Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ ПСИХИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ КАНДИДАТА НА ДОЛЖНОСТЬ

Работа №21075

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

информатика

Объем работы74
Год сдачи2017
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
339
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
1 Исследование теоретических источников по проблеме профотбора 10
1.1 Профотбор как метод подбора квалифицированных сотрудников 10
1.2 Проблема подбора сотрудников в организации и существующие методы
решения 12
1.3 Инструменты решения проблемы 18
1.3.1 Компьютерный психодиагностический инструментарий 18
1.3.2 Системы поддержки принятия решений и экспертные системы 20
1.3.3 Модель Раша-Бирнбаума 24
1.4 Постановка задачи 30
1.5 Выводы по главе 32
2 Разработка методики комплексной оценки профпригодности кандидата на
должность 34
2.1 Формирование модели личности 34
2.2 Формализация методик исследования отдельных характеристик личности36
2.2.1 Вопросы анкеты 37
2.2.2 Вопросы на выявление профессиональных качеств, навыков,
способностей 38
2.2.3 Выявление компетентности претендента на должность 39
2.2.4 Выявление знаний претендента на должность 40
2.2.5 Выявление психологических качеств и способностей претендента на
должность 41
2.2.6 Вопросы на выявление мотивационной составляющей 43
2.3 Разработка методики комплексной оценки психических характеристик и
профессиональных качеств кандидата на должность 45
2.4 Выводы по главе 53
3 Реализация методики, постановка эксперимента и обработка полученных
результатов 55
3.1 Реализация методики 55
3.2 Планирование эксперимента 59
3.3 Проведение эксперимента и обработка полученных результатов 60
3.4 Выводы по главе 67
Заключение 69
Список использованных источников 72

При подборе сотрудников в организацию очень важно получить как можно более полную и точную информацию о кандидате на вакантную должность. Проведение собеседования позволяет посмотреть на претендента и оценить его лишь поверхностно. Этого часто бывает недостаточно для принятия правильного решения о приеме на работу (либо отказе кандидату на вакантную должность). Первое впечатление бывает обманчиво, что влечет за собой убытки, которые в дальнейшем несет организация, принявшая на работу некомпетентного работника [1-3]. Для проведения более качественного профотбора требуются специальные методы и средства, позволяющие выявить различные стороны личности человека, претендующего на должность, его качества, навыки, способности и т.д. Решить эту задачу можно, если применить интеллектуальную систему поддержки принятия решений [4-6]. Актуальной задачей является разработка такой методики [7].
Цель: Повысить эффективность деятельности организаций за счет более качественного подбора сотрудников посредством методики комплексной автоматизированной оценки психических характеристик и профессиональных качеств кандидата на должность, за счет применения систем поддержки принятия решений (СППР).
Задачи:
1 Изучение теоретических источников по проблеме профессионального отбора.
2 Изучение теоретических источников по проблеме оценки психических характеристик и профессиональных качеств кандидата на должность при помощи интеллектуальной системы.
3 Разработка параметрической модели претендента на должность.
4 Разработка методики комплексной автоматизированной оценки психических характеристик и профессиональных качеств кандидата на
Научная новизна: разработана методика комплексной оценки психических характеристик и профессиональных качеств кандидата на должность для более качественного профотбора.
Практическая значимость: методика позволяет делать более качественный подбор сотрудников в организации, тем самым повышая эффективность и продуктивность деятельности соответствующих организаций.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проанализировав литературные источники по проблеме профотбора, мы выявили несовершенство существующей системы профотбора. Для качественного профподбора сотрудников на сегодняшний день приходится применять множество различных психодиагностических методик, каждая из которых направлена на выявление всего одной-двух характеристик личности, влияющих на эффективность и продуктивность профессиональной деятельности сотрудника организации. Анализировать же приходится целый ряд таких параметров, поэтому профотбор в организациях, где качество профотбора играет решающую роль (например, при трудоустройстве в силовые структуры РФ), проводится в несколько этапов и занимает достаточно продолжительное время.
