Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ АВТОБИОГРАФИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ У СТУДЕНТОВ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА

Работа №76097

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы102
Год сдачи2018
Стоимость4770 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
219
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 6
1 Научно-теоретические основы изучения автобиографической памяти в психологии 9
1.1 Определение понятия автобиографической памяти 9
1.2 Структурные и функциональные компоненты автобиографической памяти 14
1.3 Формирование автобиографической памяти 20
2 Научно-теоретические основы исследования феномена социального интеллекта в психологии 25
2.1 Понятийная сущность социального интеллекта 25
2.2 Структура и функции социального интеллекта 32
2.3 Формирование социального интеллекта, его факторы и уровни развития 40
3 Эмпирическое исследование особенностей автобиографической памяти у студентов с различным уровнем социального интеллекта 49
3.1 Организация и проведение исследования 49
3.2 Результаты исследования 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 93


Относительно новым и малоизученным в психологии является особый вид памяти называемой автобиографической памятью. Различные исследователи, как отечественные, так и зарубежные, вносят в это понятие свои корректировки, включают различные структурные элементы, приписывают различные функции. В целом автобиографическую память можно определить как историю собственной жизни. Она является важнейшей мнемической подсистемой, которая способствует успешному формированию и становлению личности.
Формирование автобиографической памяти играет важную роль в развитии, становлении и реализации личности. Автобиографическая память развивается на всех возрастных этапах и оказывает влияние на жизнь человека. Но именно юношеский возраст можно назвать сензитивным для становления и формирования данной мнемической структуры. Именно в данном возрасте происходит завершение физического созревания человека, развивается самопознание, самопонимание, самоопределение, формируется мировоззрение, происходит финальная интеграция личности. Автобиографическая память обеспечивает юношам и девушкам построение Я-концепции. Кроме того, в юношеском возрасте происходит становление такой способности личности как социальный интеллект. В целом социальный интеллект можно определить, как способность правильно понимать поведение людей, необходимая человеку для эффективного межличностного взаимодействия и социальной адаптации. Именно в юношеском возрасте происходит осознание разных уровней близости между людьми и формируется способность учиться способам построения отношений на каждом из уровней близости. Кроме того, в юношеском возрасте особое значение придается вербальному общению, формируется способность находить соответствующий тон общения с различными людьми в определенной жизненной ситуации. Социальный интеллект обеспечивает студенту
эффективное взаимодействие с другими людьми и успешную социальную адаптацию.
Актуальность настоящего исследования обусловлена тем, что проблемы социального интеллекта и автобиографической памяти являются малоизученными в психологии. Кроме того, именно юношеский возраст является сензитивным для становления и формирования данных феноменов, что обуславливает изучение их особенностей у юношей и девушек.
Объект исследования - автобиографическая память как психологический феномен.
Предмет исследования - особенности функционирования автобиографической памяти у студентов с различным уровнем социального интеллекта.
Цель исследования - изучить особенности функционирования автобиографической памяти у студентов с различным уровнем социального интеллекта.
Объект, предмет и цель исследования обусловили постановку следующих задач:
1) провести научно-теоретический анализ литературы по проблемам автобиографической памяти и социального интеллекта;
2) провести эмпирическое исследование особенностей
автобиографической памяти у студентов с различным уровнем социального интеллекта.
Теоретической и методологической основой исследования послужили: культурно-деятельностный подход к автобиографической памяти
B. В. Нурковой, К. Н. Василевской (Артемовой), а также исследования Дж. Гилфорда, Д. В. Ушакова по проблеме социального интеллекта [15, 24, 39, 63].
Методы исследования: теоретический анализ литературы, тестирование (методика диагностики социального интеллекта Дж. Гилфорда, методика
C. Н. Никишова «Ретроспективное воспроизведение автобиографических воспоминаний), методы математической статистики (U-критерий Манна- Уитни, корреляционный анализ).
Теоретическая значимость работы. Полученные результаты расширяют научные представления об особенностях функционирования
автобиографической памяти у юношей и девушек с различным уровнем социального интеллекта.
Практическая значимость работы. Полученные данные могут быть использованы в практике работы психолога консультанта при работе с
молодежью, а также в процессе преподавания курсов по общей,
дифференциальной психологии и психологии юношеского возраста.
Апробация работы. Содержание и результаты исследования докладывались на конференции молодых ученых, аспирантов, студентов ФГБОУ ВО «МГУ имени Н.П. Огарева» (Саранск, 2017).
