Заказать работу


Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РОЛЬ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ПРОСТРАНСТВЕННОМ РАЗВИТИИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Работа №35075
Тип работыДипломные работы, ВКР
Предметгеография
Объем работы114
Год сдачи2019
Стоимость3700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено 147
Не подходит работа?

Узнай цену на написание

ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЗНАЧИМОСТИ МАЛОГО
И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ПРОСТРАНСТВЕННОМ РАЗВИТИИ РЕГИОНА 8
1.1. Теоретические аспекты пространственного развития территории 8
1.2 Пространственное развитие в стратегиях развития региона 13
1.3 Характер влияния малого и среднего предпринимательства на развитие
региона 24
1.3.1 Фирма как базовая единица пространства 24
1.3.2 Вклад в валовой региональный продукт 29
1.3.3 Обеспечение занятости 32
1.3.4 Создание конкурентной среды 36
1.3.5 Малый бизнес и аутсорсинг 40
2. РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РОЛИ МАЛОГО И
СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ПРОСТРАНСТВЕННОМ РАЗВИТИИ РЕГИОНА 45
2.1. Методологическая основа для разработки методики 45
2.2. Подбор показателей, характеризующих уровень развития МСП 47
2.3. Определение весовых коэффициентов показателей с помощью
экспертного опроса предпринимателей 49
2.4. Составление комплексного показателя уровня развития МСП 55
3. ИССЛЕДОВАНИЕ ЗНАЧИМОСТИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ЭКОНОМИКЕ РЕГИОНА С ПОМОЩЬЮ РАЗРАБОТАННОЙ МЕТОДИКИ НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН 58
3.1. Представление информации по каждому из показателей для Республики
Татарстан 58
3.2. Анализ уровня развития малого и среднего предпринимательства в
муниципальных районах и городских округах Республики Татарстан 65
3.3. Рекомендации по совершенствованию деятельности региональных и
местных властей в решении проблемы территориальной организации экономики региона 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 88
ПРИЛОЖЕНИЯ


