ИССЛЕДОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ ПОКОЛЕНИЯ Y К ЗАРУБЕЖНЫМ И НАЦИОНАЛЬНЫМ БРЕНДАМ
|
Введение 4
1 Теоретические аспекты исследования отношения потребителей к зарубежным и национальным брендам
1.1 Сущность бренда и идентичности бренда 7
1.2 Анализ факторов, влияющих на отношение потребителей к брендам 8
1.3 Теории исследования отношения потребителей к зарубежным и
национальным брендам 9
2 Разработка методического обеспечения исследования отношения поколения Y к зарубежным и национальным брендам на рынке одежды
2.1 Подходы к исследованию потребительского поведения поколения
Y 10
2.2 Особенности рынка одежды России 11
2.3 Разработка методического подхода к исследованию отношения
поколения Y к зарубежным и национальным брендам одежды 12
3 Апробация методического подхода к исследованию отношения поколения Y к зарубежным и национальным брендам одежды
3.1 Анализ результатов исследования отношения поколения Y к зарубежным и национальным брендам одежды 13
3.2 Сегментирование потребителей поколения Y и разработка рекомендаций операторам рынка одежды 14
Заключение 15
Список использованных источников 21
Приложение 29
1 Теоретические аспекты исследования отношения потребителей к зарубежным и национальным брендам
1.1 Сущность бренда и идентичности бренда 7
1.2 Анализ факторов, влияющих на отношение потребителей к брендам 8
1.3 Теории исследования отношения потребителей к зарубежным и
национальным брендам 9
2 Разработка методического обеспечения исследования отношения поколения Y к зарубежным и национальным брендам на рынке одежды
2.1 Подходы к исследованию потребительского поведения поколения
Y 10
2.2 Особенности рынка одежды России 11
2.3 Разработка методического подхода к исследованию отношения
поколения Y к зарубежным и национальным брендам одежды 12
3 Апробация методического подхода к исследованию отношения поколения Y к зарубежным и национальным брендам одежды
3.1 Анализ результатов исследования отношения поколения Y к зарубежным и национальным брендам одежды 13
3.2 Сегментирование потребителей поколения Y и разработка рекомендаций операторам рынка одежды 14
Заключение 15
Список использованных источников 21
Приложение 29
Настоящее время характеризуется увеличением роли потребления в социальной жизни людей. Рынок товаров и услуг предоставляет огромное множество вариантов выбора для потребителей. При этом каждая компания на рынке стремится не только удовлетворить потребности, предпочтения и предвидеть будущие желания существующих и потенциальных потребителей, но также построить длительную взаимовыгодную связь с ними. На этом пути необходимо не только изучать потребительское поведение, строить портрет потребителя, продумывать программы лояльности и устраивать акции, а также очень важно постоянно исследовать отношение клиентов к товарам, услугам или бренду.
Актуальность представленной работы определяется рядом объективных причин. Одной из них является то, что по данным федеральной службы государственной статистики на 1 января 2017 г. на территории Российской Федерации проживает 35 183 379 представителей поколения Y, а это примерно % от всего населения нашей страны. Кроме того, в ближайшем будущем представители данного поколения будут преобладать во всех областях деятельности, отодвинут беби-бумеров и X. Кроме того, поколение Y оказывает огромное влияние на мировую экономику из-за количества его представителей и увеличения покупательской способности, поэтому указанное поколение превращается в один из самых привлекательных и крупнейших потребительских сегментов. В данной работе исследование проводилось на примере рынка одежды. Актуальность выбора этого рынка обусловлена тем, что в России он является одним из важнейших, доходных и привлекательных сегментов отечественного потребительского рынка.
Целью данной выпускной квалификационной работы является изучение отношения поколения Y к зарубежным и национальным брендам, а также разработка рекомендаций для операторов рынка одежды. Для выполнения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- рассмотреть сущность бренда и идентичности бренда;
- провести анализ факторов, влияющих на отношение потребителей к брендам;
- рассмотреть теории исследования отношения потребителей к зарубежным и национальным брендам;
- рассмотреть подходы к исследованию потребительского поведения поколения Y;
- рассмотреть особенности рынка одежды России;
- разработать методический подход к исследованию отношения поколения Y к зарубежным и национальным брендам одежды;
- провести исследование и анализ результатов исследования отношения поколения Y к зарубежным и национальным брендам одежды;
- провести сегментирование потребителей поколения Y и разработать рекомендации операторам рынка одежды.
