ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ
ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ В УСЛОВИЯХ ЗАПРЕТОВ И ОГРАНИЧЕНИЙ
ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 8
1.1. Сущность и содержание работы таможенной
службы в условиях запретов и ограничений внешнеторговой деятельности 8
1.2. Нормативно-правовое обеспечение работы
таможенной службы в условиях запретов и ограничений внешнеторговой деятельности 26
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА РАБОТЫ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ В УСЛОВИЯХ ЗАПРЕТОВ И ОГРАНИЧЕНИЙ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ТАМОЖНИ) 32
2.1. Анализ работы Белгородской таможни в условиях
запретов и ограничений внешнеторговой деятельности 32
2.2. Направления совершенствования работы
таможенной службы в условиях запретов и ограничений внешнеторговой деятельности 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЯ 65
Актуальность темы дипломного исследования. Неотъемлемой функцией любого государства, стремящегося обеспечить свою экономическую безопасность и политическую независимость, является регулирование внешнеэкономических отношений. Государство может определять специальный порядок проникновения в страну иностранных производителей товаров и услуг, в рамках национальной территории. Государство так же может проводить специальные мероприятия, которые направлены на защиту отечественного рынка, а именно, его производителей и потребителей, и создавать благоприятные условия для эффективного развития экспортных производств. Это и обуславливает использование нетарифных методов государственного регулирования международной торговли. Наиболее эффективно применяется система нетарифного регулирования развитыми странами в рамках внешнеторговой политики .
В экономической теории признана необходимость государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Надобность в государственном регулировании внешнеэкономической деятельности подтверждена практикой ведения бизнеса новых индустриальных и промышленно развитых стран. Торговая политика Российской Федерации является важным составляющим элементом экономической политики Российской Федерации.
«Целью торговой политики Российской Федерации является создание благоприятных условий для российских экспортеров, импортеров, производителей и потребителей товаров и услуг »1.
Запреты и ограничения в таможенной сфере представляют собой самостоятельные правовые категории, которые имеют значимую важность для определения сущности таможенных правоотношений.
К ведущим направлениям деятельности таможенной службы в условиях запретов и ограничений внешнеторговой деятельности относятся: обеспечение контроля правильности классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС, предоставление тарифных преференций, определение страны происхождения товаров, обеспечение соблюдения установленных в соответствии с международными договорами государств-членов ЕАЭС и законодательством Российской Федерации запретов и ограничений в отношении товаров, ввозимых в Российскую Федерацию и вывозимых из Российской Федерации.
Специфика запретов и ограничений в сфере таможенного дела проявляется в составе сформированных государствами-членами ЕАЭС критериев правового влияния, которое направлено на основание устанавливающегося начала внешнеэкономической деятельности и на защиту экономической безопасности государства. Нормы о запретах и ограничениях в таможенной сфере регламентируются в актах международного уровня.
Следует отметить, что ключевое место в технологической схеме таможенного контроля занимает деятельность по контролю правильности классификации товаров, которая лежит в основе дальнейшего таможенного декларирования товаров, применения мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством ЕАЭС и таможенным законодательством РФ, контроля таможенной стоимости. Классификация товаров - это одно из значимых и сложных направлений деятельности таможенных органов Российской Федерации.
Степень разработанности темы дипломного исследования. В настоящее время имеются исследования, представляющие существенный и немаловажный интерес применительно к теме данной дипломной работы.
Вопросы работы таможенной службы в условиях запретов и ограничений внешнеторговой деятельности освещались в работах таких ученых, как: П. А. Баклаков, М. Ю. Бердина, В. А. Гайфутдинов, A. В. Даюб, Е. В. Зыбина, Ю. С. Кузьмова, А. В. Кулешов, B. В. Покровская, Н. А. Степура, О. В. Шишкина и др.
