Роль малого и среднего предпринимательства в политическом процессе (на примере Санкт-Петербурга и Ленинградской области)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО КАК ОБЪЕКТ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ 8
1.1 Основные теоретико-методологические подходы к изучению роли бизнеса в
политических процессах 8
1.2 Специфика малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге и
Ленинградской области 19
ГЛАВА 2. МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССАХ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ 26
2.1 Малый и средний бизнес как объект государственной политики в Санкт-Петербурге и
Ленинградской области 26
2.2 Особенности функционального представительства интересов малого и среднего
предпринимательства в Санкт-Петербурге и Ленинградской области 41
2.3 Малое и среднее предпринимательство в электоральных процессах Санкт-Петербурга и
Ленинградской области 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 85
ГЛАВА 1. МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО КАК ОБЪЕКТ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ 8
1.1 Основные теоретико-методологические подходы к изучению роли бизнеса в
политических процессах 8
1.2 Специфика малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге и
Ленинградской области 19
ГЛАВА 2. МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССАХ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ 26
2.1 Малый и средний бизнес как объект государственной политики в Санкт-Петербурге и
Ленинградской области 26
2.2 Особенности функционального представительства интересов малого и среднего
предпринимательства в Санкт-Петербурге и Ленинградской области 41
2.3 Малое и среднее предпринимательство в электоральных процессах Санкт-Петербурга и
Ленинградской области 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 85
Актуальность исследования. Процесс тотальной политико-экономической трансформации, в которой на сегодняшний день находится Россия, обусловливает императивный характер необходимости структурной перестройки экономической и политической систем. По мнению ряда экспертов, общественных и политических деятелей, высших должностных лиц государства, предыдущая модель развития исчерпала потенциал. Переход к новой реальности должен сопровождаться реформами как в экономической (прежде всего, речь идет о развитии инновационных производств), так и в политической сферах (децентрализация, развитие гражданского общества и системы представительства интересов).
В перечисленных выше процессах ключевую роль могут иметь представители малого и среднего бизнеса. Данный социальный слой является носителем как модернизационного потенциала в сфере экономики, так и специфического рода политической культуры участия, способной стать одним из драйверов качественной трансформации политической системы в России.
В силу перечисленных выше причин проблемы малого и среднего бизнеса часто переносится из экономической области в политическую. К политической проблематике в данной области относится, прежде всего, совершенствование механизмов государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, а также обеспечение условий для инкорпорации представителей малого и среднего предпринимательства в систему принятия политических решений, затрагивающих интересы бизнеса. Первым и зачастую
наиболее важным элементом строительства новых отношений между малым бизнесом и властью является обеспечение качественной государственной политики в отношении малого и среднего предпринимательства на региональном уровне.
Соответственно, научная проблема заключается в том, что, несмотря на широкую представленность исследований по концептуальному осмыслению роли бизнеса (в том числе, и малого) в политических процессах, на сегодняшний день в отечественной политической науке практически отсутствуют актуальные исследования региональной специфики политического участия малого и среднего бизнеса. В особенности это касается Санкт-Петербурга и Ленинградской области, в отношении которых таких исследований единицы.
Объектом исследования являются субъекты малого и среднего предпринимательства.
В качестве предмета исследования можно обозначить особенности государственной политики в сфере развития малого и среднего предпринимательства, практики политического представительства интересов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.
Целью настоящего исследования является определение роли малого и среднего бизнеса в политическом процессе Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Для достижения указанной цели необходимо выполнение следующих задач:
1) Выявить методологический инструментарий исследования посредством анализа основных теоретических и методологических подходов к изучению взаимодействия власти и бизнеса;
2) Охарактеризовать особенности малого и среднего
предпринимательства, выявить степень его вклада в общественное благосостояние в Санкт-Петербурге и Ленинградской области;
3) Зафиксировать особенности государственной политики Санкт- Петербурга и Ленинградской области в отношении малого и среднего бизнеса;
4) Охарактеризовать систему функционального представительства интересов малого и среднего бизнеса Санкт-Петербурга и Ленинградской области;
5) Выявить специфику электорального представительства интересов малого и среднего бизнеса в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.
