ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМ 7
ВЕТЕРАНОВ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ
1.1. Понятие и категории ветеранов боевых действий 7
1.2. Социальная и социально-психологическая характеристика ветеранов 14 боевых действий
1.3. Социальные и медико-психологические проблемы ветеранов боевых 20 действий
2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ 26
ВЕТЕРАНОВ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ В РФ И РБ
2.1. Нормативно-правовая база социальной защиты ветеранов боевых 26
действий и членов их семей
2.2. Региональный опыт социальной поддержки ветеранов боевых 32
действий
2.3. Социальная поддержка государства ветеранов боевых действий в 38
Республике Башкортостан
2.4. Деятельность общественных организаций по оказанию социальной 48
помощи ветеранам боевых действий в Республике Башкортостан
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Локальные боевые конфликты, возникающие в разных концах земного шара, непосредственно сказываются на самочувствии граждан, участвующих в боевых действиях.
В 2019 году исполнилась 30-ая годовщина дня вывода советских войск из Афганистана. Однако, война в Афганистане - это не единственная война, которая вошла в историю нашей страны. Великая Отечественная, Чеченская, конфликты в Нагорном Карабахе, Абхазии, Таджикистане, Дагестане, Южной Осетии, Сирии - во всех этих боевых действиях участвовали российские военные. Государство не должно забывать о неоценимом вкладе, который они внесли в мировую и отечественную историю.
Необходимость социальной защиты военнослужащих, участвовавших в войнах и военных конфликтах, вытекает из гуманистического отношения к человеку, рискующему собственным здоровьем и жизнью ради государственных интересов.
Ветеран боевых действий - категория пожизненная, и, соответственно, социальная поддержка оказывается им в течение всей жизни. Однако, до сих пор процесс оказания такой помощи несовершенен. Ветераны продолжают сталкиваться с материальными трудностями, жилищными проблемами, вопросами поддержания здоровья. Действующее законодательство не всегда обеспечивает достойный размер выплат и пенсий, на которые может рассчитывать ветеран.
Вместе с тем, численность ветеранов боевых действий растет. Так, численность ветеранов боевых действий в Российской Федерации с 2012 года выросла на 159,36 тыс. человек (12,77 %) и в настоящее время составляет более
1,4 млн. человек .
В нашей стране, несмотря на активизацию государственной политики в области защиты интересов ветеранов боевых действий, все еще остаются нерешенными проблемы, которые во многом вызваны не системностью политики в данном направлении, предоставляющей гарантированные права по защите интересов ветеранов боевых действий. Это в значительной мере обусловлено слабой изученностью данной проблематики с точки зрения взаимного согласования интересов государства, общества и ветеранов.
Степень научной изученности.
Понятие и категории ветеранов боевых действий в своих работах раскрывают Корякин В.М., Широков О.А.
Вопросы социально-психологической адаптации, реабилитации рассматривают в своих работах Ахмедова Х.Б., Белогорцев В.Н.,Еремина Т.И., Зеленова М.Е., Кашина А.В., Крюков Н.П., Лазебная Д.Е., Логинова Ю.Ю., Маслов В.В., Матяш М.М., Сухарева И.В., Тимофеева Е.А., Черненко И.И.,Чухно И.А.
Вопросы правового регулирования в области социальной защиты ветеранов боевых действий в своих работах анализируют Петров М.И., Сабодаш А.Н.
Права и льготы ветеранов боевых действий освещают такие авторы как - Анберхт Т.А., Дизер О.А., Туз Н.В.
Однако в отечественной науке существующие теоретические подходы нуждаются в совершенствовании и насыщении современными научными методами, которые позволят эффективно осуществлять социальную защиту данной категории населения на практике.
Объектом исследования являются ветераны боевых действий.
Предметом исследования является социальная защита ветеранов боевых действий.
Цель - исследование основных направлений социальной защиты ветеранов боевых действий в РФ и РБ.