Объектом исследования является отношение поколения Y к зарубежным и национальным брендам. Предметом исследования - факторы, влияющие на отношение потребителей к брендам и подходы к их исследованию.
Теоретическую и методологическую базу исследования составляют работы таких отечественных и зарубежных ученых, как Дж. Джакоби, Р. Честнут, Л. Чернатони, Ф. Котлер, К. Келлер, Д. Д’Алесандро, А. Эллвуд, И. Муромкина, Е. Евтушенко, И.В. Крылов, Е.П. Голубков, Р. Тафлингер и Д. Хокинс, Дж. Энджел, Ж.Ф. Кролар, А.П. Дурович, А.Ф. Лазурский, В.Н. Мясищев, А. Фергюссон, Л. Гумплович, Г. Триандисом, Т.А. Шимп, С. Шарма, З. Фрейд, Р. Браун, М. Шериф, И.С. Кон, В.С. Агеев и др.
В методологическую основу исследования были заложены разнообразные методы: обобщение, описание, структурирование и статистическая обработка данных.
На основании перечисленных задач структура выпускной квалификационной работы состоит из введения , трех глав, первая и вторая главы содержат в себе по три пункта, третья - два пункта, заключения, списка использованных источников и приложения. В введении раскрыты актуальность, цель, задачи, объект и предмет исследования. Первая глава посвящена изучению сущности бренда и идентичности бренда, анализу факторов, влияющих на отношение потребителей к брендам и рассмотрению теорий исследования отношения потребителей к брендам. Во второй главе рассматриваются подходы к исследованию потребительского поведения поколения Y, особенности рынка одежды России, а также разработан методический подход к исследованию отношения поколения Y к зарубежным и национальным брендам одежды. В третьей главе проведено исследование отношения поколения Y к зарубежным и национальным брендам одежды, представлен анализ его результатов, проведено сегментирование потребителей поколения Y, а также сформулированы рекомендации операторам рынка одежды. В заключении приведены общие итоги исследования.
Научные результаты:
1 Разработан методический подход к исследованию отношения поколения Y к зарубежным и национальным брендам одежды, включающий: алгоритм исследования, инструментарий изучения отношения, методы анализа полученной информации.
2 Предложена модель влияния потребительского этноцентризма на отношение потребителей поколения Y к зарубежным и национальным брендам одежды. Особенностью модели является измерение потребительского этноцентризма на основании пола и дохода респондентов с помощью шкалы CETSCALE.
Практическая значимость данного исследования заключается в использовании полученных результатов операторами рынка одежды для улучшения эффективности их деятельности и применении в лекционных и практических занятиях по дисциплинам маркетинга.
Актуальность представленной работы определяется рядом объективных причин. Одной из них является то, что по данным федеральной службы государственной статистики на 1 января 2017 г. на территории Российской Федерации проживает 35 183 379 представителей поколения Y, а это примерно % от всего населения нашей страны. Кроме того, в ближайшем будущем представители данного поколения будут преобладать во всех областях деятельности, отодвинут беби-бумеров и X. Кроме того, поколение Y оказывает огромное влияние на мировую экономику из-за количества его представителей и увеличения покупательской способности, поэтому указанное поколение превращается в один из самых привлекательных и крупнейших потребительских сегментов. В данной работе исследование проводилось на примере рынка одежды. Актуальность выбора этого рынка обусловлена тем, что в России он является одним из важнейших, доходных и привлекательных сегментов отечественного потребительского рынка.
Целью данной выпускной квалификационной работы является изучение отношения поколения Y к зарубежным и национальным брендам, а также разработка рекомендаций для операторов рынка одежды. Для выполнения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- рассмотреть сущность бренда и идентичности бренда;
- провести анализ факторов, влияющих на отношение потребителей к брендам;
- рассмотреть теории исследования отношения потребителей к зарубежным и национальным брендам;
- рассмотреть подходы к исследованию потребительского поведения поколения Y;
- рассмотреть особенности рынка одежды России;
- разработать методический подход к исследованию отношения поколения Y к зарубежным и национальным брендам одежды;
- провести исследование и анализ результатов исследования отношения поколения Y к зарубежным и национальным брендам одежды;
- провести сегментирование потребителей поколения Y и разработать рекомендации операторам рынка одежды.
