Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психология профессионального педагогического мышления (19.00.07)

Работа №4189

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

психология

Объем работы446стр.
Год сдачи2003
Стоимость700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1406
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
РАЗДЕЛ I. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ
КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА 22
ГЛАВА II. Методологический аспект исследования профессионального педагогического мышления 22
1.1. Психологические основы исследования педагогического мышления.. 22
1.2. Деятельностный подход в исследовании профессионального педагогического мышления 41
1.3. Системный подход в исследовании профессионального педагогического мышления 54
1.4. Ситуационный подход в исследовании профессионального педагогического мышления 61
1.5. Выводы по 1 главе 69
ГЛАВА II. Основные направления теоретического и экспериментального исследования педагогического мышления 72
2.1. Общая характеристика профессионального мышления 72
2.2. Сущность понятия "Педагогическое мышление" 75
2.3. Функции профессионального педагогического мышления 83
2.4. Проблемность как единица анализа педагогического мышления 90
2.5. Анализ педагогической проблемности и средств её разрешения 101
2.6. Выводы по 2 главе 111
РАЗДЕЛ II. ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ
УЧИТЕЛЯ И ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ЕЁ ИССЛЕДОВАНИЮ 115
ГЛАВА III. Исследование процесса решения педагогической проблемной
ситуации как способ изучения профессионального мышления учителя 115
3.1. Психологический анализ методов исследования педагогического
мышления 115,

3
3.2. Исследование процесса решения педагогической проблемной
Л
ситуации как способ изучения профессионального мышления учителя 126
3.3. Ситуационный анализ педагогических ошибок как способ исследования профессионального мышления учителя 140
3.4. Выводы по 3 главе 153
ГЛАВА IV. Исследование педагогического мышления в рамках
-ф концепции системогенеза деятельности 156
4.1. Исследование мотивационной сферы учителей с разным уровнем решения педагогической проблемной ситуации 157
4.2. Исследование целеполагания в процессе решения педагогической проблемной ситуации 166
4.3. Исследование программы деятельности учителей 169
4.4. Исследование информационной основы педагогической деятельности 174
«г 4.5. Исследование процесса принятия педагогического решения 177
4.6. Исследование педагогического мышления как профессионально важного качества учителя 179
4.7. Выводы по 4 главе 186
ГЛАВА V. Психологический анализ компонентов профессионального педагогического мышления 190
5.1. Эмпирическое исследование процесса оценивания как компонента
%
педагогического мышления 190
5.2. Описание экспериментальной методики исследования процесса решения педагогической ситуации 219
5.3. Выводы по 5 главе 233
#<

ГЛАВА VI. Использование схемы анализа процесса решения педагогической ситуации в исследовании профессионального мышления
учителя 234
6.1. Сравнение особенностей мышления испытуемых с различным уровнем успешности решения педагогических ситуаций 234
6.2. Индивидуальные приемы профессионального решения педагогической проблемной ситуации 260
6.3. Выводы по 6 главе 279
РАЗДЕЛ III. РАЗРАБОТКА И ОБОСНОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
МЫШЛЕНИЯ 283
ГЛАВА VII. Теоретический анализ подходов к формированию
профессионального педагогического мышления 283
7.1. Анализ подходов к формированию педагогического мышления 283
7.2. Психологические основы формирования педагогического мышления 291
7.3. Экспериментальное обучение оптимальному способу решения педагогической проблемной ситуации 299
7.4. Выводы по 7 главе 324
ГЛАВА VIII. Психологические основы концепции профессионального
педагогического мышления 327
8.1. Критерии профессионализации педагогического мышления 327
8.2. Типы профессионального педагогического мышления 347
8.3. Характеристика профессионального педагогического мышления 363
8.4. Выводы по 8 главе 370
Заключение 372
Выводы 374
Литература 377
Приложения 415



Актуальность проблемы. Одной из наиболее интенсивно развивающихся областей современного теоретического знания и практической деятельности является профессионализация, представляющая собой междисциплинарный подход к пониманию, описанию и управлению профессиональным развитием специалистов, особенно к формированию их профессионального мышления.
Имея деятельностное происхождение, психология профессионального мышления педагога все более нуждается в ситуационном понимании процесса решения возникающих проблем, поскольку профессиональная деятельность преподавателя осуществляется в условиях динамичных, неожиданных, неоднозначных и полифункциональных ситуаций. Познание и действие в таких ситуациях имеет для него различную степень значимости и проблемности. Ситуационизм как новая парадигма заостряет вопрос о назревшей в науке необходимости начать серьезные многомерные исследования ситуационных моделей, детерминирующих успешность профессиональных решений (В.Н.Дружинин Ю.Н.Емельянов, А.В.Карпов, Б.И.Хасан, D.Magnusson, W.Mischel). Актуальность этой проблемы определяется причинами как теоретического, так и практического плана.
В научном отношении необходимость обращения к данной проблеме обусловлена отсутствием устоявшейся системы взглядов на понимание закономерностей становления и функционирования профессионального мышления учителя; потребностью в обобщении и систематизации многочисленных, порой противоречивых, фактов; необходимостью дальнейшего развития теории педагогического мышления.
Методологические основы исследования педагогического мышления заложены в трудах С.JI.Рубинштейна, А.В.Брупшинского, В.Д.Шадрикова,
А.М.Матюшкина, Ю.Н.Кулюткина, В. А. С л астенина, которые показали роль и

6
место мышления учителя в структуре педагогической деятельности, определили его влияние на личность педагога. Линия теоретического анализа мышления учителя развивается в трудах Д.Н.Завалишиной, Л.М.Митиной,
А.К.Марковой, Э. Д. Телегиной, Б.А.Сосновского, А.Б.Орлова, И.А.Шадриковой, Е.К.Осиповой.
Проблема исследования профессионального мышления учителя является одной из фундаментальных в педагогической психологии. Её значимость обусловлена ролью педагогического мышления в организации деятельности учителя, его профессионального поведения и общения. Познание закономерностей и механизмов мыслительной деятельности учителя является необходимым условием разработки как общих теоретических проблем психологии. так и решения основных её прикладных проблем. Однако уровень разработанности данной проблемы не соответствует её значимости, чем обусловлена необходимость и актуальность её дальнейшего исследования.
Степень разработанности проблемы. Традиционно высокий уровень фундаментальных работ в отечественной психологии обеспечивает возможность исследования проблемы мышления в педагогической психологии. К настоящему времени достаточно хорошо изучены феноменология педагогического мышления, зависимость его от возрастных, индивидуальных и других особенностей субъекта педагогической деятельности (Д.В.Вилькеев, А.А.Орлов, Е.К.Осипова, К.М.Романов и др.). Для большинства же работ свойственно акцентирование внимания на специфических особенностях мышления и определенный отрыв от характерной для отечественной психологии деятельностной методологии. Особенно ярко это проявляется в рамках такого подхода, в котором педагогическая деятельность отождествляется только лишь с преподаванием, обучением. “Объясняющие” концепции заняты поиском истоков

7
профессионального мышления учителя. Правомерно предположить, что плодотворное исследование профессионального мышления педагога вряд ли возможно вне контекста существующих в психологической науке подходов (С.JI.Рубинштейн, JI.С.Выготский, Б.Ф.Ломов, В.Д.Шадриков и др.). Столь же необоснованна и другая крайняя позиция, отрицающая предметно- методические компоненты педагогического мышления и отождествляющая его с выполнением коммуникативных функций в работе учителя.
Следствием такого состояния дел является недостаточное уделение внимания целостному анализу процесса профессионализации педагогического мышления. Нечетко определены критерии профессионализации педагогического мышления. Недостаточно исследованы закономерности формирования базовых компонентов педагогического мышления, их динамика в ходе профессионализации. Не в полной мере в психологии исследованы особенности взаимодействия профессиональных и личностных составляющих педагогического мышлени. Отсутствие теоретических обобщающих исследований в области мышления учителя в контексте решения педагогических ситуаций в значительной мере обусловило выбор темы, формулировку цели и задач данного исследования.
Целью исследования является создание и экспериментально¬теоретическое обоснование психологической концепции педагогического мышления на основе комплексного исследования особенных и единичных характеристик профессионального мышления учителя.
Объектом исследования является процесс педагогического мышления во всем многообразии его сторон, на различных этапах профессионализации и в единстве промежуточных и конечных результатов.
Предметом исследования являются психологические механизмы, факторы и явления, которые влияют на данный процесс, обеспечивают его осуществление, составляют его содержание и являются его результатом.

