ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
|
Введение 3
Глава 1 Теоретическое представление о формировании мотивации к учебной деятельности младших школьников 6
1.1 Характеристика мотивации в научной литературе 6
1.2 Опыт по формированию мотивации к учебной деятельности в
практике известных педагогов 15
1.3 Целеполагание школьников как первое условие формирования
мотивации к учебной деятельности младших школьников 24
1.4 Активные методы обучения как второе условие формирования
мотивации к учебной деятельности у младших школьников 30
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по формированию мотивации к учебной деятельности у младших школьников с учетом соответствующих педагогических условий 36
2.1 Выявление уровня мотивации к учебной деятельности младших
школьников 36
2.2 Организация педагогических условий формирования мотивации к
учебной деятельности у младших школьников 41
2.3 Оценка эффективности опытно-экспериментальной работы 50
Заключение 57
Список литературы 60
Приложения
Глава 1 Теоретическое представление о формировании мотивации к учебной деятельности младших школьников 6
1.1 Характеристика мотивации в научной литературе 6
1.2 Опыт по формированию мотивации к учебной деятельности в
практике известных педагогов 15
1.3 Целеполагание школьников как первое условие формирования
мотивации к учебной деятельности младших школьников 24
1.4 Активные методы обучения как второе условие формирования
мотивации к учебной деятельности у младших школьников 30
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по формированию мотивации к учебной деятельности у младших школьников с учетом соответствующих педагогических условий 36
2.1 Выявление уровня мотивации к учебной деятельности младших
школьников 36
2.2 Организация педагогических условий формирования мотивации к
учебной деятельности у младших школьников 41
2.3 Оценка эффективности опытно-экспериментальной работы 50
Заключение 57
Список литературы 60
Приложения
Актуальность исследования. Современному российскому обществу нужны люди с хорошо развитой мотивацией на выполнение определенных задач. Формирование мотивации начинается с детского возраста, особенное внимание развитию мотивации уделяется со времени поступления ребенка в школу.
Формирование мотивации учебной деятельности у младших школьников является важнейшей проблемой начального обучения в школе. Согласно ФГОС НОО, формирование мотивации учебной деятельности при обучении в начальной школе является основой учебной деятельности, а начальная школа, в свою очередь, является фундаментом дальнейшего обучения. Развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества, а также способностей к организации своей деятельности осуществляется посредством различных форм работы.
Проблема формирования учебной деятельности отражена в многочисленных трудах педагогов и психологов (Л. И. Божович, Л. С. Выготского, А. М. Матюшкина, и др.). Формирование учебной деятельности заключается в воспитании у школьников потребности к получению новых знаний, в стремлении к познанию. Педагогами и методистами (О.В. Джежелей, В.П. Конавалова, Н.Н. Светловская и др.) средства формирования мотивации рассматриваются в комплексе. Г.Н. Щукина, А.П. Сидельковский и др. отмечают, что мотивация неразрывно связана с постановкой цели. Эффективным средством развития целеполагания и формирования мотивации учебной деятельности у младших школьников могут выступать активные методы обучения.
Проблема исследования: заключается в том, что необходимо выяснить, каковы педагогические условия формирования мотивации младших школьников, способствующие повышению их познавательной активности.
Объект исследования : образовательный процесс в начальной школе.
Предмет исследования: педагогические условия формирования мотивации к учебной деятельности, как средство повышения познавательной активности младшего школьника.
Цель исследования: выявление и обоснование педагогических условий, направленных на формирование мотивации к учебной деятельности младших школьников.
Гипотеза исследования: формирование мотивации к учебной деятельности у младших школьников повысит познавательную активность обучающихся в начальной школе, если:
— педагог будет учить обучающихся ставить цель по методике Б. Блума;
— педагог будет использовать активные методы обучения, в том числе метод проектов, вызывающие интерес у учащихся;
— педагог будет осуществлять диагностику мотивации к учебной деятельности обучающихся на начальном и конечном этапах их учебной деятельности.
Цель и гипотеза определили выполнение следующих задач:
1. Уточнить характеристику мотивации в научной литературе.
2. Проанализировать опыт по формированию мотивации к учебной деятельности в практике известных педагогов.
3. Рассмотреть целеполагание школьников как первое условие формирования мотивации к учебной деятельности младших школьников.
4. Определить активные методы обучения как второе условие формирования мотивации к учебной деятельности у младших школьников.
5. Провести экспериментальную работу по формированию мотивации к учебной деятельности у младших школьников с учетом педагогических условий.
Методы исследования: анализ психологической, педагогической и методической литературы; эксперимент; наблюдение, беседа; количественный и качественный анализ данных, полученных в процессе исследования.
Экспериментальная база исследования. Исследовательская работа осуществлялась в МБОУ СОШ №4 г. Уссурийска в 2 «Б» и 2 «В» классах.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Формирование мотивации учебной деятельности у младших школьников является важнейшей проблемой начального обучения в школе. Согласно ФГОС НОО, формирование мотивации учебной деятельности при обучении в начальной школе является основой учебной деятельности, а начальная школа, в свою очередь, является фундаментом дальнейшего обучения. Развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества, а также способностей к организации своей деятельности осуществляется посредством различных форм работы.
