Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Миграционная политика Европейского союза

Работа №7058

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

история

Объем работы277стр.
Год сдачи2005
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1316
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ОБРАЗОВАНИЕ ЕВРОПЕЙСКИХ СООБЩЕСТВ: НАЧАЛО
1950 - СЕРЕДИНА 1970-Х гг.
1.1. Интеграционные процессы в Западной Европе во второй половине ХХ столетия и создание Европейских Сообществ 35
1.2. Миграционная ситуация в Европе в 1950-1970-е годы 56
1.3. Формирование базиса миграционного законодательства в период становления Европейских Сообществ 76
ГЛАВА II. РОЛЬ МЕЖПРАВИТЕЛЬСТВЕННОГО
СОТРУДНИЧЕСТВА В РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА.
2.1. Возникновение и деятельность межправительственных групп по
выработке основных направлений миграционной политики ЕС 103
2.2. Развитие сотрудничества государств-членов Европейского Союза в сфере правосудия и внутренних дел 127
2.3. Формирование единого европейского законодательства в области регулирования миграционных процессов 155
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 188
ПРИМЕЧАНИЯ 197
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
233



Актуальность темы исследования. Миграции отдельных людей и целых обществ являются важнейшей характеристикой развития цивилизации. Миграции формируют новое качество и новый облик прежних человеческих обществ, создают новые. В процессах создания, разрушения и трансформации государств миграция населения всегда играла важную роль. В одни эпохи миграция была не очень значимым, зато в другие - важнейшим фактором изменения облика цивилизации.
На протяжении XIX и ХХ веков формы миграционных процессов претерпели масштабную, если не сказать - беспрецедентную, модификацию: прежние их типы к концу ХХ столетия уступили место качественно новым видам миграции - туристическая, челночная и др.
Привлечение иностранной рабочей силы становится постоянным и неотъемлемым фактором социально-экономического и политического развития крупнейших стран Европы после второй мировой войны. Экономически более развитые страны континента являлись привлекательным регионом для различных категорий мигрантов. Иногда этнические или политические причины имели существенную экономическую составляющую в мотивации мигрирующего населения. Постепенно в роли доминирующих стали выступать экономические факторы миграции, а влияние остальных постепенно снижалось. Трудовые ресурсы многих стран пополнены за счет иммигрантов и иммиграция стала традиционным путем для пополнения трудового потенциала.
Всего лишь за пять лет - с 1995 г. по 2000 г. - из менее развитых регионов мира в более развитые перебрались почти 12 млн. мигрантов, т.е. по 2,3 млн. мигрантов в год. Наибольший прирост отмечался в Северной Америке и Европе1.
Но, несмотря на существующие препоны, в свете все возрастающей глобализации межнациональные границы становятся все более прозрачными,

4
со временем исчезая совсем. Примером этому может служить создание и развитие в рамках Европейского Союза Шенгенской зоны. Стоит отметить, что идея отмены границ между государствами не нова. Например, страны Скандинавского паспортного союза и государства Бенилюкс отменили пограничный контроль в рамках данных групп с начала 1960-х гг. Другой пример - свободное перемещение граждан Ирландии и Великобритании между двумя государствами.
В то же время миграция населения, а также политика, направленная на регулирование миграционных потоков, являясь глобальной проблемой, в отдельных странах имеет свою специфику в связи с особенностями исторического, социально-экономического и политического развития того или иного региона.
В последние годы миграция все большее становится вызовом, иногда угрозой безопасности личности, общества, государства. Миграция привела к серьезным изменениям как в принимающих, так и в отдающих странах. В принимающих странах начала набирать силу ксенофобия. В результате на рубеже веков проблема миграции стала центром общественного внимания. Миграция и проблемы ее регулирования стали темой острых политических дискуссий в мире, что актуализирует необходимость изучения данной проблемы. Ключевое значение миграции в социально-экономических, политических процессах государств в полной мере очевидно на примере стран Европейского Союза.
После распада СССР и образования на его территории ряда независимых государств международная миграция населения и проблема ее регулирования привлекает значительное внимание российской общественности. В отличие от Европейского Союза, где за полувековой период сформировалась обширная законодательная база, Россия не имеет столь долгого опыта регулирования международных миграционных потоков. Именно поэтому для России, являющейся европейским государством, возможность использования опыта, приобретенного западноевропейскими