Задачи исследования:
- раскрыть понятие и категории ветеранов боевых действий;
- дать социальную и социально-психологическую характеристику ветеранов боевых действий;
- охарактеризовать социальные и медико-психологические проблемы ветеранов боевых действий;
- изучить нормативно-правовую базу социальной защиты ветеранов боевых действий и членов их семей;
- рассмотреть региональный опыт социальной поддержки ветеранов боевых действий;
- проанализировать социальную поддержку государства и общественных организаций по оказанию социальной помощи ветеранам боевых действий в Республике Башкортостан.
Теоретико-методологическая база исследования.
Специфику социальной защиты прав и интересов ветеранов боевых действий как объекта социологического исследования наиболее полно позволяет выявить, на наш взгляд, структурно-функциональный подход исследования сложных общественных процессов, разработанный Э. Дюркгеймом.
Важное место занимает концепция современной социально-культурной реабилитации, позволяющая исследовать социальную реабилитацию и адаптацию ветеранов боевых действий.
Эмпирическую базу исследования составили статистические данные Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации и Республики Башкортостан, Министерства семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан, результаты проведенного автором социологического исследования, посвящённого вопросам социальной защиты ветеранов боевых действий, в ходе которого были опрошены 18 ветеранов боевых действий, проживающих в г. Уфа, опрос проводился с помощью онлайн сервиса - Google Forms.
Теоретическая значимость заключается в раскрытии понятия и категорий ветеранов боевых действий, в изучении проблем ветеранов боевых действий, как на федеральном, так и на региональном уровне, в определении социальных и социально-психологических характеристик ветеранов боевых действий. Полученные сведения могут составить теоретическую базу для дальнейшего изучения основных направлений социальной защиты ветеранов боевых действий.
Практическая значимость заключается в анализе основных направлений социальной защиты ветеранов боевых действий и выработке рекомендаций по совершенствованию данного вида деятельности. Составленные рекомендации помогут в решение социальных проблем ветеранов боевых действий. Результаты исследования могут быть использованы при разработке и совершенствовании различных законодательных актов и нормативно-правовых документов, связанных с решением вопросов защиты прав и интересов ветеранов боевых действий. Материалы исследования могут быть также использованы при изучении специалистами направления «Социальная работа», таких курсов как «Правовое обеспечение социальной работы», «Психология социальной работы», «Социальная реабилитация».
Ветераны боевых действий - это одна из самых уязвимых, нуждающихся в специальной поддержке и защите категория граждан. Статус ветерана в Российской Федерации представляет совокупность дополнительных прав и гарантий социальной защиты, а также мер социальной поддержки, которые установлены государством. Статус присваивается для обеспечения им достойного уровня жизни, почета и уважения в обществе.
Для ветеранов боевых действий свойственны как положительные, так и отрицательные социально-психологические характеристики. К ним можно отнести решительность, инициативность, находчивость, способность к самостоятельным действиям в сложных ситуациях, страх, демонстративность поведения, агрессивность и подозрительность. Выявление социальных, социально-психологических характеристик ветеранов боевых действий является неотъемлемой задачей и насущной необходимостью для осознанного понимания социальных и медико-психологических проблем этой категории граждан с целью проведения с ними высокоэффективной психосоциальной работы.
Ветераны боевых действий сталкиваются с множеством социальных проблем это такие, как материальные проблемы, жилищная проблема, проблема трудоустройства и переобучения, а также проблемы медико-психологического характера. Выделенные проблемы взаимообуславливают друг друга. Поэтому их решение должно осуществляться комплексно, через систему социальной поддержки, социального обслуживания населения и лечено-профилактических учреждений.
В основном все меры социальной поддержки ветеранов боевых действий отражаются в Федеральном Законе «О ветеранах» от 12.01.1995 г., но в этом законе имеются пункты, которые уже не актуальны. Кроме этого, для регламентирования деятельности по социальной защите ветеранов боевых действий существует значительный перечень различных ведомственных актов (приказов и инструкций), отдельных законов, имеющих каждый по своей сути свою определенную узкоспециализированную область применения.
Проведенный нами анализ показывает наличие в субъектах Российской Федерации достаточно разнообразного и объемного перечня дополнительных мер социальной поддержки, предусмотренных ветеранам боевых действий. Дополнительные меры государственной поддержки предоставляются с учетом правовых, социально-экономических и других особенностей развития регионов.