Теоретико-методологическая основа исследования. Изучение роли малого и среднего предпринимательства в настоящей работе основывается на понимании политического процесса, во-первых, как государственной политики по развитию малого и среднего предпринимательства, и, во-вторых, как политическое участие представителей малого и среднего предпринимательства. Теоретико-методологической основной для исследования первого из выделенных направлений является институциональный подход (исследование правовых основ и неформальных практик государственной политики в отношении малого и среднего предпринимательства). К теоретическим основами изучения политического участия также относится институциональный подход, включающий в себя теории среднего уровня (теория групп интересов). Термины «малое и среднее предпринимательство» и «малый и средний бизнес» понимаются в рамках данной работы как синонимы.
В рамках данной работы используются такие методы исследования, как анализ теоретических работ, статистических данных, нормативно-правовых документов, их синтез, сравнительный метод, исследование политических фактов, содержащихся в прессе, биографический метод.
Эмпирическую базу исследования составляют статические данные Федеральной службы государственной статистики, аналитические отчеты органов государственной власти, нормативно-правовые документы федерального, регионального и муниципального уровней, уставные документы организаций, представляющих собой инфраструктуру поддержки предпринимательства и общественных объединений предпринимателей, политических партий, материалы СМИ.
Степень научной разработанности проблемы. Проблематика
исследования государственной политики современной России разработана в трудах Л. В. Сморгунова, С.С. Сулакшина, М. Ю. Погорелко, И.В. Репина, К.А. Лунякина, Т.Ф. Сорокиной, Д.В. Шаркова. Источниками для изучения политического участия представителей малого и среднего предпринимательства служат классические труды Ф. Гегеля, М. Дюверже, а также труды современных отечественных исследователей С.П. Перегудова,
А.В. Виленского, И.М. Бунина, С. Барсуковой, Н.А. Кисовской.
Научная новизна исследования. Работа представляет собой опыт исследования механизмов политического участия бизнеса на региональном уровне в период тотальной перестройки политико-экономического порядка в стране и регионах.
Теоретическая значимость исследования. Работа может быть использована для дальнейшего изучения роли малого и среднего предпринимательства в политическом процессе, а также для преподавания ряда политологических дисциплин.
Практическая значимость исследования. Результаты работы могут быть использованы для совершенствования основ государственной политики в отношении малого и среднего предпринимательства, разработки стратегии взаимодействия предпринимательского сообщества и органов государственной власти.
Структура работы. Цель и задачи определили объем и содержание работы. Она состоит из введения, 5 параграфов, объединенных в 2 главы, заключения, списка использованной литературы.
В перечисленных выше процессах ключевую роль могут иметь представители малого и среднего бизнеса. Данный социальный слой является носителем как модернизационного потенциала в сфере экономики, так и специфического рода политической культуры участия, способной стать одним из драйверов качественной трансформации политической системы в России.
В силу перечисленных выше причин проблемы малого и среднего бизнеса часто переносится из экономической области в политическую. К политической проблематике в данной области относится, прежде всего, совершенствование механизмов государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, а также обеспечение условий для инкорпорации представителей малого и среднего предпринимательства в систему принятия политических решений, затрагивающих интересы бизнеса. Первым и зачастую
наиболее важным элементом строительства новых отношений между малым бизнесом и властью является обеспечение качественной государственной политики в отношении малого и среднего предпринимательства на региональном уровне.
Соответственно, научная проблема заключается в том, что, несмотря на широкую представленность исследований по концептуальному осмыслению роли бизнеса (в том числе, и малого) в политических процессах, на сегодняшний день в отечественной политической науке практически отсутствуют актуальные исследования региональной специфики политического участия малого и среднего бизнеса. В особенности это касается Санкт-Петербурга и Ленинградской области, в отношении которых таких исследований единицы.
Объектом исследования являются субъекты малого и среднего предпринимательства.
В качестве предмета исследования можно обозначить особенности государственной политики в сфере развития малого и среднего предпринимательства, практики политического представительства интересов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.
