Введение 3
ГЛАВА 1. ИНТЕРНЕТ И СОЦИАЛЬНЫЕ МЕДИА КАК
ПОЛИТИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН 9
1.1. Интернет и социальные медиа в политике: краткая история
явления 9
1.2. Обзор взглядов исследователей на функции интернета в
политической коммуникации 15
1.3. Обзор взглядов исследователей на функции социальных медиа в
электоральных процессах 20
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕЗИДЕНТСКИХ КАМПАНИЙ В
СОЦИАЛЬНЫХ МЕДИА 31
2.1. Метод исследования: проблемы и специфика 31
2.2. Предвыборная кампания Ксении Собчак в социальных
медиа 38
2.3. Предвыборная кампания Григория Явлинского в социальных
медиа 44
2.4. Предвыборная кампания Алексея Навального в социальных
медиа 48
2.5. Сравнение трёх предвыборных кампаний в социальных
медиа 54
Заключение 62
Библиографический список 66
Приложение
Во время электорального цикла 2016-2018 годов впервые в России социальные медиа были масштабно использованы политиками в президентской гонке. Четыре потенциальных кандидата имели более 200 тыс. подписчиков хотя бы в одном популярном социальном медиа. Некоторые политики, например Павел Грудинин и Владимир Жириновский, сочли необходимым использовать ресурс социальных медиа несмотря на общий традиционный подход к ведению агитации.
Всё это свидетельствует о том, что социальные медиа стали важным фактором в российской политике или, по крайней мере, некоторые игроки считают их таковым. Согласно предположениям некоторых российских исследователей , политическая значимость социальных медиа в ближайшие годы будет возрастать, о чём можно судить по аналогичной ситуации в США и странах Европы, где использование кандидатами в президенты, в частности, Дональдом Трампом, социальных медиа стало предметом всеобщего интереса и беспокойства.
Вместе с тем в научном сообществе до сих пор нет консенсуса о том, считать ли социальные медиа инструментом политической борьбы или средой, в которой эта борьба происходит . Конечно, существуют наиболее общие теоретические подходы к осмыслению коммуникации посредством медиа. В этой связи стоит упомянуть работы М. Кастельса, М. Макклюэна и Ф. Киттлера - философов и теоретиков медиа, которые во второй половине XX в. предложили ряд ключевых для осмысления технологических изменений в обществе концепций, следующих из медиадетерминистических посылок. Однако появление интернета привело к развитию множества новых концепций, не укладывающихся в эти наиболее общие теоретические рамки и часто полностью противоположных лежащими в их основе предположениям.
В связи с этой особенностью теоретической основой нашего исследования послужили работы:
1) Исследователей интернета, в том числе А. Маркхем, К. Ширки и Д. Миллера;
2) Исследователей политики в интернете, в том числе И.А Быкова, Д.В. Иванова и А. Чадуика.
Актуальность этого исследования вытекает из двух обстоятельств: неуклонно растущего внимания российских политиков к феномену социальных медиа и слабой разработкой данного вопроса в отечественной научной литературе. Подробное описание и интерпретация политических процессов, происходящих в связи с технологическими изменениями в обществе, необходима учёным, чтобы лучше понимать природу этих процессов, и политикам, чтобы эффективнее в этих процессах участвовать.
При первом рассмотрении предвыборных кампаний и результатов выборов возникает ряд вопросов. Владимир Путин, победивший на выборах 2018 г., не имеет профилей в социальных медиа, у следующих за ним по количеству голосов кандидатов, Павла Грудинина и Владимира Жириновского, относительно слабые кампании в социальных медиа . Опросы общественного мнения показывали, что когда Ксения Собчак, кандидат с пятью миллионами подписчиков в Instagram, объявила о своём участии в президентской гонке, за неё были готовы голосовать 1-2% среди тех, кто пойдёт на выборы , в итоге она получила 1,6% от всех голосов. Так ли важны социальные медиа для российских электоральных процессов?
Другой вопрос касается кампаний кандидатов. Общий вид кампаний в социальных медиа у разный политиков разительно различается. В рамках кампании Собчак в социальных медиа производилось множество разнообразных типов контента, в то время как микроблог Владимира Жириновского в Facebook заполнен практически только видео его телевизионных выступлений и ссылками на материалы о нём в СМИ. Почему президентские кампании российских политиков в социальных медиа обладают такой высокой степенью диверсификации, относительно соответствующих кампаний западных коллег?
