Введение
Глава 1. Теоретические основы взаимоотношений предприятий и
муниципальных образований
1.1. Сущность взаимоотношений между предприятиями и
муниципальными образованиями
1.2. Гармонизация экономического регулирования взаимоотношений
предприятий и органов местного самоуправления
1.3. Особенности взаимоотношений предприятий и муниципальных
образований в России в разные периоды экономического развития
общества
Глава 2. Экономические взаимоотношения предприятий и органов
местного самоуправления
2.1. Социально-экономическое поло
(г. Старый Оскол и Старооскольского района Белгородской
области)
2.2. Анализ финансовых ресурсов предприятий, направленных на
развитие муниципального образования
2.3. Экономические взаимоотношения субъектов малого
предпринимательства и органов местного самоуправления
Глава 3. Совершенствование взаимоотношений предприятий и
муниципальных образований
3.1. Разработка механизма формирования доходов и расходов
муниципального образования
3.2. Совершенствование методики распределения фонда финансовой
поддержки муниципальных образований
Заключение
Библиографический список использованной литературы
Приложения
Актуальность темы исследования. Кардинальные преобразования, про-исходящие в настоящее время в России, затрагивают все сферы функционирования предприятия, не исключая и такую важную, как взаимодействие с органами местного самоуправления. Для многих российских предприятий, столкнувшихся с вопросом конкуренции, выживаемости в условиях рынка, взаимоотношения с местными органами власти становятся главным условием успеха.
В силу данных обстоятельств возникла объективная необходимость поиска новых путей взаимоотношений предприятий и органов местного самоуправления, посредством чего снимаются многие противоречия, возникшие в ходе финансово-хозяйственной деятельности предприятия. В этой связи наличие теоретического и методического обоснования данного вопроса позволит обеспечить повышение уровня качества жизни населения муниципального образования.
Вместе с тем отсутствуют методические материалы, в соответствии с которыми можно было оценить взаимоотношения предприятий и местной власти и сформировать приоритетные пути совершенствования этих взаимоотношений.
Актуальность темы диссертации и ее значимость для науки и практики обусловлена необходимостью решения проблем, связанных с управлением процессами взаимоотношений предприятий и местного самоуправления в современных условиях. Аспекты указанной проблемы изучались многими отечественными учеными: Л.И. Абалкиным, Л.В. Бурлаковым, М.А. Водолазом, Ю.А. Дорошенко, Д.М. Жуковым, В.А. Кашиным, И.К. Пригожиным, Е.П. Ясиным. Среди работ зарубежных авторов ведущее место занимают исследования: У. Айзарда, Р. Акоффа, К. Викселля, Р. Гилмора, Д. Голда, Г. Одума, Дж.М. Кейнса, В.В. Леонтьева, А. Лэффера, Д. Мартино, Д. Медоуза, Г. Менша, А.С. Пигу, Г. Тейла, Э. Тоффлера, С. Хакена, X. Хауштейна.
Однако в большинстве научных трудов не учитываются особенности взаимоотношений предприятий и органов местного самоуправления. В настоящее время в экономической литературе не нашли достаточного отражения вопросы, касающиеся формирования стратегии социально- экономического развития муниципального образования на основе совершенствования взаимоотношений муниципалитетов с предприятиями, а так же с органами власти субъекта Федерации. Представленная работа направлена на решение указанных проблем.
Цель и задачи диссертационного исследования. Целью исследования является развитие методологических основ и разработки механизма взаимоотношений предприятий и органов местного самоуправления на основе установления закономерностей, позволяющих формировать стратегию социально-экономического развития региона и определяющих необходимость контроля и управления ситуацией на подведомственной территории.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих за-дач:
- исследования тенденций и особенностей взаимоотношений предприятий и органов местного самоуправления;
- раскрытия сущности взаимоотношений предприятий и местной власти, как экономической категории, их роли и значения для социально- экономического развития региона в условиях рыночной экономики;
> анализа социально-экономического положения муниципального образования;
- разработки методических подходов прогнозирования социально- экономического развития муниципального образования;
- обоснования методологических основ ведения на территории муниципального образования фискальной политики, как основы социально- экономического развития региона;
- обоснования влияния фискальной политики, в том числе и органов местного самоуправления, на экономические и организационные показатели работы предприятий;
- выявления места и роли субъектов малого предпринимательства в социально-экономическом развитии региона, их взаимоотношения с местным самоуправлением.
Обобщая итоговые оценки проделанной работы необходимо отметить, что в современных условиях возрастает роль косвенных методов регулирования деятельности предприятий и организаций различных форм собственности, налаживания разнообразных форм сотрудничества с ними в целях достижения главной цели - стратегического планирования социально- экономического развития муниципального образования.