8
Общая цель в соответствии с предметом исследования конкретизируется в следующей группе задач:
1. Провести теоретический анализ основных подходов к исследованию проблем педагогического мышления в зарубежной и отечественной психологии.
2. Определить психологическое содержание и основные направления теоретического анализа структуры педагогического мышления. Экспериментально установить особенные и единичные характеристики профессионального мышления учителя.
3. Выделить единицы анализа педагогического мышления с учетом новообразований в мышлении учителя в ходе профессионализации. Разработать критерии анализа уровней обнаружения педагогической проблемности.
4. Разработать схему психологического анализа процесса решения педагогической ситуации и создать на её основе экспериментальные методики. Определить стратегии педагогических решений, выражающихся в совокупности умственных действий. Раскрыть психологические механизмы и закономерности обнаружения и разрешения педагогической проблемности.
5. Создать психодиагностические процедуры исследования компонентов педагогического мышления. Определить содержание критериев, характеризующих уровни профессионализации педагогического мышления.
6. Установить характеристики оценивания как компонента педагогического мышления. Экспериментально исследовать особенности уровневых характеристик педагогического мышления в процессе оценивания.
7. Вычленить типы профессионального педагогического мышления. Выявить факторы профессионализации педагогического мышления.
8. Разработать теоретические основы и методы формирования профессионального мышления учителя. На основе обобщения результатов

9
теоретического исследования и экспериментального опыта разработать научно-методические рекомендации по совершенствованию педагогического мышления.
Г ипотезы. положенные в основу доказательства положений, выносимых на защиту:
1. Совершенствование деятельности преподавателя возможно путем обучения его приемам анализа и решения педагогической ситуации.
2. Особенности решения педагогической проблемной ситуации изменяются в зависимости от уровня обнаружения субъектом проблемности в педагогической ситуации.
3. Овладение преподавателем в своей практической деятельности методикой анализа процесса решения педагогической ситуации является одним из способов осуществления надситуативного уровня обнаружения педагогической проблемности. Надситуативный уровень обусловливает выход преподавателя в рефлексивную позицию. Психологическим механизмом, связующим высокую степень развития профессионального мышления учителя и успешное разрешение противоречия в педагогической ситуации, служит умение педагога устанавливать надситуативную проблемность в решаемых ситуациях.
Методологической основой различных аспектов исследования явились (в соответствии с логикой его изложения):
1) общепсихологическая теория мышления, разработанная С.Л.Рубинштейном и его последователями, согласно которой мышление не может быть сведено к функционированию уже готовых знаний. Поэтому задачей психологии является исследование не столько результата мышления, сколько процесса мышления, приводящего к этому результату;
2) теория мышления профессионала, представленная в работах Б.Ф.Ломова, Б.Г.Ананьева, О.К.Тихомирова, А.В.Брушлинского,

10
В.Д.Шадрикова, К.А.Абульхановой-Славской, А.М.Матюшкина;
3) научные представления об управлении деятельностью в сложных ситуациях, в которых проявляется мышление профессионала-практика не только как познающего, но и как действующего субъекта. Наиболее полно и последовательно эти представления разработаны в концепции высших форм практического мышления (Б.М.Теплов, Д.Н.Завалишина, Ю.К.Корнилов,
A. В.Карпов, В.А.Моляко, А.К.Маркова и др.);
4) идеи об исследовании отдельных качеств профессионала, включая профессиональные знания, умения, способности, мотивы, состояния, черты личности, профессионально важные качества (Е.А.Климов, Д.Б.Богоявленская, А.В.Карпов, Р.В.Габдреев, В.В.Знаков, В.В.Новиков,
B. А.Пономаренко, А.Б.Орлов, В.Н.Дружинин А.Г.Шмелев, Н.Е.Веракса,
Э.Д.Телегина А.О.Прохоров, В.И.Моросанова, Н.П.Фетискин, Ю.А.Клейберг, М. А. Холодная);
5) положения о мышлении учителя с учетом специфики педагогической деятельности, имеющей личностно-ориентирован ную направленность (В.С.Мухина, Ф.Н.Гоноболин, И.А.Зимняя, Ю.М.Орлов, И.В.Дубровина, Ю.Н.Кулюткин, Л.М.Митина, А.А.Реан, И.С.Якиманская и др.);
6) работы отечественных и зарубежных авторов, отражающих ситуационный подход в психолого-педагогических исследованиях (В.Н.Дружинин Н.В.Гришина, Б.И.Хасан, А.В.Карпов, К.Левин, М.Шериф, Л.Росс, Р.Нисбетт, D.Magnusson, W.Mischel, R.A.Zvaan, G.A.Radvasky);
7) общие идеи и принципы в области управления педагогическим процессом (Н.В.Кузьмина, В.А.Якунин, С.Н.Батракова, Н.С.Копеина, М.Г.Данильченко, С.А.Зимичева, М.К.Тутушкина, А.И.Канатов);
8) работы в области активного социально-психологического обучения педагогов (Л.А.Петровская, Л.М.Митина, А.А.Вербицкий, Л.В.Путляева,
Н.В.Клюева, С.Л.Братченко).

11
Психологический анализ педагогического мышления проводился в контексте методологических и теоретических разработок, представленных в концепции системогенеза профессиональной деятельности (В.Д.Шадриков). Согласно данной концепции исследование и формирование педагогического мышления невозможно осуществлять без рассмотрения общепсихологических механизмов и закономерностей мышления вообще, а педагогического мышления должно характеризоваться категориями «особенное» и «единичное».
Основные методы исследования. На различных стадиях исследования широко использовались следующие методы: диагностический и формирующий эксперименты, контент-анализ, наблюдение, стандартизированное и нестандартизированное интервью, анкетирование, беседа, метод педагогических ситуаций, метод экспертных оценок, авторские
*
оригинальные психодиагностические методики, самоотчет испытуемых и обучаемых.
Достоверность исследования определяется большой выборкой испытуемых (более 5 тысяч испытуемых). Надежность первичных данных и обоснованность выводов обеспечивались методической разработкой процедур исследования, использованием аппарата математической обработки данных.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Профессиональное педагогическое мышление - это познавательный процесс обнаружения и разрешения педагогической проблемности, характеризующийся личностной включенностью учителя на преобразования в ходе профессиональной деятельности. Профессиональное мышление педагога включает в себя структурные компоненты (личностный, рефлексивный, предметный и операционный).
2. По структуре, реализации, свойствам и функциям профессиональное

мышление соотносимо не только с теоретическим, а прежде всего с высшими формами практического мышления. Основной формой реализации педагогического мышления является практическое мышление учителя, которое характеризуется как социальное по происхождению и направленное на преобразования.
3. В качестве единицы анализа профессионального мышления педагога можно рассматривать педагогическую проблемность, поскольку она несет в себе наиболее существенные свойства и функции профессионального педагогического мышления. В проблемности познания берет свое начало мышление как его опосредованное явление. Педагогическая проблемность порождает процесс мышления, направленный на "снятие” профессионально значимых противоречий. Одновременно она же является и исходной основой актуализации профессионального мышления педагога.
4. Педагогическая проблемность представляет собой субъективную репрезентацию противоречий объективной педагогической ситуации и процесса ее осмысления. Разработанные авторские психодиагностические методики позволяют исследовать процесс разрешения педагогической проблемности и факторы, влияющие на его успешность. Определены критерии психологического анализа уровней обнаружения педагогической проблемности.
5. Профессиональное мышление учителя представляет собой систему умственных действий, возникающих на основе познания, оценивания и преобразования сложной педагогической ситуации. Такие действия, изменяясь по форме, сохраняют свою содержательную специфику, существенные свойства и функции практического мышления учителя.
6. Педагогическое оценивание является одним из компонентов профессионального мышления учителя и представлено континуумом, полюсами которого являются ситуативный и надситуативный уровни.

13
Реализация этих уровней приводит к отличиям в содержании педагогического оценивания и в способах осуществления педагогической деятельности.
7. Уровневая организация решения педагогической ситуации обусловлена направленностью мышления учителя на поиск проблемности.
Первый уровень характеризуется тем, что субъект устанавливает ситуативную проблемность в решаемой педагогической ситуации. Реализация данного уровня создает необходимые предпосылки для реконструкции преподавателем выполняемой деятельности в конкретной ситуации.
Второй уровень решения заключается в выявлении учителем надситуативной проблемности в познаваемой ситуации. Решение им педагогической ситуации на таком уровне побуждает его к более глубокому осознанию собственной личности как субъекта профессиональной деятельности, осмыслению тех своих отношений, которые влияют на выполняемую им деятельность.
8. Одна из основных задач психолого-педагогической подготовки специалистов для образования - формирование профессионального педагогического мышления практического типа, включающего в себя высокий уровень развития процессов анализа, рефлексии, прогнозирования и преобразования. Программа формирования профессионального педагогического мышления включает схему психологического анализа и решения педагогической ситуации. В соответствии с этой схемой умение обнаруживать надситуативную проблемность преобразуется в систему практически ориентированных умственных действий учителя.
Научная новизна и теоретическая значимость работы состоит в том, что теоретически обоснованы пути и методы исследования и формирования профессионального педагогического мышления. Впервые раскрыта психологическая структура педагогического мышления, разработана

системно-уровневая его характеристика. Обнаружено, что такой подход расширяет возможности психологического анализа и решения педагогической ситуации. Создана и описана процедура психологического анализа процесса разрешения педагогической проблемной ситуации. Выявлены характеристики уровней её решения. Проанализированы индивидуальные особенности в осмыслении и понимании педагогической ситуации, способствующие эффективному результату мыслительной деятельности преподавателя. Дано системное описание особенных и единичных характеристик педагогического мышления, направленного на познание и преобразование сложных педагогических явлений.
Обоснована авторская система психологических понятий «профессиональное педагогическое мышление», «педагогическая проблемность», «педагогическая проблемная ситуация». Выделена единица анализа профессионального мышления учителя - педагогическая проблемность как наиболее элементарный и в то же время сохраняющий наиболее существенные свойства и функции обеих реальностей (объективной и субъективной) процесс: когнитивную направленность, структурную целостность, внутреннюю диалогичность как интеграцию когнитивных противоположностей, способность к преобразованию предмета педагогического познания.
Дана психологическая характеристика основных форм профессионального мышления педагога и рассмотрены важнейшие условия и закономерности его профессионализации. В соответствии с содержанием ведущих форм профессионализации учителей выделены и теоретически обоснованы основные критерии сформированное™ педагогического мышления. Показано, что профессиональное развитие и формирование педагогического мышления - это процесс, состоящий из определенных этапов, которые подвержены своеобразному влиянию разнообразных

