СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ КУРСАНТОВ МВД С РАЗНЫМ УРОВНЕМ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения социального интеллекта курсантов
МВД с разным уровнем саморегуляции поведения 7
1.1. Понятие социального интеллекта в трудах отечественных и
зарубежных ученых 7
1.2. Теоретические подходы к изучению саморегуляции поведения в
психологии 12
1.3. Социальный интеллект в системе профессионально важных качеств
будущих сотрудников МВД 17
Глава 2. Изучение социального интеллекта курсантов МВД с разным уровнем саморегуляции поведения 23
2.1. Организация и методы исследования 23
2.2. Анализ и интерпретация результатов 27
2.3 Программа упражнений, направленных на формирование социального
интеллекта и саморегуляции курсантов МВД 47
Заключение 68
Список литературы 71
Приложения
Глава 1. Теоретические аспекты изучения социального интеллекта курсантов
МВД с разным уровнем саморегуляции поведения 7
1.1. Понятие социального интеллекта в трудах отечественных и
зарубежных ученых 7
1.2. Теоретические подходы к изучению саморегуляции поведения в
психологии 12
1.3. Социальный интеллект в системе профессионально важных качеств
будущих сотрудников МВД 17
Глава 2. Изучение социального интеллекта курсантов МВД с разным уровнем саморегуляции поведения 23
2.1. Организация и методы исследования 23
2.2. Анализ и интерпретация результатов 27
2.3 Программа упражнений, направленных на формирование социального
интеллекта и саморегуляции курсантов МВД 47
Заключение 68
Список литературы 71
Приложения
В настоящее время все более актуальным становится изучение вопросов развития социальных компетенций личности в условиях профессиональной деятельности и подготовки к ней.
Будущая профессиональная деятельность сотрудников МВД требует высокого уровня физических и психических возможностей, постоянной ориентировки в экстремальных условиях, нервно-психической устойчивости, в связи с чем проблема личностной готовности и формирования профессионально важных качеств курсантов приобретает особую значимость.
Одним из важных качеств, необходимых для эффективного выполнения профессиональной деятельности сотрудника МВД является социальный интеллект как способность адекватно понимать эмоциональное состояние и мотивы поступков окружающих, устанавливать межличностные отношения, конструктивно решать возникающие конфликтные ситуации.
Проблема изучения социального интеллекта находит свое отражение в трудах зарубежных (Р. Бояцис, Д. Гоулман, Э. Макки, Дж. Мэйер, П. Сэловей) и отечественных ученых (И.Н. Андреева, С.П. Деревянко, В.Н.Куницына, Д.В. Люсин, Е.С. Михайлова, Д.В. Ушаков, М.М. Фетисова и др.).
Наиболее близкой к нашему исследованию можно считать работу В.Н.Куницыной. Она занималась исследованием особенностей социального интеллекта студентов, что позволило ей сделать следующие выводы. Автор доказал, что чем выше уровень социального интеллекта, тем более развит уровень саморегуляция поведения.
На этапе подготовки курсантов ВУЗа МВД к условиям учебно-профессиональной деятельности вопросы социального интеллекта являются важными и требуют детальной разработки. На сегодняшний день в этом направлении отмечается дефицит специально разработанных психологических программ, практических рекомендаций для будущих сотрудников МВД.
Актуальность исследования обусловлена тем, что изучение социального интеллекта позволяет объяснить и предсказывать успешность социального взаимодействия будущих сотрудников МВД, оказывающую влияние на эффективность выполнения профессиональной деятельности. В этом отношении важным представляется изучение уровня саморегуляции курсантов.
Таким образом, актуальность проблемы взаимосвязи социального интеллекта и уровня саморегуляции поведения в современных условиях переустройства российского общества, недостаточная разработанность проблемы в теории и практике обусловили выбор темы исследования и позволили сформулировать его замысел.
Замысел нашего исследования заключается в комплексном изучении социального интеллекта курсантов МВД с разным уровнем саморегуляции поведения в профессиональной деятельности, а также в выявлении различия между социальным интеллектом и саморегуляцией, обучающихся на 1, 3 и 5 курсе.
Проблема исследования: каковы особенности социального интеллекта курсантов МВД с разным уровнем саморегуляции поведения?
Цель исследования: выявить особенности социального интеллекта курсантов МВД с разным уровнем саморегуляции поведения.
Объект исследования - социальный интеллект курсантов МВД.
Предмет исследования - социальный интеллект курсантов МВД с разным уровнем саморегуляции поведения.
Гипотеза исследования:
Предполагаем, что:
1. Существуют различия в особенностях социального интеллекта курсантов МВД с разным уровнем
саморегуляции поведения на 1, 3 и 5 курсах обучения, а именно:
• у курсантов 5 курса доминируют такие характеристики социального интеллекта как: истории с завершением, группы экспрессии, а у курсантов 1 курса - планирование;
• у курсантов 5 курса общий уровень саморегуляции выше, чем у курсантов 1 и 3 курса.
