Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Отражение экологического сознания общества в интернет-пространстве: лингвистический аспект

Работа №69921

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

лингвистика

Объем работы76
Год сдачи2020
Стоимость4850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
260
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты исследования интернет-дискурса
1.1 Понятие интернет дискурс 7
1.2 Жанровое разнообразие интернет-дискурса 19
1.3 Отражение мировой экологической ситуации в интернет-публикации... 30
Выводы по главе 1 35
Глава 2 Лингвистические особенности формирования экологического сознания современного общества в интернет-пространстве
2.1 Инстаграм в современном итернет-пространстве 36
2.2 Анализ лингвистических особенностей публикаций об экологической
ситуации в мире в сети Инстаграм 43
Выводы по главе 2 65
Заключение 66
Библиографический список 70


На протяжении многих веков человечество меняло мир природы для удовлетворения собственных потребностей через освоение новых земель, охоту, сельское хозяйство, строительство, добычу полезных ископаемых и технический прогресс. Эти изменения не всегда совершались во благо окружающей среде, о которой человек не заботился, а бездумно использовал.
Это привело к ухудшению экологической ситуации, улучшение которой на данный момент является одной из наиболее важных задач в современном мире. Пассивная реакция правительства на проблемы окружающей среды, подтолкнуло общественность к активным действиям, которые выражаются в многочисленных климатических забастовках, сопровождающимися
экологическими лозунгами в защиту планеты, выступлениями экоактивистов, которые получают поддержку знаменитых деятелей искусства и блогеров.
Актуальность выбранной темы дипломной работы обусловлена тем, что в нынешнее время наблюдается тенденция отражения экологического сознания социума в сети Интернет, а именно в социальной сети Инстаграм. С помощью интернет-пространства общественные организации призывают большое количество людей, в частности молодёжь, которая является активным пользователем социальных сетей, действовать, быть неравнодушными, привлекать внимание других пользователей к проблемам экологии посредством публикаций, хэштегов, видео роликов и комментариев.
По версии Оксфордского словаря словом 2019 года стало словосочетание “climate emergency”, что значит «чрезвычайная климатическая ситуация». В свою очередь составители Collins Dictionary определили словосочетанием года “climate strike”, что переводится с английского языка как «климатическая забастовка», что также свидетельствует об актуальности данного вопроса и объясняет заинтересованность общественности в климатических изменениях.
В настоящее время в научных трудах по лингвистике рассматриваются особенности формирования терминосистемы «Экология», однако, мы в своей работе намерены более подробно исследовать лингвистические аспекты
отражения экологических проблем. Актуальность темы дипломной работы также связана с необходимостью лингвистического анализа текста экологических лозунгов, выявления языковых особенностей и стилистических приемов, которые помогают обратить внимание на проблему и мотивировать человека.
Объектом исследования дипломной работы являются языковые
особенности интернет-публикаций на экологическую тематику.
Предметом исследования являются языковые средства, отражающие экологическое сознание общества в публикациях социальной сети Инстаграм.
Цель предпринятого исследования заключается в выявлении лингвистических особенностей отражения экологического сознания общества в Интернет-пространстве.
Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих исследовательских задач:
1) рассмотреть понятие интернет-дискурс, выделить его характерные черты и языковые особенности;
2) выявить и классифицировать основные жанры интернет-дискурса;
3) рассмотреть, как общественное отношение к проблемам экологии отражается в виртуальном пространстве ;
4) описать социальную сеть Инстаграм, определить его жанровую принадлежность, а также ряд лингвистических и экстралингвистических особенностей данной Интерент-площадки;
5) выявить лингвистические и экстралингвистические особенности публикаций в социальной сети Инстаграм и то, каким образом они способствуют раскрытию концепции экологического сознания общества .
Гипотеза дипломной работы основывается на предположении о том, что Интернет-пространство и, в частности, социальная сеть Инстаграм является платформой, на базе которой возможно отслеживание становления и развития экологического сознания общества, посредством анализа лингвистических и экстралингвистических средств, используемых при создании интернет- публикаций.
Цель работы и специфика изучаемого объекта предопределили использование следующих методов исследования: анализа научной
литературы, классификации жанрового разнообразия блогов, сравнение и обобщение лингвистических факторов, описание языковых единиц англоязычных публикаций на тему защиты окружающей среды.