5
государствами по управлению миграционными потоками, имеет особую ценность.
В свете вышеизложенного представляется весьма перспективным и интересным рассмотрение миграционной политики ЕС. Научная актуальность исследования объясняется также отсутствием в российской исторической науке комплексного анализа миграционной политики Европейского союза на протяжении всего периода западноевропейской интеграции.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное исследование свидетельствует, что процессы интернационализации и экономической интеграции стимулируют людей мигрировать в более развитые страны в поисках средств к существованию или торговых партнеров. Проблема трудового перемещения в Европе становилась все более и более важной с начала процесса европейской интеграции. В настоящее время этот вопрос имеет определенное значение на местных, региональных и международных уровнях. Европейские страны осуществляют разнообразную миграционную политику в целях оптимизации влияния различных трудовых потоков. Международное регулирование выполняется на уровне сообщества в пределах централизованных правовых рамок Европейского Союза. Сегодня такое регулирование в ЕС касается двух основных аспектов трудового перемещения: создание общеевропейского трудового рынка в рамках государств - членов Союза для собственных граждан, а также граждан третьих стран.
В результате анализа учреждающих договоров сделан вывод о том, что с момента создания Сообществ поэтапно, путем реализации основных положений договора об учреждении Европейского Экономического Сообщества, вводилась свобода передвижения экономических иммигрантов, исключая трудящихся третьих стран. В их отношении продолжало действовать законодательство принимающих государств, так как решение данного вопроса являлось прерогативой национальных государств.
По нашему мнению ни принимающие государства, ни иммигранты оказались не готовы к сопутствующим миграции проблемам. Но вместе с тем необходимо признать, что иммигранты вносили существенный вклад в формирование общественного благосостояния и высокий уровень жизни принимающих обществ, заполняя рабочие места, которые оказались не востребованными национальными гражданами. Изменение этих фактов имело бы негативные последствия для принимающих государств.

189
Изучение особенностей осуществления миграционной политики государств-членов Сообществ позволяет сделать вывод о прекращении в начале 1970-х гг. наблюдаемой в 1950-1960-е гг. интенсификации межгосударственных перемещений. В результате сложившейся во время кризиса 1973-1974 гг. тяжелой социально-экономической ситуации, роста общей безработицы государства-члены вынуждены были пресечь приток иностранных трудящихся. Путем введения рестриктивного законодательства, заключения двусторонних договоров о репатриации со странами-донорами государства ЕС пытались повлиять на миграционную ситуацию и стабилизировать социально-экономическое положение в странах. В результате переориентации миграционной политики западноевропейских стран и запрещения въезда трудящихся произошло изменение состава миграционного потока, где основу составила иммиграция по линии воссоединения семей, по политическим мотивам, а также нелегальная иммиграция. Наряду с этим произошло увеличение длительности пребывания иммигрантов.
В диссертации показано, что в данный период весьма важным стало проведение принимающими государствами разграничения между политикой, направленной на регулирование миграционных потоков и мерами по интеграции иностранных граждан. Таким образом, в западноевропейских странах произошло принятие, хотя и не всеми странами, иммиграции недавнего прошлого и ее последствий, и в то же время существовало намерение предотвратить дальнейшие потоки массовой иммиграции. В исследовании на конкретных примерах показано, что предпринимаемые государствами-членами меры по прекращению иммиграции и сокращению численности иностранцев в итоге оказались недостаточно результативными.
В ходе исследования нами сделан вывод, что слабая эффективность принимаемых отдельными государствами-членами односторонних мер по регулированию миграционных потоков послужила одной из главных предпосылок активизации межправительственного сотрудничества.

