Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие коммуникативных навыков у студентов с высоким уровнем переживания одиночества

Работа №70878

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы101
Год сдачи2017
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
327
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения коммуникативных навыков у студентов с высоким уровнем переживания одиночества 7
1.1. Исследование феномена одиночества в отечественной и зарубежной
психологии 7
1.2. Теоретические аспекты изучения коммуникативных навыков 15
1.3. Особенности переживания одиночества в студенческом
возрасте 24
Глава 2. Эмпирическое изучение развития коммуникативных навыков у студентов с высоким уровнем переживания одиночества 35
2.1. Организация и методы исследования 35
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 39
2.3. Психокоррекционная программа развития коммуникативных навыков и
оценка её эффективности 47
Заключение 58
Список использованных источников 60
Приложения 64

Переживание одиночества может стать фактором, способствующим личностному росту человека, стимулирующим проявление рефлексии по поводу собственной жизни и перспектив развития. Наиболее остро проблема одиночества выражена в студенчестве, а впервые одиночество осознается человеком в подростковом возрасте. Это связано, прежде всего, с развитием рефлексии в этом возрасте и переходом на новый уровень самосознания, с усилением потребности в самопознании, принятии и признании, общении и обособлении, с кризисом самооценки.
В студенческой среде наблюдается рост негативных социальных и психологических явлений: неуверенность в завтрашнем дне, увеличение стрессовой нагрузки, нарушение межличностных отношений, отчаяние, переживание одиночества.
Проблема одиночества молодых людей недостаточно учитывается при организации социально-психологической работы и не рассматривается в качестве задачи психологической помощи людям.
Испытываемые студентами негативные переживания влияют на процесс социализации и формирования личности, становятся одной из основных причин их социальной дезадаптации. Ощущение собственного одиночества нередко приводит к формированию нигилистического отношения личности к обществу, к развитию у нее форм поведения, направленных на противоборство с ним или «уход» от него.
В своих работах З. Фрейд, Э. Фромм, К. Хорн, Э. Эриксон, К.Г. Юнг, А. Маслоу, К. Роджерс, Х.С. Салливан рассматривают психологические предпосылки возникновения одиночества и предлагают пути его преодоления. В исследованиях Т.Б. Джонсона, У.А. Садлера, К.И. Кутрона, М. Мицели, Б. Мораша, Л.Э. Пепло, М.Э. Селигмана, Ф.Фромм-Рейхман, Дж.И. Янга раскрыто содержание феномена одиночества, акцентируется внимание на его причинах, связанных как с ситуациями жизни, так и с характером личности.
В отечественной психологии проблема одиночества рассматривалась в работах В.Г. Асеева, А.А. Бодалева, Е.В. Бондаревской, Б.С. Гершунского, Е.И. Головахи, Н.В. Паниной, Н.И. Гуткиной, Я.Л. Коломинского, И.С. Кона, Ю.М. Орлова, Н.А. Рождественской, В.Ф. Сафиной, Е.Т. Соколовой. Авторы анализировали переживание одиночества в подростковом и юношеском возрасте, уделяя внимание социальным и психологическим причинам, вызывающим чувство одиночества у молодых людей, а также его последствиям в процессе формирования личности. Однако проблема одиночества является одной менее изученной.
После окончания школы изменяется объективное социальное положение юношей и девушек, структура их социальных и межличностных связей. Перед многими студентами встает задача вступления в новые социальные роли. В связи с этим одиночество является серьезной проблемой студентов, особенно на первом курсе их учебы. С переживанием одиночества можно столкнуться на любом временном отрезке жизни человека. Одиночество в юношеском возрасте может служить причиной состояния раздраженности, отчужденности, комплекса вины, грусти, а иногда и агрессии, пренебрежения моральными нормами поведения и, в результате, привести к различным формам зависимого поведения, а, зачастую, к суицидальному риску.
Актуальность нашего исследования обусловлена недостаточной изученностью особенностей коммуникативных навыков у студентов, характеризующихся высоким уровнем переживания одиночества.
Проблема исследования: каковы условия развития коммуникативных навыков у студентов с высоким уровнем переживания одиночества?
