ФОРМИРОВАНИЕ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ «АНАЛИЗ» И «СИНТЕЗ» У ДЕТЕЙ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОСРЕДСТВОМ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИИ «АНАЛИЗ» И «СИНТЕЗ» У ДЕТЕЙ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ ПОСРЕДСТВОМ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ 6
1.1. Мыслительные операции «анализ» и «синтез»: понятия, сущность,
характеристика 6
1.2. Особенности освоения мыслительных операций «анализ» и «синтез»
детей шестого года жизни с задержкой психического развития 15
1.3. Формирование мыслительных операций «анализ» и «синтез»
посредством игр и упражнений 22
Вывод по первой главе 35
ГЛАВА 2. ОПЫТНО — ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ «АНАЛИЗ» И «СИНТЕЗ» У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 37
2.1. Программа исследования 37
2.2. Задачи, содержание, методика констатирующего этапа
исследования 38
2.3. Интерпретация результатов констатирующего этапа исследования...39
2.4. Формирование мыслительных операции «анализ» и «синтез»
посредством игр и упражнений 45
Вывод по второй главе 50
Заключение 52
Список литературы 55
Приложения
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИИ «АНАЛИЗ» И «СИНТЕЗ» У ДЕТЕЙ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ ПОСРЕДСТВОМ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ 6
1.1. Мыслительные операции «анализ» и «синтез»: понятия, сущность,
характеристика 6
1.2. Особенности освоения мыслительных операций «анализ» и «синтез»
детей шестого года жизни с задержкой психического развития 15
1.3. Формирование мыслительных операций «анализ» и «синтез»
посредством игр и упражнений 22
Вывод по первой главе 35
ГЛАВА 2. ОПЫТНО — ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ «АНАЛИЗ» И «СИНТЕЗ» У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 37
2.1. Программа исследования 37
2.2. Задачи, содержание, методика констатирующего этапа
исследования 38
2.3. Интерпретация результатов констатирующего этапа исследования...39
2.4. Формирование мыслительных операции «анализ» и «синтез»
посредством игр и упражнений 45
Вывод по второй главе 50
Заключение 52
Список литературы 55
Приложения
Дошкольный возраст - это период интенсивного психического развития ребенка. В это время закладываются основы всех психических функций и личностных качеств, когнитивных процессов и видов деятельности. Это время активного познания окружающего мира. Ребенок знакомится с предметами, узнает их свойства и качества, осваивает речь, формы поведения и различные виды деятельности. Формирование и развитие всех видов психических операций имеет большое значение для всестороннего развития личности ребенка. Этот процесс должен быть целенаправленным и систематическим.
У детей с ЗПР недостаточно сформированы мыслительные операции «анализ» и «синтез». Для того чтобы ребенок выделял свойства и качества объекта, ему необходимо понимать свойства, качества, части, признаки предметов, владеть такими сенсорными эталонами как цвет, величина, форма. Для синтеза необходимо развивать восприятие, формировать представления, анализ, а также сенсорные эталоны.
Объекты окружающей действительности дети с ЗПР анализируют непланомерно, опускают многие детали, выделяют мало признаков. Испытывают затруднения в расчленении, соотнесении, объединении и сопоставлении образов-представлений и их отдельных элементов (Т. В. Егорова; С. Г. Шевченко).
Изучением формирования мыслительных операций анализ и синтез занимались: У В. Ульенкова, Т. В. Егорова, Т. А. Стрекалова, Н. Г. Поддубная, В. И. Лубовский, Е. С. Слепович, Р. Д.Триггер, Н. Ю. Борякова, Е. Н.Васильева, Г. Н. Ефремова [10; 16; 21; 24; 25;].
