ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ 8
1.1. Проблема речевое развитие дошкольников в процессе формирования
математических представлений в научной литературе 8
1.2. Средства речевого развития старших дошкольников в процессе
формирования математических представлений 12
1.3. Педагогические условия речевого развития старших дошкольников в
процессе формирования математических представлений 27
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ 39
2.1. Диагностика исходного уровня сформированности математических
представлений у старших дошкольников 39
2.2. Апробация педагогических условий, связанных с речевым развитием детей старшего дошкольного возраста в процессе формирования
математических представлений 50
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 63
ПРИЛОЖЕНИЕ
Развитие и становление всех сторон речи (лексической, грамматической, фонетической) в соответствии с особенностями и возрастными возможностями детей начинается с раннего возраста. На протяжении дошкольного детства обогащается и совершенствуется речь ребенка, которая становится одним из условий познания. В частности, усложняются и формируются функции речи: знаковая, коммуникативная, планирующая, экспрессивная и регулирующая (Л.С. Выготский, В.В. Гербова, В.С. Мухина и др.). На успешность обучения в школе существенно влияет уровень речевого развития.
Вопросы развития речи дошкольников рассматривались учеными в разных направлениях и аспектах: в процессе трудового воспитания (Р.В. Ивошкувене, А.Ю. Захарова, И.Г. Веретенникова и др.), в процессе ознакомления детей с природой (Н.Ф. Виноградова), математического развития на основе ознакомления с художественной литературой (Т.С. Шевченко), в процессе продуктивных видов деятельности - рисования, лепки, аппликации, конструирования и др. (Ю.Ф. Гаркуша, Г.И. Жаренкова, Е.А. Шилова, Л.И. Долгова, О.А. Вепрева, Т.А. Цквитария и др.). Исследователи выделяли, что в процессе работы у детей происходило активизация и обогащение словаря, а так же формировались умения, необходимые для развития таких качеств связной речи, как четкость, логичность, последовательность.
Полноценное и своевременное формирование речи в дошкольном возрасте - одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Чем правильнее и богаче речь ребенка, тем проще ему высказывать свои мысли, тем лучше его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Построение образовательного процесса в дошкольном образовании должно основываться на адекватных возрасту методах и формах работы с детьми, ориентирующих не только на подбор соответствующих методик для речевого развития ребенка, но и на создании педагогами комфортных условий, в которых ребенок не будет бояться совершения ошибок. Важность следования данному положению актуализируется в современных условиях перехода на новый федеральный стандарт дошкольного образования.
В настоящее время проблема математического развития детей дошкольного возраста приобретает большое значение, поэтому обучение математике в дошкольном образовательном учреждении направлено на развитие математического стиля мышления и формирование математических представлений, для которых характерны краткость, четкость, расчлененность, логичность мысли и точность, умение пользоваться символикой. Вопросы формирования математического развития и математических представлений детей дошкольного возраста отражены в работах А.В. Белошистой, А.М. Леушиной, З.А. Михайловой Н.И. Непомнящей, А.А. Столяра(57).
Под математическим развитием дошкольников следует понимать изменения и сдвиги познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования математических представлений и связанных с ними логических операций (А.В. Белошистая, З.А. Михайлова, Р. Непомнящая, Е.М. Щербакова, А.В.)
Вопрос о формировании и развитии математических представлений у детей рассматривался в работах Л.А. Венгера, Н.А. Ветлугиной, А.В. Белошистой, А.М. Леушиной, З.А. Михайловой, Н.И. Непомнящей, Е.А. Носовой, Т.Д. Рихтерман, А.А. Столяра, Т.В. Тарунтаевой, Е.И. Щербаковой, А.И. Фунтикова, Т.А. Мусейибовой и др. По мнению многих авторов, именно в дошкольном возрасте необходимо начинать развитие математических представлений, что у детей связано с их умственным развитием, социальной адаптацией и подготовкой к школьному обучению.
Математическими представления - это «элементарные знания о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для развития у ребенка дошкольного возраста житейских и научных понятий»; «образы памяти и воображения, полученные эмпирическим путем и связанные с понятиями количества, величины, пространства, времени, геометрической формой и фигурами» (15).