Цель работы изучить особенности развития коммуникативных навыков у студентов с высоким уровнем переживания одиночества, разработать и реализовать психокоррекционную программу.
Объект исследования коммуникативные навыки студентов.
Предмет исследования развитие коммуникативных навыков у студентов с высоким уровнем переживания одиночества.
Гипотезы исследования: развитие коммуникативных навыков у студентов с высоким уровнем переживания одиночества связано с преодолением низкой контактности, подозрительности, повышенной напряженности, эмоциональной холодности.
Задачи исследования:
1. Изучить исследования по проблеме одиночества и особенностей коммуникативных навыков в отечественной и зарубежной психологии.
2. Определить особенности коммуникативных навыков у студентов с высоким уровнем переживания одиночества.
3. Разработать программу развития коммуникативных навыков у студентов с высоким уровнем переживания одиночества.
4. Оценить эффективность разработанной психокоррекционной программы.
Теоретической основой нашего исследования выступает концепция изучения одиночества (С.Г. Корчагина), а также подходы к определению понятия и структуры коммуникативных навыков (Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, В.Н. Куницына).
Выбор методов и методик исследования осуществлялся в соответствии с целями и задачами. В исследовании использовались следующие методы: организационные методы (сравнительный метод), эмпирические методы (беседа, наблюдение, эксперимент, психодиагностические методики), методы обработки данных (качественные, количественные), интерпретационные методы (структурный метод).
Методики:
1. Тест межличностных отношений (Т. Лири);
2. Опросник межличностных отношений (ОМО) (В. Шутц);
3. Диагностический опросник «Одиночество» (С.Г. Корчагина);
4. Тест профиля отношений (Р. Борнстейн, адаптация О.П. Макушиной).
Исследование проведено на базе Белгородского государственного национального исследовательского университета. В исследовании приняли участие студенты в возрасте от 17-18 лет в количестве 54 человек.
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (54 наименования) и приложений, включает 1 таблицу и 10 рисунков. Объем работы составляет 63 страницы машинописного текста.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Одиночество это психическое состояние человека, отражающее переживание своей отдельности, субъективной невозможности или нежелания чувствовать адекватный отклик, принятие и признание себя другими людьми.
Для нормального существования необходимо признание и принятие себя как другими людьми, так и самим собой.
Одиночество у студентов - это результат действия многих социально-культурных и психологических факторов. Неудачи в установлении контактов со сверстниками и старшими по возрасту людьми являются предпосылками, способствующими возникновению чувства одиночества в студенческом возрасте. Данные предпосылки могут спровоцировать появление одиночества в том случае, когда они попадают в соответствующие условия: дисгармоничное развитие личности студента, ограниченный круг контактов вплоть до изоляции, неудачное профессиональное самоопределение, а в особенности отсутствие коммуникативных умений. Данные особенности могут выступать условиями переживания одиночества в юношеском возрасте.
Существует необходимость в овладении комплексом осознанных коммуникативных действий, позволяющих творчески использовать знания для отражения и преобразования действительности, для эффективного взаимодействия с социумом. Их развитие сопряжено с формированием и развитием личностных новообразований, как в сфере интеллекта, так и в сфере доминирующих профессионально значимых характеристик.
В нашей работе высокий уровень переживания одиночества у студентов рассматривается как следствие недостаточного развития коммуникативных навыков.
В своем исследовании мы выдвинули гипотезу о том, что развитие коммуникативных навыков у студентов с высоким уровнем переживания одиночества связано с преодолением низкой контактности, подозрительности, повышенной напряженности, эмоциональной холодности
По результатам исследования было выявлено, что:
1. Студенты, переживающие одиночество, характеризуются сложностями в приспособлении к новому окружению и предпочитают держаться обособленно.
2. Испытуемые не способны проявлять доверие к окружающим, часто демонстрируют подозрительное отношение, иногда враждебное.
3. Студенты испытывают потребность в зависимости от других людей, эмоциональном сопереживании, однако сами характеризуются эмоциональной холодностью в процессе коммуникации.
Обнаруженные особенности коммуникативных навыков негативно влияют на психологическое состояние студентов и мешают взаимодействовать с окружающими.
