Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития исследовательских умений у младших школьников во внеурочной деятельности по русскому языку 8
1.1. Понятие об исследовательских умениях младших
школьников в контексте ФГОС НОО 8
1.2. Особенности организации внеурочной деятельности по
русскому языку в начальной школе 16
1.3. Педагогические условия развития исследовательских умений
у младших школьников во внеурочной деятельности по русскому языку 21
Глава 2. Практическая работа по развитию исследовательских умений у младших школьников во внеурочной деятельности по русскому языку 28
2.1. Диагностика исследовательских умений у младших школьников 28
2.2. Содержание практической работы по развитию
исследовательских умений у младших школьников во внеурочной деятельности по русскому языку 35
2.3. Динамика уровня развития исследовательских умений у
младших школьников во внеурочной деятельности 47
Заключение 53
Библиографический список 55
Приложение
За последние годы в мире произошли значительные изменения приоритетов в образовании: переориентация на компетентностный подход, непрерывное самообразование, овладение новыми информационными технологиями и др. Система общего образования должна обеспечивать достаточную готовность ее выпускников к жизни в постиндустриальном информационном обществе. Такому обществу нужны высококвалифицированные, инициативные, способные к постоянному саморазвитию и повышению уровня своей профессиональной готовности молодые люди.
Модернизация общего образования требует разработки новой модели начальной школы, перехода от традиционной установки на формирование преимущественно «знаний, умений, навыков» к воспитанию качеств личности, необходимых для жизни в новых условиях открытого общества. Таким образом, приоритетной целью образования в современной школе становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию.
Личностные качества закладываются в начальной школе. И не только базовые навыки, такие, как умение читать, писать, решать, слушать и говорить, нужны ребенку в жизни. Каждому человеку, вступающему в этот сложный и противоречивый мир, необходимы определенные навыки мышления и качества личности. Умения анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, уметь дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать - вот с чем ребенку необходимо войти в этот мир.
В настоящее время проблема развития исследовательских умений является особенно актуальной. Актуальность определена социальным заказом. В условиях модернизации современного российского образования уделяется пристальное внимание формированию у учащихся не только глубоких и прочных знаний, но и общеобразовательных умений, универсальных компетенций, функциональной грамотности и социально- значимых качеств личности.
В Федеральном государственном образовательном стандарте отмечена необходимость привести школьное образование в соответствие с потребностями времени и современного общества, которое характеризуется изменчивостью, многообразием существующих в нем связей, широким внедрением информационных технологий. Исследовательская деятельность же является средством развития познавательного интереса и становления мотивации к учебной деятельности. А данные исследований педагогов современников (Л.П. Виноградовой, А.В. Леонтовича, А.Н. Поддьякова, А.И.Савенкова) говорят о возможности успешного обучения элементам учебного исследования уже на начальном этапе школьного образования. Дети от природы любознательны и полны желания учиться и, как известно, именно период жизни младших школьников отличается огромным стремлением к творчеству, познанию, активной деятельности.
Основы исследовательского обучения можно найти в учениях педагогов - гуманистов эпохи Возрождения, в работах классиков педагогики Ж.Ж. Руссо, Я. Коменского, Дж. Локка, И. Песталоцци и др. В России впервые идея исследовательского подхода в обучении была выдвинута Н.И. Новиковым во второй половине XVIII в. Великие деятели и педагоги России К.Д. Ушинский, Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, Н.Г. Чернышевский и другие имели огромное значение в теоретическом обосновании проблемы исследовательской деятельности. В послереволюционное время в нашей стране пропагандировали исследовательский метод в современной школе Н.К. Крупская, С.Т. Шацкий, Б.Е. Райков. В 50-70 годах XX века в России вопросам исследовательского метода посвящён ряд работ известных дидактов и методистов: С.Г. Шаповаленко, М.Н. Скаткина, И.Я. Лернера и др.
Исследовательская деятельность младших школьников - это творческая деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний и способов деятельности. Она обеспечивает условия для развития их ценностного, интеллектуального и творческого потенциала, является средством их активизации, формирования интереса к изучаемому материалу, позволяет формировать предметные и общие умения.
Необходимо дополнять урочную систему организации учебного процесса новой формой деятельности учащихся, где они были бы погружены в атмосферу, требующую думать, рассуждать, грамотно излагать свои мысли, т.е. могли бы применять все имеющиеся у них знания на практике.
