Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ИНТЕРНЕТ-МЕМОВ

Работа №71166

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы111
Год сдачи2016
Стоимость5770 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
275
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Теория коммуникации
Коммуникация и общение 11
1.2. Общение и деятельность 16
1.4. Теоретические подходы к изучению психологии толпы, заражения,
внушения 42
1.5. Теоретические подходы к изучению интернет-мемов 51
1.6 Выводы 62
ГЛАВА 2. Методы и организация исследования 64
2.1. Цель, предмет, задачи и гипотезы исследования 64
2.2. Методы исследования: 66
2.3. Организация исследования 68
ГЛАВА 3. Результаты и обсуждение 79
3.1. Результаты предварительного этапа 79
3.2. Результаты основного этапа 85
ВЫВОДЫ 95
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 96
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ: 98
ПРИЛОЖЕНИЕ

Двадцать первый век по праву считается веком высоких технологий, коммуникации и, конечно же, интернета. Всемирная сеть вошла в нашу повседневную жизнь настолько плотно, что образование, общение, бизнес, производство не возможно себе представить в отрыве от интернета. По данным статистики, почти половина населения нашей планеты - 3.2 миллиарда людей используют интернет (Fitzgerald S., 2015), а почти 6 миллиардов - сотовые телефоны, из них 2 миллиарда человек используют смартфоны (Boxall A., 2015).
Человечество знакомится, общается, решает проблемы, ведет дела и делится самым сокровенным в интернете. Он во многом изменил наше общение и сделал нас самих немного другими. Еще в середине двадцатого века компьютер был уделом избранных гиков, а сейчас остается все меньше вакансий, на которые можно устроиться без хотя бы минимальной компьютерной грамотности.
Неудивительно, что феномен интернета и интернет-общения уже достаточно давно интересует представителей социальных наук и психологии. Наиболее популярные темы исследований: самопрезентация, приватность, язык общения, смайлики и средства выражения эмоций, отдельные интернет- сообщества и группы, безопасность, киберпреступность, интернет- зависимость, способы и эффективность передачи информации и многое другое. Но интернет по-прежнему предлагает гораздо больше актуальных и сложных для понимания явлений, требующих тщательного изучения, чем можно себе представить. Одним из таких явлений, бесспорно, являются интернет-мемы.
Интернет-мемы остаются малоизученным и малообъяснимым феноменом в современной психологии. Несмотря на многомилионные и даже миллиардные просмотры, бесчисленные попытки повторения и создание вирусной рекламы, в научных трудах до сих пор сложно найти какие-либо объяснения и трактовки популярности и причин появления интернет-мемов. Они описываются, классифицируются, но как только речь заходит об объяснении и гипотезах - большинство исследователей не берется делать далеко идущие предложения. Поэтому изучение столь актуального и противоречивого феномена является по сути своей истинно исследовательским, поскольку в нем речь идет о трактовке нового и ранее не существовавшего объекта действительности. Мы не до конца понимаем, какие причины лежат в основе спонтанного распространения тех или иных клипов, картинок и фраз, а также их высокой популярности среди молодежи. Например, что заставило 2 миллиарда человек посмотреть клип корейского рэпера PSY “Gangham style” или более миллиона человек вылить на себя ведро воды в рамках “Ice Bucket Challenge”? В случае интернет-мемов мы столкнулись с новым массовидным явлением, которое шагает по планете, захватывая все новых адептов, но не можем объяснить, почему все это происходит.
Кроме того, изучение интернет-мемов как частной формы интернет-общения молодого поколения позволяет нам в значительной степени расширить представление об этой самой молодежи, а также о способах распространения информации в подростковой и студенческой среде, о том, что и в какой степени волнует, радует и тревожит молодых людей. Что заставляет их плакать, а что смеяться? Какая информация распространится и станет популярной, а какая пройдет незамеченной?