В дошкольной образовательной организации (ДОО) мы формируем и развиваем следующие математические представления: количественные, величинные, пространственные, геометрические и временные(34).
Развитием математической речи занимались: Н.В. Новоселова, А.Я. Хинчин, Б.В. Гнеденко, И.А. Гибш, М.В. Потоцкий, А.М. Пышкало, А.Д. Семушин, А.А. Столяр, А.И. Фетисов, С.И. Шварцбурд, Дж. Икрамов, Л.С. Выготский, В.В. Гербова, В.С. Мухина.
При формировании математических представлений дети усваивают словарь, который складывается из отдельных словосочетаний и слов, представленных глаголами и существительными, наречиями, числительными, прилагательными, частицами и предлогами. Его характерная особенность - значительное преобладание таких частей речи (прилагательных, числительных, предлогов, наречий), которые дети используют редко и не всегда точно в обычном речевом обучении.
О развитии речи вклад внесли следующие исследователи: Л.А.Пеньевская, Е.И.Тихеева, А.П.Усова, К.Д.Ушинский, Е.А.Флеринова.
А.П. Усова разработала теоретические основы обучения дошкольников, доказала необходимость обязательной программы для детского сада и занятий как формы обучения. Она писала, так как обучение родному языку является важнейшей задачей детского сада, оно играет большую роль в формировании мышления. Проблему развития речи вместе с А.П.Усовой разрабатывали Р.И.Жуковская, Н.С.Карпинская, Е.И.Радина, О.И.Соловьева.
Средства развития речи в процессе формирования математических представлений: дидактические игры и упражнения, малые фольклорные жанры, занимательный материал, математические песни.
В связи с этим мы выбрали следующую тему выпускной квалифицированной работы: «Речевое развитие старших дошкольников в процессе формирования математических представлений».
Проблема исследования: каковы педагогические условия речевого развития старших дошкольников в процессе формирования математических представлений. Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: речевое развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе формирования математических представлений.
Предмет исследования: педагогические условия речевого развития старших дошкольников в процессе формирования математических представлений.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть основные проблемы речевого развития старших дошкольников в процессе формирования математических представлений.
2. Раскрыть понятия «математическая речь», ее средства и особенности.
3. Определить и апробировать педагогические условия речевого развития старших дошкольников в процессе формирования математических представлений.
Гипотеза исследования: процесс речевого развития старших дошкольников в процессе формирования математических представлений будет более эффективным, если:
• осуществлять комплексный подход к развитию математической речи дошкольников;
• создавать развивающую речевую среду, позволяющую активизировать полученные математические знания, умения в речи;
• повышать компетентность воспитателя в подборе средств, направленных на развитие математической речи старших дошкольников (дидактические игры и упражнения, малые фольклорные жанры, занимательный материал, математические песни и др.).
В исследовании были применены следующие методы исследования:
• теоретические: анализ научной литературы, документации;
• эмпирические: тестирование, педагогический эксперимент,
анкетирование;
• количественный и качественный анализ полученных данных.
База исследования: Муниципального бюджетного дошкольного
учреждения детский сад № 49 г. Белгорода, старшая группа.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения.
Речевое развитие - это и процесс, и уровень познавательной деятельности подрастающего человека во всех ее проявлениях: знаниях, познавательных процессах, способностях и др. Оно осуществляется в результате воздействия на ребенка обстоятельств жизни и среды. Имеет значение и наследственный фонд задатков.
Вопросы развития речи дошкольников рассматривались учеными в разных аспектах и направлениях: в процессе ознакомления детей с природой (Н.Ф. Виноградова), в процессе трудового воспитания (Р.В. Ивошкувене, А.Ю. Захарова, И.Г. Веретенникова и др.), в процессе продуктивных видов деятельности - рисования, лепки, аппликации, конструирования и др. (Ю.Ф. Гаркуша, Г.И. Жаренкова, Е.А. Шилова, Л.И. Долгова, О.А. Вепрева, Т.А. Цквитария и др.) и математического развития на основе ознакомления с художественной литературой (Т.С. Шевченко).