Основными направлениями применения государством нетарифных мер регулирования внешнеторговой деятельности являются современные подходы в работе таможенной службы в условиях запретов и ограничений, учитывая особенности современного состояния внешнеторговой деятельности. Они описаны в работах Е. С. Аконовой, И. Н. Диденко, И. И. Дюмулена, А. П. Киреева и др.
Существенное значение для проводимого исследования, которое в большей степени характеризует важность и значимость использования запретов ограничений в таможенных органах, представлены в работах Ю. Н. Грачева, Г. Д. Крылова, А. Н. Холопова, В. И. Черенкова и др.
Однако в результате проведенных исследований не была должным образом раскрыта работа таможенных органов в условиях запретов и ограничений внешнеторговой деятельности. Следовательно, исследуемая тема нуждается в дальнейшем рассмотрении и модернизации.
В качестве проблемы исследования выступает противоречие между необходимостью совершенствования работы таможенной службы в условиях запретов и ограничений внешнеторговой деятельности и недостаточной разработанностью методов по устранению этой сложности. На практике неразрешенность этого противоречия приводит к снижению эффективности работы таможенных органов в условиях запретов и ограничений внешнеторговой деятельности.
Объектом дипломного исследования является деятельность таможенной службы в условиях запретов и ограничений.
В качестве предмета исследования выступают технологии работы таможенной службы в условиях запретов и ограничений внешнеторговой деятельности.
Цель исследования дипломной работы заключается в разработке рекомендаций по совершенствованию работы таможенной службы в условиях запретов и ограничений внешнеторговой деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1) изучить теоретические основы деятельности таможенной службы в условиях запретов и ограничений;
2) рассмотреть организационно-правовые основы деятельности таможенной службы в условиях запретов и ограничений;
3) проанализировать практику работы Белгородской таможни в условиях запретов и ограничений внешнеторговой деятельности;
4) предложить направления совершенствования работы таможенной службы в условиях запретов и ограничений внешнеторговой деятельности.
Теоретико-методологической основой исследования выступают основные положения количественного подхода, которые изложены в исследованиях и научных трудах А. А. Вологдина, И. И. Дюмулена, Г. В. Михайловой, В. В. Покровской и др., которые позволили рассмотреть процесс работы таможенных органов в условиях запретов и ограничений как целостную систему, изменяющуюся в результате взаимодействия отдельных элементов с внешней средой.
Для проведения анализа некоторых практических данных дипломной работы важную роль в процессе исследования играли такие методы как: анализ и синтез, сравнение и сопоставление, анализ данных.
Эмпирическую базу исследования составили: Таможенный кодекс Евразийского экономического союза ЕАЭС, федеральные законы, документы Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), соглашения, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации.
Структура дипломной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы, а также приложений.
Запреты и ограничения в таможенной сфере представляются самостоятельными правовыми категориями, которые имеют ключевое значение для определения сущности таможенных правоотношений.
Объявление государством о концепции устранения общественно вредных явлений в самой правовой норме концентрируется в управленческой роли правовых запретов и ограничений. Юридическая природа реализации запрещающей нормы проявляется в том, что в ходе ее соблюдения субъекты осуществляют свою обязанность перед государством.
Принимая во внимание особенность таможенных правоотношений в целом, следует отметить определенные черты запретов и ограничений как социально-правовых категорий, которые применяются государством для регулирования правоотношений в области таможенных правоотношений.
Запреты и ограничения в таможенной сфере являются сложными правовыми категориями, которые необходимо анализировать в единстве с учетом внутренних связей между составными их частями. Вследствие этого при реализации норм административного права, которые определяют режим правовых запретов и ограничений в таможенной сфере, возникает целый комплекс административных правоотношений как процессуального, так и материального характера. Административные правоотношения, которые возникают из-за реализации правовых запретов и ограничений в таможенной сфере правоохранительную направленность. Таким образом, кроме регулятивной функции, запреты и ограничения в таможенной сфере осуществляют превентивную и охранительную функции.