2. Также, мы предполагаем, что чем выше у курсантов уровень развития социального интеллекта, тем выше уровень саморегуляции поведения.
В соответствии с целью сформулированы следующие задачи исследования:
1. Изучить степень разработанности понятий социальный интеллект и саморегуляция, провести сравнительный анализ понятий социальный интеллект и саморегуляция в трудах отечественных и зарубежных ученых.
2. Изучить социальный интеллект курсантов МВД с разным уровнем саморегуляции поведения на 1, 3 и 5 курсах обучения.
3. Изучить различия в особенностях социального интеллекта и уровне саморегуляции поведения курсантов МВД на 1, 3 и 5 курсах обучения
4. Разработать практические рекомендации для преподавателей ВУЗа МВД по формированию социального интеллекта курсантов.
Методы исследования - 1) организационные: сравнительный метод - сопоставление различных групп испытуемых; 2) эмпирические методы: наблюдение, психодиагностические методы (тест «Социальный интеллект» Гилфорда; опросник саморегуляции поведения В.И. Моросановой; 3) методы обработки данных: количественный статистический анализ; 4) интерпретационные методы, предполагающие описание результатов статистической обработки данных.
Методики исследования:
• тест «Социальный интеллект» Гилфорда;
• опросник саморегуляции поведения В.И. Моросановой.
Выборка исследования:
Исследование проводилось на базе Пермского военного института внутренних войск МВД России. В нем принимали участие 80 респондентов, курсанты военного ВУЗа МВД РОССИИ, из них 25 человек обучаются на 1 курсе, 30 человек на 3 курсе, и 25 - на 5 курсе.
Будущая профессиональная деятельность сотрудников МВД требует высокого уровня физических и психических возможностей, постоянной ориентировки в экстремальных условиях, нервно-психической устойчивости, в связи с чем проблема личностной готовности и формирования профессионально важных качеств курсантов приобретает особую значимость.
Одним из важных качеств, необходимых для эффективного выполнения профессиональной деятельности сотрудника МВД является социальный интеллект как способность адекватно понимать эмоциональное состояние и мотивы поступков окружающих, устанавливать межличностные отношения, конструктивно решать возникающие конфликтные ситуации.
Проблема изучения социального интеллекта находит свое отражение в трудах зарубежных (Р. Бояцис, Д. Гоулман, Э. Макки, Дж. Мэйер, П. Сэловей) и отечественных ученых (И.Н. Андреева, С.П. Деревянко, В.Н.Куницына, Д.В. Люсин, Е.С. Михайлова, Д.В. Ушаков, М.М. Фетисова и др.).
Наиболее близкой к нашему исследованию можно считать работу В.Н.Куницыной. Она занималась исследованием особенностей социального интеллекта студентов, что позволило ей сделать следующие выводы. Автор доказал, что чем выше уровень социального интеллекта, тем более развит уровень саморегуляция поведения.
На этапе подготовки курсантов ВУЗа МВД к условиям учебно-профессиональной деятельности вопросы социального интеллекта являются важными и требуют детальной разработки. На сегодняшний день в этом направлении отмечается дефицит специально разработанных психологических программ, практических рекомендаций для будущих сотрудников МВД.
Актуальность исследования обусловлена тем, что изучение социального интеллекта позволяет объяснить и предсказывать успешность социального взаимодействия будущих сотрудников МВД, оказывающую влияние на эффективность выполнения профессиональной деятельности. В этом отношении важным представляется изучение уровня саморегуляции курсантов.
Таким образом, актуальность проблемы взаимосвязи социального интеллекта и уровня саморегуляции поведения в современных условиях переустройства российского общества, недостаточная разработанность проблемы в теории и практике обусловили выбор темы исследования и позволили сформулировать его замысел.
Замысел нашего исследования заключается в комплексном изучении социального интеллекта курсантов МВД с разным уровнем саморегуляции поведения в профессиональной деятельности, а также в выявлении различия между социальным интеллектом и саморегуляцией, обучающихся на 1, 3 и 5 курсе.
Проблема исследования: каковы особенности социального интеллекта курсантов МВД с разным уровнем саморегуляции поведения?
Цель исследования: выявить особенности социального интеллекта курсантов МВД с разным уровнем саморегуляции поведения.
Объект исследования - социальный интеллект курсантов МВД.
Предмет исследования - социальный интеллект курсантов МВД с разным уровнем саморегуляции поведения.