Целью настоящего исследования является определение роли малого и среднего бизнеса в политическом процессе Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Для достижения указанной цели необходимо выполнение следующих задач:
1) Выявить методологический инструментарий исследования посредством анализа основных теоретических и методологических подходов к изучению взаимодействия власти и бизнеса;
2) Охарактеризовать особенности малого и среднего
предпринимательства, выявить степень его вклада в общественное благосостояние в Санкт-Петербурге и Ленинградской области;
3) Зафиксировать особенности государственной политики Санкт- Петербурга и Ленинградской области в отношении малого и среднего бизнеса;
4) Охарактеризовать систему функционального представительства интересов малого и среднего бизнеса Санкт-Петербурга и Ленинградской области;
5) Выявить специфику электорального представительства интересов малого и среднего бизнеса в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.
Теоретико-методологическая основа исследования. Изучение роли малого и среднего предпринимательства в настоящей работе основывается на понимании политического процесса, во-первых, как государственной политики по развитию малого и среднего предпринимательства, и, во-вторых, как политическое участие представителей малого и среднего предпринимательства. Теоретико-методологической основной для исследования первого из выделенных направлений является институциональный подход (исследование правовых основ и неформальных практик государственной политики в отношении малого и среднего предпринимательства). К теоретическим основами изучения политического участия также относится институциональный подход, включающий в себя теории среднего уровня (теория групп интересов). Термины «малое и среднее предпринимательство» и «малый и средний бизнес» понимаются в рамках данной работы как синонимы.
В рамках данной работы используются такие методы исследования, как анализ теоретических работ, статистических данных, нормативно-правовых документов, их синтез, сравнительный метод, исследование политических фактов, содержащихся в прессе, биографический метод.
Эмпирическую базу исследования составляют статические данные Федеральной службы государственной статистики, аналитические отчеты органов государственной власти, нормативно-правовые документы федерального, регионального и муниципального уровней, уставные документы организаций, представляющих собой инфраструктуру поддержки предпринимательства и общественных объединений предпринимателей, политических партий, материалы СМИ.
Степень научной разработанности проблемы. Проблематика
исследования государственной политики современной России разработана в трудах Л. В. Сморгунова, С.С. Сулакшина, М. Ю. Погорелко, И.В. Репина, К.А. Лунякина, Т.Ф. Сорокиной, Д.В. Шаркова. Источниками для изучения политического участия представителей малого и среднего предпринимательства служат классические труды Ф. Гегеля, М. Дюверже, а также труды современных отечественных исследователей С.П. Перегудова,
А.В. Виленского, И.М. Бунина, С. Барсуковой, Н.А. Кисовской.
Научная новизна исследования. Работа представляет собой опыт исследования механизмов политического участия бизнеса на региональном уровне в период тотальной перестройки политико-экономического порядка в стране и регионах.
Теоретическая значимость исследования. Работа может быть использована для дальнейшего изучения роли малого и среднего предпринимательства в политическом процессе, а также для преподавания ряда политологических дисциплин.
Практическая значимость исследования. Результаты работы могут быть использованы для совершенствования основ государственной политики в отношении малого и среднего предпринимательства, разработки стратегии взаимодействия предпринимательского сообщества и органов государственной власти.
Структура работы. Цель и задачи определили объем и содержание работы. Она состоит из введения, 5 параграфов, объединенных в 2 главы, заключения, списка использованной литературы.
В рамках настоящей работы были поставлены и достигнуты следующие задачи.
В рамках параграфа 1.1 была решена задача определения методологических основ исследования.
Было выявлено, что, во-первых, роль бизнеса должна быть изучена в контексте государственной политики. В рамках изучения специфики государственной политики в отношении бизнеса исследование должно проводиться, прежде всего, методами анализа нормативно-правовых
документов, имеющих отношение к проблематике бизнеса. Во-вторых, роль бизнеса должна быть изучена в ракурсе политического участия членов предпринимательского сообщества. Исследование роли бизнеса по данному направлению должно осуществляться посредством анализа партийных программ, нормативных документов организаций, представляющих интересы бизнеса, структуры органов государственной власти, а также политических фактов, содержащихся в прессе.