Теоретической базой исследования послужили следующие положения современной отечественной и зарубежной лингвистической науки: работы Н.А. Ахреновой, М.М. Бахтина, Т.А. Ван Дейка, Е. Н. Галичкиной, Е. И. Горошко, И.Н. Загоруйко, Н.Н. Карпицкого, В.И. Карасика, Д. Кристала, О.В. Лутовиновой, Е. А. Нелюбина, Ю.И. Саксоновой, Л. Ю. Щипициной, З. Харрисона, С. Херринга.
Эмпирический материал составил 300 публикаций и был извлечен методом сплошной выборки из англоязычных аккаунтов экологических организаций и экоактивистов в приложении Инстаграм (greenpeace, greenpeaceuk, greenpeaceusa, zeroxplastic, eco_together, unep, ecowatch, howdareyou.greta и др.). Критерием отбора послужило количество подписчиков, то есть исследование проводилось на основе материалов, размещенных на аккаунтах с большим количеством подписчиков.
Научная новизна заключается в сравнительно недавнем появлении активной борьбы за улучшение окружающей среды, началом формирования климатического сознания общества, соответственно лингвистические факторы, которые используются в различных публикациях, являются недостаточно изученными.
Теоретическая значимость дипломной работы заключается в предпринятой попытке внести вклад в теорию интернет-дискурса посредством исследования актуальных в настоящее время публикаций на экологическую тематику.
Практическая ценность работы заключается в возможностях включения материала и результатов исследования в лекционный материал таких дисциплины как Стилистика и Лексикология.
Результаты проведенного исследования позволяют вынести на защиту следующие положения:
1. Такие характерные особенности интернет-дискурса, как
креолизованность текста, гипертекстуальность, вневербальные и внутривербальные графические особенности, иерархия пользователей сети (на примере инфлюенсеров) и массовость коммуникации, позволяют виртуальному пространству стать эффективной площадкой отражения глобальных экологических проблем.
2. Для интернет-публикаций на тему экологии характерно использование фонетических, лексических и синтаксических языковых средств выразительности в совокупности с неязыковыми средствами (изображение, видеоряд, графическое выделение), что способствует эффективному освещению наиболее значимых экологических проблем, привлечению внимания большого количества интернет-пользователей и, как следствие, вносит вклад в формирование экологического сознания общества .
3. В публикациях в сети Инстаграм, отражающих экологическое сознание общества, наиболее частотным является использование синтаксических языковых средств в совокупности с графическим выделением и креолизацией - указывает на осознание существования проблемы или призыв к действию; а также лексико-стилистических средств, в совокупности с креолизацией (мемы) - носит негативный характер (критика бездействия или демонстрация отрицания проблемы и негативного отношения к деятельности экоактивистов).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В настоящей дипломной работе были рассмотрены языковые средства отражения экологического сознания общества в интернет-пространстве, а именно в социальной сети Инстаграм. Результаты проведенного исследования подтвердили истинность выдвинутой гипотезы, обоснованность поставленных целей и задач.
Теоретический анализ работ, направленных на трактовку понятия интернет-дискурс показал, что данной проблемой занимаются как отечественные, так и зарубежные лингвисты. На основе научных трудов по данной тематике, можно определить, что понятие интернет-дискурс следует рассматривать как совокупность текстов в интернет-пространстве, которые
направлены на социальное взаимодействие. Общение в рамках интернет- дискурса является опосредованным, то есть осуществляется с помощью сети Интернет, особым каналом передачи информации. Интернет-дискурс имеет ряд характерных языковых и неязыковых черт, которые связаны с особенностями виртуального пространства. Так, ученые выделяют следующие наиболее значимые неязыковые черты: анонимность, стереотипизацию,
раскрепощенность, эфемерность, условность, интенсивность, иммерсивность. Невозможность передачи подлинных эмоций собеседнику компенсируется использованием эмоджи, видом шрифта, верхним регистром. К часто встречаемым лингвистическим особенностям относят: намеренное допущение орфографических и пунктуационных ошибок, использование аббревиатур и акронимов. К неким не менее важным особенностям, присущим интернет- дискурсу, которые поясняются учеными по-разному, можно отнести электронный канал как средство связи, гипертекстуальность, виртуальность, дистантность, опосредованность, проницаемость, креолизованность, равноправие участников и особая компьютерная этика.