190
Установление единого рынка, включая свободное движение людей, интенсификация миграционного давления из третьих стран, безусловно, находились среди многих факторов, стимулирующих правительства в дальнейшем к более близкому сотрудничеству и формированию общей политики.
Вместе с тем существенные различия в миграционном законодательстве государств-членов являлись некоторым препятствием результативному управлению миграционными потоками посредством заключенных межправительственных договоров. Но в итоге активизация межправительственного сотрудничества государств-членов по различным вопросам миграционной политики способствовала формированию единой законодательной базы. Так, принятие Шенгенских соглашений позволило создать единую безвизовую зону в рамках Сообщества для передвижения национальных граждан.
Изучив особенности отношения западноевропейских стран к миграции, мы пришли к выводу о двойственности его характера. С одной стороны, существовала устойчивая вера в то, что свобода движения людей, услуг, капиталов и товаров является активом для дальнейшего развития национальных экономик и обществ. С другой стороны, иммиграция из стран третьего мира считалась угрозой европейским государствам всеобщего благоденствия. Проведенный анализ миграционного законодательства Сообщества отражает разделение миграционных потоков, подчеркивая разницу между ожидаемыми и не желаемыми мигрантами.
При рассмотрении ряда мер Европейского Сообщества, направленных на регулирование миграционных потоков, в диссертации показано, что акцент делался на активизации внутренней миграции. В целях интенсификации миграционных потоков между государствами-членами в данный период были расширены условия свободного передвижения, проживания и работы национальных рабочих, охватывая лиц, работающих не по найму, национальных граждан, прекративших трудовую деятельность, а

191
также студентов. Установленная Европейская служба занятости обеспечивала трудящихся информацией о существующих в других государствах-членах вакансиях. Но уровень подвижности граждан стран- участниц оставался несколько ниже, чем граждан третьих стран.
Миграционная политика как в отношении граждан государств-членов, так и в отношении граждан третьих стран, постепенно развивалась в государствах-членах ЕС. И только в начале 1990-х гг., с выделением Маастрихтским договором миграционной политики в сферу вопросов общей компетенции, появилось убеждение о декларировании общей миграционной политики Европейского Союза. Анализ миграционной ситуации, возникшей в конце 1980-х - начале 1990-х гг., показал, что усиление классических инструментов управления миграционными потоками, включая визовый вопрос, представление новых - ответственности транспортировщиков - не предотвратило появление новых миграционных потоков. В этот период способность межправительственного сотрудничества либеральных демократических государств по успешному управлению миграционными процессами подверглась серьезному сомнению.
При рассмотрении Амстердамского договора нами показано, что процесс расширения компетенции Европейского Союза по регулированию миграционных потоков был продолжен. К ведению ЕС стали относиться визовая и иммиграционная политика, свободное движение людей, права граждан третьих стран, правила при пересечении внешних границ Союза, переведенные из третьей в первую опору. Отдельные аспекты миграционной политики, такие как, например, вопросы внутренней безопасности, остались в исключительном ведении национальных государств.
По нашему мнению основная часть миграционной политики являлась ответом на внешнюю, а не на внутреннюю миграцию, являясь большей частью ограничительной на национальных и европейских уровнях. В результате формирования единого рынка и функционирования Шенгенских соглашений внутренние границы между государствами-членами

192
Европейского Союза постепенно отменялись, в то время как внешние границы усиливались. Таким образом, вводимые меры привели к появлению в 90-е гг. ХХ в. так называемой «Крепости Европы» или «Европы концентрических кругов». Ее основными характеристиками стали жесткий контроль над возможностью легального въезда иммигрантов, ограничение возможности получения политического убежища, борьба с нелегальной иммиграцией, повышение внимания органов безопасности к миграции, международная координация и контроль не только в странах происхождения иммигрантов, но также транзита.



