ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 7
1.1. Специфика формирования основ безопасного поведения у
старших дошкольников 7
1.2. Современное состояние проблемы создания педагогических
условий для формирования основ безопасного поведения у старших дошкольников 15
1.3. Педагогические условия формирования основ безопасного
поведения старших дошкольников 20
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
СОЗДАНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ДЛЯ
ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 35
2.1. Диагностика сформированности основ безопасного поведения
у старших дошкольников 35
2.2. Содержание работы по созданию педагогических условий для
формирования основ безопасного поведения у старших дошкольников 48
2.3. Динамика сформированности основ безопасного поведения у
старших дошкольников 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 71
ПРИЛОЖЕНИЯ
Потребность в безопасности является одной из базовых потребностей ребенка, депривация которой может оказать деструктивное влияние на его дальнейшее развитие.
В силу недостаточного жизненного опыта, физических, эмоциональных и интеллектуальных возможностей дошкольники не способны обеспечить собственную безопасность. Однако дошкольный возраст является сензитивным периодом для формирования у детей основ безопасного поведения. Поэтому взрослые, окружающие дошкольника, должны с одной стороны, обеспечивать безопасность жизнедеятельности детей, с другой - формировать у детей навыки безопасного поведения.
Обеспечение безопасности жизнедеятельности является одной из приоритетных задач государства. В Концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016—2020 годы отмечается, что в рамках мероприятий по распространению в России современных моделей успешной социализации детей должны быть распространены интегрированные модели формирования культуры безопасного образа жизни (52).
Необходимость создания для ребенка безопасных условий обозначена в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (53).
Вопросы безопасного поведения дошкольников разрабатывались в исследованиях многих ученых (Баевой И.А. (4), Скоролуповой О.А. (42), Статмэн П. (47), Тимофеевой Л.Л. (50)).Вопросы структуры личной безопасности рассматривали Баева И.А. (4), Садретдинова А.И. (41).
Критерии безопасного поведения детей разрабатывали Агузумцян Р. В., Мурадян Е. Б. (2), Хромцова Т.Г (56).
Личную безопасность дошкольников как важную составляющую социализации рассматривали Каюрова А. Н., Скокова О. В., Шеховцова Т. С. (21), Мошкин В.Н. (30),Тимофеева Л.Л. (50).
Необходимость формирования основ безопасного поведения в дошкольном возрасте отмечали Алексеева Л. Н. (3), Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б. (1), Божович Л. И. (7).
Вопросы психолого-педагогического сопровождения поведенческих стратегий ребенка дошкольного возраста раскрыты в работах Каюровой А. Н., Скоковой О. В., Шеховцовой Т. С. (21), Авдеевой Н. Н., Князевой Н. Л., Стеркиной Р.Б. (7).
Рассмотрению вопросов актуальной в современном обществе информационной безопасности детей посвящены работы Воронова Р.А. (9), Гафнер В.В. (13).
Направления, формы организации при формировании навыков безопасного поведения предложены Авдеевой Н.Н. (1), Мошкиным В.Н. (30).
На важность сотрудничества дошкольного образовательного учреждения и семьи в вопросах формирования безопасного поведения дошкольников указывала Алексеева Л. Н. (3).
Таким образом, тема формирования основ безопасного поведения дошкольников является актуальной. В то же время, в ходе теоретического анализа литературы нами было выделено противоречие между необходимостью формирования у дошкольников способностей к сохранению личной безопасности и недостатком практических разработок в этой области.
Проблема исследования: каковы педагогические условия формирования основ безопасного поведения у старших дошкольников. Разрешение данной проблемы является целью нашего исследования.
Объект исследования-основы безопасного поведения у старших дошкольников.
Предмет исследования- педагогические условия формирования основ безопасного поведения у старших дошкольников.
Перед началом исследования нами была выдвинута гипотеза о том, что педагогическими условиями формирования основы безопасного поведения у старших дошкольников являются:
1) обеспечение системы заданий, способствующих формированию у детей представлений об источниках опасности, опасных ситуациях, средствах их предупреждения и преодоления;
2) стимулирование у детей субъектного, ценностного отношения к сохранению собственной безопасности;
3) способствование использованию безопасных стратегий и тактик поведения у дошкольников;
4) развитие у дошкольников физической готовности к преодолению опасных ситуаций;
5) применение методов сравнения, моделирования ситуаций, повторения и др.
