ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ (НА МАТЕРИАЛАХ АДМИНИСТРАЦИИ БЕЛГОРОДСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ 11
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
РАЗДЕЛ II. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ
ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АДМИНИСТРАЦИИ БЕЛГОРОДСКОГО РАЙОНА ... 31
РАЗДЕЛ III. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 76
ПРИЛОЖЕНИЯ
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ 11
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
РАЗДЕЛ II. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ
ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АДМИНИСТРАЦИИ БЕЛГОРОДСКОГО РАЙОНА ... 31
РАЗДЕЛ III. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 76
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы исследования. В настоящее время информация является важнейшим элементом в жизни человечества, быстро превращаясь в одно из самых важных условий его выживания и развития. Особенно зримо эта тенденция проявляется в сфере управления, где информация по существу выступает основным предметом труда специалиста. Эффективность административно-управленческой деятельности во многом зависит от полноты, достоверности и актуальности получения информации, необходимой для принятия обоснованных решений по тем или иным проблемам. В последние десятилетия существенно вырос объем информационных потоков, а также поток управленческих документов и всего делопроизводства, причем нередко это бессистемный процесс, не облегчающий, а усложняющий не только технологии принятия и реализации решений, но и аналитическую деятельность.
Особенно важным представляется информационно-аналитическое обеспечение деятельности органов местного самоуправления, удовлетворяющее современным требованиям. Развитие системы местного самоуправления требует модернизации информационно-аналитических систем принятия управленческих решений. В настоящее время прогресс в области компьютерных систем обработки необходимых данных, сетевых технологий, разработки стандартов и интерфейсов интеграции количественных показателей и приложений обеспечивают не только результативную реализацию намеченных планов, но и способствует принятию новых программ социально-экономического и культурного развития общества, способных ответить на вызовы времени.
Данное положение весьма актуально для уровня муниципального управления в силу нескольких важных обстоятельств. К ним относятся следующие: во-первых, возрастание роли местного самоуправления в решении социально-экономических проблем требует значительного повышения качества работы муниципальных органов власти; во-вторых, сосредоточение внимания большого числа субъектов социально - экономических отношений на сугубо частном интересе, выделяет органы местного самоуправления в число ключевых субъектов, способных реализовать жизненно важные потребности и интересы конкретного человека; в-четвертых, низкий уровень общественного участия в управлении требует поиска способов мотивации к нему граждан; в-пятых возрастает необходимость в регулярной, системной и объективной социальной информации для оперативного и стратегического управления муниципальным образованием.
Отмеченные выше обстоятельства являются предпосылкой для исследования информационно-аналитического обеспечения органов местного самоуправления в Белгородской области и разработки путей совершенствования данного процесса.
Степень изученности темы исследования. В настоящее время информационно-аналитическое обеспечение органов власти все чаще становится объектом научных исследований.
Осмыслению феномена информации ее видов посвящены труды отечественных ученых - В.Г. Афанасьева, В.В. Варганова, Б.В. Евладова, А.Г. Киселева, П.Н. Киричек, Л.М. Луценко, А.И. Пирогова.
В трудах Ю.С. Аржитовой, П.И. Блуся, И.П. Болодуриной, Е.Ю. Голубинского, А.А. Демидовой, В.В. Елгина, Ю.Н. Захарова аналитического исследования.
Выявлению смысла понятия «информационно-аналитическое обеспечение управленческой деятельности» посвящены работы Е.Н. Вороничевой, И.Э. Гарадаглы, Н.А. Глушенко, А.Ф. Змиевского, C. А. Митягина, К.В. Старостенко, А.М. Ульянова, Д.П. Хижнякова .
Роль информационно-аналитического обеспечения деятельности органов муниципального управления рассматривается в трудах Д.В. Бурцевой, Ю.С. Васютина, Е.Н. Ветровой, А.Ю. Ивановой, Ю.В. Каиры, И.А. Лимонова, В.К. Петрова, В.И. Побединской, А.Б. Свистильниковой, которые значительное внимание уделяют необходимости применения в муниципальном управлении новых информационно-аналитических и коммуникативных технологий. Однако по-прежнему остаются недостаточно исследованными многие аспекты информационно-аналитического обеспечения муниципального управления.
