РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы духовно-нравственного воспитания старшего дошкольника посредством развивающей предметно-пространственной среды 9
1.1. Сущность и структура духовно-нравственного воспитания старших дошкольников 9
1.2. Особенности развивающей предметно-пространственной
среды как средства духовно-нравственного воспитания старшего дошкольника 19
1.3. Педагогические условия духовно-нравственного воспитания старшего дошкольника посредством развивающей предмет¬но-пространственной среды 30
Глава 2. Экспериментальная работа по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста посредством развивающей предметно-пространственной среды 46
2.1. Диагностика уровня сформированности духовно-нравственного воспитания старшего дошкольника 46
2.2. Содержание работы по духовно-нравственному воспитанию
детей старшего дошкольного возраста посредством развивающей предметно-пространственной среды 57
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы 66
Заключение 71
Список использованной литературы 75
Приложение 87
Глава 1. Теоретические основы духовно-нравственного воспитания старшего дошкольника посредством развивающей предметно-пространственной среды 9
1.1. Сущность и структура духовно-нравственного воспитания старших дошкольников 9
1.2. Особенности развивающей предметно-пространственной
среды как средства духовно-нравственного воспитания старшего дошкольника 19
1.3. Педагогические условия духовно-нравственного воспитания старшего дошкольника посредством развивающей предмет¬но-пространственной среды 30
Глава 2. Экспериментальная работа по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста посредством развивающей предметно-пространственной среды 46
2.1. Диагностика уровня сформированности духовно-нравственного воспитания старшего дошкольника 46
2.2. Содержание работы по духовно-нравственному воспитанию
детей старшего дошкольного возраста посредством развивающей предметно-пространственной среды 57
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы 66
Заключение 71
Список использованной литературы 75
Приложение 87
В настоящее время на федеральном и на региональном уровнях актуализировались задачи духовно-нравственного воспитания, которые сформулированы в главных нормативных документах образовательной политики («Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России »»; Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования; Федеральный закон «Об образовании в РФ», ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях»; Православный компонент дошкольного образования к основной образовательной программе дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО; Постановление Правительства Белгородской области «Об утверждении Стратегии развития дошкольного, общего и дополнительного образования Белгородской области на 2013-2020 годы»).
Проблема духовно-нравственного воспитания дошкольников за последние десятилетия в отечественной педагогике претерпела ряд качественных и количественных изменений. С одной стороны, духовно-нравственное воспитание как педагогическая проблема не теряет своей актуальности в силу универсальных, и, одновременно, базисных потребностей общества в максимально полном и адекватном развитии подрастающего поколения. С другой стороны, духовно-нравственное воспитание как современная педагогическая категория изменилась под воздействием социальных и политических трансформаций последнего времени, что привело к некоторой утрате привычного содержания духовно-нравственного воспитания, принятого, в отечественной педагогике. Немалую роль в этом сыграло усиление процессов технократизма и бездуховности, отмечающееся в обществе.
На стыке этих двух противоречивых тенденций возникает актуальная необходимость исследования духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, состоящая в критическом переосмыслении опыта предыдущих поколений исследователей и формировании нового, востребованного видения этой проблемы в современных условиях развития общества.
Задача усиления воспитательного потенциала системы образования рассматривается в качестве важнейшего целевого ориентира государственной образовательной политики в России, что нашло отражение в ряде стратегически значимых государственных документов последнего времени. 3 декабря 2015 года в ежегодном Послании Федеральному Собранию РФ Президент Российской Федерации В. В. Путин отметил, что развитие общества немыслимо без согласия по общим целям и эти цели не только материальные, но и духовные и нравственные (75).
Трудно переоценить значимость ценностей духовно-нравственного воспитания в формировании личности человека, его отношения к миру и людям, поведения в повседневной жизни. Педагогами и психологами дошкольного образования доказано, что детям дошкольного возраста могут быть доступны знания о некоторых событиях истории, культуры, традиций, если они преподнесены в доступной форме, затрагивают чувства и вызывают интерес.