В Республике Башкортостан реализуется комплекс федерально закрепленных мер по социальной поддержке ветеранов боевых действий. Все эти меры являются обязательными, но нет ни одной дополнительной льготы, которая была бы введена региональными властями Республики Башкортостан и способствовала решению проблем ветеранов боевых действий.
Общественные организации ветеранов боевых действий в Республики Башкортостан оказывают содействие в медицинской, социальной и профессиональной реабилитации ветеранов боевых действий, предоставляют бесплатные юридические консультации, учувствуют в разработке законов по социальной защите, решают жилищные вопросы, занимаются разработкой и реализацией программ, касающихся социально-экономической защиты инвалидов и ветеранов боевых действий.
На основе исследования проблемы социальной защиты ветеранов боевых действий целесообразно предложить следующие рекомендации:
- предоставить в первоочередном порядке субсидии на приобретение, строительство или погашение ипотечного кредитования всем ветеранам независимо от того, в какое время они встали на учет;
- необходимо активизировать работу по привлечению частных строительных организаций к решению жилищно-бытовых условий ветеранов боевых действий;
- запустить государственную программу по трудоустройству ветеранов боевых действий;
- унифицировать методы проведения реабилитации, повысить материально-техническое обеспечение лечебно-профилактических учреждений;
- избавиться от ряда норм, устаревших и требующих большие средств на их администрирование, в частности, необходимо признать утратившей силу п. 6 и п.7 ст. 16 ФЗ «О ветеранах», которыми установлена льгота «первоочередная установка квартирного телефона» и «преимущественное вступление в гаражный кооператив и садовое товарищество»;
- повысить уровень информирования о мерах социальной поддержки, касающихся ветеранов боевых действий, путем выдачи буклетов с необходимой информацией при получении ветеранского удостоверения.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным
голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
URL:http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 28399/ (дата
обращения: 02.03.2020)
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) от 31 июля 1998 года № 146-ФЗ URL: http: //www.consultant.ru/document/cons doc LAW 19671/ (дата обращения: 02.03.2020)
3. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ URL: http: //www.consultant.ru/document/cons doc LAW 51057/9af0eecdd47a7 618 8ef34a9b4c871 eeabe982bab/ (дата обращения: 29.02.2020)
4. Федеральный закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах»
URL:http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 5490/da29ae43e329f024a 568d1e2ffb47123921c858d/ (дата обращения: 06.02.2020)
5. Федеральный закон от 29.07.2017 № 214-ФЗ О проведении
эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае. URL: http://docs.cntd.ru/document/436753149 (дата обращения: 18.04.2020)
6. Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной
социальной помощи». URL: http://www.consultant.ru/document/cons d
oc LAW 23735/6137525ea7f6cddb3c6f8e0f8c2b5306a441bd4c/ (дата
обращения:02.03.2020)
7. Федеральный закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» URL:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 4436/ (дата
обращения:02.03.2020)
8. Закон РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении
лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей». URL:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 4436/ (дата обращения:
02.03.2020)
9. Постановление Правительства РФ от 07.04.2008 № 240 «О порядке
обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями» URL:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 76051/ (дата обращения:
02.03.2020)
10. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р «О
Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» URL:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 82134/ (дата
обращения:02.03.2020)
11. Закон Кабардино-Балкарской Республики от 18.07.2013 № 61-РЗ «О государственной социальной поддержке отдельных категорий граждан при ипотечном жилищном кредитовании (заимствовании) в Кабардино-Балкарской Республике» URL: http://docs.cntd.ru/document/460158670 (дата обращения: 16.04.2020)
12. Закон Краснодарского края от 28.07.2006 № 1070-КЗ «О
