ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ИМИДЖА МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ НА
ОСНОВЕ ПРОЕКТНОГО УПРАВЛЕНИЯ 12
РАЗДЕЛ II. ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА
МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА БЕЛГОРОДА НА
ОСНОВЕ ПРОЕКТНОГО УПРАВЛЕНИЯ 32
РАЗДЕЛ III. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА
МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА БЕЛГОРОДА НА
ОСНОВЕ ПРОЕКТНОГО УПРАВЛЕНИЯ 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 84
ПРИЛОЖЕНИЯ 93
Актуальность темы исследования. Настоящее исследование посвящено вопросам формирования имиджа муниципального служащего. В последнее время мы нередко сталкиваемся с тем, что образ чиновника, который формируют средства массовой информации в сознании народа, противоречит с его действительными характеристиками и способностью эффективно решать поставленные перед ним задачи. Явно заметно, что оценка деятельности чиновников среди масс очень мала и снижается осмысление политических процессов.
Для муниципальной службы имидж обладает важным статусным значением. Имидж указывает на степень доверия к чиновникам местного управления у общества. Он устанавливает соответствие между действием местных органов и требованиям со стороны определенных социальных групп и населения в целом. Соответственно, имидж определяет отношение граждан к органам местной власти. Формирование позитивного имиджа муниципальных служащих является очень важным критерием для улучшенного функционирования и развития этого социального института.
«Имидж в переводе с английского образ, это образ создаваемый преднамеренно, для того чтобы показать мировоззрение, характер и пристрастия, внутренний и внешний облик кого-либо» . «В социологии под имиджем понимается целенаправленно сформированный образ (какого-либо лица, фирмы, товара), выделяющий определенные ценностные характеристики, призванный оказать эмоционально-психологическое воздействие в целях популяризации, рекламы» .
Еще одной проблемой при формировании имиджа у муниципальных служащих выявлено большое количество негативных оценок у российского общества о деятельности власти местного самоуправления. Для органов власти негативный имидж уменьшает их статус, эффективность управленческой деятельности. Он является показателем малого доверия к ней населения.
Для муниципальных служащих города Белгорода проблема формирования позитивного имиджа также является актуальной. Население города Белгорода считает, что муниципальные служащие недостаточно компетентны в своей профессиональной деятельности, хотя в свою очередь мало знакомы с деятельностью чиновников. Следует заметить еще и тот факт, что большинство горожан никогда не обращались напрямую к муниципальным служащим, однако на основании переданной информации из СМИ о деятельности служащих, сложили свое негативное представление о чиновниках. Исходя из этого, можно сказать, что некачественная информированность о положительной деятельности муниципальных служащих из СМИ является актуальной проблемой для города Белгорода.
Таким образом, актуальность диссертационного исследования
определяется:
- исключительно важной ролью формирования позитивного имиджа муниципальных служащих города Белгорода;
- недостаточной разработанностью теории и практики формирования имиджа муниципальных служащих в администрации города Белгорода;
- необходимостью применения современных технологий управления формированием имиджа муниципальных служащих.
Степень изученности темы. Изучив работы отечественных авторов, было замечено, что тема диссертационной работы не является в полной мере научно исследованной. В большинстве случаев статьи по имиджевой тематике рассматривают проблемы бизнесменов. Так же и в учебниках по этой теме очень редко исследуются проблемы имиджа конкретно муниципального служащего, однако часто проводится анализ проблем имиджа политиков прошлого и настоящего времени.
Большой вклад в исследование проблем формирования имиджа муниципальных служащих внесли отечественные и зарубежные ученые. В книге Г.Г. Почепцова разбираются проблемы создания и смены имиджа, его влияние в общественной и политической жизни. В работе О.В. Бухаркова рассматриваются пути формирования имиджа и стиля действий руководителя. В работах Р. Иванова и Е.В. Егорова-Гантман исследуются формы и методы создания имиджа руководителя .
Отечественные научные работы, прежде всего, направлены на изучение принципов, механизмов и технологий формирования имиджа политика: Т.Э. Гринберг, Н.Д. Ладанов, А. Цуладзе, Л. Шубут, А.Ю. Панасюк, Е.А. Петрова, А.А. Деркач, Ю.Д. Красовский, Т.З. Адамьянц и др .