15
факторов и характеризуются специфической формой интеллектуальной активности и конкретными новообразованиями. Для каждого этапа соответствующим образом необходимы свои уровни и типы (ситуативный и надситуативный) мыслительной деятельности педагога. Следовательно, и формирование педагогического мышления должно характеризоваться вариативностью. Обучение по разработанной на основе данной теории программе с учетом выявленных особенностей мышления учителя позволяет улучшить выполнение профессиональной деятельности.
Практическая значимость результатов:
1. Проведен сравнительный анализ деятельностного, системного и ситуационного подходов к пониманию специфики профессионального мышления учителя. Разработан ситуационный подход к выявлению и формированию особенностей профессионального мышления. Описана модель ситуационного анализа особенностей профессионального мышления учителя.
2. Создана и описана процедура психологического исследования процесса решения педагогической проблемной ситуации. Разработано и апробировано 13 психодиагностических методик исследования профессионального педагогического мышления. Проведен психологический анализ основных компонентов, типов и уровней педагогического мышления.
3. Подготовлена программа обучения психологическим основам творческого решения педагогической и управленческой ситуации (1993, 1995, 1996 гг.). На основе данной программы разработан соответствующий цикл, который читается на курсах повышения квалификации педагогических и руководящих работников департамента образования Ярославской области.
4. Обобщены материалы по отечественной и зарубежной практике осмысления и управления конструктивными конфликтами в педагогической деятельности. Разработаны программы интеллектуальных тренингов, в числе

16
и видеотренингов, направленных на овладение мерами профилактики деструктивных конфликтов в педагогическом процессе.
Внедрение результатов:
/а/ по заказу департамента образования Ярославской области составлена и внедрена программа по преподаванию психологии в педагогических классах (1998); разработана и реализована программа по психологии для непрерывной ступенчатой системы повышения квалификации инженерно-педагогических и руководящих работников (1989- 2000 гг.);
/б/ процедура психологического исследования особенностей мышления учителя в процессе решения педагогической ситуации, описанная в пособиях “Психологические основы решения педагогической ситуации” (1992), “Теория и практика решения педагогической ситуации” (1997), используется психологами, педагогами и руководителями;
/в/ в Ярославском государственном университете читаются курсы и спецкурсы “Педагогическая психология”, “Психологические основы решения педагогических ситуаций”, “Конфликты в педагогическом процессе”, “Консультационная работа школьного психолога”, “Психология творчества в педагогической деятельности”, “Активные методы обучения и воспитания”, подготовленные на основе материалов диссертационного исследования.
Публикации: Результаты исследований опубликованы в 83 печатных работах, в том числе одной монографии, 3 учебных пособиях, 5 методических пособиях (общий объём - 92 п.л.). По различным аспектам темы диссертации под руководством соискателя защищены 2 кандидатские диссертации. Идеи и методы, разработанные соискателем, получили развитие в 85 публикациях его аспирантов.
Структура диссертации определялась в соответствии с целями и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, восьми глав,

17
заключения, библиографического списка (458 названий, в т.ч. 80 иностранное), приложений. Текст содержит более 30 таблиц и схем.
Во введении обосновывается актуальность темы исследования и анализируется степень разработанности проблемы. Определяются теоретико-методологическая база диссертационного исследования, его цели и задачи. Формулируются выносимые на защиту положения. Определяется научно- практическая значимость работы. Фиксируются основные моменты апробации результатов и структура диссертации
В первой главе представлен теоретический анализ работ отечественных и зарубежных авторов, посвященных проблемам мышления педагога. При этом выделены основные направления исследований: исследование и формирование профессионального педагогического мышления. Дана общая характеристика профессионального мышления и педагогического мышления как его разновидности, обосновано применение системно-деятельностного подхода в исследовании профессионального педагогического мышления.
Во второй главе определяются теоретические основы исследования мышления учителя в контексте профессиональной деятельности, в частности в процессе решения педагогических проблемных ситуаций. Сформулирован общий теоретический подход к исследованию профессионального педагогического мышления как интегрального процесса психической регуляции деятельности учителя. Показано, как конкретно с его позиций должны быть уточнены и расширены представления о методе и предмете психологии педагогического мышления. Обосновано применение принципа деятельностно-опосредствованного моделирования (Карпов А.В., 1992) как основного принципа экспериментального исследования процессов решения педагогической проблемной ситуации и как средства осуществления внутренней валидности этого исследования. Здесь же формулируются задачи и гипотезы экспериментального исследования, разработана стратегия его

18
организации.
В третьей главе раскрываются особенности экспериментального рассмотрения содержания, функций, динамики и уровневой организации мыслительных действий учителя. Психологические механизмы функционирования профессионального мышления учителя анализируются с позиций категорий широко используемых в педагогической психологии: воспитание, обучение, развитие, педагогическая деятельность.
В четвертой главе был проведен анализ психологических механизмов профессионального мышления учителя в контексте педагогической деятельности. В качестве структурной схемы психологического анализа педагогической деятельности была использована концепция В.Д.Шадрикова. В результате исследования было выделено две категории учителей с ситуативным и надситуативным уровнями мышления, представляющих собой полюса континуума педагогического мышления. Именно ему принадлежит ведущая роль в структуре ПВК учителя, им определяется и весь характер профессиональной деятельности.
В пятой главе отражены результаты, полученные при изучении процесса оценивания учителей с разным уровнем мышления. Процесс оценивания мы представили как последовательность шести этапов, по которым и строилось исследование: 1) исследование объекта оценки, 2) импликация оценки, 3) экспликация оценочного суждения, 4) аргументация оценочного суждения, 5) принятие решения, 6) изменения в объекте оценивания. Процесс оценивания исследовался на материале анализа педагогической проблемной ситуации и представляет собой описание педагогической проблемной ситуации и ее решение некоторым учителем, причем предложенное решение соответствует ситуативному уровню.
В шестой главе в качестве единицы анализа мыслительной деятельности учителя исследуется педагогическая проблемность, ибо именно

19
она является далее нерасчленимой составляющей деятельности, несущей в себе все характеристики деятельности в целом. Проблемность рассматривается как психологический фактор, обеспечивающий порождение познавательной мотивации учителя в процессе решения педагогической проблемной ситуации.
В седьмой главе определяются теоретические основы формирования мышления учителя в контексте профессиональной деятельности, в частности в процессе решения педагогических проблемных ситуаций; представлены результаты выполнения испытуемыми экспериментальных заданий; показаны возможности совершенствования педагогического мышления в процессе решения педагогических проблемных ситуаций.
В восьмой главе диссертации представлены положения психологической концепции профессионального педагогического мышления, сформулированные в соответствии с результатами теоретического и экспериментального анализа проведенного в предыдущих главах. В рамках концепции определяются критерии профессионализации содержание, структура, типы и механизмы детерминации педагогического мышления
В заключении подведены итоги исследования, резюмирована разработанная в нем интегративно-процессуальная концепция профессионального педагогического мышления.
Апробация работы. Материалы диссертационного исследования обсуждались на Всесоюзной конференции “Мышление и общение в производственной деятельности” (г.Ярославль, 1984 г.); научно- методическом семинаре по активным методам обучения в НИИ ВШ (г. Москва, 1985 г.); научно-практическом семинаре “Когнитивные стили” (г. Таллинн, 1986 г.); теоретическом семинаре кафедры психологии Ленинградского инженерно-строительного института (г. Ленинград, 1989 г.); VII съезде Общества психологов СССР (г. Москва, 1989 г.); межвузовских

20
конференциях “Психолого-педагогическое обеспечение учебного процесса” (г. Ленинград, 1987-1989 г.г.), (г. С.-Петербург, 1992-1995 гг.); межвузовской конференции “Практическая: психология в образовании” (г. Новосибирск, 1991 г.); Всесоюзной научно-практической конференции по проблеме “Мышление в производственной деятельности: когнитивная и регулятивная функции, продуктивные и репродуктивные компоненты” (г. Ярославль, 1992 г.); Вторых Международных научных Ломовских чтениях “Психический образ: строение, механизмы, функционирование и развитие” (г. Москва, 1994 г.); III Международном конгрессе “Теория деятельности и социальная практика” (г. Москва, 1995 г.); 1-1V Международных конференциях по разрешению конфликта (г. С.-Петербург, 1993-1996 гг.); III всероссийской конференции “Педагогика развития: Современное детство и задачи школы” (г. Красноярск, 1997 г.); Ананьевских чтениях (г. С.-Петербург, 1997 г.); II съезде Российского психологического общества (г. Ярославль, 1998 г.); Межрегиональной научно-практической конференции “Психотехнологии в образовательном процессе” (г. Кострома, 1999 г.); Международной научно- практической конфренции (К 110-летию со дня рождения С.Л.Рубинштейна) (г. Москва, 1999 г.).
Все исследования проводились в рамках госбюджетной тематики, включенной в координационный план Министерства образования РФ. Направление и содержание диссертационного исследования поддержано следующими грантами: 1. Грант Министерства образования РФ 1997-2000 гг. по теме “Профессиональное мышление учителя в процессе решения педагогической ситуации” (шифр 97-28-3.1-87). 2. Грант Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ) 1996-1997 гг. на тему “Психология педагогической ситуации” (проект № 96-03-04451). 3. Грант РГНФ 1999 г. на тему “Психология педагогического мышления” (проект № 99-06-16013).
4. Грант РГНФ 1998-1999 гг. на тему “Теоретические основы и формирование

21
педагогического мышления” (проект 98-06-08206а). 5. Грант РГНФ 2000-2002 гг. на тему “Психология педагогического мышления: теоретические основы и формирующий эксперимент” (проект 00-06-00245а).
Диссертация подводит итог исследований, выполненных автором и под его руководством в 1982-2000 гг. на кафедре педагогики и педагогической психологии Ярославского государственного университета им. П.Г.Демидова, а также лаборатории профессионального и личностного развития ЯрГУ.



Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате экспериментально-теоретического анализа обосновано рассмотрение мышления учителя как процесса обнаружения и разрешения педагогической проблемности в ходе профессиональной деятельности. Установлены особенные и единичные психологические характеристики профессионального мышления, функционирующего в структуре педагогической деятельности. С позиции особенного выделены типичные деятельностные, профессиональные качества, характеризующие педагогическое мышление.
2. Теоретически обосновано выделение в качестве единицы анализа профессионального мышления учителя педагогической проблемности, поскольку она несет в себе наиболее существенные свойства и функции профессионального педагогического мышления. Одновременно она же является и исходной основой актуализации профессионального мышления педагога. Выделенная единица анализа позволяет исследовать педагогическое мышление
> с учетом особенностей преобразования мышления учителя в ходе
профессионализации.
3. Установлено возникновение проблемности на разных этапах разрешения объективной педагогической ситуации. Применение разработанной экспериментальной методики способствовало выявлению психологических особенностей профессионального мышления педагога и связанной с ними различной степени успешности решения педагогической проблемной ситуации. Специфика педагогической проблемности обусловлена избирательностью мышления преподавателя и заключается в проявлении чувствительности прежде всего к основным и главным противоречиям учебно-воспитательного процесса. Исследованы ситуативный и надситуативный типы профессионального педагогического мышления.
4. В соответствии с содержанием ведущих форм профессионализации учителей проанализированы общие подходы, выделены и теоретически

375
обоснованы критерии сформированности педагогического мышления: профессиональная зрелость, профессиональная продуктивность, профессиональная результативность, профессиональная эффективность. Учет данных критериев позволяет исследовать новые интеллектуальные новообразования в виде открываемых учителем способов разрешения педагогической проблемности.
5. Установлено, что психологическое содержание профессионального мышления учителя заключается в структурно-уровневой самоорганизации процесса поиска, обнаружения и разрешения проблемности; актуализации профессионально ориентированных компонентов педагогического мышления, обеспечивающих реализацию профессиональной активности в соответствии с содержанием и требованиями образовательного процесса. Теоретически обосновано создание психодиагностических процедур, необходимых для исследования уровневых характеристик педагогического мышления.
6. Выделение надситуативного и ситуативного уровней обнаружения педагогической проблемности в ситуации оценивания позволяет установить особенности понимания различных сторон образовательного процесса. Экспериментально установлена взаимосвязь между профессиональными установками учителя по отношению к ученику, уровнем обнаружения проблемности и уровнем педагогического мышления в ситуации оценивания.
7. Выявлено, что педагогическое мышление в ситуации оценивания также осуществляется на двух уровнях: ситуативном и надситуативном. Эти уровни определяют отличия в исследовании объекта оценивания, в импликации и экспликации, в аргументации оценочного суждения, в принятии педагогического решения и изменениях, вносимых в объект оценивания.
8. Разработка и реализация программы обучения психологическим основам решения педагогических ситуаций позволила получать статистически значимые данные, подтверждающие эффективность проведенных учебных занятий с педагогами - слушателями курсов повышения квалификации.

376
Разработанная программа по совершенствованию способов педагогического мышления позволяет привнести изменения в личность профессионала- практика. Психологически обоснованы общие тенденции исследования и формирования профессионально важных качеств мышления педагога. Представляется перспективным именно с этих позиций осмысливать и преобразовывать педагогическую деятельность с целью трансформации участников образовательного процесса в со-участников, единомышленников.




1. Абульханова-Славская К.А. Личностные типы мышления // Когнитивная психология. Материалы финско-советского симпозиума. М.: 1986. С. 154 - 172.
2. Аганисьян В.М. Развитие творческого мышления студентов-педагогов // Вопросы психологии, 1982, № 6. С. 97 - 100.
3. Акимова А.П. Формирование у студентов умения определять и решать педагогические задачи в воспитательной работе // Обучение студентов основам педагогического мастерства. Иваново, ИГПИ. 1971. С. 59 - 64.
4. Алексашина И.Ю. От учебной педагогической задачи к педагогической игре // Активные методы обучения студентов вузов. Л.: Ленингр. лесотехн. акад., 1985. С. 11 -16.
5. Аллахвердов В.М. Опыт теоретической психологии (в жанре научной революции). СПб.: Печатный двор, 1993. 325 с.
6. Ананьев Б.Г. Интеллектуальное развитие взрослых людей как характеристика обучаемости (к постановке вопроса) // Советская педагогика, 1969, №10. С. 48-57.
7. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания М.: Наука, 1977. 380 с.
8. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. В 2-х т. Т.П. М.: Педагогика, 1980. 288 с.
9. Андронова Т.Д. Педагогический анализ как форма развития и проявления профессионального мышления будущих учителей // Психологические вопросы формирования профессионального мышления. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1984. С.77 - 83.
Ю.Анисимов О.С., Артыков Д.Р., Артыкова Д.К., Рахимов С.Р. Проблемы исследования педагогического мышления. М. : МТИПП, 1987.
11. Анисимов О.С. Профессиональное мышление преподавателя // Вестник высшей школы, 1987, № 9.

378
12. Анисимов О.С. Психологические особенности педагогического мышления в системе высшего образования // Вопросы психологии, 1987. № 6.
13. Анциферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысление, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. 1994. Т. 15. N 1.
14. Арутюнов Ю.С. Методика разработки конкретных ситуаций. М.: ИПКИР, 1980.
15. Бабанский Ю.К. Личностный фактор оптимизации обучения // Вопросы психологии, 1984, № 1, с. 51 - 57.
16. Балл Г.А. Нормы деятельности и творческая активность личности // Вопросы психологии, 1990. № 6. С. 25 - 34.
17. Барвис Дж.: Перри Дж. Ситуации и установки // Философия, логика, язык: Общ. ред. Д.П.Горского и В.В.Петрова. М.: Прогресс, 1987. С.264 - 292.
18. Батракова С.Н. Основы профессионально-педагогического общения. Ярославль, 1986. 80 с.
19. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: 1979.
20. Бапшнова С.Н. Разработка методики диагностики сформированности профессионального мышления у учащихся педагогических училищ - будущих воспитателей. Автореф. дис. ... канд. психол. н. Казань, 1998. 21 с.
21. Баширова В.Ф. Развитие творческого педагогического мышления - необходимое условие совершенствования профессиональной подготовки современного руководителя школы // совершенствование профессиональных знаний педагогических кадров. Ч. 2.Л.: 1978.С.75-78.
22. Бейгулова Н.И. Личностные и социально-культурные особенности морального “Я” студентов: Дис. ... кан. психол. наук. Л.: 1990. 167 с.
23. Бердяев Н. Самопознание: Опыт философской автобиографии. М.: Мысль, 1990.318 с.
24. Битинас Б. Структура процесса воспитания. Каунас: Швиеса, 1984. 79 с.

379
25. Блауберг И.В.: Садовский В.Н.: Юдин Э.Г. Философский принцип системности и системный подход // Вопросы философии, 1978. № 8. С. 39-52.
26. Болтунов В.М. Эффективность обучения (Методологический анализ определения этой категории в дидактике). М.: Педагогика, 1976. 192 с.
27. Богоявленская Д.Б. Метод исследования уровней интеллектуальной активности // Вопросы психологии, 1971. № 1. С. 144-146.
28. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов н/Д, 1983. 176 с.
29. Бодалев А.А., Ковалев Г.А. Психологические трудности общения и их преодоление // Педагогика, 1992. № 5-6. С. 65-70
30. Божко Н.М., Бегали Л.Н.: Мицкевич Н.И. Анализ педагогических ситуаций // Проблема повышения качества и эффективности общепедагогической подготовки учителя. М.: Педагогика, 1981. С. 68-75.
31. Болотова JI.H., КашаповМ.М. О проблеме повышения профессиональной компетентности воспитателя // Актуальные проблемы гуманитарных,
► естественных и технических наук. Психология. Ярославль, 1996. С. 66-67.
32. Бондаревский В.М. Воспитание у студентов творческого мышления // Советская педагогика, 1975, № 6, с. 98 - 105.
33. Бондаренко А.А. Проблемные ситуации в педагогическом общении // Психология общения. Минск, Народная асвета, 1984, вып. IY. С. 94 - 100.
34. Боно Эдвард Ле. Рождение новой идеи: О нешаблонном мышлении // Пер. с англ. М.: 1976.
35. Браже Т.Г. Развитие творческого потенциала учителя // Советская педагогика. 1989. № 8.
36. Братченко С.Л. Межличностный конфликт как общение // Конфликт в конструктивной психологии. Красноярск: Красноярский гос. ун-т, 1990. С. 27-31.
37. Братусь Б.С. Психологические аспекты нравственного развития личности. М.: 1977.64 с.