Для достижения этой цели автором разработана и внедрена методика прогноза социально-экономического развития муниципального образования, даны рекомендации по рейтинговой оценке финансово-экономического положения предприятий в отраслевом разрезе; обоснованы подходы формирования вмененного дохода для субъектов малого предпринимательства; доказана необходимость формирования доходов и расходов муниципального образования исходя из минимальных государственных стандартов; предложен подход к распределению фонда финансовой поддержки муниципальных образований, стимулирующий, по мнению автора, деятельность органов местного самоуправления по развитию экономической основы муниципального образования.
Вместе с тем, в связи с проведением диссертационного исследования автор видит необходимость дальнейшего исследования закономерности, характеризующей связь между налоговой нагрузкой и спецификой развития территории (структурой собственности, трудозатратами) с целью повышения достоверности расчетов социально-экономического развития территории.
1. Абалкин Л.И. Курс переходной экономики. - М.: Финстатинформ,
1997.
2. Абалкина И., Абалкина Т., Высовский А. Доходы муниципальных об-разований. Финансы, 1998. № 2, с. 17-21.
3. Айвазян С.А., Мхитарян B.C. Прикладная статистика и основы эконо-метрики. Уч. для вузов. - М.: ЮНИТИ, 1998. - 1022 с.
4. Акимова В. Право региона на кошелёк частника. // «Экономика и жизнь», №11, март 1999.
5. Алимурзяев Г. Местное самоуправление: к концептуальному обосно-ванию главных задач в сфере экономики. // «Российский Экономиче¬ский Журнал», 1999. №3, с. 19.
6. Амиров В.Б., Богачева О.В. Проблемы укрепления бюджетов субъектов федерации и местного самоуправления. Финансы, 1997. № 9, с. 17-19.
7. Андреев А. Санкции отменены, налоги введены. // «Экономика и жизнь Старого Оскола», № 46,24 ноября 1998.
8. Андрианов В. Государственное регулирование и механизмы саморегу-ляции в рыночной экономике. Вопросы экономики, 1999. № 9, с. 28-30.
9. Аникеева А. А. Роль налоговых платежей в формировании бюджета. // «Вопросы статистики», № 8, 1997. - с. 25-29.
Ю.Барский А., Данков А., Микулин М. Финансовая база местного само-управления. Вопросы экономики, 1999. № 3, с. 33-41.
11. Белгородская область в 1997 году. Статистический ежегодник. - Белго-род.: Белгородский областной комитет государственной статистики,
1998.
12. Беляев Ю. А. Межбюджетные отношения в Российской Федерации. // «Финансы», № 2,1998. - с. 61.
147
13. Беляев Ю.А. Финансы местного самоуправления. Финансы. 1997. №11, с. 10-13.
14. Болотин В.В. Обсуждаем проблемы местных финансов. Финансы, 1997. № 7, с. 62-63.
15. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. - М.: Юрист, 1997.
16. Боровик В. Пояснительная записка к проекту постановления областной Думы «О размере вменённого дохода и базовых показателях для расчё¬та сумм единого налога для определённых видов деятельности». // «Экономика и жизнь Старого Оскола», № 46,24 ноября 1998.
17. Боровиков В.П., Боровиков И.П. STATISTICAR - Статистический ана¬лиз и обработка данных в среде Windows (R). - М.: Информационно¬издательский дом «Филинъ», 1997. - 608 с.
18. Бурлачков В. К., Лагутенко Б. Т. Фиксированный налог в сфере роз¬ничной торговли. // «Налоговый вестник», № 4, 1998. - с. 37-38.
19. Буткевич В. Региональная налоговыжималка. // «Экономика и жизнь», № 8, февраль 1999.
20. Буткевич В. Укрощение строптивого. // «Экономика и жизнь», № 14, апрель 1999.
21. Бушмин Е.В. Совершенствовать систему бюджетно-налогового феде¬рализма. Финансы, 1998. № 11, с. 3-7.
22. Бюджетный кодекс Российской Федерации (№ 1415 - Федеральный за¬кон от 31.07.98 г.).
23. Бюджетный кодекс Российской Федерации. // Библиотечка «Российской газеты», № 15,1998.
24. Васькин В. Н. Федеральный закон от 31.07.98 г. № 148-ФЗ «О едином налоге на вменённый доход для определённых видов деятельности». Комментарий. // «Налоговый вестник», № 12,1998. - с. 54-56.
25. Ведерников О. О. О едином налоге на вменённый доход для опреде¬лённых видов деятельности: комментарий к Федеральному закону от
31.07.98 г. № 148-ФЗ. // «Консультант», № 244, декабрь 1998.-е. 47-48.