В рамках параграфа 1.2 была решена задача «охарактеризовать особенности малого и среднего предпринимательства, выявить степень его вклада в общественное благосостояние в Санкт-Петербурге и Ленинградской области». Было выявлено, что к основным характеристикам, позволяющим отнести рыночных агентов к субъектам малого или среднего предпринимательства, относятся соответствие ряду перечисленных в Законе требований. На основе исследования теоретических работ были выявлены основные функции малого и среднего бизнеса (потенциал инновационности, наполнение потребительского рынка, создание рабочих мест). На основе выделенных характеристик было осуществлено сравнение Санкт-Петербурга и Ленинградской области:
Количество малых и средних предприятий. Оба региона по данному показателю являются лидерами в России, однако их показатели отстают от уровня экономически развитых стран.
Удовлетворение потребительских нужд населения. По данному критерию показатели регионов в целом идентичны. Большая часть малых фирм Санкт- Петербурга и Ленинградской области работает в сфере оптовой и розничной торговли и оказания услуг, недвижимости и строительстве.
Среднесписочная численность занятых. В малом и среднем бизнесе Санкт-Петербурга занято 24%, в Ленинградской области более 30% населения региона. Данные показатели не менее, чем в два раза меньше, чем во многих зарубежных странах (от 46 до 78%).
В параграфе 2.1 решена задача «зафиксировать особенности государственной политики Санкт-Петербурга и Ленинградской области в отношении малого и среднего бизнеса».
В ходе исследования государственной политики было выявлено, что развитие малого и среднего предпринимательства имеет стратегическое значение для социально-экономического развития России.
Финансовая поддержка.
Программы поддержки. Программы финансовой поддержки в
рассматриваемых регионах отличаются по своему целевому назначению.
Инфраструктура поддержки. В Санкт-Петербурге для реализации государственной финансовой поддержки осуществляется деятельность фондов общегородского уровня. В Ленинградской области для осуществления государственной финансовой поддержки действуют как фонды как областного , так и муниципального уровня.
Оба региона обладают схожими проблемами в сфере оказания финансовой поддержки бизнесу. Это проблемы высоких налоговых и страховых платежей, неопределенности критериев выбора получателей помощи и пр.
Имущественная поддержка малого и среднего бизнеса.
Программы поддержки. В Санкт-Петербурге действуют программы по субсидированию затрат на сопровождение сделок на выкуп государственного имущества, а также субсидирование части арендных платежей, возмещение части платежей на приобретение оборудования в лизинг. В Ленинградской области на областном уровне действуют программы по возмещению части платежей на приобретение оборудования в лизинг, а также ряд муниципальных программ.
Инфраструктура поддержки. Имущественная поддержка малого и среднего предпринимательства осуществляется посредством предоставления льготных условий аренды имущества резидентам бизнес-инкубаторов. В Санкт- Петербурге на сегодняшний день имеется два таких инкубатора, в Ленинградской области четырнадцать.
Санкт-Петербург и Ленинградская область имеют схожие проблемы в имущественной сфере. Существуют проблемы плохого обеспечения прав собственности, длительных сроков осуществления административных процедур, криминальных практик.
Консультационная деятельность осуществляется в рассматриваемых регионах широким кругом организаций и по множеству направлений.
Кроме того, у обоих регионов схожие проблемы в сфере обеспечения условий для ведения предпринимательской деятельности: происходит
увеличение внеплановых проверок бизнеса, частично сохраняются криминальные практики, а также длительность некоторых административных процедур.
В рамках параграфа 2.2 было осуществлено решение задачи «Охарактеризовать систему функционального представительства интересов малого и среднего бизнеса Санкт-Петербурга и Ленинградской области».
Институт Уполномоченных по защите прав предпринимателей выполняет схожие функции в обоих регионах. Несмотря на то, что Уполномоченные по защите прав предпринимателей в обоих регионах имеют определенного рода лоббистский потенциал, в их деятельности, в основном, доминируют правозащитные функции.