В рамках данной темы можно отметить внимание исследователей к проблемам имиджа, например, Н.П. Старых в своей диссертации исследовал формирование имиджа органов местного самоуправления . Т.М. Комарова в своей статье рассмотрела роль органов местного самоуправления в формировании положительного имиджа территории. М.А Кашина и Е. В Дмитрикова рассмотрели нормативный образ политика, формируемый отечественными СМИ на примере города Санкт Петербурга. Ю.В. Астахов в своей статье затрагивает актуальные проблемы дополнительного и опережающего образования муниципальных служащих. Так же можно отметить диссертацию И.В. Маслова по формированию имиджа органов исполнительной власти региона .
Различные аспекты изучения имиджа освещаются также в монографиях Е.А. Володарской, А.В. Ульяновского, В.В. Шуваевой, Л.Г. Лаптева, Е.А. Петровой и др .
Вопросам применения проектного подхода в формировании имиджа муниципального служащего посвящены труды таких авторов, как Е.А. Захарова, А.С. Ермак, С.Х. Аветисян, О.А. Немченко, А.В. Тарасенко .
В качестве проблемы исследования выступает наличие противоречия между необходимостью повышения имиджа муниципальных служащих и недостатком разработанных технологий по формированию имиджа муниципальных служащих администрации города Белгорода.
В качестве основной гипотезы данного исследования выступает предположение о том, что основные проблемы в формировании имиджа муниципального служащего города Белгорода связаны со снижением привлекательности и невысоким престижем муниципальной службы, что обусловлено отсутствием системности в процессе внедрения методов управления проектами в практику формирования имиджа муниципального служащего.
Объектом диссертационного исследования является процесс формирования имиджа муниципальных служащих.
Предметом исследования выступает технология формирования имиджа муниципального служащего в администрации города Белгорода на основе проектного управления.
Целью исследования является разработка рекомендаций по совершенствованию технологии формирования имиджа муниципальных служащих в администрации города Белгорода.
Достижение этой цели возможно через решение следующих задач:
1. Изучить теоретические основы формирования имиджа
муниципальных служащих на основе проектного управления.
2. Проанализировать практику формирования имиджа
муниципальных служащих администрации города Белгорода на основе проектного управления.
3. Обосновать направления совершенствования технологии формирования имиджа муниципальных служащих администрации города Белгорода на основе проектного управления.
Теоретико-методологической основой исследования выступают новейшие научные работы в области создания и смены имиджа, его роли в общественной и политической жизни российских авторов таких как: Л.Е. Басовский, В.В. Глухова, Г.Г. Почепцов, В.К. Тарасов и других .
В процессе выполнения работы были использованы общенаучные методы: анализ и синтез, структуризация, обобщение, а также качественный анализ нормативных документов.
Эмпирическая база диссертации включает материалы, представляющие интерес с точки зрения проводимого исследования. К ним относятся:
- федеральные и региональные нормативно-правовые акты в области формирования имиджа муниципальных служащих, а также нормативно¬правовые акты администрации города Белгорода по развитию муниципальной службы ;
- результаты авторского социологического исследования
«Определение имиджа муниципального служащего города Белгорода», проведенного автором в сентябре 2017 года среди муниципальных служащих, занимающих высшие и главные должности в администрации города Белгорода (N=20) , а также среди населения города Белгорода (N=100);
- статистические данные о муниципальной службе в администрации города Белгорода;
- справочно-аналитические материалы.
Научная новизна:
- предложена формулировка понятия «формирование имиджа муниципального служащего на основе проектного управления»;
- проанализирована практика применения проектного подхода при формировании имиджа муниципальных служащих администрации города Белгорода;
- предложен новый способ применения проектного подхода в практике работы муниципальных служащих над своим имиджем - вариант
формирования имиджа чиновников с помощью СМИ, основу которого составляет социальный проект.
Основные положения, выносимые на защиту.
1. Муниципальные служащие представляют муниципальное образование в целом и его местную систему управления. Поэтому уровень развития муниципального образования и качества жизни населения зависит от муниципальных служащих. Имидж муниципального служащего - это завершенный образ органа местного самоуправления, который за ним закрепляется и воспроизводится в сознании населения.
Формирование имиджа муниципального служащего на основе проектного подхода представляет собой планирование и проведение ряда мероприятий, направленных на создание положительного имиджа муниципального служащего. Технология формирования имиджа муниципального служащего должна опираться: на понимании понятия имиджа; на учете индивидуальности самого муниципального служащего, а так же на понимании особенностей целевой аудитории, на которую направлено влияние имиджа.