Однозначно ответить на эти вопросы представляется крайне затруднительным, ведь чтобы провести соответствующий глубокий анализ социальных медиа в контексте всей российской политической системы необходимы не только разработанная политологическая теория и набор точных количественных методов, но и объяснение того, какую роль социальные медиа играют в политической коммуникации вообще. К сожалению, обзор литературы выявляет неразработанность данной темы. Консенсуса по этому вопросу в научном сообществе пока нет.
Похожая ситуация наблюдается во многих гуманитарных отраслях науки. В таких случаях исследователи концентрируются на двух задачах: фиксации феноменов и разработке теории, которая впоследствии поможет эти феномены объяснить. Мы поступим аналогичным образом. Целью нашего исследования следует считать ответ на вопрос о том, почему президентские кампании в социальных медиа на выборах в 2018 г. были так непохожи друг на друга? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо выполнить ряд исследовательских задач:
1) подробно описать и классифицировать элементы президентских кампаний политиков в социальных медиа;
2) сформулировать общие утверждения о том, каковы основные характеристики политической коммуникации в социальных медиа;
3) сравнить описанные и классифицированные нами элементы по соответствию этим характеристикам.
Гипотезу, инициирующую данное исследование, следует разделить на четыре ключевых предположения, которые мы будем проверять, решая исследовательские задачи:
1) социальные медиа являются пространством политической коммуникации, а не инструментом политического воздействия;
2) пользователь социальных медиа является скорее субъектом политической деятельности, чем объектом политического воздействия;
3) пространство социальных медиа - «виртуальное пространство» - существует нераздельно с физическим пространством - «реальным миром»;
4) диверсифицированность политических кампаний в социальных медиа может быть объяснена тем, руководствуются ли политики этими двумя принципами в своей деятельности или исходят из противоположных соображений.
Стоит также сделать замечание, что четвёртый пункт гипотезы сформулирован таким образом лишь для краткости и удобства. Очевидно, что невозможно вынести обоснованное суждение о ментальных состояниях политиков - такое утверждение будет неверифицируемо в принципе. В действительности мы лишь пытаемся проверить, насколько наблюдаемые феномены соответствуют или не соответствуют первому, второму и третьему пунктам гипотезы.
Полагается, что эта работа должна занять место в череде других работ, конечной точкой которой является исчерпывающее определение феномена социальных медиа и его роли в политических процессах. Однако чтобы занять такое место, необходимо сначала утвердить предмет данного исследования. Поэтому мы дадим промежуточное определение социальных медиа, которое стоит расценивать скорее как разъяснение, способствующее прояснению предмета этой работы.
Одно из первых определений социальных медиа дают А. Каплан и М. Хэнлейн: «Социальные медиа это группа основанных на технологии интернета приложений, которые продолжают идеологические и технологические основания Web 2.0 и которые позволяют создавать и обмениваться контентом, создаваемым пользователями» .
К этому определению стоит добавить и другое, предложенное Д. Бойд и Н. Элиссон: «Социальные медиа (social network sites ) - это веб-сервисы, которые позволяют людям (1) конструировать публичный или частично публичный образ в рамках ограниченной системы; (2) очертить список пользователей с которыми они находятся в связи; (3) просматривать свой список связей и списки, созданные другими пользователями внутри системы. Сущность и вид этих связей могут варьироваться в зависимости от системы»
Первое определение полезно для нас потому, что оно акцентирует внимание на возможности создавать контент и делиться им в рамках системы, второе - потому что позволяет различить предшествующие социальным медиа социальные сети.
Предметом данного исследования являются предвыборные кампании, осуществляемые при посредстве веб-сервисов социальных медиа во время электорального цикла 2016-2018 гг. в России. Это частное проявление объекта исследования - политической коммуникации в социальных медиа.