Главная тенденция проявляется сегодня в интеграции усилий государственных и социальных институтов в сохранении духовного здоровья молодежи и школьников. Однако, дошкольное детство все еще остается мало охваченным. Искажения в развитии личности особенно опасны в дошкольном возрасте, когда закладывается способность различать добро и зло, складываются нравственные эталоны, постигается духовная культура своего народа.
Поэтому, одной из важнейших задач современности становится повышение уровня духовно-нравственного воспитания дошкольников. Духовно-нравственное воспитание должно включать не только гармоничное развитие чувств и эмоций ребенка, но и формирование поведенческих реакций, направленных на реализацию гуманистически-ориентированной нравствен¬ной позиции личности.
Значение духовно-нравственного воспитания в становлении личности заложено в учении Н.А. Бердяева, И.А. Ильина и др. Воспитательные концепции, сформулированные в трудах К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, стали во многом исходными для определения содержания и средств духовно¬нравственного воспитания, основанных на принципах народности и широко¬го использования русского языка как средства общения, познания и воспитания подрастающего поколения. Гуманистический принцип свободы выбора развивается в идее о самосовершенствовании и свободном выборе души пе¬ред Богом отражены в трудах Н.А. Бердяева, И.А. Ильина и использованы в нашей работе в качестве обоснования необходимости формирования свободного духовно-нравственного выбора детей дошкольного возраста.
Отечественные ученые (Л.С. Выготский, С.А. Козлова, В.С. Мухина, Г.А. Урунтаева и др.) установили, что старший дошкольный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного духовно-нравственного воспитания детей.
Одним из эффективных средств духовно-нравственного воспитания является развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации. В педагогической литературе большое внимание уделяется изучению среды дошкольника: предметной, игровой, творческой (М.Я. Басов, Д.Н. Узнадзе, Л.С. Выготский, Л.С. Леонтьев).
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что развитие ребенка дошкольного возраста во многом зависит от организации предметно- развивающей среды в дошкольной образовательной организации (Р.И. Жу¬ковская, Д.В. Менджерицкая, А.П. Усова и др.). В их работах предметно¬развивающая среда чаще всего связывается с предметным пространством, отождествляющимся с игровой средой. Однако такие исследователи как, М.Я. Басов, П.П. Блонский, А.Б. Залкин и др. доказывают что среда - это не только некоторое предметное пространство, это окружающие социально¬бытовые, общественные, материальные и духовные условия существования ребенка. В этом смысле предметно-развивающая среда выполняет особую функцию - она побуждает к игровой деятельности, она как бы является мате¬риальной средой мысли ребенка.
Актуальность выбранной проблематики исследования дипломной ра¬боты обусловлена рядом противоречий: низким уровнем знаний у детей и родителей в области православных и народных праздников, низким уровнем общего нравственного развития детей и возросшая любознательность детей дошкольного возраста в познании традиций православной культуры и ее ценностей;
- возросшим вниманием государства и общества к проблеме духовно-нравственного воспитания и отсутствие лицензированных программ и воспитательных технологий для реализации духовно-нравственного воспитания с детьми дошкольного возраста.
Важность и актуальность рассматриваемой проблемы определили вы¬бор темы нашего исследования: «Развивающая предметно-пространственная среда как средство духовно-нравственного воспитания старших дошкольников».
Проблема исследования - выявление педагогических условий духовно¬нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством применения развивающей предметно-пространственной среды. Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования - процесс духовно-нравственного воспитания старших дошкольников.
Предмет исследования - педагогические условия духовно-нравственного воспитания старших дошкольников посредством развиваю-щей предметно-пространственной среды.
Гипотеза исследования: духовно-нравственное воспитание старших дошкольников посредством развивающей предметно-пространственной среды будет эффективным при соблюдении следующих педагогических условий:
• создания развивающей предметно-пространственной среды для ознакомления детей с историей родного края (тематического центра в группе, выставок и коллекций, информационно-просветительских стендов для взрослых;
• создания необходимой атмосферы психологического комфорта (пробуждение эмоционального отклика на предметы искусства и исторические события, который «действует в механизме нравственной оценки, и выбор, который формирует нравственную позицию»);
• применения интегрированных видов деятельности по изучению православной и народной культуры, традиций и праздников;
• взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью, предметом и гипотезой были определены следующие задачи исследования:
1. Раскрыть сущность и структуру духовно-нравственного воспитания старшего дошкольника.