Проблема исследования заключается в противоречии между потребностью в повышении эффективности управленческих решений, принимаемых муниципальными органами власти, и недостаточной научной обоснованностью процесса использования технологий информационно-аналитического обеспечения деятельности органов местного самоуправления.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что выявленная в ряде исследований недостаточная эффективность информационно-аналитического обеспечения деятельности органов местного самоуправления определяется рядом объективных и субъективных причин. В их числе: недостаточная профессиональная компетентность руководителей и специалистов; отсутствие мотивации к качественной информационно- аналитической работе; недооценка ее значения для управления.
Объектом исследования - практика информационно-аналитического обеспечения функционирования органов муниципального управления.
Предметом исследования являются технологии информационно-аналитического обеспечения функционирования органов муниципального управления.
Цель исследования заключается в разработке рекомендаций по совершенствованию информационно-аналитического обеспечения деятельности органов муниципального управления.
Достижение этой цели возможно путем решения следующих задач:
- рассмотреть теоретико-методологические основы
информационно-аналитического обеспечения деятельности органов муниципального управления;
- осуществить анализ современного состояния информационно-аналитического обеспечения деятельности органов местного самоуправления Белгородского района;
- разработать комплекс мер, способствующих совершенствованию информационно-аналитического обеспечения деятельности органов местного самоуправления.
Теоретико-методологическая основой исследования выступают положения системного и структурно-функционального подходов, изложенных в трудах В.Г. Афанасьева, Л. фон Берталанфи, Р.Е. Фейджина, А.Д. Холла , что позволило рассмотреть социальные процессы, проходящие в системе муниципального управления, выявить логические связи и зависимости между этими процессами и условиями, в которых происходит становление и развитие информационно-аналитического обеспечения деятельности муниципалитетов, а также проанализировать такие понятия и категории социологии управления, как информация, социальная информация, информационно-аналитическое обеспечение муниципального управления.
В работе используются следующие общенаучные методы познания: анализ и синтез, структуризация, сравнение и обобщение, а также прикладные: социологические - анкетный опрос, вторичный анализ социологических данных, анализ документов.
Эмпирическую базу исследования составили:
- нормативные документы, регламентирующие деятельность местного самоуправления, а также регулирующие процесс информатизации и информационно-аналитического обеспечения деятельности органов муниципального управления ;
- материалы авторского социологического исследования
«Информационно-аналитическое обеспечение деятельности органов местного самоуправления», проведенного в сентябре 2017 (n=100);
- вторичный анализ эмпирических данных социологических
исследований, проведенных другими авторами, в том числе: результаты социологического исследования «Информационно-аналитическое обеспечение управления», проведенного Е.Н. Вороничевой среди муниципальных служащих города Орла в 2010-2011 годах; результаты социологического исследования В.А. Фролова «Анализ информационно-коммуникационных потребностей органов местного самоуправления», проведенного в 2013-2014 годах.
Научная новизна:
- дано определение информационно-аналитического обеспечения деятельности органов местного самоуправления как целенаправленной, системной интеллектуальной профессиональной деятельность по сбору, анализу, хранению, переработке, обмену и трансляции социальной информации, направленной на поддержку принятия управленческих решений, а также на оценку последствий их реализации;
- выделены три выделено три группы муниципальных служащих: первая группа - наиболее ориентированные на использование информационно-аналитического обеспечения муниципальные служащие; вторая группа - те, что в целом осознают значимость информационно-аналитического обеспечения своей профессиональной деятельности, но не предрасположены к активному внедрению новых технологий; третья группа - работники, которые демонстрируют отсутствие осознания важности использования системы информационно-аналитического обеспечения.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Информационно-аналитическое обеспечение функционирования муниципальных органов управления представляет собой целенаправленную интеллектуальную профессиональную деятельность по сбору, анализу, хранению, переработке, обмену, трансляции и интерпретации социальной информации, способствующей поддержке принятия управленческих решений, а также оценке возможных последствий их реализации и контролю исполнения. Информационно-аналитическое обеспечение эффективного функционирования органов муниципального управления не может быть сведено исключительно к использованию технических автоматизированных систем манипуляции информацией и осуществлению информационной политики.
