Развитие коммуникативных навыков у студентов с высоким уровнем переживания одиночества
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения коммуникативных навыков у студентов с высоким уровнем переживания одиночества 7
1.1. Исследование феномена одиночества в отечественной и зарубежной
психологии 7
1.2. Теоретические аспекты изучения коммуникативных навыков 15
1.3. Особенности переживания одиночества в студенческом
возрасте 24
Глава 2. Эмпирическое изучение развития коммуникативных навыков у студентов с высоким уровнем переживания одиночества 35
2.1. Организация и методы исследования 35
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 39
2.3. Психокоррекционная программа развития коммуникативных навыков и
оценка её эффективности 47
Заключение 58
Список использованных источников 60
Приложения 64
Глава 1. Теоретические основы изучения коммуникативных навыков у студентов с высоким уровнем переживания одиночества 7
1.1. Исследование феномена одиночества в отечественной и зарубежной
психологии 7
1.2. Теоретические аспекты изучения коммуникативных навыков 15
1.3. Особенности переживания одиночества в студенческом
возрасте 24
Глава 2. Эмпирическое изучение развития коммуникативных навыков у студентов с высоким уровнем переживания одиночества 35
2.1. Организация и методы исследования 35
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 39
2.3. Психокоррекционная программа развития коммуникативных навыков и
оценка её эффективности 47
Заключение 58
Список использованных источников 60
Приложения 64
Переживание одиночества может стать фактором, способствующим личностному росту человека, стимулирующим проявление рефлексии по поводу собственной жизни и перспектив развития. Наиболее остро проблема одиночества выражена в студенчестве, а впервые одиночество осознается человеком в подростковом возрасте. Это связано, прежде всего, с развитием рефлексии в этом возрасте и переходом на новый уровень самосознания, с усилением потребности в самопознании, принятии и признании, общении и обособлении, с кризисом самооценки.
В студенческой среде наблюдается рост негативных социальных и психологических явлений: неуверенность в завтрашнем дне, увеличение стрессовой нагрузки, нарушение межличностных отношений, отчаяние, переживание одиночества.
Проблема одиночества молодых людей недостаточно учитывается при организации социально-психологической работы и не рассматривается в качестве задачи психологической помощи людям.
Испытываемые студентами негативные переживания влияют на процесс социализации и формирования личности, становятся одной из основных причин их социальной дезадаптации. Ощущение собственного одиночества нередко приводит к формированию нигилистического отношения личности к обществу, к развитию у нее форм поведения, направленных на противоборство с ним или «уход» от него.
В своих работах З. Фрейд, Э. Фромм, К. Хорн, Э. Эриксон, К.Г. Юнг, А. Маслоу, К. Роджерс, Х.С. Салливан рассматривают психологические предпосылки возникновения одиночества и предлагают пути его преодоления. В исследованиях Т.Б. Джонсона, У.А. Садлера, К.И. Кутрона, М. Мицели, Б. Мораша, Л.Э. Пепло, М.Э. Селигмана, Ф.Фромм-Рейхман, Дж.И. Янга раскрыто содержание феномена одиночества, акцентируется внимание на его причинах, связанных как с ситуациями жизни, так и с характером личности.
В отечественной психологии проблема одиночества рассматривалась в работах В.Г. Асеева, А.А. Бодалева, Е.В. Бондаревской, Б.С. Гершунского, Е.И. Головахи, Н.В. Паниной, Н.И. Гуткиной, Я.Л. Коломинского, И.С. Кона, Ю.М. Орлова, Н.А. Рождественской, В.Ф. Сафиной, Е.Т. Соколовой. Авторы анализировали переживание одиночества в подростковом и юношеском возрасте, уделяя внимание социальным и психологическим причинам, вызывающим чувство одиночества у молодых людей, а также его последствиям в процессе формирования личности. Однако проблема одиночества является одной менее изученной.
После окончания школы изменяется объективное социальное положение юношей и девушек, структура их социальных и межличностных связей. Перед многими студентами встает задача вступления в новые социальные роли. В связи с этим одиночество является серьезной проблемой студентов, особенно на первом курсе их учебы. С переживанием одиночества можно столкнуться на любом временном отрезке жизни человека. Одиночество в юношеском возрасте может служить причиной состояния раздраженности, отчужденности, комплекса вины, грусти, а иногда и агрессии, пренебрежения моральными нормами поведения и, в результате, привести к различным формам зависимого поведения, а, зачастую, к суицидальному риску.
Актуальность нашего исследования обусловлена недостаточной изученностью особенностей коммуникативных навыков у студентов, характеризующихся высоким уровнем переживания одиночества.