380
38. Бронзова И.А. Подготовка учителя к принятию решений в непредвиденных ситуациях урока // Психологические проблемы самообразования учителя М.: Изд-во АПН СССР, 1986. с. 52 - 58.
39. Брунер Дж. Психология познания. М.: 1977. 412 с.
40. Брушлинский А.В. Взаимосвязь процессуального и личностного аспектов мышления //Мышление: процесс, деятельность, общение. М.: Наука, 1982. С. 5-49.
41. Брушлинский А.В., Воловикова М.И. О взаимосвязях процессуального (динамического) и личностного (мотивационного) аспектов мышления // Психологические исследования познавательных процессов и личности. М.: 1983. С. 84-96.
42. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. М.: Издательство "Институт практической психологии"; Воронеж: НПО "Модэк", 1996. 392 с.
43. Бухвалов В.А. Алгоритмы педагогического творчества. М.: Просвещение, 1993. 96 с.
44. Буш Т.Я. Диалектика и творчество. Рига, АВОТС. 1985.
45. Вачков И.В. Психологические условия развития профессионального самосознания учителя: Дис. ... канд. психол. наук. М., 1995. 180 с.
-/б.Веденов А.В. Роль внутренних противоречий и способов их преодоления в развитии личности // Вопросы психологии, 1959. № 1.
47. Веракса Н.Е. Диалектическое мышление и творчество // Вопросы психологии. 1990, № 4.
48. Вербицкий А.А., Кашапов М.М. и др. Учебный процесс в вузе: процессы и решения // Выпуск II. Активные методы обучения. М.: 1986. 33с.
49. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991. 204 с.
50. Вереникина И.М. Преодоление возможных конфликтных ситуаций между учителем и учеником на уроке // Вопросы психологии, 1986. № 3. С. 71-77.

381
51. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. М..Прогресс, 1987. 336с.
52. Ветрова Н.И. Педагогическая задача как средство диагностики профессионально значимых качеств личности педагога // Психологические проблемы самообразования учителя. М.: Изд-во АПН СССР, 1986. С. 28 -33.
53. Вилькеев Д.В. Формирование педагогического мышления у студентов: Уч. пособие. Казань, 1992. 108 с.
54. Вишнякова Н.В. Психологические основы развития креативности в профессиональной акмеологии: Дис. ... докт. психол. наук. М., 1996. 390 с.
55. Возрастные особенности умственной деятельности взрослых /Под ред. Е.И.Степановой. JL: 1974. 89 с.
56. Воловикова М.И. К проблеме общения испытуемого и экспериментатора в ходе психологических опытов по изучению мышления // Новые исследования в психологии, 1979. № 2. С. 12-18.
57. Ганзен В.А. Системные описания в психологии. Л.: ЛГУ, 1984. 175 с.
58. Горохова Н.Э. Личностный подход в процессе активного обучения школьников иностранному языку: Автореф. дис. ... канд. психол. н. С.-Пб,
1998. 22 с.
59. Готт B.C. О формировании нового типа педагогического мышления // Философские науки. 1985, № 3. С. 38 - 42.
60. Гришина Н.В. Психология межличностного конфликта: Автореф. ... докт. психол.н. С-Пб.: 1995. 36 с.
61. Гусева Т.И. Теоретические вопросы формирования профессионально - педагогического мышления студентов. Саратов, 1984.
62. Давыдов В.В. Научное обеспечение образования в свете нового педагогического мышления // Новое педагогическое мышление. М.: Педагогика, 1989, С. 64-89.
63. Данильченко М.Г. П.П.Блонский о школе и учителе. М.: Знание, 1979. 96с.
64. ДеБоно Э. Латеральное мышление. СПб.: Питер Паблишинг, 1997. 320 с.
65. Дёрнер Д. Логика неудачи. М.: Смысл, 1997. 243 с.

382
66. Джонс Дж.К. Методы проектирования. М.: Мир, 1986. 326 с.
67. Доблаев Л.П. К вопросу о практическом педагогическом мышлении // Мышление и общение в конкретных видах практической деятельности. Ярославль, 1984. С. 50 - 52.
68. Донцов А.И, Полозова Т. А. Проблема объективных детерминант межличностных конфликтов в группе. Вестник МГУ, сер.XIV Психология, 1977, № 4. С.23-29.
69. Дружинин В.Н. Теоретические основы диагностики познавательных способностей: Автореф. дисс. ... д-ра психол. наук. М., 1989. 46 с.
70. Дружинин В.Н. Ситуационный подход к психологической диагностике способностей // Психологический журнал, 1991, № 2. С. 94-104.
71. Дружинин В.Н. Логика и структура психологического исследования. М.: ИПРАН, 1993.
72. Дружинин В.Н. Псходиагностика общих способностей. М.: Академия. 1996.
73. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Изд-во «Питер», 1999. 368 с.
74. Дружинин В.Н., Гребенюк Г.А., Самсонова Е.Ю. Исследование психосемантической репрезентации общих умственных способностей // Психологический журнал. 1993. Т. 14. № 3. С. 47-55.
75. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба: вопросы теории и практики. М.: Педагогика, 1991. 232 с.
76. Дубровина Ю.Н. Особенности взаимосвязи уровневых характеристик профессионального мышления учителя в процессе решения педагогических проблемных ситуаций // Психология педагогического мышления: теория и эксперимент / Под ред. М.М.Кашапова. М.: ИП РАН, 1998. С. 79-85.
77. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления. М.: Совершенство, 1997. 208 с.

383
78. Ерастов Н.П. Развитие лингвистического мышления школьников (проблема и метод) // Проблемы мышления. Ярославль, 1968.
79. Ерастов Н.П. Процессы мышления в производственной деятельности // Психологические проблемы рационализации деятельности. Ярославль, 1979. Вып. 5. С. 3 - 14.
80. Ермолаева Е.П. Профессиональная идентичность как комплексная характеристика соответствия субъекта и деятельности // Психологическое обозрение, 1998, № 2. С. 35-45.
81. Есарева З.Ф. Требования деятельности к интеллекту преподавателя вуза // Материалы конференции. Новосибирск, 1973. С. 76 - 80.
82. Железовская Г.И. Формирование педагогической интеллектуальной культуры // Педагогика, 1995, № 2. С. 55 - 60.
83.3авалишина Д.Н. Психологическая структура практической задачи // Вопросы психологии, 1984, № 2. С. 20-25.
84.3авалишина Д.Н. Обобщение в практическом мышлении // Общение и мышление в конкретных видах практической деятельности. Ярославль, 1984. С.19-20.
85.3авалишина Д.Н., Поликанов С.Г. Проблемные ситуации в практической деятельности // Практическое мышление: функционирование и развитие. М.: ИП АН СССР, 1989. С. 75-85.
86.3авалишина Д.Н. Творческий аспект практического мышления // Психол. журн. 1991. Т. 12, № 2. С. 16-26.
87.3авалишина Д.Н. Когнитивные регуляторы профессиональной деятельности // Образ в регуляции деятельности. Тезисы докладов международной конференции. М., 1997. С. 77-79.
88.3агвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. М.: Педагогика, 1987. 160 с.
89. Зайцев С.В. Оценка способности воспитателей к децентрации // Вопросы психологии, 1995, № 3. С. 36-48.

384
90.Зайцев Ю.А., Ситник А.П. Активизация курсовых и семинарских занятий в процессе решения ситуативных задач. М.: 1980. 48 с.
91.3араковский Г.М. Психофизиологический анализ трудовой деятельности. Логико-вероятностный подход при изучении труда управляющего типа. М.: Наука, 1966. 114 с.
92.3арецкий В.К. Динамика уровневой организации мышления при решении творческих задач. Дис.... канд. психол. н. М.: 1984. 227 с.
93.Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебное пособие для студентов высш. пед. учебных заведений. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. 477 с.
94.Зинченко В.П. Аффект и интеллект в образовании. М.: Тривола, 1995. 64 с.
95.3миевская Л.В. Влияние когнитивных структур личности учителя на результативность педагогического общения: Автореф. дис. ... канд. психол. н. Киев. 1988.
96.Знаков В.В. Самооценка правдивости и понимание субъектом честности // Психологический журнал. 1993. Т. 14. № 5. С. 12-23.
97.Знаков В.В. Понимание в познании и общении М.: ИП РАН. 1994. 237 с.
98.Знаков В.В. Понимание в познании и общении. Самара. СамГПУ, 1998. 188 с.
99. Иванова А.Н., Корнилов Ю.К. О содержании деятельности руководителя низшего звена // Социально-психологические проблемы руководства и управления коллективами. М.: 1974. С. 78 - 79.
100. Иванова А.Н., Корнилов Ю.К. О некоторых особенностях проблемных ситуаций в деятельности сменного мастера // Психологические проблемы рационализации деятельности. Ярославль, 1978. Вып. 3. С. 85-91.
101. Ильницкая И.А. Проблемные ситуации как средство активизации мыслительной деятельности учащихся на уроке. Пермь, 1983. 76 с.