Объектом исследования является отношение поколения Y к зарубежным и национальным брендам. Предметом исследования - факторы, влияющие на отношение потребителей к брендам и подходы к их исследованию.
Теоретическую и методологическую базу исследования составляют работы таких отечественных и зарубежных ученых, как Дж. Джакоби, Р. Честнут, Л. Чернатони, Ф. Котлер, К. Келлер, Д. Д’Алесандро, А. Эллвуд, И. Муромкина, Е. Евтушенко, И.В. Крылов, Е.П. Голубков, Р. Тафлингер и Д. Хокинс, Дж. Энджел, Ж.Ф. Кролар, А.П. Дурович, А.Ф. Лазурский, В.Н. Мясищев, А. Фергюссон, Л. Гумплович, Г. Триандисом, Т.А. Шимп, С. Шарма, З. Фрейд, Р. Браун, М. Шериф, И.С. Кон, В.С. Агеев и др.
В методологическую основу исследования были заложены разнообразные методы: обобщение, описание, структурирование и статистическая обработка данных.
На основании перечисленных задач структура выпускной квалификационной работы состоит из введения , трех глав, первая и вторая главы содержат в себе по три пункта, третья - два пункта, заключения, списка использованных источников и приложения. В введении раскрыты актуальность, цель, задачи, объект и предмет исследования. Первая глава посвящена изучению сущности бренда и идентичности бренда, анализу факторов, влияющих на отношение потребителей к брендам и рассмотрению теорий исследования отношения потребителей к брендам. Во второй главе рассматриваются подходы к исследованию потребительского поведения поколения Y, особенности рынка одежды России, а также разработан методический подход к исследованию отношения поколения Y к зарубежным и национальным брендам одежды. В третьей главе проведено исследование отношения поколения Y к зарубежным и национальным брендам одежды, представлен анализ его результатов, проведено сегментирование потребителей поколения Y, а также сформулированы рекомендации операторам рынка одежды. В заключении приведены общие итоги исследования.
Научные результаты:
1 Разработан методический подход к исследованию отношения поколения Y к зарубежным и национальным брендам одежды, включающий: алгоритм исследования, инструментарий изучения отношения, методы анализа полученной информации.
2 Предложена модель влияния потребительского этноцентризма на отношение потребителей поколения Y к зарубежным и национальным брендам одежды. Особенностью модели является измерение потребительского этноцентризма на основании пола и дохода респондентов с помощью шкалы CETSCALE.
Практическая значимость данного исследования заключается в использовании полученных результатов операторами рынка одежды для улучшения эффективности их деятельности и применении в лекционных и практических занятиях по дисциплинам маркетинга.
Представленная работа полностью соответствует поставленным целям и задачам. В работе были рассмотрены: сущность бренда и идентичности бренда; анализ факторов, влияющих на отношение потребителей к брендам; теории исследования отношения потребителей к зарубежным и национальным брендам; подходы к исследованию потребительского поведения поколения Y; особенности рынка одежды России; методический подход к исследованию отношения поколения Y к зарубежным и национальным брендам одежды; анализ результатов исследования отношения поколения Y к зарубежным и национальным брендам одежды; сегментирование потребителей поколения Y и разработка рекомендаций операторам рынка одежды.
В результате рассмотренного теоретического материала можно сделать вывод, что слово «бренд» произошло много лет назад от английского «brand», которое означает «клеймо» или «тавро». Понятие «бренд» изучалось многими учеными, такими как Дж. Джакоби, Р. Честнут, Л. Чернатони, Д. Рили, К. Бове, У. Аренс, Ф. Котлер, К. Келлер, Д. Д’Алесандро, А. Эллвуд и мн. др. Понятие «бренд» является очень многогранным, каждый автор по-своему его истолковывает, что порождает множество различных вариаций.
Современные реалии таковы, что компаниям необходимо добиваться уникальность бренда или иными словами его идентичности. Изначально профессор Ж.-Н. Капферер первым начал изучать идентичность бренда, затем Д. Аакер, Л. Чернатони и многие другие ученые стали проявлять интерес к данной тематике. Сейчас при разработке идентичности бренда используют модель Ж.- Н. Капферера «Brand Identity Prism», модель идентичности бренда Д. Аакера, модель Л. Чернатони и мн. др.
