Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОЦЕНКА УЧИТЕЛЕМ СВОИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О НИХ У ПЯТИКЛАССНИКОВ

Работа №71610

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы96
Год сдачи2018
Стоимость4220 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
28
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические проблемы оценки своих профессиональных качеств учителями и представление о них у пятиклассников 6
1.1. Профессиональное и личностное развитие современного педагога 6
1.2. Проблема оценивания учителем своих профессиональных
качеств 11
1.3. Особенности системы отношений «учитель-ученик» в средних
классах школы 31
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование оценки учителями своих профессиональных качеств и представление о них у пятиклассников... 37
2.1. Организация и методы исследования 37
2.2. Анализ оценки учителями своих профессиональных и
личностных качеств 41
2.3. Представление о профессиональных качествах учителей и
оценка их деятельности пятиклассниками 50
2.4 Анализ характера связи между оценкой своих профессиональных качеств учителями и оценка их деятельности пятиклассниками
2.5. Рекомендации по организации работы с учителями- предметниками по профессиональному саморазвитию 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 65
ПРИЛОЖЕНИЯ 71
Приложение 1. Диагностические методики в порядке их 71
предъявления. Приложение 2. Сводные таблицы полученных данных 89
Приложение 3. Результаты статистической обработки данных 90


Актуальность исследования. Развитие современной системы образования, внедрение федеральных государственных образовательных и профессиональных стандартов актуализируют проблему расширения функций педагога, который на сегодняшний день должен выполнять не только традиционные обучающую и воспитательную, но и научно-исследовательскую, мониторинговую, диагностическую, методическую, физкультурно-оздоровительную и другие функции.
Образовательный стандарт определяет основные обязанности педагога: учителю необходимо осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию образовательных программ, учебных планов, соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики, систематически повышать свою квалификацию, профессиональный уровень.
Различные аспекты профессионального саморазвития педагогов рассматриваются в исследованиях Н.В. Кузьминой [23], С.В. Дзюбенко [14], Е.И. Артамоновой [2], Л.М. Митиной [33], Т.В. Рогачева [40], Н. Н. Никитина [37] и других авторов.
Педагогу необходимо все время самосовершенствоваться, искать новые знания. Он должен быть не транслятором знаний, не «урокодателем», а человеком, который способен проектировать образовательную среду ребенка, класса, школы. Он должен быть активным пользователем информационно-коммуникативных технологий обучения.
Проблема исследования каковы особенности связи между оценкой учителями своих профессиональных качеств и представлениями о них у пятиклассников?
Цель исследования: изучить характер связи оценки учителями своих профессиональных качеств и представлений о них у пятиклассников.
Объект исследования: оценка учителями своих профессиональных качеств.
Предмет исследования: связь оценки учителями своих профессиональных качеств и представлений о них у пятиклассников.
Гипотеза исследования:
1. Существует связь между оценкой своих профессиональных качеств учителями и тем, как оценивают ученики их деятельностные и личностные качества: чем выше позитивное самовосприятие педагога, тем выше его оценка учениками. У пятиклассников с разным уровнем формальной успешности в учении личностные и деятельностные качества учителей оцениваются высоко.
2. В оценке своих профессиональных качеств у учителей в первые годы работы в школе доминирует «уровень субъективного контроля» и «самооценка», при увеличении стажа работы - «психоэмоциональное состояние».
Задачи исследования:
^Проанализировать литературу для выявления особенностей отношения к учителю и оцениванием учителями своих профессиональных качеств;
2. Изучить оценку учителями своих профессиональных качеств;
3. Выявить оценку учащимися профессиональных качеств учителей;
4. Провести анализ отношения учащихся к учителям;
5. Проанализировать характер связи между оценкой учителем своих профессиональных качеств и представлением о них у пятиклассников;
6. Разработать методические рекомендации учителям-предметникам по профессиональному саморазвитию.
Методы исследования. В процессе проведения исследования по изучению оценки учителем своих профессиональных качеств и представления о них у шестиклассников использовались следующие методы:
- теоретический анализ и обобщение психологической и педагогической литературы;
- эмпирические: тест, анкеты;
- методы статистической обработки результатов: критерий Крускала- Уолисса и корреляционный анализ критерий Спирмена.
Методики исследования.