385
102. Использование психолого-педагогических знаний в практической деятельности учителя. / Под ред. Г.С.Сухобской, Н.М.Божко, В.Н.Козиева М.: Педагогика, 1983.
103. Исследование педагогического мышления. / Под ред. М.М.Кашапова. М.: ИП РАН, 1999. 136 с.
104. Как находить и принимать оптимальные решения в процессе организации педагогического труда (Учебные задания и методические указания). Вып. 8. Составитель И.П.Раченко. Пятигорск, 1978. 22 с.
105. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М.: Педагогика, 1981. 200 с.
106. Калошина И.П. Структура и механизм творческой деятельности (нормативный подход). М.: МГУ, 1983.
107. Кан-Калик В.А. Педагогическая деятельность как творческий процесс (эмоционально-компонентные аспекты педагогического творчества): Автореф. дис. ... докт. психол. н. Л.: 1981. 31 с.
108. Канатов А.И. Обучаемость взрослых в зависимости от развития их мышления: Автореф. дис.... канд. психол. н. Л.: 1986. 16 с.
109. Каргин С.Т. Сущность понятия "педагогическое мышление" // Реформа общеобразовательной и профессиональной школы и подготовка педагогических кадров. Алма-Ата, КПИ им. Абая, 1986. С. 58-63.
110. Карпов А.В. Регулятивный и когнитивный аспекты исследования психического обеспечения деятельности // Практическое мышление: функционирование и развитие. М.: ИП АН СССР, 1989. С. 12-23.
111. Карпов А.В. Разработка принципов психологической диагностики интегральных способностей // Способности и деятельность. Ярославль, 1989. С. 28-42.
112. Карпов А.В. Закономерности организации познавательных и регулятивных процессов в структуре операторской деятельности //

386
Познавательные процессы: теория, эксперимент, практика. Ярославль, 1990. С. 29-35.
113. Карпов А.В. Структурно-функциональная организация процессов принятия решения в трудовой деятельности. Дис. ... док. психол. н. М. 1992. 622 с.
114. Карпов А.В. Психология принятия управленческих решений . М.: Юристъ, 1998. 440 с.
115. Карпов А.В. Методологические основы психологии принятия решения / Яросл. гос. ун-т. Ярославль, 1999. 232 с.
116. Карпов А.В. Психология менеджмента. М.: Гардарики, 1999. 584 с.
117. Карпов А.В., Карпова Е.В. Психологическая структура проблемности мышления (когнитивно-мотивационный аспект) // Формирование педагогического мышления. М.:. ИПРАН, 1999. С. 34-45.
118. Кашапов М.М. Подготовка студентов к решению проблемных ситуаций как способ формирования педагогической направленности. //
> Психолого-педагогические проблемы оптимизации деятельности
преподавателя вуза. Ярославль, ЯрГУ, 1984. С.74-83.
119. Кашапов М.М. О типологии педагогических ситуаций. // Пути оптимизации учебно-воспитательного процесса в вузе. Ярославль, ЯрГУ, 1985. С.106-115.
120. Кашапов М.М. Особенности мышления преподавателя в процессе решения педагогических проблемных ситуаций. // Психолого-педагогическое обеспечение учебного процесса в высшей школе в условиях ее перестройки. Научные сообщения к межвузовской конференции. JI.-M., 1988. С. 149-155.
121. Кашапов М.М. Формирование профессионально-педагогического мышления // Психология учителя. Тезисы докладов к VII съезду Общества психологов СССР. М.: АН СССР, 1989. С.19-20.

387
122. Кашапов М.М. Особенности мышления преподавателя в процессе решения педагогической проблемной ситуации. Дис. ... канд. психол. н.: Л., 1989. 246 с.
123. Кашапов М.М. Исследование процесса решения преподавателем педагогической проблемной ситуации. // Психологическое обеспечение педагогической деятельности. Л., ЛГУ, 1991. С.73-80.
124. Кашапов М.М. Информационно-коммуникативная функция общения в педагогической деятельности // Психический образ: строение, механизмы, функционирование и развитие. Вторые Международные научные Ломовские чтения. Т.1. М.: ИПРАН, 1994. С.109-111.
125. Кашапов М.М. Моделирование ситуаций как средство конструирования развивающей педагогической деятельности // 1П Международный конгресс “Теория деятельности и социальная практика” М.: РАН, РАО, РГАФК, 1995. С.55-56.
126. Кашапов М.М. Об одной характеристике практического мышления педагога // Материалы I Всероссийской научной конференции по психологии Российского психологического общества. Ежегодник Российского психологического общества, том 2, выпуск 3. М., 1996. С. 77-78.
127. Кашапов М.М. Ситуационный анализ как функция педагогического мышления // Психологическая наука: традиции, современное состояние и перспективы. М.: Издательство “Институт психологии РАН”, 1997. С.98-99.
128. Кашапов М.М. О функциях педагогического мышления // Ананьевские чтения. Тезисы научно-практической конференции. С.-Пб, 1997. С. 73 - 75.
129. Кашапов М.М. Теоретические основы исследования педагогического мышления // Психология педагогического мышления: теория и эксперимент. М.: ИПРАН, 1998. С. 3-30.
130. Кашапов М.М. Психологический анализ методов исследования педагогического мышления // Психология педагогического мышления: теория и эксперимент. М.: ИПРАН, 1998. С. 30-47.

388
131. Кашапов М.М., Григорьева Е.М. Особенности разрешения учителем педагогической ситуации // Психология педагогического мышления: теория и эксперимент. М.: ИПРАН, 1998. С. 86-92.
132. Кашапов М.М. Психологический анализ педагогических ошибок // Психология и практика. Ежегодник Российского Психологического Общества. Т. 4, вып. 4. Ярославль, 1998. С. 324-331.
133. Кашапов М.М. Проблемность как единица анализа педагогического мышления // Психология педагогического мышления: теория и практика. М.: ИПРАН, 1998. С. 8-18.
134. Кашапов М.М., Серафимович И.В. Психологический анализ проблемных ситуаций, возникающих в деятельности учителя // Психология педагогического мышления: теория и практика. М.: ИП РАН, 1998. С. 135- 148.
135. Кашапов М.М. Психологический анализ педагогических ошибок как способ исследования профессионального мышления учителя // Психология педагогического мышления: теория и практика. М.: ИП РАН, 1998. С. 18-35.
136. Кашапов М.М. Уровневые характеристики педагогического мышления // Изучение педагогической деятельности: поиск, проблемы, решения. Яросл. гос. ун-т. Ярославль, 1999. С. 48-56.
137. Кашапов М.М. Проблемность как единица педагогического мышления // Проблемы психологии и эргономики. 1999, № 1. С. 30-34.
138. Кашапов М.М. Психологический анализ педагогической проблемной ситуации и средств её решения // Исследование педагогического мышления. М.: ИПРАН, 1999. С. 4-17.
139. Кашапов М.М., Киселева Т.Г., Рябикина И.В. Экспериментальное исследование уровней педагогического мышления // Исследование педагогического мышления. М.: ИПРАН, 1999. С. 56-73.

389
140. Кашапов М.М., Ракитская О.Н., Григорьева Е.М. Разработка методик исследования интеллектуальных компонентов креативности педагога // Исследование педагогического мышления. М.: ИПРАН, 1999. С. 97-119.
141. Кашапов М.М. Современные подходы к формированию педагогического мышления // Формирование педагогического мышления. М.: ИПРАН, 1999. С. 4-19.
142. Кашапов М.М. О психологической концепции педагогического мышления // Ярославский психологический вестник. Выпуск 1. М.- Ярославль. Изд-во «Российское психологическое общество», 1999. С. 173- 190.
143. Кашапов М.М. Психологические основы формирования педагогического мышления // Формирование педагогического мышления. М.: ИПРАН, 1999. С. 72-90.
144. Кашапов М.М. Проблемность как единица анализа педагогического мышления // Индивидуальный и групповой субъекты в изменяющемся обществе (К 110-летию со дня рождения С.JI.Рубинштейна). М.: ИП РАН,
1999. С. 83-85.
145. Кашапов М.М. Теоретические основы психотехнологии исследования и формирования педагогического мышления // Психотехнологии в образовательном процессе: материалы межрегиональной научно- практической конференции. Часть 3. Кострома, 1999. С. 75-82.
146. Кашапов М.М. Видеотренинг как метод формирования педагогического мышления // Формирование педагогического мышления. М.: ИПРАН, 1999. С. 125-143.
147. Келасьев В.Н. Структурная модель мышления и проблемы генезиса психики. Л.: ЛГУ, 1984. 216 с.
148. Киршбаум Э.И. Психолого-педагогический анализ конфликтных ситуаций в педагогическом процессе: Дис. канд. ... психол. наук. Л., 1986. 252 с.

