Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности речевой готовности к обучению в школе старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (Фонетико-фонематическое недоразвитие речи)

Работа №71394

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

логопедия

Объем работы38
Год сдачи2021
Стоимость550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
245
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено исследование.
База исследования: МБДОУ «Детский сад № 9 «Солнышко» общеразвивающего вида (г. Горно-Алтайск).
Выборка. Экспериментальная выборка составила 20 детей старшего дошкольного возраста. Возраст испытуемых – 5-7 лет. 10 детей старшего дошкольного возраста с ФФНР экспериментальную группу.
Есть приложения (результаты исследования в табличном виде).
Если в данной работе поменять название базы исследования на нужное, то работа подойдет для любого вуза.

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ РЕЧЕВОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ДЕТЕЙ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И С НОРМОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ………………………….. 6
1.1.Понятие «речевая готовность» в психолого-педагогической литературе……………………………………………………………………….. 6
1.2. Общая характеристика речевой готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста ………………………… 10
1.3. Особенности речевой готовности к школьному обучению старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи………….. 16
ГЛАВА 2.ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕЧЕВОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ФНР……………….…………………………………………………………..22
2.1.Организация и содержание методов исследования……..………………... 22
2.2.Анализ результатов исследования…………………………………………. 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….. 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….. 33
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….. 37

Цель исследования: выявить уровень речевой готовности к обучению в школе старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Задачи исследования:
1. Ознакомиться с литературой, связанной с темой исследования.
2. Раскрыть сущность понятия «речевая готовность к школьному обучению».
3. Выделить онтогенетические аспекты ее формирования.
4.Охарактеризовать особенности формирования речевой готовности у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
5. Подобрать и реализовать методики для обследования речевой готовности к обучению в школе старших дошкольников.
6. Произвести сравнительный анализ результатов исследования.
Объект исследования – речевая готовность.
Предмет исследования – особенности речевой готовности к обучению в школе старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Гипотеза: у детей шести лет, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие речи, уровень речевой готовности к обучению в школе будет ниже, чем у их нормально развивающихся сверстников.
Методы исследования: теоретические – теоретический анализ научных источников, эмпирические – тестирование, сравнение, количественный и качественный анализ результатов диагностики; интерпретация полученных данных.
Практическая значимость: результаты исследования речевой готовности к обучению в школе будут интересны педагогам, психологам, учителям-логопедам, родителям дошкольников, готовящихся к поступлению в школу.
База исследования: МБДОУ «Детский сад № 9 «Солнышко» общеразвивающего вида города Горно-Алтайск»
Выборка: в эксперименте участвовало 10 детей старшего дошкольного возраста. 10 детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи составили экспериментальную группу, 10 детей с нормальным речевым развитием составили контрольную группу.
Структура исследования: работа объёмом страниц состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Дети с нарушением речи относятся к неоднородной и многочисленной группы, для которой овладение речью и родным языком – единственный и основной путь получения образования и личностного развития. Отклонение от возрастных нормативных показателей в развитии устной речи обусловливают невозможность ребенка войти в социальные контакты со взрослыми и сверстниками, овладеть учебную деятельность, тормозит процесс усвоения общеобразовательных знаний, развитие учебных умений, навыков чтения и письма в начальной школе, а также личностный прогресс ребенка. Это приводит обострение противоречия между современными требованиями к речевой готовности детей к школе и педагогическими условиями обеспечения этого процесса.
В ходе исследования было установлено, что у старших дошкольников с ФФНР не выявлен высокий уровень сформированности речевой готовности к обучению в школе, у 2 старших дошкольников с речевым развитием в норме (20%) выявлен высокий уровень сформированности речевой готовности к обучению в школе, у 8 (80%) выявлен средний уровень сформированности речевой готовности к обучению в школе. У старших дошкольников с ФФНР выявлен средний (50%) и низкий (50%) уровень речевой готовности к обучению в школе.
По результатам исследования был сформулирован вывод о том, что дети старшего дошкольного возраста с ФФНР мало заинтересованы в предложенных им заданиях, отмечается нарушение планирования рассказа, малая инициативность, дети не самостоятельны и инертны. Рассказ непроизволен, не проявляется осознанность в построении развернутого монологического высказывания. Для построения рассказа дети старшего дошкольного возраста с ФФНР не используют выразительные средства, при этом присутствуют значительные лексико-грамматические нарушения.