2. Проведенное исследование позволяет определить основные проблемы организации информационно-аналитического обеспечения деятельности органов местного самоуправления в Белгородском районе Белгородской области. Они связаны с дефицитом материальных ресурсов (сохранением практики финансирования мероприятий информационно - аналитического характера «по остаточному принципу»); отсутствием у работников и руководителей психологической готовности к использованию новейших технологий информационно-аналитического обеспечения и слабой мотивацией к их применению; недостаточно системным подходом к организации этой деятельности, без должной координации и увязки; просчетами в подготовке кадров в области использования экспертных систем, систем прогнозирования и принятия управленческих решений.
3. Предложены технологии совершенствования информационно - аналитического обеспечения деятельности органом местного самоуправления, включающие в себя технологию диагностики готовности муниципальной власти и общества, основанную к ведению диалога, на применении мониторинговых исследований, технологию краудсорсинга, представляющую собой неформализованной общественности в управленческий процесс на основе публичной оферты с целью использования интеллектуального потенциала граждан, в том числе объединенных в сетевые сообщества, для решения общественно значимых проблем без заключения трудового договора; технологию виртуального взаимодействия, технологию формирования позитивного имиджа муниципальной власти.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его рекомендации и выводы могут быть использованы при организации работы информационно-аналитических служб, иных структурных информационных и аналитических подразделений в органах муниципального управления, при разработке и совершенствовании нормативных документов и программ в целях повышения эффективности деятельности информационно - аналитических подразделений.
Апробация исследования. Основные положения и результаты диссертационного исследования представлены автором в публикациях: «Аналитическая работа в системе социального управления в регионе: возрастание роли интеллектуальной составляющей» (г. Белгород, 2016), «Специфика информационно-аналитического обеспечения муниципального управления» (г. Белгород, 2017) .
Характеристика структуры работы. Магистерская работа состоит из введения, трёх разделов, заключения, приложений, списка источников и литературы.
Особенно важным представляется информационно-аналитическое обеспечение деятельности органов местного самоуправления, удовлетворяющее современным требованиям. Развитие системы местного самоуправления требует модернизации информационно-аналитических систем принятия управленческих решений. В настоящее время прогресс в области компьютерных систем обработки необходимых данных, сетевых технологий, разработки стандартов и интерфейсов интеграции количественных показателей и приложений обеспечивают не только результативную реализацию намеченных планов, но и способствует принятию новых программ социально-экономического и культурного развития общества, способных ответить на вызовы времени.
Данное положение весьма актуально для уровня муниципального управления в силу нескольких важных обстоятельств. К ним относятся следующие: во-первых, возрастание роли местного самоуправления в решении социально-экономических проблем требует значительного повышения качества работы муниципальных органов власти; во-вторых, сосредоточение внимания большого числа субъектов социально - экономических отношений на сугубо частном интересе, выделяет органы местного самоуправления в число ключевых субъектов, способных реализовать жизненно важные потребности и интересы конкретного человека; в-четвертых, низкий уровень общественного участия в управлении требует поиска способов мотивации к нему граждан; в-пятых возрастает необходимость в регулярной, системной и объективной социальной информации для оперативного и стратегического управления муниципальным образованием.
Отмеченные выше обстоятельства являются предпосылкой для исследования информационно-аналитического обеспечения органов местного самоуправления в Белгородской области и разработки путей совершенствования данного процесса.
Степень изученности темы исследования. В настоящее время информационно-аналитическое обеспечение органов власти все чаще становится объектом научных исследований.