2. Для формирования позитивного имиджа муниципальных служащих администрации города Белгорода необходимы модернизация сложившейся в настоящее время системы управления, и одним из основных направлений ее совершенствования становится внедрение современных общепризнанных методов проектного управления. С этой целью принято к реализации Положение об управлении проектами в городском округе «Город Белгород».
Анализ применения проектного подхода формирования имиджа муниципального служащего администрации города Белгорода, показал, что данный процесс все еще находится на начальном этапе своего развития и имеет разрозненный характер, что связано с отсутствием системности и последовательности в процессах внедрения методов управления проектами в практику работы администрации города Белгорода. С целью повышения престижа муниципальной службы города Белгорода, приняты и реализованы ряд целевых программ, в рамках которых проводятся мероприятия, направленные на совершенствование имиджа муниципальных служащих
3. В целях решения проблемы, связанной с формированием негативного имиджа муниципального служащего предложено реализовать пилотный проект «Формирование имиджа муниципального служащего в администрации города Белгорода». Реализация данного проекта позволит улучшить имидж муниципального служащего в администрации города Белгорода, с помощью проведения специально-направленных на это мероприятий, таких как:
1) Организация и проведение оценки населения об имидже муниципальных служащих с привлечением экспертного сообщества;
2) Организация и проведение семинаров по формированию имиджа муниципальных служащих;
3) Организация и проведение «Дней открытых дверей» для всех желающих;
4) Организация и проведение «Дня муниципального служащего в городе Белгороде»;
5) Ввод в администрацию города Белгорода должность имиджмейкера.
Все это будет способствовать формированию и поддержанию позитивного имиджа муниципальных служащих у населения, преломлению стереотипного представления о них. А так же повысит престиж муниципальной службы и увеличит объем вещания о положительной деятельности чиновников.
Практическая значимость магистерской диссертации состоит в том, что выводы и практические рекомендации, сформулированные в ходе изучения формирования имиджа муниципальных служащих, могут быть использованы в работе муниципальных органов, а также в проведении дальнейших теоретических и эмпирических исследований по проблемам, связанным с вопросами формирования имиджа. Это позволит улучшить представление о муниципальных служащих и муниципальной службе города Белгорода в целом.
Апробация исследования. Основные положения и результаты диссертационного исследования представлены автором в публикациях: «Этические требования к государственному и муниципальному служащему» (г. Белгород, 2017); «Формирование имиджа муниципального служащего: функциональное и статусное значение» (г. Белгород, 2017) .
Структура работы состоит из введения, трёх разделов, заключения, списка источников и литературы и приложений.
В ходе проведенного исследования была достигнута поставленная цель исследования посредством выполнения ряда обозначенных задач.
Во-первых, изучены теоретические основы формирования имиджа муниципальных на основе проектного управления. Муниципальные служащие представляют муниципальное образование в целом и его местную систему управления. Именно от них зависит уровень развития муниципального образования и качества жизни населения. Для муниципальной службы имидж выступает показателем уровня доверия к ней населения и критерием оценки обществом эффективности управленческой деятельности, проводимых государством преобразований. Он определяет уровень соответствия деятельности местных органов власти требованиям и ожиданиям конкретных социальных групп и общества в целом.
В связи с этим, имидж определенно регулирует поведение граждан по отношению к органам местной власти, муниципальным служащим, в частности. Люди, которым необходима массовая поддержка в обществе, осознанно работают над своим имиджем, прибегая к услугам психологов , имиджмейкеров, консультантов. Очень важно правильно подавать публике собственные личностные качества: внешность, голос, умение вести диалог - все это может сыграть решающую роль в карьере, и во всей жизни.
Муниципальная служба занимается решением вопросов местного значения. Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Сам муниципального служащий формирует представление о своем имидже в три этапа: сначала он анализирует всю информацию о том, каким должен быть образ у муниципального служащего. Затем узнает об имидже изнутри, то есть, проработав на муниципальной службе и приобретя некий опыт. И наконец, понимает и осознает, как важен образ муниципального служащего, и какими основными личностными и профессионально-деловыми качествами должен муниципальный служащий
Следует заметить, что в последнее время проектное управление на муниципальном уровне приобретает все большую популярность - и как практика организации конкурсов проектов, и как попытка внедрить элементы проектного подхода в работу самих органов власти и учреждений. Результат проектного управления в муниципальной службе оценивается не только вышестоящими инстанциями и контролирующими органами, но и
непосредственно жителями территорий.