390
149. Киселева Т.Г. Оценивание как показатель уровня педагогического мышления учителя // Психология педагогического мышления: теория и эксперимент / Под ред. М.М.Кашапова. М.: ИП РАН, 1998. С. 92-100.
150. Киселева Т.Г. Уровневые характеристики педагогического мышления в ситуации оценивания // Психология педагогического мышления: теория и практика / Под ред. М.М.Кашапова. М.: ИП РАН, 1998. С. 61-66.
151. Климов Е.А. Общая типология ситуаций (казусов) и структура мыслительных задач, возникающих в практике работы профконсультанта // Научные труды ВНИИ профтехобразования. Вып. 32. Л.: 1976. С. 5 - 25.
152. Климов Е.А. Психология профессионала. М., 1996.
153. Клюева Н.В. Социально-психологическое обеспечение деятельности
педагога (ценностно-рефлексивный подход). Автореф доктора психол.
наук. Ярославль, 2000. 55 с.
154. Клюева Н.В. Технология работы психолога с учителем. М.: ТЦ «Сфера», 2000. 192 с.
155. Козелецкий Ю. Психологическая теория решений. М.: Прогресс, 1979. 504 с.
156. Колесникова И.А. Формирование профессионального стиля мышления у будущего учителя как условие развития целостного подхода к учебно- воспитательному процессу // Молодой учитель в системе непрерывного образования. М.: 1986. С. 19-26.
157. Конаржевский Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управление школой. М.: Педагогика, 1986. 144 с.
158. Кондратьева С.В. Психолого-педагогические проблемы общения. Учебное пособие. Гродно, 1982. 66 с.
159. Конева Е.В. О механизмах направленности на реализацию // Мышление. Общение. Практика. Ярославль, ЯрГУ, 1986. С. 47 - 57.
160. Корнилов Ю.К. Мышление руководителя и методы его изучения. - Ярославль, 1982. 77 с.

391
161. Корнилов Ю.К. Мышление в производственной деятельности: Учеб. пособие .Ярославль, 1984. 74 с.
162. Корнилов Ю.К, Кашапов М.М. Формирование диагностических умений в процессе решения сложных педагогических ситуаций. // Когнитивные стили. Тезисы научно-практического семинара. Таллинн, ТПИ им. Э.Вильде, 1986. С. 213-216.
163. Корнилов Ю.К. О прблеме практического мышления // Мышление. Общение. Практика. Ярославль, ЯрГУ, 1986. С. 3 - 7.
164. Корнилов Ю.К., Кашапов М.М. Об анализе ситуации со стороны ее воспитательных последствий // Мышление. Общение. Практика. Ярославль, ЯрГУ, 1986. С. 83-92.
165. Корнилов Ю.К. Действенность практического мышления // Практическое мышление: функционирование и развитие. М.: ИП РАН, 1990.
С. 23 - 30.
166. Корнилов Ю.К. Самоорганизация мышления и этапы практического мышления // Познавательные процессы и личность в норме и патологии. Ярославль, 1995. С. 13 - 17.
167. Корнилов Ю.К. О зарождении и развитии мыслительного процесса в педагогической деятельности // Психология педагогического мышления: теория и практика. / Под ред. М.М.Кашапова. М.: ИП РАН. 1998. С. 3-8.
168. Коссов Б.Б. Личность и педагогическая одаренность: новый метод. М.: Воронеж: Институт практической психологии.: НПО «МОДЭК», 1998. 128 с.
169. Костюк Г.С., Балл Г.А. Категория задачи и её значение для психолого-педагогических исследований // Вопросы психологии, 1977, № 4. С 148 - 154.
170. Коточигова Е.В. Особенности развития творческого педагогического мышления // Психология педагогического мышления: теория и эксперимент. / Под ред. М.М.Кашапова. М.: ИП РАН, 1998. С. 115-117.
171. Кузьмина Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища. М.: 1989. 167 с.

392
172. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Высш. шк.: 1990. 119 с.
173. Кулюткин Ю.Н. Эвристические методы в структуре решений. М.: Педагогика, 1970. 231 с.
174. Кулюткин Ю.Н., Сальникова Н.Е. Игровые ситуации в процессе обучения студентов педвуза // Педагогические проблемы и способы их решения учителем. Л.: 1979. С. 36 - 49.
175. Кулюткин Ю.Н. Личностные факторы развития познавательной активности учащихся в процессе обучения // Вопросы психологии, 1984, № 5. С. 41-44.
176. Кулюткин Ю.Н. Психология обучения взрослых. М.: Просвещение,
1985. 128 с.
177. Кулюткин Ю.Н. Творческое мышление в профессиональной деятельности учителя // Вопросы психологии. 1986. № 2. С. 21-30.
178. Кулюткин Ю.Н. Технократия и гуманизм // Информационный бюллетень. 1995, № 4. С. 8 -11.
179. Кучинский Г.М. Психология внутреннего диалога. Минск, Университетское, 1988. 206 с.
180. Лефевр В.А. Конфликтующие структуры. М.: Сов. радио. 1973. 159с.
181. Лефевр В. "Непостижимая" эффективность математики в исследованиях человеческой рефлексии // Вопросы философии, 1990, № 7, С. 51-59.
182. Лефевр В.А. Формула человека. Контуры фундаментальной психологии.М.: Прогресс, 1991. 107 с.
183. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. 444 с.
184. Магнуссон Д. Ситуационный анализ: эмпирические исследования соотношений выходов и ситуаций // Психол. журнал. Т. 4.: № 2. 1983.

393
185. Мазилов В.А. Теория и метод в психологии: Период становления психологии как самостоятельной науки. Монография. Ярославль: МАПН, 1998. 359 с.
186. Мазилов В.А. Психология практического педагогического мышления как романтическая наука // Психология педагогического мышления: теория и практика / Под ред. М.М.Кашапова. М.: ИП РАН, 1998. С.66-81.
187. Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 1996. 584 с.
188. Мамардашвили М.К. Картезианские размышления. М.: 1993.
189. Манчев Й. Ситуативное обучение на интерактивной основе // Современная высшая школа. 1988. № 1 (61). С. 85 - 88.
190. Марасанов Г.И. Методы моделирования и анализ ситуаций в социально-психологическом тренинге. Киров, 1995. 152 с.
191. Маркова А.К. Актуальные проблемы психологии труда учителя // Советская педагогика. 1986. № 6. С. 58 - 68.
192. Маркова А.К. Психология труда учителя М.: Просвещение, 1993. 192 с.
193. Маркова А.К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя // Педагогика, 1995, № 6. С. 55 - 63.
194. Маркова А.К.Психология профессионализма М., 1996. 308 с.
195. Маслова Л.П. Применение педагогического знания в процесе решения практических задач // Моделирование педагогических ситуаций: Проблемы повышения качества и эффективности общепедагогической подготовки учителя / Под ред. Ю.Н.Кулюткина, Г.С.Сухобской. М.: Педагогика, 1981.
196. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972. 208 с.
197. Матюшкин А.М. Основные направления исследований мышления и творчества // Психологический журнал, 1984. Т. 5. №. 1. С. 9 -17.
198. Матюшкин А.М., Понукалин А.А. Проблемные ситуации в психологической подготовке специалиста в вузе // Вопросы психологии, 1988. №. 2. С. 76-82.

394
199. Менчинская Н.А. Мышление в процессе обучения // Исследование мышления в советской психологии. М.: Наука, 1969. С. 349 - 387.
200. Мерлин B.C. Чему и как учить будущих учителей по психологии (Некоторые принципы и задачи преподавания психологии в педагогических институтах) // Воспитывать психологическую пытливость у будущих учителей. - Пермь, ПГПИ, 1966. С. 3 - 44.
201. Методы системного педагогического исследования. Уч. пособие. /Н.В.Кузьмина, Е.А.Григорьева, В.А.Якунин. Л.: Изд-во ЛГУ, 1980. 172 с.
202. Мехтиханова Н.Н. К проблеме использования метода самонаблюдения в исследовании мыслительных процессов // Мышление. Общение. Практика. Ярославль, ЯрГУ, 1986. С. 113 - 125.
203. Мирошхина Э.А. Стратегия решения вербальных задач // Вопросы психологии. 1973. № 3. С. 45 - 55.
204. Митина Л.М. Формирование у учителя умений анализа своей педагогической деятельности // Психол. рекомендации: О путях повышения эффективности труда учителя. Под ред. А.К.Марковой. М.: 1987.
205. Митина Л.М. Педагогическое общение: контакт и конфликт // Школа и производство. 1989. № 10.
206. Митина Л.М. Экспериментальное изучение фрустрационной толерантности учителя // Новые исследования в психологии. 1990. № 2. С. 44 -48.
207. Митина Л.М. Психологические аспекты труда учителя: Уч. пособие. Тула, 1991. 178 с.
208. Митина Л.М. Психологическая диагностика эмоциональной устойчивости учителя: Уч. пособие. М.: 1992.
209. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы). М.: Дело, 1994. 216 с.
210. Митина Л.М. Психологическая диагностика коммуникативных способностей учителя. Кемерово, 1996. 49 с.