1. Договор о Европейском оборонительном сообществе (ЕОС). Париж. 27 мая 1952 г. («План Плевена») // // Системная история международных отношений в четырех томах. События и документы. 1918-2000. Отв. ред. А.Д.Богатуров. Том второй. Документы 1910-1940-х годов. Сост. А.В.Малыгин. - М.: Московский рабочий, 2000. С. 109.
2. Договор о Европейском Союзе // Документы Европейского Союза. Т.П. Единый Европейский Акт. Договор о Европейском Союзе/ Редколл. изд.: Ю.А. Борко (отв. ред.) и др. - М.: Право, 1994. С. 45-246.
3. Договор об учреждении Европейского объединения угля и стали // Документы Европейского Союза. ТХ Договоры об учреждении Европейских Сообществ / Редколл. изд.: Ю.А. Борко (отв. ред.) и др. - М.: Право, 1994. С. 23-94.
4. Договор об учреждении Европейского сообщества по атомной энергии // Документы Европейского Союза. ТХ Договоры об учреждении Европейских Сообществ / Редколл. изд.: Ю.А. Борко (отв. ред.) и др. - М.: Право, 1994. С.295-390.
5. Договор об учреждении Европейского Экономического Сообщества // Документы Европейского Союза. ТХ Договоры об учреждении Европейских Сообществ / Редколл. изд.: Ю.А. Борко (отв. ред.) и др. - М.: Право, 1994. С. 99-288.
6. Доклад Комиссии ЕС о Хартии основных социальных прав трудящихся в сообществе и о Протоколе о социальной политике, приложенном к Договору, учреждающему Европейское сообщество (Брюссель, май 1995) // Социальная политика / Редколл.: Ю.А.Борко (отв. ред.) и др. - М.: Просветитель, 1996. С. 30-96.

234
7. Документы Европейского Союза. XV. Амстердамский договор, изменяющий договор о Европейском Союзе, договоры, учреждающие Европейские Сообщества, и некоторые относящиеся к ним акты / Редкол. изд.: Ю.А. Борко (отв. ред.) и др. - М.: Интердиалект +, 1999. 192 с.
8. Документы Европейского Союза. XVI. Консолидированная версия Договора о Европейском Союзе и Договора, учреждающего Европейское Сообщество / Редколл. изд.: Ю.А. Борко (отв. ред.) и др. - М.: Интердиалект+, 2001.
9. Документы, касающиеся сотрудничества между ЕС и Россией / Редколл.: Борко Ю.А. (отв.ред.), Каргалова М.В., Медведков М.Ю., Юмашев Ю.М. - М.: Право, 1994. 271 с.
10. Европейская социальная политика: путь для Союза. Белая книга // Социальная политика / Редколл.: Ю.А.Борко (отв. ред.) и др. - М.: Просветитель, 1996. С. 146-236.
11. Единый Европейский Акт // Документы Европейского Союза. Т.П. Единый Европейский Акт. Договор о Европейском Союзе. - М.: Право, 1994. С. 7-43.
12. Заключительный акт. Декларации // Документы Европейского Союза. Т.П. Единый Европейский Акт. Договор о Европейском Союзе/ Редколл. изд.: Ю.А. Борко (отв. ред.) и др. - М.: Право, 1994. С. 238.
13. Конвенция о применении Шенгенского Соглашения от 14 июня 1985г. между правительствами государств Экономического союза Бенилюкс, Федеративной Республики Германии и Французской Республики о постепенной отмене контроля на общих границах // Шенгенские соглашения: Соглашение между правительствами государств Экономического союза Бенилюкс, Федеративной Республики Германии и Французской Республики о постепенной отмене проверок на общих границах; Конвенция о применении Шенгенского Соглашения от 14 июня 1985г. между правительствами государств Экономического союза

