Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОБЛЕМЫ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В ШКОЛЬНОМ ИСТОРИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

Работа №71087

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы82
Год сдачи2020
Стоимость4320 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
400
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ШКОЛЬНОГО ИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 Роль школьного исторического образования в развитии личности 14
1.2 Соотношение понятий: регион, региональная история, краеведение,
локальная история. Функции национально-регионального компонента в образовании 22
1.3 Нормативные аспекты региональной истории в школьном
историческом образовании 28
1.4 Проблемы реализации НРК и их решение в регионах 34
Выводы по 1 главе 39
Глава 2 РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ И СОДЕРЖАНИЯ
РЕГИОНАЛЬНОГО КУРСА ИСТОРИИ
2.1 Проектирование модели регионального курса
«Иркутская земля в перспективе веков» 41
2.2 Апробация курса «Иркутская земля в перспективе веков» 50
Выводы по 2 главе 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЯ

Актуальность темы. Процессы модернизации происходят во всех сферах общества, в том числе, на всех уровнях образования. Несмотря на то, что в школьном историческом образовании на протяжении нескольких десятилетий осуществляются кардинальные изменения в целях, содержании, структуре, остается много проблем, требующих решений. За последнее десятилетие отмечается падение интереса к истории, как школьному предмету, снижение «исторической грамотности» населения. Несколько лет назад были опубликованы результаты исследования Всероссийского центра изучения общественного мнения и Музея современной истории России по оценке знаний россиян в области знания истории [18, с. 3]. Всероссийский опрос был проведен 6-7 сентября 2017 г. среди 1200 респондентов в возрасте от 18 лет. Один из исследователей Михаил Мамонов комментирует ситуацию: «Мы теряем молодежь, знание которой об истории все более носит фрагментарный характер. Попытка разукрасить историю, сделать ее более наглядной, отказ от традиционных методов обучения приводит к тому, что молодежь знает и помнит лишь то, что видела в фильмах и телепередачах. В этих условиях говорить о понимании глубинных исторических процессов не приходится». По словам директора Центра Ирины Великановой, «одна только школа не справляется с задачей по приобретению даже базовых исторических знаний, без которых невозможно формирование национальной идентичности как таковой».
В основе эффективного развития страны, региона, города лежит не только грамотно спланированная экономическая, политическая, кадровая и другая деятельность, но структурно и содержательно близкая к совершенной система образования - вот, что закладывает надежный фундамент для дальнейшего федерального, регионального развития.
Как указано в ст. 10 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», «Система образования включает в себя:
1) федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различного вида, уровня и (или) направленности;
2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;
3) федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы» [4].
Структурное совершенство может быть достигнуто только в случае непрерывного взаимодействия всех составляющих системы образования, в том числе осуществления эффективной региональной политики, которая предполагает и разработку документов, и содержания образования с учетом особенностей развития региона. В частности в школьном историческом образовании давно назрел вопрос об определении места и роли региональной истории. В Концепции нового учебно-методического комплекса (УМК) по отечественной истории отмечается, что курс отечественной истории должен сочетать историю Российского государства и населяющих его народов, историю регионов и локальную историю (прошлое родного города, села). Такой подход будет способствовать осознанию школьниками своей социальной идентичности, как граждан своей страны, так и жителей своего края, города, села, представителей этнонациональной и религиозной общности, хранителей традиций рода и семьи.
В данной работе видится необходимым локализировать территориальные рамки Иркутской областью и выделить существующую проблему - недостаточный уровень разработанности регионального компонента в школьном историческом образовании.
Как известно, понятие «национально-региональный компонент» (региональный компонент) в образовании было введено в Федеральном законе «Об образовании» 1992 г. В ст. 7 указывалось, что в Российской федерации устанавливаются государственные образовательные стандарты, включающие федеральный и национально-региональный компоненты [3].
Степень изученности темы. Вопросы теории и практики разработки регионального компонента в системе общего образования рассматривались многими исследователями (В. С. Леднев, Н. Д. Никандров, М. Н. Лазутова, В. М. Полонский и др.). Литература по теме исследования представлена работами историков, регионоведов, философов, социологов и педагогов. В конце 1990-х - начале 2000-х гг. шли дискуссии по поводу его содержания. Было дано сущностное содержание понятия НРК общего образования «часть содержания образовательного процесса, которая отражает национальное и региональное своеобразие культуры (родной язык, литература, история, география региона), особые потребности и интересы в области образования народов нашей страны в качестве субъектов федерации» [3, с. 204].