Проблема исследования: каковы педагогические условия развития исследовательских умений у младших школьников во внеурочной деятельности по русскому языку.
Сказанное выше позволило нам определить тему исследования «Развитие исследовательских умений у младших школьников во внеурочной деятельности по русскому языку».
Цель исследования: выявить педагогические условия развития исследовательских умений у младших школьников во внеурочной деятельности по русскому языку.
Объект исследования: процесс развития исследовательских умений
у младших школьников.
Предмет исследования: педагогические условия развития исследовательских умений у младших школьников во внеурочной деятельности по русскому языку.
Гипотеза: развитие исследовательских умений у младших школьников во внеурочной деятельности по русскому языку будет эффективнее, если:
- используются упражнения и задания на развитие исследовательских умений с учетом возрастных особенностей;
- обеспечено систематическое сотрудничество учителя, родителей и учащихся, предполагающее постепенное увеличение доли самостоятельной работы младшего школьника;
- учащиеся включены в занятия кружка «Я - исследователь».
Задачи исследования:
Достижение поставленной цели и проверка гипотезы предполагает решение следующих теоретических и практических задач:
1) изучить сущность исследовательских умений и выявить возрастные особенности их развития у младших школьников;
2) рассмотреть возможности внеурочной деятельности в развитии исследовательских умений у младших школьников;
3) провести диагностику уровня развития исследовательских умений у младших школьников;
4) разработать и апробировать систему занятий кружка «Я - исследователь» по развитию исследовательских умений у младших школьников.
Методологическую основу исследования составили работы таких авторов, как Н. И. Новиков, Н. И. Пирогов, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский и др.) и зарубежных (А. Дистервег, Дж. Дьюи, Я. Коменский, Ж. Ж. Руссо, И. Песталоцци и др.) педагогов - классиков. Методические и дидактические основы использования проблемных, исследовательских методов в обучении обоснованы Д. Б. Богоявленским, И. А. Ильницкой, И. Я. Лернером, М. И. Махмутовым, М. Н. Скаткиным; значимость творческой исследовательской деятельности в школе подчеркивали И. А. Зимняя, А. М. Матюшкин; А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Ш.А. Амонашвили, Д. Б. Эльконин, психологические основы организации учебно-исследовательской
деятельности описаны А. И. Савенковым.
Экспериментальная база исследования: МОУ «Яснозоренская СОШ» Белгородского района.
Методы исследования:
1) теоретические: изучение педагогической, психологической и методической литературы;
2) эмпирические: педагогический эксперимент, беседа, анкетирование;
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы , заключение, библиографический список, приложение.
Во введении обоснована актуальность исследования, определены объект, предмет, гипотеза, задачи, методы исследования, структура работы.
В первой главе рассматривается сущность понятия «исследовательские умения», возрастные особенности развития исследовательских умений у младших школьников, возможности внеурочной деятельности в развитии исследовательских умений у младших школьников.
Во второй главе представлены результаты и выводы по диагностике уровня развития исследовательских умений у младших школьников, содержание практической работы, динамика уровня развития исследовательских умений у младших школьников.
В заключении сформулированы выводы по работе.
Библиографический список включает 50 источников.
Приложение включает в себя диагностические материалы, конспекты занятий, дидактические материалы к занятиям.
За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошел переход к пониманию обучения как процесса подготовки учащихся к реальной жизни; готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требований рынка труда.
В ходе исследования были решены следующие теоретические и практические задачи: изучена сущность исследовательских умений и выявлены возрастные особенности их развития у младших школьников; рассмотрены возможности внеурочной деятельности в развитии исследовательских умений у младших школьников; проведена диагностика уровня развития исследовательских умений у младших школьников; разработана и апробирована система занятий внеурочной деятельности «Я - исследователь» по развитию исследовательских умений у младших школьников.
Изучение и анализ психолого - педагогической литературы позволили сделать вывод, что исследовательская деятельность как нельзя лучше подходит для того, что обучающийся был всесторонне развитой и хорошо социализированной личностью, которая может составить конкуренцию и мыслить неординарно, творчески подходя к решению поставленных задач. При организации исследовательской деятельности важно помнить о возрастных психологических особенностях развития у младших школьников словесно - логического мышления, произвольной смысловой памяти, произвольного внимания, письменной речи, знаково - символического мышления. Занятия внеурочной деятельностью тесно связаны с реализацией принципов исследовательской деятельности и могут выступать в качестве базы по формированию исследовательских умений и навыков на начальном этапе обучения.
