Введение 3
Глава 1. Теоретические основы духовно-нравственного воспитания старшего дошкольника посредством развивающей предметно-пространственной среды 9
1.1. Сущность и структура духовно-нравственного воспитания старших дошкольников 9
1.2. Особенности развивающей предметно-пространственной
среды как средства духовно-нравственного воспитания старшего дошкольника 19
1.3. Педагогические условия духовно-нравственного воспитания старшего дошкольника посредством развивающей предмет¬но-пространственной среды 30
Глава 2. Экспериментальная работа по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста посредством развивающей предметно-пространственной среды 46
2.1. Диагностика уровня сформированности духовно-нравственного воспитания старшего дошкольника 46
2.2. Содержание работы по духовно-нравственному воспитанию
детей старшего дошкольного возраста посредством развивающей предметно-пространственной среды 57
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы 66
Заключение 71
Список использованной литературы 75
Приложение 87
В настоящее время на федеральном и на региональном уровнях актуализировались задачи духовно-нравственного воспитания, которые сформулированы в главных нормативных документах образовательной политики («Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России »»; Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования; Федеральный закон «Об образовании в РФ», ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях»; Православный компонент дошкольного образования к основной образовательной программе дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО; Постановление Правительства Белгородской области «Об утверждении Стратегии развития дошкольного, общего и дополнительного образования Белгородской области на 2013-2020 годы»).
Проблема духовно-нравственного воспитания дошкольников за последние десятилетия в отечественной педагогике претерпела ряд качественных и количественных изменений. С одной стороны, духовно-нравственное воспитание как педагогическая проблема не теряет своей актуальности в силу универсальных, и, одновременно, базисных потребностей общества в максимально полном и адекватном развитии подрастающего поколения. С другой стороны, духовно-нравственное воспитание как современная педагогическая категория изменилась под воздействием социальных и политических трансформаций последнего времени, что привело к некоторой утрате привычного содержания духовно-нравственного воспитания, принятого, в отечественной педагогике. Немалую роль в этом сыграло усиление процессов технократизма и бездуховности, отмечающееся в обществе.
На стыке этих двух противоречивых тенденций возникает актуальная необходимость исследования духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, состоящая в критическом переосмыслении опыта предыдущих поколений исследователей и формировании нового, востребованного видения этой проблемы в современных условиях развития общества.
Задача усиления воспитательного потенциала системы образования рассматривается в качестве важнейшего целевого ориентира государственной образовательной политики в России, что нашло отражение в ряде стратегически значимых государственных документов последнего времени. 3 декабря 2015 года в ежегодном Послании Федеральному Собранию РФ Президент Российской Федерации В. В. Путин отметил, что развитие общества немыслимо без согласия по общим целям и эти цели не только материальные, но и духовные и нравственные (75).
Трудно переоценить значимость ценностей духовно-нравственного воспитания в формировании личности человека, его отношения к миру и людям, поведения в повседневной жизни. Педагогами и психологами дошкольного образования доказано, что детям дошкольного возраста могут быть доступны знания о некоторых событиях истории, культуры, традиций, если они преподнесены в доступной форме, затрагивают чувства и вызывают интерес.
Главная тенденция проявляется сегодня в интеграции усилий государственных и социальных институтов в сохранении духовного здоровья молодежи и школьников. Однако, дошкольное детство все еще остается мало охваченным. Искажения в развитии личности особенно опасны в дошкольном возрасте, когда закладывается способность различать добро и зло, складываются нравственные эталоны, постигается духовная культура своего народа.
Поэтому, одной из важнейших задач современности становится повышение уровня духовно-нравственного воспитания дошкольников. Духовно-нравственное воспитание должно включать не только гармоничное развитие чувств и эмоций ребенка, но и формирование поведенческих реакций, направленных на реализацию гуманистически-ориентированной нравствен¬ной позиции личности.
Значение духовно-нравственного воспитания в становлении личности заложено в учении Н.А. Бердяева, И.А. Ильина и др. Воспитательные концепции, сформулированные в трудах К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, стали во многом исходными для определения содержания и средств духовно¬нравственного воспитания, основанных на принципах народности и широко¬го использования русского языка как средства общения, познания и воспитания подрастающего поколения. Гуманистический принцип свободы выбора развивается в идее о самосовершенствовании и свободном выборе души пе¬ред Богом отражены в трудах Н.А. Бердяева, И.А. Ильина и использованы в нашей работе в качестве обоснования необходимости формирования свободного духовно-нравственного выбора детей дошкольного возраста.
Отечественные ученые (Л.С. Выготский, С.А. Козлова, В.С. Мухина, Г.А. Урунтаева и др.) установили, что старший дошкольный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного духовно-нравственного воспитания детей.
Одним из эффективных средств духовно-нравственного воспитания является развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации. В педагогической литературе большое внимание уделяется изучению среды дошкольника: предметной, игровой, творческой (М.Я. Басов, Д.Н. Узнадзе, Л.С. Выготский, Л.С. Леонтьев).