Публикации. По теме исследования опубликовано 2 работы общим объемом 15 страниц.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В бакалаврской работе рассматриваются проблемы социального интеллекта и автобиографической памяти, особенности социального интеллекта и автобиографической памяти в юношеском возрасте, особенности функционирования автобиографической памяти у студентов с различным уровнем социального интеллекта. В первой главе представлен теоретический анализ исследования феномена автобиографической памяти. Во второй главе представлен теоретический анализ исследования социального интеллекта. В третьей главе описано эмпирическое исследование особенностей автобиографической памяти и социального интеллекта у студентов, а также особенности функционирования автобиографической памяти у студентов с различным уровнем социального интеллекта.
Проведенное научно-теоретическое исследование позволяет сделать следующие выводы.
1 Автобиографическая память представляет собой связанную во времени, протяженную история собственной жизни, которая включает в себя рассказ о детстве, о своем происхождении, социальные достижения, личные результаты и т. д. Автобиографическая память выполняет интерсубъективные, интрасубъективные, экзистенциональные функции. Она включает в себя три основных структурных компонента: периоды жизни, общие события, знания, присущие определенному моменту. Формирование данной мнемической подсистемы происходит планомерно, ее становление происходит в старшем подростковом или юношеском возрасте.
2 Существуют многочисленные личностные особенности
функционирования автобиографической памяти, которые слабо изучены в науке, как например, влияние социального интеллекта на особенности проявления и работы автобиографической памяти.
3 Социальный интеллект представляет собой способность понимать других людей. В структуру социального интеллекта входят когнитивный, поведенческий, эмоциональный компоненты. Он выполняет различные функции, в целом он необходим для эффективного межличностного взаимодействия и успешной адаптации в социальной среде. В своем формировании социальный интеллект проходит ряд стадий, становление социального интеллекта личности происходит в юношеском возрасте.
4 Социальный интеллект в юношеском возрасте развит на среднем уровне
(61,3% респондентов). У юношей социальный интеллект развит выше, чем у девушек (U=769,5, p<0,05). У представителей технического направления
уровень развития социального интеллекта выше, чем у гуманитариев (U=733, p<0,01).
5 Функционирование автобиографической памяти в юношеском возрасте обладает следующими особенностями:
5.1 В ретроспективе девушки воспроизводят 58% от предложенного количества событий, а юноши 42%. Больше всего событий называется из актуального для испытуемых возраста - раннего юношеского (28%). События раньше 2-х лет практически не упоминаются испытуемыми; а если и упоминаются, то описываются как «родился», «начал ходить», «увидел первые лица» и т. п.
5.2 Девушки воспроизводят события, которые оценивают как более яркие чаще (76 баллов), чем юноши (70 баллов) (U=142, p<0,05). Наиболее ярко вспоминаются события, начиная с подросткового возраста и заканчивая актуальным возрастом.
5.3 Анализ событий по признаку субъективной значимости показал, что испытуемые актуализировали больше положительных событий (70 %). Доля отрицательных событий составляет приблизительно 16%, а нейтральных 14%. Девушки, в отличие от юношей актуализировали больше положительных событий (U=86, p<0,001; U=107, p<0,01), а юноши - больше нейтральных событий (U=69,5, p<0,001; U=68,5, p<0,01);
5.4 Наиболее значимыми сферами жизни для испытуемых являются сфера досуга, учебная деятельность, сфера межличностных отношений, а также бытовая сфера. Ни одного события не было воспроизведено испытуемыми из сферы, связанной с вредными привычками и религиозной сферы. У юношей этот перечень дополняется также профессиональной сферой, сферой, связанной с правонарушениями и здоровьем другого человека, а у девушек сексуальной сферой и сферой, связанной с природными явлениями.
5.5 Анализ половых особенностей воспроизведения событий из
различных сфер жизни показал, что существуют различия между количеством воспроизведенных событий в сфере межличностных отношений у юношей и девушек, у девушек количество воспроизведенных событий данной сферы значительно больше (U=142,5, p<0,05); относительно других сфер
существенных различий не наблюдается.
5.6 При описании самого яркого автобиографического воспоминания в своих сочинениях испытуемые воспроизводят чаще всего положительные события (80%). 12 % приходится на описание отрицательных событий, а 8% - на долю нейтральных. В среднем размер сочинения составил 10,07 суждений.
5.7 Юноши и девушки в качестве ярких воспоминаний описывают выпускной в школе, победу на соревнованиях, встречу Нового года, начало отношений с девушкой (юношей), поездки, хирургические операции, рождение младшего брата, поездки в детские лагеря, посещения тренажерного зала, правонарушения, поимка преступников, сдачу экзаменов и др. Обращает на себя внимание тот факт, что испытуемые описывают и дают оценку событию в сочинениях с позиций настоящего. Было выявлено, что автобиографические воспоминания обладают реконструктивным характером.