Природа запретов и ограничений в сфере таможенного дела выражается в комплексе выработанных государствами-членами ЕАЭС мер правового воздействия, направленных на защиту экономической безопасности государства, создание благоприятного фундамента внешнеэкономической деятельности. Нормы о запретах и ограничениях в таможенной сфере регламентируются в актах международного уровня.
Следует отметить экономический характер данных категорий. Что касается механизма реализации запретов и ограничений в области таможенных правоотношений, правил соблюдения запретов и ограничений в сфере таможенного дела, то конструкция данного механизма регламентируется в нормах и положениях национального права с учетом специфики внутригосударственного законодательства.
Механизм обеспечения соблюдения запретов и ограничений в части исключения двоякого толкования перечней (списков) подконтрольных товаров при их отнесении или неотнесении к объектам таможенного контроля имеет место быть в совершенствовании. К необходимым элементам совершенствования можно отнести сокращение количества документов и времени, обеспечение прозрачности осуществления таможенных операций, нужных для совершения таможенных процедур при импорте (экспорте) товаров.
Совершенствование таможенного регулирования предполагает развитие таможенных технологий, и повышение эффективности применения мер по совершенствованию таможенных операций, тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности с учетом активного обеспечения продвижения национальных интересов Российской Федерации во внешнеэкономической сфере, содействия развитию добросовестной конкуренции хозяйствующих субъектов путем формирования более благоприятных условий ведения внешнеэкономической деятельности для ее законопослушных участников, а также упреждающего реагирования на угрозы экономической безопасности Российской Федерации.
В качестве одного из направлений совершенствования работы таможенной службы в условиях запретов и ограничений внешнеторговой деятельности можно выделить разработку совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти предложений, касающихся совершенствования таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, в целях реализации курса на технологическое развитие и модернизацию страны, а также поддержку научно-технической сферы.
Дополнить к вышеизложенному можно следующий момент - это дальнейшая модернизация системы управления рисками с учетом необходимости создания методологической, информационно-технической и нормативно-правовой основы единой системы управления рисками ЕАЭС.
В рамках системы управления рисками направление совершенствования работы таможенной службы в условиях запретов и ограничений внешнеторговой деятельности включает развитие субъектно-ориентированного подхода путем категорирования участников внешнеэкономической деятельности. Такой метод применим в целях реализации принципа выборочности при проведении таможенного контроля .
Необходимо выделить тот факт, что обязательность соблюдения запретов и ограничений применяется при помещении товаров под любые таможенные процедуры. В этом случае лица обязаны соблюдать запреты и ограничения, а также требования законодательства, установленные в целях валютного регулирования и валютного контроля.
Запреты и ограничения - это совокупность мер, использующаяся в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающая меры нетарифного регулирования, меры, вводимая исходя из национальных интересов и затрагивающие внешнюю торговлю товарами, особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, меры экспортного контроля, в том числе в отношении технического регулирования, продукции военного назначения, а также карантинные, санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, фитосанитарные и радиационные требования, которые установлены международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов ЕАЭС.
Запреты и ограничения в таможенной сфере имеют задачи и цели. Достижение задач и целей преобразуется в механизм реализации запретов и ограничений, который представлен комплексом национально-государственных средств и который обеспечивает соблюдение правил о запретах и ограничениях. В этом механизме имеются нормы и принципы административного права, устанавливающие меры государственного принуждения (ответственности), система исполнительных органов власти, которые наделены компетенцией в сфере таможенного дела, профилактические и административно-предупредительные меры, правоотношения, механизм разрешения споров.
Для достижения эффективности механизма реализации запретов и ограничений в таможенной сфере важное значение имеет строгое соблюдение правоприменительными органами правил назначения административного наказания при наличии согласованного и непротиворечивого таможенного законодательства, полноценно регулирующего все вопросы соответствующей области общественных отношений. Достижение цели административной ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела возможно при условии действенности свойства исполнимости наказания, претворения в жизнь наложенных мер ответственности, а также повышения эффективности мер процессуального принуждения.
