ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 7
1.1. Специфика формирования основ безопасного поведения у
старших дошкольников 7
1.2. Современное состояние проблемы создания педагогических
условий для формирования основ безопасного поведения у старших дошкольников 15
1.3. Педагогические условия формирования основ безопасного
поведения старших дошкольников 20
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
СОЗДАНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ДЛЯ
ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 35
2.1. Диагностика сформированности основ безопасного поведения
у старших дошкольников 35
2.2. Содержание работы по созданию педагогических условий для
формирования основ безопасного поведения у старших дошкольников 48
2.3. Динамика сформированности основ безопасного поведения у
старших дошкольников 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 71
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 7
1.1. Специфика формирования основ безопасного поведения у
старших дошкольников 7
1.2. Современное состояние проблемы создания педагогических
условий для формирования основ безопасного поведения у старших дошкольников 15
1.3. Педагогические условия формирования основ безопасного
поведения старших дошкольников 20
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
СОЗДАНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ДЛЯ
ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 35
2.1. Диагностика сформированности основ безопасного поведения
у старших дошкольников 35
2.2. Содержание работы по созданию педагогических условий для
формирования основ безопасного поведения у старших дошкольников 48
2.3. Динамика сформированности основ безопасного поведения у
старших дошкольников 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 71
ПРИЛОЖЕНИЯ
Потребность в безопасности является одной из базовых потребностей ребенка, депривация которой может оказать деструктивное влияние на его дальнейшее развитие.
В силу недостаточного жизненного опыта, физических, эмоциональных и интеллектуальных возможностей дошкольники не способны обеспечить собственную безопасность. Однако дошкольный возраст является сензитивным периодом для формирования у детей основ безопасного поведения. Поэтому взрослые, окружающие дошкольника, должны с одной стороны, обеспечивать безопасность жизнедеятельности детей, с другой - формировать у детей навыки безопасного поведения.
Обеспечение безопасности жизнедеятельности является одной из приоритетных задач государства. В Концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016—2020 годы отмечается, что в рамках мероприятий по распространению в России современных моделей успешной социализации детей должны быть распространены интегрированные модели формирования культуры безопасного образа жизни (52).
Необходимость создания для ребенка безопасных условий обозначена в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (53).
Вопросы безопасного поведения дошкольников разрабатывались в исследованиях многих ученых (Баевой И.А. (4), Скоролуповой О.А. (42), Статмэн П. (47), Тимофеевой Л.Л. (50)).Вопросы структуры личной безопасности рассматривали Баева И.А. (4), Садретдинова А.И. (41).
Критерии безопасного поведения детей разрабатывали Агузумцян Р. В., Мурадян Е. Б. (2), Хромцова Т.Г (56).
Личную безопасность дошкольников как важную составляющую социализации рассматривали Каюрова А. Н., Скокова О. В., Шеховцова Т. С. (21), Мошкин В.Н. (30),Тимофеева Л.Л. (50).
Необходимость формирования основ безопасного поведения в дошкольном возрасте отмечали Алексеева Л. Н. (3), Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б. (1), Божович Л. И. (7).
Вопросы психолого-педагогического сопровождения поведенческих стратегий ребенка дошкольного возраста раскрыты в работах Каюровой А. Н., Скоковой О. В., Шеховцовой Т. С. (21), Авдеевой Н. Н., Князевой Н. Л., Стеркиной Р.Б. (7).
Рассмотрению вопросов актуальной в современном обществе информационной безопасности детей посвящены работы Воронова Р.А. (9), Гафнер В.В. (13).
Направления, формы организации при формировании навыков безопасного поведения предложены Авдеевой Н.Н. (1), Мошкиным В.Н. (30).
На важность сотрудничества дошкольного образовательного учреждения и семьи в вопросах формирования безопасного поведения дошкольников указывала Алексеева Л. Н. (3).
Таким образом, тема формирования основ безопасного поведения дошкольников является актуальной. В то же время, в ходе теоретического анализа литературы нами было выделено противоречие между необходимостью формирования у дошкольников способностей к сохранению личной безопасности и недостатком практических разработок в этой области.
Проблема исследования: каковы педагогические условия формирования основ безопасного поведения у старших дошкольников. Разрешение данной проблемы является целью нашего исследования.
Объект исследования-основы безопасного поведения у старших дошкольников.
Предмет исследования- педагогические условия формирования основ безопасного поведения у старших дошкольников.