В ходе проведения констатирующего этапа практической работы был выявлен недостаточно высокий уровень развития исследовательских умений. В ходе формирующего этапа нами апробировались педагогические условия, способствующие развитию исследовательских умений у младших школьников во внеурочной деятельности. На контрольном этапе была выявлена положительная динамика уровня развития исследовательских умений у младших школьников, что говорит об эффективности проведенной работы.
Из этого следует, что задачи исследования решены, цель достигнута. Гипотеза о том, что процесс развития исследовательских умений у младших школьников во внеурочной деятельности будет эффективен, если: используются упражнения и задания на развитие исследовательских умений; учащиеся вовлекаются в исследовательскую деятельность, нашла свое подтверждение на основе проведенных нами занятий.
Наше исследование не претендует на окончательное решение проблемы развития исследовательских умений у младших школьников во внеурочной деятельности и может быть продолжено в дальнейшем.
1. Богословский В.В. Общая психология / Под ред. В. В. Богословского и др. - М.: Просвещение, 1973. - 228с.
2. Боровская Н.Н. Учебные экологические проекты в современном образовании / Н.Н. Боровской, Н.В. Шарыгина, А.П. Кирилова. - Архангельск, 2005. - 54 с.
3. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский; подред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1991. -480 с.
4. Гладкова А.П. Процесс формирования исследовательских умений младших школьников во внеурочной деятельности / А.П. Гладкова // Историческая и социально-образовательная мысль. -2012. -№4. - С. 91-94.
5. Гладкова А.П. Формирование исследовательских умений младшего школьника во внеурочной деятельности: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / А. П. Гладкова. - Волгоград: ВГСПУ «Перемена», 2013. - 26 с.
6. Головизнина Н.Л. Учебно - исследовательская деятельность как перспективное средство воспитания личности / Н.Л. Головизнина // Дополнительное образование. -2002. -№ 8. - С. 6-9.
7. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. М.: Просвещение, 2010.-223 с.
8. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательные технологии. - М., Народное образование, 2001. - С. 42-44, 57.; Дидактика средней школы. - М. 1982. - С. 192.
9. Дубровина И.В. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан; под ред. И.В. Дубровиной.-2-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.-464 с.
10. Ивашова О.А. Развитие исследовательских умений у младших шко-льников: методический аспект / О.А. Ивашова. - СПб.: Культ - Информ-
Пресс, 2008. - 385с.
11. Истомина Н.Б. Общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности / Н.Б. Истомина, Н.Б. Тихонова // Начальная школа. -2015. - №8. - С. 36-38.
12. Коваленко О.А. Методы формирования исследовательских умений младших школьников/ О.А. Коваленко // Начальная школа плюс до и после. - 2011. - №2. -С. 34-37.
13. Конобеева Т.А. Проблемы планирования и организации внеурочной деятельности младших школьников / Т.А. Конобеева // Начальная школа. - 2015. -№7. -С. 23-25.
14. Конышева Н.М. Теория и методика преподавания технологии в начальной школе / Н.М. Конышева. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2006. - 294 с.
15. Леонтович А.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии / А.В. Леонтович // Народное образование. -1999. -№10. -С. 152-158
16. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения / И.Я. Лернер. - М.: Педагогика, 1981. - 186 с.
17. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов / А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2008. - 583 с.
18. Махмутов М.И. Проблемное обучение: основные вопросы
теории / М.И. Махмутов. - М.: Просвещение, 1998. - 291 с.
19. Микушева Т.П. Организация внеурочной деятельности в сельской школе / Т.П. Микушева // Начальная школа. -2015. - №8.- С. 27-30
20. Митрохина С.В. Межпредметный проект как одна из форм коммуникативного обучения / С.В. Митрохина // Наука и школа. - 2007. -№ 5. - с. 41-43.
21. Молчанова А.В. Внеурочна деятельность обучающихся начальной школы: основные подходы, условия и модели организации / Мошер Ф.А. Ис - следование развития познавательной деятельности / Ф.А. Мошер, Д.Р. Хорн - сби. - М.: Педагогика, 1971. - 193 с.