Проблема формирования учебной деятельности отражена в многочисленных трудах педагогов и психологов (Л. И. Божович, Л. С. Выготского, А. М. Матюшкина, и др.). Формирование учебной деятельности заключается в воспитании у школьников потребности к получению новых знаний, в стремлении к познанию. Педагогами и методистами (О.В. Джежелей, В.П. Конавалова, Н.Н. Светловская и др.) средства формирования мотивации рассматриваются в комплексе. Г.Н. Щукина, А.П. Сидельковский и др. отмечают, что мотивация неразрывно связана с постановкой цели. Эффективным средством развития целеполагания и формирования мотивации учебной деятельности у младших школьников могут выступать активные методы обучения.
Проблема исследования: заключается в том, что необходимо выяснить, каковы педагогические условия формирования мотивации младших школьников, способствующие повышению их познавательной активности.
Объект исследования : образовательный процесс в начальной школе.
Предмет исследования: педагогические условия формирования мотивации к учебной деятельности, как средство повышения познавательной активности младшего школьника.
Цель исследования: выявление и обоснование педагогических условий, направленных на формирование мотивации к учебной деятельности младших школьников.
Гипотеза исследования: формирование мотивации к учебной деятельности у младших школьников повысит познавательную активность обучающихся в начальной школе, если:
— педагог будет учить обучающихся ставить цель по методике Б. Блума;
— педагог будет использовать активные методы обучения, в том числе метод проектов, вызывающие интерес у учащихся;
— педагог будет осуществлять диагностику мотивации к учебной деятельности обучающихся на начальном и конечном этапах их учебной деятельности.
Цель и гипотеза определили выполнение следующих задач:
1. Уточнить характеристику мотивации в научной литературе.
2. Проанализировать опыт по формированию мотивации к учебной деятельности в практике известных педагогов.
3. Рассмотреть целеполагание школьников как первое условие формирования мотивации к учебной деятельности младших школьников.
4. Определить активные методы обучения как второе условие формирования мотивации к учебной деятельности у младших школьников.
5. Провести экспериментальную работу по формированию мотивации к учебной деятельности у младших школьников с учетом педагогических условий.
Методы исследования: анализ психологической, педагогической и методической литературы; эксперимент; наблюдение, беседа; количественный и качественный анализ данных, полученных в процессе исследования.
Экспериментальная база исследования. Исследовательская работа осуществлялась в МБОУ СОШ №4 г. Уссурийска в 2 «Б» и 2 «В» классах.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Целью работы было выявить и обосновать педагогические условия, при которых формирование мотивации к учебной деятельности у младших школьников будет способствовать повышению их познавательной активности.
Данная цель была реализована с помощью решения следующих задач исследования. В ходе работы нами была уточнена характеристика мотивации в научной литературе. Анализ литературы по теме исследования показал, что мотивация является актуальным предметом исследования в психологической литературе. Под мотивацией понимаются движущие силы в поведении личности. Под учебной мотивацией понимается частный вид мотивации, включенный в учебную деятельность. Учебная мотивация определяется самой спецификой системы образования, отдельно взятого учебного предмета, а также особенностями субъектов образовательного процесса.
Был проанализирован опыт по формированию мотивации к учебной деятельности в практике известных педагогов, в результате чего мы пришли к выводу, что на настоящий момент накоплен значительный опыт по формированию мотивации к учебной деятельности в практике известных педагогов. Существует несколько подходов к формированию мотивации к учебной деятельности. В рамках первого педагог демонстрирует учащимся правильные ответы, учащиеся их имитируют (т. е. воспроизводят и усваивают), а педагог при этом подкрепляет и усиливает эти правильные ответы с помощью самых разных средств, обеспечивая прочность усвоения знаний, умений и навыков. Представители другого подхода исходят из того, что учащийся - это своего рода пассивное воспринимающее устройство, которое педагог наполняет знаниями, информацией. Третий подход заключается в том, что учащийся - активный субъект, находящийся в процессе постоянного активного взаимодействия со своим окружением.
Было рассмотрено целеполагание школьников как первое условие формирования мотивации к учебной деятельности младших школьников. Целеполагание - это основа формирования мотивации к учебной деятельности. Развитие целеполагания у младших школьников зависит от учета возрастных особенностей развития учащихся, от четкого определения критериев и уровней сформированности целеполагания, а также от определения условий организации деятельности по развитию регулятивных умений.
Нами были определены активные методы обучения как второе условие формирования мотивации к учебной деятельности у младших школьников. Мы пришли к выводу, что активные методы обучения являются эффективным средством формирования учебной деятельности. Активизация может осуществляться в разных формах учебной работы школьников. Увлекательный материал, тщательно отобранный и органично встроенный в структуру урока, способен значительно повысить школьную активность и позволяет строить урок, опираясь в первую очередь на непроизвольное внимание учеников и способствуя формированию внутренней положительной мотивации в рамках учебного процесса.