Актуальность исследования. Развитие малого и среднего предпринимательства является одним из приоритетных направлений экономической политики регионов и страны в целом. Сфера малого и среднего бизнеса не просто способствует развитию экономики, а придаёт ему постоянно воспроизводящийся характер, позволяет формировать единое экономическое пространство.
С пространственным развитием напрямую связано понятие «экономического пространства». Экономическое пространство, по Ф. Перроксу, - силовое поле, порождаемое фирмами и взаимосвязями, что напрямую связано с деятельностью различных субъектов хозяйствования, в том числе и малых предприятий.
Возникает вопрос: какую роль играет сектор малого и среднего предпринимательства при формировании единого экономического пространства? И можно ли говорить о том, что сектор МСП является субъектом пространственной экономики?
При достаточно широкой разработанности проблематики МСП, расположенных на территории конкретного региона страны, ощущается всевозрастающий дефицит исследований по обосновании теоретических, методологических и прикладных аспектов размещения субъектов сферы малого и среднего бизнеса в контексте пространственного распределения экономических ресурсов, традиционно рассматриваемых школой известных российских регионалистов (А. Г. Гранберг, В. В. Кулешов, В. Н. Лексин, П. А. Минакир, Н. Н. Михеева А. С. Новоселов, В. Е. Селиверстов, В. И. Суслов, С.
А. Суспицын, А. Н. Швецов, Б. М. Штульберг).
Пространственное распределение экономической деятельности оказывается целесообразным ввиду различий в социально-экономическом положении территорий, и связано, прежде всего, с рациональным разделением труда, размещением природных ресурсов, формированием эффективных пропорций хозяйственного взаимодействия различных экономических субъектов.
Эта неравномерность существовала всегда, но реально использовать ее для экономического роста удалось лишь тогда, когда появились соответствующие средства коммуникации, которые стали новым источником конкурентных преимуществ территории и, по сути, меняют не только систему факторов размещения, но и структуру самого экономического пространства.
Отдельные ученые пространственное развитие территорий связывают с кластерами. Так Ю. Г. Лаврикова считает: «Во многом развитию сетевой структуры экономического пространства, укреплению его единства и целостности способствует внедрение кластерной формы организации бизнеса. Мировой опыт развитых стран убедительно доказывает как эффективность, так и неизбежную закономерность возникновения разного вида кластеров».
Во многих странах мира, так же как и в России, формирование кластеров стало важной частью государственной политики в области регионального развития. Целями этой политики являются развитие сектора малого и среднего предпринимательства вокруг крупных компаний, создание новых рабочих мест и, в конечном счете, повышение инновационного потенциала отрасли и конкурентоспособности региона.
На сегодняшний день отечественными учеными обоснованы теоретико - методологические подходы к использованию кластеров в качестве рыночного института пространственного развития экономики российских регионов (например, Ю. Г. Лаврикова). В связи с этим в России, прежде всего, в лице регионов начался переход от обсуждения необходимости создания кластеров к практике их построения.
Формирование кластеров в регионе является важнейшим моментом формирования развитой региональной экономики России. В общем виде кластер представляет собой сообщество фирм и компаний, тесно связанных отраслей, взаимно способствующих росту конкурентоспособности друг друга. Структурно же кластер представляет собой ядро в виде совокупности крупных предприятий, вокруг которых группируются региональные научные учреждения, региональная власть и субъекты МСП.
Получается, что поднятая проблема о сущности пространственного развития может рассматриваться в контексте таких терминов, как «пространственная экономика», «кластер», «малое и среднее предпринимательство».
Объект исследования - малое и среднее предпринимательство Республики Татарстан.
Предмет исследования - оценка значимости малого среднего предпринимательства в пространственном развитии Республики Татарстан на основе авторской методики.
Целью исследования является разработка методики для определения роли малого и среднего предпринимательства в территориальной организации экономики региона и апробация её на примере Республики Татарстан.
Задачи исследования:
1. Проанализировать тенденции развития малого и среднего предпринимательства на региональном и муниципальном уровнях.
2. Изучить теоретические положения, методическую документацию и статистические материалы по теме исследования;
3. Разработать теоретическую и методологическую основы определения места сферы малого и среднего предпринимательства в экономическом развитии региона в пространственном аспекте.
4. Разработать методологическую основу интегральной оценки роли малого и среднего предпринимательства в экономическом развитии региона в пространственном аспекте.
5. На основе исследования теоретического и практического материала сделать выводы и разработать рекомендации по внедрению новых принципов ведения региональной и местной политики в области поддержки и развития малого и среднего предпринимательства.
Методологическая и практическая части работ выполнены благодаря материалам, предоставленным Ассоциацией предприятий малого и среднего бизнеса Республики Татарстан и Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан.
Основные методы исследования, применяемые в работе: Анализ, экспертный опрос, статистический анализ данных, экономические расчеты и картографический метод.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании студенческих
и аспирантских работ!