Федеральная таможенная служба Российской Федерации, в соответствии с таможенным законодательством осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в области таможенного дела. Действующая в настоящее время система запретов и ограничений при перемещении товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза является тем самым инструментом, с помощью которого государство может отстаивать как политические, так и экономические интересы.
Для защиты интересов отечественных товаропроизводителей и населения страны используют инструменты таможенного регулирования. Наиболее эффективными инструменты таможенного регулирования, являются таможенный тариф и нетарифные меры, такие как квотирование и лицензирование ввозимых товаров.
Многогранность системы запретов ограничений позволяет охватить все сферы внешнеторговой деятельности и эффективно контролировать перемещение товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, обеспечивая при этом политическую и экономическую стабильность государства.
1. Договор о Евразийском экономическом союзе (в ред. от 08.05.2015) [Текст] : подписан в г. Астане 29 мая 2014 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2015. - №8. - Ст. 1107.
2. Таможенный кодекс ЕАЭС от 1 января 2018 г. [Текст] // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2018. - №.12 - Ст. 2757 .
3. О едином нетарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации [Текст] : решение Межгоссовета ЕЭК на уровне глав государств от 27 ноября 2009 г. №19 // Российская газета. - 2013. - 30 ноября.
4. Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами и Положения о применении ограничений [Текст] : решение Коллегии Евразийской экономической Комиссии от 16 августа 2012 г. № 134 (от ред. 6 октября 2015 г.) // Российская газета. - 2015. - 13 декабря.
5. О единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран [Текст] : Соглашение от 9 июня 2009 г. // Российская газета. - 2014. - 30 ноября.
6. О порядке введения и применении мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами, на единой таможенной территории в отношении третьих стран [Текст] : Соглашение от 9 июня 2009 г. // Российская газета. - 2013. - 30 ноября.
7. О Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств [Текст] : Соглашение от 20 ноября 2009 г. (ред. от 30 октября 2015 г.) // Российская газета. - 2015. - 18 декабря.
8. Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности [Текст] : федер. закон от 8 декабря 2003 г. №164-ФЗ // Российская газета. - 2013. - 18 декабря.
9. О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров [Текст] : федер. закон от 8 декабря 2008 г. №165- ФЗ // Российская газета. - 2013. - 17 декабря.
10. О Федеральной таможенной службе [Текст] : Постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2013 г. № 809 // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2013. - № 38. - Ст. 4823.
11. О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года [Текст] : Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 2575-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2013. - № 2. - Ст. 109.
12. О единой форме заключения (разрешительного документа) на ввоз, вывоз и транзит отдельных товаров, включенных в единый перечень товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования в торговле с третьими странами, и методических указаниях по ее заполнению [Текст] : Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16 мая 2012 г. №45 (ред. от 04 сентября 2017) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2017. - №10. - Ст. 3487.
13. Об утверждении инструкции о действиях должностных лиц
таможенных органов, осуществляющих классификацию товаров и таможенный контроль при проверке правильности классификации товаров по Единой товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности ЕАЭС [Текст] : Приказ ФТС России от 15 октября 2013 г. № 1940 // Собр.
законодательства Рос. Федерации. - 2013. - №7. - Ст. 3177.
14. О распределении полномочий по принятию предварительных решений по классификации товаров по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза между Федеральной таможенной службой и определяемыми ею таможенными
органами [Текст] : Приказ ФТС России от 24 сентября 2012 г. №1907 (ред. от 15 января 2016) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2016. - №4. -
Ст. 5529.
15. Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы и определяемых ею таможенных органов по предоставлению государственной услуги по принятию предварительных решений по классификации товаров по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза [Текст] : Приказ ФТС России от 18 апреля 2012 г. № 760 (ред. от 19 декабря 2014) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2014 - №7. - Ст. 3481.
16. Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги по принятию предварительных решений о стране происхождения товара [Текст]: Приказ ФТС России от 30 сентября 2011 г. № 1978 (ред. от 03 июля 2015 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2015 - №9. - Ст. 8952.
17. Официальный сайт Министерства промышленности и торговли Российской Федерации [Электронный ресурс] : Внешнеэкономические отношения / Статистические показатели импорта. - Режим доступа: http:// minpromtorg.gov.ru.htm (дата обращения: 09.04.2018).
18. Аконова, Е. С. Международная экономика [Текст] / Е.С. Аконова.-Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. - 300 с.
19. Андреева, Е. И. Проблемы терминологии при идентификации и классификации товаров во внешнеэкономической деятельности [Текст] / Е. И. Андреева, Е. В. Красильникова, Л. В. Кучинская, А. Н. Караулова. - М.: изд-во Российской таможенной академии, 2013. - № 3. - С. 37-43.
20. Баклаков, П. А. Запреты и ограничения внешнеторговой деятельности [Текст] / А. П. Баклаков, В.А. Гайфутдинов, Е. В. Зыбина, А. В. Кулешов, Н.А. Степура, О.В. Шишкина. -СПб.: ИЦ Интермедия, 2013.-108 с.
21. Бердина, М. Ю. Регулирование внешнеэкономической деятельности [Текст] / М. Ю. Бердина, А. В. Даюб, Ю. С. Кузьмова. - СПб.: ГОУ ВПО «СПбГУ ИТМО», 2013. - 101с .
22. Блудова, С. Н. Основы внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации [Текст] / С. Н. Блудова, А. В. Гвоздиков, Ж. А. Попова, Э. А. Русецкая. Основы внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации. - М.: КноРус, 2017. - 196 с.
23. Ванина, И. С. Нетарифные ограничения в системе внешнеторгового регулирования: зарубежный и отечественный опыт [Текст] / И. С. Ванина. - М.: Научная книга, 2015. - 140 с.
24. Вологдин, А. А. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности [Текст] / А. А. Вологдин. - М.: Изд-во Юрайт , 2013. - 445 с.
25. Воротынцева, Т. М. Экономические меры таможенного регулирования на защите продовольственного рынка [Текст] / Т. М. Воротынцева. - Люберцы: Российская таможенная академия, 2016. - 129 с.
26. Грачев, Ю. Н. Внешнеэкономическая деятельность. Организация и техника внешнеторговых операций [Текст] / Ю. Н. Грачев. - М.: Интел- Синтез, 2015. - 544 с.
27. Данильцев, А. В. Международная торговля: инструменты регулирования [Текст] / А. В. Дальницев. - М., 2014. - 320 с.
28. Джабиев, А. П. Запреты и ограничения внешнеторговой деятельности [Текст] / А. П. Джабиев. - М.: Экономика, 2014. - 303 с.
29. Диденко, И. Н. Основы внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации [Текст] / И.Н. Диденко. - СПб.: Питер, 2014. - 182 с.
30. Дьякова, И. С. Нетарифные барьеры в торговле промышленно развитых странах [Текст] / И. С. Дьякова. - М.: Экономика, 2013. - 105 с.
31. Дюмулен, И. И. Нетарифные ограничения в международной торговле [Текст] / И. И. Дюмулен. - М.: ВАВТ, 2013. - 174 с.
32. Ефремова, Е. И. Анализ проблем определения страны происхождения товаров в таможенных целях [Текст] / Е. И. Ефремова // Сборник тезисов докладов конгресса молодых ученых. - 2015. - С. 34 - 42.
33. Завершинская, М. В. Правоотношения в области таможенного дела [Текст] / М. В. Завершинская. - Саратов, 2014. - С. 173.
34. Касьянова, Г. Ю. Экспорт и импорт [Текст] / Г. Ю. Касьянова. - М.: АБАК, 2015. - 534 с.