Союзы промышленников и предпринимателей обоих регионов обладают наибольшим лоббистским потенциалом. Однако, по мнению экспертов, данные организации являются проводниками скорее интересов крупного бизнеса, нежели малого или среднего.
В структуре Торгово-промышленных палат обоих регионов имеются подразделения, в функционал которых входит развитие малого и среднего бизнеса. По мнению экспертов, система торгово-промышленных палат современной России является неявным элементом инфраструктуры государственной поддержки предпринимательства.
В Санкт-Петербурге одной из наиболее влиятельных организаций малого и среднего предпринимательства является «Деловая Россия». В Ленинградской области более активную роль в процессе репрезентации интересов малого бизнеса «Опора России». Однако в обоих регионах объединение «Деловая Россия» выступает в качестве пула для рекрутирования на важнейшие государственные должности, что имеет потенциал для формирования практик клиентского типа.
Среди каналов функционального представительства интересов бизнеса наибольшим влиянием в Санкт-Петербурге пользуется Общественный Совет по развитию малого предпринимательства при Губернаторе Санкт-Петербурга. Однако нельзя не отметить, что в Санкт-Петербурге существует раскол в предпринимательском сообществе. В Ленинградской области система репрезентации интересов малого и среднего предпринимательства имеет двойственную структуру. Действует, во-первых, консультативный орган при Губернаторе. Также в области действует консультативный орган при Законом Собрании, перечень членов которого фактически закреплен нормативно. В вопросе каналов представительства интересов предпринимательства в обоих регионах фактически функционирует корпоративная система.
В параграфе 2.3 была решена задача «Выявить специфику электорального представительства интересов малого и среднего бизнеса в Санкт-Петербурге и Ленинградской области».
Программные установки партии «Единая Россия» концентрируются в основном, на констатации необходимости повышения социальной ответственности бизнеса, необходимости его поддержки и инкорпорации в процесс принятия политических решений. Большинство из представителей руководящих органов партии и члены фракции в Законодательном Собраниях обоих регионов, имеющих отношение к бизнесу, имеют опыт работы в крупном, а не малом бизнесе, а также в общественных объединениях предпринимателей.
Программные установки партии «Справедливая Россия» в отношении малого предпринимательства заключаются в том, что декларируется необходимость повышения доли бизнеса в ВВП, для чего предлагается введение льгот для малого бизнеса. В обоих регионах лица, работавшие в бизнесе, являются выходцами именно из малого предпринимательства.
В программе партии КПРФ развитию малого бизнеса посвящен отдельный блок, где содержатся предложения по стимулированию активности малого предпринимательства. Партийные органы в обоих регионах проводят активную работу с представителями малого бизнеса. В Санкт-Петербурге среди представителей бизнеса в партии доминируют бывшие директора крупных предприятий, а также члены протестных движений предпринимателей. Для Ленинградской области определить такие данные не представилось возможным.
В программе ЛДПР проблематика малого и среднего бизнеса освещена в контексте компаний, занимающихся научными разработками. Предлагается полная отмена налогов для такого рода организаций. В Законодательном Собрании Санкт-Петербурга 1 из 5 членов фракции ЛДПР имеет опыт работы в бизнесе, а в Ленинградской области-2 из 4.
Программные установки в отношении малого и среднего бизнеса представителей партии «Яблоко» предполагают предложения по расширению прав малых предпринимателей, а также ряд инфраструктурных инициатив. В Законодательном Собрании Санкт-Петербурга 2 из 6 членов являются представителями малого бизнеса. Для Ленинградской области изучить такие данные не представилось возможным.
Также были исследованы программные установки партии, не представленной в законодательных органах исследуемых регионов. Программные установки «Партии роста» в отношении малого и среднего предпринимательства основываются на том, что предлагают меры по введению «налоговых каникул» для малого бизнеса, моратория на плановые проверки, двукратное снижение штрафов для малого и среднего бизнеса.