В развитие речи вклад внесли следующие исследователи: К.Д.Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флеринова, Л.А. Пеньевская, А.П. Усова, А.А. Леонтьев, А.М. Леушина, А.Р. Лурия. Они отмечали, что ее необходимо развивать в процессе организованного обучения, в различных видах деятельности.
Развитием математической речи занимались: Н.В. Новоселова, А.Я. Хинчин, Б.В. Гнеденко, И.А. Гибш, М.В. Потоцкий, А.М. Пышкало, А.Д. Семушин, А.А. Столяр, А.И. Фетисов, С.И. Шварцбурд, Дж. Икрамов, Л.С. Выготский, В.В. Гербова, В.С. Мухина. О необходимости ее развития говорили многие авторы, рассматривая разнообразные средства ее развития.
На основе анализа научной литературы нами были выделены следующие педагогические условия, способствующие развитию речи в процессе формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста:
•осуществление комплексного подхода к развитию математической речи, включающей правильное речевое воспитание детей.
•создание развивающей речевой среды, позволяющей активизировать математическую деятельность с речью;
•повышение компетентности воспитателя в подборе средств, направленных на развитие математической речи (дидактические игры и упражнения, малые фольклорные жанры, занимательный материал, математические песни).
Изучив теоретические вопросы по проблеме речевого развития старших дошкольников в процессе формирования математических представлений, мы приступили к экспериментальной работе. В эксперименте принимали участие 20 детей в возрасте 5-6 лет МДОУ детский сад №49 г. Белгорода. Эксперимент состоял из 3 этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.
Цель констатирующего этапа эксперимента заключается в выявлении исходного уровня развития математической речи старших дошкольников.
На основе анализа психолого-педагогической литературы мы определили критерии и уровней формирования навыков речевого развития у старших дошкольников. Результаты нашего исследования были следующие:
• высокий уровень отмечался у 2 детей, что составляет 10%;
• средний уровень - у 12 детей, что составляет 60%;
• низкий уровень - у 6 детей, что составляет 30 %.
Целью формирующего этапа эксперимента была апробация педагогических условий по речевому развитию старших дошкольников в процессе формирования математических представлений.
Работа осуществлялась в следующих направлениях: работа с детьми старшей группы, работа с воспитателями.
В результате сравнительного анализа данных следует вывод, что позитивная динамика изменений дошкольников возможна в условиях специально организованной работы. До эксперимента высокий уровень был у 2 детей (10%), после эксперимента - у 6 детей(30%), средний уровень до эксперимента был у 12 детей (60%), после эксперимента - у 12 детей (65%), низкий уровень до эксперимента был у 6 детей (30%), после эксперимента - у 1 ребенка (5%). В целом, проведенная экспериментальная работа позволяет сделать вывод о том, что заявленные педагогические условия гипотезы нашли свое подтверждение.
Таким образом, гипотеза нашего исследования подтвердилась, все поставленные задачи решены, наметились перспективы дальнейшего работы в данном направлении.
1. Абрамян Л.А., Антонова Т.В., Артемова Л.В. и др. / Игра дошкольника/ под ред. Новоселовой С.Л. -М., 2001
2. Арест М. Я., Тупичкина Е. А. Центральная задача математического образования на современном этапе // Электронный ресурс. Режим доступа: math-edu.ucoz. ru
3. Артамонова О. А. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности // Дошкольное воспитание. 2005. - №4.- С. 37-42.
4. Белошистая А. В. //Что такое математическое развитие дошкольников // Детский сад: теория и практика. 2012. - № 1.- С. 6-17.
5. Белошистая А.В. Дидактическая и методическая классификация заданий математического содержания // Современный детский сад. -2012.- № 3. - С.31-38.
6. Белошистая А.В. Математическое развитие ребенка в системе дошкольного и начального школьного образования (математика): Автореф. дис. ... докт. пед. наук. - М., 2003.
7. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических
способностей дошкольников. - М., 2003. - 400 с.
8. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических
способностей дошкольников: Вопросы теории и практики. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. 400с.
9. Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика/ Л.Р.Болотина, Т.С. Комарова.- М.: Академия , 1998.- 240 с.
10. В.Лаптевой «Музыкальная математика для детей 4-7 лет» Москва, «Сфера» 2003 год.
11. Варфоломеева С. В. Усиление общеобразовательной функции обучения математике на основе использования ее взаимосвязи с языковыми дисциплинами: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2000.
12. Васильева М.А., Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Примерная
общеобразовательная программа дошкольного образования соответствует ФГОС Издательство Мозаика синтез Москва, 2014
13. Вербенец А.М. Математическое развитие старших дошкольников на основе интегративного подхода //Детский сад: теория и практика. 2012. - № 1. - С.44-69.
14. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. / Гл. ред. А.В. Запорожец. - Т. 5. - М.: Педагогика, 1983. - 369 с.)
15. Гогоберидзе А.Г., Солнцевой О.В.. (Дошкольная педагогика с
основами методик воспитания и обучения / — СПб.: Питер, 2013. — 464 с.
16. Голд Е. А. Создание условий для развития речи детей на примере лексической темы «Знакомство с родным городом»// Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 47-50.
17. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой.- СПб.: Питер, 2014. - 464 с.
18. Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006.
19. Жикалкина Т.К. Система игр на уроках математики в 1 и 2 классах. - М., 2000.- 120 с.
20. Жуйкова Т. П. Музыкально-математические средства в обучении детей дошкольного возраста элементарным математическим представлениям / Т. П. Жуйкова // Молодой ученый. — 2014. — №12. — С. 267-270.
21. Зуева Л.Ю. Математика это интересно / Н.А. Зайцева. - М.: АРС - Пресс, 2010. - 276 с.
22. Интеграция образовательных областей в педагогическом процессе ДОУ /под ред.О.В. Дыбиной. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.
23. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников / Л.Г.
Нисканен. - М.: Академия, 2002.- 109 с.
24. Карелина И.О. Методика обучения и воспитания в области
дошкольного образования: курс лекций: учебно-методическое пособие / И.О.Карелина. - Рыбинск, 2012. - 68 с.
25. Киреева Л. Г. Организация предметно-развивающей среды: из опыта работы. - Волгоград: Учитель, 2009. 143 с.
26. Кларина Л. М. Общие требования к проектированию моделей образовательной среды, способствующей познавательному развитию дошкольников // Готовимся к аттестации! СПб. : Детство-Пресс, 1999.
С. 9-1
27. Колосова И.В. / Журнал дошкольное воспитание/- №6-. 2010.
28. Кушин В.С. Общие основы педагогики. - Р-н/Д.: Март, 2002.
29. Комплексный подход к развитию речи старших дошкольников в процессе формирования математических представлений в дошкольной образовательной организации. Браташ Э.Е., Шаталова Е.В.
30. Лазарева М.В. Интегрированное обучение детей в дошкольных образовательных учреждениях (Методологический анализ): Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - М., 2010.
31. Математика до школы: пособие для воспитателей детских садов и родителей.-Ч.1.- / А.А. Смоленцева, О.В. Пустовой. - СПб: Детство- пресс, 2003.- 191 с.
32. Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития
школьника. М.: Педагогика, 2000 -218 с.
33. Методические советы к программе «Детство». - СПб.: Детство-Пресс,
2003. - 304 с.
34. Михайлова З.А. и др. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008. 384с.
35. Михайлова З.А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста / З.А. Михайлова, Е.А. Носова, А.А. Столяр, М.Н. Полякова, А.М. Вербенец и др. - СПб.: «ДЕТСВО-ПРЕСС», 2008.
36. Михайлова З.А. Теория и технологии математического развития детей дошкольного возраста / З.А. Михайлова, Е.А. Носова, А.А. Столяр,
А.М. Вербенец и др. - СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008. - 384с.
37. Михайлова З.А., Игровые занимательные задачи для дошкольников - Москва: Просвещение, 2006 - с. 96).
