Введение 3
Глава 1 Теоретическое представление о формировании мотивации к учебной деятельности младших школьников 6
1.1 Характеристика мотивации в научной литературе 6
1.2 Опыт по формированию мотивации к учебной деятельности в
практике известных педагогов 15
1.3 Целеполагание школьников как первое условие формирования
мотивации к учебной деятельности младших школьников 24
1.4 Активные методы обучения как второе условие формирования
мотивации к учебной деятельности у младших школьников 30
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по формированию мотивации к учебной деятельности у младших школьников с учетом соответствующих педагогических условий 36
2.1 Выявление уровня мотивации к учебной деятельности младших
школьников 36
2.2 Организация педагогических условий формирования мотивации к
учебной деятельности у младших школьников 41
2.3 Оценка эффективности опытно-экспериментальной работы 50
Заключение 57
Список литературы 60
Приложения
Актуальность исследования. Современному российскому обществу нужны люди с хорошо развитой мотивацией на выполнение определенных задач. Формирование мотивации начинается с детского возраста, особенное внимание развитию мотивации уделяется со времени поступления ребенка в школу.
Формирование мотивации учебной деятельности у младших школьников является важнейшей проблемой начального обучения в школе. Согласно ФГОС НОО, формирование мотивации учебной деятельности при обучении в начальной школе является основой учебной деятельности, а начальная школа, в свою очередь, является фундаментом дальнейшего обучения. Развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества, а также способностей к организации своей деятельности осуществляется посредством различных форм работы.
Проблема формирования учебной деятельности отражена в многочисленных трудах педагогов и психологов (Л. И. Божович, Л. С. Выготского, А. М. Матюшкина, и др.). Формирование учебной деятельности заключается в воспитании у школьников потребности к получению новых знаний, в стремлении к познанию. Педагогами и методистами (О.В. Джежелей, В.П. Конавалова, Н.Н. Светловская и др.) средства формирования мотивации рассматриваются в комплексе. Г.Н. Щукина, А.П. Сидельковский и др. отмечают, что мотивация неразрывно связана с постановкой цели. Эффективным средством развития целеполагания и формирования мотивации учебной деятельности у младших школьников могут выступать активные методы обучения.
Проблема исследования: заключается в том, что необходимо выяснить, каковы педагогические условия формирования мотивации младших школьников, способствующие повышению их познавательной активности.
Объект исследования : образовательный процесс в начальной школе.
Предмет исследования: педагогические условия формирования мотивации к учебной деятельности, как средство повышения познавательной активности младшего школьника.
Цель исследования: выявление и обоснование педагогических условий, направленных на формирование мотивации к учебной деятельности младших школьников.
Гипотеза исследования: формирование мотивации к учебной деятельности у младших школьников повысит познавательную активность обучающихся в начальной школе, если:
— педагог будет учить обучающихся ставить цель по методике Б. Блума;
— педагог будет использовать активные методы обучения, в том числе метод проектов, вызывающие интерес у учащихся;
— педагог будет осуществлять диагностику мотивации к учебной деятельности обучающихся на начальном и конечном этапах их учебной деятельности.
Цель и гипотеза определили выполнение следующих задач:
1. Уточнить характеристику мотивации в научной литературе.
2. Проанализировать опыт по формированию мотивации к учебной деятельности в практике известных педагогов.
3. Рассмотреть целеполагание школьников как первое условие формирования мотивации к учебной деятельности младших школьников.
4. Определить активные методы обучения как второе условие формирования мотивации к учебной деятельности у младших школьников.
5. Провести экспериментальную работу по формированию мотивации к учебной деятельности у младших школьников с учетом педагогических условий.
Методы исследования: анализ психологической, педагогической и методической литературы; эксперимент; наблюдение, беседа; количественный и качественный анализ данных, полученных в процессе исследования.
Экспериментальная база исследования. Исследовательская работа осуществлялась в МБОУ СОШ №4 г. Уссурийска в 2 «Б» и 2 «В» классах.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Целью работы было выявить и обосновать педагогические условия, при которых формирование мотивации к учебной деятельности у младших школьников будет способствовать повышению их познавательной активности.
Данная цель была реализована с помощью решения следующих задач исследования. В ходе работы нами была уточнена характеристика мотивации в научной литературе. Анализ литературы по теме исследования показал, что мотивация является актуальным предметом исследования в психологической литературе. Под мотивацией понимаются движущие силы в поведении личности. Под учебной мотивацией понимается частный вид мотивации, включенный в учебную деятельность. Учебная мотивация определяется самой спецификой системы образования, отдельно взятого учебного предмета, а также особенностями субъектов образовательного процесса.