1. Бабина Г.В. Структурно-слоговая организация речи дошкольников: онтогенез и дизонтогенез : монография / Г.В. Бабина, Н.Ю. Шарипова. – М.: Прометей, 2013. – 191 с.
2. Бизикова О.А. Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста / О.А. Бизикова. – Нижневартовск, 2015. – 235 с.
3. Божович Л.И. Психологические вопросы готовности ребёнка к школьному обучению / Л.И. Божович. – М.: НОРМА-ИНФРА, 2015. – 241 с.
4. Валуева Я. В. Развитие связной речи дошкольников с ОНР с использованием методических приемов / Я.В. Валуева // Логопед. – 2017. – № 1. – С. 102-112.
5. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб.пособие / В.К. Воробьева. – М.: Астрель, 2015. – 158 с.
6. Выготский Л.С. Основы дефектологии / Л.С. Выготский. – М.: Айрис-пресс, 2017. – С. 33-61.
7. Гаркуша Ю.Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушением речи / Ю.Ф. Гаркуша, В.Ю. Секачев. – М.: Инфра-М, 2017. – 125 с.
8. Глухов В.П. Изучение особенностей формирования навыков связных высказываний у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / В.П. Глухов. – М.: Московский педагогический государственный университет, 2015. – С. 89-97.
9. Грибова О.Е. К проблеме анализа коммуникаций у детей с речевой патологией / О.Е. Грибова // Дефектология. – 2015. – № 6. – С. 12-19.
10. Елкина Н.В. Психологические аспекты развития связной речи у детей дошкольного возраста / Н.В. Елкина // Ярославский педагогический вестник. – 2018. – №1. – С. 142-147.
11. Жукова Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – Екатеринбург: Изд-во ЛИТУР. 2014. – 320 с.
12. Игошина Л.И. Особенности пересказа дошкольников / Л.И. Игошина // Детский сад от А до Я. – 2017. – №3. – С. 17-24.
13. Игнатьева С.А. Логопедическая реабилитация детей с отклонениями в развитии: [учеб.пособие для вузов по специальности «Социал. работа] / С.А. Игнатьева. – М.: ВЛАДОС, 2015. – 299 с.
14. Игры в логопедической работе с детьми: Пособие для логопедов и воспитателей детсадов / Под ред. В.И. Селиверстова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2015. – 192 с.
15. Климкина Е.А. Особенности овладения связным высказыванием старших дошкольников с ФФН / Е.А. Климкина // Культура. Наука. Интеграция. – 2017. – № 10. – С. 20-22.
16. Козырева О.А. Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи. Пособие для логопеда / О.А. Козырева, Н. Б. Борисова. – М.: Владос, 2016. – 120 c.
17. Корнев А.Н. Основы логопатологии детского возраста : клинические и психологические аспекты / А.Н. Корнев. – СПб.: Речь, 2016. – 380 с.
18. Коровко Е.А. Исследование логико-смысловой организации высказывания у старших дошкольников при нарушениях лексико-грамматического строя речи / Е.А. Коровко // Специальное образование. – 2015. – № 1. – С. 22-33.
19. Левина Р.Е. Дети с нарушениями речи / Р.Е. Левина. СПб.: Питер, 2019. – 225 с.
20. Лебедева И. Н. Связная речь: речь в общении и речь в деятельности / И.Н.Лебедева // Специальное образование. – 2016. – № 4. – С. 138-166.
21. Леушина А.М. Развитие связной речи у дошкольника // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / А.М. Леушина. – М.: Издат. Центр «Академия», 2019. – С. 358-369.
22. Матвиенко Е.В. Речевая готовность первоклассников к обучению в школе / Т.А. Савельева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 34. – С. 79–84.
23. Минеева Ю.В. Инновационные формы работы по речевому развитию дошкольников с ФФН / Ю.В. Минеева, З. Салихова, Н.И. Левшина // Международный журнал экспериментального образования. – 2017. – № 7. – С. 35-37.
24. Павлов И.П. Избранные сочинения. – изд. 11. т. 3 / И.П. Павлов. – М.: Академия, 2016. – 879 с.
25. Рыбин Э. Готов ли ребенок к школьному обучению? / Э. Рыбин // Дошкольное воспитание. – 2017. – №8. – С. 25-28.
26. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубийнштейн. – СПб.: Питер, 2015. – 705 с.
27. Сергеева О.А. Формирование связной речи у детей с ФФН / О.А. Сергеева, Г.К. Сергеева // Вопросы дошкольной педагогики. – 2015. –№ 3. – С. 86-88.
28. Скитская Л.В. Формы коррекционной работы в дошкольном учреждении, обеспечивающие улучшение коммуникативного общения детей / Л.В. Скитская // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология. – 2017. – № 1. – С. 36-41.
29. Смольникова Н Г. Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста / Н.Г. Смольникова. – М.: Педагогика, 2016 – 250 с.
30. Теремкова Н.Э. Пересказ – действенное средство развития связной речи у дошкольников / Н.Э. Теремкова // Дошкольная педагогика. – 2015. – № 4. – С. 13-15.
31. Хабарова О. Г. Использование современных педагогических технологий как условие эффективного развития связной монологической речи у детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня (методическая разработка) / О.Г. Хабарова // Материалы VI международной научной конференции. – М.: Буки-Веди, 2015. – С. 151-160.
32. Эльконин Д.Б. Детский возраст / Д.Б. Эльконин. – М.: Академия, 2016. – 554 с.
33. Ястребова А.Р. Речь дошкольников с ФФН как объект работы логопеда / А.Р. Ястребова // Логопед. – 2017. – №2. – С. 74-78.
34. Яцекова Г.Л. Дети с нарушениями речи / Г.Л. Яцекова. – Н.Новгород: ООО «Цветной бульвар», 2017. – 423 с.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