Особое место отводиться изучению поведения потребителей и факторов, воздействующих на них. Ф. Котлер, Д. Катона, Р. Тафлингер и Д. Хокинс, Дж. Энджел, Ж.Ф. Кролар, А.П. Дурович и др. стали изучать факторы, влияющие на потребительское поведение. Со временем стало уделяться внимание изучению отношения потребителей к брендам, а также факторам, которые могут на него повлиять. Понятие «отношение» изучалось и было популярно со стороны многих исследователей, таких как А.Ф. Лазурский, В.Н. Мясищев, Б.Ф. Ломов Е.С. Кузьмин, К.К. Платонов и др. На основе изученных теоретических материалов можно выделить факторы, которые влияют на отношение потребителей к брендам. Они включают в себя: цену, рекламу, качество, имидж бренда, страну происхождения. На практике для определения отношения потребителей к брендам используют несколько моделей, одна из них модель М. Фишбейна, а другая модель «идеальной точки», а также конструкты.
Кроме того, в научной литературе существуют теории исследования отношения потребителей к национальным и зарубежным брендам. Одной из самых известных считается теория потребительского этноцентризма основоположниками, которой являются Т.А. Шимп и С. Шарма. Потребительский этноцентризм они измеряли шкалой CETSCALE (Consumer Ethnocentric Tendencies Scale). При создании своей теории они опирались на теорию этноцентризма У.Г. Самнера.
Кроме потребительского этноцентризма при исследовании отношения потребителей к национальным и зарубежным брендам применяют концепцию культурной идентичность. Концепция культурной идентичности была рассмотренная J. He и C.L. Wang. В ней уделяется внимание принятию человеком определенных культурных норм, традиций, ценностей, принятых в обществе, стране. Также применяют концепцию COO (Country of Origin) или «страна происхождения». Данная концепция появилась в 1965 г. благодаря Р.Д. Шулеру, в ней ключевой место отводится стране происхождения бренда. У потребителей на основании имеющихся знаний и стереотипов о какой -либо стране формируется определенное отношение к брендам.
Кроме того, в работе было уделено внимание изучению теории поколений, исследованием которой занимались С. Айснер, Б. Бергер, Д. Волбург, Р. Земке, Б. Куппершмидт, Н. Хоув, У. Штраус и мн. др. Однако, наиболее популярной считается теория Н. Хоува и У. Штрауса. В своих работах Н. Хоув и У. Штраус выделили следующие поколения в период с 20 по 21 век: поколение GI, молчаливое поколение, беби-бумеры, поколение X, поколение Y, поколение Z. Наибольшее внимание было уделено характеристики поколения Y. Считается, что Y отличаются гибкостью мышления, способностью к быстрому накоплению опыта, вовлеченностью в информационные сети, желанием достижения быстрых результатов, а также высоким уровнем владения современными технологическими средствами (телефоны, компьютеры, планшеты и др.). Отдельно рассматривалось потребительское поведение поколения Y и подходы к его изучению, среди которых наиболее часто выделяют опрос, сбор данных осуществляется с помощью анкеты.
Особое место отвелось изучению особенностей рынка одежды России. В ходе исследования выявлены следующие закономерности: рынок одежды в 2015 г. «упал» в натуральном выражении на 33%, в 2016 г. тенденция сохранилась, цены в розничных сетях выросли на 30-40%, основную часть занимает женская одежда, на рынке существуют зарубежные и национальные бренды, а во время кризисов ретейлеры придерживаются двух разных стратегий, доля эконом или нижнего сегмента выросла с 50% до 60%, было замечено изменение поведения потребителей в сторону рационального потребления и т.д.
В целях изучения отношения поколения Y к зарубежным и национальным брендам было инициировано собственное исследование. Были изучены труды таких авторов, как В. Перция, Е.В. Серегина, Ж.-Н. Капферер, К.Л. Келлер, Д. Аакер, Ф. Котлер и мн. др. Кроме того, выдвинуты гипотезы H1 и H2 с обоснованием, построена теоретическая модель. Затем составлена программа исследования в которой содержится: цель исследования, задачи исследования, формулировка основных гипотез, определение вида исследовательского проекта, определение объема выборочной совокупности и мн. др. В работе представлены вопросы из анкеты, а также проведен анализ надежности шкал.