148
26. Верхолаз М.А. Формирование механизма межбюджетных отношений региона на основе оценки использования экономического потенциала (на примере Белгородской области). / Автореферат. Государственная Белгородская Технологическая Академия строительных материалов,
1997.
27. Войтенко В. Два лика единого налога. // «Экономика и жизнь. Гости¬ный ряд», № 52,30 декабря 1998.
28. Войтенко В. Кому от вменения дохода жить хорошо? // «Экономика и жизнь. Гостиный ряд», № 1-2,17 февраля 1999.
29. Волобуев В. «Кривая Лэффера» - концепция и реальности политики. // «Мировая экономика и международные отношения», № 11, 1984. - 119 с.
30. Волобуев В. Бюджетная политика США в 80-90 гг. Мировая экономи¬ка и международные отношения, 1998. № 12, с. 14-17.
31. Волошина Н. Налог на вменённый доход: как это будет и будет ли во-обще? // «Экономика и жизнь. Гостиный ряд», № 44,4 ноября 1998.
32. Воробьёв С., Портер А. Налоговые реформы: шило на мыло? // «Фи-нансовая Россия», № 24,9-15 июля 1998.
33. Воробьёв С., Хацкин С. Вменённый налог - реформа или оброк? // «Финансовая Россия», № 13, 9-15 апреля 1998.
34. Все налоги России. / Карпов В. В., Лукина Н. И., Юрина Л. Н. / Под ред. Карпова В. В. - М.: «Экономика и финансы», 1996. - 528 с.
35. Гаралькина Л. Системная поддержка малогопредпринимательства: сто-личная модель. // «Российский Экономический Журнал», 1996. №8, с. 81.
36. Гержа Е. Н. Малые предприятия - вопросы становления и развития. // «Деньги и кредит», № 2, 1998. - с. 62-65.
37. Гнедых А. Единый налог: кому и как его платить. // «Экономика и жизнь Старого Оскола», 29 декабря 1998. -№51.
38. Государственная налоговая служба РФ. Письмо от 26 августа 1998 г.
г
149
№ КУ-6-02/553. О Федеральном законе от 31.07.98 г. № 148-ФЗ «О едином налоге на вменённый доход для определённых видов деятель-ности». // «Экономика и жизнь Старого Оскола», № 39, 6 октября 1998.
39. Грачёв И. О налогообложении субъектов малого бизнеса. // «Всё о на-логах», № 11-12, 1998. - с. 35-39.
40. Данные Старооскольского районного отдела статистики.
41. Дивногородцев И. От налогов вновь головная боль. // «Экономика и жизнь. Гостиный ряд», №6,10 февраля 1999.
42. Доклад «О социально-экономической ситуации в городе Старый Оскол и Старооскольском районе Белгородской области за 1998 год».
43 .Долан Э. Дж. и др. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная по-литика. / Пер. с англ. под общ. ред. В.Лукашевича. - Л.: «Соцэкгиз», 1991.-с. 360.
44. Дорогов Н. К эффективной схеме распределения общефедеральных финансовых средств между регионами. Российский Экономический Журнал, 1998. № 7-8.
45. Дорожнова Г., Торопова Л., Тереньев А. Анализ состояния и перспек¬тив развития промышленного производства особой экономической зо¬ны. Вопросы статистики, 1997. № 3, с. 11-15.
46. Дорошенко Ю.А. Оценка и механизм управления экономическим по-тенциалом территории. / Автореферат. - Белгород, 1998.
47. Евдокимова И. Базовая доходность - «дитя из пробирки». // «Экономи¬ка и жизнь. Гостиный ряд», № 1-2,13 января 1999.
48. Европейская хартия местного самоуправления. Финансы, 1998. №11, с. 59-61.
49.3акон Белгородской области «Об областном бюджете на 1999 год и взаимоотношениях с бюджетами муниципальных образований» от 25.03.99 г.
г
150
50.3акон Белгородской области «Об областном бюджете на 1998 год и взаимоотношениях с бюджетами муниципальных образований» от 29.12.97 г.
51.Закон Белгородской области от 11.09.98 г. № 33 «О едином налоге на вменённый доход для определённых видов деятельности». // «Эконо-мика и жизнь Старого Оскола», № 39,6 октября 1998.
52.3акон РФ «О федеральном бюджете на 1998 год». // «Налоги и плате-жи», № 1,1998. - с. 4-18.
53.Закон РФ «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и ис-полнению внебюджетных фондов представительных и исполни¬тельных органов государственной власти республик в составе Россий¬ской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, об¬ластей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного само-управления». // «Финансовая газета», № 12, 1996. - с. 17-24.