2. Охарактеризовать особенности развивающей предметно-пространственной среды как средства духовно-нравственного воспитания старших дошкольников.
3. Выявить педагогические условия духовно-нравственного воспитания старших дошкольников посредством развивающей предметно- пространственной среды.
4. Проанализировать результаты экспериментальной работы по проблеме исследования.
Методы исследования: теоретические: анализ, синтез и обобщение философской, педагогической, психологической литературы по проблеме исследования; эмпирические: педагогическое наблюдение, беседа, анкетирование, педагогический эксперимент; количественный и качественный анализ экспериментальных данных..
Этапы исследования:
I этап (сентябрь - октябрь 2015 г.) - поисковый, предусматривал изучение и анализ литературы по теме дипломной работы; определение цели, объекта, предмета, гипотезы и задач исследования; разработку педагогических условий и методов духовно-нравственного воспитания старших до-школьников посредством развивающей предметно-пространственной среды.
II этап (ноябрь - декабрь 2015 г.) - формирующий этап педагогического эксперимента. Цель - проверка на практике педагогических условий духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста по¬средством применения развивающей предметно-пространственной среды
III этап - контрольный (январь - февраль 2016 г.). На этом этапе про¬водилась повторная диагностика, обобщались результаты опытно-экспериментальной работы, делались выводы, осуществлялось оформление дипломной работы.
Базой исследования выступает Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка- д/с № 4» п. Майский Белгородской области.
Структура дипломной работы включает введение, две главы, заключение, список используемой литературы и приложения.
Проблема духовно-нравственного воспитания дошкольников за последние десятилетия в отечественной педагогике претерпела ряд качественных и количественных изменений. С одной стороны, духовно-нравственное воспитание как педагогическая проблема не теряет своей актуальности в силу универсальных, и, одновременно, базисных потребностей общества в максимально полном и адекватном развитии подрастающего поколения. С другой стороны, духовно-нравственное воспитание как современная педагогическая категория изменилась под воздействием социальных и политических трансформаций последнего времени, что привело к некоторой утрате привычного содержания духовно-нравственного воспитания, принятого, в отечественной педагогике. Немалую роль в этом сыграло усиление процессов технократизма и бездуховности, отмечающееся в обществе.
На стыке этих двух противоречивых тенденций возникает актуальная необходимость исследования духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, состоящая в критическом переосмыслении опыта предыдущих поколений исследователей и формировании нового, востребованного видения этой проблемы в современных условиях развития общества.
Задача усиления воспитательного потенциала системы образования рассматривается в качестве важнейшего целевого ориентира государственной образовательной политики в России, что нашло отражение в ряде стратегически значимых государственных документов последнего времени. 3 декабря 2015 года в ежегодном Послании Федеральному Собранию РФ Президент Российской Федерации В. В. Путин отметил, что развитие общества немыслимо без согласия по общим целям и эти цели не только материальные, но и духовные и нравственные (75).
Трудно переоценить значимость ценностей духовно-нравственного воспитания в формировании личности человека, его отношения к миру и людям, поведения в повседневной жизни. Педагогами и психологами дошкольного образования доказано, что детям дошкольного возраста могут быть доступны знания о некоторых событиях истории, культуры, традиций, если они преподнесены в доступной форме, затрагивают чувства и вызывают интерес.
Главная тенденция проявляется сегодня в интеграции усилий государственных и социальных институтов в сохранении духовного здоровья молодежи и школьников. Однако, дошкольное детство все еще остается мало охваченным. Искажения в развитии личности особенно опасны в дошкольном возрасте, когда закладывается способность различать добро и зло, складываются нравственные эталоны, постигается духовная культура своего народа.
Поэтому, одной из важнейших задач современности становится повышение уровня духовно-нравственного воспитания дошкольников. Духовно-нравственное воспитание должно включать не только гармоничное развитие чувств и эмоций ребенка, но и формирование поведенческих реакций, направленных на реализацию гуманистически-ориентированной нравствен¬ной позиции личности.