В результате опроса респондентов было выявлено, что доход большинства представителей поколения Y составляет от 10 000 - 20 000 руб. в месяц, наименьший процент опрошенных (7%) зарабатывают от 50 000 руб. в месяц и больше.
Респонденты предпочитают проводить свое свободное время общаясь с друзьями (36,2%), также они уделяют время семье (20,8%) и посещению интернета (19,5%). Большое количество времени Y тратят на социальные сети. Например, 48% проводят в социальных сетях от часа до трех часов, 39% более трех часов, а 13% менее часа в день. Популярностью пользуются такие сети, как ВКонтакте (87,2%), Instagram (78,1%) и Одноклассники (13,3%). Кроме того, было выявлено, что для изучаемого поколения характерны утилитарные мотивы потребления.
Изучая вопрос, связанный со стилем одежды, было отмечено, что Y предпочитают повседневный стиль или casual (70%), деловой стиль (9%), спортивный (8%) и романтичный (8%). На выбор одежды у Y влияют такие факторы, как качество изготовления (6,07), соответствие моему стилю (5,79), доступная цена (5,70), практичность (5,68), интересный фасон (5,16) и многофункциональность (5,13). Чаще всего респонденты покупают одежду 1 раз в 2-3 месяца (47%) и наиболее популярным местом совершения покупок являются торговые центры (88,8%). Однако, Y покупают одежду не только в торговых центрах, а также через официальные интернет-магазины, на вещевых рынках и с помощью мобильных приложений. Среди мобильных приложений большинство голосов было отдано за AliExpress (28,4%), затем идет ASOS (19,5%), Zara (18,5%), Lamoda (15,9%) и др.
Наиболее предпочтительными брендами у представителей изучаемого поколения являются Zara (50%), H&M (33,6%), Nike (32,3%), O’STIN (28,4%) и Mango (22,9%). Исследуя отношение и восприятие зарубежных и национальных брендов одежды, было отмечено, что практически по всем утверждениям лидирующие позиции занимают зарубежные бренды. Только в некоторых случаях национальным брендам удавалось попасть в тройку лидеров.
Особое внимание уделялось изучению уровня потребительского этноцентризма у Y. Уровень потребительского этноцентризма измерялся по шкале CETSCALE на основании пола и доходов респондентов. В результате проведенных вычислений было установлено, что уровень потребительского этноцентризма у женщин составил 32,4 балла, а у мужчин 31,5 из 70 возможных.
Измеряя уровень потребительского этноцентризма на основании дохода опрошенных, было установлено, что уровень потребительского этноцентризма увеличивается при увеличении доход респондентов. Исходя из проведенного анализа можно сделать вывод о том, что представители поколения Y имеют уровень потребительского этноцентризма ниже среднего. Из этого следует, что приобретение национальных брендов одежды не является для них приоритетным. Респонденты не испытывают негативного отношения к зарубежным брендам. Зарубежные бренды одежды нравятся Y, а также они являются предпочитаемыми, желанными и выгодными, что подтверждается ранее проанализированными вопросами. В результате исследования была подтверждена гипотеза H2 и опровергнута гипотеза H1.
Кроме того, в работе было произведено сегментирование потребителей поколения Y с помощью факторного и кластерного анализа. С помощью данных анализов было выделено три кластера или три сегмента потребителей. Выделенные сегменты представлены следующими потребителями: практичные (138 человек), западные (131 человек) и демонстративные (115 человек) потребители.
В рамках данной работы были даны рекомендации операторам рынка одежды. Операторам рынка одежды стоит размещать свои торговые точки в торговых центрах, не стоит забывать об официальных интернет-магазинах и мобильных приложениях. У некоторых национальных брендов одежды мобильные приложения отсутствуют, поэтому был разработан дизайн мобильного приложения для бренда Zolla. Кроме того, не стоит забывать про мультибрендовые интернет-магазины, так как у поколения Y они пользуются спросом. В торговых точках рекомендовано размещать изделия одежды в таких стилевых решениях как: повседневный, деловой, спортивный и романтичный стиль. На основании этого были предложены изделия для девушек и мужчин в стиле casual для национального бренда Gloria Jeans.