1. Методика «Психологический портрет учителя» (Г.В. Резапкиной, З. Резапкиной).
2. Опросник «Отношение к учителю» (А. Рябова).
3. «Основные показатели деятельности педагога» (Н.В. Клюевой).
База и выборка исследования. Исследование проводилось на базе МОУ «Северная СОШ №2» Белгородского района Белгородской области. В исследовании принимали участие учителя-предметники - 14 человек.
Средний возраст педагогов - 36 лет. Учащиеся 5-х классов - 57 человек. Возраст учащихся: подростки 10-11 лет.
Структура и объем работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, трех приложений, четырех таблиц, одного рисунков. Объем выпускной квалификационной работы составил 67 страниц.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данной работе нами была поставлена цель - изучить направленность связи оценки учителем своих профессиональных качеств и представления о них у пятиклассников.
В первой части исследования был проведен теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования. Мы рассмотрели, что входит в понятие профессионального и личностного развития педагога, проблему профессионального самосознания учителя, систему отношений «учитель- ученик» в средних классах школы и то, как учащиеся оценивают профессиональные качества учителя.
Во второй части исследования мы посмотрели существует ли связь между представлениями об учителе у пятиклассников и оценкой своих профессиональных качеств учителем.
В ходе исследования нами были получены следующие результаты и сделаны выводы:
1. Психологический портрет учителя неблагоприятный. У большого количества педагогов нестабильное психоэмоциональное состояние. Это говорит о нереализованности в своей профессиональной деятельности, о внутренних переживаниях педагога, о ориентации на внутренних переживаниях.
Большое количество исследований подтверждает тот факт, что учительская профессия занимает одно из первых мест по заболеваемости неврозами. На основании этого можно предположить, что в педагогической деятельности мало места отводится личности учителя, не говоря уже о ее развитии.
Личное и профессиональное могут бороться и мешать друг другу, таким образом, нарушается граница между личным профессиональным пространством.
Для большинства учителей приоритетными ценностями в педагогической деятельности являются отношения с детьми. Любовь к детям, как мы знаем является важным профессиональным качеством для педагога.
Психологический портрет учителя, а именно, то как видят себя учителя влияет на оценку учеников. Мы можем говорить о том, что педагоги с позитивной самооценкой, умеющие брать ответственность за себя и другого человека, воспринимаются учащимися как люди, которым можно доверять, делиться своими мыслями.
2. Оценка пятиклассников профессиональной деятельности педагогов основана на интересе к учебному предмету. Конечно интерес к определенной дисциплине связан с качеством преподавания. Большое значение имеет способ подачи материала учителем, умение учителя увлекательно и доходчиво объяснять материал, что активизирует интерес, усиливает мотивацию учения.
3. Были выявлены статистически значимые различия в оценке учителем своих профессиональных качеств и представления о них у пятиклассников. Педагоги, оценивающие свою деятельность более позитивно, любящие профессию, педагоги, которые реализуют себя получают более высокую оценку у учеников.
Таким образом, наши гипотезы подтвердились. Цель достигнута. Задачи выполнены.



1. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды: в 2 т. М: Педагогика, 2000.
2. Андреев, В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития/ В.И. Андреев. - 3-е изд. - Казань: Центр инновац. технологий,2012.- 608с.
3. Анисимова, В.В., Сериков, В.В. Проектирование педагогической деятельности: объективные и субъективные основания / В.В. Анисимов, В.В. Сериков// Вестник ОГУ. - 2004. - №2. - С.63-69.
4. Артамонова, Е.И. Философско-педагогические основы развития духовной культуры учителя: автореферат дис. доктора педагогических наук: 13.00.01. - Москва, 2000. - 39 с.
5. Бодалев, А.А., Деркач, А.А., Лаптев Л.Г. Рабочая книга практического психолога/ А.А. Бодалев, А.А. Деркач, Л.Г. Лаптев. - М.: ИИП, 2001. - 640 с.
6. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: избр. психол. труды / под ред. Д.И. Фельдитейна. Воронеж: Ин-т практической психологии; НПО «Модэк», 1995. 349 с.
7. Большой энциклопедический словарь / Под ред. А.М. Прохорова. - М.: Советская энциклопедия, 1993. - 1623с.