Формирование имиджа муниципального служащего на основе
проектного подхода представляет собой планирование и проведение ряда мероприятий, направленных на создание положительного имиджа
муниципального служащего. Формирование позитивного имиджа муниципального служащего на основе проектного управления является результативным, так как при реализации проекта четко выстроен план его выполнения, имеются конкретные рамки реализации проекта, а так же точно определены руководитель проекта, его исполнители и непосредственно партнеры-участники.
Результатом внедрения проектной деятельности в муниципальную службу являются: привлечение внимания к актуальным проблемам, связанных с имиджем муниципальных служащих; согласование коммуникативных потоков и адресного обращения к различным социальным, возрастным, профессиональным, этническим целевым группам; создание благоприятных условий для формирования положительного имиджа муниципальных служащих.
Во-вторых, проанализирована практика формирования имиджа
муниципальных служащих города Белгорода на основе проектного управления. Такая практика формирования имиджа была проанализирована на материалах администрации города Белгорода. Было выявлено, что деятельность администрации города Белгорода является эффективной и затрагивает все сферы жизнедеятельности горожан.
Основная цель органов местного самоуправления - улучшение качества жизни населения, проживающего на территории муниципального образования. Эффективность деятельности муниципального органа напрямую зависит от эффективности организации работы с кадрами муниципальных служащих. Структурная перестройка экономики муниципального образования невозможна без создания эффективного механизма управления развитием его кадрового потенциала, научной проработки методов кадрового обеспечения территориальных структур.
Результаты исследования по определению современного имиджа органов местного самоуправления города Белгорода, показали, что формированием имиджа муниципального служащего в администрации города Белгорода занимается управление кадровой политики администрации города, управление по взаимодействию со СМИ, а так же управление общественных отношений.
Так же стало известно, что как род деятельности муниципальная служба пользуется большим уважением в белгородском обществе, что позволяет говорить о подходящих условиях для формирования позитивного имиджа конкретных представителей муниципальной службы, который, однако, в настоящее время трудно оценить как положительный.
С целью улучшения квалификации муниципальных служащих города Белгорода разработаны, приняты и реализованы ряд целевых программ, в рамках которых проводятся мероприятия, направленные на повышение профессионализма муниципальных служащих.
Проанализировав оценку населения о муниципальных служащих города Белгорода, было выявлено, что главной проблемой является недоверие муниципальным служащим, а это в свою очередь приводит к созданию отрицательного имиджа муниципальных служащих. Существует еще ряд других проблем: отсутствие подразделения, который формировал бы имидж муниципального служащего; низкая заинтересованность населения к деятельности муниципальных служащих; недостаточная изученность профессионально важных качеств муниципального служащего.
В-третьих, предложены основные направления совершенствования технологии формирования имиджа муниципальных служащих города Белгорода на основе проектного управления. Проблемы, выявленные после проведения социологического исследования, предложено решить применением муниципальных программ, либо введением новых стандартов для муниципальных служащих города Белгорода. Проблема, связанная с низким уровнем информированности о деятельности муниципальных служащих, обусловлена с низким качеством информационных услуг . Решение этой проблемы требует применения программно-целевых методов управления в рамках муниципальной программы «Муниципальное управление и развитие солидарного общества на 2015 - 2020 годы».
В целях решения проблемы, связанной с формированием негативного имиджа муниципального служащего, предложено реализовать пилотный проект «Формирование имиджа муниципального служащего в администрации города Белгорода». Целью данного проекта является формирование позитивного имиджа муниципального служащего в администрации города Белгорода.
В качестве проблемы, на решение которой направлен предложенный проект, выступает низкая гражданская активность, недостаточная готовность граждан участвовать в решении вопросов местного значения, негативно сформировавшийся имидж муниципального служащего.
Реализация проекта позволит улучшить имидж муниципального служащего в администрации города Белгорода, посредством проведения специально-направленных на это мероприятий, повышения уровня развития информационных источников о положительной деятельности муниципальной службы и введения новой должности имиджмейкера в администрации. Все это будет способствовать формированию и
поддержанию позитивного имиджа муниципальных служащих у населения, преломлению стереотипного представления о них. А так же повысит престиж муниципальной службы и увеличит объем вещания о положительной деятельности чиновников, благодаря чему применение проектного подхода в управлении имиджем муниципального служащего приобретет должную системность и последовательность.