Научная теория территориальной организации хозяйства имеет большое конструктивное значение, призвана служить обоснованию стратегии комплексного размещения производительных сил.
Предприятия являются субъектами рыночных отношений, выступают как свободные товаропроизводители. Какие же основные условия делают их полноправными субъектами рыночных отношений? Во-первых, движущий мотив деятельности - постоянное извлечение прибыли в процессе движения и роста капитала. Во-вторых, условием их функционирования является самостоятельность в действиях, определяемая потребностями рынка. Это - самостоятельность в использовании имущества, в определении производственной программы, в выборе поставщиков и потребителей, в формировании цен и распоряжении доходами после уплаты налогов. В-третьих, экономическая ответственность за результаты хозяйствования.
Развитие малого бизнеса воздействует не только на структуру рынка, степень вовлеченности широких слоев населения в систему предпринимательства, но и способствует созданию рабочих мест практически во всех секторах экономики. Вклад малого бизнеса в создание рабочих мест и поддержание занятости состоит также в том, что в условиях меняющихся требований рынка труда, крупномасштабных структурных и технологических перестроек малые предприятия обладают высокой гибкостью и способностью занять работников, высвобождающихся в ходе реорганизации крупных компаний.
Особо следует отметить потенциал малых предприятий в сфере исследований и разработок, освоения и реализации новых продуктов и услуг и, таким образом, в повышении национальной конкурентоспособности. А государственная поддержка инновационной активности малых предприятий обеспечивает занятость кадров высокой квалификации.
Кроме того, деятельность малых предприятий в экономически менее развитых районах может стать одним из важнейших факторов не только хозяйственного развития, но и социальной жизни. В стратегических планах по одной из приоритетных позиций должно быть расширение количества малых предприятий в депрессивных районах страны.
Малый бизнес считается важным субъектом модернизационных и инновационных процессов. Однако в имеющихся исследованиях не в полной мере оценены фактически сложившееся место и существующая роль малого бизнеса в экономике регионов различного типа, не до конца раскрыты его финансово-экономическое состояние, технологический облик и реальные возможности участия в модернизации. Кроме того, слабо изучено взаимодействие малого бизнеса с другими секторами региональной экономики, в частности распределение факторов производства между ними.
Одним из основных факторов, препятствующих развитию предпринимательской активности населения, является отсутствие конкурентной среды на рынке доступа к объектам инфраструктуры (электроэнергия, коммунальные услуги). Еще одна проблема для малого бизнеса - обеспечение доступа к использованию государственного и муниципального имущества. Проблемой развития малого бизнеса являются вопросы взаимодействия внутри бизнес-сообщества, а также взаимодействия предпринимателей с местными властями и проверяющими инстанциями.
Несмотря на то, что развитию МСП в Татарстане уделялось и будет уделяться внимание, следует понимать, что это только первые шаги на пути к здоровой экономике с развитым малым и средним бизнесом. Поэтому нашему региону необходимо перенимать опыт зарубежных стран с более развитой экономикой. Необходимо создание множества специализированных центров, привлечение интереса народа, принятие множества нормативно-правовых актов, создание и освоение новых программ по примеру развитых государств.
Максимальное значение уровня развития МСП имеют Тукаевский, Тюлячинский районы и город Казань. Высокий уровень развития МСП в Тукаевском районе вызвано близостью крупного города Набережные Челны - основного потребителя продукции малого и среднего предпринимательства. Сами Набережные Челны так же имеют относительно высокий показатель, однако меньший, чем в соседнем Тукаевском из-за большой роли крупных машиностроительных предприятий в городе.
Таким образом, разработанная рейтинговая система оценки уровня развития малого и среднего предпринимательства способна стать значимым элементом системы информационно-аналитического обеспечения предпринимательства в регионе и позволит повысить научную обоснованность принимаемых государственных решений в данном секторе экономики на муниципальном и региональном уровнях.