5.8 Анализ структуры субъектности респондентов в сочинении показывает, что ведущими речевыми способами выражения воспоминаний
выступают речевые способы выражения с помощью категорий действий и актов общения - 46,2 %. На втором месте располагаются речевые способы выражения с помощью категорий эмоций и чувств - 18%. На третьем месте располагаются речевые способы выражения воспоминаний с помощью мышления - 15,5%. На четвертом месте располагаются речевые способы
выражения воспоминаний с помощью категории памяти - 8,7%. На пятом месте располагаются речевые способы выражения воспоминаний с помощью категорий ощущения и восприятия - 6,1%. Все остальные категории
представлены незначительно (от 0 до 5%).
6 Не существует связи между уровнем развития социального интеллекта, в том числе и его отдельных способностей, с яркостью и количеством актуализированных автобиографических событий, но существует связь между количеством отрицательных событий с точки зрения настоящего и общим уровнем развития социального интеллекта: чем выше уровень социального интеллекта, тем меньше количество отрицательных событий воспроизводят испытуемые (%2= -0,341, p<0,05).
7 Существует связь между общим уровнем развития социального интеллекта и количеством актуализированных событий из сексуальной сферы: чем ниже уровень развития социального интеллекта, тем большее количество событий из сексуальной сферы (х2=-0,488, p<0,001).
8 Наблюдается взаимосвязь между уровнем развития социального интеллекта и некоторыми способами выражения автобиографических воспоминаний. Было выявлено, что чем выше уровень социального интеллекта, тем большее количество событий выражается с помощью таких категорий как «Ощущение и восприятие» (/2=0,338, p<0,05) и «Память» (/2=0,356, p<0,05).



1 Абульханова-Славская К. А. Социальное мышление личности : проблемы и стратегии исследования / К. А. Абульханова-Славская // Психологический журнал. - 1994. - № 4. - С. 39-55.
2 Айзенк Г. Ю. Интеллект : новый взгляд / Г. Ю. Айзенк // Вопросы психологии. - 1995. - № 1. - С. 112-116.
3 Алюшева А. Р. Культурная детерминация структуры автобиографической памяти : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Алюшева А. Р. - М., 2015. - 30 с.
4 Алюшева А. Р. Овладение репертуаром культурных жизненных сценариев как фактор развития макроструктуры автобиографической памяти [Электронный ресурс] / А. Р. Алюшева // Психологические исследования. - Режим доступа: http://psystudy.com/index.php/num/2012v5n25/732-alyusheva 25.html. Дата обращения 25.04.2018.
5 Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды : в 2-х томах / Б. Г. Ананьев. - М. : Педагогика, 1980. - Т. 1. - 232 с.
6 Артемова К. Н. Особенности автобиографической памяти в
«невозможной ситуации» : тезисы докладов участников конференции «Ломоносов-2001» " [Электронный ресурс] / К. Н. Артемова // Материалы международной конференции студентов и аспирантов по фундаментальным наукам «Ломоносов». Выпуск 6. - М.: Центр студентов МГУ, 2001. - 254 с. - Режим доступа: http://www.psy.msu.ru/science/conference/lomonosov/2001
/index.html. Дата обращения: 28.04.2018.
7 Атватер И. Я Вас слушаю. / И. Атватер. - М. : Экономика, 1988. - 112 с.
8 Баширов И. Ф. Социальный интеллект как фактор успешности профессиональной деятельности военного психолога : автореф. дис. канд. психол. наук / И. Ф. Баширов. - М., 2006. - 22 с.
9 Белова С. С. Сравнительный анализ методик измерения / С. С. Белова; под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова // Социальный интеллект : теория, измерение, исследование. - М. : Институт психологии РАН, - 2007. - С. 109— 118.
10 Бергсон А. Опыт непосредственных данных сознания : в 4-х томах /
А. Бергсон. - М. : Изд-во «Московский клуб», 1992 . - Т. 1. - 328 с.
11 Берн Э. Игры, в которые играют люди / Перевод А. И. Фет // Собрание переводов. - Sweden : Philosophical arkiv, 2016. - 164 с.
12 Благутина В. В. Вспомнить все [Электронный ресурс] / В. В. Благутина // Журнал «Химия и жизнь», 2009. - Режим доступа: http://www.hij.ru/read /issues/2009/october/. Дата обращения: 28.04.2018.