Данная тема также имеет практическую задачу повышения эффективности рекламных и маркетинговых механизмов воздействия на молодежь, а также создания новых способов продвижения в интернете товаров и услуг. На данный момент времени придумано большое количество стратегий и тактик, обеспечивающих рост популярности того или иного товара, накоплен
В случае традиционных видов рекламы рост объема продаж после их использования даже в удачных случаях составляет несколько процентов при значительных вложениях. Но рекламные компании, основанные на принципах интернет-мемов могут принести значительно большую прибыль при минимальных затратах. Прекрасной иллюстрацией выгоды от подобных стратегий может послужить компания дезодоранта «Old Spice», в последние месяцы которой объем продаж продукты вырос на 107% (Hepburn A., 2010). Таким образом, изучение мемов представляется важнейшей практической задачей.
Данная работа, с одной стороны, вносит вклад в изучение актуального и мало описанного феномена современности, а с другой стороны, позволяет раскрыть и особенности интернет-общения молодежи.
Цель данного исследования - изучение социально-психологических закономерностей восприятия интернет-мемов.
Предметом исследования являются социально-психологические закономерности восприятия интернет-мемов респондентами: влияние установки, прошлого опыта, соотношение эмоционального и когнитивного компонентов, воздействие индивидуальных психологических характеристик респондентов.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В современной мире интернет и интернет-коммуникация имеют огромное значение. Высокие технологии развиваются с огромной скоростью и постоянно преподносят новые задачи, с которыми человек должен справляться, чтобы оставаться полноправным и активным членом общества. Наука вообще и психология в частности порой не успевает за темпами развития мира, поскольку наше познание всегда реактивно. Поэтому столь важно быстро реагировать и изучать самые современные феномены и явления, чтобы заранее ответить на вопрос: «А что они значат?»
Проведенное нами исследование выявило некоторые закономерности восприятия и оценки интернет-мемов. Оно показало, что оценка интернет- мемов не зависит от вербальной установки, но связана с предыдущим опытом респондента. Также вероятно, что когнитивный компонент в интернет-мемах снижен, тогда как поведенческий и эмоциональный, наоборот, имеют большее значение. Нами были также получены гендерные различия по уровню управления эмоциями и интернальности, и различия в уровне эмоционального интеллекта по типу аффилиации.
Наше исследование имеет большое прикладное значение и может быть применено в сфере маркетинга и рекламы, но также оно дополняет и расширяет наши представления об особенностях интернет-коммуникации и
В заключение, нам хотелось бы отметить, что данная тема нуждается в дальнейшем изучении и привлечении специалистов из разных сфер. В будущем нам хотелось бы провести новое исследования на данную тему, применив и, возможно, разработав другие методы измерения



1. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс; 2001.
2. Арестова ОН, Бабанин ЛН, Войскунский АЕ. Коммуникация в компьютерных сетях: психологические детерминанты и последствия. Вестник Московского университета. 1996(4):14-20.
3. Арестова ОН, Бабанин ЛН, Войскунский АЕ. Мотивация пользователей Интернета. Гуманитарные исследования в Интернете.- М.: Можайск-Терра. 2000. С. 55-76.
4. Ахмадулин Е.В. Моделирование процессов массовых коммуникаций (электронное пособие), 2006. http://ahmadulin.hop.ru/modeli-1.htm (Дата обращения: 14.11.2015)
5. Ашкеров А. Эволюция медиа-вирусов// Russia.ru, 2012, URL: http://tv.russia.ru/video/diskurs_13613/ (Дата обращения: 14.10.2014)
6. Бабаева ЮД, Войскунский А.Е. Психологические последствия информатизации. Психологический журнал. 1998;19(1):89-100.
7. Бабанин ЛН, Войскунский АЕ, Смыслова ОВ. Интернет в психологическом исследовании. Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. 2003(3):79-96.