Перед началом исследования нами была выдвинута гипотеза о том, что педагогическими условиями формирования основы безопасного поведения у старших дошкольников являются:
1) обеспечение системы заданий, способствующих формированию у детей представлений об источниках опасности, опасных ситуациях, средствах их предупреждения и преодоления;
2) стимулирование у детей субъектного, ценностного отношения к сохранению собственной безопасности;
3) способствование использованию безопасных стратегий и тактик поведения у дошкольников;
4) развитие у дошкольников физической готовности к преодолению опасных ситуаций;
5) применение методов сравнения, моделирования ситуаций, повторения и др.
Задачи исследования:
1) раскрыть специфику формирования основ безопасного поведения у дошкольников;
2) охарактеризовать особенности психолого-педагогического
сопровождения поведенческих стратегий ребенка дошкольного возраста;
3) представить диагностическую модель исследования основ безопасного поведения старших дошкольников;
4) доказать эффективность педагогических условий формирования основ безопасного поведения старших дошкольников.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы: теоретический анализ литературы, педагогическое наблюдение, методы обработки данных - количественный и качественный анализ, структурный метод - для интерпретации полученных результатов.
Исследование проводилось в несколько этапов.
На первом - теоретико- поисковом этапе был проведен теоретический анализ педагогической и психологической литературы по обозначенной проблеме, разработан научно-методологический аппарат исследования.
На втором - констатирующем этапе исследования была проведена педагогическая диагностика основ безопасного поведения старших дошкольников.
На третьем - формирующем этапе были апробированы педагогические условия формирования основ безопасного поведения старших дошкольников, проанализирована эффективность педагогического воздействия.
Практической базой исследования являлся МБДОУ «Детский сад «Рябинушка» с Гостищево, в исследовании приняли участие 29 детей старшего дошкольного возраста.
Структура дипломной работы определяется логикой исследования и поставленными задачами и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В силу недостаточного жизненного опыта, физических, эмоциональных и интеллектуальных возможностей дошкольники не способны обеспечить собственную безопасность. Однако дошкольный возраст является сензитивным периодом для формирования у детей основ безопасного поведения. Поэтому взрослые, окружающие дошкольника, должны с одной стороны, обеспечивать безопасность жизнедеятельности детей, с другой - формировать у детей навыки безопасного поведения.
Обеспечение безопасности жизнедеятельности является одной из приоритетных задач государства. В Концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016—2020 годы отмечается, что в рамках мероприятий по распространению в России современных моделей успешной социализации детей должны быть распространены интегрированные модели формирования культуры безопасного образа жизни (52).
Необходимость создания для ребенка безопасных условий обозначена в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (53).
Вопросы безопасного поведения дошкольников разрабатывались в исследованиях многих ученых (Баевой И.А. (4), Скоролуповой О.А. (42), Статмэн П. (47), Тимофеевой Л.Л. (50)).Вопросы структуры личной безопасности рассматривали Баева И.А. (4), Садретдинова А.И. (41).
Критерии безопасного поведения детей разрабатывали Агузумцян Р. В., Мурадян Е. Б. (2), Хромцова Т.Г (56).
Личную безопасность дошкольников как важную составляющую социализации рассматривали Каюрова А. Н., Скокова О. В., Шеховцова Т. С. (21), Мошкин В.Н. (30),Тимофеева Л.Л. (50).
Необходимость формирования основ безопасного поведения в дошкольном возрасте отмечали Алексеева Л. Н. (3), Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б. (1), Божович Л. И. (7).
Вопросы психолого-педагогического сопровождения поведенческих стратегий ребенка дошкольного возраста раскрыты в работах Каюровой А. Н., Скоковой О. В., Шеховцовой Т. С. (21), Авдеевой Н. Н., Князевой Н. Л., Стеркиной Р.Б. (7).
Рассмотрению вопросов актуальной в современном обществе информационной безопасности детей посвящены работы Воронова Р.А. (9), Гафнер В.В. (13).
Направления, формы организации при формировании навыков безопасного поведения предложены Авдеевой Н.Н. (1), Мошкиным В.Н. (30).
На важность сотрудничества дошкольного образовательного учреждения и семьи в вопросах формирования безопасного поведения дошкольников указывала Алексеева Л. Н. (3).
Таким образом, тема формирования основ безопасного поведения дошкольников является актуальной. В то же время, в ходе теоретического анализа литературы нами было выделено противоречие между необходимостью формирования у дошкольников способностей к сохранению личной безопасности и недостатком практических разработок в этой области.
Проблема исследования: каковы педагогические условия формирования основ безопасного поведения у старших дошкольников. Разрешение данной проблемы является целью нашего исследования.
Объект исследования-основы безопасного поведения у старших дошкольников.
Предмет исследования- педагогические условия формирования основ безопасного поведения у старших дошкольников.
