Кейс 1
Ознакомитесь с Указом «О качестве» Петра I.
Какие элементы системы менеджмента качества Вы можете выделить?
Указ о качестве января 11 дня 1723 года
Повелеваю хозяина Тульской фабрики Корнилу Белоглазова бить кнутом и сослать на работу в монастыри, понеже он, подлец, осмелился войску Государеву продавать негодные пищали и фузеи.
Старшину Альдермала Фрола Фукса бить кнутом и сослать в Азов, пусть не ставит клейма на плохие ружья.
Приказано оружейной канцелярии из Петербурга переехать в Тулу и денно и нощно блюсти исправность ружей.
Пусть дьяки и подъячие смотрят, как альдермалы клейма ставят, буде сомнение возьмет, самим проверить и осмотром и стрельбою. А два ружья каждый месяц стрелять пока не испортятся.
Буде заминка в войске приключаться при сражении по недогляду дьяков и подъячих, бить оных кнутьями нещадно по оголенному месту.
Хозяину – 25 кнутов и пени по червонцу за ружье.
Старшину Альдермала – бить до бесчувствия.
Старшего дьяка – отдать в унтер-офицеры.
Дьяка – отдать в писари.
Подьячего лишить воскресной чарки сроком на один год.
Новому хозяину ружейной фабрики Демидову повелеваю построить дьякам и подъячим избы, дабы не хуже хозяйской были, буде хуже, пусть Демидов не обижается, повелеваю живота лишить.
Петр I
Кейс 2
Проанализируйте ситуацию и ответьте на вопросы.
Стюардесса открыла занавесочки, разделяющие служебный отсек и салон самолета, и двинулась по проходу с тележкой, на которой стояли подносы с завтраками для пассажиров. Остановившись у ряда кресел, она передала первый поднос пассажиру, сидящему у окна. В то время, как она передавала второй поднос соседнему пассажиру, первый пассажир вернул свой поднос стюардессе, пожаловавшись на отсутствие булочки и джема. Она спокойно поставила поднос на тележку и потянулась за другим – на нем тоже не оказалось булочки и джема!
Спокойствие девушки начало испаряться, когда она обнаружила еще два подноса неукомплектованными завтраками. Наконец, она нашла нормальный поднос и с облегчением передала его пассажиру. Поиск полностью укомплектованных подносов продолжался и дальше, но по мере того как она продвигалась по проходу, что вызывало неминуемые задержки и недовольство пассажиров. Характерно, что проблема одного человека (поставившего услугу низкого качества) стала проблемой многих. Это пример некачественной услуги.
Вопросы:
Кто создал эту проблему, и как она могла возникнуть?
Что нужно сделать, чтобы предотвратить подобную ситуацию?
Практическая работа 2. Методы оценки возможностей поставщиков
Цель: изучить методы оценки возможностей поставщиков
Вопросы для подготовки к практической работе:
1. Что понимается под качеством закупок?
2. Перечислите основные этапы управления качеством в процессе закупок.
3. Раскройте содержание элементов управления качеством в процессе закупок.
4. Приведите примеры входов для процесса управления взаимоотношениями с поставщиками.
5. Какие из критериев оценки, отражающих ресурсы поставщика, наиболее значимы для потребителя? Обоснуйте свой ответ.
Задание 1.
Машиностроительное предприятие получает необходимые ему комплектующие от двух поставщиков. Наиболее распространены следующие виды дефектов по данным деталям: поверхностные царапины; трещины; неправильная форма. Службой технического контроля предприятия установлены штрафные баллы за каждый вид дефекта: поверхностные царапины – 2; трещины – 10; неправильная форма – 5.
За прошедший месяц каждым поставщиком было осуществлено по три поставки. Объем поставки у поставщиков А и Б включал 2000 единиц деталей. Фактически у каждого поставщика при первой и второй поставках проверялась каждая вторая деталь (1000 единиц в каждой партии), в третьей поставке – каждая пятая деталь (400 единиц в каждой партии). Число выявленных дефектов представлено в таблице.
Таблица 2 - Число выявленных дефектов
№ поставки Вид дефекта
Царапины Трещины Неправильная форма
Поставщик
А Б А Б А Б
1 500 610 48 68 3 6
2 437 700 28 100 5 15
3 100 105 15 45 2 3
Оцените поставщиков по качеству поставляемых ими деталей за прошедший месяц.
Задание 2
1. Определите уровень качества кондитерского изделия (торта) по следующим данным:
Р1 – вкус и аромат;
Р2 – структура и консистенция;
Р3 – внешний вид;
Р4 – форма.
Базовый показатель Qб = 40.
Коэффициенты весомости:
m1 = 4;
m2 = 3;
m3 = 2;
m4 = 1.
Таблица 3 - Значение экспертных показателей
Эксперты Значение показателей
Р1 Р2 Р3 Р4
Иванов 5 4 5 4
Петрова 5 5 5 4
Сидоров 5 4 4 3
Васина 4 3 3 3
Мешкова 4 3 3 3
Какой метод определения значений показателей качества вы использовали? Перечислите достоинства и недостатки этого метода.
2. На основании приведенных ниже данных оцените уровень качества рентгеновского микроскопа «Мир – 4».
Практическая работа 4. Методы анализа затрат на качество продукции
Цель: изучить методы анализа затрат на качество продукции
Вопросы для подготовки к практической работе:
1. Перечислите основные виды затрат на качество продукции.
2. Дайте характеристику этапов формирования затрат на качество.
3. Что является информационной базой анализа затрат на качество?
4. В чем преимущество сметы затрат на качество перед другими носителями информации?
5. Почему получение внешней информации является трудоемким и дорогостоящим процессом?
6. Для какой цели применяется диаграмма рассеивания? Перечислите этапы её построения.
7. Назовите формы регистрации данных, позволяющие увидеть зависимость между затратами и влияющими на них факторами.
8. Каковы принципы применения ФСА?
9. Охарактеризуйте этапы ФСА.
10. В чем заключается принцип Эйзенхауэра в ФСА?
Задание
1. Определите причину брака по следующим данным
Таблица 7 - Расчет показателей брака
Показатель Предыдущий год Отчетный год
1. Себестоимость окончательного брака, руб. 20000 24000
2. Расходы по исправлению брака, руб. 10000 7500
3. Абсолютный размер брака (стр.1+стр.2), руб. 30000 31500
4. Стоимость брака по цене использования, руб. 6000 6500
5. Суммы, удержанные с лиц – виновников брака, руб. - 1500
6. Суммы, взысканные с поставщиков, руб.
- 8000
7. Абсолютный размер потерь от брака (стр. 3+стр.4 – стр.5 - стр.6), руб. 24000 14700
8. Товарная продукция по производственной себестоимости, руб. 400000 420000
9. Относительный размер брака (стр.3/стр.8),% 0,075 0,075
10. Относительный размер потерь от брака (стр.7/стр.8),% 0,06 0,035
По данным таблицы видно, что себестоимость брака в отчетном периоде возросла. При этом абсолютная величина брака увеличилась на 1500 руб. в отчетном периоде были установлены лица виновные в возникновении брака и поставщики. Следовательно, можно сделать предположение, что брак возник по причине некачественного исходного сырья и материалов, которые по договору поставки получены от поставщика. Помимо этого, брак возник по причине того, что сотрудники допустили ошибки в производственном процессе. В предшествующем периоде причины возникновения брака не установлены, по причине отсутствия контроля.
Практическая работа 5. Задание
Задание: в виде таблицы представьте последовательность процедур сертификации производства для выбранного конкретного предприятия.
Список литературы