8. Белинская Е.П. Интернет и идентификационные структуры личности: материалы международной Интернет конферен ции,(01.02. 2001¬01.05. 2001)«Социальные и психологические последствия применения информационных техноло гий»; под ред. АЕ Войскунского. М.: Моск. обществ. науч. фонд. 2001:77-84.
9. Белинская Е.П. Психология интернет-коммуникации. М.: МПСУ 2013.
10. Белинская Е.П. К проблеме групповой динамики сетевого сообщества. !пТезисы второй Российской конференции по экологической психологии, 2000. URL: http://www. psynet. by. ru/texts/bel1. Htm (Дата обращения: 24.12.2015)
11.
11. Бехтерев ВМ. Коллективная рефлексология. Колос; 1921.
12. Блекмор С. Третий репликатор эволюции: гены, мемы, что дальше.
URL: http://meme.networklinguistics.com/4-ssylki/5-suzen-blekmor- susan-
blackmore-tretij-replikator- evolicii- geny-memy—cto- dalse (Дата обращения 24.12.2015)
13. Блумер Г. Коллективное поведение//Американская социологическая мысль. М.: Изд-во Мос-го ун-та. 1994.
14. Богомолова Н.Н. Социальная психология массовой коммуникации. М.: Аспект Пресс. 2008
15. Брызгалова Е. Телеканал CNN возобновил вещание в России, 2015. URL: http://www.vedomosti.ru/technology/articles/2015/04/29/telekanal- cnn-vozobnovil-veschanie-v-rossii (Дата обращения: 12.10.2015)
16. Войскусинский А.Е. Социальная перцепция в социальных сетях. Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2014(2).
17. Выготский Л.С. Мышление и речь. Directmedia; 2014.
18. Гавра Д.П. Основы теории коммуникации.СПб.: Питер, 2011.
19. Грачев М.Н. Политическая коммуникация: теоретические концепции, модели, векторы развития, 2004.
20. Гулевич О. А. Психология коммуникации. М.: МПСИ. 2013.
21. Докинз Р Эгоистичный ген., 1993
22. Зимняя И.А. Основы педагогической психологии. Москва. Просвещение. 1980.
23. Знаков В.В. Психология понимания. М.: ИП; 2005.
24. Кабанес О, Насс Л. Революционный невроз. М.: Изд-во КСП. 1998.
25. Каган М.С. Мир общения. 1988.
26. Канетти Э. Масса и власть. Москва; 2014.
27. Карандашев ВН. Методика Шварца для изучения ценностей личности. СПб.: Речь; 2004.
28. Коломинский Я. Л. Человек среди людей. Мол. гвардия; 1970.
29. Конецкая В.П. Социология коммуникации, 2007.
30. Кронгауз М.А. Мемы в Интернете: опыт деконструкции. Наука и жизнь. 2012(11):127-32.
31. Ксенофонтова И.В. Специфика коммуникации в условиях анонимности: меметика, имиджборды, троллинг. Интернет и фольклор. Сборник статей/Отв. ред. Каргин АСМ: Государственный республиканский центр русского фольклора. 2009:285-94.
32. Кузнецова ЮМ, Чудова НВ. Психология жителей интернета. М.: Издательство ЛКИ. 2008.
33. Куницына В, Казаринова Н, Поголыпа В. Межличностное общение. СПб.: ЗАО" Изд-во" Питер"; 2002.
34. Татарко А.Н, Лебедева НМ. Методы этнической и кросскультурной психологии. М.: НИУ ВШЭ. 2011.
35. Лебон Г. Психология народов и масс. Терра; 2008.
36. Леонтьев А.А. Психология общения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 3-е изд. М.: Смысл. 2005.
37. Липпман У. Общественное мнение. М.: Институт Фонда "Общественное мнение", 2004.
38. Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. Издательский дом Ключ-С; 1999.
39. Ломов Б.Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида.
Психологические проблемы социальной регуляции поведения. 1976;9.