Проведенное исследование позволяет сформулировать ряд практических рекомендаций в адрес администрации города Белгорода:
1. Организовать проведение оценки населения об имидже муниципальных служащих с привлечением экспертного сообщества;
2. Организовать проведение семинаров по формированию имиджа муниципальных служащих;
3. Организовать проведение «Дней открытых дверей» для всех желающих;
4. Организовать проведение «Дня муниципального служащего в городе Белгороде»;
1. Конституция Российской Федерации [Текст] : от 25 декабря 1993 г., с изменениями от 30 декабря 2008 г. // Собрание законодательства РФ. - 2009 - № 4. - Ст. 1874.
2. О системе государственной службы в Российской Федерации [Текст] : федер. закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ // Российская газета. - 2015. - 30 мая.
3. О муниципальной службе в Российской Федерации [Текст] : федер. закон от 02 марта 2007 г. № 25-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации - 2007 - № 10 - Ст. 1152.
4. Об основах муниципальной службы в Российской Федерации [Текст] : федер. закон от 08 января 1998 г. № 8-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации - 2002 - № 15 - Ст. 452.
5. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации [Текст] : федер. закон от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации - 2017 - № 40 - Ст. 3822.
6. Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг
[Текст] : федер. закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ // Собр.
законодательства Рос. Федерации - 2010 - № 25 - Ст. 574.
7. О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы
[Текст] : Указ Президента от 6 июня 1996 г. № 810 // Собр.
законодательства Рос. Федерации. - 1996. - № 29 - Ст. 2868.
8. Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003-2005 годы) [Текст] : Указ Президента РФ от 19 ноября 2002 г. № 1336 // Российская газета. - 2012. - 19 июня.
9. Об утверждении Методических рекомендаций по внедрению проектного управления в органах исполнительной власти [Текст] : Распоряжение министерства экономического развития от 14 апреля 2014 г. № 26Р-АУ // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2014. - № 43. - Ст. 4417.
10. Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих [Текст] : Решение президиума Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 г. - Российская газета. - 2010. - 25 декабря.
11. Об утверждении кодекса этики и служебного поведения муниципальных служащих администрации города Белгорода [Электронный ресурс] : Постановление администрации города Белгорода от 10 мая 2011 г. № 70 // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». Разд.
«Законодательство». Информ. банк «Белгородская область».
12.О принятии Устава городского округа «Город Белгород [Электронный ресурс] : Решение Белгородского городского совета от 29 ноября 2005 г. № 197 // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». Разд.
«Законодательство». Информ. банк «Белгородская область».
13.Об утверждении стратегии развития города Белгорода до 2025 года и плана мероприятий органов местного самоуправления по реализации стратегии развития города Белгорода до 2025 года на 2017 - 2020 годы [Электронный ресурс] : Решение Совета депутатов города Белгорода от 30 января 2007 г. № 413. // Справочно-правовая система «Консультант- Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Белгородская область».
14. Об утверждении положения об управлении проектами в городском округе «Город Белгород» [Электронный ресурс] : Постановление администрации города Белгорода от 1 октября 2012 г. № 195// Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Регион. вып. Белгородская область».
15.Об отчете главы администрации города о реализации администрацией города в 2016 году стратегии развития города Белгорода до 2025 года и плана действий органов местного самоуправления на 2017 - 2020 годы [Электронный ресурс] : Решение Белгородского городского совета от 25 апреля 2017 г. № 506 // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Регион. вып. Белгородская область».
16. Об утверждении положения о проведении конкурса «Лучший муниципальный служащий администрации города Белгорода» [Элeктронный ресурс] : Распоряжение администрации города
Белгорода от 31 мая 2012 г. № 2044 // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк
«Белгородская область».
17.Об утверждении муниципальной программы «Развитие солидарного общества и информационного пространства городского округа «город Белгород» на 2017 - 2020 годы» [Электронный ресурс] : Постановление администрации города Белгорода от 14 февраля 2017 г. № 31 // Справочно¬правовая система «Консультант-Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Белгородская область».
18. Адамьянц, T.3. Социальная коммуникация [Текст] / Т.З. Адамьянц. - М.: ИС РАН, 2015. - 310 с.
