ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА В УСЛОВИЯХ НЕСТАБИЛЬНОЙ РЫНОЧНОЙ СРЕДЫ (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
|
Введение 3
1. Теоретико-методологические основы анализа конкурентоспособности
предприятий индустрии гостеприимства 10
1.1. Индустрия гостеприимства: содержание, структура, особенности 10
1.2. Методические подходы к оценке конкурентоспособности 18
1.3. Анализ состояния индустрии гостеприимства в РФ и мире
на современном этапе 29
2. Оценка конкурентоспособности предприятий индустрии
гостеприимства Белгородской области 47
2.1. Исследование роли туризма в социально-экономическом
развитии региона 47
2.2. Анализ динамики и структуры развития индустрии гостеприимства
в регионе 54
2.3. Оценка конкурентных преимуществ предприятий индустрии
гостеприимства 64
3. Совершенствование подходов к повышению конкурентоспособности
предприятий индустрии гостеприимства Белгородской области 75
3.1. Бенчмаркинг как фактор повышения конкурентоспособности 75
3.2. Формирование единого информационного пространства
региональной индустрии гостеприимства 81
3.3. Инсентив-программы - направление формирования и развития
конкурентных преимуществ предприятий 90
Заключение 98
Список использованных источников
1. Теоретико-методологические основы анализа конкурентоспособности
предприятий индустрии гостеприимства 10
1.1. Индустрия гостеприимства: содержание, структура, особенности 10
1.2. Методические подходы к оценке конкурентоспособности 18
1.3. Анализ состояния индустрии гостеприимства в РФ и мире
на современном этапе 29
2. Оценка конкурентоспособности предприятий индустрии
гостеприимства Белгородской области 47
2.1. Исследование роли туризма в социально-экономическом
развитии региона 47
2.2. Анализ динамики и структуры развития индустрии гостеприимства
в регионе 54
2.3. Оценка конкурентных преимуществ предприятий индустрии
гостеприимства 64
3. Совершенствование подходов к повышению конкурентоспособности
предприятий индустрии гостеприимства Белгородской области 75
3.1. Бенчмаркинг как фактор повышения конкурентоспособности 75
3.2. Формирование единого информационного пространства
региональной индустрии гостеприимства 81
3.3. Инсентив-программы - направление формирования и развития
конкурентных преимуществ предприятий 90
Заключение 98
Список использованных источников
Актуальность темы исследования. Формирование устойчивой
экономической ситуации, обеспечение положительных изменений развития
территорий, повышение инвестиционной привлекательности, рост
показателей внутреннего и въездного туризма обуславливает положительное
воздействие на развитие индустрии гостеприимства. Данная сфера считается
одной из крупнейших и быстро развивающихся отраслей современной
экономики. По оценкам Всемирной Туристской Организации на ее долю
приходится более 10% рынка производственно-сервисных услуг, определяя
при этом следующие характеристики:
размер налоговых поступлений – 5%;
объем мировых инвестиций – 7%;
уровень занятости обеспечивает каждому 12-му работнику место в
индустрии;
ежегодный рост количества международных туристских прибытий
по прогнозам к 2020 году составит 1,6 млрд. человек.
Несмотря на значительное влияние индустрии гостеприимства на
социально-экономическое развитие, исследование процессов, происходящих
в ней, начались относительно недавно. В свою очередь ряд вопросов
являются малоисследованными и дискуссионными, в том числе, касающихся
аспектов отождествления понятий «индустрии туризма», «гостиничной
индустрии», «индустрии общественного питания» с «индустрией
гостеприимства». При этом формирование необходимого конкурентного
уровня организаций, представленных в данной сфере, и механизмов,
обеспечивающих эффективность, процесс сложный и длительный.