Мыслительные операции «анализ» и «синтез» являются инструментом познания человеком окружающей действительности, формирование данных операций является важным фактором становления всесторонне развитой личности. Уровень сформированности мыслительных операций «анализ» и «синтез» играет важную роль в формировании всех видов образовательной деятельности. Мыслительные операции «анализ» и «синтез» относятся к базису мыслительной деятельности. До сих пор формирование мыслительных операций «анализ» и «синтез» остается наиболее сложным направлением работы в системе воспитания и обучения дошкольников с ЗПР. Отсюда следует актуальность изучения данной проблемы.
Объект исследования: коррекционно - развивающий процесс, направленный на формирование мыслительных операций «анализ» и «синтез» детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Предмет исследования: условия формирования мыслительных операций «анализ» и «синтез» у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Цель исследования поиск эффективных условий формирования мыслительных операций «анализ» и «синтез» у детей шестого года жизни с задержкой психического развития.
Гипотеза: мы предполагаем, что формирование мыслительных операций «анализ» и «синтез» у детей шестого года жизни с задержкой психического развития будет происходить более успешно, если игровой комплекс будет реализован последовательно, включая поэтапное формирование высших психических функций, которые обеспечивают мыслительные операции «анализ» и «синтез» в совместной деятельности с воспитателем в образовательной деятельности и в режимных моментах.
Задачи исследования:
1. Проанализировать специальную психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме формирования мыслительных операций «анализ» и «синтез» у детей шестого года жизни с задержкой психического развития.
2. Выявить уровень сформированности мыслительных операций «анализ» и «синтез» у детей шестого года жизни с задержкой психического развития.
3. Разработать комплекс игр и упражнений, способствующих развитию мыслительных операций «анализ» и «синтез» у детей шестого года жизни с задержкой психического развития.
Методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы.
2. Педагогический эксперимент в единстве его этапов: констатирующий, формирующий и контрольный.
3. Метод обработки данных: количественный и качественный анализ результатов исследования.
Организация исследования. Исследование проводилось на базе МДОУ "Детский сад № 98". В нем приняло участие 5 детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы из 51 источника, приложения.
У детей с ЗПР недостаточно сформированы мыслительные операции «анализ» и «синтез». Для того чтобы ребенок выделял свойства и качества объекта, ему необходимо понимать свойства, качества, части, признаки предметов, владеть такими сенсорными эталонами как цвет, величина, форма. Для синтеза необходимо развивать восприятие, формировать представления, анализ, а также сенсорные эталоны.
Объекты окружающей действительности дети с ЗПР анализируют непланомерно, опускают многие детали, выделяют мало признаков. Испытывают затруднения в расчленении, соотнесении, объединении и сопоставлении образов-представлений и их отдельных элементов (Т. В. Егорова; С. Г. Шевченко).
Изучением формирования мыслительных операций анализ и синтез занимались: У В. Ульенкова, Т. В. Егорова, Т. А. Стрекалова, Н. Г. Поддубная, В. И. Лубовский, Е. С. Слепович, Р. Д.Триггер, Н. Ю. Борякова, Е. Н.Васильева, Г. Н. Ефремова [10; 16; 21; 24; 25;].
Мыслительные операции «анализ» и «синтез» являются инструментом познания человеком окружающей действительности, формирование данных операций является важным фактором становления всесторонне развитой личности. Уровень сформированности мыслительных операций «анализ» и «синтез» играет важную роль в формировании всех видов образовательной деятельности. Мыслительные операции «анализ» и «синтез» относятся к базису мыслительной деятельности. До сих пор формирование мыслительных операций «анализ» и «синтез» остается наиболее сложным направлением работы в системе воспитания и обучения дошкольников с ЗПР. Отсюда следует актуальность изучения данной проблемы.
Объект исследования: коррекционно - развивающий процесс, направленный на формирование мыслительных операций «анализ» и «синтез» детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Предмет исследования: условия формирования мыслительных операций «анализ» и «синтез» у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Цель исследования поиск эффективных условий формирования мыслительных операций «анализ» и «синтез» у детей шестого года жизни с задержкой психического развития.