Осмыслению феномена информации ее видов посвящены труды отечественных ученых - В.Г. Афанасьева, В.В. Варганова, Б.В. Евладова, А.Г. Киселева, П.Н. Киричек, Л.М. Луценко, А.И. Пирогова.
В трудах Ю.С. Аржитовой, П.И. Блуся, И.П. Болодуриной, Е.Ю. Голубинского, А.А. Демидовой, В.В. Елгина, Ю.Н. Захарова аналитического исследования.
Выявлению смысла понятия «информационно-аналитическое обеспечение управленческой деятельности» посвящены работы Е.Н. Вороничевой, И.Э. Гарадаглы, Н.А. Глушенко, А.Ф. Змиевского, C. А. Митягина, К.В. Старостенко, А.М. Ульянова, Д.П. Хижнякова .
Роль информационно-аналитического обеспечения деятельности органов муниципального управления рассматривается в трудах Д.В. Бурцевой, Ю.С. Васютина, Е.Н. Ветровой, А.Ю. Ивановой, Ю.В. Каиры, И.А. Лимонова, В.К. Петрова, В.И. Побединской, А.Б. Свистильниковой, которые значительное внимание уделяют необходимости применения в муниципальном управлении новых информационно-аналитических и коммуникативных технологий. Однако по-прежнему остаются недостаточно исследованными многие аспекты информационно-аналитического обеспечения муниципального управления.
Проблема исследования заключается в противоречии между потребностью в повышении эффективности управленческих решений, принимаемых муниципальными органами власти, и недостаточной научной обоснованностью процесса использования технологий информационно-аналитического обеспечения деятельности органов местного самоуправления.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что выявленная в ряде исследований недостаточная эффективность информационно-аналитического обеспечения деятельности органов местного самоуправления определяется рядом объективных и субъективных причин. В их числе: недостаточная профессиональная компетентность руководителей и специалистов; отсутствие мотивации к качественной информационно- аналитической работе; недооценка ее значения для управления.
Объектом исследования - практика информационно-аналитического обеспечения функционирования органов муниципального управления.
Предметом исследования являются технологии информационно-аналитического обеспечения функционирования органов муниципального управления.
Цель исследования заключается в разработке рекомендаций по совершенствованию информационно-аналитического обеспечения деятельности органов муниципального управления.
Достижение этой цели возможно путем решения следующих задач:
- рассмотреть теоретико-методологические основы
информационно-аналитического обеспечения деятельности органов муниципального управления;
- осуществить анализ современного состояния информационно-аналитического обеспечения деятельности органов местного самоуправления Белгородского района;
- разработать комплекс мер, способствующих совершенствованию информационно-аналитического обеспечения деятельности органов местного самоуправления.
Теоретико-методологическая основой исследования выступают положения системного и структурно-функционального подходов, изложенных в трудах В.Г. Афанасьева, Л. фон Берталанфи, Р.Е. Фейджина, А.Д. Холла , что позволило рассмотреть социальные процессы, проходящие в системе муниципального управления, выявить логические связи и зависимости между этими процессами и условиями, в которых происходит становление и развитие информационно-аналитического обеспечения деятельности муниципалитетов, а также проанализировать такие понятия и категории социологии управления, как информация, социальная информация, информационно-аналитическое обеспечение муниципального управления.
В работе используются следующие общенаучные методы познания: анализ и синтез, структуризация, сравнение и обобщение, а также прикладные: социологические - анкетный опрос, вторичный анализ социологических данных, анализ документов.
Эмпирическую базу исследования составили:
- нормативные документы, регламентирующие деятельность местного самоуправления, а также регулирующие процесс информатизации и информационно-аналитического обеспечения деятельности органов муниципального управления ;
- материалы авторского социологического исследования
«Информационно-аналитическое обеспечение деятельности органов местного самоуправления», проведенного в сентябре 2017 (n=100);
- вторичный анализ эмпирических данных социологических
исследований, проведенных другими авторами, в том числе: результаты социологического исследования «Информационно-аналитическое обеспечение управления», проведенного Е.Н. Вороничевой среди муниципальных служащих города Орла в 2010-2011 годах; результаты социологического исследования В.А. Фролова «Анализ информационно-коммуникационных потребностей органов местного самоуправления», проведенного в 2013-2014 годах.