Задачи исследования:
1) раскрыть специфику формирования основ безопасного поведения у дошкольников;
2) охарактеризовать особенности психолого-педагогического
сопровождения поведенческих стратегий ребенка дошкольного возраста;
3) представить диагностическую модель исследования основ безопасного поведения старших дошкольников;
4) доказать эффективность педагогических условий формирования основ безопасного поведения старших дошкольников.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы: теоретический анализ литературы, педагогическое наблюдение, методы обработки данных - количественный и качественный анализ, структурный метод - для интерпретации полученных результатов.
Исследование проводилось в несколько этапов.
На первом - теоретико- поисковом этапе был проведен теоретический анализ педагогической и психологической литературы по обозначенной проблеме, разработан научно-методологический аппарат исследования.
На втором - констатирующем этапе исследования была проведена педагогическая диагностика основ безопасного поведения старших дошкольников.
На третьем - формирующем этапе были апробированы педагогические условия формирования основ безопасного поведения старших дошкольников, проанализирована эффективность педагогического воздействия.
Практической базой исследования являлся МБДОУ «Детский сад «Рябинушка» с Гостищево, в исследовании приняли участие 29 детей старшего дошкольного возраста.
Структура дипломной работы определяется логикой исследования и поставленными задачами и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Безопасное поведение представляет собой способность защитить себя и окружающих, позволяет предвидеть опасность; при возможности избегать; при необходимости действовать. Дошкольный возраст является сензитивным периодом для формирования основ безопасного поведения. Формирование безопасного поведения дошкольников необходимо осуществлять на основе поддержки свойственных возрастных особенностей и новообразований. Чтобы поведение дошкольника было безопасным, он должен знать потенциально опасные ситуации, иметь субъектное ценностное отношение к сохранению безопасности, уметь управлять своим поведением. Критерием сформированности безопасного поведения дошкольников является умение действовать с потенциально опасными предметами домашнего обихода с соблюдением мер предосторожности.
Психолого-педагогическое сопровождение поведенческих стратегий ребенка дошкольного возраста основано на возрастных особенностях дошкольников: наблюдательности, наглядно- образном познании действительности, эмоциональности и впечатлительности. Необходимо делать акцент на организации видов деятельности, направленных на приобретение детьми опыта применения знаний на практике и применять следующие стратегии обучения безопасному поведению: распознавать опасности и их источники; предупреждать опасности; ликвидировать возможные последствия. Направлениями в воспитании безопасного поведения дошкольников являются: воспитание мотивации к безопасности, формирование системы знаний об источниках опасности и средствах их предупреждения и преодоления, формирование компетенций безопасного поведения, физическая и психологическая подготовка к преодолению опасных ситуаций.
Диагностическая модель исследования навыков безопасного поведения старших дошкольников включает следующие критерии: наличие системы знаний об источниках опасности, опасных ситуациях, средствах их предупреждения и преодоления, субъектное ценностное отношение к сохранению безопасности, использование безопасных стратегий поведения, физическая готовность к преодолению опасных ситуаций.
У большинства старших дошкольников система знаний об источниках опасности, опасных ситуациях, средствах их предупреждения и преодоления, субъектное ценностное отношение к сохранению безопасности, использование безопасных стратегий поведения, физическая готовность к преодолению опасных ситуаций сформированы преимущественно на низком уровне. Преобладает низкий уровень сформированности основ безопасного поведения в целом.
При апробировании организационно-педагогических условий формирования основ безопасного поведения старших дошкольников были реализованы условия гипотезы. Чтобы обеспечить систему заданий, способствующих формированию у детей представлений об источниках опасности, опасных ситуациях, средствах их предупреждения и преодоления мы рекомендуем использовали занятия по формированию основ безопасности по направлениям «Я и другие люди», «Я и улица», «Я и природа», «Мой дом- моя крепость», «Моё здоровье», «Моё эмоциональное благополучие». Чтобы способствовать использованию безопасных стратегий и тактик поведения у дошкольников мы использовали разные виды игр, направленных на развитие способности к планированию действий, самоконтролю, произвольной регуляции, коммуникативных способностей. Для того, чтобы стимулировать у детей субъектное, ценностное отношение к сохранению собственной безопасности мы начинали все виды деятельности по формированию основ безопасного поведения с создания у дошкольников установки на работу, разъяснения необходимости соблюдения определенных правил поведения. Применяя методы сравнения, моделирования ситуаций, повторения и др. мы создавали педагогические ситуации, связанные с применением усвоенных знаний (непосредственное восприятие ребенком действительности, его чувственный опыт (экспериментирование и опыты, беседы, чтение художественной литературы, изобразительная и конструктивная деятельность, создание проектов и моделей). Для формирования у детей физической готовности детей к преодолению опасных ситуаций: развитие силы, выносливости, гибкости, быстроты, точности движений мы использовали подвижные игры, физический труд, творческую деятельность спортивные мероприятия.