Однако, некоторые понимают НРК как «часть содержания образования, в которой отражено национальное и региональное своеобразие культуры (родной язык и литература, история и география региона и т. п.)». При этом отмечается, что ряд образовательных областей представлен как федеральным, так и национально-региональными компонентами (история и социальные дисциплины, искусство, трудовая подготовка и др.) [44, с. 61].
При определении общих подходов к разработке национально-регионального подхода по истории авторы опирались на мировой педагогический опыт. В 1996 - 2006 гг. был проведен цикл международных семинаров по инициативе Министерства образования РФ и Совета Европы, на которых рассматривались вопросы школьного исторического образования, в том числе, соотношение федеральной и региональной истории, подходы к разработке учебников по региональной истории. Такие семинары прошли: 1997 г. - в Новгороде, 1998 г. - в Хабаровске, 1999 г. - в Иркутске, 2004 г. - в Москве, в 2005 г. - в Астрахани и Томске. В качестве организаторов семинаров выступали также региональные органы управления образованием субъектов РФ. Составной частью семинаров были пленарные доклады экспертов Совета Европы: Дж. Стобарта, А. Кардуэла, Т. Минкиной-Милко, Ж-П. Титца и др.
Обсуждение на семинарах проблемы региональной истории инициировало в регионах разработку подходов к развитию образованию с учетом специфики субъектов РФ.
В своей работе «Регионализация образования - стратегическое направление образовательной политики»» А. К. Костин говорит о естественности процесса увеличения интереса к региональной проблематике, в частности в области образования. И первопричиной считает «гиперунификацию и сверхстандартизацию образования и образовательной политики», так как в результате такой политики у регионов исчезает какая - либо самостоятельность в организации образовательной политики.
Однако, не смотря на всю серьезность ситуации, возникают огромные сложности на пути регионализации образования. В частности это связано с тем, в регионе «неразработанность философских, методологических, методических оснований для интеграции и дифференциации федерального и регионального компонентов образования». Так как образовательная политика формируется не только «Центром», то регионам, для решения вышеуказанной проблемы, необходимо «значительно расширить программно-проективные и инициативные функции специалистов- управленцев», что позволит более эффективно формировать региональное образовательное пространство и политики в ней [26, с. 27-29].
Наиболее обширной является категория специальной педагогической литературы современного периода. Такой работой является «Региональный компонент: Вопросы теории и методики преподавания» известного методиста С. И. Козленко. В ней он понимает под региональным компонентом, во-первых, результат деятельности субъекта Российской Федерации в определении структурно-организационных сторон школьного образования (часть базисного учебного плана школ региона, представляющая собой группу обязательных для изучения в школах региона учебных предметов с соответствующим распределением учебных часов); во-вторых, региональный компонент - это часть содержания предметов базисного учебного плана, включающая материалы о регионе (региональные компоненты дисциплин, входящих в федеральный компонент базисного учебного плана); региональные учебные дисциплины, в которые входит местный материал [28, с. 16-18].
Коллективная работа Е. Е. Вяземского и О. Ю. Стреловой «Национально-региональный компонент исторического образования», являясь научно-методическим пособием, раскрывает подходы к проектированию национально-регионального компонента исторического образования. В этой работе представлены теоретические основы проектирования регионального (национально-регионального) компонента школьного исторического образования в субъектах РФ, нормативно-правовая база регионального (национально-регионального) компонента государственного образовательного стандарта общего исторического образования, проблемы разработки и внедрения регионального компонента в международных проектах Министерства образования РФ и Совета Европы (1996 - 2006 гг.) [19, с. 43].
Также данный коллектив авторов в работе «Учебник истории: старт в новый век» дали оценку особенностям региональных учебников:
• «В учебниках определяется роль и место регионов в российской и мировой истории, оценивается их вклад в культуру.