235
Бенилюкс, Федеративной Республики Германии и Французской Республики о постепенной отмене контроля на общих границах. - М.: Издательство «Профобразование», 2000. С. 56-189.
14. Конвенция о статусе беженцев // Права человека. Сборник международных документов. - М.: Изд. МГУ, 1986.
15. Конституции государств Европейского Союза /Ин-т законодательства и сравн. правоведения при Правительстве РФ; Под общ. ред. и со вступ. ст. Окунькова Л.А. В 3-х томах. Т.1. - М.: НОРМА, 1997. - 803 с., ил.
16. Политическая декларация правительств государств-членов о свободном движении лиц // Документы Европейского Союза. Т.П. Единый Европейский Акт. Договор о Европейском Союзе/ Редколл. изд.: Ю.А. Борко (отв. ред.) и др. - М.: Право, 1994. С.43.
17. Приложение к Протоколу об интеграции Шенгенских достижений в рамки Европейского Союза // Документы Европейского Союза. XV. Амстердамский договор, изменяющий договор о Европейском Союзе, договоры, учреждающие Европейские Сообщества, и некоторые относящиеся к ним акты / Редкол. изд.: Ю.А. Борко (отв. ред.) и др. - М.: Интердиалект +, 1999. С. 134.
18. Приоритеты Европейского Союза к Всемирной встрече на высшем уровне по социальному развитию. Сообщение Комиссии Совету и Европейскому Парламенту (Копенгаген, март 1995) // Социальная политика / Редколл.: Ю.А.Борко (отв. ред.) и др. - М.: Просветитель, 1996. С. 21-29.
19. Проект «Европейского политического сообщества». 11 марта 1953 г. // Системная история международных отношений в четырех томах. События и документы. 1918-2003 / Под ред. А.Д. Богатурова. Том четвертый. Документы. 1945-2003 / Сост. Е.Г. Капустян, А.В. Мальгин,
А.А.Соколов.- М.: Научно-образовательный форум по международным отношениям, 2003. С. 112-113.

236
20. Протокол о позиции Дании // Документы Европейского Союза. XV. Амстердамский договор, изменяющий договор о Европейском Союзе, договоры, учреждающие Европейские Сообщества, и некоторые относящиеся к ним акты / Редкол. изд.: Ю.А. Борко (отв. ред.) и др. - М. Интердиалект +, 1999. С. 141-143.
21. Протокол о позиции Соединенного Королевства и Ирландии // Документы Европейского Союза. XV. Амстердамский договор, изменяющий договор
о Европейском Союзе, договоры, учреждающие Европейские Сообщества, и некоторые относящиеся к ним акты / Редкол. изд.: Ю.А. Борко (отв. ред.) и др. - М.: Интердиалект +, 1999. С. 138-140.
22. Россия и Европейский Союз: документы и материалы / Под ред. С.Ю. Кашкина. - М.: Юрид. лит., 2003. - 560 с.
23. Соглашение между правительствами государств Экономического союза Бенилюкс, Федеративной Республики Германии и Французской Республики о постепенной отмене проверок на общих границах // Соглашение между правительствами государств Экономического союза Бенилюкс, Федеративной Республики Германии и Французской Республики о постепенной отмене проверок на общих границах // Шенгенские соглашения: Соглашение между правительствами государств Экономического союза Бенилюкс, Федеративной Республики Германии и Французской Республики о постепенной отмене проверок на общих границах; Конвенция о применении Шенгенского Соглашения от 14 июня 1985г. между правительствами государств Экономического союза Бенилюкс, Федеративной Республики Германии и Французской Республики о постепенной отмене контроля на общих границах. - М.: Издательство «Профобразование», 2000. С. 42-55.
24. Среднесрочная программа социальных действий 1995-1997. Сообщение Комиссии Совету, Европейскому Парламенту, Экономическому и социальному комитету и Комитету регионов

237
(Брюссель, апрель 1995 г.) // Социальная политика / Редколл.: Ю.А.Борко (отв. ред.) и др. - М.: Просветитель, 1996. С. 97-145.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