395
211. Митина Л.М., Вачков И.В. Профессиональное развитие педагога: психологические факторы и условия // Magister. 1996. № 1.
212. Митина Л.М., Кричевский Р.Л. Профессиональная социализация личности // Проблемы профессиональной социализации личности. Кемерово, 1996. С. 7-22.
213. Митина Л.М. Социально-психологическая компетентность как фактор профессиональной социализации личности учителя // Проблемы профессиональной социализации личности. Кемерово, 1996. С. 93-105.
214. Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии. 1997. №
4. С. 28-38.
215. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. М.: Флинта: Московский социально-психологический институт, 1998. 200 с.
216. Митина Л.М. Управлять или подавлять: выбор стратегии профессиональной жизнедеятельности педагога. М.: Сентябрь, 1999. 192 с.
217. Могутина Т.Ю. О педагогических стереотипах как барьерах творческой активности учителя. // Психология педагогического мышления: теория и эксперимент. / Под ред. М.М.Кашапова. М.: ИПРАН, 1998. С. 100-109.
218. Моделирование педагогических ситуаций: Проблемы повышения качества и эффективности общепедагогической подготовки учителя / Под ред. Ю.Н.Кулюткина, Г.С.Сухобской. М.: Педагогика, 1981. 120 с.
219. Моисеев А.М. Современный стиль педагогического мышления учителя: сущность и основные черты // Проблемы повышения эффективности педагогического процесса на основе идей оптимизации / НИИ общ. пробл. воспитания АПН СССР. М.: 1985. С. 29 - 41.
220. Моросанова В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции: феномен, структура и функции в произвольной активности человека / РАН, Психологический институт. М.: Наука. 1998.

396
221. Мухина B.C. Детская психология: Учеб. для пед. ин-тов. 2-е изд. М.: Просвещение, 1985. 272 с.
222. Мухина Т.К. Мышление учителя // Вопросы психологии, 1990, № 4. С. 171 -173.
223. Мышление учителя: Личностные механизмы и понятийный аппарат / Под ред. Ю.Н.Кулюткина, Г.С.Сухобской. М.: 1990. 104 с.
224. Нагорная Г.А. Формирование умения анализировать педагогические ситуации как условия подготовки будущих учителей: Дис. ... канд. пед. наук. Киев, 1983.218 с.
225. Натанзон Э.Ш. Психологический анализ поступков и способы педагогического воздействия на личность. М.: Просвещение, 1968. 207с.
226. Нафтульев А.И. Основные принципы формирования профессионального интеллекта // Мышление и общение в конкретных видах практической деятельности. Ярославль, 1984. С. 33 - 34.
227. Немченко Г.П. Вопросы формирования умения педагогического анализа // Совершенствование профессиональных знаний педагогических кадров. Ч. 1. Л.: НИИ ООВ АПН СССР, 1978. С. 17-19.
228. Непредвиденные ситуации урока и подготовка учителя к их разрешению (экспер. материалы) / Сост. И.А.Бронзова. Л.: 1983. 23 с.
229. Неумывакина Э.А. Формирование у студентов некоторых аналитических умений в процессе педпрактики // Проблемы педагогики высшей школы. Минск, 1974. С. 91 - 98.
230. Нечитайлова Е.П. Системное "видение" педагогического процесса и условия его формирования // Педагогический процесс как объект профессиональной подготовки учителей. Алма-Ата: Мектеп, 1984. С. 32 - 46.
231. Николаенко С.И. Психологические условия формирования у будущих учителей стратегий решения педагогических задач: Дис. ... канд. психол. н. Сумы. 1990.
232. Новое педагогическое мышление / Под ред. А.В.Петровского М.: 1989.

397
233. Обухова Л.Ф. Этапы развития детского мышления (Формирование элементов научного мышления у ребенка). М.: Изд-во МГУ, 1972. 152 с.
234. Обухова Л.Ф. Наследия Жана Пиаже: за и против М.: Изд-во МГУ,
1981. 191 с.
235. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М.: Тривола, 1998. 352 с.
236. Орехов Ф.А. Решение ситуативных педагогических задач // Методические указания. Магнитогорск. 1980. 12 с.
237. Орлов А.А. Формирование педагогического мышления (учителя) // Советская педагогика, 1990, № 1. С.82 - 86.
238. Орлов А.А. Профессиональное мышление учителя как ценность // Педагогика, 1995, № 6. С. 63 - 68.
239. Орлов А.Б. Проблемы перестройки психолого-педагогической подготовки учителя // Вопросы психологии. 1988. №. 1.
240. Орлов А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее «Я» человека // Вопросы психологии. 1995. № 2. С. 5-18.
241. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1991. 286 с.
242. Осипова Е.К. Формирование педагогической направленности мышления будущего учителя Могилев, 1985. 163 с.
243. Осипова Е.К. Структура педагогического мышления учителя // Вопросы психологии, 1987, № 5. С. 144-146.
244. Осипова Е.К. Психологические основы формирования профессионального мышления учителя. Дис. ... докт. психол. наук. М.: 1988. 302 с.
245. Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д.Б.Богоявленской. М.: Молодая гвардия, 1997.
246. Палихов А.Г. Типология психологических трудностей в педагогической деятельности учителя // Психологические рекомендации: О

398
путях повышения эффективности труда учителя / Под. ред. А.К. Марковой. М.: 1987.
247. Педагогические проблемы и способы их решения учителем: Сб. науч. тр. // НИИ ООВ /Под ред. Ю.Н.Кулюткина, Г.С.Сухобской. JL: 1979. 88 с.
248. Педагогические ситуации в воспитании школьников: Учеб. пособие. Воронеж, 1985. 144 с.
249. Педагогические ситуации. Материалы для преподавателей слушателей курсов / Сост. Д.Я.Казаком. Минск, 1984. 90 с.
250. Перлз Ф. Опыты психологии самопознания (практикум по гештальттерапии). М.: Гиль-Эстель, 1993. 240 с.
251. Петроченко Г.Г. Ситуативные задачи в педагогике: Учеб. пособие. Минск, Университетское. 1991.
252. Поваренков Ю.П. Формирование профессионального интеллекта в процессе обучения в педагогическом университете // Психология педагогического мышления: теория и практика / Под ред. М.М.Кашапова. М.: ИПРАН, 1998. С. 111-122.
253. Поваренков Ю.П. Профессиональное становление личности: Автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 1999. 39 с.
254. Поваренков Ю.П. Анализ содержания задач профессионального становления личности учителя (к постановке проблемы социально-профессионального мышления). // Исследование педагогического мышления. / Под ред. М.М.Кашапова. М.: ИП РАН, 1999. С. 87-97.
255. Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред.
В.Д.Шадрикова. М.: Просвещение, 1990. 142 с.
256. Пойа Д. Как решать задачу. М.: 1961.
257. Поляков Е.Н. Решение педагогических задач как средство развития у студентов педагогического мышления // Вопросы формирования личности учителя в условиях педагогического института Саратов, 1970. С. 102-115.

399
258. Полякова Т.С. Анализ затруднений в педагогической деятельности начинающих учителей. М.: Педагогика, 1983. 128 с.
259. Пономарев Я.А. Психология творческого мышления. М.: 1960. 352 с.
260. Пономаренко В.А. Психологические духовности профессионала. М.: РАО, 1997.
261. Пономаренко В.А. Психология духовности М.: ИЧП «Издательство Магистр»,1998.
262. Поташник М.. Загвязинский В. Инновация из ... ничего, или 109 вариантов урока: (К дискуссии о формировании научно-педагогического мышления учителя в журнале "Народное образование" // Народное образование, 1991, № 5. С. 75 - 81.
263. Прохоров А.О. Методики диагностики психических состояний личности: УчебноМетодическое пособие. Казань, 1997. 87 с.
264. Психология деятельности учителя: Метод, рекомен. к пробл. семинару /Под ред. Ю.Н.Кулюткина и др. JL: 1984. 49 с.
265. Психология педагогического мышления: теория и эксперимент / Под ред. М.М.Кашапова. М.: ИП РАН, 1998. 152 с.
266. Психология педагогического мышления: теория и практика / Под ред. М.М.Кашапова. М.: ИПРАН, 1998. 149 с.
267. Психология педагогической ситуации // Под ред. Кашапова М.М. / Яросл. ун-т. Ярославль, 1996. 131 с. Деп. вИНИОНРАН № 52113 от 4.12.96г.
268. Психология прогностических умений и способностей / Сост. Л.А.Регуш. Л.: 1984.
269. Психология человека в условиях социальной нестабильности /Под ред. Б.А.Сосновского, М., 1994. 204 с.
270. Путляева Л.В., Сверчкова Р.Т. Особенности познавательной деятельности в ситуации непосредственного общения // Мышление: процесс, деятельность, общение. М.: Наука, 1982. С. 170-212.

400
271. Путляева Л.В. Понимание и познавательная деятельность // Активность личности в обучении (психолого-педагогический аспект). М.: НИИ ПВШ, 1986. С. 48-60.
272. Пушкин В.Н., Шавырина Г.В. О системности интеллекта // Вопросы психологии. 1972. № 5. С. 55 - 56.
273. Рабочая концепция одаренности. М.: ИЧП «Магистр», 1998. 68 с.
274. Реан А.А. Психология познания педагогом личности учащихся. М.: Высш. шк.; 1990. 80 с.
275. Реан А.А. Рефлексивно-перцептивный анализ деятельности педагога. // Вопросы психологии. 1990. №. 2. С. 77-81.
276. Реан А.А. Психология педагогической деятельности (Проблемный анализ): Учеб. пособ. Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1994. 83 с.
277. Регуш Л.А. Развитие способности к прогнозированию педагогических явлений у студентов пединститута // Вопросы психологии. 1985. № 1. С. 94- 102.
278. Решение педагогических задач на основе анализа проблемной ситуации: Метод, рекомен. для преподавателей и студентов /Сост. Л.Ф.Спирин, М.А.Степинский, М.Л.Фрумкин. Кострома, 1973. 34 с.
279. Роговин М.С. Метод

Работу высылаем на протяжении 24 часов после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