Чтобы проверить вынесенные предположения, мы проанализируем предвыборные кампании в социальных медиа трёх российских политиков: Алексея Навального, Ксении Собчак и Григория Явлинского. Профили, каналы и сообщества в социальных медиа, использованные в кампаниях этих трёх политиков, наиболее активно пополнялись контентом и к тому же имели наибольшее число подписчиков. Эмпирической базой данного исследования служит контент, публикуемый в социальных медиа этих политиков во время предвыборной гонки.
Следует сделать замечание, касающееся Алексея Навального: по решению Центральной избирательной комиссии он не был зарегистрирован как кандидат, однако он вёл агитацию больше года, с 13 декабря 2017 г., дольше всех зарегистрированных кандидатов, и не прекратил её несмотря на отказ в регистрации. Поэтому мы полагаем, что эмпирические данные, которые можно получить при изучении его кампании, будут ценны для данного исследования.
Одну из теоретических сложностей данного исследования представляет выбор метода. Для изучения объекта нашего исследования нередко привлекаются точные количественные методы, которые, бесспорно, являются наиболее продуктивными и надёжными, при наличии адекватной теории, которая позволит интерпретировать полученные результаты. Однако, как уже говорилось выше, на сегодняшний день наша тема пока не является достаточно разработанной, чтобы в научном сообществе был возможен консенсус относительно такой теории - есть только набор взглядов или идей, в связи с чем интерпретация результатов количественных исследований сильно разнится.
По этой причине методы, используемые в данном исследовании, являются качественными, и представляют собой наиболее широкий подход к изучению и научной фиксации предмета: сравнение, выделение ключевых особенностей, типологизация контента. В англоязычной литетратуре исследования такого характера называют «case study». В качестве результата данного исследования мы надеемся видеть такой набор основанных на эмпирических данных положений, который поспособствует созданию теории политической коммуникации в социальных медиа и поможет развитию российской политики в виртуальном пространстве.
За десять лет с момента первого масштабного использования социальных медиа во время электорального цикла 2007-2008 гг. в США эти веб-сервисы неуклонно приобретают всё большую политическую значимость. Хотя в России мы пока не можем наблюдать такой напряжённой борьбы политиков за онлайн-аудиторию, но социальные медиа уже стали в России частью электоральных процессов наивысшего уровня - президентских выборов.
Отдельные феномены в социальных медиа появляются гораздо быстрее, чем исследователи успевают их осмыслить и причиной тому, во много, отсутствие единой концепции понимания роли социальных медиа в политической коммуникации. Этим и была определена специфика данного исследования: мы проанализировали президентские кампании в социальных медиа используя лишь набросок теории, чтобы впоследствии наши тезисы было возможно развить и сделать более серьёзные выводы, не только о сущности социальных медиа, но и об их значимости в политике.
Основываясь на доказанных нами утверждениях о социальных медиа и о том, как некоторые российские политики их используют, мы теперь можем сделать несколько важных выводов.
Представление о том, что социальные медиа являются пространством коммуникации, а не инструментом воздействия, требует осмысления с политической точки зрения, ведь из этого представления для политиков должно следовать, как им вести свою деятельность. Те наблюдаемые нами проявления президентских кампаний, которые соответствуют этому представлению, несомненно, должны лечь в основу разработки новых, более совершенных методов политической коммуникации.
Гражданин действительно получает возможность проявлять свою субъектность практически постоянно в социальных медиа. Однако сам этот факт ещё очень мало говорит о том, как это в действительности проявится в политической системе, как меняются способы взаимодействия политических акторов. Представление о том, чего хотят и как себя ведут граждане лежат в основе исследований электорального поведения, которые критически важны для избирательной кампании любого уровня.
Социальные медиа увеличивают площадь взаимодействия электората и политика, таким образом давая возможность политику намного подробнее изучить поведение своих избирателей на основании данных о миллионах решений, принимаемых ими в социальных медиа. В среде PR и рекламы это общеизвестная практика, сейчас можно уверенно говорить о том, что она также находит своё место и в политическом маркетинге.
Всё большее укрепление связи между физическим и виртуальным пространствами с очевидностью следует из того, что социальные медиа стали частью политической арены. Мы увидели также и неожиданное следствие этого: поскольку социальные медиа это пространство, его отношения с реальностью не ограничены только функцией репрезентации событий, происходящих в физическом пространстве. Социальные медиа насыщены собственными событиями, которые могут обуславливать то или иное положение дел в реальном мире.