13 Бобнева М. И. Социальные нормы и регуляция поведения / М. И. Бобнева; под ред. Е. В. Шорохова, М. И. Бобнева // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. - М. : Наука, 1978. - С. 144-171.
14 Бодалев А. А. Личность и общение / А. А. Бодалев. - М. : Международная педагогическая академия, 1995. - 328 с.
15 Василевская К. Н. Индивидуально-типологические особенности автобиографической памяти : автореф. дис. ... канд. психол. наук / К. Н. Василевская. - М., 2008. - 27 с.
16 Василевская К. Н. Функции автобиографической памяти личности / К. Н. Василевская // Международный научно-исследовательский журнал. -
2016. - № 1-3 (43). - С. 81-86.
17 Василевская К. Н. Разработка и апробация опросника «Функции автобиографической памяти личности» / К. Н. Василевская // Психологическая наука и образование. - 2008. - № 4. - С. 101-109.
18 Вересов Н. Н. Экспериментально-генетический метод и психология сознания : методология и принципы / Н. Н. Вересов // Психология сознания : современное состояние и перспективы : материалы II всероссийской научной конференции 29 сентября - 1 октября 2011 года. - Самара. - С. 21-36.
19 Веринг И. Еще 150 лет назад люди не знали, как они выглядели в
детстве : профессор В. В. Нуркова об автобиографической памяти: интервью [Электронный ресурс] / И. Веринг // сайт Теории и практики : проекты : под взглядом теории. - Выпуск 90. - 2015. - Режим доступа:
https://theoryandpractice.ru/posts/6015-nurkova. Дата обращения: 27.04.2018.
20 Виды интеллекта [Электронный ресурс] // Интеллект и IQ. Тесты интеллекта и IQ-тесты. - Режим доступа: http://www.intellectrate.ru /funsozialintellekt.htm. Дата обращения: 25.04.2018.
21 Волкова Н. В. Понимание социального интеллекта в современной психологии [Электронный ресурс] / Н. В. Волкова // Личность - слово - социум : международная научно-практич. конф. - Гродненский гос. ун-т, 2008. - Секция № 1. - Режим доступа: http://www.pws-conf.ru/nauchnaya/lss-2008/203- lichnost-otnosheniya/5613-ponimanie-sotsialnogo-int.html. Дата обращения: 25.04.2018.
22 Герасимов И. Социальный интеллект : современная теория и практика
развития [Электронный ресурс] / И. Герасимов // Инновационная психология : электрон. журнал. - Нижний Новгород, 2015. - Режим доступа:
http://nrpsy.ru/social_intellect.htm. Дата обращения: 25.04.2018.
23 Гилфорд Дж. Структурная модель интеллекта / Дж. Гилфорд; под ред. А. М. Матюшкина // Психология мышления. Сб. переводов - М. : Прогресс, 1965. - 456 с.
24 Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта / Дж. Гилфорд; под ред.
A. М. Матюшкина // Психология мышления. Сб. переводов. - М. : Прогресс, 1965. - 525 с.
25 Дружинин В. Н. Психология : учеб. для гуманитарных вузов /
B. Н. Дружинин. - СПб. : Питер, 2009. - 656 с.
26 Емельянов Ю. Н. Активное социально-психологическое обучение / Ю. Н. Емельянов. - Л. : Изд-во Ленинградского ун-та, 1985. - 312 с.
27 Емельянов Ю. Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности / Ю. Н. Емельянов. - М.: Просвещение, 1995. - 183 с.
28 Князева Н. Н. Изучение социального интеллекта у школьников и студентов / Н. Н. Князева // Юбилейная международная научно -практич. конф., посвященная 200-летию Д. П. Ознобишина. - Самара, 2004.
29 Кудрявцева Н. А. Единство интеллекта : научный отчет / Н. А. Кудрявцева. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 1995. - 222 с.
30 Куницына В. Н. Межличностное общение / В. Н. Куницына, Н. В. Казаринова, В. М. Погольша. - СПб.: Питер, 2001. - 366 с.
31 Лунева О. В. История исследования социального интеллекта / О. В. Лунева // Знание. Понимание. Умение. - 2008. - № 4. - С. 177-182.
32 Лунева О. В. Социальный интеллект — условие успешной карьеры / О. В. Лунева // Знание. Понимание. Умение. - 2006. - № 1. - С. 53-58.