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что развитие ребенка дошкольного возраста во многом зависит от организации предметно- развивающей среды в дошкольной образовательной организации (Р.И. Жу¬ковская, Д.В. Менджерицкая, А.П. Усова и др.). В их работах предметно¬развивающая среда чаще всего связывается с предметным пространством, отождествляющимся с игровой средой. Однако такие исследователи как, М.Я. Басов, П.П. Блонский, А.Б. Залкин и др. доказывают что среда - это не только некоторое предметное пространство, это окружающие социально¬бытовые, общественные, материальные и духовные условия существования ребенка. В этом смысле предметно-развивающая среда выполняет особую функцию - она побуждает к игровой деятельности, она как бы является мате¬риальной средой мысли ребенка.
Актуальность выбранной проблематики исследования дипломной ра¬боты обусловлена рядом противоречий: низким уровнем знаний у детей и родителей в области православных и народных праздников, низким уровнем общего нравственного развития детей и возросшая любознательность детей дошкольного возраста в познании традиций православной культуры и ее ценностей;
- возросшим вниманием государства и общества к проблеме духовно-нравственного воспитания и отсутствие лицензированных программ и воспитательных технологий для реализации духовно-нравственного воспитания с детьми дошкольного возраста.
Важность и актуальность рассматриваемой проблемы определили вы¬бор темы нашего исследования: «Развивающая предметно-пространственная среда как средство духовно-нравственного воспитания старших дошкольников».
Проблема исследования - выявление педагогических условий духовно¬нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством применения развивающей предметно-пространственной среды. Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования - процесс духовно-нравственного воспитания старших дошкольников.
Предмет исследования - педагогические условия духовно-нравственного воспитания старших дошкольников посредством развиваю-щей предметно-пространственной среды.
Гипотеза исследования: духовно-нравственное воспитание старших дошкольников посредством развивающей предметно-пространственной среды будет эффективным при соблюдении следующих педагогических условий:
• создания развивающей предметно-пространственной среды для ознакомления детей с историей родного края (тематического центра в группе, выставок и коллекций, информационно-просветительских стендов для взрослых;
• создания необходимой атмосферы психологического комфорта (пробуждение эмоционального отклика на предметы искусства и исторические события, который «действует в механизме нравственной оценки, и выбор, который формирует нравственную позицию»);
• применения интегрированных видов деятельности по изучению православной и народной культуры, традиций и праздников;
• взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью, предметом и гипотезой были определены следующие задачи исследования:
1. Раскрыть сущность и структуру духовно-нравственного воспитания старшего дошкольника.
2. Охарактеризовать особенности развивающей предметно-пространственной среды как средства духовно-нравственного воспитания старших дошкольников.
3. Выявить педагогические условия духовно-нравственного воспитания старших дошкольников посредством развивающей предметно- пространственной среды.
4. Проанализировать результаты экспериментальной работы по проблеме исследования.
Методы исследования: теоретические: анализ, синтез и обобщение философской, педагогической, психологической литературы по проблеме исследования; эмпирические: педагогическое наблюдение, беседа, анкетирование, педагогический эксперимент; количественный и качественный анализ экспериментальных данных..
Этапы исследования:
I этап (сентябрь - октябрь 2015 г.) - поисковый, предусматривал изучение и анализ литературы по теме дипломной работы; определение цели, объекта, предмета, гипотезы и задач исследования; разработку педагогических условий и методов духовно-нравственного воспитания старших до-школьников посредством развивающей предметно-пространственной среды.
II этап (ноябрь - декабрь 2015 г.) - формирующий этап педагогического эксперимента. Цель - проверка на практике педагогических условий духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста по¬средством применения развивающей предметно-пространственной среды
III этап - контрольный (январь - февраль 2016 г.). На этом этапе про¬водилась повторная диагностика, обобщались результаты опытно-экспериментальной работы, делались выводы, осуществлялось оформление дипломной работы.
Базой исследования выступает Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка- д/с № 4» п. Майский Белгородской области.
Структура дипломной работы включает введение, две главы, заключение, список используемой литературы и приложения.
Одной из важнейших задач современности становится повышение уровня духовно-нравственного воспитания дошкольников. Духовно¬нравственное воспитание должно включать не только гармоничное развитие чувств и эмоций ребенка, но и формирование поведенческих реакций, направленных на реализацию гуманистически-ориентированной нравствен¬ной позиции личности. Эта идея нашла отражение в современных концепциях дошкольного воспитания, в создании личностно-ориентированной модели образовательного процесса, отличительной особенностью которой является учет индивидуальности ребенка, его чувств и эмоций.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что развитие ребенка дошкольного возраста во многом зависит от организации предметно-развивающей среды в ДОУ. Развивающая предметно-пространственная среда дошкольников должна предоставлять ребенку условия для духовного воспитания и возможность «вычерпывать» из нее информацию, необходимую для постановки и решения задач той или иной деятельности.
Мы установили, что духовно-нравственное воспитание - деятельность, направленная на овладение общечеловеческими нормами нравственности, формирование внутренней системы моральных регуляторов поведения (совести, чести, собственного достоинства, долга и др.) способности делать выбор между добром и злом, измерять гуманистическими критериями свои поступки и поведение (Е.В. Бондаревская).
Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников заключается в освоении ими в процессе обучения и воспитания мировоззренческих знаний, формировании нравственных качеств личности в целях личностной самореализации, приобщения к культуре семьи, социальной группы, народа, общества, социализации в современном обществе.
Сделанные нами теоретические выводы подтвердились в процессе экспериментальной работы, которую мы провели на базе Муниципального до-школьного образовательного учреждения «Центр развития ребенка- д/с № 4»
п. Майский Белгородской области.
в старшей группе. В экспериментальную группу было включено 20 человек. Программа проведения экспериментальной работы предусматривала 3 этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
На констатирующем этапе эксперимента изучении уровня духовно-нравственного воспитания старших дошкольников посредством развиваю¬щей предметно-пространственной среды показало, что большая часть детей старшей группы обладают средним и низким уровнем духовно¬нравственного воспитания. Высокий уровень был выявлен у 25 % детей.
На формирующем этапе эксперимента, с целью повышения уровня духовно-нравственного воспитания старших дошкольников посредством развивающей предметно-пространственной среды была проведена работа по трём основным направлениям - работа с детьми; работа с семьей; работа с педагогами детского сада. Система работы была выстроена на основе принципов программы Гладких Л.П. «Мир - прекрасное творение», которая предлагает новые ориентиры в духовно-нравственном воспитании детей.
Работа на формирующем этапе эксперимента позволила нам выделить наиболее важные принципы организации совместной деятельности взрослых и детей по духовно-нравственному воспитанию: интеграция материала по со-держанию и видам детской деятельности при обучении; деятельностный подход к проведению мероприятий с детьми; подключение эмоционально¬чувственной сферы детей посредством развивающей предметно¬пространственной среды; обеспечение связи изучаемого материала с жизнью.
Поэтому работа по организации духовно-нравственного воспитания детей на основе православной культуры и традиций проходила по таким направлениям: духовно-образовательное (занятия, беседы, педагогические ситуации); воспитательно-оздоровительное (праздники, народные подвижные игры, ролевые и строительные игры, прогулки, экскурсии); культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки, экскурсии, концерты, просмотр видео); нравственно-трудовое (труд по самообслуживанию, уборка группы и территории, труд по интересам, продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам).
Формы взаимодействия взрослых и дошкольников включали в себя: игры нравственного и духовно-нравственного содержания; разнообразные виды творческой художественно-продуктивной деятельности детей, чтение и обсуждение художественной литературы авторов, проведение совместных праздников, педагогические ситуации, экскурсии, целевые прогулки (в Крестовоздвиженский храм, Преображенский собор, историко-краеведческий музей, фольклорный мини-музей в МБДОУ «Русская изба», Соборная площадь, парк «Победы», по историческим местам города и района); благотворительные акции, виртуальные путешествия, поисково-познавательная деятельность (проекты) и др.
Сравнительный анализ результатов, полученных в ходе выполнения контрольного и констатирующего этапов эксперимента показал, что высокий уровень духовно-нравственного воспитания на этапе контрольного эксперимента в исследуемой группе вырос на 32% и был выявлен у 57% детей (11 дошкольников). Средний уровень духовно-нравственного воспитания был определен у 38% детей (8 дошкольников). Эти результаты ниже на 12% по сравнению с результататми на констатирующем этапе эксперимента. Низкий уровень снизился на 20% и был выявлен у 5% детей (1 дошкольник).
Такой высокий результат мы связываем с эффективностью комплексной реализации в ходе формирующего эксперимента педагогических условий, обозначенных в гипотезе исследования, о том, что духовно¬нравственное воспитание старших дошкольников посредством развивающей предметно-пространственной среды будет эффективным при соблюдении следующих педагогических условий:
• создание развивающей предметно-пространственной среды для ознакомления детей с историей родного края (тематического центра в группе, выставок и коллекций, информационно-просветительских стендов для взрослых;
• создание необходимой атмосферы психологического комфорта (пробуждение эмоционального отклика на предметы искусства и исторические события, который «действует в механизме нравственной оценки, и вы-бор, который формирует нравственную позицию»);
• применение интегрированных видов деятельности по изучению православной и народной культуры, традиций и праздников;
• взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
1. Абраменкова, В.В. Принципы и критерии духовно-нравственного раз¬вития современного ребенка в образовании [Текст]: Сб. материалов первой ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста» - М., 2011. - С. 151-169.
2. Акутина, С.П. К проблеме классификации семейных духовно-нравственных ценностей [Текст] / С.П. Акутина // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2013. - №94. - С. 9-13.
3. Арсеньев, А. С. Научное образование и нравственное воспитание [Текст] / А. С. Арсеньев // в книге: Психологические проблемы нравственного воспитания детей. М.: НИИ общ. пед АПНСССР, 1979. - С. 30-59.
4. Архангельский Л. М. Комплексный подход в теории и практике нрав¬ственного воспитания [Текст] // Коллектив как фактор нравственного воспита¬ния. М.: Знание, 1983. С. 14.
5. Бакушинский, А.В. Художественное творчество и воспитание [Текст] / А.В. Бакушинский. - М.: Карапуз, 2009. - 304 с.