40. Ломов Б.Ф. Общение как проблема общей психологии. Методологические проблемы социальной психологии. М. 1975:124-35.
41. Морозов АВ. Деловая психология. Курс лекций; Учебник для высших и средних специальных учебных заведений. СПб.: Изд-во Союз, 2000.-576 с. СПб.: Издательство Союз. 2009.
42. Морозов В.П. Искусство и наука общения: невербальная коммуникация. М.: ИП РАН, Центр «Искусство и наука. 1998.
43. Нестеров ВК. К вопросу об эмоциональной насыщенности межличностных коммуникаций в Интернете. Флогистон: Психология из первых рук:[Сайт].—Режим доступа: http://flogiston. ru/articles/netpsy/netemotions.—Загл. с экрана. 2000.
44. Петрова Е.В. Информационная компетентность в образовании как залог успешной адаптации человека в информационном обществе. Информационное общество. 2012(2):37-43.
45. Почебут Л.Г. Социальная психология толпы. СПб.: Речь. 2004.
46. Радченко Д.А. Сетевой фольклор как способ осмысления актуальной реальности. Folk-art-net: новые горизонты творчества. От традиции— к виртуальности. М. 2007:63-75.
47. Рашкофф Д. Медиавирус. Как поп-культура тайно воздействует на ваше сознание. М.: Ультра. Культура. 2003
48. Реан А.А, Бордовская Н.В, Розум С.И. Психология и педагогика: учебное пособие. Издательский дом" Питер"; 2000.
49. Реан А.А. Психология личности. Социализация, поведение, общение. М.: АСТ. 2004.
50. Савицкая ТЕ. Интернет-мемы как феномен массовой культуры. URL: http://infoculture.
rsl.ru/NIKLib/althome/news/KVM_archive/articles/2013/03/20. (Дата обращения: 13.10.2015)
51. Сигеле С.И. Преступная толпа. Рипол Классик; 1998.
52. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. М.: Школа-Пресс; 1995.
53. Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации. СПб.: изд-во Михайлова ВА. 2002.
54. Солдатова Г, Зотова Е, Лебешева М, Шляпников В. Интернет: ВОЗМОЖНОСТИ, компетенцИИ, безопасность. Методическое пособие для работников системы общего образования. Лекции. Часть. 2013;1.
55. Тарасенко С. Количество сайтов в Интернете перевалило за 1 млрд,
2 0 15 URL: http://www.metronews.ru/novosti/kolichestvo-sajtov-v- internete-perevalilo-za-1-mlrd/Tponir—Yy7oZW3NbjIjI/ (Дата обращения: 13.11.2015)
56. Тард Г. Мнение и толпа. Психология толп. М. 1998.
57. Уэбстер Ф. Теории информационного общества. М.: Аспект Пресс; 2004.
58. Фетискин Н.П., Козлов В.В, Мануйлов ГМ. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд-во Института психотерапии. 2002.
59. Фрейд З. Массовая психология и анализ человеческого «Я»/Зигмунд
Фрейд .URL: http://www. gumer.
info/bibliotek_Buks/Psihol/Freid/mass_psih. php. 1991. (Дата обращения 17.10.2015)
60. Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. СПб.: прайм- ЕВРОЗНАК. 2002.
62.Чиркова С. Превед вирусу ума!//Правда, 2010.URL: http://www.pravda.ru/ authored/04-03-2010/1020516-chirkova-0/ (Дата обращения: 13.10.2015)
63. Чугунов АВ. Развитие информационного общества: теории, концепции и программы: Учебное пособие. СПб.: Ф-т филологии и искусств СПбГУ. 2007;98.
64. Щурина Ю.В. Интернет-мемы как феномен интернет-коммуникации.
65. Научный диалог. 2012(3).
Список использованных источников на иностранных языках:
1. Acquisti A, Bryce J, Collier A, Farmer J, Grant L, Kelly B, Robison A. Young people and Social Networking Services: A Childnet International Research Report”. Childnet International, 2008.