Гипотеза: мы предполагаем, что формирование мыслительных операций «анализ» и «синтез» у детей шестого года жизни с задержкой психического развития будет происходить более успешно, если игровой комплекс будет реализован последовательно, включая поэтапное формирование высших психических функций, которые обеспечивают мыслительные операции «анализ» и «синтез» в совместной деятельности с воспитателем в образовательной деятельности и в режимных моментах.
Задачи исследования:
1. Проанализировать специальную психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме формирования мыслительных операций «анализ» и «синтез» у детей шестого года жизни с задержкой психического развития.
2. Выявить уровень сформированности мыслительных операций «анализ» и «синтез» у детей шестого года жизни с задержкой психического развития.
3. Разработать комплекс игр и упражнений, способствующих развитию мыслительных операций «анализ» и «синтез» у детей шестого года жизни с задержкой психического развития.
Методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы.
2. Педагогический эксперимент в единстве его этапов: констатирующий, формирующий и контрольный.
3. Метод обработки данных: количественный и качественный анализ результатов исследования.
Организация исследования. Исследование проводилось на базе МДОУ "Детский сад № 98". В нем приняло участие 5 детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы из 51 источника, приложения.
Изучив и проанализировав психолого-педагогическую и специальную литературу, было определено, что:
Анализ - это мыслительная операция, при которой происходит мысленное разъединение предмета на образующие его части, выделение отдельных качеств, свойств, признаков.
Синтез — это мыслительный процесс, направленный на воссоединение целого из отдельных частей, качеств, свойств.
Так же, были определены, понятие «задержка психического развития» и особенности развития детей данной категории.
К особенностям освоения мыслительной операции «анализ» у детей шестого года жизни с задержкой психического развития относят: трудности выделения частей из целого; трудности выделения главного, дети выделяют незначительные признаки; анализ объектов отличается меньшей полнотой и недостаточной точностью; анализ характеризуется не планомерностью, недостаточной тонкостью, односторонностью; не учитываются малозаметные детали.
Особенностями освоения мыслительной операции «синтез» являются: сложность создания целого из частей; детям тяжело установить особенности расположения частей в объекте; затруднено мысленное объединение определенных частей, свойств объекта; дети не учитывают малозаметные детали; испытывают трудности в пространственном оперировании образами.
Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Г. А. Урунтаева, Д. Б. Эльконин определяют, что игры и упражнения являются наиболее эффективным и действенным методом формирования мыслительных операций «анализ» и «синтез».
Игра - форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры [38].
Для выявления уровня сформированности мыслительных операций «анализ» и «синтез» у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития были использованы следующие методики:
— методика "Составление целого из частей " (С. Д. Забрамная);
— методика «Зашумлённые картинки» (А.Р. Лурия);
— методика «Складывание разрезных картинок» (Н. Я. Семаго, М. М. Семаго);
— методика «Чего не хватает на этих рисунках?» (Р.С. Немов);
— методика «Последовательные картинки» (С.Д. Забрамная, О.В. Боровик).
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МДОУ "Детский сад № 98". В исследовании принимали участие дети старшей группы в количестве 5 человек.
Проанализировав результаты констатирующего этапа исследования, выявили, что дети, участвовавшие в констатирующем этапе исследования, выполнили задание на низком (60%) и среднем (40%) уровнях.
Было установлено, что для повышения уровня сформированности мыслительных операций анализ и синтез у детей 5-6 лет с задержкой психического развития необходимо проводить коррекционную работу.
Мы систематизировали и структурировали игры и упражнения по основным направлениям работы со старшими дошкольниками с задержкой психического развития:
1) развитие целенаправленного внимания;
2) развитие восприятия и овладение сенсорными эталонами;
3) формирование умения выделять целое из частей и части из целого;
4) формирование умения устанавливать особенности расположения частей в объекте;
5) формирование умения мысленно объединять определенные части, свойства объекта;
6) формирование умения выделять главное из незначительных признаков и формирование умения выделять малозаметные детали;
7) формирование умения детей пространственному оперированию образами.