При выявлении классификации основных жанров интернет-дискурса, мы столкнулись с различными точками зрениями ученых -лингвистов по данному вопросу. Среды множества классификаций, мы выделили классификацию, предложенную Е.В. Горошко, основанную на теории гипержанра и жанра, в которой ученый предлагает жанр социальная сеть, являющаяся ключевым в нашем исследовании лингвистических особенностей сети Инстаграм. Поэтому мы придерживаемся классификации виртуальных жанров Е.В. Грошко, однако в некоторых аспектах мы опираемся на других ученых, которые классифицируют жанры интернет-дискурса на основе предлагаемой тематики.
В нашем исследовании мы выяснили, что на фоне развивающегося экологического кризиса, который грозит неминуемыми климатическими изменениями, общественность осознает важность своего участия в их предотвращении. В настоящее время движение энвайронменталистов становится все более популярным, мотивирующим общественность на участие в сохранении окружающей среды. Как у любого массового движения, экоактивисты сталкиваются с резкой критикой со стороны оппозиции, которая обвиняют их в популизме, в частности Грету Тунберг, экотерроризме, корыстности и излишней религиозности. Интернет-пространство, которое является наиболее популярным средством передачи и получения информации, отражает все происходящие изменения во многих жанрах интернет-дискурса.
Теоретический анализ литературы позволил выделить ключевые позиции, необходимые для разработки экспериментальной части работы.
В ходе исследования было выяснено, что общественное отношение к климатическим изменениям, которое отражается в сети Интернет, основано на наличии экологического сознания у человечества. Опираясь на научные труды, мы определили, что экологическое сознание есть совокупность представлений, знаний и ценностей общества или отдельного индивидуума о закономерностях и рациональных способах взаимодействия с природой, которые предполагают их взаимное стабильное функционирование и оптимальное развитие. Более того, экологическое сознание делится на три основных вида: сознание отрицания, сознание гиперболизации, эгоистичное экологическое сознание, которое отличается адекватным восприятием действительности, но при решении всех спорных вопрос приоритет отдается субъекту. На основе данной типологии можно выделить личное отношение человека к решению проблем экологического кризиса, подкрепленное экологическим сознанием: нейтральное, негативное и положительное, которое можно проследить в различных экологических публикациях в сети Инстаграм, особой площадкой, позволяющей свободно выражать мысли, используя аудио-, фото- и видеофайлы.
Нами было проанализировано 300 публикаций, взятых из различных Инстаграм аккаунтов экологических организаций, преимущественно с большим количеством подписчиков.
На основе проведенного анализа, мы выяснили, что энвайронменталисты, пытающиеся подтолкнуть общественность к более экологически осознанной жизни, используют ряд лингвистических приемов в своих публикациях для эффективной агитации или критике политических деятелей, обвиняемых в бездействии. Так, в выбранных нами примерах, встречаются лексические средства, стилистические средства (лексико-стилистические, фонетико¬стилистические, синтактико-стилистические приемы), синтаксические средства (использование побудительных, восклицательных предложений). Кроме этого, мы определили, что существует тесная взаимосвязь между лингвистическими и экстралингвистическими средствами, такими как креолизация, использование видео ряда и графических средств (эмоджи, цветовыделение шрифт), которые дополняют друг друга, а иногда не могут быть рассмотрены отдельно, во избежание потери смыслосодержащего компонента (на примере мемов).
При изучении постов, опубликованными сторонниками оппозиционного движения, мы хотим подчеркнуть, что критика, направленная на негативную оценку деятельности экоактивистов, что также показывает наличие экологического сознания общества, отличается наличием сатиры и сарказма, что наиболее ярко отражается в мемах.
На основе проведенного исследования можно сделать вывод, что частотными средствами, выражающими экологическое сознание общества, являются синтаксические средства в совокупности с графическим выделением и креолизацией, а также мемы.
Гипотеза доказана, цели достигнуты.
Представленный эмпирический материал может быть включен в
лекционный материал по стилистике и лексикологии.
Данное исследование можно считать завершенным, однако на сегодняшний день обозначенная проблема является недостаточно изученной в силу новизны активного движения по борьбе с глобальным климатическим кризисом, поэтому нуждается в дальнейших исследованиях, в частности, перспективным, на наш взгляд, является изучение концептосферы экологического дискурса на материале интернет -публикаций.



