ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические проблемы оценки своих профессиональных качеств учителями и представление о них у пятиклассников 6
1.1. Профессиональное и личностное развитие современного педагога 6
1.2. Проблема оценивания учителем своих профессиональных
качеств 11
1.3. Особенности системы отношений «учитель-ученик» в средних
классах школы 31
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование оценки учителями своих профессиональных качеств и представление о них у пятиклассников... 37
2.1. Организация и методы исследования 37
2.2. Анализ оценки учителями своих профессиональных и
личностных качеств 41
2.3. Представление о профессиональных качествах учителей и
оценка их деятельности пятиклассниками 50
2.4 Анализ характера связи между оценкой своих профессиональных качеств учителями и оценка их деятельности пятиклассниками
2.5. Рекомендации по организации работы с учителями- предметниками по профессиональному саморазвитию 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 65
ПРИЛОЖЕНИЯ 71
Приложение 1. Диагностические методики в порядке их 71
предъявления. Приложение 2. Сводные таблицы полученных данных 89
Приложение 3. Результаты статистической обработки данных 90
Актуальность исследования. Развитие современной системы образования, внедрение федеральных государственных образовательных и профессиональных стандартов актуализируют проблему расширения функций педагога, который на сегодняшний день должен выполнять не только традиционные обучающую и воспитательную, но и научно-исследовательскую, мониторинговую, диагностическую, методическую, физкультурно-оздоровительную и другие функции.
Образовательный стандарт определяет основные обязанности педагога: учителю необходимо осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию образовательных программ, учебных планов, соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики, систематически повышать свою квалификацию, профессиональный уровень.
Различные аспекты профессионального саморазвития педагогов рассматриваются в исследованиях Н.В. Кузьминой [23], С.В. Дзюбенко [14], Е.И. Артамоновой [2], Л.М. Митиной [33], Т.В. Рогачева [40], Н. Н. Никитина [37] и других авторов.
Педагогу необходимо все время самосовершенствоваться, искать новые знания. Он должен быть не транслятором знаний, не «урокодателем», а человеком, который способен проектировать образовательную среду ребенка, класса, школы. Он должен быть активным пользователем информационно-коммуникативных технологий обучения.
Проблема исследования каковы особенности связи между оценкой учителями своих профессиональных качеств и представлениями о них у пятиклассников?
Цель исследования: изучить характер связи оценки учителями своих профессиональных качеств и представлений о них у пятиклассников.
Объект исследования: оценка учителями своих профессиональных качеств.
Предмет исследования: связь оценки учителями своих профессиональных качеств и представлений о них у пятиклассников.
Гипотеза исследования:
1. Существует связь между оценкой своих профессиональных качеств учителями и тем, как оценивают ученики их деятельностные и личностные качества: чем выше позитивное самовосприятие педагога, тем выше его оценка учениками. У пятиклассников с разным уровнем формальной успешности в учении личностные и деятельностные качества учителей оцениваются высоко.
2. В оценке своих профессиональных качеств у учителей в первые годы работы в школе доминирует «уровень субъективного контроля» и «самооценка», при увеличении стажа работы - «психоэмоциональное состояние».
Задачи исследования:
^Проанализировать литературу для выявления особенностей отношения к учителю и оцениванием учителями своих профессиональных качеств;
2. Изучить оценку учителями своих профессиональных качеств;
3. Выявить оценку учащимися профессиональных качеств учителей;
4. Провести анализ отношения учащихся к учителям;
5. Проанализировать характер связи между оценкой учителем своих профессиональных качеств и представлением о них у пятиклассников;
6. Разработать методические рекомендации учителям-предметникам по профессиональному саморазвитию.
Методы исследования. В процессе проведения исследования по изучению оценки учителем своих профессиональных качеств и представления о них у шестиклассников использовались следующие методы:
- теоретический анализ и обобщение психологической и педагогической литературы;
- эмпирические: тест, анкеты;
- методы статистической обработки результатов: критерий Крускала- Уолисса и корреляционный анализ критерий Спирмена.
Методики исследования.
1. Методика «Психологический портрет учителя» (Г.В. Резапкиной, З. Резапкиной).
2. Опросник «Отношение к учителю» (А. Рябова).