Значение духовно-нравственного воспитания в становлении личности заложено в учении Н.А. Бердяева, И.А. Ильина и др. Воспитательные концепции, сформулированные в трудах К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, стали во многом исходными для определения содержания и средств духовно¬нравственного воспитания, основанных на принципах народности и широко¬го использования русского языка как средства общения, познания и воспитания подрастающего поколения. Гуманистический принцип свободы выбора развивается в идее о самосовершенствовании и свободном выборе души пе¬ред Богом отражены в трудах Н.А. Бердяева, И.А. Ильина и использованы в нашей работе в качестве обоснования необходимости формирования свободного духовно-нравственного выбора детей дошкольного возраста.
Отечественные ученые (Л.С. Выготский, С.А. Козлова, В.С. Мухина, Г.А. Урунтаева и др.) установили, что старший дошкольный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного духовно-нравственного воспитания детей.
Одним из эффективных средств духовно-нравственного воспитания является развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации. В педагогической литературе большое внимание уделяется изучению среды дошкольника: предметной, игровой, творческой (М.Я. Басов, Д.Н. Узнадзе, Л.С. Выготский, Л.С. Леонтьев).
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что развитие ребенка дошкольного возраста во многом зависит от организации предметно- развивающей среды в дошкольной образовательной организации (Р.И. Жу¬ковская, Д.В. Менджерицкая, А.П. Усова и др.). В их работах предметно¬развивающая среда чаще всего связывается с предметным пространством, отождествляющимся с игровой средой. Однако такие исследователи как, М.Я. Басов, П.П. Блонский, А.Б. Залкин и др. доказывают что среда - это не только некоторое предметное пространство, это окружающие социально¬бытовые, общественные, материальные и духовные условия существования ребенка. В этом смысле предметно-развивающая среда выполняет особую функцию - она побуждает к игровой деятельности, она как бы является мате¬риальной средой мысли ребенка.
Актуальность выбранной проблематики исследования дипломной ра¬боты обусловлена рядом противоречий: низким уровнем знаний у детей и родителей в области православных и народных праздников, низким уровнем общего нравственного развития детей и возросшая любознательность детей дошкольного возраста в познании традиций православной культуры и ее ценностей;
- возросшим вниманием государства и общества к проблеме духовно-нравственного воспитания и отсутствие лицензированных программ и воспитательных технологий для реализации духовно-нравственного воспитания с детьми дошкольного возраста.
Важность и актуальность рассматриваемой проблемы определили вы¬бор темы нашего исследования: «Развивающая предметно-пространственная среда как средство духовно-нравственного воспитания старших дошкольников».
Проблема исследования - выявление педагогических условий духовно¬нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством применения развивающей предметно-пространственной среды. Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования - процесс духовно-нравственного воспитания старших дошкольников.
Предмет исследования - педагогические условия духовно-нравственного воспитания старших дошкольников посредством развиваю-щей предметно-пространственной среды.
Гипотеза исследования: духовно-нравственное воспитание старших дошкольников посредством развивающей предметно-пространственной среды будет эффективным при соблюдении следующих педагогических условий:
• создания развивающей предметно-пространственной среды для ознакомления детей с историей родного края (тематического центра в группе, выставок и коллекций, информационно-просветительских стендов для взрослых;
• создания необходимой атмосферы психологического комфорта (пробуждение эмоционального отклика на предметы искусства и исторические события, который «действует в механизме нравственной оценки, и выбор, который формирует нравственную позицию»);
• применения интегрированных видов деятельности по изучению православной и народной культуры, традиций и праздников;
• взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью, предметом и гипотезой были определены следующие задачи исследования:
1. Раскрыть сущность и структуру духовно-нравственного воспитания старшего дошкольника.
2. Охарактеризовать особенности развивающей предметно-пространственной среды как средства духовно-нравственного воспитания старших дошкольников.
3. Выявить педагогические условия духовно-нравственного воспитания старших дошкольников посредством развивающей предметно- пространственной среды.