Большое внимание было уделено разработке различных программ лояльности из-за того, что для респондентов цена изделия является важным фактором при выборе одежды. Кроме того, было предложено создание мобильного приложения, в котором собрана вся актуальная информация о текущих скидках и акциях.
Представители поколения Y заостряют внимание на интересном фасоне и оригинальном дизайне изделия одежды. В результате были предложены рекомендации о совместном сотрудничестве брендов со знаменитыми дизайнерами, а также друг с другом. В связи с данными рекомендациями были предложены возможные коллаборации брендов Zara и H&M, а также O’STIN и Columbia. Однако, не стоит забывать о том, что Y важно качество, практичность, и многофункциональность изделия. Помимо этого, они обращают внимание на натуральные ткани. На основании полученных данных был разработан дизайн обозначения изделия из натуральных тканей в виде наклейки и ярлыка. Кроме того, в работе были даны рекомендации операторам рынка одежды по практичным, западным и демонстративным потребителям, также были даны рекомендации национальным брендам одежды.
Результаты исследования имеют прикладную значимость и могут быть использованы в лекционных и практических занятиях по дисциплинам маркетинга, а также операторами рынка одежды для улучшения эффективности их деятельности.
В результате рассмотренного теоретического материала можно сделать вывод, что слово «бренд» произошло много лет назад от английского «brand», которое означает «клеймо» или «тавро». Понятие «бренд» изучалось многими учеными, такими как Дж. Джакоби, Р. Честнут, Л. Чернатони, Д. Рили, К. Бове, У. Аренс, Ф. Котлер, К. Келлер, Д. Д’Алесандро, А. Эллвуд и мн. др. Понятие «бренд» является очень многогранным, каждый автор по-своему его истолковывает, что порождает множество различных вариаций.
Современные реалии таковы, что компаниям необходимо добиваться уникальность бренда или иными словами его идентичности. Изначально профессор Ж.-Н. Капферер первым начал изучать идентичность бренда, затем Д. Аакер, Л. Чернатони и многие другие ученые стали проявлять интерес к данной тематике. Сейчас при разработке идентичности бренда используют модель Ж.- Н. Капферера «Brand Identity Prism», модель идентичности бренда Д. Аакера, модель Л. Чернатони и мн. др.
Особое место отводиться изучению поведения потребителей и факторов, воздействующих на них. Ф. Котлер, Д. Катона, Р. Тафлингер и Д. Хокинс, Дж. Энджел, Ж.Ф. Кролар, А.П. Дурович и др. стали изучать факторы, влияющие на потребительское поведение. Со временем стало уделяться внимание изучению отношения потребителей к брендам, а также факторам, которые могут на него повлиять. Понятие «отношение» изучалось и было популярно со стороны многих исследователей, таких как А.Ф. Лазурский, В.Н. Мясищев, Б.Ф. Ломов Е.С. Кузьмин, К.К. Платонов и др. На основе изученных теоретических материалов можно выделить факторы, которые влияют на отношение потребителей к брендам. Они включают в себя: цену, рекламу, качество, имидж бренда, страну происхождения. На практике для определения отношения потребителей к брендам используют несколько моделей, одна из них модель М. Фишбейна, а другая модель «идеальной точки», а также конструкты.
Кроме того, в научной литературе существуют теории исследования отношения потребителей к национальным и зарубежным брендам. Одной из самых известных считается теория потребительского этноцентризма основоположниками, которой являются Т.А. Шимп и С. Шарма. Потребительский этноцентризм они измеряли шкалой CETSCALE (Consumer Ethnocentric Tendencies Scale). При создании своей теории они опирались на теорию этноцентризма У.Г. Самнера.
Кроме потребительского этноцентризма при исследовании отношения потребителей к национальным и зарубежным брендам применяют концепцию культурной идентичность. Концепция культурной идентичности была рассмотренная J. He и C.L. Wang. В ней уделяется внимание принятию человеком определенных культурных норм, традиций, ценностей, принятых в обществе, стране. Также применяют концепцию COO (Country of Origin) или «страна происхождения». Данная концепция появилась в 1965 г. благодаря Р.Д. Шулеру, в ней ключевой место отводится стране происхождения бренда. У потребителей на основании имеющихся знаний и стереотипов о какой -либо стране формируется определенное отношение к брендам.