компенсации жителям Краснодарского края расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» URL:
http: //ivo. garant.ru/#/document/23941070 (дата обращения: 16.04.2020)
13. Закон Красноярского край от 19.05.2011 № 12-5885 « О социальных выплатах по погашению основного долга по кредитам (займам), привлеченным
отдельными категориями ветеранов на улучшение жилищных условий» URL: http://ivo. garant.ru/#/document/18613918/paragraph/1:0 (дата обращения:
16.04.2020)
14. Закон Московской области от 23.03.2006 № 36/2006-ОЗ «О
социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области» URL: http://docs.cntd.ru/document/5811845 (дата обращения: 16.04.2020)
15. Закон Москвы от 03.11.2004 № 70 «О мерах социальной
поддержки отдельных категорий жителей города Москвы» URL: http://docs.cntd.ru/document/3656309 (дата обращения: 16.04.2020)
16. Закон Новосибирской области от 05.12.2016 №112-ОЗ «Об
отдельных вопросах регулирования земельных отношений на территории Новосибирской области» URL: http://docs.cntd.ru/document/465715538 (дата обращения: 16.04.2020)
17. Закон Республики Башкортостан от 13.10.1994 № ВС-25/38 «О
ветеранах войны, труда и Вооруженных Сил» URL:
http://www.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc&base=RLAW 140&n=415 &dst=100001#013535819317348374 (дата обращения: 02.03.2020)
18. Закон Республики Башкортостан от 24.11. 2008 № 69-з «О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Башкортостан» URL: https: //mintrud.bashkorto stan.ru/documents/active/259230/ (дата обращения: 02.03.2020)
19. Постановление Правительства Республики Башкортостан от
15.09.2011 № 322 «О Порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей - инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, за счет средств федерального бюджета» URL:
https://building.bashkortostan.ru/documents/active/31521/ (дата обращения:
02.03.2020)
20. Постановление Правительства Ростовской области от 7.11. 2011 г № 95 «О порядке предоставления государственной поддержки гражданам в приобретении (строительстве) жилья с использованием средств жилищного кредита». URL : http://docs.cntd.ru/document/800003615 (дата обращения: 16.04.2020)
21. Постановление Администрации ГО г. Уфа Республики Башкортостан от 29.08.2018 №1432 «Об образовании Координационного совета по делам ветеранов боевых действий и военной службы при Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан» URL: http: //docs.cntd.ru/document/550170770 (дата обращения: 18.05.2020)
22. Постановление Главы Администрации Краснодарского края от
30.11. 2005 № 1131 «О дополнительных мерах социальной поддержки по
оплате проезда отдельных категорий жителей Краснодарского края в 2006 - 2023 годах» URL: http://docs.cntd.ru/document/423976070 (дата обращения: 16.04.2020)
23. Анбрехт Т.А.,Дизер О.А. О социальной защите ветеранов боевых действий//Вестник Челябинского государственного университета. - 2015. - №13. - С.16-21.
24. Ахмедова Х.Б. Посттравматические личностные изменения у гражданских лиц, переживших угрозу жизни// Вопросы психологии. - 2004. - №3. - С.93-102.
25. Ерёмина Т.И., Крюков Н.П., Логинова Ю.Ю. Социально-психологическая адаптация граждан, принимавших участие в боевых действиях. - Саратов: ПМУЦ, 2002. - 60 с.
26. Караяни А.Г. Психологические последствия войны и социально-психологическая реадаптация участников боевых действий // Вестник Южно-Уральского государственного университета. - 2014. - №4. - С.59-66.
27. Кашина А.В., Белогорцев В.Н. Исследование социально-психологических проблем военнослужащих, участвовавших в локальных военных конфликтов, и их семей//Актуальные проблемы истории, теории и технологии социальной работы: материалы 18 Всероссийской научно-теоретической конференции (Новочеркасск 11 октября 2016 г.). - Новочеркасск, Лик, 2016. - С. 214-221
28. Корякин В.М. К вопросу о статусе участников боевых действий//Военная мысль. - 2004. - №4. - С.54-61.
29. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. - М.:
Эксмо,2006. - 939 с.
30. Лазебная О.Е., Зеленова М.Е. Военно-травматический стресс: особенности посттравматической адаптации участников боевых действий// Психологический журнал. - 1999. - Т.20. - №5. - С. 62-73.
31. Маслов В.В. Военно-травматический стресс и его последствия // Юридическая наука и практика. - 2014. - №7. - С.199-202.
32. Малкина-Пых И. Г. Экстремальные ситуации. - М.: Эксмо, 2005. - 960 с.