1. Закон Республики Татарстан «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года» от 17. 06.2015 № 40-ЗРТ.
2. Закон Республики Татарстан N 7-ЗРТ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан» от 10 октября 2011 года.
3. Постановление Кабинета Министров РТ N 763 «Об утверждении программы развития и размещения производительных сил Республики Татарстан на основе кластерного подхода до 2020 года и на период до 2030 года» от 22 октября 2008 года.
4. Распоряжение Правительства РФ от 13.02.2019 N 207-р «Об утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года» от 13 февраля 2019 г. N 207-р.
5. Федеральный закон № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 года.
Книги, монографии
6. Андреева И. Г. Региональные условия устойчивого и эффективного развития малого предпринимательства. И. Г. Андреева - Челябинск: Институт экономики Уральского отделения РАН, 2007. - 145 с.
7. Буев В.В., Сайдуллаев Ф.С., Шамрай А.А. Малое предпринимательство в регионах России в 2009 году. Индекс развития малого предпринимательства (уточненная версия). - М.: Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства, 2010 - 122 с.
8. Виленский А.В. Макроэкономические институциональные ограничения развития российского малого предпринимательства. М.: Наука. 2007. - 205 с.
9. Генералов В.В., Лычагин М.В. Анализ программ государственной поддержки предпринимательства / под ред. Г.М. Мкртчян. Новосибирск: СибАГС, 2004. - 98 с.
10. Гоманова Т.К., Лукьянова З.А. Малый бизнес в период депрессивного состояния экономики России // Актуальные финансовые исследования: теория, методология и практика. Сборник научных статей. Москва; Берлин, 2016. - 156 с.
11. Государство и бизнес: стратегия взаимодействия в экономике XXI
в.: коллективная монография / отв. ред. Л.Ф. Лебедева. М.: ИСКРАН, 2012. - 139 с.
12. Тюмерова, И.Б., Иванова, Т.Н. Теория и практика развития предпринимательства в АПК региона. - М.: LAP Lambert Academic Publishing,
2012. - 136 с.
13. Итоги сплошного федерального статистического наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства за 2010 г. М.: Информационно-издательский центр «Статистика России». 2012. - 125 с.
14. Лапуста М. Г., Поршнев А. Г., Старостин Ю. Л., Скамай Ю. Л. Предпринимательство. М.: ИНФРА-М. 2008. - 96 с.
15. Лукьянова З.А., Гоманова Т.К. Отраслевые финансы: учеб. пособие / З. А. Лукьянова, Т. К. Гоманова.- Новосибирск: СибАГС, 2006.- 192 с.
16. Лукьянова З.А., Остапова В.В., Овчинникова Ю.А. Российский бизнес в период кризиса: проблемы и перспективы развития // В сборнике: Академическая наука - Проблемы и достижения. Материалы VI международной научно-практической конференции, н. и. ц. «Академический». 2015. - 237 с.
17. Магера, И. Малый и средний бизнес в России: / И. Магера. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. - 104 c.
18. Мониторинг делового климата и деловой активности в муниципальных районах РТ за период 2015-2018 гг.: аналитический отчёт / под общ.ред. Р. А. Шайхудинова - Казань: Маркетинг-Сервис Бюро, 2018. - 92 с.
19. Пер Давидссон. Исследуя предпринимательство. Учебное пособие.
- М.: Высшая Школа Экономики (Государственный Университет), 2014. - 407 с.
20. Полтарыхин А.Л. Актуальные вопросы экономики и управления. - М.: Русайнс, 2016. - 112 с.
21. Рыбина, М.Н., Исаенко, В.О. Экономическая история. Учебник и практикум. - М.: Юрайт, 2017. - 352 с.
22. Приоритеты научно-технологической политики США в начале XXI в.: взаимодействие государства и бизнеса / под ред. Л.Ф. Лебедевой. М.: ИСКРАН, 2009. - 83 с.
23. Филимонова, Н.М., Моргунова, Н.В., Никишина, Е.С. Экономика и организация малого среднего бизнеса. Учебное пособие. - М.: Инфра-М, 2015. - 224 с.
24. Шмелева, Д.В. Организационно-правовые формы инновационного предпринимательства в Российской Федерации. - М.: Юстицинформ, 2016. - 184 с.
Печатная периодика
25. Басарева В. Г. Взаимосвязь между уровнем жизни населения и развитием малого бизнеса // Басарева В.Г. Малый бизнес в региональной экономике: последствия промышленного спада // Региональная экономика: теория и практика. - 2009. - № 17. - С. 65.
26. Басарева В.Г. Малый бизнес: региональные аспекты механизмов государственного регулирования // Региональная экономика: теория и практика.- 2010. - № 11. - С. 55.
27. Березнев С.В., Мамзина Т.Ф. Развитие малого предпринимательства как инструмент повышения эффективности экономики регионов с высокой концентрацией монопрофильных муниципальных образований // Региональная экономика: теория и практика. - 2011. - № 42. - С. 2.
28. Валиева И.Л. Государственная поддержка малого бизнеса // Актуальные вопросы экономических наук. - 2014. - №1. - С.7.