• «Неповторимое лицо» учебникам придают: проблемно-
тематический принцип композиции материала, диалог авторов с читателями; творческие и проблемные приемы изложения, документы и иллюстрации из региональных фондов, динамичный и многоструктурный макет учебных страниц» [40, с. 128-130].
В опубликованной в 2008 г. «Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования» под редакцией А. М. Кондакова и А. А. Кузнецова указано, что федеральные государственные образовательные стандарты - один из основных инструментов реализации конституционных гарантий права человека и гражданина на образование. В основе стандарта лежит общественный договор - новый тип взаимоотношений между личностью, семьей, обществом и государством, который в наиболее полной мере реализует права человека и гражданина. Этот тип взаимоотношений основан на принципе взаимного согласия личности, семьи, общества и государства в формировании и реализации политики в области образования, что с необходимостью подразумевает принятие сторонами взаимных обязательств [27, с. 13-19].
В сборнике статей «Региональная история, локальная история, историческое краеведение в предметных полях современного исторического знания» вызвала особый интерес глава «Терминологические проблемы изучения локуса» М.Ф. Румянцевой, С. И. Маловичко, в которой рассматривается понятийный аппарат локальной и региональной истории. Анализируются понятия региональная история, локальная история, новая локальная история, местная история, провинциальная историография, историческое краеведение в контексте изучения истории локусов в классической и неклассической историографии [31, с. 410-418].
В ходе изучения структуры и содержания школьного исторического образования возникла необходимость изучения таких понятий, как «историческое сознание» и «историческая память». Для этого мы обратились к статье Ж. Т. Тощенко «Историческое сознание и историческая память: анализ современного состояния» в журнале «Новая и новейшая история». В данной статье представлен анализ социологических исследований, проведенных в России в конце 80 -х и в 90-е гг., которые дали информацию об общественном историческом сознании [43, 8-11].
Е.Е. Вяземский и О.Ю. Стрелова представили региональные учебники в свете аксиологического анализа. За период регионализации образования была предпринята попытка создания единого общероссийского фонда региональных учебников истории. Анализ учебников позволил выделить множество проблем, касающихся взглядов авторов, содержания учебников, их методического аппарата.
Для нас важен опыт разработки учебных пособий по истории Иркутской области (А. П. Косых, В. Н. Панов, В. Г. Тюкавкин, З. И. Рабецкая, Г. И. Сверлик), он был использован при разработке учебно-методических рекомендаций.
Комплексный анализ научной, методической и учебной литературы позволил создать теоретическую и методическую основу настоящей выпускной квалификационной работы, определить основные подходы в теоретической части и заложить начало их решения в практической части работы.
Источниковой базой нашего исследования послужили различные законодательные акты РФ, прежде всего. Законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ и Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 10.07.92 № 3266-1, Федеральный закон от 01.12.2007 N 309- ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта», Федеральные государственные образовательные стандарты основного и среднего общего образования, Профессиональный стандарт «Педагог». Перечисленные законодательные акты позволили заложить нормативно-правовую базу для работы по теоретической практической части выпускной квалификационной работы.
Также, для того, чтобы выявить, изучить подходы к разработке НРК и его учебно-методического обеспечения в других регионах Российской Федерации был использован Закон Красноярского края «О краевом (национально-региональном) компоненте государственных образовательных стандартов общего образования в Красноярском крае» от 25 июня 2004 г. N 11-2071, 30 июня 2011 г. N 12 - 6054 [2]. А также такие документы как региональные базисные учебные планы для общеобразовательных организаций Оренбургской и Новосибирской области.
Анализ теоретических и практических исследований показывает, что проблема регионального компонента в школьном историческом образовании остается недостаточно разработанной и требует дальнейшего осмысления, особенно в обеспечении учебно-методическими рекомендациями для ее реализации. Поэтому проблему нашего исследования составило определение подходов к разработке содержания региональной истории в Иркутской области, его учебно-методического обеспечения, что и определило тему исследования «Проблемы разработки и реализации регионального компонента в школьном историческом образовании»
Объектом исследования является процесс обучения истории в общеобразовательной школе.
Предметом исследования является изучение региональной истории в Иркутской области.
Целью нашего исследования является разработка учебно-методического комплекса по истории Иркутской области, что может стать основой создания проекта регионального компонента в школьном историческом образовании.
Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты проблемы регионального компонента в
школьном историческом образовании: понятийный аппарат, нормативно-правая база.
2. Обобщить опыт регионов - субъектов РФ по разработке учебно-методических комплексов по региональной истории, в том числе в Иркутской области
3. Разработать и апробировать проект учебно-методического комплекса по истории Иркутской области.
Гипотеза исследования основывается на том, что реализация целей и задач школьного исторического образования будет успешной, если
- будут определены подходы к содержанию региональной истории в учебных планах общеобразовательных учреждений;
- будет разработано учебно-методическое обеспечение для изучения региональной истории.
Объект, предмет, основные задачи и гипотеза исследования определили последовательность его этапов и методов.
Методологической основой исследования послужили современные концепции школьного исторического образования, системно-деятельностного подхода к его реализации, гуманитаризации и демократизации образования, единства теории и практики в организации учебного процесс и внеурочной деятельности школьников.
Использован комплекс методов исследования. Прежде всего, были использованы методы, которые являются универсальными как для исторической, так и для педагогической науки. Пользуясь методом анализа и синтеза, удалось отобрать, проработать и систематизировать необходимую информацию, как для решения практических задач, так и для отработки понятийного аппарата работы. Методы дедукции и индукции позволили выявить частные и общие черты и области исследований одной направленности, например, регионоведения, что дало более точную картину при определении регионоведческих дефиниций и их характеристик. С целью выявления уровня учебно-методического обеспечения НРК в других регионах Российской Федерации был использован компаративный метод, что позволило определить особенности региональных базисных учебных планов.
В качестве основы для проведения опроса обучающихся и преподавателей школ Иркутской области использовался метод анкетирования. С целью решения практических задач данной работы, создания проекта учебно-методического комплекса (далее - УМК) по истории Иркутской области был использован метод моделирования. Ведущими методами явились метод психолого -педагогического эксперимента в его констатирующей, формирующей и корректирующей функциях, наблюдение, количественный и качественный анализ полученных результатов. Также использован анализ личного опыта автора педагогической деятельности в школе.
Организация исследования. Основной опытно-экспериментальной базой исследования явилось муниципальное бюджетное образовательное учреждение «СОШ № 23» г. Иркутска. Исследованием было охвачено около 300 учащихся и учителей.
Исследование проводилось в период 2018 - 2020 гг. Первый этап был посвящен изучению и анализу состояния исследуемой проблемы в теории и практике образования. Это позволило выдвинуть основную рабочую гипотезу, определить научный аппарат исследования: цель, задачи, объект, предмет. На втором этапе преимущественно проводилась опытно - экспериментальная работа, осуществлялась подготовка рабочей документации, методических рекомендаций, Третий этап включал обработку и анализ результатов опытно-экспериментальной работы, уточнение теоретических положений, разработку и внедрение практических рекомендаций, оформление исследования.
Научная новизна и теоретическая значимость работы заключается в том, что получили дальнейшую разработку теоретические основы рассматриваемой проблемы, сопоставлялись, уточнялись понятия; сформирована теоретическая и практическая база, в виде проекта учебно - методического комплекса по истории Иркутской области «Иркутская земля в перспективе веков».
Практическая значимость работы выражается в возможности использования результатов исследования учителями истории и классными руководителями при дальнейшем совершенствовании УМК по региональной истории в Иркутской области.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялось в форме докладов, выступлений, методических рекомендаций на научно - практических конференциях, семинарах учителей истории. Результаты и выводы проверялись и корректировались в ходе опытно-экспериментальной работы и докладывались на научных конференциях:
• Круглый стол «Изучаем региональную историю: каким быть школьному учебнику по истории родного края» в рамках Байкальского международного салона образования 2018 г.
• Региональное совещание при министерстве образования Иркутской области по вопросу преподавания региональной истории.
• III Всероссийская научно-практическая конференция с
международным участием «Современные проблемы профессионального образования: опыт и пути решения» - «К вопросу о разработке регионального компонента в школьном историческом образовании».
• XXIV Всероссийская молодежная научно-практическая
конференция с международным участием «Российская цивилизация: история, проблемы, перспективы» - «Региональный компонент школьного исторического образования в Иркутской области: проблемы и перспективы».