19. Ананьева, С.Е. Формирование имиджа руководителя в сфере
муниципальной службы [Текст] / С.Е. Ананьева // Вестник Марий Эл. - 2016. - № 5. - С. 57 - 59.
20. Астахов, Ю.В. Дополнительное и опережающее образование
муниципальных служащих [Текст] / Ю.В. Астахов // Управление городом: теория и практика. - 2016. - № 1. - С. 73-78.
21. Басовский, Л.Е. Введение в политологию [Текст] / Л.Е. Басовский. - М.: Наука, 2016. - 145 с.
22. Большой энциклопедический словарь [Текст] / под ред. А.М.Прохорова - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Большая российская энциклопедия, 2016 - 1456 с.
23. Бояринова, И.В. Управление кадровым обеспечением государственной молодежной политики в регионе [Текст] : дис. ... канд.социол. наук : 22.00.08. / И.В. Бояринова. - М., 2008. - 110 с.
24. Бутова, Т. В. Этическое регулирование на муниципальной службе: основные требования и особенности [Текст] / Т. В. Бутова, М. К. Кривцова, Ф. Н. Цихоцкий // Актуальные вопросы административных наук. - 2014. - № 38. - С. 36-40.
25. Бухаркова, О.В. Имидж лидера: технология создания и продвижения [Текст] / В.В. Бородин. - М.: Наука, 2015. - 225 с.
26. Взаимодействие средств массовой информации и правоохранительных органов [Текст] : материалы научно-практической конференции, 24 мая 2016г. / отв. ред. проф. В.В. Новик. - СПб., 2016 - 72 с.
27. Володарская, Е.А. Имидж науки как социально-психологический
феномен [Текст] : монография / Е.А. Володарская. - М.: ИИЕТ РАН им. С.И. Вавилова, 2016. - 147 с.
28. Воронов, В. А., Трапезников, С. В. Имидж органов местного
самоуправления города Белгорода [Текст] / В.А. Воронов, С.В,
Трапезников // Управление городом: теория и практика. - 2017. - №2. - С. 42-46.
29. Востряков, Л. Е. Имидж в структуре коммуникативного пространства [Текст] / Л.Е. Востряков // Государственная служба. Вестник Координационного Совета по кадровым вопросам, государственным наградам и государственной службе при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе. - 2017. - № 1. - С. 65-73.
30. Глухова, В.В. Введение в менеджмент [Текст] / В.В. Глухова. - М.: ИНФРА, 2013. - 125 с.
31. Горчакова, В.Г. Внутренний образ - экспресс - методика глубинного имиджирования [Текст] / В.Г. Горчакова // Управление персоналом. - 2016. - № 20 - С. 64.
32. Горшкова, Е. Г. Имидж лидера: технология создания и продвижения [Текст] / Е.Г. Горшкова. - М.: Наука, 2015. - 225 с.
33. Гринберг, Т.Э. Политическая реклама: портрет лидера [Текст] / Т.Э. Гринберг. - М.: РИП-Холдинг Москва, 2016. - 104 с.
34. Гринберг, Т.Э. Политические технологии: ПР и реклама [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / Т. Э. Гринберг. — М.: Аспект Пресс, 2015. - 317с.
35. Деловой имидж государственного служащего в современном обществе [Текст] : материалы VI Международной научно-практической Интерент- конференции студентов и аспирантов, Ханты-Мансийск, 27-29 апреля 2016г / П.А. Осинец / Энергия науки. - Ханты-Мансийск, 2016. - С. 558-560.
36. Деркач, A.A. Методолого-прикладные основы акмеологических исследований [Текст] / А.А. Деркач. - М.: РАГС и ВАД, 2016. - 391 с.
37. Джадан, И. Профессионализм как PR-технология [Электронный ресурс] / И. Джа-дан // Электронный журнал «Русский Журнал» - 2016. - № 4. - Режим доступа: russ.rupolitics.html.
38. Джи, Б. Имидж фирмы. Планирование, формирование, продвижение [Текст] / Б. Джи. - СПб.: Издательство «Питер», 2000.— 224 с.
39. Дмитриев, А.В. Методика внедрения проектного подхода в управление
социальным развитием российских регионов [Электронный ресурс] // Науковедение: интернет-журнал. - 2017. - № 1. - Режим доступа:
http://naukovedenie.ru/PDF/25evn113.pdf.