2. Blackmore S. The meme machine. Oxford Paperbacks; 2000 Mar 16.
3. Boxall A. The number of smartphone users in the world is expected to reach a giant 6.1 billion by 2020,2015.
http://www.digitaltrends.com/mobile/smartphone-users-number-6-1-billion- by-2020/#:IEd2owy8c 6VLTA (Дата обращения 03.03.2016)
4. Brandtz^g PB, Heim J. Why people use social networking sites. InOnline communities and social computing 2009 Jul 19 (pp. 143-152). Springer Berlin Heidelberg.
5. Brodie R. Virus of the mind: The new science of the meme. Hay House, Inc; 2009 May 15.
6. Calacanis J. Web 3.0, the" official" definition. J. Calacanis.-Access mode. 2007.
7. Caplan SE. Relations among loneliness, social anxiety, and problematic Internet use. CyberPsychology & Behavior. 2006 Apr 1;10(2):234-42.
8. Cherry C. On human communication; a review, a survey, and a criticism, 1957.
9. Fitzgerald S. 3.2B People Will Be Online By End Of 2015, 2015.
http://www.nextpowerup.com/news/21292/3-2b-people-will-be- online-by¬end- of-2015/ (Дата обращения 18.02.2016)
10. Gill P The Best Memes of the Last 15 Years. URL: http://netforbeginners.about.com/od/weirdwebculture/tp/The- Best-Internet- Memes.htm (Дата обращения 28.11.2014);
11. Hampton K, Goulet LS, Rainie L, Purcell K. Social networking sites and our lives. Retrieved July 12, 2011 from. 2011 Jun 16.
12. Hepburn A. Old Spice Social Campaign Case Study - Digital Buzz Blog URL: http://www.digitalbuzzblog.com/old-spice-social-campaign-case- study-video/ (Дата обращения 17.03.2014)
13. Hofstede G, Hofstede GJ, Minkov M. Cultures and organizations: Software of the mind. London: McGraw-Hill; 1991.
14. Hong K. 13 of the best memes of 2013. URL: http://thenextweb.com/insider/2013/12/27/13-of-the-best-memes-from-2013/ (Дата обращения 28.11.2014) ;
15. Hu T, Kettinger WJ. Why people continue to use social networking services: Developing a comprehensive model. ICIS 2008 Proceedings. 2008 Jan 1:89.
16. MacManus C. 'Gangnam Style,' Grumpy Cat top 2012 memelist. URL: http://www.cnet.com/news/gangnam-style- grumpy-cat-top-2012-meme-list/ (Дата обращения 28.11.20
17. Marcus B, Machilek F, Schutz A. Personality in cyberspace: personal Web sites as media for personality expressions and impressions. Journal of personality and social psychology. 2006 Jun;90(6):1014.
18. Mitra A, Hazen MD, LaFrance B, Rogan RG. Faculty Use and Non-Use of Electronic Mail: Attitudes, Expectations and Profiles. Journal of Computer- Mediated Communication. 1999 Mar 1;4(3):0-.
19. Neuliep J. Intercultural Communication: A Contextual Approach. SAGE Publications Inc.2014. p.3
20.O'reilly T. What is Web 2.0: Design patterns and business models for the next generation of software. Communications & strategies. 2007 Mar 1(1):17.
21. Parsons T, Jones I. Structure and process in modern societies. New York: Free Press; 1960.
22. Richter A, Koch M. Functions of social networking services. InProc. Intl. Conf. on the Design of Cooperative Systems 2008 May 20 (pp. 87-98).
23. Ross N. Best Internet memes of 2012. URL: http://www.abc.net.au/technology/articles/2013/01/16/3670428.htm (Дата обращения 28.11.2014);
24. Shifman L. An anatomy of a YouTube meme. New media & society. 2012 Mar 1;14(2):187-203.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