• II Международная научно-практическая конференция «Учебная самостоятельность личности - основа образования через всю жизнь» - «Формирование метапредметных результатов в проектной деятельности школьников по истории».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе нашего исследования изучение теоретического поля проблемы регионального компонента школьного исторического образования показало, что изучение истории родного региона является необходимой и неотъемлемой частью жизни человека, доказательством тому служат различные исследования. Было выявлено, что изучение родной истории, краеведение, берет свое начало в изначальном желании человека получить знания о месте, в котором он живет. Таким образом, автор предлагает использовать термин «протокраеведение» для описания изначальной практики историописания.
Нормативно-правовая база, которая необходима в качестве основы для разработки национально-регионального компонента и в результате анализа распределена на три группы:
1. Документы федерального уровня: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) основного общего и среднего общего образования; профессиональный стандарт «Педагог».
2. Документы концептуального уровня: Концепция нового УМК по отечественной истории, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
3. Документы регионального уровня. Рассмотрены в настоящей работе на примере нормативно-правового поля Красноярского края.
Мы отмечаем имеющуюся проблему в школьном историческом образовании - недостаточная разработанность содержания, учебно-методического обеспечения регионального компонента, это, прежде всего, касается Иркутской области. Есть примеры решения этой проблемы. В качестве них был привлечен опыт Оренбургской, Новосибирской областей и Красноярского края. На их опыте возможно рассмотреть порядок и формы создания регионального компонента и его внедрения в региональный учебный план.
В качестве основы для решения указанных проблем был разработан проект учебно-методического комплекса, на данный момент, состоящий из рабочей программы базового уровня «Истории Сибири с древнейших времен до начала XXI в.» для учащихся 10 - 11 классов, рабочей программы факультативного курса «Иркутская земля в перспективе веков» и учебного пособия для старших классов «Иркутская земля в перспективе веков» - авт.- сост. С. Е. Иванов. В настоящий момент ведется разработка книги для учителя к этому пособию. Она создается в качестве вспомогательного элемента для учителей, которое окажет содействие в проектировании и проведении уроков по истории Сибири и истории Иркутской области.
Таким образом, в ходе исследования нами изучены теоретические аспекты проблемы регионального компонента в школьном историческом образовании, понятийный аппарат, нормативно-правая база, функции национально-регионального компонента.
Мы обобщили опыт регионов - субъектов РФ по разработке учебно-методических комплексов по региональной истории в Красноярском крае, Оренбургской и Новосибирской областях. В том числе выяснили состояние проблемы в Иркутской области.
В практической профессиональной деятельности нами разработан проект учебно-методического комплекса по истории Иркутской области , апробированы программа и учебное пособие «Иркутская земля в перспективе веков».
Поэтому поставленную цель считаем реализованной, считаем, что разработка учебно-методического комплекса по истории Иркутской области, что может стать основой создания проекта регионального компонента в школьном историческом образовании в нашем регионе. Это потребует, безусловно, продолжения начатой работы по созданию УМК.
Гипотеза нашего исследования подтвердилась. Наше исследование показало, что реализация целей и задач школьного исторического образования в рамках указанной проблемы и на территории всего региона могут быть успешны при соблюдении сразу комплекса факторов:
• В учебных планах образовательных учреждений должны быть определены место и основные подходы к содержанию региональной истории
• разработано учебно-методическое обеспечение изучения региональной истории
Такой вывод сделан на основании проведения исследования на базе МБОУ г. Иркутска «СОШ №23» и апробации разработанного проекта учебно-методического комплекса.
Анализ результатов исследования, проведенного в рамках производственных практик (педагогической, научно-исследовательской работы), а также самостоятельной педагогической деятельности показал, что при использовании учебного пособия формируются более прочные знания учащихся, сокращается время планирования, поиска информации, дидактических материалов и составления заданий к уроку вследствие разработанности их в учебном пособии. Работа на уроке выстроена более эффективно - есть возможность учащимся посмотреть теорию в учебнике в более сжатом виде, имеются определения необходимых для урока терминов и т.д.
Вместе с представленным УМК в МБОУ г. Иркутска «СОШ №23» действует уже зарекомендовавшая многолетней практикой и результатами системообразующая авторская программа «Я Иркутянин. Я Сибиряк. Я Россиянин», что дополнительно доказывает эффективность комплексного взаимодействия факторов, указанных выше.