40. Егорова-Гантман, Е.В. Имидж лидера [Текст] / Е.В. Егорова-Гантман. - М.: ИНФРА, 2014. - 314 с.
41. Захарова, Е.А. Профессионализация муниципальной службы как фактор формирования положительного имиджа органов местного самоуправления у населения (на материалах воронежской области) [Текст] : дисс. ... канд. социол. наук: 24.00.01. / Е.А. Захарова. - М., 2016. - 117 с.
42. Иванов, И.А. Внесение изменений в процедуру аттестации
государственных и муниципальных служащих как средство повышения имиджа институтов власти РФ [Текст] / И.А. Иванов // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. - 2016. - № 16-3. - С. 95-99.
43. Иванов, Р.Р. Имиджелогия [Текст] / Р.Р. Иванов. - М.: РАГС, 2016. - 111 с.
44. Игнатова, А.М. Применение проектного метода в муниципальном управлении современной России [Текст] / А.М. Игнатова // Маркетинг МВА. Маркетинговое управление предприятием. - 2016. - № 1. - С. 176-189.
45. Имидж муниципального служащего [Текст] : сборник научных работ и сообщений студентов факультета экономики и управления. / Н.В. Губина.
- Вып. 2. - Нижнекамск: КГТУ НХТИ - 2015. - 212 с.
46. Имиджелогия [Текст] : учебное пособие / сост. И.К. Черёмушникова, И.А. Петрова, И.В Чернышёва. - Волгоград: изд-во ВолгГМУ, 2013. - 180 с.
47. Кашина, М.А. Дмитрикова, Е. В. Гендерный аспект образа политика в российских СМИ: опыт контент-анализа петербургской прессы [Текст] / М.А. Кашина, Е. В. Дмитрикова // Личность. Культура. Общество - 2014.
- Том XI. Вып. 3 (№ 50). - С. 393-401.
48. Комарова, Т.М. Роль органов местного самоуправления в формировании положительного имиджа муниципального образования [Текст] /Т.М. Комарова // Социально-экономические явления и процессы. - 2016. - Том XI. № 4. - С. 45-49.
49. Красовский, Ю.Д. Организационное поведение [Текст] / Ю.Д. Красовский. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014.
50. Ладанов, И.Д. Практический менеджмент [Текст] / И.Д. Ладанов. - М.: Корпоративные стратегии, 2015, - 496 с.
51. Лаптев, Л.Г. Политическая имиджелогия [Текст]: монография // под общ. научн. ред. Л.Г. Лаптева, Е.А. Петровой. - М.: РИЦ АИМ, 2014. - 156 с.
52. Максимов, А.А. Имидж политика [Текст] / А.А. Максимов. - М.: Наука,
2014. - 118 с.
53. Мартынова, Е.В. Актуальность технологии формирования имиджа орг
анов местного самоуправления в условиях современных инноваций [Электронный ресурс] / Е.В. Мартынова // Кафедра социальных
коммуникаций Томского государственного университета. - Режим
доступа: http://pr.tsu.ru/articles/124/.
54. Маслов, И.В. Формирование имиджа органов исполнительной власти региона [Текст] : дисс. ... канд. социол. наук: 24.00.01. / И.В. Маслов. - М.,
2015. - 115 с.
55. Носков, И.А. Имидж в политике [Текст] / И.А. Носков. - М.: РАГС, 2014.
- 115 с.
56. Панасюк, А.Ю. Формирование имиджа: стратегия, психотехнологии, психотехники [Текст] / А.Ю. Панасюк. - М.: Москва: Омега-Л, 2016. - 125 с.
57. Паспорт города Белгород за 1-е полугодие 2017г. [Текст] : статистический
сборник с комментариями/ сост.: Б.В. Заливанский, Е.В. Самохвалова, М.В. Добродомова, В.В. Решетникова, Л.Н. Калабина - Белгород: МАУ «Институт муниципального развития и социальных технологий »,
администрация города Белгорода, 2017. - 67 с.
58. Петрова, Е.А. Имидж и его изучение в современной науке [Текст] / Е.А. Петрова - Известия Академии имиджелогии. - М.: РИЦ АИМ, 2014. 215 с.
59. Пищева, Т.Н. Образ идеального политического лидера в массовом сознании [Текст] / Т. Н. Пищева, Н. П. Шелекасова // Вестник МГУ. -
2014. - №. 4. - С.87-93.