1. Аксенова М. Е., Петрановская Л. Г. Языкознание. М.: Аванта +, 2005. 704 с.
2. Ахренова Н.А. Межкультурное явление и его языковое
оформление: афтореф. дис. ... д-ра филол. наук. М., 2009. 36 с.
3. Ахренова Н.А. Основные способы классификации жанров
Интернет-дискурса // Вестник ЧГПУ. 2009. вып. 9. С. 166-173.
4. Бахтин М.М. Проблема речевых жанров. Москва.: Русские словари, 1996. 206 с.
5. Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов. СПб.: Паритет, 2005. 320 с.
6. Бешлей О. «Гуру апокалипсиса». За что критикуют экоактивистку
Грету Тунберг [Электронный ресурс] // Currenttime.tv, 2019. URL: https ://www.currenttime.tv/ amp/greta-thunberg-ecology/30181868.html (дата
обращения 15.04.2020)
7. Большая российская энциклопедия [Электронный ресурс]. 2004. URL: https://bigenc.ru/geography/text/4935322 (дата обращения 10.05.2020)
8. Ван Дейк Т.А. К определению дискурса. Л.: Сэйдж пабликэйшнс, 1998. 384 с.
9. Галичкина Е.Н. Характеристики компьютерного дискурса // Вестник Оренбургского государственного университета. 2004. вып. 10. С. 55-59.
10. Горошко Е.И., Жигалина Е. А. Виртуальное Жанроведение: устоявшееся и спорное // Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского. Сер. «Филология. Социальные коммуникации». 2011. Т. 24. Ч. 1. вып. 1. С. 105-124.
11. Горохова Е.М. Особенности становления терминосистемы "экология почвы" в английском и русском языках: дис. ... канд. филол. наук. М., 2007. 246 с.
12. Григорьева Е.А. О возможностях иностранных языков в формировании экологических представлениях школьников // Естественные науки и экология. Ежегодник. Межвузовский сборник научных трудов. 2007. вып. 11. С. 37-40.
13. Громов Е.В. Сущность и основные тенденции развития экологического сознания в современном обществе: дис. ... канд. филол. наук. Елабуга, 2004. 153 с.
14. Ефремова Е.Е. Специфические черты компьютерного дискурса. [Электронный ресурс]. 2009. URL: https://publications.hse.ru (дата обращения: 13.02. 2020)
15. Загоруйко И.Н. Интернет-дискурс в современном
коммуникационном пространстве // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2012. вып. 3. С. 56-60.
16. Иванов Л.Ю. Язык интернета: заметки лингвиста // Словарь и культура русской речи. М.: Азбуковник, 2000. С. 56-61.
17. Карасик В.И. О категориях дискурса // Языковая личность: социолингвистические и эмотивные аспекты. Волгоград; Саратов: Перемена, 1998. С. 185-197.
18. Карпицкий Н.Н. Виртуальность и темпоральность // Известия Томского политехнического университета. 2003. Т. 306. вып. 4. С. 132-136.
19. Красных В.В. Этнопсихолингвистика и лингвокультурология: курс лекций. М.: ИТДГК «Гнозис», 2002. 284 с.
20. Крайтон М. Энвайронментализм как религия // Самарская Лука: Проблемы региональной и глобальной экологии. 2019. Т. 28. вып. 1. С. 185-188.
21. Латышевская Е.А. Становление и развитие терминов системы экология в английском языке: дис. ... канд. филол. наук. Омск, 2012. 145 с.
22. Ломинина З.И. Когнитивно-прагматические характеристики текстов по экологии: Предметная область "Загрязнение среды": дис. ... канд. филол. наук. Краснодар, 2000. 224 с.
23. Лутовинова О.В. Лингвокультурологические характеристики виртуального дискурса. Волгоград: ВГПУ, «Перемена», 2009. 476с.
24. Медведев В.И., Алдашева А.А. Экологическое сознание: учебн. пособие. 2-е изд., доп. М.: Логос, 2001. 384 с.
25. Нелюбина Е.А. Языковые особенности интернет-дискурса // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. вып. 4. С. 21-23.
26. Овчарова К.В. Компьютерные чаты в Интернет-коммуникации: содержание и особенности функционирования: дисс. ... канд. филол. наук. Краснодар: КГУ, 2008. 240 с.
27. Орлов Г.А. Современная английская речь. М.: Высш. шк., 1991. 240 с.