В данной работе предлагается методика, учитывающая наиболее влияющие на эффективность и продуктивность профессиональной деятельности параметры личности претендента на должность, зависящие, в свою очередь, от некоторых других параметров. Все эти параметры просчитываются при помощи продукционных экспертных систем, разработанных нами. В совокупности продукционные экспертные системы содержат порядка 6000 продукционных правил, на основании которых формируются рекомендации относительно трудоустройства претендента на должность.
В ходе разработки методики была разработана параметрическая модель личности претендента на должность, включающая такие параметры, как: психические характеристики и психологические качества претендента на должность, знания, способность к обучению, мотивационный фактор, а также навыки и способности претендента. Покомпонентно была описана структура модели личности.
Разработана и описана структура методики комплексной оценки психических характеристик и профессиональных качеств претендента на должность. Методика состоит из 7 этапов, заключающихся в сборе анкетных данных, на основании которых формируется список вопросов теста, обработке результатов тестирования по каждой из исследуемых характеристик, а также комплексной обработке результатов, формировании параметрической модели личности претендента на должность. Параметрическая модель личности претендента на должность сравнивается с эталонной моделью личности сотрудника, которая формируется изначально, а также сопоставляется с требованиями конкретной должности, на которую он претендует. На основании этого формируются соответствующие рекомендации относительно трудоустройства претендента на должность [7].
Также был проведен эксперимент, состоящий из двух частей и проводившийся в двух различных организациях, в ходе которого были получены следующие результаты. В первой организации решение о трудоустройстве, полученное при помощи методики, практически полностью совпало с мнением эксперта, а это доказывает валидность методики. Во второй организации - в 11,1% случаев мнение эксперта («принять») сильно расходится с решением, полученным при помощи разработанной методики («не принимать»), в остальных случаях расхождение не критично, но методика дает более точные рекомендации относительно трудоустройства претендентов на должность «Инженер-конструктор / Специалист по проектированию и конструированию космических аппаратов и систем». Также было выявлено, что у 33,3% испытуемых - очень низкий уровень подготовки 01 = -3,152, 02 = -1,52, 03 = -1,378; у 55,6% испытуемых - средний уровень подготовки, 0 от -0,093 до 0,6932; у 11,1% испытуемых - высокий уровень подготовки 0 = 1,1471.
У всех испытуемых психологические качества соответствуют желаемой должности только частично. При этом, в первой группе испытуемых у 40% испытуемых - базовые знания по профессии, у 40% - нет проф.знаний, только общие, у 20% - имеются знания тонкостей профессии. У всех испытуемых средний уровень обучаемости. У 80% испытуемых - сильная мотивация, у 20%
Во второй группе испытуемых у 55,6% испытуемых - базовые знания по профессии, у 33,3% - нет проф.знаний, только общие, у 11,1% имеются знания тонкостей профессии. У 22,2% высокий уровень обучаемости, у 77,8% - средний уровень обучаемости. У 55,6% испытуемых - сильная мотивация, у 44,4% - мотивация на среднем уровне. В результате, 55,6% испытуемых рекомендуется взять как профессионалов, 33,3% - принять на испытательный срок, 11,1% испытуемых рекомендуется не принимать.
Научная новизна: разработана методика комплексной
автоматизированной оценки психических характеристик и профессиональных качеств кандидата на должность для повышения эффективности деятельности организаций за счет применения СППР.
Практическая значимость: методика позволяет делать более качественный подбор сотрудников в организации, тем самым повышая эффективность и продуктивность деятельности соответствующих организаций за счет применения СППР.
Разработки, связанные с магистерской диссертацией, могут быть полезны при профотборе, профориентации, для психологов и работодателей. Могут использоваться в отделах кадров, кадровых агентствах и т.д., для более качественного подбора сотрудников в организации, что, в свою очередь, положительно скажется на эффективности и продуктивности деятельности соответствующих организаций.
Дальнейшие перспективы исследования заключаются в доработке методики в плане учета большего количества факторов, влияющих на профессиональную деятельность сотрудников и социально-психологический климат в коллективе. А также в плане большего охвата профессий, для которых данная методика может применяться.