Проблема исследования: каковы условия развития коммуникативных навыков у студентов с высоким уровнем переживания одиночества?
Цель работы изучить особенности развития коммуникативных навыков у студентов с высоким уровнем переживания одиночества, разработать и реализовать психокоррекционную программу.
Объект исследования коммуникативные навыки студентов.
Предмет исследования развитие коммуникативных навыков у студентов с высоким уровнем переживания одиночества.
Гипотезы исследования: развитие коммуникативных навыков у студентов с высоким уровнем переживания одиночества связано с преодолением низкой контактности, подозрительности, повышенной напряженности, эмоциональной холодности.
Задачи исследования:
1. Изучить исследования по проблеме одиночества и особенностей коммуникативных навыков в отечественной и зарубежной психологии.
2. Определить особенности коммуникативных навыков у студентов с высоким уровнем переживания одиночества.
3. Разработать программу развития коммуникативных навыков у студентов с высоким уровнем переживания одиночества.
4. Оценить эффективность разработанной психокоррекционной программы.
Теоретической основой нашего исследования выступает концепция изучения одиночества (С.Г. Корчагина), а также подходы к определению понятия и структуры коммуникативных навыков (Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, В.Н. Куницына).
Выбор методов и методик исследования осуществлялся в соответствии с целями и задачами. В исследовании использовались следующие методы: организационные методы (сравнительный метод), эмпирические методы (беседа, наблюдение, эксперимент, психодиагностические методики), методы обработки данных (качественные, количественные), интерпретационные методы (структурный метод).
Методики:
1. Тест межличностных отношений (Т. Лири);
2. Опросник межличностных отношений (ОМО) (В. Шутц);
3. Диагностический опросник «Одиночество» (С.Г. Корчагина);
4. Тест профиля отношений (Р. Борнстейн, адаптация О.П. Макушиной).
Исследование проведено на базе Белгородского государственного национального исследовательского университета. В исследовании приняли участие студенты в возрасте от 17-18 лет в количестве 54 человек.
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (54 наименования) и приложений, включает 1 таблицу и 10 рисунков. Объем работы составляет 63 страницы машинописного текста.
В студенческой среде наблюдается рост негативных социальных и психологических явлений: неуверенность в завтрашнем дне, увеличение стрессовой нагрузки, нарушение межличностных отношений, отчаяние, переживание одиночества.
Проблема одиночества молодых людей недостаточно учитывается при организации социально-психологической работы и не рассматривается в качестве задачи психологической помощи людям.
Испытываемые студентами негативные переживания влияют на процесс социализации и формирования личности, становятся одной из основных причин их социальной дезадаптации. Ощущение собственного одиночества нередко приводит к формированию нигилистического отношения личности к обществу, к развитию у нее форм поведения, направленных на противоборство с ним или «уход» от него.
В своих работах З. Фрейд, Э. Фромм, К. Хорн, Э. Эриксон, К.Г. Юнг, А. Маслоу, К. Роджерс, Х.С. Салливан рассматривают психологические предпосылки возникновения одиночества и предлагают пути его преодоления. В исследованиях Т.Б. Джонсона, У.А. Садлера, К.И. Кутрона, М. Мицели, Б. Мораша, Л.Э. Пепло, М.Э. Селигмана, Ф.Фромм-Рейхман, Дж.И. Янга раскрыто содержание феномена одиночества, акцентируется внимание на его причинах, связанных как с ситуациями жизни, так и с характером личности.
В отечественной психологии проблема одиночества рассматривалась в работах В.Г. Асеева, А.А. Бодалева, Е.В. Бондаревской, Б.С. Гершунского, Е.И. Головахи, Н.В. Паниной, Н.И. Гуткиной, Я.Л. Коломинского, И.С. Кона, Ю.М. Орлова, Н.А. Рождественской, В.Ф. Сафиной, Е.Т. Соколовой. Авторы анализировали переживание одиночества в подростковом и юношеском возрасте, уделяя внимание социальным и психологическим причинам, вызывающим чувство одиночества у молодых людей, а также его последствиям в процессе формирования личности. Однако проблема одиночества является одной менее изученной.
После окончания школы изменяется объективное социальное положение юношей и девушек, структура их социальных и межличностных связей. Перед многими студентами встает задача вступления в новые социальные роли. В связи с этим одиночество является серьезной проблемой студентов, особенно на первом курсе их учебы. С переживанием одиночества можно столкнуться на любом временном отрезке жизни человека. Одиночество в юношеском возрасте может служить причиной состояния раздраженности, отчужденности, комплекса вины, грусти, а иногда и агрессии, пренебрежения моральными нормами поведения и, в результате, привести к различным формам зависимого поведения, а, зачастую, к суицидальному риску.