28. Павлова Е.Б. Лингвопрагматическая организация англоязычного экологического интернет-дискурса // Научный диалог. 2019. вып. 1. С. 88-100.
29. Попов Д.О. Особенности формирования терминосистемы "Экология воздуха" в английском и русском языках: дис. ... канд. филол. наук. Москва, 2003. 140 с.
30. Рогачева Н.Б. Язык и стиль вторичных речевых жанров: на материале Интернет общения // Жанры речи: сб. науч. статей. Саратов: Изд. центр «Наука», 2009. вып. 6. С. 127-150.
31. Селютин А.А. Жанры как форма коммуникативного выражения онлайновой личности // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. вып. 35. С. 138-141.
32. Степанов Ю. С. Альтернативный мир, дискурс, факт и принцип причинности. Язык и наука конца XX века: сб. статей. М.: РГГУ, 1995. 432 с.
33. Титаренко Н.В., Пархоменко И.И. Специфика графической репрезентации высказываний в испаноязычном секторе Инстаграм // Экология языка и коммуникативная практика. 2018. вып. 4. С. 55-62.
34. Черникова Е.О. Эволюция экологического сознания общества и отражение данного процесса в терминологиях русского, английского и немецкого языков: автореф. дис. . канд. филол. наук. Москва, 2018. 24 с.
35. Шевченко И.В. Некоторые психологические особенности общения посредством Internet. [Электронный ресурс] // Flogiston.ru. 1997. URL: http://flogiston.ru/articlesZnetpsy/pageZ2 (дата обращения 25.03.2020).
36. Щипицина Л. Ю. Дигитальные жанры: проблема дифференциации и критерии описания // Коммуникация и конструирование социальных реальностей: сб. науч. статей / отв. ред. О. Г. Филатова. СПб.: Роза мира, 2006. Ч. 1. С. 377-389.
37. Якубов Д.Н. Журналистика и экология: проблемы и перспективы на
примере материалов СМИ Республики Таджикистан: дис канд. филол. наук.
Душанбе, 2009. 169 с.
38. Ульянова Н.В. Экологическое сознание и экологическая культура, проблемы и перспективы // Вестник ТГПУ. 2007. вып. 6. С. 57-61.
39. Ярцева В.Н. Лингвистический энциклопедический словарь. 2-е изд., доп. М.: Большая рос. энцикл., 2002. 709 с.
40. Attfield R. Environmental ethics: A very short introduction. New York: O Oxford University Press, 2018. 160 p.
41. Breure L. Development of the Genre Concept [Электронный ресурс]. 2001. URL: http://www.cs.uu.nl/people/leenZGenreDev/GenreDevelopment.html (дата обращения 25.02.2020)
42. Crystal D. Language and the Internet. Cambridge: Cambridge University Press, 2001. 318 p.
43. Europe1 France [Электронный ресурс]. 2019. URL: https://www.europe1.fr (дата обращения 13.04.2020)
44. The FBI. The threat of eco-terrorism. [Электронный ресурс]. URL: https:// archives.fbi.gov (дата обращения 13.04.2020)
45. Greenpeace [Электронный ресурс]. 2020. URL: https://
www.greenpeace.org (дата обращения 23.05.2020)
46. Harris Z. Discourse analysis // Language. 1952. Vol.28. Р.1-30.
47. Herring S.A. Faceted Classification Scheme for Computer-Mediated
Discourse // Language@internet [Электронный ресурс]. 2006. URL:
http://languageatinternet.de/articles/761. (дата обращения 25.02.2020)
48. Instagram [Электронный ресурс]. 2020. URL:
https://www.instagram.com (дата обращения 20.05.2020)
49. Shepard M., Watters C.R. The Evolution of Cybergenres // Proceedings of the 31st Annual Hawaii International Conference on System Sciences. 1998. Vol.2. P. 32-40.
50. Wilbur S., Shawn T. Archaeology of cyberspaces: virtuality, community, identity. London: Routledge, 1996. 80 p.
51. Collins Dictionary [Электронный ресурс]. 2020. URL: https://www.collinsdictionary.com (дата обращения 15.05.2020)
52. Multitran [Электронный ресурс]. 2020. URL:
https://www.multitran.com (дата обращения 18.05.2020)
53. ReversoContext [Электронный ресурс]. 2020. URL:
https://context.reverso.net (дата обращения 13.05.2020)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