Также были исследованы программные установки представителя Российской экологической партии «Зеленые» на губернаторских выборах в Санкт-Петербурге в 2014 году-Т.Р. Бикбаева. В программе кандидата декларируется, что малое и среднее предпринимательство нуждается, в первую очередь, в уменьшении финансового бремени со стороны государства, снижении административных барьеров, предоставлении льготных кредитных средств.
Также был произведен анализ рейтинга законодателей Санкт-Петербурга по критерию их влияния на деловой климат города. По результатам анализа был сделан вывод, что влияние депутатов, представляющих «Единую Россию», происходит, в основном, прямым образом. Представителям оппозиционных партий, которые занимают лидирующее положение в рассматриваемом рейтинге, напротив, более свойственно непрямое влияние на бизнес-среду.
Таким образом, исходя из сказанного выше, можно сделать вывод, что цель исследования была достигнута.
Безусловно, исследование проблематики участия малого и среднего предпринимательства требует интенсификации дальнейших исследований по
данной теме. Наиболее перспективным направлением исследования данной темы относятся изучение возможностей для совершенствования государственной политики. Также, безусловно, необходимо проводить дальнейшие научные исследования с целью вынесения рекомендаций по дальнейшему совершенствованию системы функционального
представительства интересов малого и среднего бизнеса.
В рамках параграфа 1.1 была решена задача определения методологических основ исследования.
Было выявлено, что, во-первых, роль бизнеса должна быть изучена в контексте государственной политики. В рамках изучения специфики государственной политики в отношении бизнеса исследование должно проводиться, прежде всего, методами анализа нормативно-правовых
документов, имеющих отношение к проблематике бизнеса. Во-вторых, роль бизнеса должна быть изучена в ракурсе политического участия членов предпринимательского сообщества. Исследование роли бизнеса по данному направлению должно осуществляться посредством анализа партийных программ, нормативных документов организаций, представляющих интересы бизнеса, структуры органов государственной власти, а также политических фактов, содержащихся в прессе.
В рамках параграфа 1.2 была решена задача «охарактеризовать особенности малого и среднего предпринимательства, выявить степень его вклада в общественное благосостояние в Санкт-Петербурге и Ленинградской области». Было выявлено, что к основным характеристикам, позволяющим отнести рыночных агентов к субъектам малого или среднего предпринимательства, относятся соответствие ряду перечисленных в Законе требований. На основе исследования теоретических работ были выявлены основные функции малого и среднего бизнеса (потенциал инновационности, наполнение потребительского рынка, создание рабочих мест). На основе выделенных характеристик было осуществлено сравнение Санкт-Петербурга и Ленинградской области:
Количество малых и средних предприятий. Оба региона по данному показателю являются лидерами в России, однако их показатели отстают от уровня экономически развитых стран.
Удовлетворение потребительских нужд населения. По данному критерию показатели регионов в целом идентичны. Большая часть малых фирм Санкт- Петербурга и Ленинградской области работает в сфере оптовой и розничной торговли и оказания услуг, недвижимости и строительстве.
Среднесписочная численность занятых. В малом и среднем бизнесе Санкт-Петербурга занято 24%, в Ленинградской области более 30% населения региона. Данные показатели не менее, чем в два раза меньше, чем во многих зарубежных странах (от 46 до 78%).
В параграфе 2.1 решена задача «зафиксировать особенности государственной политики Санкт-Петербурга и Ленинградской области в отношении малого и среднего бизнеса».
В ходе исследования государственной политики было выявлено, что развитие малого и среднего предпринимательства имеет стратегическое значение для социально-экономического развития России.
Финансовая поддержка.
Программы поддержки. Программы финансовой поддержки в
рассматриваемых регионах отличаются по своему целевому назначению.
Инфраструктура поддержки. В Санкт-Петербурге для реализации государственной финансовой поддержки осуществляется деятельность фондов общегородского уровня. В Ленинградской области для осуществления государственной финансовой поддержки действуют как фонды как областного , так и муниципального уровня.
Оба региона обладают схожими проблемами в сфере оказания финансовой поддержки бизнесу. Это проблемы высоких налоговых и страховых платежей, неопределенности критериев выбора получателей помощи и пр.