35. Киреев, А. П. Международная экономика. Международные отношения [Текст] / А.П. Киреев. - М., 2013. - 249 с.
36. Костин, А. А. Система управления рисками при осуществлении таможенного контроля [Текст] / А. А. Костин. - СПб.: Интермедия, 2014. - 224 с.
37. Костин, А. А. Правовые и организационные основы совершенствования таможенного контроля в ЕАЭС . Актуальные проблемы развития таможенного дела [Текст] / А. А. Костин. - М.: Экономика, 2016. -
С. 26-29.
38. Крылов, Г. Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии. 3-е изд., перераб.и доп. [Текст] / Г.Д. Крылов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. - 195 с.
39. Макрусев, В. В. Актуальные аспекты реализации концепции сервисно-ориентированного таможенного администрирования [Текст] / В. В. Макрусев. - М.: Юрист, 2017. - № 2. - С. 40-43.
40. Михайлова, Г. В. Количественные ограничения и запреты в международной торговле [Текст] / Г.В. Михайлова. - СПб., 2014. - С. 62-71.
41. Нечаев Б. П., Носенкова А. В. Основные принципы таможенного регулирования в Евразийском экономическом союзе [Текст] / Б. П. Нечаев,
A. В. Носенкова. - Люберцы:Российская таможенная академия, 2016. - 129 с.
42. Покровская, В. В. Внешнеэкономическая деятельность [Текст] /
B. В. Покровская. - М.: Издательство Юрайт, 2015. - 731 с.
43. Прокушев, Е. Ф. Лицензирование экспорта и импорта товаров [Текст] / Е. Ф. Прокушев, О. П. Матвеева. - М.: Маркетинг, 2013. - 136 с.
44. Свинухов, В. Г. Классификация мер нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности России [Текст] / В. Г. Свинухов // Право и экономика. -2014. - №8. - С. 38-41.
45. Соколянская А. Н. Преференциальные правила определения страны происхождения товаров в региональных торговых соглашениях [Текст] / А. Н. Соколянская. - Москва, 2016. - 68 с.
46. Трошкина, Т. Н. Меры нетарифного регулирования и экспортного контроля в таможенной практике [Текст] / Т. Н. Трошкина. - Спб., 2016. - №10. - С. 56-88.
47. Тутнов, А. И. Особенности административной ответственности в сфере таможенных правоотношений [Текст] / А. И. Тутнов. - М.: РГБ ОД,
2014. - 194с.
48. Фролов, В. А. Административно-правовой механизм реализации запретов и ограничений в сфере таможенного дела [Текст] / В. А. Фролов. - Люберцы, 2014. - 194 с.
49. Халипов, С. В. Таможенное право [Текст] / С. В. Халипов - М.: Юрайт, 2014. - 102 с.
50. Хмельницкий, В. Н. Нетарифные меры регулирования внешней торговли: особенности применения в современных условиях / Экономика и бизнес: теория и практика [Текст] / В.Н. Хмельницкий. - М. 2017. - №7. - С. 89-93.
51. Ходыкина, А. И. Внешнеэкономическая деятельность приграничных регионов [Текст] / А. И. Ходыкина // Экономика и социум. -
2016. - №2 (21). - С. 980-984.
52. Холопов, А. Н. Внешнеторговая политика: нетарифные
методы регулирования международной торговли [Текст] / А. Н. Холопов. - М.: МЭиМО, 2015. - 199 с.
53. Черенков, В. И. Внешнеэкономическая деятельность [Текст] / В. И. Черенков. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. - 541 с.
54. Чечик, А. М. Товароведение и экспертиза товаров культурно-бытового назначения [Текст] / А. М. Чечик. - М.: Дашков и Ко, 2013. - 536 с.
55. Щебарова, Н. А. Государственное регулирование: соотношение свободы торговли и протекционизма [Текст] / Н. А. Щебарова. // Мировая экономика. - 2015. - №3. - С. 35-38.