Это позволяет существовать исключительно виртуальным явлениям, таким как блогеры, которые обладают популярностью только в социальных медиа. Можно констатировать существование явлений, эффект которых в реальном мире определяется их значимостью в виртуальном. Так уже реальность репрезентирует то, что происходит в социальных медиа.
Алексей Навальный и сам начинал в 2000-е как политический блогер, и сейчас его «виртуальные штабы» наглядно иллюстрируют, что акцент в отношениях реального и виртуального далеко не так однозначно стоит на реальном. Для политики, скорее всего, только действие в реальном может обладать конечной значимостью, а всё остальное - промежуточной (иначе политика перестанет быть политикой, и станет чем-то другим). Но промежуточная значимость виртуальных явлений может возрастать очень сильно, перевесить важность таких явлений физической реальности, как митинги, акции и голосования на участках, и тогда мы, вероятно, будем говорить уже о виртуальной политике.
А. Маркхем предположила, что понимание интернета будет постепенно меняться, из инструмента он станет пространством, а из пространства - образом жизни. Здесь английское обозначение этой последней стадии «way of being» следует перевести как «способ существования», поскольку Навальный, в ситуации систематического ограничения его политических возможностей в физической реальности, постепенно становится «виртуальным политиком». Возможно, то же ждёт и всю остальную политическую сферу. А пока другие политики только преодолевают порог между «инструментом» и «пространством».
Главное, что следует из нашей работы - политика в социальных медиа это не то же самое, что завоевание исключительно виртуальной популярности, и не то же, что традиционная политика. Далеко не все политики это понимают, даже среди тех, кто имеет популярные профили в социальных медиа.
Самый мощный свой ресурс, Instagram с более чем 5 млн. подписчиков, Ксения Собчак использовала так же, как когда была сугубо медийной персоной - для демонстрации своей жизни, которая теперь насытилась политическими событиями, и дял рекламы. В результате за неё проголосовали всего 1,2 млн. человек - в четыре раза меньше, чем число «проголосовавших» за контент в её Instagram.
Григорий Явлинский продолжил проведение той же стратегии в социальных медиа, которую он вёл и в 2011-2012 гг. Для Явлиснкого социальные медиа - только способ информирования, возможно - агитации, но не самостоятельная область политической коммуникации. Явлинский продолжает линию телевизора в интернете. Это очевидно не соответствует самой сущности сетевого взаимодействия в социальных медиа.
Даже если понимание высказанных нами тезисов является необходимым условием для успешной политической кампании в социальных медиа, весь другой политический контекст определяет, насколько это будет успешная политическая кампания вообще. И для России это важно. Чтобы ответить на вопрос о том, каково значение социальных медиа для российской политики, необходимо иметь представление о взаимодействии реальной и виртуальной среды политической коммуникации. Создание строгой научной теории, описывающей это взаимодействие, должно стать главным приоритетом дальнейших исследований политической коммуникации в социальных медиа.
1. Алексей Навальный, кандидат в мэры Москвы 2013. Отчет о предвыборной кампании. [Электронный ресурс]
URL: http://report.navalny.ru
2. Ашихмина Я.Г. Электоральные циклы в России: изменение типологических характеристик выборов // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. №9. 2009
3. Балуев Д.Г. Политическая роль социальных медиа как поле научного исследования // Образовательные технологии и общество. 2013.
4. Быков И. А. Интернет и политические партии во время выборов в Государственную Думу 2007 г.: итоги и перспективы // Новый политический цикл: повестка дня для России: Международная научная конференция. М.: РАПН, 2008. С. 40-42.
5. Быков И.А. Политическая информация и социальные медиа: проблемы политической коммуникации в студенческой среде Санкт-Петербурга // Научно-технические ведомости СПбГПУ. № 3 (227). СПб. 2015.
6. Быков И.А. Сетевая политическая коммуникация в условиях трансформации общества. Диссертация на соискание ученой степени доктора политических наук. СПб. 2016.
7. Быков И.А. Сетевая политическая коммуникация: теория, практика и методы исследования. СПб.: ФГБОУ ВПО «СПГУТД», 2013.
8. Быков И.А. Twitter как основной инструмент избирательной кампании Дональда Трампа // Российская школа связей с общественностью. 2017.с. - 115-123.