Имущественная поддержка малого и среднего бизнеса.
Программы поддержки. В Санкт-Петербурге действуют программы по субсидированию затрат на сопровождение сделок на выкуп государственного имущества, а также субсидирование части арендных платежей, возмещение части платежей на приобретение оборудования в лизинг. В Ленинградской области на областном уровне действуют программы по возмещению части платежей на приобретение оборудования в лизинг, а также ряд муниципальных программ.
Инфраструктура поддержки. Имущественная поддержка малого и среднего предпринимательства осуществляется посредством предоставления льготных условий аренды имущества резидентам бизнес-инкубаторов. В Санкт- Петербурге на сегодняшний день имеется два таких инкубатора, в Ленинградской области четырнадцать.
Санкт-Петербург и Ленинградская область имеют схожие проблемы в имущественной сфере. Существуют проблемы плохого обеспечения прав собственности, длительных сроков осуществления административных процедур, криминальных практик.
Консультационная деятельность осуществляется в рассматриваемых регионах широким кругом организаций и по множеству направлений.
Кроме того, у обоих регионов схожие проблемы в сфере обеспечения условий для ведения предпринимательской деятельности: происходит
увеличение внеплановых проверок бизнеса, частично сохраняются криминальные практики, а также длительность некоторых административных процедур.
В рамках параграфа 2.2 было осуществлено решение задачи «Охарактеризовать систему функционального представительства интересов малого и среднего бизнеса Санкт-Петербурга и Ленинградской области».
Институт Уполномоченных по защите прав предпринимателей выполняет схожие функции в обоих регионах. Несмотря на то, что Уполномоченные по защите прав предпринимателей в обоих регионах имеют определенного рода лоббистский потенциал, в их деятельности, в основном, доминируют правозащитные функции.
Союзы промышленников и предпринимателей обоих регионов обладают наибольшим лоббистским потенциалом. Однако, по мнению экспертов, данные организации являются проводниками скорее интересов крупного бизнеса, нежели малого или среднего.
В структуре Торгово-промышленных палат обоих регионов имеются подразделения, в функционал которых входит развитие малого и среднего бизнеса. По мнению экспертов, система торгово-промышленных палат современной России является неявным элементом инфраструктуры государственной поддержки предпринимательства.
В Санкт-Петербурге одной из наиболее влиятельных организаций малого и среднего предпринимательства является «Деловая Россия». В Ленинградской области более активную роль в процессе репрезентации интересов малого бизнеса «Опора России». Однако в обоих регионах объединение «Деловая Россия» выступает в качестве пула для рекрутирования на важнейшие государственные должности, что имеет потенциал для формирования практик клиентского типа.
Среди каналов функционального представительства интересов бизнеса наибольшим влиянием в Санкт-Петербурге пользуется Общественный Совет по развитию малого предпринимательства при Губернаторе Санкт-Петербурга. Однако нельзя не отметить, что в Санкт-Петербурге существует раскол в предпринимательском сообществе. В Ленинградской области система репрезентации интересов малого и среднего предпринимательства имеет двойственную структуру. Действует, во-первых, консультативный орган при Губернаторе. Также в области действует консультативный орган при Законом Собрании, перечень членов которого фактически закреплен нормативно. В вопросе каналов представительства интересов предпринимательства в обоих регионах фактически функционирует корпоративная система.
В параграфе 2.3 была решена задача «Выявить специфику электорального представительства интересов малого и среднего бизнеса в Санкт-Петербурге и Ленинградской области».
Программные установки партии «Единая Россия» концентрируются в основном, на констатации необходимости повышения социальной ответственности бизнеса, необходимости его поддержки и инкорпорации в процесс принятия политических решений. Большинство из представителей руководящих органов партии и члены фракции в Законодательном Собраниях обоих регионов, имеющих отношение к бизнесу, имеют опыт работы в крупном, а не малом бизнесе, а также в общественных объединениях предпринимателей.
Программные установки партии «Справедливая Россия» в отношении малого предпринимательства заключаются в том, что декларируется необходимость повышения доли бизнеса в ВВП, для чего предлагается введение льгот для малого бизнеса. В обоих регионах лица, работавшие в бизнесе, являются выходцами именно из малого предпринимательства.