Актуальность нашего исследования обусловлена недостаточной изученностью особенностей коммуникативных навыков у студентов, характеризующихся высоким уровнем переживания одиночества.
Проблема исследования: каковы условия развития коммуникативных навыков у студентов с высоким уровнем переживания одиночества?
Цель работы изучить особенности развития коммуникативных навыков у студентов с высоким уровнем переживания одиночества, разработать и реализовать психокоррекционную программу.
Объект исследования коммуникативные навыки студентов.
Предмет исследования развитие коммуникативных навыков у студентов с высоким уровнем переживания одиночества.
Гипотезы исследования: развитие коммуникативных навыков у студентов с высоким уровнем переживания одиночества связано с преодолением низкой контактности, подозрительности, повышенной напряженности, эмоциональной холодности.
Задачи исследования:
1. Изучить исследования по проблеме одиночества и особенностей коммуникативных навыков в отечественной и зарубежной психологии.
2. Определить особенности коммуникативных навыков у студентов с высоким уровнем переживания одиночества.
3. Разработать программу развития коммуникативных навыков у студентов с высоким уровнем переживания одиночества.
4. Оценить эффективность разработанной психокоррекционной программы.
Теоретической основой нашего исследования выступает концепция изучения одиночества (С.Г. Корчагина), а также подходы к определению понятия и структуры коммуникативных навыков (Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, В.Н. Куницына).
Выбор методов и методик исследования осуществлялся в соответствии с целями и задачами. В исследовании использовались следующие методы: организационные методы (сравнительный метод), эмпирические методы (беседа, наблюдение, эксперимент, психодиагностические методики), методы обработки данных (качественные, количественные), интерпретационные методы (структурный метод).
Методики:
1. Тест межличностных отношений (Т. Лири);
2. Опросник межличностных отношений (ОМО) (В. Шутц);
3. Диагностический опросник «Одиночество» (С.Г. Корчагина);
4. Тест профиля отношений (Р. Борнстейн, адаптация О.П. Макушиной).
Исследование проведено на базе Белгородского государственного национального исследовательского университета. В исследовании приняли участие студенты в возрасте от 17-18 лет в количестве 54 человек.
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (54 наименования) и приложений, включает 1 таблицу и 10 рисунков. Объем работы составляет 63 страницы машинописного текста.
Одиночество это психическое состояние человека, отражающее переживание своей отдельности, субъективной невозможности или нежелания чувствовать адекватный отклик, принятие и признание себя другими людьми.
Для нормального существования необходимо признание и принятие себя как другими людьми, так и самим собой.
Одиночество у студентов - это результат действия многих социально-культурных и психологических факторов. Неудачи в установлении контактов со сверстниками и старшими по возрасту людьми являются предпосылками, способствующими возникновению чувства одиночества в студенческом возрасте. Данные предпосылки могут спровоцировать появление одиночества в том случае, когда они попадают в соответствующие условия: дисгармоничное развитие личности студента, ограниченный круг контактов вплоть до изоляции, неудачное профессиональное самоопределение, а в особенности отсутствие коммуникативных умений. Данные особенности могут выступать условиями переживания одиночества в юношеском возрасте.
Существует необходимость в овладении комплексом осознанных коммуникативных действий, позволяющих творчески использовать знания для отражения и преобразования действительности, для эффективного взаимодействия с социумом. Их развитие сопряжено с формированием и развитием личностных новообразований, как в сфере интеллекта, так и в сфере доминирующих профессионально значимых характеристик.
В нашей работе высокий уровень переживания одиночества у студентов рассматривается как следствие недостаточного развития коммуникативных навыков.
В своем исследовании мы выдвинули гипотезу о том, что развитие коммуникативных навыков у студентов с высоким уровнем переживания одиночества связано с преодолением низкой контактности, подозрительности, повышенной напряженности, эмоциональной холодности
По результатам исследования было выявлено, что:
1. Студенты, переживающие одиночество, характеризуются сложностями в приспособлении к новому окружению и предпочитают держаться обособленно.
2. Испытуемые не способны проявлять доверие к окружающим, часто демонстрируют подозрительное отношение, иногда враждебное.
3. Студенты испытывают потребность в зависимости от других людей, эмоциональном сопереживании, однако сами характеризуются эмоциональной холодностью в процессе коммуникации.
Обнаруженные особенности коммуникативных навыков негативно влияют на психологическое состояние студентов и мешают взаимодействовать с окружающими.