1. Закон Российской Федерации "Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего образования" от 17 мая 2012 г. № N 413 // Собрание законодательства Российской
Федерации. - 2013 г. - № 23.
2. Закон Красноярского края "О краевом (национально-региональном) компоненте государственных образовательных стандартов общего образования в Красноярском крае" от 2011 № N 11-2071 // "Наш Красноярский край". - 2009 г. - № 87.
3. Закон Российской Федерации "Об образовании в Российской
Федерации" от 10.07.1992 № 3266 1 // Российская газета. - 1992 г.
4. Закон Российской Федерации "Об образовании в Российской
Федерации" от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ // Российская газета. - 2012 г. - № 303.
5. Закон Российской Федерации "Об образовании в Российской Федерации" от 18 марта 2020 г. № N 53-ФЗ // Российская газета. - 2020 г. - № 60.
6. Закон Российской Федерации "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта" от 1 декабря 2007 № N 309-ФЗ // Российская газета. - 2007 г. - № 0 (4535)
7. Закон Российской Федерации "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании", Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" и статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" от 20 апреля 2007 № 56-ФЗ // Российская газета. - 2007 г. - № 0 (4350)
8. Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории на сайте Российского исторического общества [Электронный ресурс] URL: http: // rushistory. org/?page_id=1219 (дата обращения: 13.03.2020).
9. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"" от 18 октября 2013 г. № 544н // Российская газета. - 2013 г. - № 285.
10. Постановление Правительства Иркутской области "Об утверждении государственной программы Иркутской области "Развитие образования" на 2019 - 2024 годы"" от 9 ноября 2018 г. № 820-пп
11. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден Минобрнауки РФ 17.12.2010. № 1897 [Электронный ресурс] // Официальный ресурс Минобрнауки РФ (дата обращения 1.03.2020).
ЛИТЕРАТУРА
12. Асмолов А.Г. Доклад на конференции «Память, история и идентичность в бывшем Советском Союзе» // - Сент-Луис, 1987. - С. 23-28.
13. Акульшин П.В., Гребенкин И.Н. Историко-культурный стандарт: концепция, рекомендации, содержание // Вестник Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина. - 2013. - №4. - С. 17-21.
14. Алексашкина Л.Н "Отчет семинара "Стандарты преподавания истории в средних школах: настоящее и будущее"". - М.: Российская Академия Образования, 1999. - 40 с.
15. Алексеева Л.В. Актуальные проблемы преподавания истории в образовательных организациях различных типов: Коллективная монография. - 1 изд. - Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2014. - 107 с.
16. Алексеева Л.В. К вопросу о национально-региональном компоненте исторического образования // Региональный компонент в содержании высшего профессионального образования: проблемы и перспективы. Материалы окр. науч.-практ. конф. - 2002. - №5. - С. 83-85.
17. Балашов, В. А. Юрченков В. А. Региональная история: проблемы и новые подходы // Вестник МГУ. - 1991. - №4. - С. 15-18.
18. Большинство россиян оценивают свои знания по истории как недостаточные // Учительская газета. - 2017. - 14.09. - Ст. 5.
19. Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю.. Национально-региональный компонент исторического образования. - М.: Просвещение, 2008.- 175 с.
20. Вяземский Е. Е. Изучение региональной истории в школе // Историческое образование в современной школе: альманах. - 2004. - №3. - С. 22-26.
21. Вяземский Е. Е. Национально-региональный компонент общего исторического образования в Российской Федерации: дискуссионные подходы // Проблемы современного образования. 2012. - №4. - С. 20-40
22. Гуревич А.Я. Исторический синтез и Школа «Анналов». - М: Центр гуманитарных инициатив, 2018. - 432 с.
23. Журавлев В.В. Экспериментальные учебники как мировоззренческая и воспитательная альтернатива официальным стандартам // Историки читают учебники истории.... - 2002. - №4. - С. 185-195.
24. Злобин, Ю.П., Поляков А.Н. История Оренбургская : учебное пособие : в 2 ч. / Ю.П. Злобин, А.Н. Поляков. - Оренбург : Оренб. лит. агентство "ОРЛИТ-А", 2008. - Ч. 1. : С древнейших времен до 1920 года. - 224 с.
