Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ «АНАЛИЗ» И «СИНТЕЗ» У ДЕТЕЙ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОСРЕДСТВОМ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ

Работа №71074

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы124
Год сдачи2020
Стоимость4360 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
295
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИИ «АНАЛИЗ» И «СИНТЕЗ» У ДЕТЕЙ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ ПОСРЕДСТВОМ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ 6
1.1. Мыслительные операции «анализ» и «синтез»: понятия, сущность,
характеристика 6
1.2. Особенности освоения мыслительных операций «анализ» и «синтез»
детей шестого года жизни с задержкой психического развития 15
1.3. Формирование мыслительных операций «анализ» и «синтез»
посредством игр и упражнений 22
Вывод по первой главе 35
ГЛАВА 2. ОПЫТНО — ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ «АНАЛИЗ» И «СИНТЕЗ» У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 37
2.1. Программа исследования 37
2.2. Задачи, содержание, методика констатирующего этапа
исследования 38
2.3. Интерпретация результатов констатирующего этапа исследования...39
2.4. Формирование мыслительных операции «анализ» и «синтез»
посредством игр и упражнений 45
Вывод по второй главе 50
Заключение 52
Список литературы 55
Приложения


Дошкольный возраст - это период интенсивного психического развития ребенка. В это время закладываются основы всех психических функций и личностных качеств, когнитивных процессов и видов деятельности. Это время активного познания окружающего мира. Ребенок знакомится с предметами, узнает их свойства и качества, осваивает речь, формы поведения и различные виды деятельности. Формирование и развитие всех видов психических операций имеет большое значение для всестороннего развития личности ребенка. Этот процесс должен быть целенаправленным и систематическим.
У детей с ЗПР недостаточно сформированы мыслительные операции «анализ» и «синтез». Для того чтобы ребенок выделял свойства и качества объекта, ему необходимо понимать свойства, качества, части, признаки предметов, владеть такими сенсорными эталонами как цвет, величина, форма. Для синтеза необходимо развивать восприятие, формировать представления, анализ, а также сенсорные эталоны.
Объекты окружающей действительности дети с ЗПР анализируют непланомерно, опускают многие детали, выделяют мало признаков. Испытывают затруднения в расчленении, соотнесении, объединении и сопоставлении образов-представлений и их отдельных элементов (Т. В. Егорова; С. Г. Шевченко).
Изучением формирования мыслительных операций анализ и синтез занимались: У В. Ульенкова, Т. В. Егорова, Т. А. Стрекалова, Н. Г. Поддубная, В. И. Лубовский, Е. С. Слепович, Р. Д.Триггер, Н. Ю. Борякова, Е. Н.Васильева, Г. Н. Ефремова [10; 16; 21; 24; 25;].
Мыслительные операции «анализ» и «синтез» являются инструментом познания человеком окружающей действительности, формирование данных операций является важным фактором становления всесторонне развитой личности. Уровень сформированности мыслительных операций «анализ» и «синтез» играет важную роль в формировании всех видов образовательной деятельности. Мыслительные операции «анализ» и «синтез» относятся к базису мыслительной деятельности. До сих пор формирование мыслительных операций «анализ» и «синтез» остается наиболее сложным направлением работы в системе воспитания и обучения дошкольников с ЗПР. Отсюда следует актуальность изучения данной проблемы.
Объект исследования: коррекционно - развивающий процесс, направленный на формирование мыслительных операций «анализ» и «синтез» детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Предмет исследования: условия формирования мыслительных операций «анализ» и «синтез» у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Цель исследования поиск эффективных условий формирования мыслительных операций «анализ» и «синтез» у детей шестого года жизни с задержкой психического развития.
Гипотеза: мы предполагаем, что формирование мыслительных операций «анализ» и «синтез» у детей шестого года жизни с задержкой психического развития будет происходить более успешно, если игровой комплекс будет реализован последовательно, включая поэтапное формирование высших психических функций, которые обеспечивают мыслительные операции «анализ» и «синтез» в совместной деятельности с воспитателем в образовательной деятельности и в режимных моментах.
Задачи исследования:
1. Проанализировать специальную психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме формирования мыслительных операций «анализ» и «синтез» у детей шестого года жизни с задержкой психического развития.
2. Выявить уровень сформированности мыслительных операций «анализ» и «синтез» у детей шестого года жизни с задержкой психического развития.
3. Разработать комплекс игр и упражнений, способствующих развитию мыслительных операций «анализ» и «синтез» у детей шестого года жизни с задержкой психического развития.
Методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы.
2. Педагогический эксперимент в единстве его этапов: констатирующий, формирующий и контрольный.
3. Метод обработки данных: количественный и качественный анализ результатов исследования.
Организация исследования. Исследование проводилось на базе МДОУ "Детский сад № 98". В нем приняло участие 5 детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы из 51 источника, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Изучив и проанализировав психолого-педагогическую и специальную литературу, было определено, что:
Анализ - это мыслительная операция, при которой происходит мысленное разъединение предмета на образующие его части, выделение отдельных качеств, свойств, признаков.
Синтез — это мыслительный процесс, направленный на воссоединение целого из отдельных частей, качеств, свойств.
Так же, были определены, понятие «задержка психического развития» и особенности развития детей данной категории.
К особенностям освоения мыслительной операции «анализ» у детей шестого года жизни с задержкой психического развития относят: трудности выделения частей из целого; трудности выделения главного, дети выделяют незначительные признаки; анализ объектов отличается меньшей полнотой и недостаточной точностью; анализ характеризуется не планомерностью, недостаточной тонкостью, односторонностью; не учитываются малозаметные детали.
Особенностями освоения мыслительной операции «синтез» являются: сложность создания целого из частей; детям тяжело установить особенности расположения частей в объекте; затруднено мысленное объединение определенных частей, свойств объекта; дети не учитывают малозаметные детали; испытывают трудности в пространственном оперировании образами.
Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Г. А. Урунтаева, Д. Б. Эльконин определяют, что игры и упражнения являются наиболее эффективным и действенным методом формирования мыслительных операций «анализ» и «синтез».
Игра - форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры [38].
Для выявления уровня сформированности мыслительных операций «анализ» и «синтез» у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития были использованы следующие методики:
— методика "Составление целого из частей " (С. Д. Забрамная);
— методика «Зашумлённые картинки» (А.Р. Лурия);
— методика «Складывание разрезных картинок» (Н. Я. Семаго, М. М. Семаго);
— методика «Чего не хватает на этих рисунках?» (Р.С. Немов);
— методика «Последовательные картинки» (С.Д. Забрамная, О.В. Боровик).
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МДОУ "Детский сад № 98". В исследовании принимали участие дети старшей группы в количестве 5 человек.
Проанализировав результаты констатирующего этапа исследования, выявили, что дети, участвовавшие в констатирующем этапе исследования, выполнили задание на низком (60%) и среднем (40%) уровнях.
Было установлено, что для повышения уровня сформированности мыслительных операций анализ и синтез у детей 5-6 лет с задержкой психического развития необходимо проводить коррекционную работу.
Мы систематизировали и структурировали игры и упражнения по основным направлениям работы со старшими дошкольниками с задержкой психического развития:
1) развитие целенаправленного внимания;
2) развитие восприятия и овладение сенсорными эталонами;
3) формирование умения выделять целое из частей и части из целого;
4) формирование умения устанавливать особенности расположения частей в объекте;
5) формирование умения мысленно объединять определенные части, свойства объекта;
6) формирование умения выделять главное из незначительных признаков и формирование умения выделять малозаметные детали;
7) формирование умения детей пространственному оперированию образами.
Игры и игровые упражнения дефектолог включает в коррекционно-развивающие занятия, а воспитатель в образовательную деятельность и режимные моменты.
Использование систематизированных нами игр и упражнений в работе педагогов дошкольных организаций может способствовать развитию и коррекции мыслительных операций «анализ» и «синтез» старших дошкольников с ЗПР.
Таким образом, цель работы достигнута, задачи решены.



1. Борякова Н.Ю., Соболева А. В., Ткачева В. В. Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников. Учебно-методическое пособие для логопедов, и родителей /под ред. проф. Т. Б. Филичевой—М.: Изд- во"Гном-Пресс", 1999. — 64с.
2. Васильева Е. Н. Особенности формирования положительного эмоционального отношения у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития к близким взрослым и сверстникам: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Нижний Новгород, 1994. 223 с.
3. Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. Пособие для воспитателей детского сада /Л.А.Венгер. — Москва: Изд-во Просвещение, 2005. — 424с.
4. Венгер Л. А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н. Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн. для воспитателя дет. сада /под ред. Л.А. Венгер. — Москва: Изд-во Просвещение, 1988. — 160 с.
5. Власова Т. А. Обучение детей с задержкой психического развития: Пособие для учителей/ Под ред. Т. А. Власовой и др.— М.: Изд-во Просвещение, 1981.—119 с.