Для проверки гипотезы была проведена опытно-экспериментальная работа с учетом педагогических условий. Констатирующий этап показал, что во 2б классе часто выбираемыми мотивами являются социальные мотивы, как широкие, так и узкие, также присутствует ориентация на одобрение, но можно сказать, что учащиеся контрольного класса ориентированы в большей степени на познавательные мотивы учения.
Формирующий эксперимент был направлен на реализацию педагогических условий, указанных в гипотезе. На контрольном этапе выяснилось, что в экспериментальном классе произошли существенные изменения в уровне мотивации: количество детей с высоким уровнем учебной мотивации выросло на 13%, количество детей со средним уровнем увеличилось незначительно - на 3%, но главным итогом проделанной работы стало снижение количества школьников с низким уровнем мотивации - с 16% до 0%. По результатам опытно-экспериментальной работы было выявленно третье педагогическое условие способствующее формированию мотивации к учебной деятельности у младших школьников: педагогу необходимо осуществлять диагностику мотивации к учебной деятельности обучающихся на начальном и конечном этапах их учебной деятельности.
Таким образом, наша гипотеза доказана, цель достигнута.
Данная цель была реализована с помощью решения следующих задач исследования. В ходе работы нами была уточнена характеристика мотивации в научной литературе. Анализ литературы по теме исследования показал, что мотивация является актуальным предметом исследования в психологической литературе. Под мотивацией понимаются движущие силы в поведении личности. Под учебной мотивацией понимается частный вид мотивации, включенный в учебную деятельность. Учебная мотивация определяется самой спецификой системы образования, отдельно взятого учебного предмета, а также особенностями субъектов образовательного процесса.
Был проанализирован опыт по формированию мотивации к учебной деятельности в практике известных педагогов, в результате чего мы пришли к выводу, что на настоящий момент накоплен значительный опыт по формированию мотивации к учебной деятельности в практике известных педагогов. Существует несколько подходов к формированию мотивации к учебной деятельности. В рамках первого педагог демонстрирует учащимся правильные ответы, учащиеся их имитируют (т. е. воспроизводят и усваивают), а педагог при этом подкрепляет и усиливает эти правильные ответы с помощью самых разных средств, обеспечивая прочность усвоения знаний, умений и навыков. Представители другого подхода исходят из того, что учащийся - это своего рода пассивное воспринимающее устройство, которое педагог наполняет знаниями, информацией. Третий подход заключается в том, что учащийся - активный субъект, находящийся в процессе постоянного активного взаимодействия со своим окружением.
Было рассмотрено целеполагание школьников как первое условие формирования мотивации к учебной деятельности младших школьников. Целеполагание - это основа формирования мотивации к учебной деятельности. Развитие целеполагания у младших школьников зависит от учета возрастных особенностей развития учащихся, от четкого определения критериев и уровней сформированности целеполагания, а также от определения условий организации деятельности по развитию регулятивных умений.
Нами были определены активные методы обучения как второе условие формирования мотивации к учебной деятельности у младших школьников. Мы пришли к выводу, что активные методы обучения являются эффективным средством формирования учебной деятельности. Активизация может осуществляться в разных формах учебной работы школьников. Увлекательный материал, тщательно отобранный и органично встроенный в структуру урока, способен значительно повысить школьную активность и позволяет строить урок, опираясь в первую очередь на непроизвольное внимание учеников и способствуя формированию внутренней положительной мотивации в рамках учебного процесса.
Для проверки гипотезы была проведена опытно-экспериментальная работа с учетом педагогических условий. Констатирующий этап показал, что во 2б классе часто выбираемыми мотивами являются социальные мотивы, как широкие, так и узкие, также присутствует ориентация на одобрение, но можно сказать, что учащиеся контрольного класса ориентированы в большей степени на познавательные мотивы учения.
Формирующий эксперимент был направлен на реализацию педагогических условий, указанных в гипотезе. На контрольном этапе выяснилось, что в экспериментальном классе произошли существенные изменения в уровне мотивации: количество детей с высоким уровнем учебной мотивации выросло на 13%, количество детей со средним уровнем увеличилось незначительно - на 3%, но главным итогом проделанной работы стало снижение количества школьников с низким уровнем мотивации - с 16% до 0%. По результатам опытно-экспериментальной работы было выявленно третье педагогическое условие способствующее формированию мотивации к учебной деятельности у младших школьников: педагогу необходимо осуществлять диагностику мотивации к учебной деятельности обучающихся на начальном и конечном этапах их учебной деятельности.
Таким образом, наша гипотеза доказана, цель достигнута.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ
УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ
НА УРОКАХ «ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 3950 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Педагогические условия формирования регулятивных универсальных учебных действий младших школьников при изучении письменных приёмов умножения и деления
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Формирование мотивации младших школьников к учебной деятельности на уроках технологии
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2022 - Педагогические условия развития познавательных универсальных учебных действий младших школьников при реализации экологических проектов
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ
ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
(НА ПРИМЕРЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКТА
«НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА XXI ВЕКА»)
Бакалаврская работа, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ МОРАЛЬНЫХ НОРМ ПОВЕДЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2018 - Использование современных компьютерных технологий как средства формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников в процессе обучения
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2022