Гипотеза исследования:
Предполагаем, что:
1. Существуют различия в особенностях социального интеллекта курсантов МВД с разным уровнем
саморегуляции поведения на 1, 3 и 5 курсах обучения, а именно:
• у курсантов 5 курса доминируют такие характеристики социального интеллекта как: истории с завершением, группы экспрессии, а у курсантов 1 курса - планирование;
• у курсантов 5 курса общий уровень саморегуляции выше, чем у курсантов 1 и 3 курса.
2. Также, мы предполагаем, что чем выше у курсантов уровень развития социального интеллекта, тем выше уровень саморегуляции поведения.
В соответствии с целью сформулированы следующие задачи исследования:
1. Изучить степень разработанности понятий социальный интеллект и саморегуляция, провести сравнительный анализ понятий социальный интеллект и саморегуляция в трудах отечественных и зарубежных ученых.
2. Изучить социальный интеллект курсантов МВД с разным уровнем саморегуляции поведения на 1, 3 и 5 курсах обучения.
3. Изучить различия в особенностях социального интеллекта и уровне саморегуляции поведения курсантов МВД на 1, 3 и 5 курсах обучения
4. Разработать практические рекомендации для преподавателей ВУЗа МВД по формированию социального интеллекта курсантов.
Методы исследования - 1) организационные: сравнительный метод - сопоставление различных групп испытуемых; 2) эмпирические методы: наблюдение, психодиагностические методы (тест «Социальный интеллект» Гилфорда; опросник саморегуляции поведения В.И. Моросановой; 3) методы обработки данных: количественный статистический анализ; 4) интерпретационные методы, предполагающие описание результатов статистической обработки данных.
Методики исследования:
• тест «Социальный интеллект» Гилфорда;
• опросник саморегуляции поведения В.И. Моросановой.
Выборка исследования:
Исследование проводилось на базе Пермского военного института внутренних войск МВД России. В нем принимали участие 80 респондентов, курсанты военного ВУЗа МВД РОССИИ, из них 25 человек обучаются на 1 курсе, 30 человек на 3 курсе, и 25 - на 5 курсе.
В данной работе, согласно цели и задачам исследования, были изучены особенности социального интеллекта с разным уровнем саморегуляции поведения курсантов МВД на разных курсах обучения.
В теоретической части работы были проанализированы следующие аспекты изучаемой темы: понятие социального интеллекта в трудах отечественных и зарубежных ученых, теоретические подходы к изучению саморегуляции поведения в психологии, социальный интеллект в системе профессионально важных качеств будущих сотрудников МВД.
Анализ литературы по проблеме исследования показал, что наряду с другими качествами, социальный интеллект является неотъемлемой частью профессионально важных качеств личности будущих сотрудников МВД. Без достаточного уровня развития социального интеллекта, будущий специалист не сможет успешно выполнять профессиональную деятельность. В исследованиях таких психологов, как Н. А. Кудрявцева, В. Н. Куницына, А. Л. Южанинова установлено что социальный интеллект помогает человеку преодолевать внезапные кризисы, длительные стрессы, а также прогнозировать развитие межличностных событий, обостряет интуицию, предусмотрительность и обеспечивает психологическую выносливость. Поэтому, по нашему мнению, наличие такой способности как социальный интеллект обеспечивает успех и творческий подход к деятельности сотрудников МВД.
Социальный интеллект представляет собой сложную целостную систему взаимозависимых познавательных способностей, имеющих разнообразные связи в структуре личности. То есть для лиц с высоким социальным интеллектом характерны: высокий уровень саморегуляции. гибкость в поведении, развитые коммуникативные способности, низкий уровень агрессивности в общении, преобладание мотивации достижения, экстравертированность.
Повышение уровня социального интеллекта в процессе направленного интенсивного развития может привести к возрастанию уровня компонентов социального интеллекта, саморегуляции, самооценки социальной компетентности, а также снижению показателей тревожности и агрессивности. При этом низкий уровень социального интеллекта может рассматриваться в качестве ограничения при профессиональном отборе в образовательные организации МВД.
Развитие социального интеллекта — процесс бесконечный.
Во-первых, потому что мы развиваемся и расширяется круг наших задач и целей в жизни. Социальная ситуация которая актуальна для курсантов сейчас, через некоторый промежуток времени изменится, и вскоре они станут уже не обучающимися, а сотрудниками системы МВД, где не смогут успешно выполнять профессиональную деятельность без развития необходимых социальных навыков и перехода их на новый уровень.
Во-вторых, совершенствование социального интеллекта позволяет эффективнее использовать близких и знакомых для независимой оценки самого себя. Окружающие люди начинают выступать своеобразными «зеркалами», через которые проще следить за собственным развитием.
И в-третьих, потому что меняется наше общество. Совсем скоро представители современного поколения придут на смену нам, что безусловно повлечет за собой изменения в социальной ситуации в целом.