6. Барабанов, В.В. Духовно-нравственные ценности в образовании как приоритет государства [Текст] / В.В. Барабанов // Вестник Герценовского уни¬верситета. - 2010. - №8. - С.10-14.
7. Барило, О.С. Педагогические условия раннего разностороннего ду-ховно-нравственного развития детей старшего дошкольного возраста [Элек-тронный ресурс]: автореф. дисс. канд. пед. наук : 13.00.06 / О. С. Барило. - М. : РГБ, 2003. - 28 с.
8. Белинский В. Г. Полное собрание сочинений [Текст]: В 13-ти т. — М., 1953 -1959. —Т. 12.-С. 67; Т. 13.-С. 66.11'. Бердяев Н. А. О России и русской культуре. М., 1990, - С. 266.
9. Белозерцев, Е.П. Феномен духовно-нравственного человека в совре-менной педагогике и образовании [Текст] // Научные ведомости БелГУ. Серия: Гуманитарные науки. -2009. - №3. - С.79-84.
10. Бердяев Н. А. О человеке, его свободе и духовности [Текст] // Избр. тр./ H.A. Бердяев; Ред.-сост. Л.И. Новикова и И.Н. Сиземская; Акад. пед. и соц. наук., Моск. психол.-соц. ин-т. -М.: Моск. психол.-соц. ин-т: Флинта, 1999.-310 с.
11. Бессонов, Б.Н. Гражданское общество и духовное развитие личности [Текст] / Б.Н. Бессонов, В.В. Дубицкий. - Омск: ОГУ, 2002. - 296 с.
12. Богуславский, М. Василий Александрович Сухомлинский: цели и смыслы воспитания [Текст] М.Богуславский // Народное образование. - 2008. - № 9. - С. 261-266.
13. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе [Текст] / Хрестоматия по детской психологии. - М., 2008. - С. 471-516.
14. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности [Текст] / Л.И.Божович; под ред. Д. И. Фельдштейна. - 3- е изд. - М.: Изд-во МПСИ, 2001 . - 352 с.
15. Бондырева, С.К. Нравственность [Текст] / С.К. Бондырева, Д. В. Коле¬сов. - М.: Изд-во Моск. психолого-социального. ин-та ; Воронеж : Изд-во НПО «МОД-ЭК», 2006. - 336 с.
16. Буева, Л.П. Человек: деятельность и общение [Текст] / Л.П. Буева. - Москва : Мысль, 1978. - 216 с.
17. Бывшева, М. Социальное познание старшего дошкольника: проблемы и их решение [Текст]/ М. Бывшева // Дошкольное воспитание. - 2009. - №9. - 59-63.
18. Вавилова И.Н. Формирование нравственной воспитанности личности ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения
[Текст]: автореф. дис. кан. пед. наук. - Екатеринбург, 2009. - 22с.
19. Вахтеров, В.П. О новой педагогике [Текст] / В.П. Вахтеров // Избран¬ное / сост., вступ. ст. М. В. Богуславского, К. Е. Сумнительного. - М. : Карапуз,
2009. - 224 с.
20. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С.Выготский.- М.: Педагогика-Пресс, 2006. - 536 с.
21. Гальцова Е. С. Проблемы духовно-нравственного воспитания лич¬ности в современной России [Текст] / Е. С. Гальцова // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Пси¬хология. - Выпуск № 1 (32). - 2014. - С. 25-32.
22. Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология [Текст]. - М.: Педагогическое общество России, 2009. - 512с.
23. Гладких, Л.П. Основы православной культуры: науч.-метод. Пособие для педагогов детских садов [Текст]/ Л.П. Гладких, архимандрит Зиновий (А.А. Корзинкин), В.М. Меньшиков; Курск. гос. ун-т - Курск, 2008. - 324 с.
24. Годжиева, Р.Б. Толерантность - компонент духовно-нравственной культуры личности [Текст] / Р.Б. Годжиева // ЗПУ. 2010. - №2. - С.186-190.
25. Головушкина, М.В. Формирование основ духовно-нравственного вос¬питания [Текст] / М.В. Головушкина // Известия ВУЗов. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2012. - №2. - С.121-127.
26. Глумной А. В. Разбитие системы духовно-нравственного воспи¬
тания учащихся. [Электронный ресурс]// На материалах Воронежской области : Дис. .канд. пед. наук : 13.00.01 .-М.: РГБ, 2005-172 с.
27. Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельно¬сти [Текст] / Г.Г. Григорьева. - М.: Академия, 2000. - 344 с.
28. Груздова И.В. Музыкальная игра в художественно-эстетическом
воспитании детей [Текст]: учебно-методическое пособие. -Тольятти: Редакци-онно-издательский центр ТГУ, 2008. -42 с.
29. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка [Элек-тронный ресурс] Режим доступа: http://royallib.com/book/dal_vladimir/tolkoviy_slovar_givogo_velikorusskogo_yazik a.html
30. Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и вос-питания личности гражданина России [Текст] / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков,
В. А. Тишков. - М. : Изд-во : Просвещение, 2014. - 24 с. - Серия: Стандарты второго поколения
31. Данилюк, А.Я. Программа духовно-нравственного развития и воспи¬тания обучающихся на ступенях дошкольного и начального общего образова¬ния [Текст] / А.Я. Данилюк, А.А. Логинова. - М.: Просвещение, 2012. - 32 с.
32. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного об¬разования [Текст] / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. - 000 с.
33. Дивногорцева С.Ю. Духовно-нравственное воспитание в теории и опыте педагогической культуры [Текст] / Дивногорцева С. Ю. - М.: Правосл. Св.-Тихоновский гуманитарный ун-т , 2007. - 237с.
34. Дивногорцева С.Ю. Теоретическая педагогика [Текст]. - М., 2004. - 195с.
35. Додонов Б. И. Эмоция как ценность [Текст]. — М.: Политиздат,
1977. — 272 с.
36. Духовно-нравственное, патриотическое воспитание детей и молоде-жи: законодательный аспект, проблемы и пути решения : рекомендации участ¬ников круглого стола Комитета Государственной Думы ФС РФ по образованию [Текст] // Вестник образования: сборник приказов и инструкций Министерства образования и науки России. - 2013. - № 20. - с. 64-72.
37. Епанчинцева, Н.Д. Организация развивающей среды как условие ху¬дожественно эстетического воспитания дошкольников [Текст] / Н.Д. Епанчин¬цева // Нач. шк. плюс до и после. - 2008. - №12. - С. 27-29
38. Еранов О.Г. Духовно-нравственные традиции в контексте ценностных ориентаций личности в современном обществе [Текст]: автореф. дис. канд. фи- лос. наук. - Ставрополь, 2010. - 24с.
39. Жучкова, Г.Н. Нравственные беседы с детьми 4-6 лет. Занятия с эле¬ментами психогимнастики: практическое пособие для психологов, воспитате¬лей, педагогов [Текст] / Г.Н.Жучкова. - М.: ГНОМ и Д, 2008. - 64 с.
40. Жуковская Р.И. Родной край [Текст]/ Р.И. Жуковская, Н.Ф. Вино¬
градова, С.А. Козлова; под ред. С.А. Козловой. - М.: Просвещение, 1981. - с.208
41. Забельская, Т.В. - Воспитание детей дошкольного возраста в условиях разных культур [Текст] / Т.В. Забельская // Известия ПГПУ им. B. Г. Белинско¬го. - 2011. - № 24. - С.644-646.
42. Запорожец А. В. Избранные психологические труды [Текст]: В 2 т. М., 1986.
43. Зелевская Н.А. Ценностный подход к проблеме семейного воспитания / Н.А. Зелевская [Текст] / Н.А.Зелевская // Образование. 2004. № 6. - С. 16-25.
44. Зеньковский В.В. Педагогика [Текст]. - Клин, 2004. - 223 с.
45. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Игры в сказкотерапии [Текст] / Т.Д. Зин-кевич-Евстигнеева, Т.М. Грабенко. - СПб., 2008. - 208с.
46. Ильин И.А. О национальном воспитании. Путь духовного обновления [Текст] // Ильин И.А. Путь к очевидности. М., 1993. - С. 199-241. - 237 с.
47. Ильичева, И.М. Введение в психологию духовности: учеб.пособие [Текст] / И.М. Ильичева. - М.: Изд-во Моск. психолого-социального ин-та,
2006. - 349 с.
48. Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного
образования. 5-е изд. М.: ТЦ Сфера, 2014. 161 с.
49. .Калинина, Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, иг¬ры, упражнения [Текст] / Р.Р. Калинина. - 2-е изд., доп. и перераб. - СПб.: Из¬дательство «Речь», 2005. - 160 с.
50. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: для студентов высш. и средних пед. Заведений [Текст]. М.: Академия, 2000. С 176.
51. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст] /С.А. Козлова, Т.А.Куликова. - М.: Академия, 2002. - 416 с.
52. Колесникова И. А. Воспитание духовности и нравственности в эпоху глобальных перемен [Текст] // Педагогика. - 2008. - № 9. - С. 14-21.
53. Колесникова, И. А. Воспитание духовности и нравственности в эпоху глобальных перемен [Текст] / И. А. Колесникова // Педагогика. - 2008. - № 9. -
С. 11-16.
54. Коменский Я.А. Материнская школа [Текст]. СПб., 1992. - 64 с.
55. Коменский Я.А. Школа детства. [Текст] /Опыты православной педа-гогики. // Литературная учеба 1993, - № 5-6. - С. 214—239.
56. Кон, И. С. Психология ранней юности [Текст] / И. С. Кон. — М. : Просвещение, 1989. 225 с.
57. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосова¬нием 12 декабря 1993 г.. - М.: Б.И., 1996. - 63 с.
58. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. Рос.акад. образования [Текст]. — М.: Просвещение,
2009. - 23с.
59. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Проект (А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков) [Электронный ресурс] // Вестник образования.- № 17. - сентябрь 2009. Офици¬альное справочно-информационное издание Министерства образования и науки Российской Федерации. - Режим доступа: www.vestnik.edu.ru/proect.html
60. Корепанова, М.В. Феномен образа Я и особенности его развития в дошкольном детстве [Текст]: Учеб.пособие к спецкурсу / М.В. Корепанова. - Волгоград: Перемена, 2000. - 120 с.