Развитие внутреннего и международного туризма в России характеризуется появлением большого количества предпринимательских структур, работающих в этой сфере, проникновением на российский рынок зарубежных
туристских и гостиничных сетей, выходом российских туристских фирм на
международный рынок, высокой степенью проявления интеграционных процессов на рынке туристских услуг. Это приводит к формированию высоко
конкурентной индустрии гостеприимства, которая до недавнего времени в
России был слабо развита. В условиях глобализации особое значение приобретает научное изучение закономерностей развития конкуренции и разработка научно-методологических основ формирования конкурентоспособной индустрии.
По мнению ряда исследователей, основным источником развития
повышения конкурентоспособности как экономики стран и регионов, так и
отдельных компаний, могут быть инновации. Однако, в недостаточной
степени исследована проблема осуществления инновационной деятельности
в индустрии гостеприимства, вопросы определения специфики,
классификации, а также возможности повышения интенсивности
инновационной деятельности предприятий индустрии гостеприимства.
Основные тенденции российского рынка индустрии гостеприимства в
аспекте развития интеграционных процессов определяют актуальность и
приоритетность решения вопросов, направленных на формирование
конкурентной позиции предприятий отрасли в ближайшей перспективе в
условиях нестабильной рыночной среды. Это, в свою очередь, обуславливает
актуальность исследования и необходимость научно-методических
разработок в области обеспечения конкурентоспособности предприятий
индустрии гостеприимства.
Степень научной разработанности проблемы. Становление в Российской Федерации рыночных отношений в индустрии гостеприимства определило необходимость формирования и быстрого развития отдельного направления исследований, касающихся региональной экономики и проблем,
связанных с ее управлением. Вопросы исследования индустрии гостеприимства отражены в трудах отечественных и зарубежных авторов, среди которых
Р. Браймер, Л. Ваген, Дж. Уокер, А.Ю. Баранова, Д.И. Елканова, И.В. Зорин,5
В.А. Квартальнов, М.Ю. Лайко, Е.А. Лунева, Б.Л. Немковский, В.В. Романов,
С.С. Скобкин, Е.В. Сорокина и др.
Конкурентоспособность предприятий, в том числе индустрии
гостеприимства, рассмотрена в работах И. Ансоффа, Д. Кревенса, Ф.
Котлера, М.Х. Мескона, М. Портера, A. Томпсона, Г.Л. Азоева, Г.Л. Багиева,
И.А. Спиридонова, И.У. Зулькарнаева, И.М. Лифица, Ю.Б. Рубина, P.A.
Фатхутдинова, B.C. Боголюбова, С. А. Боголюбовой, А.Б. Волова, Е.А.
Джанджугазовой, А.П. Дуровича, М.А. Жукова, А.Л. Лесника, Н.К.
Моисеева, М. А. Морозовой, С.А. Степановой и др.
Значительный вклад в развитие общих теоретических и прикладных
проблем развития индустрии гостеприимства, таких как анализ факторов,
способствующих повышению конкурентоспособности этой сферы,
особенностей внешней и внутренней среды функционирования субъектов,
отличительных характерных черт ее субъектов, внесли такие ученые, как
В.И. Азар, И.Т. Балабанова, Е.И. Богданова, Е.В. Вавилова, В.Г. Гуляев, Е.Н.
Ильина, В.М. Козырев, B.C. Сенин, Дж. Боуэн, Д. Гильберт, К. Купер.
В тоже время, несмотря на большое количество исследований, посвященных указанному направлению проблема обеспечения конкурентоспособности предприятий индустрии гостеприимства в условиях нестабильной рыночной среды не достаточно полно освещена в научных трудах и требует
дальнейшего изучения.
экономической ситуации, обеспечение положительных изменений развития
территорий, повышение инвестиционной привлекательности, рост
показателей внутреннего и въездного туризма обуславливает положительное
воздействие на развитие индустрии гостеприимства. Данная сфера считается
одной из крупнейших и быстро развивающихся отраслей современной
экономики. По оценкам Всемирной Туристской Организации на ее долю
приходится более 10% рынка производственно-сервисных услуг, определяя
при этом следующие характеристики:
размер налоговых поступлений – 5%;
объем мировых инвестиций – 7%;
уровень занятости обеспечивает каждому 12-му работнику место в
индустрии;
ежегодный рост количества международных туристских прибытий
по прогнозам к 2020 году составит 1,6 млрд. человек.