9. Гасумова С.Е. Отношение пожилых людей к сети интернет и мобильной телефонной связи // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2016.
10. Иванов Д. В. Виртуализация общества. Версия 2.0. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2002.
11. Кирка А.В. Социально-сетевые технологии в избирательном процессе на региональном уровне на примере предвыборной кампании А. Навального // «Вестник Университета (Г осударственный университет управления)». № 20. 2013.
12. Морозов Е. Техноненависть: как интернет отучил нас думать / Пер. с англ. — В. Гончарук [сб. статей]. М.: Common place, 2014.
13. Магун А.В. Демократия или Демон и гегемон. Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге. СПб.: 2016.
14. Соловьев А. И. Коммуникативные механизмы формирования российской политики // Политическая коммуникация в постсоветской России: проблемы формирования и парадигмы развития / Под общ.
ред. Л. Н. Тимофеевой, Е. В. Лобзы. М.: Республиканская типография, 2003. С. 23-32.
15. Успенский И. В. Интернет как инструмент маркетинга. СПб.: Питер, 1999.
16. Франц В.А. Политический маркетинг. Учебное пособие. Министерство образования и науки РФ. УФУ. Екатеринбург: Издательство Уральского университета. 2017. 92 с.
17. Фролова О.А. Особенности политических технологий двух президентских кампаний барака обамы // Общество: политика, экономика, право. №1. 2014.
18. Шарапов Р.И. Мобильный интернет как инструмент политической мобилизации // Известия Тульского государственного университета. 2017.
19. Электоральные процессы в современной россии. Материалы Всероссийской научной конференции. Под ред. Волковой А.В. Санкт- Петербургский государственный университет. 2017.
20. Anstead N., Chadwick A. Parties, Election Campaigning, and the Internet: Toward a Comparative Institutional Approach. // The Routledge Handbook of Internet Politics. под ред. A. Chadwick and P. Howard. 2009. C. - 56-76.
21. Aguirre A. Social Media and Election Campaigning: How social media won the Philippine Presidency in 2016? // Department of Political Science. Ateneo de Manila University
22. Balsley R. Karavanov A. How is social media used by politicians? A content analysis of how Donald Trump uses Twitter to engage voters leading up to the 2016 "Super Tuesday" primary. 2016.
23. Bennett W.L. The Personalization of Politics: Political Identity, Social Media, and Changing Patterns of Participation // The ANNALS of the American Academy of Political and Social Science. Vol. 644. 2012.
24. Boyd, D.M., Ellison, N.B. Social Network Sites: Definition, History, and Scholarship // Journal of Computer-Mediated Communication 2008 №13., - С. 210-230
25. Broersma M., Graham T. Social media as beat // Journalism Practice. Vol. 6:3. 2012. С. - 403-419.
26. Budge I. The New Challenge of Direct Democracy. Oxford: Polity, 1996.
27. Chadwick A. Internet Politics: States, Citizens, and New Communication Technologies. Oxford: Oxford University Press, 2006.
28. Chester J., Montgomery K. The role of digital marketing in political campaigns // Internet Policy Review. Vol. 6(4). 2017.
29. Effing R., van Hillegersberg J., Huibers T. Social Media and Political Participation: Are Facebook, Twitter and YouTube Democratizing Our Political Systems? // Tambouris E., Macintosh A., de Bruijn H. (eds) Electronic Participation. Lecture Notes in Computer Science, vol. 6847. Springer, Berlin, Heidelberg. 2011.
30. Enli G. Twitter as arena for the authentic outsider: exploring the social media campaigns of Trump and Clinton in the 2016 US presidential election // European Journal of Communication. Vol. 32(1) 2017. С. - 50-61
31. Enli G., Naper A. Social Media Incumbent Advantage: Barack Obama and Mitt Romney’s Tweets in the 2012 US Presidential Election Campaign // Bruns et al. The Routlegde Companion to Social Media and Politics. Routledge: New York and London. 2016. p. 364-378.
32. Gerbaudo P. Tweets and the Streets. Social Media and Contemporary Activism. Pluto Press. 2012. 208 p.
33. Gibson R. K., Margolis M., Resnik D., Ward S. J. Election Campaigning on the WWW in USA and UK: A Comparative Analysis // Party Politics. Т. 9. № 1. 2003. С. 24-46.