Научная новизна:
- дано определение информационно-аналитического обеспечения деятельности органов местного самоуправления как целенаправленной, системной интеллектуальной профессиональной деятельность по сбору, анализу, хранению, переработке, обмену и трансляции социальной информации, направленной на поддержку принятия управленческих решений, а также на оценку последствий их реализации;
- выделены три выделено три группы муниципальных служащих: первая группа - наиболее ориентированные на использование информационно-аналитического обеспечения муниципальные служащие; вторая группа - те, что в целом осознают значимость информационно-аналитического обеспечения своей профессиональной деятельности, но не предрасположены к активному внедрению новых технологий; третья группа - работники, которые демонстрируют отсутствие осознания важности использования системы информационно-аналитического обеспечения.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Информационно-аналитическое обеспечение функционирования муниципальных органов управления представляет собой целенаправленную интеллектуальную профессиональную деятельность по сбору, анализу, хранению, переработке, обмену, трансляции и интерпретации социальной информации, способствующей поддержке принятия управленческих решений, а также оценке возможных последствий их реализации и контролю исполнения. Информационно-аналитическое обеспечение эффективного функционирования органов муниципального управления не может быть сведено исключительно к использованию технических автоматизированных систем манипуляции информацией и осуществлению информационной политики.
2. Проведенное исследование позволяет определить основные проблемы организации информационно-аналитического обеспечения деятельности органов местного самоуправления в Белгородском районе Белгородской области. Они связаны с дефицитом материальных ресурсов (сохранением практики финансирования мероприятий информационно - аналитического характера «по остаточному принципу»); отсутствием у работников и руководителей психологической готовности к использованию новейших технологий информационно-аналитического обеспечения и слабой мотивацией к их применению; недостаточно системным подходом к организации этой деятельности, без должной координации и увязки; просчетами в подготовке кадров в области использования экспертных систем, систем прогнозирования и принятия управленческих решений.
3. Предложены технологии совершенствования информационно - аналитического обеспечения деятельности органом местного самоуправления, включающие в себя технологию диагностики готовности муниципальной власти и общества, основанную к ведению диалога, на применении мониторинговых исследований, технологию краудсорсинга, представляющую собой неформализованной общественности в управленческий процесс на основе публичной оферты с целью использования интеллектуального потенциала граждан, в том числе объединенных в сетевые сообщества, для решения общественно значимых проблем без заключения трудового договора; технологию виртуального взаимодействия, технологию формирования позитивного имиджа муниципальной власти.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его рекомендации и выводы могут быть использованы при организации работы информационно-аналитических служб, иных структурных информационных и аналитических подразделений в органах муниципального управления, при разработке и совершенствовании нормативных документов и программ в целях повышения эффективности деятельности информационно - аналитических подразделений.
Апробация исследования. Основные положения и результаты диссертационного исследования представлены автором в публикациях: «Аналитическая работа в системе социального управления в регионе: возрастание роли интеллектуальной составляющей» (г. Белгород, 2016), «Специфика информационно-аналитического обеспечения муниципального управления» (г. Белгород, 2017) .
Характеристика структуры работы. Магистерская работа состоит из введения, трёх разделов, заключения, приложений, списка источников и литературы.
Завершая исследование информационно-аналитического обеспечения деятельности органов местного самоуправления можно сделать следующие выводы.
В настоящее время существует множество определении понятия «информация». Анализ мнений разных авторов позволил нам сделать вывод, что информация в жизни отдельного человека и всего общества выступает не только как средство повседневно- бытовой коммуникации, содержащее определенные субъективные суждения о конкретном объекте познания, но и как способ отражения разнообразия и величины обратной энтропии.