В программе партии КПРФ развитию малого бизнеса посвящен отдельный блок, где содержатся предложения по стимулированию активности малого предпринимательства. Партийные органы в обоих регионах проводят активную работу с представителями малого бизнеса. В Санкт-Петербурге среди представителей бизнеса в партии доминируют бывшие директора крупных предприятий, а также члены протестных движений предпринимателей. Для Ленинградской области определить такие данные не представилось возможным.
В программе ЛДПР проблематика малого и среднего бизнеса освещена в контексте компаний, занимающихся научными разработками. Предлагается полная отмена налогов для такого рода организаций. В Законодательном Собрании Санкт-Петербурга 1 из 5 членов фракции ЛДПР имеет опыт работы в бизнесе, а в Ленинградской области-2 из 4.
Программные установки в отношении малого и среднего бизнеса представителей партии «Яблоко» предполагают предложения по расширению прав малых предпринимателей, а также ряд инфраструктурных инициатив. В Законодательном Собрании Санкт-Петербурга 2 из 6 членов являются представителями малого бизнеса. Для Ленинградской области изучить такие данные не представилось возможным.
Также были исследованы программные установки партии, не представленной в законодательных органах исследуемых регионов. Программные установки «Партии роста» в отношении малого и среднего предпринимательства основываются на том, что предлагают меры по введению «налоговых каникул» для малого бизнеса, моратория на плановые проверки, двукратное снижение штрафов для малого и среднего бизнеса.
Также были исследованы программные установки представителя Российской экологической партии «Зеленые» на губернаторских выборах в Санкт-Петербурге в 2014 году-Т.Р. Бикбаева. В программе кандидата декларируется, что малое и среднее предпринимательство нуждается, в первую очередь, в уменьшении финансового бремени со стороны государства, снижении административных барьеров, предоставлении льготных кредитных средств.
Также был произведен анализ рейтинга законодателей Санкт-Петербурга по критерию их влияния на деловой климат города. По результатам анализа был сделан вывод, что влияние депутатов, представляющих «Единую Россию», происходит, в основном, прямым образом. Представителям оппозиционных партий, которые занимают лидирующее положение в рассматриваемом рейтинге, напротив, более свойственно непрямое влияние на бизнес-среду.
Таким образом, исходя из сказанного выше, можно сделать вывод, что цель исследования была достигнута.
Безусловно, исследование проблематики участия малого и среднего предпринимательства требует интенсификации дальнейших исследований по
данной теме. Наиболее перспективным направлением исследования данной темы относятся изучение возможностей для совершенствования государственной политики. Также, безусловно, необходимо проводить дальнейшие научные исследования с целью вынесения рекомендаций по дальнейшему совершенствованию системы функционального
представительства интересов малого и среднего бизнеса.
Подобные работы
- Промышленные зоны как формы территориальной организации производства Ленинградской области
Магистерская диссертация, география. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2017 - МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В РФ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2016 - УПРАВЛЕНИЕ БРЕНДИНГОМ ТЕРРИТОРИЙ РЕГИОНОВ СЕВЕРО- ЗАПАДНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ПРИВЛЕК/ СТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Развитие международных финансовых центров: особенности России и Китая
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2023 - ОСОБЕННОСТИ ВИРУСНОЙ РЕКЛАМЫ В СОЦИАЛЬНЫХ
МЕДИА В МОЛОДЕЖНОМ СЕГМЕНТЕ РЫНКА
РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ Г.КРАСНОЯРСКА
Бакалаврская работа, реклама & PR. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Российско-шведское экономическое сотрудничество в Северо-Западном федеральном округе (2014-2018 гг.)
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2019 - Советско-немецкие концессии периода Веймарской республики
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2020 - Конституционо-правовые основы интеллектуальной собственности
(12.00.02)
Диссертации (РГБ), конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 1999 - Конституционно-правовые основы интеллектуальной собственности
Диссертация , конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 1999