34. Gibson R. Party Change, Social Media, and the Rise of ‘Citizen-initiated’ Campaigning // Party Politics #21 (2). 2015. С. - 183-197
35. Gil de Zuniga, H., Jung, N. and Valenzuela, S. Social Media Use for News and Individuals' Social Capital, Civic Engagement and Political Participation. // Journal of Computer-Mediated Communication, №17. 2012.
36. Goodman E., Labo S., Moore M., Tambini, D. The new political campaigning. Media Policy Brief 19. London: Media Policy Project, London School of Economics and Political Science. 2017.
37. Grossman L. The Electronic Republic: Reshaping Democracy in the Information Age. L.: Penguin Books, 1995
38. Jarman A. Populism, social media and the German elections // EPIN Commentary. Vol. 40/29. 2017.
39. Kaplan A.M., Haenlein, M. Users of the world, unite! The challenges and opportunities of Social Media // Business Horizons. 2010., - C. 59-68
40. Kushin M., Yamamoto M. Did Social Media Really Matter? College Students' Use of Online Media and Political Decision Making in the 2008 Election // Mass Communication and Society. Vol. 13:5. 608-630. 2010.
41. Margolis M., Resnik D. Politics as Usual: The Cyberspace «Revolution». Thousand Oaks: Sage, 2000.
42. Markham A.N. Metaphors Reflecting and Shaping the Reality of the Internet: Tool, Place, Way of Being. University of Illinois at Chicago. 2003.
43. Miller D., Costa E., Haynes N., McDonald T., Nicolescu R., Sinanan J., Spyer J., Venkatraman S. How the World Changed Social Media. London: UCL Press. 2016.
44. Negroponte N. Being Digital. N.Y.: Vintage, 1995
45. Neudert L., Kollanyi B., Howard P.N. Junk News and Bots during the German Parliamentary Election: What are German Voters Sharing over Twitter? Oxford, UK: Project on Computational Propaganda. 2017.
46. Newman B. I. The Mass Marketing of Politics: Democracy in an Age of Manufactured Images. Thousand Oaks: SAGE, 1999.
47. Perrin A. Social Networking Usage: 2005-2015. Pew Research Center. October 2015.
48. Persily N. Can Democracy Survive the Internet? // Journal of Democracy. Vol. 28, No. 2. 2017.
49. Rash W. Politics on the Nets: Wiring the Political Process. N.Y.: Freeman, 1997
50. Rheingold H. Smart Mobs: The Next Social Revolution. Basic Books. 2002.
51. Sanson A. Facebook and Youth Mobilization in the 2008 Presidential
Election // Gnovis Journal №8(3). 2008., С. - 62-174
52.Selnow G.W. Electronic whistle-stops: the impact of the Internet on American politics // Praeger series in political communication, ISSN. 1998.
53.Shirky C. Here Comes Everybody: The Power of Organizing Without Organizations. N.-Y.: Penguin Books. 2008.
54.Strandberg K. A social media revolution or just a case of history repeating itself? The use of social media in the 2011 Finnish parliamentary elections // New Media & Society. Issue 15(8). 2013. P. 1329-1347 11ФИНЭЛЕКТ
55. The Internet and National Elections: A Comparative Study of Web Campaigning / Под ред. R. Kluver, N. Jankowski, K. Foot, S. Schneider. L.;
N.-Y., 2007.
56. Winograd M., Hais M. D. Millennial Makeover: MySpace, YouTube, and the Future of American Politics. Rustgers University Press. 2008.