4. Проанализировать результаты экспериментальной работы по проблеме исследования.
Методы исследования: теоретические: анализ, синтез и обобщение философской, педагогической, психологической литературы по проблеме исследования; эмпирические: педагогическое наблюдение, беседа, анкетирование, педагогический эксперимент; количественный и качественный анализ экспериментальных данных..
Этапы исследования:
I этап (сентябрь - октябрь 2015 г.) - поисковый, предусматривал изучение и анализ литературы по теме дипломной работы; определение цели, объекта, предмета, гипотезы и задач исследования; разработку педагогических условий и методов духовно-нравственного воспитания старших до-школьников посредством развивающей предметно-пространственной среды.
II этап (ноябрь - декабрь 2015 г.) - формирующий этап педагогического эксперимента. Цель - проверка на практике педагогических условий духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста по¬средством применения развивающей предметно-пространственной среды
III этап - контрольный (январь - февраль 2016 г.). На этом этапе про¬водилась повторная диагностика, обобщались результаты опытно-экспериментальной работы, делались выводы, осуществлялось оформление дипломной работы.
Базой исследования выступает Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка- д/с № 4» п. Майский Белгородской области.
Структура дипломной работы включает введение, две главы, заключение, список используемой литературы и приложения.
Одной из важнейших задач современности становится повышение уровня духовно-нравственного воспитания дошкольников. Духовно¬нравственное воспитание должно включать не только гармоничное развитие чувств и эмоций ребенка, но и формирование поведенческих реакций, направленных на реализацию гуманистически-ориентированной нравствен¬ной позиции личности. Эта идея нашла отражение в современных концепциях дошкольного воспитания, в создании личностно-ориентированной модели образовательного процесса, отличительной особенностью которой является учет индивидуальности ребенка, его чувств и эмоций.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что развитие ребенка дошкольного возраста во многом зависит от организации предметно-развивающей среды в ДОУ. Развивающая предметно-пространственная среда дошкольников должна предоставлять ребенку условия для духовного воспитания и возможность «вычерпывать» из нее информацию, необходимую для постановки и решения задач той или иной деятельности.
Мы установили, что духовно-нравственное воспитание - деятельность, направленная на овладение общечеловеческими нормами нравственности, формирование внутренней системы моральных регуляторов поведения (совести, чести, собственного достоинства, долга и др.) способности делать выбор между добром и злом, измерять гуманистическими критериями свои поступки и поведение (Е.В. Бондаревская).
Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников заключается в освоении ими в процессе обучения и воспитания мировоззренческих знаний, формировании нравственных качеств личности в целях личностной самореализации, приобщения к культуре семьи, социальной группы, народа, общества, социализации в современном обществе.
Сделанные нами теоретические выводы подтвердились в процессе экспериментальной работы, которую мы провели на базе Муниципального до-школьного образовательного учреждения «Центр развития ребенка- д/с № 4»
п. Майский Белгородской области.
в старшей группе. В экспериментальную группу было включено 20 человек. Программа проведения экспериментальной работы предусматривала 3 этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
На констатирующем этапе эксперимента изучении уровня духовно-нравственного воспитания старших дошкольников посредством развиваю¬щей предметно-пространственной среды показало, что большая часть детей старшей группы обладают средним и низким уровнем духовно¬нравственного воспитания. Высокий уровень был выявлен у 25 % детей.
На формирующем этапе эксперимента, с целью повышения уровня духовно-нравственного воспитания старших дошкольников посредством развивающей предметно-пространственной среды была проведена работа по трём основным направлениям - работа с детьми; работа с семьей; работа с педагогами детского сада. Система работы была выстроена на основе принципов программы Гладких Л.П. «Мир - прекрасное творение», которая предлагает новые ориентиры в духовно-нравственном воспитании детей.
Работа на формирующем этапе эксперимента позволила нам выделить наиболее важные принципы организации совместной деятельности взрослых и детей по духовно-нравственному воспитанию: интеграция материала по со-держанию и видам детской деятельности при обучении; деятельностный подход к проведению мероприятий с детьми; подключение эмоционально¬чувственной сферы детей посредством развивающей предметно¬пространственной среды; обеспечение связи изучаемого материала с жизнью.