Перед началом исследования нами была выдвинута гипотеза о том, что педагогическими условиями формирования основы безопасного поведения у старших дошкольников являются:
1) обеспечение системы заданий, способствующих формированию у детей представлений об источниках опасности, опасных ситуациях, средствах их предупреждения и преодоления;
2) стимулирование у детей субъектного, ценностного отношения к сохранению собственной безопасности;
3) способствование использованию безопасных стратегий и тактик поведения у дошкольников;
4) развитие у дошкольников физической готовности к преодолению опасных ситуаций;
5) применение методов сравнения, моделирования ситуаций, повторения и др.
Задачи исследования:
1) раскрыть специфику формирования основ безопасного поведения у дошкольников;
2) охарактеризовать особенности психолого-педагогического
сопровождения поведенческих стратегий ребенка дошкольного возраста;
3) представить диагностическую модель исследования основ безопасного поведения старших дошкольников;
4) доказать эффективность педагогических условий формирования основ безопасного поведения старших дошкольников.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы: теоретический анализ литературы, педагогическое наблюдение, методы обработки данных - количественный и качественный анализ, структурный метод - для интерпретации полученных результатов.
Исследование проводилось в несколько этапов.
На первом - теоретико- поисковом этапе был проведен теоретический анализ педагогической и психологической литературы по обозначенной проблеме, разработан научно-методологический аппарат исследования.
На втором - констатирующем этапе исследования была проведена педагогическая диагностика основ безопасного поведения старших дошкольников.
На третьем - формирующем этапе были апробированы педагогические условия формирования основ безопасного поведения старших дошкольников, проанализирована эффективность педагогического воздействия.
Практической базой исследования являлся МБДОУ «Детский сад «Рябинушка» с Гостищево, в исследовании приняли участие 29 детей старшего дошкольного возраста.
Структура дипломной работы определяется логикой исследования и поставленными задачами и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Безопасное поведение представляет собой способность защитить себя и окружающих, позволяет предвидеть опасность; при возможности избегать; при необходимости действовать. Дошкольный возраст является сензитивным периодом для формирования основ безопасного поведения. Формирование безопасного поведения дошкольников необходимо осуществлять на основе поддержки свойственных возрастных особенностей и новообразований. Чтобы поведение дошкольника было безопасным, он должен знать потенциально опасные ситуации, иметь субъектное ценностное отношение к сохранению безопасности, уметь управлять своим поведением. Критерием сформированности безопасного поведения дошкольников является умение действовать с потенциально опасными предметами домашнего обихода с соблюдением мер предосторожности.
Психолого-педагогическое сопровождение поведенческих стратегий ребенка дошкольного возраста основано на возрастных особенностях дошкольников: наблюдательности, наглядно- образном познании действительности, эмоциональности и впечатлительности. Необходимо делать акцент на организации видов деятельности, направленных на приобретение детьми опыта применения знаний на практике и применять следующие стратегии обучения безопасному поведению: распознавать опасности и их источники; предупреждать опасности; ликвидировать возможные последствия. Направлениями в воспитании безопасного поведения дошкольников являются: воспитание мотивации к безопасности, формирование системы знаний об источниках опасности и средствах их предупреждения и преодоления, формирование компетенций безопасного поведения, физическая и психологическая подготовка к преодолению опасных ситуаций.
Диагностическая модель исследования навыков безопасного поведения старших дошкольников включает следующие критерии: наличие системы знаний об источниках опасности, опасных ситуациях, средствах их предупреждения и преодоления, субъектное ценностное отношение к сохранению безопасности, использование безопасных стратегий поведения, физическая готовность к преодолению опасных ситуаций.
У большинства старших дошкольников система знаний об источниках опасности, опасных ситуациях, средствах их предупреждения и преодоления, субъектное ценностное отношение к сохранению безопасности, использование безопасных стратегий поведения, физическая готовность к преодолению опасных ситуаций сформированы преимущественно на низком уровне. Преобладает низкий уровень сформированности основ безопасного поведения в целом.