3. «Основные показатели деятельности педагога» (Н.В. Клюевой).
База и выборка исследования. Исследование проводилось на базе МОУ «Северная СОШ №2» Белгородского района Белгородской области. В исследовании принимали участие учителя-предметники - 14 человек.
Средний возраст педагогов - 36 лет. Учащиеся 5-х классов - 57 человек. Возраст учащихся: подростки 10-11 лет.
Структура и объем работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, трех приложений, четырех таблиц, одного рисунков. Объем выпускной квалификационной работы составил 67 страниц.
В данной работе нами была поставлена цель - изучить направленность связи оценки учителем своих профессиональных качеств и представления о них у пятиклассников.
В первой части исследования был проведен теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования. Мы рассмотрели, что входит в понятие профессионального и личностного развития педагога, проблему профессионального самосознания учителя, систему отношений «учитель- ученик» в средних классах школы и то, как учащиеся оценивают профессиональные качества учителя.
Во второй части исследования мы посмотрели существует ли связь между представлениями об учителе у пятиклассников и оценкой своих профессиональных качеств учителем.
В ходе исследования нами были получены следующие результаты и сделаны выводы:
1. Психологический портрет учителя неблагоприятный. У большого количества педагогов нестабильное психоэмоциональное состояние. Это говорит о нереализованности в своей профессиональной деятельности, о внутренних переживаниях педагога, о ориентации на внутренних переживаниях.
Большое количество исследований подтверждает тот факт, что учительская профессия занимает одно из первых мест по заболеваемости неврозами. На основании этого можно предположить, что в педагогической деятельности мало места отводится личности учителя, не говоря уже о ее развитии.
Личное и профессиональное могут бороться и мешать друг другу, таким образом, нарушается граница между личным профессиональным пространством.
Для большинства учителей приоритетными ценностями в педагогической деятельности являются отношения с детьми. Любовь к детям, как мы знаем является важным профессиональным качеством для педагога.
Психологический портрет учителя, а именно, то как видят себя учителя влияет на оценку учеников. Мы можем говорить о том, что педагоги с позитивной самооценкой, умеющие брать ответственность за себя и другого человека, воспринимаются учащимися как люди, которым можно доверять, делиться своими мыслями.
2. Оценка пятиклассников профессиональной деятельности педагогов основана на интересе к учебному предмету. Конечно интерес к определенной дисциплине связан с качеством преподавания. Большое значение имеет способ подачи материала учителем, умение учителя увлекательно и доходчиво объяснять материал, что активизирует интерес, усиливает мотивацию учения.
3. Были выявлены статистически значимые различия в оценке учителем своих профессиональных качеств и представления о них у пятиклассников. Педагоги, оценивающие свою деятельность более позитивно, любящие профессию, педагоги, которые реализуют себя получают более высокую оценку у учеников.
Таким образом, наши гипотезы подтвердились. Цель достигнута. Задачи выполнены.
1. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды: в 2 т. М: Педагогика, 2000.
2. Андреев, В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития/ В.И. Андреев. - 3-е изд. - Казань: Центр инновац. технологий,2012.- 608с.
3. Анисимова, В.В., Сериков, В.В. Проектирование педагогической деятельности: объективные и субъективные основания / В.В. Анисимов, В.В. Сериков// Вестник ОГУ. - 2004. - №2. - С.63-69.
4. Артамонова, Е.И. Философско-педагогические основы развития духовной культуры учителя: автореферат дис. доктора педагогических наук: 13.00.01. - Москва, 2000. - 39 с.
5. Бодалев, А.А., Деркач, А.А., Лаптев Л.Г. Рабочая книга практического психолога/ А.А. Бодалев, А.А. Деркач, Л.Г. Лаптев. - М.: ИИП, 2001. - 640 с.
6. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: избр. психол. труды / под ред. Д.И. Фельдитейна. Воронеж: Ин-т практической психологии; НПО «Модэк», 1995. 349 с.
7. Большой энциклопедический словарь / Под ред. А.М. Прохорова. - М.: Советская энциклопедия, 1993. - 1623с.
8. Бурдакова, О.П. Акмеологический подход к управлению
профессиональным развитием педагогического коллектива
экспериментальной школы: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.08/ О.П.