61. Костькин, Д.А. Нравственное воспитание: советское прошлое и со-временность [Текст] / Д.А. Костькин // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. -
2008. - №10. - С.138-140.
62. Кошелева А.Д. Взаимодействие семьи и детского сада в период ста-новления взаимоотношений между детьми [Текст] /А.Д. Кошелева // Взаимо-действие семьи и детского сада в нравственном воспитании дошкольников. -М.: АПН СССР, 1989. 171 с.
63. Круглова Н. Знакомство дошкольников с истоками русской празднич¬ной культуры. [Текст] // Дошкольное воспитание. —2006. — № 10. — С. 15-17.
64. Кудрявая Н. В. Духовно-нравственные основы развития личности в педагогике Толстого [Текст]: автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 / Моск. пед. гос. ун-т им. В.И. Ленина, Дис. совет Д 053.01.03. - М., 1994. - 50 с.
65. Левчук Д.Г. Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи России: комплексное решение проблемы [Текст]/ Д.Г. Левчук, О.М. Потапов-ская. - 2-е изд., доп. - М.: Планета 2000, 2003. - (Серия «Духовно-нравственное воспитание: системный подход»). - 63 с.
66. Лисина М.И. Общение с взрослыми у детей первых 7 лет жизни [Текст] / Хрестоматия по детской психологии. - М., 2008. - С. 148-168.
67. Лихачев Б.Т. Философия воспитания [Текст] / Б.Т. Лихачев. - М. 1995
68. Маскутова, А.А. Из опыта исследования гендерных особенностей нравственных представлений старших дошкольников [Текст] / А.А. Маскутова // СИСП. - 2011. - №3. - С.17-24.
69. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Посо¬бие для практических работников дошкольных учреждений [Текст] - М.: АРК- ТИ, 2001. — 48 с. (Развитие и воспитание дошкольника)
70. Минаева, В. Знакомим детей с эмоциональным миром человека [Текст] / В. Минаева // Дошкольное воспитание.- 2003.- №2 - С.13 - 20.
71. Монастырева, Т. Красота - это то, что создает человек [Текст] / Т. Монастырева // Дошкольное воспитание.- 2003.- №12. - С. 63-64.
72. Мухин, М.И. В.А. Сухомлинский о воспитании всестороннего разви¬тия личности [Текст] / М.И.Мухин // Сов.педагогика. - 1991. - №9. - С. 104¬
110.
73. Мухина, В. С. Детская психология [Текст] / В.С. Мухина.- М.: Про-свещение, 1985.- 272 с.
74. Национальная доктрина образования в Российской Федерации (одоб¬рена постановлением Правительства РФ от 4 октября 2000 г. N 751) [Текст] // Бюллетень Министерства образования Российской Федерации, 2000 г., № 11
75. Неверович Я.З. Мотивация и эмоциональная регуляция деятельности детей дошкольного возраста [Текст] // развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. -М., 1986. С. 32-51.
76. Непомнящая, М.И. Становление личности ребенка 6-7 лет.
[Текст]./ Н.И. непомнящая М., 1992. - 354с.
77. Никитина, Н.Н. Духовно-нравственное воспитание: сущность и про-блемы [Электронный ресурс] // Педагогика культуры: Научно¬
просветительский педагогический журнал. Интернет-версия. 2010. - Режим до¬ступа: http://pedagogika-cultura.narod.ru/private (дата обращения 19. 08. 2012).
78. Николаева, А.Г. Образовательное пространство современного до-школьного учреждения как средство развития социальной активности старших дошкольников [Текст] / А.Г. Николаева // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2011. - №129. - С.184-192.
79. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / С.А. Козлова, Н.К. Дедовских, В.Д. Калишенко и др.; Под ред. С.А. Козловой. - М.: Академия, 2002. - С.1-50.
80. О свободе совести и религиозных объединениях : Федеральный за¬кон от 26.09.1997 № 125-ФЗ (ред. от 30.03.2016) // Собрание законодательства РФ. - № 39. - 1997. - 29 сент. - ст. 4465.
81. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от
29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) // Собрание законодательства РФ. - 31.12.2012. - № 53 (ч. 1). - ст. 7598; Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru
82. Об утверждении Стратегии развития дошкольного, общего и до-полнительного образования Белгородской области на 2013-2020 годы [Элек-тронный ресурс] : Постановление Правительства Белгородской областиот
28.10.2013 N 431-пп // Сборник нормативных правовых актов Белгородской об¬ласти. - № 40. - 2013. - 5 нояб.; Режим доступа: http: //www.belregion.ru
83. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная про¬
грамма дошкольного образования/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. 167с.
84. Панфилова М.А Игротерапия общения [Текст]. Тесты и коррекцион¬ные игры. - М., 2005. - 160с.
85. Партугимов В.В. Глобализационные процессы в современном мире и проблемы самоопределения России в новом мировом порядке [Текст]: дисс. канд. полит.н. : 23.00.02. - Москва, 2006. - 129 с.