Игры и игровые упражнения дефектолог включает в коррекционно-развивающие занятия, а воспитатель в образовательную деятельность и режимные моменты.
Использование систематизированных нами игр и упражнений в работе педагогов дошкольных организаций может способствовать развитию и коррекции мыслительных операций «анализ» и «синтез» старших дошкольников с ЗПР.
Таким образом, цель работы достигнута, задачи решены.
Анализ - это мыслительная операция, при которой происходит мысленное разъединение предмета на образующие его части, выделение отдельных качеств, свойств, признаков.
Синтез — это мыслительный процесс, направленный на воссоединение целого из отдельных частей, качеств, свойств.
Так же, были определены, понятие «задержка психического развития» и особенности развития детей данной категории.
К особенностям освоения мыслительной операции «анализ» у детей шестого года жизни с задержкой психического развития относят: трудности выделения частей из целого; трудности выделения главного, дети выделяют незначительные признаки; анализ объектов отличается меньшей полнотой и недостаточной точностью; анализ характеризуется не планомерностью, недостаточной тонкостью, односторонностью; не учитываются малозаметные детали.
Особенностями освоения мыслительной операции «синтез» являются: сложность создания целого из частей; детям тяжело установить особенности расположения частей в объекте; затруднено мысленное объединение определенных частей, свойств объекта; дети не учитывают малозаметные детали; испытывают трудности в пространственном оперировании образами.
Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Г. А. Урунтаева, Д. Б. Эльконин определяют, что игры и упражнения являются наиболее эффективным и действенным методом формирования мыслительных операций «анализ» и «синтез».
Игра - форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры [38].
Для выявления уровня сформированности мыслительных операций «анализ» и «синтез» у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития были использованы следующие методики:
— методика "Составление целого из частей " (С. Д. Забрамная);
— методика «Зашумлённые картинки» (А.Р. Лурия);
— методика «Складывание разрезных картинок» (Н. Я. Семаго, М. М. Семаго);
— методика «Чего не хватает на этих рисунках?» (Р.С. Немов);
— методика «Последовательные картинки» (С.Д. Забрамная, О.В. Боровик).
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МДОУ "Детский сад № 98". В исследовании принимали участие дети старшей группы в количестве 5 человек.
Проанализировав результаты констатирующего этапа исследования, выявили, что дети, участвовавшие в констатирующем этапе исследования, выполнили задание на низком (60%) и среднем (40%) уровнях.
Было установлено, что для повышения уровня сформированности мыслительных операций анализ и синтез у детей 5-6 лет с задержкой психического развития необходимо проводить коррекционную работу.
Мы систематизировали и структурировали игры и упражнения по основным направлениям работы со старшими дошкольниками с задержкой психического развития:
1) развитие целенаправленного внимания;
2) развитие восприятия и овладение сенсорными эталонами;
3) формирование умения выделять целое из частей и части из целого;
4) формирование умения устанавливать особенности расположения частей в объекте;
5) формирование умения мысленно объединять определенные части, свойства объекта;
6) формирование умения выделять главное из незначительных признаков и формирование умения выделять малозаметные детали;
7) формирование умения детей пространственному оперированию образами.
Игры и игровые упражнения дефектолог включает в коррекционно-развивающие занятия, а воспитатель в образовательную деятельность и режимные моменты.
Использование систематизированных нами игр и упражнений в работе педагогов дошкольных организаций может способствовать развитию и коррекции мыслительных операций «анализ» и «синтез» старших дошкольников с ЗПР.
Таким образом, цель работы достигнута, задачи решены.
Подобные работы
- Коррекционная работа по развитию лексико-грамматического строя языка у обучающихся младших классов с нарушением зренияУральский государственный педагогический университет
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2025