9. Вачков И.В., И. Б. Гриншпун, Н. С. Пряжников./ Введение в профессию «психолог». Учебное пособие Под редакцией И. Б.Гриншпуна. Российской академии образования (РАО), 2002.
10. Волгина, И.В. Личностно-профессиональное развитие педагогов учреждений дополнительного образования/ И.В. Волгина// Педагогическое образование в России. - 2011. - №4. - С. 240-243.
11. Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6 т.: Т. 4: Детская психология.
— 1984.
12. Гоноболин, Ф.Н. Книга об учителе/Ф.Н. Гоноболин. М.: Вече, 2005. - 356 с.
13. Григорьева-Голубева В.А, Гуманистические ценности в образовании и развитие языковой личности педагога. - СПб., 2001.
14. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка/В. Даль в 4т. - Т.4 - М.: Рус. Яз., 1982 - 683с.
15. Деркач, А.А. Акмеологические основы развития профессионала/ А.А. Деркач. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: НПО МОДЭК, 2004. - 752 с.
16. Дзюбенко, С.В. Развитие исследовательских компетенций учителя в инновационной среде общеобразовательной организации: автореферат дис. кандидата педагогических наук: 13.00.01 - Москва, 2016. - 24 с.
17. Иванова, Е.М. Психология профессиональной деятельности / Е.М. Иванова. - М.: ПЕР СЭ, 2006. - 373 с.
18. Исаев, И. Ф. Теоретические основы формирования
профессиональнопедагогической культуры преподавателя высшей школы : автореферат дис. доктора педагогических наук : 13.00.01. - Москва, 1993. - 37 с.
19. Карандашев, Ю.Н. Психология развития/ Ю.Н. Карандашев Мн.: МП Д-Р КАРА, 1996. - 240с.
20. Карнелович, М.М. Образы «Я» как результат рефлексирования учителями взаимодействия с коллегами [Текст]/ М.М.Карнелович// Весшк Мазырскага дзяржаунага ушверсггэта 1мя 1.П. Шамякша. - 2008. - № 3 (20). - 117 - 121 с.
21. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - Ростов на/Д: Феникс, 2010 - 512с., 35-37с.
22. Краткий психологический словарь/Ред. - сост. Л.А. Карпенко; Под общ. Ред.
А.В.Петровского и М.Г. Ярошевского. -Ростов н/Д: Феникс, 1998. - 310с.
23. Клюева, Н.В. Психологическое обеспечение педагогической
деятельностью, 1998.
24. Кузьмина, Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения/ Н. В. Кузьмина. - М.: Высшая школа, 1990. - 303 с.
25. Кулюткин, Ю.Н. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности взрослых учащихся/ Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская, - Москва: Педагогика. 1971. - 112 с.
26. Лазурский, А.Ф. Избранные труды по психологии/А.Ф. Лазурский. - М.: Изд-во «Алетейя», 2001. - 192 с., c.78.
27. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность/ А. Н. Леонтьев. -М.: Педагогика, 1983. - 320 с.
28. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики/ А. Н. Леонтьев. - М.: Изд- во Московского ун-та, 1981. - 584 с.
29. Литвиненко, Т.В. Развитие профессионально важных качеств педагога в процессе самообразования: автореф. дис. кандидата педагогических наук: 13.00.08/ Литвиненко Татьяна Викторовна. - Омск, 2010. - 21 с.
30. Маркова, С.М. Теория и методика профессионального образования: теоретические основы / С.М. Маркова// Вестник МГТУ им. М.А. Шолохова. - 2013. - №4. - С. 40-45.
31. Масюкова, Н. А. Проектирование в образовании/ Н.А. Масюкова/ Под ред. проф. Б. В. Пальчевского. - Мн.: Технопринт, 1999. - 354 с.
32. Митина, Л.М. Профессиональное развитие и здоровье педагога: проблемы и пути решения/ Л.М. Митина// Вестник образования России. - 2005. - №7. - С.33-49.127, c.33-49.
33. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя. - М.: Академия, 2004. - 320с.
34. Моросанова В.И., Аронова Е.А. Саморегуляция и самосознание
субъекта // Психологический журнал. 2008. T.2. №1.
