, 2004. - 416 с
3. Голубятников, С.П. Судебная бухгалтерия: учебник / С.П. Голубятнтков, Леханова Е.С., В.А. Тимченко. - М.: Юрид. лит.2005. - 368 с.
4. Голубятников, С.П. Экономико-криминалистический анализ: учеб.пособие / С.П. Голубятников, А.Н. Мамкин, В.А. Тимченко. - Н. Новгород: Нижегород. акад. МВД России, 2002. - 120 с.
5. Леханова, Е.С. Экономико-криминалистический анализ: учеб пособие / Е.С Леханова, А.Н. Мамкин.- М.:ЦОКР МВД России, 2007. 112 с.
6. Федеральный закон РФ от 12 августа 1995 года No 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1995. No 33.Ст. 3349.[Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
7. Современные тенденции развития экономики и управления: проблемы и решения. Материалы международной научно-практической конференции, 2016. — С. 35-39.
8. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Кемеровской области [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://kemerovostat.gks.ru/
8. Кемеровская область: информационный портал [Электронный ресурс]: Режим доступа:http: //kemoblast.ru/news/pravo/2014/11/10/10noyabrya-politsej skie-kuzbassa-i-vsej-rossii-otmetili-professionalnyj-prazdnik.html
9. Дмитриев, О.В. Экономическая преступность и противодействие ей в условиях рыночной системы хозяйствования /О.В. Дмитриев, Отв. ред. М.П. Клейменов. - М.: Юристъ, 2005.
10. Ларичев, В.Д. Преступность экономической направленности / В.Д. Ларичев. - М.: Юрлитинформ, 2011.
11. Русанов, Г.А. Борьба с контрабандой культурных ценностей: уголовно-правовые и криминологические вопросы./ Г.А. Русанов. - М.: Юрлитинформ, 2010.
12. Эльканов, А.И. Криминологическая характеристика и предупреждение экономической организованной преступности./ А.И. Эльканов. - М., 2002.
13. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Кемеровской области [Электронный ресурс] / Режим доступа : http://kemerovostat.gks.ru/
14. Кемеровская область : информационный портал [Электронный ресурс] : Ре-жим доступа:http://kemoblast.ru/news/pravo/2014/11/10/10- noyabrya-politsejskie-kuzbassa-i-vsej-rossii-otmetili-professionalnyj-prazdnik.html
15. Федеральный закон от 25.12.2008 №273-ФЗ (ред. от 21.11.2011) «О противодействии коррупции» // Российская газета. - 27.12.2008; 24.11.2011.
16. Федеральный закон от 07.02.2011 №3-ФЗ (ред. от 25.06.2012) «О полиции» // Собрание законодательства РФ. - 2011. - №7. - Ст. 900; 2012. - №26. - Ст. 3441.
17. Федеральный закон от 30.11.2011 №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2011. - №49 (ч. 1). - Ст. 7020.
18. Постановление Правительства РФ от 29.12.2007 №949 (ред. от 18.10.2012) «О денежном, материальном и социальном обеспечении отдельных категорий военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел и гражданского персонала, направляемых Министерством обороны Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службой безопасности Российской Федерации за пределы территории Российской Федерации для оказания технического содействия и исполнения иных обязанностей».