Поэтому работа по организации духовно-нравственного воспитания детей на основе православной культуры и традиций проходила по таким направлениям: духовно-образовательное (занятия, беседы, педагогические ситуации); воспитательно-оздоровительное (праздники, народные подвижные игры, ролевые и строительные игры, прогулки, экскурсии); культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки, экскурсии, концерты, просмотр видео); нравственно-трудовое (труд по самообслуживанию, уборка группы и территории, труд по интересам, продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам).
Формы взаимодействия взрослых и дошкольников включали в себя: игры нравственного и духовно-нравственного содержания; разнообразные виды творческой художественно-продуктивной деятельности детей, чтение и обсуждение художественной литературы авторов, проведение совместных праздников, педагогические ситуации, экскурсии, целевые прогулки (в Крестовоздвиженский храм, Преображенский собор, историко-краеведческий музей, фольклорный мини-музей в МБДОУ «Русская изба», Соборная площадь, парк «Победы», по историческим местам города и района); благотворительные акции, виртуальные путешествия, поисково-познавательная деятельность (проекты) и др.
Сравнительный анализ результатов, полученных в ходе выполнения контрольного и констатирующего этапов эксперимента показал, что высокий уровень духовно-нравственного воспитания на этапе контрольного эксперимента в исследуемой группе вырос на 32% и был выявлен у 57% детей (11 дошкольников). Средний уровень духовно-нравственного воспитания был определен у 38% детей (8 дошкольников). Эти результаты ниже на 12% по сравнению с результататми на констатирующем этапе эксперимента. Низкий уровень снизился на 20% и был выявлен у 5% детей (1 дошкольник).
Такой высокий результат мы связываем с эффективностью комплексной реализации в ходе формирующего эксперимента педагогических условий, обозначенных в гипотезе исследования, о том, что духовно¬нравственное воспитание старших дошкольников посредством развивающей предметно-пространственной среды будет эффективным при соблюдении следующих педагогических условий:
• создание развивающей предметно-пространственной среды для ознакомления детей с историей родного края (тематического центра в группе, выставок и коллекций, информационно-просветительских стендов для взрослых;
• создание необходимой атмосферы психологического комфорта (пробуждение эмоционального отклика на предметы искусства и исторические события, который «действует в механизме нравственной оценки, и вы-бор, который формирует нравственную позицию»);
• применение интегрированных видов деятельности по изучению православной и народной культуры, традиций и праздников;
• взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что развитие ребенка дошкольного возраста во многом зависит от организации предметно-развивающей среды в ДОУ. Развивающая предметно-пространственная среда дошкольников должна предоставлять ребенку условия для духовного воспитания и возможность «вычерпывать» из нее информацию, необходимую для постановки и решения задач той или иной деятельности.
Мы установили, что духовно-нравственное воспитание - деятельность, направленная на овладение общечеловеческими нормами нравственности, формирование внутренней системы моральных регуляторов поведения (совести, чести, собственного достоинства, долга и др.) способности делать выбор между добром и злом, измерять гуманистическими критериями свои поступки и поведение (Е.В. Бондаревская).
Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников заключается в освоении ими в процессе обучения и воспитания мировоззренческих знаний, формировании нравственных качеств личности в целях личностной самореализации, приобщения к культуре семьи, социальной группы, народа, общества, социализации в современном обществе.
Сделанные нами теоретические выводы подтвердились в процессе экспериментальной работы, которую мы провели на базе Муниципального до-школьного образовательного учреждения «Центр развития ребенка- д/с № 4»
п. Майский Белгородской области.
в старшей группе. В экспериментальную группу было включено 20 человек. Программа проведения экспериментальной работы предусматривала 3 этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
На констатирующем этапе эксперимента изучении уровня духовно-нравственного воспитания старших дошкольников посредством развиваю¬щей предметно-пространственной среды показало, что большая часть детей старшей группы обладают средним и низким уровнем духовно¬нравственного воспитания. Высокий уровень был выявлен у 25 % детей.