60. Политическая имиджелогия [Текст] : учебное пособие / под ред. А. А. Деркача, Е. Б. Перелыгиной. - М.: Аспект Пресс, 2006. - 401 с.
61. Почепцов, Г.Г. Имиджелогия [Текст] / Г.Г. Почепцов. - М.: ПАГС, 2014.
- 274 с.
62. Проказина, Н.В. Особенности формирования имиджа органов местного самоуправления [Текст] / Н.В. Проказина // Среднерусский вестник общественных наук. - 2015. - № 4. - С. 76.
63. Разу, М.Л. Управление проектом. Основы проектного управления [Текст] / М.Л. Разу, А.М. Лялина, Т.М. Бронникова. - учебник. - М.: Кнорус, 2017. - 756 с.
64. Савинова, Е. Ю. Образы и имиджи в дискурсе национальной идентичности [Текст] / Е. Ю. Савинова // Полис. - 2017. - № 5. - С. 7-8.
65. Самохвалова, Е.В. Формирование позитивного имиджа администрации муниципального образования [Электронный ресурс] // Электронный научно-практический журнал «Гуманитарные научные исследования» -
2014. - № 9. Режим доступа: http://human.snauka.ru/2014/09/7727.
66. Семенов, А.С. Имидж делового человека [Текст] / А.С. Семенов. - М.: Moscow Business School, 2014. - 69 с.
67. Семенова, А.С. Особенности профессиональной этики служебного поведения муниципальных служащих в Российской Федерации [Электронный ресурс] / А.С. Семенова // Экономика. Государство. Общество. Электронный журнал научных публикаций студентов и молодых ученых - Режим доступа: http://ego.uapa.ru/ru/issue/2010/04/13/.
68. Современный словарь иностранных слов [Текст] / Т.В. Егоров. - М.: «Аделант», 2014. - 800 с.
69. Старых, Н.П. Имидж органов местного самоуправления: особенности, этапы формирования и структура [Текст] /Н.П. Старых // Аспирантский вестник Поволжья. 2016. - № 1-2. С. 214-217.
70. Старых, Н.П. Формирование имиджа органов местного самоуправления [Текст] : дисс. ... канд. социол. наук: 22.00.08 / Н.П. Старых. - М., 2015. 175 с.
71. Тарасов, В.К. Персонал-технология: отбор и подготовка менеджеров [Текст] / В.К. Тарасов. - М.: ПАГС, 2016. - 216 с.
72. Ульяновский, A.B. Корпоративный имидж. Технологии формирования корпоративного имиджа для максимального роста бизнеса [Текст] : монография / А.В. Ульяновский. - М.: Эксмо-Пресс, 2013. - 150 с.
73. Управление имиджем государственного и муниципального служащего [Текст] : материалы XLII междунар. студ. науч.-практ. конф «Научное сообщество студентов XXI столетия. общественные науки» / под. ред. А.С. Ермак, С.Х. Аветисян. - Новосибирск, 2016 - 84 с.
74. Управление имиджем муниципальных служащих с позиции проектного подхода [Текст] : материалы международной научно-практической конференции «Управление в XXI веке» / О.А. Немченко, А.В. Тарасенко. - Белгород, 2015. - С. 80-84.
75. Фаров М.А. Формирование благоприятного имиджа муниципального служащего [Текст] / М.А. Фаров. - М.: РАГС, 2014. - 212 с.
76. Цуладзе, А.М.Формирование имиджа политика в России [Текст] / А. М. Цуладзе. - М.: Книжный дом «Университет», 2013. - 144 с.
77. Шепель, В.М. Имиджелогия [Текст] : учебное пособие /В.М. Шепель. - М.:Народное образование, 2014. - 254 с.
78. Шуваева, В.В. Организационная культура и имидж муниципальной службы [Текст] : монография. / В.В. Шуваев. - М.: ИПК госслужбы, Московский областной учебный центр «Нахабино», 2015 - 130 с.
79. Этика и культура управления [Электронный ресурс] : учебное пособие для студентов / Л. Р. Салахова // Электронная библиотека Института социальных и гуманитарных знаний. - Режим доступа: http://lib- isgz.ru/gsdl/.
80. Этические требования к государственному и муниципальному
служащему: материалы международной научно-практической
конференции, Волгоград, 01-31 октября 2016 г. / под ред. А.А. Ващенко.
2016. С. 430-434.