Для развития коммуникативных навыков нами была составлена психокоррекционная программа. Экспериментальная группа прошла курс психокоррекционных занятий, основной целью которых являлось развитие коммуникативных навыков.
После осуществления психокоррекционной работы мы выявили в экспериментальной группе следующую положительную динамику:
1. Испытуемые стали менее склонны к подозрительному и отчужденному отношению к окружающим.
2. Студенты стали более склонны устанавливать близкие, доверительные отношения с другими людьми.
3. Появилось желание принимать предлагаемую другими людьми помощь.
4. Снизился общий уровень переживания одиночества.
По результатам исследования наша гипотеза подтвердилась: развитие коммуникативных навыков у студентов с высоким уровнем переживания одиночества связано с преодолением низкой контактности, подозрительности, повышенной напряженности, эмоциональной.


1. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. - М. : Наука, 1994. - 261 с.
2. Абраменкова, В.В. Проблемы отчуждения в психологии / В.В. Абраменкова. // Вопросы психологии. - 2010. - №1. - С. 5-12.
3. Ананьев, В.А. Введение в психологию здоровья / В.А. Ананьев. - СПб. : Евразия, 2011. - 376 с.
4. Андреева, Г.М. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. - М. : Аспект Пресс, 2010. - 143 с.
5. Бердяев, Н.А. Опыт философии одиночества и общения / Н.А. Бердяев. - М.: Республика, 2003. - 390 с.
6. Бодалев, А.А. Восприятие и понимание человека человеком / А.А. Бодалев. - М. : Академия, 2012. - 279 с.
7. Боулби, Д. Психология человека / Д. Боулби. - М. : Мир, 1976. - 840 с.
8. Выготский, Л.С. Психология развития как феномен культуры / Л.С. Выготский. - М. : Республика, 2005. - 140 с.
9. Выготский, Л.С. Развитие высших психических функций / Л.С. Выготский. - М. : Смысл, 2005. - 1136 с.
10. Глозман, Ж.В. Личность и нарушения общения / Ж.В. Глозман. - М. : МГУ, 2007. - 580 с.
11. Гримак, Л.П. Резервы человеческой психики: введение в психологию активности / Л.П. Гримак. - М. : МГУ, 2009. - 200 с.
12. Данилова, В.Л. Как стать собой. Психотехника индивидуальности / В.Л. Данилова. - М. : Интерпракс, 2014. - 60 с.
13. Долгинова, О.Б. Психологическая отчужденность и проблемы становления личности / О.Б. Долгинова. // Наш проблемный подросток. - 2009. - №7. - С. 10-12.
14. Емельянов, Ю.И. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности / Ю.И. Емельянов. - М. : Просвещение, 2013. - 183 с.
15. Зотова, О.И. Социально-психологический климат коллектива / О.И. Зотова. // Вопросы психологии. - 2000. - №3. - С. 184-189.
16. Кон, И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон. - М. : Просвещение, 1989. - 255 с.
17. Корчагина, С.Г. Психология одиночества / С.Г. Корчагина. - М. : Московский психолого-социальный институт, 2008. - 228 с.
18. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет) / И.Ю. Кулагина. - М. : УРАО, 2009. - 279 с.
19. Куницына, В.Н. Межличностное общение / В.Н. Куницына. - СПб. : Питер, 2011. - 246 с.
20. Летников, З.В. Психосоциальная помощь при патологических состояниях одиночества / З.В. Летников. // СОТИС. - 2015. - №1. - С. 27-31.
21. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. - СПб. : Евразия, 2009. - 428 с.
22. Мид, М. Одиночество, самостоятельность и взаимозависимость в контексте культуры / М. Мид. // Лабиринты одиночества. - 2009. - №2. - С. 98-114.
23. Миюскович, Б. Одиночество: Междисциплинарный подход / Б. Миюскович. // Лабиринты одиночества. - 2011. - №5. - С. 52-88.
24. Молканова, Т.А. Личность и активность ее общения / Т.А. Молканова. // Некоторые социальные проблемы формирования и развития молодежных коллективов. - 2005. - №1. - С. 21-40.
25. Мухина, B.C. Проблема генезиса личности / B.C. Мухина. - М. : МГУ, 2008. - 104 с.