При апробировании организационно-педагогических условий формирования основ безопасного поведения старших дошкольников были реализованы условия гипотезы. Чтобы обеспечить систему заданий, способствующих формированию у детей представлений об источниках опасности, опасных ситуациях, средствах их предупреждения и преодоления мы рекомендуем использовали занятия по формированию основ безопасности по направлениям «Я и другие люди», «Я и улица», «Я и природа», «Мой дом- моя крепость», «Моё здоровье», «Моё эмоциональное благополучие». Чтобы способствовать использованию безопасных стратегий и тактик поведения у дошкольников мы использовали разные виды игр, направленных на развитие способности к планированию действий, самоконтролю, произвольной регуляции, коммуникативных способностей. Для того, чтобы стимулировать у детей субъектное, ценностное отношение к сохранению собственной безопасности мы начинали все виды деятельности по формированию основ безопасного поведения с создания у дошкольников установки на работу, разъяснения необходимости соблюдения определенных правил поведения. Применяя методы сравнения, моделирования ситуаций, повторения и др. мы создавали педагогические ситуации, связанные с применением усвоенных знаний (непосредственное восприятие ребенком действительности, его чувственный опыт (экспериментирование и опыты, беседы, чтение художественной литературы, изобразительная и конструктивная деятельность, создание проектов и моделей). Для формирования у детей физической готовности детей к преодолению опасных ситуаций: развитие силы, выносливости, гибкости, быстроты, точности движений мы использовали подвижные игры, физический труд, творческую деятельность спортивные мероприятия.
Экспериментальная работа способствовала повышению уровня сформированности основ безопасного поведения у старших дошкольников.
Психолого-педагогическое сопровождение поведенческих стратегий ребенка дошкольного возраста основано на возрастных особенностях дошкольников: наблюдательности, наглядно- образном познании действительности, эмоциональности и впечатлительности. Необходимо делать акцент на организации видов деятельности, направленных на приобретение детьми опыта применения знаний на практике и применять следующие стратегии обучения безопасному поведению: распознавать опасности и их источники; предупреждать опасности; ликвидировать возможные последствия. Направлениями в воспитании безопасного поведения дошкольников являются: воспитание мотивации к безопасности, формирование системы знаний об источниках опасности и средствах их предупреждения и преодоления, формирование компетенций безопасного поведения, физическая и психологическая подготовка к преодолению опасных ситуаций.
Диагностическая модель исследования навыков безопасного поведения старших дошкольников включает следующие критерии: наличие системы знаний об источниках опасности, опасных ситуациях, средствах их предупреждения и преодоления, субъектное ценностное отношение к сохранению безопасности, использование безопасных стратегий поведения, физическая готовность к преодолению опасных ситуаций.
У большинства старших дошкольников система знаний об источниках опасности, опасных ситуациях, средствах их предупреждения и преодоления, субъектное ценностное отношение к сохранению безопасности, использование безопасных стратегий поведения, физическая готовность к преодолению опасных ситуаций сформированы преимущественно на низком уровне. Преобладает низкий уровень сформированности основ безопасного поведения в целом.
При апробировании организационно-педагогических условий формирования основ безопасного поведения старших дошкольников были реализованы условия гипотезы. Чтобы обеспечить систему заданий, способствующих формированию у детей представлений об источниках опасности, опасных ситуациях, средствах их предупреждения и преодоления мы рекомендуем использовали занятия по формированию основ безопасности по направлениям «Я и другие люди», «Я и улица», «Я и природа», «Мой дом- моя крепость», «Моё здоровье», «Моё эмоциональное благополучие». Чтобы способствовать использованию безопасных стратегий и тактик поведения у дошкольников мы использовали разные виды игр, направленных на развитие способности к планированию действий, самоконтролю, произвольной регуляции, коммуникативных способностей. Для того, чтобы стимулировать у детей субъектное, ценностное отношение к сохранению собственной безопасности мы начинали все виды деятельности по формированию основ безопасного поведения с создания у дошкольников установки на работу, разъяснения необходимости соблюдения определенных правил поведения. Применяя методы сравнения, моделирования ситуаций, повторения и др. мы создавали педагогические ситуации, связанные с применением усвоенных знаний (непосредственное восприятие ребенком действительности, его чувственный опыт (экспериментирование и опыты, беседы, чтение художественной литературы, изобразительная и конструктивная деятельность, создание проектов и моделей). Для формирования у детей физической готовности детей к преодолению опасных ситуаций: развитие силы, выносливости, гибкости, быстроты, точности движений мы использовали подвижные игры, физический труд, творческую деятельность спортивные мероприятия.
Экспериментальная работа способствовала повышению уровня сформированности основ безопасного поведения у старших дошкольников.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (НА МАТЕРИАЛЕ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ)
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2015 - ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОГО
ПОВЕДЕНИЯ В БЫТУ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Бакалаврская работа, безопасность жизнедеятельности (БЖД). Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ
У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ В УСЛОВИЯХ
ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2022 - ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В БЫТУ У
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Педагогические условия формирования основ безопасного поведения
у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СОЦИУМЕ
Дипломные работы, ВКР, безопасность жизнедеятельности (БЖД). Язык работы: Русский. Цена: 6700 р. Год сдачи: 2020 - Формирование основ безопасного поведения у детей старшего возраста с задержкой психического развития посредством театрализованной деятельности
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018