86. Пашков С.В. Духовно-нравственное воспитание в системе современ¬ного российского образования [Текст]: автореф. дис. канд. пед. наук. - Курск,
2010. - 26с.
87. Педагогический энциклопедический словарь [Текст]. М., 2003. С. 39
88. Петракова Т.И. Гуманистические ценности образования в процессе духовно-нравственного воспитания подростков [Текст]: автореф. дис. док.пед. наук. - Москва, 1999. - 39с.
89. Петракова, Т.И. Духовные основы нравственного воспитания [Текст] /Т.И. Петракова - М.: Просвещение, 1997. - 460 с.
90. Пиаже Ж. Комментарии к критическим замечаниям Л. С. Выготского на книги «Речь и мышление ребенка» и «Суждение и рассуждение ребенка» [Текст] // Психология мышления. Хрестоматия по психологии. / Под ред. Ю.Б.
Гиппенрейтер, В.Ф. Спиридонова, М.В. Фаликман, В.В. Петухова. М., 2008. С. 519-523.
91. Поддьяков, Н. Н. и др. Умственное воспитание детей дошкольного возраста [Текст] / Под ред. Н.Н. Поддьякова, Ф.А. Сохина - 2-е изд., дораб. - М. : Просвещение, 2008. - 192 с.
92. Послание Президента Российской Федерации В. В. Путина Федераль¬ному Собранию Российской Федерации (3 декабря 2015, Москва, Кремль) [Электронный ресурс] // Официальный сайт. - 2015. - 3 дек. - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/president/news/50864
93. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации Президен¬та России Владимира Путина [Текст] // Российская газета. Федеральный выпуск № 4353 от 27 апреля 2007 г.
94. Потаповская О. Духовно-нравственное воспитание детей и родителей. [Текст] // Дошкольное воспитание. - 2010. — № 1. — С. 14-16.
95. Потаповская О.М. «Самые главные праздники»: Сценарии утренников и конспекты занятий для детей дошкольного возраста [Текст]. - М.: Планета 2000, 2004. - 208с.
96. Потаповская О.М. Педагогическое сопровождение семьив вопросах духовно-нравственного воспитания детей [Текст]. - М.: Планета, 2002.
97. Потаповская, О. М. Моделирование духовно-нравственного вос-питания детей в дошкольном образовательном учреждении на основе ценност¬ных доминант отечественной социокультурной традиции [Текст] / О. М. Пота¬повская // Вестник ПСТГУ. - 2013. - Выпуск 1(28). - С. 27-50.
98. Православный компонент дошкольного образования к основной об¬
разовательной программе дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО [Электронный ресурс] // Православное образование. - 2014. - 25 сент. - Ре¬жим доступа: https://pravobraz.ru/pravoslavnyj-komponent-doshkolnogo-
obrazovaniya-k-osnovnoj-obrazovatelnoj-programme-doshkolnogo-obraz-v- sootvetstvii-s-fgos-do/
99. Пронина Е.В. Психологические особенности формирования вообра-жения дошкольника [Текст]: автореф. дисс. ...канд. психол. наук. Владимир,
2005. - 22 с.
100. Пряникова, В.Г. История образования и педагогической мысли [Текст]: учебник-справочник / В.Г. Пряникова, З.И. Равкин. - Москва : Новая школа, 1995. - 96 с.
101. Психология личности и деятельности дошкольника [Текст] / Под ред. А.В. Запорожца и Д.Б. Эльконина. - М.: Просвещение, 2000 - 272 с.
102. Психолого-педагогические проблемы личности и социального взаимодействия [Текст]: материалы IV международной научно-практической конференции 15-16 мая 2013 года. - Прага, 2013 - 316 с.
89. Ривина, Е.К. Нравственно-эстетическое воспитание детей дошколь¬ного возраста средствами народного декоративно-прикладного искусства [Текст] / Е.К. Ривина // Декоративно-прикладное искусство в педагогическом университете: художеств.-пед. мастерство: межвуз. сб. науч.-метод. тр. - М.: Прометей, 2006. - C. 37-43.
90. Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения [Текст]: В 2-х т./Под ред. Г. Н. Джибладзе; сост. А. Н. Джуринский. — М.: Педагогика, 1981. — 656 с. — (Пед. б-ка). В надзаг.: АПН СССР. Издательство «Педагогика», 1981 г.
103. Рыбина, Г.В. Профессиональная культура педагога как фактор ду¬ховно-нравственного воспитания учащихся [Текст] / Г.В. Рыбина // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2008. - №61. - С.453-458.
104. Сборник «Роль педагога в духовно-нравственном воспитании мо¬лодежи [Текст] // Материалы межрегиональной научно-практической конфе¬ренции (2 марта 2010г.). - Тамбов, 2010. - 388 с.
105. Серебрякова, Т.А. Концептуальный подход к решению проблемы воспитания основ ценностного отношения к миру у детей дошкольного возрас¬та [Текст] / Т.А. Серебрякова // Вестник ТГПУ. - 2009. - №10. - С.95-99.