На формирующем этапе эксперимента, с целью повышения уровня духовно-нравственного воспитания старших дошкольников посредством развивающей предметно-пространственной среды была проведена работа по трём основным направлениям - работа с детьми; работа с семьей; работа с педагогами детского сада. Система работы была выстроена на основе принципов программы Гладких Л.П. «Мир - прекрасное творение», которая предлагает новые ориентиры в духовно-нравственном воспитании детей.
Работа на формирующем этапе эксперимента позволила нам выделить наиболее важные принципы организации совместной деятельности взрослых и детей по духовно-нравственному воспитанию: интеграция материала по со-держанию и видам детской деятельности при обучении; деятельностный подход к проведению мероприятий с детьми; подключение эмоционально¬чувственной сферы детей посредством развивающей предметно¬пространственной среды; обеспечение связи изучаемого материала с жизнью.
Поэтому работа по организации духовно-нравственного воспитания детей на основе православной культуры и традиций проходила по таким направлениям: духовно-образовательное (занятия, беседы, педагогические ситуации); воспитательно-оздоровительное (праздники, народные подвижные игры, ролевые и строительные игры, прогулки, экскурсии); культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки, экскурсии, концерты, просмотр видео); нравственно-трудовое (труд по самообслуживанию, уборка группы и территории, труд по интересам, продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам).
Формы взаимодействия взрослых и дошкольников включали в себя: игры нравственного и духовно-нравственного содержания; разнообразные виды творческой художественно-продуктивной деятельности детей, чтение и обсуждение художественной литературы авторов, проведение совместных праздников, педагогические ситуации, экскурсии, целевые прогулки (в Крестовоздвиженский храм, Преображенский собор, историко-краеведческий музей, фольклорный мини-музей в МБДОУ «Русская изба», Соборная площадь, парк «Победы», по историческим местам города и района); благотворительные акции, виртуальные путешествия, поисково-познавательная деятельность (проекты) и др.
Сравнительный анализ результатов, полученных в ходе выполнения контрольного и констатирующего этапов эксперимента показал, что высокий уровень духовно-нравственного воспитания на этапе контрольного эксперимента в исследуемой группе вырос на 32% и был выявлен у 57% детей (11 дошкольников). Средний уровень духовно-нравственного воспитания был определен у 38% детей (8 дошкольников). Эти результаты ниже на 12% по сравнению с результататми на констатирующем этапе эксперимента. Низкий уровень снизился на 20% и был выявлен у 5% детей (1 дошкольник).
Такой высокий результат мы связываем с эффективностью комплексной реализации в ходе формирующего эксперимента педагогических условий, обозначенных в гипотезе исследования, о том, что духовно¬нравственное воспитание старших дошкольников посредством развивающей предметно-пространственной среды будет эффективным при соблюдении следующих педагогических условий:
• создание развивающей предметно-пространственной среды для ознакомления детей с историей родного края (тематического центра в группе, выставок и коллекций, информационно-просветительских стендов для взрослых;
• создание необходимой атмосферы психологического комфорта (пробуждение эмоционального отклика на предметы искусства и исторические события, который «действует в механизме нравственной оценки, и вы-бор, который формирует нравственную позицию»);
• применение интегрированных видов деятельности по изучению православной и народной культуры, традиций и праздников;
• взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
Подобные работы
- Создание предметно-пространственной среды по физическому развитию детей старшего дошкольного возраста
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2017 - Проектирование развивающей предметно-пространственной
среды в дошкольной образовательной организации
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2017 - Теоретические аспекты социально- нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста средствами художественной деятельности
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 650 р. Год сдачи: 2022 - ПРОЕКТИРОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2018 - Воспитание социально-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством художественной деятельности
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2022 - КОНЦЕПЦИИ ПОСТРОЕНИЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННО РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДОО
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Воспитание доброжелательного отношения к окружающим у старших
дошкольников в театрализованной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2016 - Формирование эстетического вкуса у дошкольников средствами
предметно-пространственной среды (на примере класса театра)
Дипломные работы, ВКР, дизайн. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2016 - ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4690 р. Год сдачи: 2019