Несмотря на значительное влияние индустрии гостеприимства на
социально-экономическое развитие, исследование процессов, происходящих
в ней, начались относительно недавно. В свою очередь ряд вопросов
являются малоисследованными и дискуссионными, в том числе, касающихся
аспектов отождествления понятий «индустрии туризма», «гостиничной
индустрии», «индустрии общественного питания» с «индустрией
гостеприимства». При этом формирование необходимого конкурентного
уровня организаций, представленных в данной сфере, и механизмов,
обеспечивающих эффективность, процесс сложный и длительный.
Развитие внутреннего и международного туризма в России характеризуется появлением большого количества предпринимательских структур, работающих в этой сфере, проникновением на российский рынок зарубежных
туристских и гостиничных сетей, выходом российских туристских фирм на
международный рынок, высокой степенью проявления интеграционных процессов на рынке туристских услуг. Это приводит к формированию высоко
конкурентной индустрии гостеприимства, которая до недавнего времени в
России был слабо развита. В условиях глобализации особое значение приобретает научное изучение закономерностей развития конкуренции и разработка научно-методологических основ формирования конкурентоспособной индустрии.
По мнению ряда исследователей, основным источником развития
повышения конкурентоспособности как экономики стран и регионов, так и
отдельных компаний, могут быть инновации. Однако, в недостаточной
степени исследована проблема осуществления инновационной деятельности
в индустрии гостеприимства, вопросы определения специфики,
классификации, а также возможности повышения интенсивности
инновационной деятельности предприятий индустрии гостеприимства.
Основные тенденции российского рынка индустрии гостеприимства в
аспекте развития интеграционных процессов определяют актуальность и
приоритетность решения вопросов, направленных на формирование
конкурентной позиции предприятий отрасли в ближайшей перспективе в
условиях нестабильной рыночной среды. Это, в свою очередь, обуславливает
актуальность исследования и необходимость научно-методических
разработок в области обеспечения конкурентоспособности предприятий
индустрии гостеприимства.
Степень научной разработанности проблемы. Становление в Российской Федерации рыночных отношений в индустрии гостеприимства определило необходимость формирования и быстрого развития отдельного направления исследований, касающихся региональной экономики и проблем,
связанных с ее управлением. Вопросы исследования индустрии гостеприимства отражены в трудах отечественных и зарубежных авторов, среди которых
Р. Браймер, Л. Ваген, Дж. Уокер, А.Ю. Баранова, Д.И. Елканова, И.В. Зорин,5
В.А. Квартальнов, М.Ю. Лайко, Е.А. Лунева, Б.Л. Немковский, В.В. Романов,
С.С. Скобкин, Е.В. Сорокина и др.
Конкурентоспособность предприятий, в том числе индустрии
гостеприимства, рассмотрена в работах И. Ансоффа, Д. Кревенса, Ф.
Котлера, М.Х. Мескона, М. Портера, A. Томпсона, Г.Л. Азоева, Г.Л. Багиева,
И.А. Спиридонова, И.У. Зулькарнаева, И.М. Лифица, Ю.Б. Рубина, P.A.
Фатхутдинова, B.C. Боголюбова, С. А. Боголюбовой, А.Б. Волова, Е.А.
Джанджугазовой, А.П. Дуровича, М.А. Жукова, А.Л. Лесника, Н.К.
Моисеева, М. А. Морозовой, С.А. Степановой и др.