38. Михеева Е. В. Новые подходы к организации логико-математического развития детей дошкольного возраста // Детский сад: теория и практика. 2012.- № 1.- С. 64-70.
39. Немов Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн.- 4-е изд./ Р.С. Немов.-М.: Владос, 2001.- 608 с.
40. Нищеева Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации. СПб: Детство-Пресс, 2010. 128 с.
41. Новикова В. П. Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст. М. : Мозаика-Синтез. 2000. 112 с.
42. Новоселов С.А., Воронина Л.В. Инновационная модель
математического образования в период дошкольного детства // Педагогическое образование в России. - 2009. - № 3. - С. 25-37.
43. Педагогическая энциклопедия. Т.З. Н-СН.- М.: Советская
энциклопедия, 1996.-879с.
44. Пидкасистый П.И. Педагогика. Учебное пособие для студентов
педагогических вузов и педагогических колледжей / - М:
Педагогическое общество России, 1998. - 640 с.
45. Репина Г.А. Математическое развитие дошкольников: современные направления. М.: ТЦ Сфера, 2008. 128с.
46. Савенков А.И. Готовим ребенка к школе. Учим учиться самостоятельно. Ярославль: Академия развития, 2008. 160с.
47. Смоленцева А. А., Пустовойт О. В., Михайлова 3. А., Непомнящая Р. Л. Математика до школы. СПб. : Детство-Пресс, 2010. - 192 с.
48. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи детей. - М.: Academia, 2009. -256 с.
49. Стожарова М. Ю., Михалева С. Г. Формы организации математической деятельности детей старшего дошкольного возраста // Детский сад: теория и практика. 2012.- № 1.- С. 70-75.
50. Худяков В.Н. Организационно-педагогические проблемы
формирования математической культуры у учащихся
профессиональных учебных заведений / В.Н. Худяков. - Челябинск: Челяб. фил. ин-та проф. образования, 1994. - 87 с.
51. Шаталова Е. В., Бельчикова О. В., Формы реализации преддошкольного образования детей старшего дошкольного возраста // Малая школа: проблемы и перспективы развития в современных условиях: Сборник научно-методических трудов. Белгород, 2009. 170 с.
52. Шаталова Е.В. Педагогическая практика по теории и методике
развития математических представлений у детей дошкольного
возраста: Учебно-методическое пособие. Белгород: ИПЦ
«ПОЛИТЕРРА», 2005 .- 75 с.
53. Шаталова Е.В. Речевое развитие старших дошкольников в процессе формирования математических представлений // Детский сад: теории и практика. 2012.- №1.- С. 36-43.
54. Шаталова Е.В. Речевое развитие старших дошкольников в процессе формирования математических представлений // Детский сад: теория и практика. - 2012. - №1. - С. 36-43.
55. Шевелев К.В. Развивающие игры для дошкольников.- М.: Изд-во института психотерапии, 2001.- 100 с.
56. Щербакова Е И. Методика обучения математике в детском саду. - М.: Издательский центр «Академия», 2004.
57. Щербакова Е. И. Теория и методика математического развития
дошкольников: Учеб. пособие / Е. И. Щербакова М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж:
Издательство НПО «МОДЭК», 2005. - 392 с.)
58. Щербакова Е. И. Теория и методика математического развития дошкольников. М. : Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. 392 с.
59. Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду / Е.И. Щербакова. - М: Издательский центр «Академия», 1998. -272 с.)
60. Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду.- М.: Академия, 2004.- 150 с.
61. Щербакова Е.Н. Теория и методика математического развития дошкольников. М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. 392с.
62.Эльконин Д.Б. Детская психология/ Д.Б. Эльконин.-М.: Академия,
2004. - 362 с.
63. http://mbdoy34.ucoz.ru/_graf/program/starshij_vozrast.pdf(Учебная рабочая программа по реализации образовательной программы ДОУ)
64. http://www.xn--22-6kcpbe8fh.xn--p1ai/_ld/2/294_01.pdf(Рабочая программа)