C.14-22. Портал психологических изданий PsyJournals.ru— http://psyjournals.ru/editorial boards/6420 l.shtml
35. Нарулина, Т.Р., Тимошенко, А.И. Развитие профессионально значимых личностных качеств учителя технологии: мнография/ Т.Р. Нарулина, А.И. Тимошенко. - Иркутск: Изд-во Вост.-Сиб. гос. академии образования, 2011. - 163 с.
36. Никитина, Н.Н. Становление культуры профессионально-личностного самоопределения учителя: автореферат дис. доктора педагогических наук: 13.00.08 - Ульяновск, 2003. - 36 с.
37. Панова, Н.В. Личностно-профессиональное развитие педагога на разных этапах жизненного пути/ Н.В. Панова. - СПб.: СПб АППО, 2009. - 208 с.
38. Парыгин, Б.Д. Толкование общей социально-психологической теории //
Социальная психология сегодня: наука и практика // Материалы
Межвузовской научно-практической конференции. СПб. 2008.
39. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов: учеб. пособие для пед. вузов. — М.: Акад., 2000.
40. Реан, А.А., Демьянчук, Р.В. Методологические основания
психологического сопровождения педагога на разных этапах его профессионально-личностного становления/A.A. Реан, Р.В.
Демьянчук//Российский психологический журнал. 2016. Т. 13. - №1, - С. 85¬93
41. Резапкина Г., Резапкина, З. Методика «Психологический портрет учителя».
42. Рогов Е.И. Современная парадигма исследования профессиональных представлений/ Рогов Е.И. (отв.редактор), Рогова Е.Е., Панкратова И.А. и др. - Ростов н/Д: ЮФУ, 2014. - 252 с.
43. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии/ С.Л. Рубинштейн. - СПб: Издательство «Питер», 2015 - 712 с.
44. Рубинштейн, С.Л. Принцип творческой самодеятельности (к философским основам современной педагогики) / С.Л. Рубинштейн // Вопросы психологии. 1986. - № 4. - С. 101-108.
45. Рябов, А. Методика «Учитель - глазами учеников, ученик - глазами учителя».
46. Сергеев, Н.К., Сериков В.В. Новая школа и проблемы модернизации педагогического образования// Н.К. Сергеев, В.В. Сериков// Человек и образование. - 2012. - №1. - С. 4-8.
47. Сергейко, С.А. Общие основы педагогической профессии: учебнометодический комплекс// С.А. Сергейко, Л.М. Тарантей. - Гродно: ГрГУ, 2009. - 324 с.
48. Сластенин, В.А., Шиянов, Е.Н. Педагогика//В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов - М.: Академия, 2011. - 496 с175, c.5- 14.
49. Степанов, Е.Н. Личностно ориентированный подход в педагогической деятельности / Е.Н Степанов// Воспитание школьников. — 2003. — № 2. — с. 2-5.
50. Студянникова, М.А. Профессиональное развитие педагога в образовательном пространстве университетского комплекса[Текст]: автореф. дис ... кандидата педагогических наук: 13.00.08/Марина Александровна Студянникова - Оренбург, 2006. - 21 с.
51. Тасмуханова, А.Д. Психологические условия
личностнопрофессионального развития педагога в системе повышения квалификации: автореф. дис . кандидата психологических наук: Алия Дауловна Тасмуханова; - Астрахань, 2011. - 21 с.
52. Чегодаев, М.Н. Теоретические и организационно-педагогические основы инновационных процессов в системе последипломного образования педагогических кадров: автореф. дис ... д-ра пед. наук 13.00.01/ Николай Максимович Чегодаев. - СПб., 1997. - 34 с.
53. Чепуренко Г.П. Новые ориентиры современного образования. Информационный аспект: моногр. - 2-е изд. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2007.- 155с.
54. Шавир П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. М., 1981.
55. Шадриков, В.Д. Профессионализм современного педагога. Методика оценки уровня квалификации педагогических работников / В.Д. Шадриков. - М.: Логос, 2011. — 168 с.
56. Щедровицкий, Г.П. Оргуправленческое мышление. Идеология, методология, технология (курс лекций) [Текст]/ П.Г. Щедровицкий/ - М.: Издание Студии Артемия Лебедева, 2015. - 464 с.