Значительный вклад в развитие общих теоретических и прикладных
проблем развития индустрии гостеприимства, таких как анализ факторов,
способствующих повышению конкурентоспособности этой сферы,
особенностей внешней и внутренней среды функционирования субъектов,
отличительных характерных черт ее субъектов, внесли такие ученые, как
В.И. Азар, И.Т. Балабанова, Е.И. Богданова, Е.В. Вавилова, В.Г. Гуляев, Е.Н.
Ильина, В.М. Козырев, B.C. Сенин, Дж. Боуэн, Д. Гильберт, К. Купер.
В тоже время, несмотря на большое количество исследований, посвященных указанному направлению проблема обеспечения конкурентоспособности предприятий индустрии гостеприимства в условиях нестабильной рыночной среды не достаточно полно освещена в научных трудах и требует
дальнейшего изучения.
Индустрия гостеприимства является высокодоходной и динамично развивающейся сферой бизнеса, оказывающей значительное влияние на совокупную деятельность различных секторов экономики. Перспективность развития предприятий, функционирующих в данной сфере, определяется использованием всего экономического, культурного и природного потенциала
территории, обеспечением устойчивых связей с другими смежными отраслями экономики региона, а также уровнем конкуренции. При этом конкуренция
выступает своеобразным стимулятором развития бизнеса, в условиях которой организации стремятся найти пути совершенствования своей деятельности для завоевания конкурентного преимущества.
Индустрия гостеприимства, как самостоятельная, сложная и относительно обособленная социально-экономическая система, включает в себя
предприятия гостиничного и ресторанного бизнеса, общественного питания,
объекты и средства туризма, отдыха и развлечения, а также организации,
осуществляющие экскурсионную деятельность, организацию выставок и
проведение различных научных конференций.
В условиях глобализации особое значение приобретает научное изучение закономерностей развития конкуренции и разработка научно-методологических основ обеспечения конкурентоспособности предприятий
индустрии гостеприимства.
В результате проведенного исследования были сделаны следующие
выводы и заключения.
1. Исследование и анализ подходов к определению и трактовке понятия «индустрия гостеприимства» позволило выявить взаимоотношение индустрии гостеприимства с туристской и гостиничной сферами, при этом выделить ее состав и особенности. Уточнено авторское определение индустрии
гостеприимства, которую следует рассматривать в широком и узком смысле.
В узком смысле под индустрией гостеприимства следует понимать совокупность гостиниц и предприятий общественного питания. Это в целом конкретизирует основные виды деятельности, входящие в состав данной индустрии.
В широком понимании индустрия гостеприимства представляет активно развивающийся межотраслевой сектор сферы услуг, находящийся во
взаимосвязи с индустрией туризма, включающей многочисленные предприятия и организации (гостиницы, рестораны, туристские агентства, туроператорские компании, развлекательные заведения), нацеленные на максимальное удовлетворение запросов и предпочтений туристов, путешественников,
местного населения в организации их отдыха и досуга. В данном контексте
обеспечивается раскрытие сущности этой индустрии, а комплексный подход
отражает степень принадлежности к сфере услуг, уровень межотраслевой
структуры, наличие взаимосвязи с туристской индустрией, специфические
характеристики деятельности, направления функционирования.
Изучены методические подходы к оценке конкурентоспособности и
выявлено, что разные авторы в зависимости от своих научных взглядов и области исследований обосновывают разный набор факторов, определяющих
конкурентоспособность организации. В обобщенном виде, конкурентоспособность организации определяется совокупностью факторов, характеризующих результативность ее деятельности на рынке, атрибуты качества продукции и эффективность маркетинговой деятельности. Конкурентоспособность услуг или продукции определяется совокупностью факторов, определяющих качество, цену, доведение продукта до потребителя, продвижение.
Проведен анализ состояния индустрии гостеприимства в РФ и мире и
выделен ряд направлений развития сферы гостеприимства для повышения ее
конкурентных преимуществ, а также сдерживающих факторов.