Анализируя роль информации в муниципальном управлении, мы акцентируем внимание на ее социальной сущности, т.е. выделяем категорию «социальная информация», как разновидность информации, наиболее значимой в управлении людьми. Именно социальная информация составляет основу управления, поскольку реальное влияние на действия людей может оказать только представление о своей социальной роли. Это представление есть знание людей (социальная информация) о нормах, правилах и символах, характерных для выполнения определенной социальной роли. Социальная информация выступает связующим звеном между объектом и субъектом управления, характеризуя состояние объекта управления в статике и динамике, и обеспечивая подготовку управляющего воздействия в виде управленческого решения и характеристику результата его реализации.
Информационно-аналитическое обеспечение деятельности органов местного самоуправления представляет собой целенаправленную интеллектуальную профессиональную деятельность по сбору, анализу, хранению, переработке, обмену и трансляции социальной информации, направленной на поддержку принятия управленческих решений, а также оценке возможных последствий их реализации органами местного самоуправления. Система информационно-аналитического обеспечения органа местного самоуправления - это комплекс взаимосвязанных организационно-правовых, коммуникативно-информационных, методических, программно-технических компонентов, обеспечивающих реализацию информационно-аналитических процессов.
В настоящее время существует большое разнообразие информационно-аналитических технологий, типологизация которых может быть основана на множестве критериев. Особым признаком, структурирующим виды данных технологий в муниципальном управлении, является социальная сфера и материальное производство. Помимо того, необходимо отметить, что наиболее «общей» технологией, аккумулирующей практически все указанные информационно-аналитические технологии, является информационно-аналитическая система (ИАС), внедрение которой обеспечивает решение ключевой для муниципальных органов власти задачи - осуществления эффективного управления в масштабах муниципалитета.
В целях анализа современного состояния информационно-аналитического обеспечения деятельности органов местного самоуправления нами было проведено социологическое исследование «Информационно-аналитическое обеспечение управления». В ходе этого исследования осуществлен опрос 100 муниципальных служащих и специалистов администрации Белгородского района Белгородской области.
Анализ результатов исследования показал, что наиболее распространенными технологиями информационно-аналитического обеспечения деятельности муниципальных органов власти в Белгородском районе являются: создание интернет-страниц (официальных сайтов, порталов); предоставление услуг в электронном виде; электронная почта, локальная сеть.
По степени готовности применения информационно-аналитических технологий в профессиональной деятельности было выделено три группы муниципальных служащих: первая группа - наиболее ориентированные на использование информационно-аналитического обеспечения муниципальные служащие (примерно третья часть опрошенных); вторая группа (более половины опрошенных) - в целом осознают значимость информационно-аналитического обеспечения своей профессиональной деятельности, но не предрасположены к активному внедрению новых технологий информационно-аналитической деятельности в своей повседневной работе; третья группа респондентов (менее четверти респондентов) - демонстрируют отсутствие осознания важности использования системы информационно-аналитического обеспечения.
Проблемы развития информационно-аналитического обеспечения органов местного самоуправления вызваны рядом причин: дефицит материальных ресурсов; отсутствие у работников и руководителей психологической готовности к использованию информационно-аналитического обеспечения, отсутствие эффективных способов внедрения новейших технологий информационно-аналитического обеспечения и слабая мотивация к их применению; недостаточно системный подходом к организации этой деятельности, без должной координации и увязки; просчеты в подготовке кадров в области использования экспертных систем, систем прогнозирования и принятия управленческих решений.
В целях совершенствования информационно-аналитического обеспечения органов местного самоуправления мы предлагаем следующие мероприятия:
1. Формирование системы информационно-аналитического обеспечения органов местного самоуправления. В основу построения системы информационно-аналитического обеспечения должна лечь концепция партисипативного управления, подразумевающая управление, направленное на раскрепощение творческой активности работника, создание простора для индивидуальных достижений талантливых людей. Формирование системы информационно-аналитического обеспечения органов местного самоуправления следует осуществлять по двум направлениям:
- развитие информационно-коммуникационных технологий, которое включает в себя разработку эффективных механизмов сбора, переработки, хранения и передачи государственной информации в электронном виде, расширение применения технологий проектирования, прогнозирования; а так же формирование системы стандартизации программного обеспечения, применяемого в органах местного самоуправления;
- применение следующих технологий взаимодействия власти обществ: технология диагностики готовности власти и общества к ведению диалога, технология краудсорсинга, технология виртуального взаимодействия.