8. Бурдакова, О.П. Акмеологический подход к управлению
профессиональным развитием педагогического коллектива
экспериментальной школы: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.08/ О.П.
9. Вачков И.В., И. Б. Гриншпун, Н. С. Пряжников./ Введение в профессию «психолог». Учебное пособие Под редакцией И. Б.Гриншпуна. Российской академии образования (РАО), 2002.
10. Волгина, И.В. Личностно-профессиональное развитие педагогов учреждений дополнительного образования/ И.В. Волгина// Педагогическое образование в России. - 2011. - №4. - С. 240-243.
11. Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6 т.: Т. 4: Детская психология.
— 1984.
12. Гоноболин, Ф.Н. Книга об учителе/Ф.Н. Гоноболин. М.: Вече, 2005. - 356 с.
13. Григорьева-Голубева В.А, Гуманистические ценности в образовании и развитие языковой личности педагога. - СПб., 2001.
14. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка/В. Даль в 4т. - Т.4 - М.: Рус. Яз., 1982 - 683с.
15. Деркач, А.А. Акмеологические основы развития профессионала/ А.А. Деркач. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: НПО МОДЭК, 2004. - 752 с.
16. Дзюбенко, С.В. Развитие исследовательских компетенций учителя в инновационной среде общеобразовательной организации: автореферат дис. кандидата педагогических наук: 13.00.01 - Москва, 2016. - 24 с.
17. Иванова, Е.М. Психология профессиональной деятельности / Е.М. Иванова. - М.: ПЕР СЭ, 2006. - 373 с.
18. Исаев, И. Ф. Теоретические основы формирования
профессиональнопедагогической культуры преподавателя высшей школы : автореферат дис. доктора педагогических наук : 13.00.01. - Москва, 1993. - 37 с.
19. Карандашев, Ю.Н. Психология развития/ Ю.Н. Карандашев Мн.: МП Д-Р КАРА, 1996. - 240с.
20. Карнелович, М.М. Образы «Я» как результат рефлексирования учителями взаимодействия с коллегами [Текст]/ М.М.Карнелович// Весшк Мазырскага дзяржаунага ушверсггэта 1мя 1.П. Шамякша. - 2008. - № 3 (20). - 117 - 121 с.
21. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - Ростов на/Д: Феникс, 2010 - 512с., 35-37с.
22. Краткий психологический словарь/Ред. - сост. Л.А. Карпенко; Под общ. Ред.
А.В.Петровского и М.Г. Ярошевского. -Ростов н/Д: Феникс, 1998. - 310с.
23. Клюева, Н.В. Психологическое обеспечение педагогической
деятельностью, 1998.
24. Кузьмина, Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения/ Н. В. Кузьмина. - М.: Высшая школа, 1990. - 303 с.
25. Кулюткин, Ю.Н. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности взрослых учащихся/ Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская, - Москва: Педагогика. 1971. - 112 с.
26. Лазурский, А.Ф. Избранные труды по психологии/А.Ф. Лазурский. - М.: Изд-во «Алетейя», 2001. - 192 с., c.78.
27. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность/ А. Н. Леонтьев. -М.: Педагогика, 1983. - 320 с.
28. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики/ А. Н. Леонтьев. - М.: Изд- во Московского ун-та, 1981. - 584 с.
29. Литвиненко, Т.В. Развитие профессионально важных качеств педагога в процессе самообразования: автореф. дис. кандидата педагогических наук: 13.00.08/ Литвиненко Татьяна Викторовна. - Омск, 2010. - 21 с.
30. Маркова, С.М. Теория и методика профессионального образования: теоретические основы / С.М. Маркова// Вестник МГТУ им. М.А. Шолохова. - 2013. - №4. - С. 40-45.
31. Масюкова, Н. А. Проектирование в образовании/ Н.А. Масюкова/ Под ред. проф. Б. В. Пальчевского. - Мн.: Технопринт, 1999. - 354 с.
32. Митина, Л.М. Профессиональное развитие и здоровье педагога: проблемы и пути решения/ Л.М. Митина// Вестник образования России. - 2005. - №7. - С.33-49.127, c.33-49.
33. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя. - М.: Академия, 2004. - 320с.
34. Моросанова В.И., Аронова Е.А. Саморегуляция и самосознание
субъекта // Психологический журнал. 2008. T.2. №1.