Кроме того, в работе было уделено внимание изучению теории поколений, исследованием которой занимались С. Айснер, Б. Бергер, Д. Волбург, Р. Земке, Б. Куппершмидт, Н. Хоув, У. Штраус и мн. др. Однако, наиболее популярной считается теория Н. Хоува и У. Штрауса. В своих работах Н. Хоув и У. Штраус выделили следующие поколения в период с 20 по 21 век: поколение GI, молчаливое поколение, беби-бумеры, поколение X, поколение Y, поколение Z. Наибольшее внимание было уделено характеристики поколения Y. Считается, что Y отличаются гибкостью мышления, способностью к быстрому накоплению опыта, вовлеченностью в информационные сети, желанием достижения быстрых результатов, а также высоким уровнем владения современными технологическими средствами (телефоны, компьютеры, планшеты и др.). Отдельно рассматривалось потребительское поведение поколения Y и подходы к его изучению, среди которых наиболее часто выделяют опрос, сбор данных осуществляется с помощью анкеты.
Особое место отвелось изучению особенностей рынка одежды России. В ходе исследования выявлены следующие закономерности: рынок одежды в 2015 г. «упал» в натуральном выражении на 33%, в 2016 г. тенденция сохранилась, цены в розничных сетях выросли на 30-40%, основную часть занимает женская одежда, на рынке существуют зарубежные и национальные бренды, а во время кризисов ретейлеры придерживаются двух разных стратегий, доля эконом или нижнего сегмента выросла с 50% до 60%, было замечено изменение поведения потребителей в сторону рационального потребления и т.д.
В целях изучения отношения поколения Y к зарубежным и национальным брендам было инициировано собственное исследование. Были изучены труды таких авторов, как В. Перция, Е.В. Серегина, Ж.-Н. Капферер, К.Л. Келлер, Д. Аакер, Ф. Котлер и мн. др. Кроме того, выдвинуты гипотезы H1 и H2 с обоснованием, построена теоретическая модель. Затем составлена программа исследования в которой содержится: цель исследования, задачи исследования, формулировка основных гипотез, определение вида исследовательского проекта, определение объема выборочной совокупности и мн. др. В работе представлены вопросы из анкеты, а также проведен анализ надежности шкал.
В результате опроса респондентов было выявлено, что доход большинства представителей поколения Y составляет от 10 000 - 20 000 руб. в месяц, наименьший процент опрошенных (7%) зарабатывают от 50 000 руб. в месяц и больше.
Респонденты предпочитают проводить свое свободное время общаясь с друзьями (36,2%), также они уделяют время семье (20,8%) и посещению интернета (19,5%). Большое количество времени Y тратят на социальные сети. Например, 48% проводят в социальных сетях от часа до трех часов, 39% более трех часов, а 13% менее часа в день. Популярностью пользуются такие сети, как ВКонтакте (87,2%), Instagram (78,1%) и Одноклассники (13,3%). Кроме того, было выявлено, что для изучаемого поколения характерны утилитарные мотивы потребления.
Изучая вопрос, связанный со стилем одежды, было отмечено, что Y предпочитают повседневный стиль или casual (70%), деловой стиль (9%), спортивный (8%) и романтичный (8%). На выбор одежды у Y влияют такие факторы, как качество изготовления (6,07), соответствие моему стилю (5,79), доступная цена (5,70), практичность (5,68), интересный фасон (5,16) и многофункциональность (5,13). Чаще всего респонденты покупают одежду 1 раз в 2-3 месяца (47%) и наиболее популярным местом совершения покупок являются торговые центры (88,8%). Однако, Y покупают одежду не только в торговых центрах, а также через официальные интернет-магазины, на вещевых рынках и с помощью мобильных приложений. Среди мобильных приложений большинство голосов было отдано за AliExpress (28,4%), затем идет ASOS (19,5%), Zara (18,5%), Lamoda (15,9%) и др.
Наиболее предпочтительными брендами у представителей изучаемого поколения являются Zara (50%), H&M (33,6%), Nike (32,3%), O’STIN (28,4%) и Mango (22,9%). Исследуя отношение и восприятие зарубежных и национальных брендов одежды, было отмечено, что практически по всем утверждениям лидирующие позиции занимают зарубежные бренды. Только в некоторых случаях национальным брендам удавалось попасть в тройку лидеров.