33. Матяш М.М. Реабилитация инвалидов - участников боевых действий в Киевской области// Международный неврологический журнал. - 2017. - № 4(90). - С.3-8.
34. Петров М. И. Комментарий к Федеральному закону «О ветеранах» (постатейный). М., 2007. - 279 с.
35. Сабодаш А.Н. Правовые аспекты социальной защиты ветеранов боевых действий// Российский юридический журнал. - 2011. - №6. - С.90-96.
36. Скирмант И.С. Психологические последствия участия
военнослужащих в боевых действиях//Психологические науки. - 2017. - №5. - С.30-35.
37. Соловьев И.В. Жизнь после войны. Пермь,2000. -68 с.
38. Сухарева И.В. Социальная работа с участниками локальных боевых действий //Вестник Академии наук Республики Башкортостан. - 2018. - №1(89) - С.31-39.
39. Тарабрина Н.В. Особенности жизненной перспективы у ветеранов войны в Афганистане и ликвидаторов аварии на ЧАЭС// Психологический журнал. - 2004. - Т.25. - №3. - С.44-52.
40. Тимофеева Е.А., Клячкина Н.Л. Социально-психологические особенности реабилитации ветеранов боевых действий // Юридическая наука и практика. - 2014. - № 1(25) - С. 114-121.
41. Туз Н.В. Влияние состояния здоровья ветеранов локальных войн на их трудоустройство// Наука: Современное состояние и пути развития. - 2016. - №11. - С.141-143.
42. Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка.- М.: ТЕРРА- Книжный клуб, 2007.- 959 с.
43. Черненко И.И., Чухно И.А. Медико-социальное значение и организация психологической помощи и социальной адаптации участников боевых действий и членов их семей в современных условиях// Международный неврологический журнал. - 2017. - №6. - С.127-131.
44. Широков О.А. Отдельные вопросы совершенствования социально¬
правового обеспечения участия военнослужащих и иных лиц в борьбе с терроризмом в контексте реализации политики национальной безопасности (сравнительный социально-правовой и политологический
анализ)//Юридический мир. - 2011. - №7. - С.10-12.
45. Боевая высота. «Батыр» полон сил.ПВЕ: http://vysotarb.ru/news/45 (дата обращения: 18.05.2020)
46. Ветеран Башкортостана. Тимерьян Ражапов награжден орденом
Дружбы народов. URL: https: //veteranrb.ru/timerj an-razhapov-nagrazhden-
ordenom-druzhby-narodov/ (дата обращения: 18.05.2020)
47. Всероссийская общественная организация ветеранов «Боевое
Братство». Социальная и правовая поддержкаЛЖ!.:
https://bbratstvo.com/project/socialnaya-i-pravovaya-podderzhka (дата обращения: 18.05.2020)
48. ГКУ Республиканский центр социальной поддержки населения. Меры социальной поддержки ветеранов боевых действий. URL: http://rcspn.mintrudrb.ru/posts/8514 (дата обращения:06.03.2020)
49. Единая межведомственная информационно - статистическая
система. Численность ветеранов боевых действий. URL:
https://www.fedstat.ru/indicator/40553 (дата обращения: 06.03.2020)
50. Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства
Российской Федерации. Информация об обеспечении жильем ветеранов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года. URL: https://www. minstroyrf. ru/trades/zhilishnaya-politika/6/?sphrase id=951653 (дата
обращения: 16.04.2020)
51. Пенсионный фонд. Ежемесячная денежная выплата. URL:
http://www.pfrf.ru/grazdanam/federal beneficiaries/edv/ (дата обращения:
29.02.2020)
52. Территориальный орган Федеральной службы государственной
статистики по Республике Башкортостан. Население. URL:
https://bashstat.gks.ru/folder/25491 (дата обращения: 06.03.2020)
53. Управление социальной защиты населения Липецкой области.
Ветерану боевых действий. URL:
http://szn.lipetsk.ru/iblock/socpodderjka/lgoti/e/veteranu boevih dejstvij/ (дата
обращения: 18.04.2020)
54. Федеральная служба государственной статистики. Численность
получателей ежемесячных денежных выплат (ЕДВ). URL:
https://www.gks.ru/search?q (дата обращения: 06.02.2020)