54.3амков О.О., Толстопятенко А.В., Черемных Ю.И. Математические ме-тоды в экономике. Уч. - М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, Изд-во «Дис», 1998.-368 с.
55.3уйков Н.С., Зуйкова А.В. О налоговых проблемах недоимки бюджета. Финансы, 1997. № 8, с. 30-31.
56. Иванов К., Головачев В. Россия почти распалась. На богатые и бедные регионы. Экономика и Жизнь, 1999. № 16.
57. Иванова Л. Есть ли потенциал у малого предпринимательства? // «Эко-номика и жизнь», № 47, Ноябрь 1998. - с. 29.
58. Ивашев А.И. О реструктуризации задолженности предприятий по пла-тежам в бюджеты. Финансы, 1997. № 4, с. 18-21.
59. Игиболдина Н. О вменённом доходе и едином налоге. И «Экономика и жизнь. Гостиный ряд», № 3, 20 января 1999.
60. Игудин А. Г. Почему не снижается острота противоречий в межбюд-жетных отношениях. // «Финансы, № 11,1997. - с. 15-20.
151
Г
61. Игудин А.Г. Почему не снижается острота противоречий в межбюд-жетных отношениях. Финансы, 1998. № 2, с. 9-13.
62. Игудин А.Г. О принципах реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации. Финансы, 1998. № 8, с. 6-10.
63. Илларионов А. Эффективность бюджетной политики в России в 1994- 1997 годах. // «Вопросы экономики, № 2,1998. - с. 22-28.
64. Истомина В.В. Финансовые нормативы для определения расходов уч-реждений социальной сферы в крупном городе (на примере Ярослав¬ля). Финансы, 1998. № 7, с. 21-26.
65. Караваева И. В. Местные бюджеты в системе бюджетного федерализ¬ма. // «Законодательство и экономика», № 23/24,1997. - с. 19-31.
66. Каратуев А.Г. Муниципальные ценные бумаги в России. Финансы,
1997. №2, с. 11-14.
67. Клоцворг Ф., Абдыкулова Г., Кушникова И., Каширская С. Вариант¬ный прогноз эволюции экономики российских регионов. Российский Экономический Журнал, 1997. №8, с. 51-56.
68. Козлов П. Экономические проблемы регионов и региональная струк-турная политика России. Российский Экономический Журнал, 1998. № 4, с. 55-60.
69. Количественные методы финансового анализа. / Под ред. С. Дж. Брау¬на и М. П. Крицмена. - М.: ИНФРА-М, 1996. - с. 329.
70. Компьютерные экономико-математические модели. Учебное пособие для ВУЗов. - М.: «Компьютер», ЮНИТИ, 1995. - 136 с.
71. Консолидированный бюджет РФ 1996, 1997 гг. Статистическое обо-зрение, 1998. № 1, с. 4-5.
72. Лайкам К.Э. Оптимизация распределения налогов между федеральны¬ми и региональными уровнями бюджетной системы. Вопросы эконо¬мики, 1998. № 10, с. 139-143.
152
Г
73. Лайкам К.Э., Шарамова В.В. Место и роль налоговой политики в со-вершенствовании межбюджетных отношений. Финансы, 1998. № 6, с. 12-15.
74. Левин А.Н. Налоговая реформа: территориальный аспект. // «Финан¬сы», №12, 1997.-с. 27-31.
75. Лексин В., Швецов А. Бюджетный федерализм в период кризиса и ре-форм. Вопросы экономики, 1998. № 3, с. 18-38.
76. Лексин В., Швецов А. Региональная политика России: концепции, про-блемы, решения. Российский Экономический Журнал, 1997. № 3, с. 32-47; № 4, с. 25-43.
77. Лексин В., Швецов А. Региональные и местные займы в контексте фи-нансово-бюджетной реформы. Российский экономический журнал, 1998. №6, с. 11-25.
78. Литвин М. И. Налоговая нагрузка и экономические интересы предпри-ятий. // «Финансы», № 5, 1998. - с. 29-31.
79. Львов Н.В., Трунов С.А. Местные финансы и формирование бюджетов муниципальных образований. Финансы, 1997. № 11, с. 14-16.
80. Львов Н.В., Трунов С.А. Основа местных финансов. Финансы, 1997. № 11, с. 14-15.
81. Ляско А. Экономический кризис и его последствия для бюджетной системы российских регионов. Вопросы экономики, 1999. № 3, с. 21-
32.
82. Максимова Н.С. О реформировании межбюджетных отношений в Рос-сийской Федерации. Финансы, 1998. № 6, с. 5-12.
83. Малис Н. И., Веселова А. В. Налогообложение малого бизнеса: про-блемы и перспективы. // «Финансы», № 1,1999. - с. 26-29.