6. Головчиц Л.А. Дидактические игры для дошкольников с нарушениями слуха. Сборник игр для педагогов и родителей /Под ред. Л.А. Головчиц. — Москва: Изд-во ООО УМИЦ «ГРАФ ПРЕСС», 2003. — 160с.
7. Дмитриева Н. Ю. Общая психология. Конспект лекций /Н. Ю. Дмитриева. — Москва: Изд-во Эксмо, 2007 г. — 128с.
8. Дружинин В.Н. Психология: Учебник для гуманитарных вузов /Под общ. ред. В.Н. Дружинина — 2-е изд. — Спб:Изд-во Питер, 2009. — 656с.
9. Дубровина И. В., Данилова Е. Е., Прихожан А.М. Психология /Под ред. И. В. Дубровиной. — 2-е изд., стер. - М.Изд-во — «Академия», 2003. — 464с.
10. Ефремова Г. И. Формирование саморегуляции поведения у старших школьников с задержкой психического развития: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Нижний Новгород, 1997. 23 с.
11. Катаева А. А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: Кн. для учителя /А.А.Катаева, Е.А. Стребелева. — Москва: Изд-во Владос , 2004 г. . —224с.
12. Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы /В.М.Козубовский. — 3-е изд. — Минск: Изд-во Амалфея, 2005. — 368с.
13. Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей: Учебное пособие /В. В. Лебединский. — Москва: Изд-во Московского университета, 1985. — 148с.
14. Лебединский В. В. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция/ Под ред. В. В. Лебединский, О. С. Никольская, Е.Р. Баенская, М. М. Либлинг. -М.: Изд-во Московского университета,1990. -197 с.
15. Леонтьев А. Н., Запорожец А. В. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста /А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец. - М.: Изд-во Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. - 144с.
16. Лубовский В.И., Розанова Т. В., Солнцева Л. И. Специальная психология. Учебное пособие для студентов дефектологических факультетов высших педагогических учебных заведений / В. И.Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И.Солнцева и др.; под ред. В.И. Лубовского. — 5-е изд., стер. — Москва: Изд-во Академия, 2007. — 460с.
17. Маклаков А. Г. Общая психология: Учебник для вузов /А.Г Маклаков. — Питер: Изд-во Питер, 2017. — 583с.
18. Морозов А. В. Деловая психология. Курс лекций. Учебник для высших и средних специальных учебных заведений / А. В. Морозов — Спб: Изд-во Союз, 2000. — 576с.
19. Недоленко С.В. Педагогические условия развития игровой деятельности учащихся с умеренной умственной отсталостью: автореф. дис. ... канд. пед. наук.СПб., 2000. 17 с.
20. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии /С. Л. Рубинштейн. — 2-е изд. — Питер: Изд-во Питер, 2002 г. — 720с.
21. Слепович Е. С. Формирование речи у дошкольников с задержкой
психического развития: Кн. для учителя /Е. С. Слепович. 2-е изд., доп. —
Минск: Изд-во Нар. асвета, 1989. — 64с.
22. Слепович Е. С. Игровая деятельность дошкольников с задержкой психического развития/ Е. С. Слепович. - М.:Изд-во Педагогика, 1990. - 96 с.
23. Стребелева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр. Пособие для учителя-дефектолога /Рецензент: профессор Забрамная С.Д. — Москва: Изд-во Владос, 2007. — 256с.
24. Стрекалова Т.А. Формирование логического мышления у дошкольников с задержкой психического развития: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1982.166 с
25. Ульенкова У В. Психологические особенности дошкольников с задержкой психического развития и коррекционно-педагогическая работа с ними: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Горький,1983.439 с.
26. Ульенкова У! В. Изучение и формирование эмоциональной сферы у старших дошкольников с задержкой психического развития в условиях диагностическо -коррекционных групп в дошкольном учреждении: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Ярославль, 2005. 217с.
27. Урунтаева Г. А. «Практикум по психологии дошкольника».Учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования /Г.А. Урунтаева. — 2-е издание, исправленное. — Москва: Изд-во Академия, 2012. — 368с.
28. Урунтаева Г.А. Детская психология: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования /Г.А. Урунтаева. — 7-е изд. — Москва: Изд-во Академия, 2013. — 336с.
29. Царева Ю. В. Коррекция поведенческих нарушений у детей: Сборник упражнений и игр / Ю.В. Царева — Москва: Изд-во Книголюб, 2008. — 48с.