C.14-22. Портал психологических изданий PsyJournals.ru— http://psyjournals.ru/editorial boards/6420 l.shtml
35. Нарулина, Т.Р., Тимошенко, А.И. Развитие профессионально значимых личностных качеств учителя технологии: мнография/ Т.Р. Нарулина, А.И. Тимошенко. - Иркутск: Изд-во Вост.-Сиб. гос. академии образования, 2011. - 163 с.
36. Никитина, Н.Н. Становление культуры профессионально-личностного самоопределения учителя: автореферат дис. доктора педагогических наук: 13.00.08 - Ульяновск, 2003. - 36 с.
37. Панова, Н.В. Личностно-профессиональное развитие педагога на разных этапах жизненного пути/ Н.В. Панова. - СПб.: СПб АППО, 2009. - 208 с.
38. Парыгин, Б.Д. Толкование общей социально-психологической теории //
Социальная психология сегодня: наука и практика // Материалы
Межвузовской научно-практической конференции. СПб. 2008.
39. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов: учеб. пособие для пед. вузов. — М.: Акад., 2000.
40. Реан, А.А., Демьянчук, Р.В. Методологические основания
психологического сопровождения педагога на разных этапах его профессионально-личностного становления/A.A. Реан, Р.В.
Демьянчук//Российский психологический журнал. 2016. Т. 13. - №1, - С. 85¬93
41. Резапкина Г., Резапкина, З. Методика «Психологический портрет учителя».
42. Рогов Е.И. Современная парадигма исследования профессиональных представлений/ Рогов Е.И. (отв.редактор), Рогова Е.Е., Панкратова И.А. и др. - Ростов н/Д: ЮФУ, 2014. - 252 с.
43. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии/ С.Л. Рубинштейн. - СПб: Издательство «Питер», 2015 - 712 с.
44. Рубинштейн, С.Л. Принцип творческой самодеятельности (к философским основам современной педагогики) / С.Л. Рубинштейн // Вопросы психологии. 1986. - № 4. - С. 101-108.
45. Рябов, А. Методика «Учитель - глазами учеников, ученик - глазами учителя».
46. Сергеев, Н.К., Сериков В.В. Новая школа и проблемы модернизации педагогического образования// Н.К. Сергеев, В.В. Сериков// Человек и образование. - 2012. - №1. - С. 4-8.
47. Сергейко, С.А. Общие основы педагогической профессии: учебнометодический комплекс// С.А. Сергейко, Л.М. Тарантей. - Гродно: ГрГУ, 2009. - 324 с.
48. Сластенин, В.А., Шиянов, Е.Н. Педагогика//В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов - М.: Академия, 2011. - 496 с175, c.5- 14.
49. Степанов, Е.Н. Личностно ориентированный подход в педагогической деятельности / Е.Н Степанов// Воспитание школьников. — 2003. — № 2. — с. 2-5.
50. Студянникова, М.А. Профессиональное развитие педагога в образовательном пространстве университетского комплекса[Текст]: автореф. дис ... кандидата педагогических наук: 13.00.08/Марина Александровна Студянникова - Оренбург, 2006. - 21 с.
51. Тасмуханова, А.Д. Психологические условия
личностнопрофессионального развития педагога в системе повышения квалификации: автореф. дис . кандидата психологических наук: Алия Дауловна Тасмуханова; - Астрахань, 2011. - 21 с.
52. Чегодаев, М.Н. Теоретические и организационно-педагогические основы инновационных процессов в системе последипломного образования педагогических кадров: автореф. дис ... д-ра пед. наук 13.00.01/ Николай Максимович Чегодаев. - СПб., 1997. - 34 с.
53. Чепуренко Г.П. Новые ориентиры современного образования. Информационный аспект: моногр. - 2-е изд. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2007.- 155с.
54. Шавир П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. М., 1981.
55. Шадриков, В.Д. Профессионализм современного педагога. Методика оценки уровня квалификации педагогических работников / В.Д. Шадриков. - М.: Логос, 2011. — 168 с.
56. Щедровицкий, Г.П. Оргуправленческое мышление. Идеология, методология, технология (курс лекций) [Текст]/ П.Г. Щедровицкий/ - М.: Издание Студии Артемия Лебедева, 2015. - 464 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