2. Осуществлена оценка конкурентоспособности предприятий индустрии гостеприимства Белгородской области и определена незначительная роль
туризма в региональном развитии. Однако можно утверждать, что экономические предпосылки способствуют формированию конкурентоспособности в
индустрии гостеприимства регион.
Анализ динамики и структуры развития индустрии гостеприимства в
регионе в целом отражает положительную динамику инфраструктурных факторов. Несмотря на сложившуюся, положительную динамику развития индустрии гостеприимства в Белгородской области выделен комплекс сдерживающих факторов, которые носят внутренний (эндогенный) и внешний (экзогенный) характер. Экзогенные факторы характеризуются воздействием экономики, политики и сезонности. Эндогенные факторы определяются дефицитом ресурсов, а именно: финансовых, материальных, трудовых, обуславливая
снижение конкурентных преимуществ предприятий индустрии гостеприимства в удовлетворении потребностей пользователей услуг.
Проведена оценка конкурентоспособности предприятий индустрии
гостеприимства и выделены факторы, обуславливающие развитие сферы
(природно-климатические и географические, культурно-исторические, технологические, институциональные, фактор сезонности).
Анализ факторов конкурентоспособности позволил осуществить оценку конкурентной среды и выявить конкурентные преимущества в развитии
индустрии гостеприимства в Белгородской области на основе использования
модели М. Портера.
Для оценки конкурентоспособности региона и возможности развития
инфраструктуры гостеприимства проведен SWOT-анализ, который позволил
выявить сильные и слабые стороны.
3. Совершенствование подходов к повышению конкурентоспособности
предприятий индустрии гостеприимства Белгородской области предполагает
создание центра бенчмаркинга с учетом специфики предприятий индустрии
гостеприимства, обеспечивающего содействие в распространении и обмене
передового опыта, получении материалов маркетинговых исследований и
внедрении инноваций. Основная цель деятельности центра бенчмаркинга
основана на предоставлении помощи предприятиям индустрии
гостеприимства региона путем заимствования и адаптации новшеств,
базирующихся на изученном опыте инновационной деятельности мировых и
отечественных компаний. В работе предложен организационный механизм
его создания и функционирования, представлена методика проведения
бенчмаркинга в рамках центра бенчмаркинга.
территории, обеспечением устойчивых связей с другими смежными отраслями экономики региона, а также уровнем конкуренции. При этом конкуренция
выступает своеобразным стимулятором развития бизнеса, в условиях которой организации стремятся найти пути совершенствования своей деятельности для завоевания конкурентного преимущества.
Индустрия гостеприимства, как самостоятельная, сложная и относительно обособленная социально-экономическая система, включает в себя
предприятия гостиничного и ресторанного бизнеса, общественного питания,
объекты и средства туризма, отдыха и развлечения, а также организации,
осуществляющие экскурсионную деятельность, организацию выставок и
проведение различных научных конференций.
В условиях глобализации особое значение приобретает научное изучение закономерностей развития конкуренции и разработка научно-методологических основ обеспечения конкурентоспособности предприятий
индустрии гостеприимства.
В результате проведенного исследования были сделаны следующие
выводы и заключения.
1. Исследование и анализ подходов к определению и трактовке понятия «индустрия гостеприимства» позволило выявить взаимоотношение индустрии гостеприимства с туристской и гостиничной сферами, при этом выделить ее состав и особенности. Уточнено авторское определение индустрии
гостеприимства, которую следует рассматривать в широком и узком смысле.
В узком смысле под индустрией гостеприимства следует понимать совокупность гостиниц и предприятий общественного питания. Это в целом конкретизирует основные виды деятельности, входящие в состав данной индустрии.