Интернет-ресурсы:
30. Азимов Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). URL: http://bookre.org/reader?file=1334548( дата обращения: 05.12. 2019).
31. Берберян Э. С. Место мыслительных операций в структуре способностей и мышления. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/mesto-myslitelnyh-operatsiy-v-strukture-sposobnostey-i-myshleniya(дата обращения:
9.10.2019) .
32. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. URL: http://niv.ru/doc/dictionary/pedagogic/index.htm(дата обращения: 28.01. 2020).
33. Вершинина Н.А. Теория и методика развития детского изобразительного творчества. URL: http://pedlib.ru/Books/1/0424/1 0424-199.shtml(дата обращения:15.04.2020).
34. Гальперин П.Я. Опыт изучения формирования умственных
действий // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2017. №4 URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/opyt-izucheniya-formirovaniya-
umstvennyh-deystviy(дата обращения 15.05. 2020).
35. Глаголева К. С. Л. С. Выготский о роли игры в психическом развитии ребенка // Молодой ученый. 2017. № 4 URL: https://moluch.ru/archive/138/38773/(дата обращения10.05.2020).
36. Григорьева Е. М. Дидактические игры и упражнения как средство
развития мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
URL:https://scienceforum.ru/2018/article/2018000354(дата обращения:
19.12.2019) .
37. Гудзик Т.В. «Дети с ЗПР в ДОУ! Развитие познавательной активности у детей с ЗПР». URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2017/06/19/seminar-praktikum-dlya-pedagogov-deti-s-zpr-v-dou-razvitie(дата обращения: 15.10.2019).
38. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь: для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений. URL: https://didacts.ru/termin/uprazhnenie.html(дата обращения: 25.05. 2019).
39. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры URL: https://www.studmed.ru/view/leontev-aleksey-psihologicheskie-osnovy-doshkolnoy-igry 81 b6b9251 ae.html(дата обращения: 9.02.2020).
40. Машковцева Л.М. Психологические основы понимания проблемы развития мышления у дошкольников//Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2014. №9 URL:https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-osnovy-ponimaniya-problemy-razvitiya-tvorcheskogo-myshleniya-u-doshkolnikov(дата обращения: 8.03. 2020).
41. Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь. URL: https: //www. gumer. info/bibliotek Buks/Psihol/dict/(дата обращения: 23.04.2020).
42. Ретивых М.В. Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Профессиональное обучение»: В 2-х книгах. URL: https://didacts.ru/termin/uprazhnenie.html(дата обращения: 7.03. 2020).
43. Романова Л. И. Формирование мыслительных операций «анализ» и «синтез». Развитие мышления у детей с ЗПР. URL: https://helpiks.org/7-84882.html(дата обращения: 9.02.2020).
44. Серебрякова А. А. Основы психологии: учеб. Пособие. URL: http://www.litres.ru/pages/biblio book/?art=1026592(дата обращения: 01.04. 2020).
45. Симановский А. Э. Дистанционный курс «Психологическая коррекция детей с умственной отсталостью» для студентов высшего профессионального образования. URL: http://yspu.org/Main Page(дата обращения: 23.10. 2019).
46. Стёпин В. С. Философская энциклопедия. URL: https://dic. academic.ru/dic .nsf/enc philosophy/3535/%D0%A3 %D0%A 1 %D0%9B%D0%9E%D0%92%D0%98%D0%95 (дата обращения: 25.09. 2019).
47. Столяренко Л. Д. Основы психологии и педагогики: учебное пособие для прикладного бакалавриата. URL: https://urait.ru/bcode/431838(дата обращения: 20.04.2020).
48. Ульенкова УВ. Дети с задержкой психического развития. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/psihologiya-detey-s-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya-issledovaniya-ulyany-vasilievny-ulienkovoy (дата
обращения: 10.11.2019).
49. Фатеева Г. И. Характеристика мнемотехники как метода развития
мышления у детей и взрослых. URL:
https://moluch.ru/conf/ped/archive/279/14274/(дата обращения: 16.05. 2019).
50. Шестакова Н. С. Формирование мыслительных операций у детей
с ЗПР посредством дидактических игр и упражнений. URL:
https://uchitelya.com/pedagogika/8269-statya-iz-opyta-raboty-formirovanie-myslitelnyh-operaciy-u-detey.html(дата обращения:25.05. 2020)
51. Эльконин Д. Психология игры. URL: http://pedlib.ru/Books/3/0018/3 0018-135. shtml(дата обращения: 14.04.2020)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