Материалы из СМИ
1. Алексей Навальный объявил о своем участии в президентских выборах // РБК [Электронный ресурс]
URL:https://www.rbc.ru/politics/13/12/2016/584fc3bb9a7947b5d2dd5128
2. Жегулев И., Бекбулатова Т. Колхозник со стратегическим мышлением // Muduza [Электронный ресурс] URL:https://meduza.io/feature/2018/02/22/kolhoznik-so-strategicheskim-myshleniem
3. Ксения Собчак возмутила рекламой икры, на производителей которой подали в суд // Cosmopolitan [Электронный ресурс]
URL:https://www.cosmo.ru/stars/news/07-10-2017/kseniya-sobchak-vozmutila-reklamoy-ikry-na-proizvoditeley-kotoroy-podali-v-sud/
4. Путин предложил обсуждать в Думе проекты, собравшие 100 тыс подписей // РИА Новости [Электронный ресурс]
URL:https://ria.ru/politics/20120206/558118465.html
5. ЦИК отказался зарегистрировать Алексея Навального кандидатом в президенты // Новая Г азета [Электронный ресурс]
URL:https://www.novayagazeta.ru/news/2017/12/25/138218-tsik-otkazalsya-zaregistrirovat-alekseya-navalnogo-kandidatom-v-prezidenty
6. How Trump Consultants Exploited the Facebook Data of Millions // N.Y.
Times [Электронный ресурс]
URL: https://www.nytimes.com/2018/03/17/us/politics/cambridge-analytica-trump-campaign.html
Эмпирическая база
1. «ВКонтакте» страница Алексея Навального [Электронный ресурс] URL: https://vk.com/navalny
2. «ВКонтакте» страница Григория Явлинского [Электронный ресурс] URL: https: //vk.com/gr yavlinsky
3. «ВКонтакте» страница Ксении Собчак [Электронный ресурс]
URL: https://vk.com/sobchak
4. «Одноклассники» страница Алексея Навального [Электронный ресурс] URL: https://ok.ru/group/52334611333288
5. «Одноклассники» страница Григория Явлинского [Электронный ресурс] URL: https://ok.ru/yavlinsky.yabloko
6. Личный блог Алексея Навального [Электронный ресурс] URL: https://navalny.com/p/5633/
7. Предвыборный сайт Алексея Навального [Электронный ресурс] URL: https://2018.navalny.com/
8. Предвыборный сайт Григория Явлинского [Электронный ресурс] URL: https://2018.yavlinsky.ru/
9. Предвыборный сайт Ксении Собчак [Электронный ресурс]
URL: https://sobchakprotivvseh.ru/
10. Facebook сообщество «Алексей Навальный» [Электронный ресурс]
URL: https://www.facebook.com/navalny
11. Facebook сообщество «Григорий Явлинский» [Электронный ресурс]
URL: https://www.facebook.com/yavlinsky.yabloko
12. Facebook сообщество «Собчак против всех» [Электронный ресурс]
URL: https://www.facebook.com/kandidatprotivvseh
13.Instagram профиль Алексея Навального [Электронный ресурс]
URL: https://www.instagram.com/navalny/
14.Instagram профиль Ксении Собчак [Электронный ресурс]
URL: https://www.instagram.com/xenia sobchak/?hl=ru
15.Instagram профиль партии Яблоко [Электронный ресурс]
URL:https://www.instagram.com/yabloko party/?hl=ru
16. Telegram канал «Навальный» [Электронный ресурс]
URL: https: //t.me/navalny telegram
17. Telegram канал «Ксения Собчак» [Электронный ресурс]
URL: https://t.me/kandidatprotivvseh
18. Twitter профиль Алексея Навального [Электронный ресурс]
URL: https://twitter.com/navalny
19. Twitter профиль Григория Явлинского [Электронный ресурс]
URL: https://twitter.com/yavlinsky
20. Twitter профиль Ксении Собчак [Электронный ресурс]
URL: https://twitter.com/xenia sobchak
21. YouTube канал «Алексей Навальный» [Электронный ресурс]
URL: https://www.youtube.com/user/NavalnyRu
22. YouTube канал «Григорий Явлинский» [Электронный ресурс]
URL:https://www.youtube.com/channel/UCmNjlghng73ub9bJ98ogsbg
23. YouTube канал «Ксения Собчак» [Электронный ресурс]
URL:https://www.youtube.com/channel/UCvQXaJTjA3jRucTKN4CGiwg
24. YouTube канал «Навальный LIVE» [Электронный ресурс]
URL:https://www.youtube.com/channel/UCgxTPTFbIbCWfTR9I2-5SeQ
25. YouTube канал «Штаб Навального» [Электронный ресурс]
URL:https://www.youtube.com/channel/UC7Elc-kLydl-NAV4g204pDQ