Особое внимание уделялось изучению уровня потребительского этноцентризма у Y. Уровень потребительского этноцентризма измерялся по шкале CETSCALE на основании пола и доходов респондентов. В результате проведенных вычислений было установлено, что уровень потребительского этноцентризма у женщин составил 32,4 балла, а у мужчин 31,5 из 70 возможных.
Измеряя уровень потребительского этноцентризма на основании дохода опрошенных, было установлено, что уровень потребительского этноцентризма увеличивается при увеличении доход респондентов. Исходя из проведенного анализа можно сделать вывод о том, что представители поколения Y имеют уровень потребительского этноцентризма ниже среднего. Из этого следует, что приобретение национальных брендов одежды не является для них приоритетным. Респонденты не испытывают негативного отношения к зарубежным брендам. Зарубежные бренды одежды нравятся Y, а также они являются предпочитаемыми, желанными и выгодными, что подтверждается ранее проанализированными вопросами. В результате исследования была подтверждена гипотеза H2 и опровергнута гипотеза H1.
Кроме того, в работе было произведено сегментирование потребителей поколения Y с помощью факторного и кластерного анализа. С помощью данных анализов было выделено три кластера или три сегмента потребителей. Выделенные сегменты представлены следующими потребителями: практичные (138 человек), западные (131 человек) и демонстративные (115 человек) потребители.
В рамках данной работы были даны рекомендации операторам рынка одежды. Операторам рынка одежды стоит размещать свои торговые точки в торговых центрах, не стоит забывать об официальных интернет-магазинах и мобильных приложениях. У некоторых национальных брендов одежды мобильные приложения отсутствуют, поэтому был разработан дизайн мобильного приложения для бренда Zolla. Кроме того, не стоит забывать про мультибрендовые интернет-магазины, так как у поколения Y они пользуются спросом. В торговых точках рекомендовано размещать изделия одежды в таких стилевых решениях как: повседневный, деловой, спортивный и романтичный стиль. На основании этого были предложены изделия для девушек и мужчин в стиле casual для национального бренда Gloria Jeans.
Большое внимание было уделено разработке различных программ лояльности из-за того, что для респондентов цена изделия является важным фактором при выборе одежды. Кроме того, было предложено создание мобильного приложения, в котором собрана вся актуальная информация о текущих скидках и акциях.
Представители поколения Y заостряют внимание на интересном фасоне и оригинальном дизайне изделия одежды. В результате были предложены рекомендации о совместном сотрудничестве брендов со знаменитыми дизайнерами, а также друг с другом. В связи с данными рекомендациями были предложены возможные коллаборации брендов Zara и H&M, а также O’STIN и Columbia. Однако, не стоит забывать о том, что Y важно качество, практичность, и многофункциональность изделия. Помимо этого, они обращают внимание на натуральные ткани. На основании полученных данных был разработан дизайн обозначения изделия из натуральных тканей в виде наклейки и ярлыка. Кроме того, в работе были даны рекомендации операторам рынка одежды по практичным, западным и демонстративным потребителям, также были даны рекомендации национальным брендам одежды.
Результаты исследования имеют прикладную значимость и могут быть использованы в лекционных и практических занятиях по дисциплинам маркетинга, а также операторами рынка одежды для улучшения эффективности их деятельности.
Подобные работы
- Персональные бренды в имидже спортивного клуба
Дипломные работы, ВКР, реклама & PR. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2017 - Особенности технологий управления персоналом поколений Y-Z
Магистерская диссертация, управление персоналом. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2023 - Позиционирование бренда
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2017 - МАРКЕТИНГ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ПОТРЕБЛЕНИЯ
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4385 р. Год сдачи: 2023 - «МЯГКАЯ СИЛА» ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ ЯПОНИИ В ОТНОШЕНИИ СТРАН ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2025 - Управление талантами в российский и зарубежных нефтегазовых компаниях
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2016 - ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ И НОВЫХ МЕДИА НА ФОРМИРОВАНИЕ
ЭТНИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - Имидж ведущих политических партий Франции во французских средствах массовой коммуникации
Дипломные работы, ВКР, реклама & PR. Язык работы: Русский. Цена: 4245 р. Год сдачи: 2016 - Социальный механизм влияния средств массовой информации на формирование общественного нения в отношении национализма у современной молодежи (Российский государственный университет им А.Н. Косыгина)
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2022