2. Развитие кадрового потенциала муниципальной службы. Технология управления кадровым потенциалом информационно-аналитической
деятельности, с учетом сложившейся ситуации, предполагает осуществление трех основных процедур:
- разработка и внедрение в практику профессионально- компетентностной модели специалиста в сфере информационно-аналитической деятельности в органах местного самоуправления;
- маркетинг персонала в системе муниципального управления;
- организация профессионально-квалификационного развития кадров.
В настоящее время существует множество определении понятия «информация». Анализ мнений разных авторов позволил нам сделать вывод, что информация в жизни отдельного человека и всего общества выступает не только как средство повседневно- бытовой коммуникации, содержащее определенные субъективные суждения о конкретном объекте познания, но и как способ отражения разнообразия и величины обратной энтропии.
Анализируя роль информации в муниципальном управлении, мы акцентируем внимание на ее социальной сущности, т.е. выделяем категорию «социальная информация», как разновидность информации, наиболее значимой в управлении людьми. Именно социальная информация составляет основу управления, поскольку реальное влияние на действия людей может оказать только представление о своей социальной роли. Это представление есть знание людей (социальная информация) о нормах, правилах и символах, характерных для выполнения определенной социальной роли. Социальная информация выступает связующим звеном между объектом и субъектом управления, характеризуя состояние объекта управления в статике и динамике, и обеспечивая подготовку управляющего воздействия в виде управленческого решения и характеристику результата его реализации.
Информационно-аналитическое обеспечение деятельности органов местного самоуправления представляет собой целенаправленную интеллектуальную профессиональную деятельность по сбору, анализу, хранению, переработке, обмену и трансляции социальной информации, направленной на поддержку принятия управленческих решений, а также оценке возможных последствий их реализации органами местного самоуправления. Система информационно-аналитического обеспечения органа местного самоуправления - это комплекс взаимосвязанных организационно-правовых, коммуникативно-информационных, методических, программно-технических компонентов, обеспечивающих реализацию информационно-аналитических процессов.
В настоящее время существует большое разнообразие информационно-аналитических технологий, типологизация которых может быть основана на множестве критериев. Особым признаком, структурирующим виды данных технологий в муниципальном управлении, является социальная сфера и материальное производство. Помимо того, необходимо отметить, что наиболее «общей» технологией, аккумулирующей практически все указанные информационно-аналитические технологии, является информационно-аналитическая система (ИАС), внедрение которой обеспечивает решение ключевой для муниципальных органов власти задачи - осуществления эффективного управления в масштабах муниципалитета.
В целях анализа современного состояния информационно-аналитического обеспечения деятельности органов местного самоуправления нами было проведено социологическое исследование «Информационно-аналитическое обеспечение управления». В ходе этого исследования осуществлен опрос 100 муниципальных служащих и специалистов администрации Белгородского района Белгородской области.
Анализ результатов исследования показал, что наиболее распространенными технологиями информационно-аналитического обеспечения деятельности муниципальных органов власти в Белгородском районе являются: создание интернет-страниц (официальных сайтов, порталов); предоставление услуг в электронном виде; электронная почта, локальная сеть.
По степени готовности применения информационно-аналитических технологий в профессиональной деятельности было выделено три группы муниципальных служащих: первая группа - наиболее ориентированные на использование информационно-аналитического обеспечения муниципальные служащие (примерно третья часть опрошенных); вторая группа (более половины опрошенных) - в целом осознают значимость информационно-аналитического обеспечения своей профессиональной деятельности, но не предрасположены к активному внедрению новых технологий информационно-аналитической деятельности в своей повседневной работе; третья группа респондентов (менее четверти респондентов) - демонстрируют отсутствие осознания важности использования системы информационно-аналитического обеспечения.