1 Методическое руководство по профессиональному психологическому отбору в системе МЧС России. Изд. 2-е, перераб. и доп. / М.М. Бобровницкая, О.Ю. Голубева, Т.Н. Коняева, Ю.С. Шойгу. - Москва, 2006. - 383 c.
2 Профессиональный психологический отбор в военно-учебном
заведении. - Москва, 1990. - 138 с.
3 Психологическая оценка и прогнозирование профессиональной пригодности военных специалистов / ред. В.И. Пахомов. - Москва : Военное издательство, 1988. - 264 с.
4 Герасимов, Б.М. Системы поддержки принятия решений: проектирование, применение, оценка эффективности / Б.М. Герасимов, М.М. Дивизинюк, И.Ю. Субач / под общ. ред. д.т.н., проф. Б.М. Герасимова. - Севастополь : Изд. центр СНИЯЭиП, 2004. - 320 с.
5 Герасимов, Б.М. Интеллектуальные системы поддержки решений управленческого и оперативного персонала. - К: Знание, 1989. - 19 с.
6 Дивизинюк, М.М. «Методические рекомендации к курсовой работе по дисциплине: “Системы поддержки принятия решений”. Метод. Пособие / М.М. Дивизинюк, И.П. Шумейко - Севастополь : СНУЯЭиП, 2010. - 45 с.
7 Чащина, А.Н. Методическое обеспечение интеллектуальной системы поддержки принятия решений по подбору сотрудников в организацию // Робототехника и искусственный интеллект : материалы VIII Всероссийской научно-технической конференции с международным участием (г. Железногорск, 25 ноября 2016 г.) / под науч. ред. В.А. Углева. - Электрон. дан. (6,4 Мб). - Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2016. - с. 169-173.
8 Профессиональный отбор (профотбор) [Электронный ресурс] //
Управление персоналом : словарь-справочник. - Режим доступа:
http://psyfactor.org/personal/personal15-10.htm.
9 Анцупов, А.Я. Словарь конфликтолога [Электронный ресурс] / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. - 2009 г. - Режим доступа: http://vocabulary.ru/dictionary/887/word/profesionalnaja-prigodnost.
10 Проблема № 1: трудоустройство выпускников вузов [Электронный ресурс] // Территория карьеры / Томский Государственный Университет 2007¬2011. - Режим доступа - http://portfolio.tsu.ru/index.php?newsid=548.
11 Козина, И. Работающие матери [Электронный ресурс] // Электронный журнал «Полит.ру». - Режим доступа: http://polit.ru/article/2009/12/25/kozina/.
12 Юрьева, Н. Профотбор [Электронный ресурс] // ИнфоПитер. Биржа
труда / Официальный сайтИнфоПитер. - Режим доступа:
http://www.work.infopiter.ru/articles/profotbor.html.
13 Лазурский, А. Ф. Естественный эксперимент и его школьное применение / Под ред. А.Ф. Лазурского. - Пг., 1918. - 192 с.
14 Бодалев, А.А. Практикум по психодиагностике. Психодиагностические материалы. - Москва : Изд-во МГУ, 1988. - 141 с.
15 Рабочая книга практического психолога : Технология эффективной профессиональной деятельности : пособие для специалистов, работающих с персоналом / ред. Э.О. Шиманская [и др.]. - Москва : Изд. дом «Красная площадь», 1996. - С. 171-242.
16 Официальный сайт Лаборатории «Гуманитарные технологии» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://maintest.ru/.
17 Богдановская, ИМ. Информационные технологии в педагогике и психологии [Электронный ресурс] : Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / И.М. Богдановская, Т.П. Зайченко, Ю.Л. Проект. - Санкт- Петербург : Питер, 2015. - 304 с. - Режим доступа: http://bekhterev.org/pc.htm.
18 Попов, А.Л. Системы поддержки принятия решений: Учебно-метод. пособие / Попов А.Л. - Екатеринбург : Урал.гос.ун-т, 2008. - 80 с.
19 Rasch G. Probabilistic models for some intelligence and attainment tests // Studies in mathematical psychology I, Copenhagen: Nielsen & Lydiche (for Danmarks Paedagogiske Institut), 1960. - pp. 49-62.
21 Летова, Л.В. Точность моделирования латентных переменных с помощью модели Раша (часть 1) [Электронный ресурс] // Электронный научно¬практический журнал «Современные научные исследования и инновации», 2014. - № 6. - Режим доступа: http://web.snauka.ru/issues/2014/06/34399.
22 Аванесов, В.С. Понятие и методы математической теории педагогических измерений (Item Response Theory): статья третья // Педагогические Измерения, 2009, №4. - С. 5.
23 Baker, Frank The Basics of Item Response Theory. ERIC Clearinghouse on Assessment and Evaluation, University of Maryland, College Park, MD, 2001.
24 Логунова, Е. А. Обзор методов формирования баз знаний [Текст] // Технические науки: теория и практика: материалы междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2012 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2012. — С. 62¬64.
25 Методы и модели анализа данных: OLAP и Data Mining / А. А. Барсегян, М. С. Куприянов, В. В. Степаненко, И. И. Холод. - Санкт-Петербург : БХВ-Петербург, 2004. - 336 с.
26 Гладун, А.Я. Онтологии в корпоративных системах. Часть I / АЯ. Гладун, Ю.В. Рогушина // Корпоративные системы, 2006. - № 1. - С. 41¬
47.
27 Хьелл, Л. Теории личности. Основные положения, исследования и применение / Л. Хьелл, Д. Зиглер. — Санкт-Петербург : Питер Пресс, 1997. — 608 с.
28 Ананьев, Б. Г. Психологическая структура человека как субъекта // Человек и общество. — 1967. — № 2. - С. 235-249.
29 Зацепин, В. И. На пути к общей типологии личности. — Санкт- Петербург : Теза, 2002. - 79 с.
30 Климов, Е. А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от свойств нервной системы / Е. А. Климов. Казань : Изд-во Казанского ун-та, 1969. - 227 с.
31 Лазурский, А. Ф. Классификация личностей. Издание второе. / Под ред. М.Я.Басова и В.Н. Мясищева. М.-Пг., 1923. - 368 с.
32 Платонов, К. К. Структура и развитие личности. — Москва : Наука, 1986. - 256 с.
33 Официальный сайт Профессиональные Стандарты [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://profstandart-kadry.ru.
34 Углев, В.А. Автоматизация оценки уровня развития компетентностей при проведении аттестационных мероприятий / Сборник трудов I Всероссийской конференции. - Томск. - 2013. - С. 82-85.
35 Приказ Минтруда России от 28.11.2013 N 702н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по проектированию и конструированию космических аппаратов и систем" (Зарегистрировано в Минюсте России 13.02.2014 N 31310) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/25.001.pdf.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