Был проанализирован опыт по формированию мотивации к учебной деятельности в практике известных педагогов, в результате чего мы пришли к выводу, что на настоящий момент накоплен значительный опыт по формированию мотивации к учебной деятельности в практике известных педагогов. Существует несколько подходов к формированию мотивации к учебной деятельности. В рамках первого педагог демонстрирует учащимся правильные ответы, учащиеся их имитируют (т. е. воспроизводят и усваивают), а педагог при этом подкрепляет и усиливает эти правильные ответы с помощью самых разных средств, обеспечивая прочность усвоения знаний, умений и навыков. Представители другого подхода исходят из того, что учащийся - это своего рода пассивное воспринимающее устройство, которое педагог наполняет знаниями, информацией. Третий подход заключается в том, что учащийся - активный субъект, находящийся в процессе постоянного активного взаимодействия со своим окружением.
Было рассмотрено целеполагание школьников как первое условие формирования мотивации к учебной деятельности младших школьников. Целеполагание - это основа формирования мотивации к учебной деятельности. Развитие целеполагания у младших школьников зависит от учета возрастных особенностей развития учащихся, от четкого определения критериев и уровней сформированности целеполагания, а также от определения условий организации деятельности по развитию регулятивных умений.
Нами были определены активные методы обучения как второе условие формирования мотивации к учебной деятельности у младших школьников. Мы пришли к выводу, что активные методы обучения являются эффективным средством формирования учебной деятельности. Активизация может осуществляться в разных формах учебной работы школьников. Увлекательный материал, тщательно отобранный и органично встроенный в структуру урока, способен значительно повысить школьную активность и позволяет строить урок, опираясь в первую очередь на непроизвольное внимание учеников и способствуя формированию внутренней положительной мотивации в рамках учебного процесса.
Для проверки гипотезы была проведена опытно-экспериментальная работа с учетом педагогических условий. Констатирующий этап показал, что во 2б классе часто выбираемыми мотивами являются социальные мотивы, как широкие, так и узкие, также присутствует ориентация на одобрение, но можно сказать, что учащиеся контрольного класса ориентированы в большей степени на познавательные мотивы учения.
Формирующий эксперимент был направлен на реализацию педагогических условий, указанных в гипотезе. На контрольном этапе выяснилось, что в экспериментальном классе произошли существенные изменения в уровне мотивации: количество детей с высоким уровнем учебной мотивации выросло на 13%, количество детей со средним уровнем увеличилось незначительно - на 3%, но главным итогом проделанной работы стало снижение количества школьников с низким уровнем мотивации - с 16% до 0%. По результатам опытно-экспериментальной работы было выявленно третье педагогическое условие способствующее формированию мотивации к учебной деятельности у младших школьников: педагогу необходимо осуществлять диагностику мотивации к учебной деятельности обучающихся на начальном и конечном этапах их учебной деятельности.
Таким образом, наша гипотеза доказана, цель достигнута.
1. Абакумова, Л.В. Формирование умений и навыков самоконтроля в учебной деятельности школьников начальных классов: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Людмила Васильевна Абакумова. - Санкт-Петербург, 2008. - 154 с.
2. Асеев, В.Г. Феномен неоднозначности воздействий: мотивационные механизмы / Мотивация в современном мире. - М.: , 2011
3. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - М.; СПб.: Питер, 2009. - 398 с.
4. Бордовская, Н.В., Реан А.А. Педагогика : учебник для вузов.— СПб. : Питер, 2010. — 304 с.
5. Додонов, Б.И.Эмоция как ценность / Б.И. Додонов // Психология мотивации и эмоций: учебное пособие / ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фаликман. - Издание 2-е, стереотипное. - Москва : ЧеРо : Омега-Л : МПСИ, 2006. - с. 273-285.
6. Дубровина, И. В., Данилова Е. Е., Прихожан А. М Психология / под ред. И. В. Дубровиной. М.: Изд. центр «Академия», 2011. - 464 с.
7. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. - Изд. 2-е. - М.; СПб.: Питер,
2009. - 782 с.
8. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 151 с. (Стандарты второго поколения).
9. Конюхова, Т.В. Социально-психологический контекст целеполагания субъекта // Известия Томского политехнического университета. - 2011. - Т. 319. - № 6. - с. 157-162.
10. Кормышев, В.М., Набойченко Е.С., Инюшкина О.Г., Потанин Н.И., Сосницкий В.Н. Оценка факторов, влияющих на индивидуальнуюмотивацию к обучению // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 5. - С. 194- 201.
11. Костюк, Н. В. Развитие позитивной мотивации к обучению учащийся начального профессионального образования [Электронный ресурс]: Дис. канд. пед. наук: 13.00.08 .-М.: РГБ, 2006
12. Котова, С.А., Степанова Т.В., Степанова Л.В. Педагогическая поддержка первоклассников с несформированной мотивацией к обучению // Герценовские чтения. Начальное образование. - 2014. - Т. 5. - № 1. - С. 120¬127.
13. Кудрявцев, В.Н. Борьба мотивов в преступном поведении./ В.Н. Кудрявцев - М.: Норма, 2007. 126 с.
14. Леонтьев, А.Н. Индивид и личность / А.Н. Леонтьев. - Москва, 2009 // Психология личности: хрестоматия / ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырей, В.В. Архангельская. - Москва: АСТ: Астрель, 2009. - с. 27-33.
15. Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б.Ф. Ломов. - Москва: Директ-Медиа, 2008. - 1174 с.
16. Маклаков А.Г. Общая психология : учеб. пособие для студентов вузов и слушателей курсов психолог. дисциплин : рек. Учеб.-метод. советом по базовому психолог. образованию / А.Г. Маклаков. - М.; СПб.: Питер, 2010. - 582 с.
17. Маркова, А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов — М.: Просвещение, 1999. - 192 с.
18. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. - СПб. : Питер, 2011. - 352
с.
19. Мельникова, Е.Л. Технология проблемного диалога: методы, формы, средства обучения [Электронный ресурс] / Е.Л. Мельникова. - Режим доступа: http://www.school2100.ru
20. Мотивация и деятельность / X. Хекхаузен. — 2-е изд. — СПб.: Питер; М.: Смысл, 2013. — 860 с.
21. Мотивация / Л. Дэкерс, Пер. с англ. Д.Ю. Кралечкин, Л.Е. Переяславцев. - ил. ГроссМедиа, Pearson Education Ltd. - 2007. - 640с.
22. Муратова, И.С. Основные направления инновационного проекта развития позитивной мотивации у дошкольников к обучению в школе // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2008. - № 11 (67). -
с. 72-77.
23. Немов, Р.С. Психология : учеб. для студентов вузов, обучающихся по непсихолог. специальностям : рек. М-вом образования РФ / Р.С. Немов. - М.: Юрайт, 2010. - 639 с.
24. Никуленко, О.А Некоторые проблемы теории деятельности // Вопросы психологии - №4 июль-август 1984. - С. 121-126.
25. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа/ [сост. Е.С. Савинов]. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2010. - 203 с.
26. Репкина, Г.В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности / Г.В. Репкина, Е.В. Заика. - Томск: Пеленг, 1993. - 61 с. - (Библиотека развивающего обучения).
27. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии : рек. М-вом образования и науки РФ / С.Л. Рубинштейн. - М.; СПб.: Питер, 2008. - 712 с.
28. Сергиевский, В.В., Ананьева Е.А., Звончевская М.Ф., Киселев Б.Г., Наговицына О.А. Модернизация системы школьного образования и мотивация к обучению // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 4. - с. 245.
29. Смирнов, Б. Н. О разных подходах к проблеме воли в психологии // Вопросы психологии.- 2004. - № 3. - с. 64-70.
30. Смирнова, Е.О. Психология ребенка. - М., Школа-пресс, 2012. - 384 с.
31. Степанова, Н. А. Особенности интеграции эмоциональной, волевой и мотивационной сфер личности младшего школьника на протяженииобучения в начальной школе // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. СПб., 2011. - с. 134-140.
32. Сюсюкина, И.Е. Формирование универсальных учебных действий младших школьников в оценочной деятельности: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Ирина Егоровна Сюсюкина. - Магнитогорск, 2010. - 205 с.
33. Талызина, Н. Ф. Практикум по педагогической психологии: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Н. Ф. Талызина. - М.: Академия, 2010. - 192 с.
34. Теплов, Б.М. Проблемы индивидуальных различий. / Б.М.Теплов. - М.: Просвещение, 2011. -53с.
35. Фельдштейн, Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. / Д.И. Фельдштейн. - М.: Наука, 1995. - 220 с.
36. Формирование учебной деятельности школьников /Под ред. В.В. Давыдова и др.-М.: Просвещение, 2012. - 310 с.
37. Фридман, Л. М. Психопедагогика общего образования: пособие для студентов и учителей / Л. М. Фридман. - М.: Институт практической психологии, 2009. - 288 с.
38. Хьелл, Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение)./ Л. Хьелл, Д.Зиглер. - СПб: Питер, 2015. - 608
с.
39. Хекхаузен, X. Мотивация и деятельность. 2-е изд. / X. Хекхаузен. - СПб., 2003. - 301с.
40. Хрестоматия по истории психологии /под ред. П.Я.Гальперина. - М.,МГУ,2010. - 280 с.
41. Цукерман, Г.А. Виды общения в обучении. / Г.А. Цукерман - Томск, изд. «Пеленг», 2013. - 265 с.
42. Чирков, В.И. Мотивация учебной деятельности/ В.И. Чирков.- Ярославль,
1991. - 170 с.
43. Чижова, С.Ю., Калинина О.В. Детская агрессивность. / С.Ю. Чижова, О.В. Калинина. - Ярославль, Академия развития, 2001 - 160с.
44. Чеснокова, И.И. Проблема самосознания в психологии./ И.И. Ческова. - М., 2011. - 310 с.
45. Шипанова, Е.В., Кузнецова О.А. О формировании мотивации учения школьников на основе деятельностно-процессуального подхода к обучению // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2010. - № 15.- с. 275-279.
46. Эльконин Б.Д. Психология развития: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и спец. Психология: Рек. Советом по психологии Умо / Б.Д.Эльконин. - М.: Academia, 2011. - 143 с.