Именно поэтому целесообразно, еще на начальных этапах обучения развивать и повышать уровень социального интеллекта курсантов в системе МВД, разрабатывать новые практические рекомендации.
Таким образом, анализируя результаты эмпирического исследования можно говорить о том, что выдвинутая нами исследовательская гипотеза нашла свое эмпирическое подтверждение.
В частности, повышение уровня развития социального интеллекта влечет за собой повышение уровня саморегуляции поведения, т.к социальный интеллект является глобальной способностью, возникающей на базе комплекса интеллектуальных, личностных, коммуникативных и поведенческих черт, включающих высокий уровень саморегуляции, а также существуют различия в особенностях социального интеллекта и саморегуляции поведения курсантов МВД, обучающихся на 1, 3 и на 5 курсе. Логическим завершением данной работы являются программа упражнений для преподавателей ВУЗа МВД, направленных на формирование социального интеллекта и саморегуляции курсантов МВД.
В теоретической части работы были проанализированы следующие аспекты изучаемой темы: понятие социального интеллекта в трудах отечественных и зарубежных ученых, теоретические подходы к изучению саморегуляции поведения в психологии, социальный интеллект в системе профессионально важных качеств будущих сотрудников МВД.
Анализ литературы по проблеме исследования показал, что наряду с другими качествами, социальный интеллект является неотъемлемой частью профессионально важных качеств личности будущих сотрудников МВД. Без достаточного уровня развития социального интеллекта, будущий специалист не сможет успешно выполнять профессиональную деятельность. В исследованиях таких психологов, как Н. А. Кудрявцева, В. Н. Куницына, А. Л. Южанинова установлено что социальный интеллект помогает человеку преодолевать внезапные кризисы, длительные стрессы, а также прогнозировать развитие межличностных событий, обостряет интуицию, предусмотрительность и обеспечивает психологическую выносливость. Поэтому, по нашему мнению, наличие такой способности как социальный интеллект обеспечивает успех и творческий подход к деятельности сотрудников МВД.
Социальный интеллект представляет собой сложную целостную систему взаимозависимых познавательных способностей, имеющих разнообразные связи в структуре личности. То есть для лиц с высоким социальным интеллектом характерны: высокий уровень саморегуляции. гибкость в поведении, развитые коммуникативные способности, низкий уровень агрессивности в общении, преобладание мотивации достижения, экстравертированность.
Повышение уровня социального интеллекта в процессе направленного интенсивного развития может привести к возрастанию уровня компонентов социального интеллекта, саморегуляции, самооценки социальной компетентности, а также снижению показателей тревожности и агрессивности. При этом низкий уровень социального интеллекта может рассматриваться в качестве ограничения при профессиональном отборе в образовательные организации МВД.
Развитие социального интеллекта — процесс бесконечный.
Во-первых, потому что мы развиваемся и расширяется круг наших задач и целей в жизни. Социальная ситуация которая актуальна для курсантов сейчас, через некоторый промежуток времени изменится, и вскоре они станут уже не обучающимися, а сотрудниками системы МВД, где не смогут успешно выполнять профессиональную деятельность без развития необходимых социальных навыков и перехода их на новый уровень.
Во-вторых, совершенствование социального интеллекта позволяет эффективнее использовать близких и знакомых для независимой оценки самого себя. Окружающие люди начинают выступать своеобразными «зеркалами», через которые проще следить за собственным развитием.
И в-третьих, потому что меняется наше общество. Совсем скоро представители современного поколения придут на смену нам, что безусловно повлечет за собой изменения в социальной ситуации в целом.
Именно поэтому целесообразно, еще на начальных этапах обучения развивать и повышать уровень социального интеллекта курсантов в системе МВД, разрабатывать новые практические рекомендации.
Таким образом, анализируя результаты эмпирического исследования можно говорить о том, что выдвинутая нами исследовательская гипотеза нашла свое эмпирическое подтверждение.
В частности, повышение уровня развития социального интеллекта влечет за собой повышение уровня саморегуляции поведения, т.к социальный интеллект является глобальной способностью, возникающей на базе комплекса интеллектуальных, личностных, коммуникативных и поведенческих черт, включающих высокий уровень саморегуляции, а также существуют различия в особенностях социального интеллекта и саморегуляции поведения курсантов МВД, обучающихся на 1, 3 и на 5 курсе. Логическим завершением данной работы являются программа упражнений для преподавателей ВУЗа МВД, направленных на формирование социального интеллекта и саморегуляции курсантов МВД.
Подобные работы
- Профессиональное воспитание сотрудников правоохранительных органов в вузах МВД России
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - Системное изучение человеческого фактора в
опасных профессиях(19.00.01.)
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2007 - Профессиональное воспитание сотрудников правоохранительных органов в вузах МВД России
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2006 - ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2006