Для развития коммуникативных навыков нами была составлена психокоррекционная программа. Экспериментальная группа прошла курс психокоррекционных занятий, основной целью которых являлось развитие коммуникативных навыков.
После осуществления психокоррекционной работы мы выявили в экспериментальной группе следующую положительную динамику:
1. Испытуемые стали менее склонны к подозрительному и отчужденному отношению к окружающим.
2. Студенты стали более склонны устанавливать близкие, доверительные отношения с другими людьми.
3. Появилось желание принимать предлагаемую другими людьми помощь.
4. Снизился общий уровень переживания одиночества.
По результатам исследования наша гипотеза подтвердилась: развитие коммуникативных навыков у студентов с высоким уровнем переживания одиночества связано с преодолением низкой контактности, подозрительности, повышенной напряженности, эмоциональной.
Для нормального существования необходимо признание и принятие себя как другими людьми, так и самим собой.
Одиночество у студентов - это результат действия многих социально-культурных и психологических факторов. Неудачи в установлении контактов со сверстниками и старшими по возрасту людьми являются предпосылками, способствующими возникновению чувства одиночества в студенческом возрасте. Данные предпосылки могут спровоцировать появление одиночества в том случае, когда они попадают в соответствующие условия: дисгармоничное развитие личности студента, ограниченный круг контактов вплоть до изоляции, неудачное профессиональное самоопределение, а в особенности отсутствие коммуникативных умений. Данные особенности могут выступать условиями переживания одиночества в юношеском возрасте.
Существует необходимость в овладении комплексом осознанных коммуникативных действий, позволяющих творчески использовать знания для отражения и преобразования действительности, для эффективного взаимодействия с социумом. Их развитие сопряжено с формированием и развитием личностных новообразований, как в сфере интеллекта, так и в сфере доминирующих профессионально значимых характеристик.
В нашей работе высокий уровень переживания одиночества у студентов рассматривается как следствие недостаточного развития коммуникативных навыков.
В своем исследовании мы выдвинули гипотезу о том, что развитие коммуникативных навыков у студентов с высоким уровнем переживания одиночества связано с преодолением низкой контактности, подозрительности, повышенной напряженности, эмоциональной холодности
По результатам исследования было выявлено, что:
1. Студенты, переживающие одиночество, характеризуются сложностями в приспособлении к новому окружению и предпочитают держаться обособленно.
2. Испытуемые не способны проявлять доверие к окружающим, часто демонстрируют подозрительное отношение, иногда враждебное.
3. Студенты испытывают потребность в зависимости от других людей, эмоциональном сопереживании, однако сами характеризуются эмоциональной холодностью в процессе коммуникации.
Обнаруженные особенности коммуникативных навыков негативно влияют на психологическое состояние студентов и мешают взаимодействовать с окружающими.
Для развития коммуникативных навыков нами была составлена психокоррекционная программа. Экспериментальная группа прошла курс психокоррекционных занятий, основной целью которых являлось развитие коммуникативных навыков.
После осуществления психокоррекционной работы мы выявили в экспериментальной группе следующую положительную динамику:
1. Испытуемые стали менее склонны к подозрительному и отчужденному отношению к окружающим.
2. Студенты стали более склонны устанавливать близкие, доверительные отношения с другими людьми.
3. Появилось желание принимать предлагаемую другими людьми помощь.
4. Снизился общий уровень переживания одиночества.
По результатам исследования наша гипотеза подтвердилась: развитие коммуникативных навыков у студентов с высоким уровнем переживания одиночества связано с преодолением низкой контактности, подозрительности, повышенной напряженности, эмоциональной.
Подобные работы
- Формирование коммуникативных умений у обучающихся первого класса во внеурочной деятельности
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Исследование субъективного ощущения одиночества и мотивации к достижениям у студентов
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - КЛУБ ОБЩЕНИЯ «ПЕРЕМЕНА» КАК СПОСОБ ПРЕОДОЛЕНИЯ ОДИНОЧЕСТВА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4375 р. Год сдачи: 2016 - Индивидуальное консультирование как способ психологической помощи женщинам 40-45 лет, испытывающим чувство одиночества
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2018 - Групповое психологическое консультирование подростков, переживающих чувство одиночества
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2021 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4375 р. Год сдачи: 2018 - ПРЕОДОЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ИЗОЛЯЦИИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ГРУППЕ СВЕРСТНИКОВ В
ПРОЦЕССЕ ГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2015 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ПРОЦЕССЕ СТАНОВЛЕНИЯ КОЛЛЕКТИВА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ
УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ПРОЦЕССЕ СТАНОВЛЕНИЯ
КОЛЛЕКТИВА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2016