106. Сидорова А.Н. Формирование духовно-нравственных основ лич¬ности ребенка старшего дошкольного возраста [Текст]:автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Челябинск, 2009. - 27с.
107. Склярова Т.В. Возрастные особенности развития детей и восприя¬
тия материала духовно-нравственного содержания [Текст] // Педагогика / Сло¬во: Православный образовательный портал. - http: //www.portal-
slovo.ru/pedagogy/40860.php
108. Скокова, Г.В. Современные методы духовно-нравственного вос-питания [Текст] / Г.В. Скокова // Начальная школа. - 2012. - №11. С.45 - 48.
109. Сластенин, В.А. Педагогика [Текст] / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. - М.: Академия, 2002. - 576 с.
110. Слободчиков В.И. Интегральная периодизация общего психиче-ского развития [Текст] / В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман // Вопр. психол.
1996. № 5. - С. 38-50.
111. Слободчиков В.И. Психологические проблемы становления внут¬реннего мира человека [Текст] // Вопр. психол. 1986. № 6. С. 14-23.
112. Смирнова Е. О. Детская психология: учеб.для студ. высш. пед. учеб. заведений, обучающихся по специальности «Дошкольная педагогика и психология» [Текст] / Е. О. Смирнова. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС,
2006. — 366 с.
113. Смирнова, Н. Игровое сообщество дошкольников [Текст] / Н. Смирнова // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 1. - С.35-39.
114. Соловьев B.C. Оправдание добра: Нравственная философия [Текст]. В кн.: Соловьев B.C. Сочинения в двух томах. 2-е изд. Том I. - М., 1990. - С. 130.
115. Стеркина Р.Б., Князева О.Л. Я, ты, мы: социально-эмоциональное
развитие детей от 3 до 6 лет [Текст]: Учеб.-метод. пособие для воспитателей дошкольных образоват. учреждений. М., 2005.
Столярчук Л.И. Теоретические аспекты духовно-нравственного воспитания: В сред, шк. [Текст] // Проблемы нравственного воспитания поколения XXI века. Волгоград, 2000. - С. 19-21.
116. Страшнова, Е. Игра и дошкольник [Текст]/ Е.Страшнова // До-школьное воспитание. - 2009. - № 11. - С.117-118.
117. Султанова, Н. Духовно-нравственное воспитание дошкольников [Текст] / Н. Султанова // Дошкольное воспитание.- 2004.-№5. - С. 36-39
118. Сухова, Е.И. Духовно-нравственное воспитание дошкольников с позиций культурных традиций народов России [Текст] / Е.И. Сухова, Н.Ю. Зубенко // Вестник НВГУ. - № 2. - 2015. - С. 21-28.
119. Сухомлинский В.А. О воспитании. Изд.2. -М., 1979. 392 с. . Урун- таева, Г.А. Дошкольная психология [Текст] / Г.А. Урунтаева. - М.: Академия, 2001. - 336 с.
120. Сушкова И.В. Социализирующие и индивидуализирующие ком-поненты формирования начал нравственного сознания у детей старшего до-школьного возраста [Текст] // Психология образования в поликультурном про¬странстве. - 2012. - Т. 2, № 18. - С. 12-22.
121. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология [Текст]: Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений/ Г.А. Урунтаева. - 5-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2001. - 336 с.
122. Урунтаева, Г.А. Практикум по дошкольной психологии: Пособие для студ. высш. и сред.пед. учеб. заведений [Текст] / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. -2-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия»,
2000. - 304 с.
123. Устинова, С.В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством сказки[Текст] / С.В. Устинова, Е.А. Грименко // Дошкольное об¬разование. - 2013. - № 3. - С. 34-41.
124. Ушинский К.Д. О нравственном элементе в русском воспитании [Текст]. В кн. Ушинский К.Д. Избранные произведения. - M.-JL, 1946. - С. 112,
153.
125. Федеральный государственный образовательный стандарт до-школьного образования (утв. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155
126. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образова¬
нии в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]: Режим доступа:ййр://Ьа8е.дагап1.ги/70291362/#1Х773и8С711К1
127. Харламов, И.Ф. Нравственное воспитание школьников [Текст] / И.Ф. Харламов.- М.: Просвещение, 1984. -144 с.
128. Чекина Л.Ф. Педагогическая диагностика нравственной воспи-танности [Текст] // Образование - 2006. - №11
129. Чепикова, Л. В. Педагогические условия воспитания основ нрав-ственной культуры у детей старшего дошкольного и младшего школьного воз¬раста [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 09.10.07/ Чепикова Лидия Вла¬димировна.- Смоленск: Смоленский гос. ун-т, 2007. - 19 с.
130. Шадриков, В.Д. Развитие и воспитание духовности [Текст] / В.Д. Шадриков // Школа духовности. - 1997.- № 1. - С. 21-25.
131. Эйдемиллер, Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия се-мьи.- 3-е изд [Текст]. - СПб.: Питер, 2002. - 656 с.
132. Янушкявичене, О.Л. Духовное воспитание: поиск главной задачи каждого возрастного периода жизни человека [Текст] / О.Л. Янушкявичене // ЗПУ. - 2008. - №2. - С.218-224.