Экспериментальная работа способствовала повышению уровня сформированности основ безопасного поведения у старших дошкольников.
1. Авдеева Н. Н., Князева Н. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007. - 144 с.
2. Агузумцян Р. В., Мурадян Е. Б. Психологические аспекты безопасности личности // Вестник практической психологии образования. - 2009. -№ 1. - С. 43- 47.
3. Алексеева Л. Н., Миргородская Л. В., Рязанова Г. И., Старжинская М. А.
Возможности дошкольного образовательного учреждения по
повышению компетентности родителей в вопросе воспитания культуры безопасности у старших дошкольников через педагогическое взаимодействие // Молодой ученый. - 2017. - №43. - С. 99-101.
4. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании. - СПб.: Союз, 2002. - 271 с.
5. Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников, пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей. - М.: Мозаика - Синтез Москва, 2013. - 64с.
6. Билибенко Г. Г. Создание ДОУ с приоритетным направлением развития.
- М.: ТЦ Сфера, - 2005. - 214 с.
7. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: избранные
психологические труды. - М.: Ин-т практ. психологии, 1997. - 215 с.
8. Вдовиченко Л.А. Ребенок на улице. - Спб., Детство-Пресс,2008. - 111 с.
9. Воронов Р.А. О проблеме обеспечения безопасного взаимодействия с сетевыми образовательными ресурсами // Открытое образование. - 2008.
- № 3. - С. 20-23.
10. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. - СПб.: Союз, 1997. - 316 с.
11. Гарнышева Т.П. ОБЖ для дошкольников: планирование работы, конспекты занятий, игры. - СПб.: Детство - Пресс, 2011. - 128 с.
12. Гаткин Е. Я; Гуревич А. В. Безопасность ребёнка в большом городе: педагогические и социальные технологии. - М.: Академия, 2002. - 216 с.
13. Гафнер В.В. Информационная безопасность: учеб. пособие. - Ростов на Дону: Феникс, 2010. - 324 с.
14. Головин С.Ю. Словарь практикующего психолога. - Минск: Харвест,1998. - 206 с.
15. Деркунская В.А. Образовательная область «Безопасность». Как работать по программе «Детство»: учеб.-метод. пособие. СПб.: Детство-Пресс, 2012. - 144 с.
16. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного
образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014. - 280 с.
17. Дмитриенко З.С. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. СПб.: Детство - Пресс, 2012. - 240с.
18. Захаревич В.А. Воспитание культуры безопасности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения// Детский сад: теория и практика. - 2012. - № 11. - С. 94- 103.
19. Иванов A. B. Защита ребенка как педагогическое понятие //
Гуманизация воспитания в современных условиях. - М.: УВЦ
«Инноватор», 1995. - С. 47- 64.
20. Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного
образования. - 5-е изд. - М.: ТЦ Сфера, 2014. - 161 с.
21. Каюрова А. Н., Скокова О. В., Шеховцова Т. С. Формирование культуры безопасности у дошкольников в условиях ФГОС // Молодой ученый. - 2014. - №11. - С. 384-386.
22. Кириллов Г.Н. Обучение детей и молодежи по вопросам безопасности жизнедеятельности // Право и безопасность. - 2004. - № 1. - С.24- 37.
23. Клюева Е.В., Балуева Е.А. Формирование культуры безопасной жизнедеятельности как фактор укрепления здоровья дошкольников// Детский сад: теория и практика. - 2012. - № 11. - С. 38- 45.
24. Комар Л.А. Будь самостоятельным, но осторожным и // Основы Безопасности Жизнедеятельности. - 2010. - № 7. - С. 11- 13.
25. Котик М. А. Психология и безопасность. - Таллин: Валгус, 2010. - 122 с.
26. Лагунов А. Н. Формирование навыков безопасности у детей младшего и среднего школьного возраста в условиях современных рисков социализации// Теория и практика образования в современном мире: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). - СПб.: Заневская площадь, 2014. - С. 92-94.
27. Лукина Л. И Безопасность дошкольного образовательного учреждения // Управление ДОУ. 2007.- № 4. — С. 33- 40.
28. Методические материалы по вопросам формирования навыков безопасного поведения у детей и подростков// под ред. Н. Н. Авдеевой - Екатеринбург: Изд-во ГБОУ СО ЦППРиК, 2014. - 52 с.
29. Моторин В.В. Педагогические приемы формирования компьютерной грамотности дошкольника // Детский сад от А до Я. - 2003. - № 1. - С. 3 - 6.