Проблемы развития информационно-аналитического обеспечения органов местного самоуправления вызваны рядом причин: дефицит материальных ресурсов; отсутствие у работников и руководителей психологической готовности к использованию информационно-аналитического обеспечения, отсутствие эффективных способов внедрения новейших технологий информационно-аналитического обеспечения и слабая мотивация к их применению; недостаточно системный подходом к организации этой деятельности, без должной координации и увязки; просчеты в подготовке кадров в области использования экспертных систем, систем прогнозирования и принятия управленческих решений.
В целях совершенствования информационно-аналитического обеспечения органов местного самоуправления мы предлагаем следующие мероприятия:
1. Формирование системы информационно-аналитического обеспечения органов местного самоуправления. В основу построения системы информационно-аналитического обеспечения должна лечь концепция партисипативного управления, подразумевающая управление, направленное на раскрепощение творческой активности работника, создание простора для индивидуальных достижений талантливых людей. Формирование системы информационно-аналитического обеспечения органов местного самоуправления следует осуществлять по двум направлениям:
- развитие информационно-коммуникационных технологий, которое включает в себя разработку эффективных механизмов сбора, переработки, хранения и передачи государственной информации в электронном виде, расширение применения технологий проектирования, прогнозирования; а так же формирование системы стандартизации программного обеспечения, применяемого в органах местного самоуправления;
- применение следующих технологий взаимодействия власти обществ: технология диагностики готовности власти и общества к ведению диалога, технология краудсорсинга, технология виртуального взаимодействия.
2. Развитие кадрового потенциала муниципальной службы. Технология управления кадровым потенциалом информационно-аналитической
деятельности, с учетом сложившейся ситуации, предполагает осуществление трех основных процедур:
- разработка и внедрение в практику профессионально- компетентностной модели специалиста в сфере информационно-аналитической деятельности в органах местного самоуправления;
- маркетинг персонала в системе муниципального управления;
- организация профессионально-квалификационного развития кадров.
Подобные работы
- СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МОНИТОРИНГА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ШЕИНСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА «КОРОЧАНСКИЙ РАЙОН» БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2018 - ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО
УПРАВЛЕНИЯ (НА МАТЕРИАЛАХ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ «КРАСНОЯРУЖСКИЙ РАЙОН» БЕЛГОРОДСКАЯ
ОБЛАСТЬ)
Бакалаврская работа, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2018 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ С НАСЕЛЕНИЕМ (НА ПРИМЕРЕ АДМИНИСТРАЦИИ ВЕЛИКОМИХАЙЛОВСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА «НОВООСКОЛЬСКИЙ РАЙОН» БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОЦЕНКИ УРОВНЯ СОЦИАЛЬНО-
ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ БЕССОНОВСКОГО СЕЛЬСКОГО
ПОСЕЛЕНИЯ БЕЛГОРОДСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ
ОБЛАСТИ)
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2016 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ С НАСЕЛЕНИЕМ (НА ПРИМЕРЕ
АДМИНИСТРАЦИИ ВЕЛИКОМИХАЙЛОВСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА «НОВООСКОЛЬСКИЙ
РАЙОН» БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2017 - Правовые проблемы установления и взимания местных налогов и сборов (12.00.14)
Диссертации (РГБ), налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2002 - ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С КАДРАМИ В ОРГАНАХ МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «НАДЫМСКИЙ РАЙОН»)
Дипломные работы, ВКР, специальная технология. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2018 - ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ОРГАНА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
КАК ИНСТРУМЕНТ PR: ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2017 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ (НА ПРИМЕРЕ СТАРОРОГОВСКОГО СЕЛЬСКОГО СОВЕТА ГОРШЕЧЕНСКОГО РАЙОНА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ)
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017