29. Генералов И.Г., Суслов С.А. Методические подходы к оценке конкурентоспособности организаций // Вестник НГИЭИ. - 2016. - № 9. - С. 31.
30. Головецкий Н.Я., Головецкий Б.Н. Роль малого бизнеса в модернизации экономики России // Вестник Московского государственного лингвистического университета. - 2012. - № 8. - С. 42.
31. Гоманова Т.К., Лукьянова З.А. Особенности оценки потенциала кредитного рынка: региональный аспект. Финансы и кредит. - 2013. - № 35. - С. 43.
32. Дамдинов Д. О. Система государственной поддержки малого и среднего бизнеса в России как условие модернизации экономики России // Вестник Забайкальского государственного университета. - 2012. - № 3. - С.
103.
33. Добындо М. Н. Развитие предпринимательства как предпосылки устойчивой инновационной трансформации региональной экономики // Региональная экономика: теория и практика. - 2007. - № 13. - С. 55.
34. Железовская О.С., Полякова А.В. Государственная поддержка малого бизнеса в России // Символ науки. - 2017. - №5. - С. 24
35. Заболоцкая В.В., Листопад М.Е. Источники финансирования ресурсов малых предприятий // Вестник Алтайской Академии экономики и права. - 2014. - № 2. - С. 73.
36. Кулакова Т. В., Моисеева М. А. Государственное стимулирование модернизации промышленности: микроэкономический подход // Журнал экономической теории. - 2011. - № 3. - С. 162.
37. Лебедева Л.Ф. Факторы и механизмы обеспечения социальной безопасности в начале XXI в. // США и Канада: экономика, политика, культура. - 2016. - № 7. - С. 25.
38. Лукьянова З.А., Завражнов В.С. // Бизнес-климат
предпринимательства в России и пути его оздоровления Современные тенденции развития науки и технологий, - 2016 - № 6-2. - С. 122.
39. Лукьянова З.А. Перспективы развития малого бизнеса в Новосибирской области. // Проблемы современной науки и образования. - 2014. - №9(27). - С. 60.
40. Петровская Н.Е. Безработица - ключевая проблема президентства Обамы // США и Канада: экономика, политика, культура. - 2014. - № 2. - С. 57.
41. Петровская Н.Е. Проблемы занятости молодежи в США // Вестник НГИЭИ. 2016. № 11. С. 133-141. 6. Козырь Н.С., Толстов Н.С. Взаимосвязь денежно-кредитной политики РФ и темпов экономического роста // Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 12-1. - С. 84.
42. Старкова Н.О. Оценка организационного развития малого предприятия // Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 2. - С. 905.
43. Ушакова О.А. Возрастание роли малого промышленного бизнеса в модернизации экономики // Известия вузов. Поволжский регион. Общественные науки. - 2011. - № 2. - С. 177.
44. Цукерман В. А. Значение и роль малых предприятий при переходе регионов Севера на инновационный путь развития // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2009. - № 7. - С. 107.
45. Цукерман В. А., Горячевская Е.С. Роль малых предприятий при переходе регионов Севера на инновационный путь развития // Региональная экономика: теория и практика. - 2011. - № 34. - С. 33.
46. Шавандина И.В., Шамин Е.А. Развитие организаций
потребительской кооперации // Азимут научных исследований: экономика и управление. - 2015. - № 4. - С. 67.
47. Шамин А.Е., Ильичева О.В. Импортозамещение: возможность развития малого и среднего бизнеса в агропромышленном комплексе // Экономика и предпринимательство. - 2014. - № 12-4. - С. 889.
48. Шаров А. В. Развитие малого и среднего инновационного предпринимательства — необходимое условие модернизации экономики России // Инновации. - 2010. - № 5. - С. 21.
Электронные ресурсы
49. Дроздова, В.А. нужна ли стратегия малому бизнесу? [Электронный ресурс] / В.А. Дроздова // Электронный научно-практический журнал «Экономика и менеджмент инновационных технологий». - 2014. - N 4.
- Режим доступа: http://ekonomika.snauka.ru/2014/04/4832.
50. Митюкова Д. Э., Макарычева Е. И. Роль малого бизнеса в экономике России [Электронный ресурс] // Молодой ученый. — 2019. — №15.
— С. 215-217. — Режим доступа: https://moluch.ru/archive/253/57968/.
51. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //tatstat. gks.ru.
52. Link A.N., Scott J.T. Employment Growth from Public Support of
Innovation in Small Firms [Электронный ресурс]. Kalamazoo, W.E. Upjohn Institute for Employment Research, 2012, 189 p. Режим доступа:
http://dx.doi.org/10.17848/9780880993944.
53. Small-Business Owners Say Candidates Fail to Address Issues
[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gallup.com/poll/191336/
small-business-owners-say-candidates-fail-address-issues.aspx.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.

Пожалуйста, укажите откуда вы узнали о сайте!


Подобные работы


© 2008-2020 Cервис продажи образцов готовых курсовых работ, дипломных проектов, рефератов, контрольных и прочих студенческих работ.
.