26. Немов, Р.С. Психологическое консультирование/ Р.С. Немов. - М. : Просвещение, 2014. - 523 с.
Т1. Неумоева-Колчеданцева, Е.В. Одиночество как психический феномен и
ресурс развития личности в юношеском возрасте: монография / Е.В. Неумоева-Колчеданцева. - Тюмень : Издательство Тюменского
государственного университета, 2011. - 184 с.
28. Оди, Р. Человек существо одинокое: биологические корни одиночества / Р. Оди. // Лабиринты одиночества. - 2011. - №4. - С. 129-152.
29. Орлов, Ю.М. Восхождение к индивидуальности / Ю.М. Орлов. - М. : Просвещение, 2011. - 311 с.
30. Петровская, Л. А. Общение, компетентность, тренинг. Избранные труды / Л. А. Петровская. - М. : Просвещение, 2003. - 362 с.
31. Петровский, В.А. Личность в психологии: парадигма субъективности / В.А. Петровский. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2006. - 254 с.
32. Полуэктова, Н.М. Психодиагностика и формирование коммуникативных качеств личности / Н.М. Полуэктова. - СПб. : АСТ, 2009. - 91 с.
33. Рогова, Е.Е. Проблемная область одиночества в современном обществе / Е.Е. Рогова. // Общество: политика, экономика, право. - 2016. - №1. - С. 26-34.
34. Роджерс, К. Способ существования / К. Роджерс. - М. : Аст, 1998. - 348 с.
35. Рассел, Д. Измерение одиночества / Д. Рассел. - М. : Прогресс, 2011. - 221 с.
36. Ремшмидт, X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности / X. Ремшмидт. - М. : Прогресс, 2014. - 192 с.
31. Садлер, У. От одиночества к анемии / У. Садлер, Т. Джонсон. - М. : Прогресс, 2011. - 112 с.
38. Семенова, А.Н. Прощай одиночество! / А.Н. Семенова. - СПб. : Невский проспект, 2004. - 98 с.
39. Серма, В. Некоторые ситуативные и личностные корреляты одиночества / В. Серма. - М. : Прогресс, 2009. - 89 с.
40. Слободчиков, В.И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека / В.И. Слободчиков. - М. : Просвещение, 2002. - 106 с.
41. Слободчиков, И.М. Переживание одиночества в рамках формирования "Я-концепции" юношеского возраста / И.М. Слободчиков. - М. : Аспект Пресс, 2015. - 92 с.
42. Фаррахов, А.Ф. Социальные последствия одиночества / А.Ф. Фаррахов. // Вестник Адыгейского государственного университета. - 2016. - №3. - С. 67-72.
43. Фейдимен, Д. Теория и практика личностно-ориентированной психологии / Д. Фейдимен. - М. : Просвещение, 2015. - 195 с.
44. Фрейд, 3. Психология бессознательного / 3. Фрейд. - М. : Просвещение, 1989. - 338 с.
45. Фрейд, З. Будущее одной иллюзии / З. Фрейд. - М. : Просвещение, 2009. - 398 с.
46. Фромм, Э. Бегство от свободы / Э. Фромм. - М. : Аст, 2011. - 288 с.
47. Хорни, К. Наши внутренние конфликты / К. Хорни. - М. : Дайджест, 2002. - 112 с.
48. Хоровиц, Л. Прототип одинокой личности / Л. Хоровиц, Р. Френч, К. Андерсон. - М. : Прогресс, 2006. - 127 с.
49. Хьел, Л. Теории личности / Л. Хьел, Д. Зиглер. - М. : Харьков, 2007. - 239 с.
50. Цахаева, А.А. Основы саморазвития личности / А.А. Цахаева. - Махачкала : Юпитер, 2010. - 217 с.
51. Шадриков, В.Н. Мир внутренней жизни человека / В.Н. Шадриков. - М. : Логос, 2014. - 392 с.
52. Швабл, Ю.М. Одиночество / Ю.М. Швабл, О.В. Данчева. - Киев : София, 2011. - 175 с.
53. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон. - М. : Прогресс, 2011. - 341 с.
54. Юнг, К. Проблемы души нашего времени / К. Юнг. - М. : Просвещение, 2006. - 407 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