22. Мухамадиярова Г.Ф. Анализ разных подходов к определению понятия «исследовательские умения» / Г.Ф. Мухамадиярова // Человек. Общество. Образование: сб. материалов Междунар. науч. - практ. конф.: в 2 ч.
Ч. I. -Уфа: РИЦ Баш ГУ, 2010. - С. 107-110.
23. Немов Р.С. Психология в 3-х т. T.1. / Р.С. Немов. - M.:
Просвещение, 1993.-325 с.
24. Обухов А.С. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения / А.С. Обухов // Народное образование. -1999. -№10. -С. 158-161.
25. Огурцова Н.С., Тарабуева М.В. Формирование исследовательской культуры у младших школьников // Начальная школа плюс до и после. 2012. №9. С. 48 - 51.
26. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и
педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.:
Педагогическое общество России, 1998. - 640 с.
27. Поддъяков А.Н. Дети как исследователи / А.Н. Поддъяков // Магистр. -1999. -№1. -С. 85-97.
28. Подласый И.П. Педагогика. Общие основы. Процесс обучения / И.П.Подласый. - М.: ВЛАДОС, 1999. - 574 с.
29. Примерная основная образовательная программа начального общего образования / Общественная экспертиза нормативных документов в области образования [Офиц. сайт]. URL: http://edu.crowdexpert.ru/results-noo. (дата обращения: 25.09.2017).
30. Программы внеурочной деятельности. Система Л.В. Занкова / сост. Е.Н. Петрова. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011. -144 с.
31. Резник И.А. Развитие исследовательских умений школьников Ре - гиональный портал образовательного сообщества [Офиц. сайтЦ/www. орen -port.ru /docs/ 281/work_stud. (дата обращения: 15.10.2017).
32. Ротенберг В.С. Поисковая активность и адаптация / В.С. Ротенберг, В.В. Аршавский. - М.: Наука, 1984. -192 с.
33. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2т. Т.1/ С.Л.
Рубинштейн. - М.: Педагогика, 1989. -378с.
34. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников / А.И. Савенков. - Самара: Издательский дом «Федоров», 2011. - 285 с.
35. Савенков А.И. Развитие исследовательских умений школьников / А.И. Савенков // Школьный психолог. - 2008. - №8. - С. 92-106.
36. Савенков А.И. Учебные исследования в начальной школе / А.И. Савенков // Начальная школа.-2000. - №12. -С. 101-108.
37. Савенков А.И. Я - исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. - 4-е изд. / А.И. Савенков. - Самара: Издательство дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2013. - 32 с.
38. Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. - М.: Вентана-Граф, 2011. -168 с.
39. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий / Г.К. Селевко. - М.: Народное образование, 2005. - 535 с.
40. Семенова Н.А. Исследовательская деятельность учащихся / Н.А.Семенова // Начальная школа. -2007. -№2. -С. 14-17.
41. Семенова Н.А. Организация исследовательской деятельности младших школьников. Томск: Изд-во ТГУ, 2007. 68 с. 42. Суворова Е.П. Взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности - условие повышения качества образовательных результатов / Е.П.Суворова,
М.П. Воюшина // Начальная школа. -2015. - №8. -С. 17-19.
43. Трифонова Л.Т. Организация сотрудничества младших кольников во внеурочной деятельности / Л.Т. Трифонова // Начальная школа. -2013. -№4. - С. 25-27.
44. Усова А.Н., Бобров А.А. Исследовательская позиция и исследова - тельская деятельность: Что и как развивать? // Исследовательская работа
школьников. 2003. №4. С. 18 - 23.
45. Ушачев В.П. К проблеме исследований в науке и в образовании // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 53.
46. Ушинский К.Д. Избранные педагогические труды. В 2т. Т. 2/ К.Д.Ушинский. - М.: Просвещение,1954. -361с.
47. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки РФ. - М.: Просвещение, 2010.-32 с.
48. Харламов И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. - М.: Гардарики, 1999. -520 с.
49. Цветкова Г.А. Совместная учебная деятельность как основа формирования умения учиться: Автореферат дис. канд. психол. наук: 13.00.01/ Г.А. Цветкова. - Екатеринбург, 2002. -26 с.
50. Шумакова Н. Б. Урок-исследование в начальной школе. Русский язык. Литературное чтение . // Москва, Просвещение, 2014. С.168.