30. Мошкин В.Н. Закономерности воспитания культуры безопасности // Основы безопасности жизни. - 2015. - № 7. - С. 12- 14.
31. Мошкин В.Н. Методы, закономерности и принципы воспитания
культуры личной безопасности //Основы безопасности
жизнедеятельности. - 2001. - № 2. - С. 14- 20.
32. Мухина В. С. Проблемы генезиса личности. - М.: Просвещение, 1985. - 256 с.
33. Нам на улице не страшно (воспитание у детей в детском саду и семье навыков дисциплинированного пешехода) / Под ред. Арнаутовой Е.П. - М.: Академия, 2014. - 90 с.
34. Николаева Л.В. Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений об опасности // Детский сад: теория и практика. - 2012. - № 11. - С. 30-37.
35. Основы выживания и безопасности в городе / авт.-сост. В.В. Петров. - Минск: Харвест, 2004. - 96 с.
36. От рождения до школы // под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой М.: Мозаика-Ситез, 2014. - 368 с.
37. Панченко Т.В. Формирование безопасного поведения у детей 4-6 лет http://www.j ournal-discussion.ru/publication.php?id= 1781
38. Правдова Л.В., Правдов Д.М. Метод проектов в реализации образовательной области «Безопасность» // Детский сад: теория и практика. - 2012. - № 11. - С. 104.
39. Радзиевская Л.И. Азбука безопасности. - М.: Оникс; СПб: Литература, 2008. - 95 с.
40. Русак О. Н. Безопасность жизнедеятельности. - СПб.: Питер, 2009. - 115 с.
41. Садретдинова А.И. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников посредством проектирования педагогических условий // Успехи современного естествознания. - 2008. - № 8. - С. 98 - 100.
42. Скоролупова О.А. Правила и безопасность. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 144 с.
43. Сметанская Е.Б. Информационная безопасность дошкольников https://sites.google.com/site/saitkonferencii/sekcia-1/informacionnaa-bezopasnost-doskolnikov
44. Смирнов А. Т., Мишин Б. И., Васнев В. А. Основы безопасности жизнедеятельности. - М.: Просвещение, 2007. - 220 с.
45. Соколова Ю.А. Правила безопасности. - М.: Эксмо, 2007. - 47 с.
46. Сорокина Н.А. Педагогические условия воспитания культуры безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников. // Детскийсад от А до Я. - 2015. - № 2 (74). - С. 90-100 . -
47. Статмен П. Безопасность вашего ребенка. Как воспитать уверенных иосторожных детей. - Екатеринбург: У-Фактория, 2004. - 272 с.
48. Стеркина Р. Программа для дошкольных образовательных учреждений. Основы безопасности детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. - М.,1997. - № 3. - с.7.
49. Твоя безопасность: как себя вести дома и на улице. Кн. для детей среднего и старшего дошкольного возраста, воспитателей детского сада и родителей / К.Ю. Белая, В.Н. Зимонина, Л.В. Куцакова и др. - М.: Академия, 2014. - 48 с.
50. Тимофеева Л. Л. Формирование культуры безопасности у детей от 3 до 8 лет. Парциальная программа. ФГОС. - Детство-Пресс. - 2015. - 214 с.
51. Тимофеева Л.Л. Формирование культуры безопасности у дошкольников // Справочник старшего воспитателя. - 2015. - № 7. - С. 315.
52. Федеральная целевая программа развития образования на 2016—2020 годы
https: //минобрнауки .рф/документы/5930/файл/4787/FCPRO na 2016¬2020 gody.pdf
53. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Дошкольное воспитание. - 2013. - № 2.
54. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании» от
29.12.2012 N 273-ФЗ [Электронный ресурс]
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 140174/
55. Фомина Е.Н. Формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на улице и на дороге// Детский сад: теория и практика. - 2012. - № 11. - С. 54- 61.
56. Хромцова Т. Г. Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста. - М.: Педагогическое общество России, 2015. - 188 с.
57. Хромцова Т.Г. Формирование опыта безопасного поведения в быту детей среднего дошкольного возраста: дис. ... канд. пед. наук. - СПб.: Союз, 2001. - 175 с.
58. Черепанова С.А. Жизнь и здоровье детей // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 6. - С. 111-113.
59. Шипунова В.А. Детская безопасность, учебно-методическое пособие. - М.: Цветной мир, 2013. - 96с.
60. Шорыгина Т. А. Осторожные сказки: безопасность для малышей. - М.: Книголюб, 2003. - 78 с.