В широком понимании индустрия гостеприимства представляет активно развивающийся межотраслевой сектор сферы услуг, находящийся во
взаимосвязи с индустрией туризма, включающей многочисленные предприятия и организации (гостиницы, рестораны, туристские агентства, туроператорские компании, развлекательные заведения), нацеленные на максимальное удовлетворение запросов и предпочтений туристов, путешественников,
местного населения в организации их отдыха и досуга. В данном контексте
обеспечивается раскрытие сущности этой индустрии, а комплексный подход
отражает степень принадлежности к сфере услуг, уровень межотраслевой
структуры, наличие взаимосвязи с туристской индустрией, специфические
характеристики деятельности, направления функционирования.
Изучены методические подходы к оценке конкурентоспособности и
выявлено, что разные авторы в зависимости от своих научных взглядов и области исследований обосновывают разный набор факторов, определяющих
конкурентоспособность организации. В обобщенном виде, конкурентоспособность организации определяется совокупностью факторов, характеризующих результативность ее деятельности на рынке, атрибуты качества продукции и эффективность маркетинговой деятельности. Конкурентоспособность услуг или продукции определяется совокупностью факторов, определяющих качество, цену, доведение продукта до потребителя, продвижение.
Проведен анализ состояния индустрии гостеприимства в РФ и мире и
выделен ряд направлений развития сферы гостеприимства для повышения ее
конкурентных преимуществ, а также сдерживающих факторов.
2. Осуществлена оценка конкурентоспособности предприятий индустрии гостеприимства Белгородской области и определена незначительная роль
туризма в региональном развитии. Однако можно утверждать, что экономические предпосылки способствуют формированию конкурентоспособности в
индустрии гостеприимства регион.
Анализ динамики и структуры развития индустрии гостеприимства в
регионе в целом отражает положительную динамику инфраструктурных факторов. Несмотря на сложившуюся, положительную динамику развития индустрии гостеприимства в Белгородской области выделен комплекс сдерживающих факторов, которые носят внутренний (эндогенный) и внешний (экзогенный) характер. Экзогенные факторы характеризуются воздействием экономики, политики и сезонности. Эндогенные факторы определяются дефицитом ресурсов, а именно: финансовых, материальных, трудовых, обуславливая
снижение конкурентных преимуществ предприятий индустрии гостеприимства в удовлетворении потребностей пользователей услуг.
Проведена оценка конкурентоспособности предприятий индустрии
гостеприимства и выделены факторы, обуславливающие развитие сферы
(природно-климатические и географические, культурно-исторические, технологические, институциональные, фактор сезонности).
Анализ факторов конкурентоспособности позволил осуществить оценку конкурентной среды и выявить конкурентные преимущества в развитии
индустрии гостеприимства в Белгородской области на основе использования
модели М. Портера.
Для оценки конкурентоспособности региона и возможности развития
инфраструктуры гостеприимства проведен SWOT-анализ, который позволил
выявить сильные и слабые стороны.
3. Совершенствование подходов к повышению конкурентоспособности
предприятий индустрии гостеприимства Белгородской области предполагает
создание центра бенчмаркинга с учетом специфики предприятий индустрии
гостеприимства, обеспечивающего содействие в распространении и обмене
передового опыта, получении материалов маркетинговых исследований и
внедрении инноваций. Основная цель деятельности центра бенчмаркинга
основана на предоставлении помощи предприятиям индустрии
гостеприимства региона путем заимствования и адаптации новшеств,
базирующихся на изученном опыте инновационной деятельности мировых и
отечественных компаний. В работе предложен организационный механизм
его создания и функционирования, представлена методика проведения
бенчмаркинга в рамках центра бенчмаркинга.
Подобные работы
- Совершенствование системы продаж организаций гостиничного бизнеса в условиях нестабильной рыночной среды
Магистерская диссертация, маркетинг. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2023 - ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ В ТУРИЗМЕ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
Дипломные работы, ВКР, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2017 - СТРАТЕГИЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ В СЕГМЕНТЕ ГОСТИНИЧНЫХ УСЛУГ: ТЕОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ, ПРАКТИКА
Дипломные работы, ВКР, сервисная деятельность. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2019