25. Карпов С.П. Историческое образование: размышления о путях развития // Новая и новейшая история . - 2000. - №2. - С. 21-27.
26. Костин А. К. Регионализация образования - «стратегическое направление образовательной политики» // Педагогика. 2005. - № 8. - С. 26¬32.
27. Кондакова А. М., Кузнецова А. А. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования . - М.: Просвещение, 2008.
28. Козленко С. И. Региональный компонент обществознания: Вопросы теории и методики преподавания . - М., 2000. - 45 с
29. Литовкин Е.В. Региональная история социально-культурной деятельности: значение, состояние, проблемы // Вестник МГУКИ. - 2013. - №3. - С. 6-10.
30. Лабузов, В.А., Футорянский, Л.И. История Оренбургская:
учебное пособие : в 2 ч. / В.А. Лабузов, Л.И. Футорянский. - Оренбург: Оренб. лит. агентство «ОРЛИТ-А», 2008. - Ч. 2.: Попытка построения
социализма. Переход к рыночной экономике 1920-е - конец XX века. - 196 с.
31. Маловичко С.И., Румянцева М.Ф. Региональная история,
локальная история, историческое краеведение: объект, предмет, методы изучения // Загребин А.Е., Мельникова О.М, Региональная история,
локальная история, историческое краеведение в предметных полях современного исторического знания . - Ижевск: Удмуртский университет,
2012. - С. 3-10.
32. Маловичко С. И., Булыгина Т. А. Современная историческая наука и изучение локальной истории // Новая локальная история. Ставрополь, 2003. Вып. 1
33. Мишина И.А., Цыренова М.Г. Методологические подходы к преподаванию курсов федеральной, региональной и локальной истории в условиях реализации концепции нового УМК по отечественной и всемирной истории // Преподавание истории в школе. - 2016. - №7. - С. 3-12.
34. Поляков Ю.А. Почему история нас не учит? // Вопросы истории. - 2001. - №2. - С. 20-31.
35. Полонский, В. М. Словарь по образованию и педагогике / В. М. Полонский. - М.: Высшая школа, 2004.- 512 с.
36. Пашков А.М. Историческое краеведение Карелии конца XVIII - начала XX века как социокультурное и историографическое явление: автореф. дис. ... д-ра ист - М, 2000. - 40 с.
37. Региональная история, локальная история, историческое краеведение в предметных полях современного исторического знания // А.Е. Загребин, О.М. Мельникова. - Ижевск: Удмуртский университет, 2012. - С. 400-423.
38. Репина Л.П. Новые исследовательские стратегии в российской и мировой историографии. - М: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2008. - 32 с.
39. Репина Л.П. Теоретические основания и перспективы региональной истории // Преподаватель XXI век. - 2013. - №3. - С. 16-20.
40. Стрелова О.Ю., Вяземский Е.Е. Учебник истории: старт в новый век. - М.: Просвещение, 2006. - С. 119-139
41. Святченко И.В., Алексеева Л.В. Региональная история в системе школьного исторического образования России: нормативные аспекты // Мир науки. - 2016. - №6. - С. 14-18.
42. Севостьянова А.А. Русская провинциальная историография второй половины XVIII в.. - Ярославль: 1990. - 200 с.
43. Тощенко Ж.Т. Историческое сознание и историческая память. Анализ современного состояния // НиНИ. - 2000. - №4. - С. 3-14.
44. Учебные стандарты школ России: Государственные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Кн. 1 / под ред. В. С. Леднева, Н. Д. Никанорова, М. Н. Лазутовой. - М.: Сфера : Прометей, 1998.
45. Федорова Н. Г. Историческое сознание, историческая память и учебник истории: взаимосвязь и взаимовлияние (к вопросу о формировании социальной идентичности средствами школьного обучения) // Вестник ЧГУ. - 2007. - №4. - С. 34-42.
46. Allen J., Massey D., Cochrane A. Rethinking the Region.. - London: 1998. - 60 с.
47. Amato J.A. Rethinking Home: A Case for Writing Local History.. - Los Angeles: University of California Press, 2002. - 261 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