33 Люсин Д. В. Современные представления об эмоциональном интеллекте / Д. В. Люсин; под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова // Социальный интеллект : теория, измерение, исследования. — М. : Институт психологии РАН, 2004. — C. 29-36.
34 Марцинковская Т. Д. История психологии : учеб. пособие для высш. учеб. заведений / Т. Д. Марцинковская. - 4-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2004. - 544 с.
35 Михайлова Е. С. Социальный интеллект. Концепции, модели, диагностика / Е. С. Михайлова. - СПб. : Изд-во СПбГУ, 2007. - 266 с.
36 Никишов С. Н. Автобиографическая память : возрастные, гендерные и личностные особенности [Электронный ресурс] / С. Н. Никишов // Карточка проекта, поддержанного Российским гуманитарным научным фондом. - 2016 -
2017. - Режим доступа:
http://grant.rfh.ru/sys/a/?colfilter=0&context=_anonymous~&pgoffset=0&ro_filter=_ main.enrfh_tasks. syrecordidw%20%3D%202DT fW 00KUD5V1 - bH8U2gc_y0~&table=main.enrfh_tasks&target=show_template&template=prg_card. htm. Дата обращения: 27.04.2018.
37 Никишов С. Н. Современные исследования автобиографической памяти в контексте «монопараметрического» подхода / С. Н. Никишов, И. С. Осипова, Е. Г. Пронькина // Инновационная наука : междунар. науч. журнал. - 2016. - № 7. - С. 197-200.
38 Никишов С. Н. К вопросу о влиянии психологического благополучия на функционирование автобиографической памяти студентов / С. Н. Никишов, И. С. Осипова, Е. Г. Пронькина // Гуманитарий : актуальные проблемы науки и образования. - 2016. - № 2 (34). - С. 104-111.
39 Нуркова В. В. Автобиографическая память (Структура, функции, механизмы) : автореф. дис. ... канд. психол. наук / В. В. Нуркова. - М., 1998. - 50 с.
40 Нуркова В. В. Автобиографическая память с позиций культурно-деятельностной психологии : результаты и перспективы исследования / В. В. Нуркова // Вестник Московского университета. - 2011. - Серия 14 психология. - № 1. - С. 79-90.
41 Нуркова В. В. Свершенное продолжается : психология
автобиографической памяти личности / В. В. Нуркова. - М. : Изд-во УРАО, 2000. - 316 с.
42 Нуркова В. В. Жизнь как роман : опыт чтения и уровень развития автобиографической памяти / В. В. Нуркова, А. Р. Алюшева // Материалы 16-й научно-практической конференции по психологии, философии и педагогике чтения 4 - 5 апреля 2012 г. - Москва : МГУ, 2012. - С. 61-64.
43 Нуркова В. В. Общая психология : учеб. для СПО / В. В. Нуркова, Н. Б. Березанская . - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮРАЙТ, 2018. - 524 с.
44 Нуркова В. В. Автобиографическая память как ресурс преодоления внутриличностного конфликта при алкоголизме / В. В. Нуркова, Е. А. Бодунов // Вестник Московского университета. - 2014. - Серия 14. Психология. - № 23.
- С. 46-51.
45 Нуркова В. В. Память / В. В. Нуркова, Б. С. Братусь // Общая психология : в 7-ми. - М.: Академия, 2005. - Т. 3. - 318 с.
46 Олпорт Г. В. Личность в психологии : Теории личности / Г. В. Олпорт.
- М.: ЮВЕНТА, 1998. - 345 с.
47 Осипова И. С. Особенности эмоционального интеллекта школьников и студентов разных профессиональных типов / И. С. Осипова, В. С. Егоров // Вестник Мордовского университета. - 2011. - № 2. - С. 66-68.
48 Петрова А. А. Автобиографическая память : генезис,
функционирование, дискурсивная манифестация / А. А. Петрова, Л. Н. Реброва // XLinguae Journal. - 2016. - № 9. - С. 11-36.
49 Романов К. М. Основные речевые способы выражения психического состояния / К. М. Романов, И. С. Осипова // Гуманитарий : актуальные проблемы науки и образования. - 2008. - № 7. - С. 270-272.
50 Руденко С. В. К анализу социального интеллекта как фактора психологической готовности руководителей к управлению учреждениями образования / С. В. Руденко // Горизонты образования. - Донецк : ДНУ, 2010. - № 2. - С. 49-55.
51 Савенков А. И. Концепция социального интеллекта [Электронный ресурс] / А. И. Савенков // День за днем. Наука. Образование. Культура. - 2006. - Режим доступа: http://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=388. Дата обращения: 25.04.2018.
52 Савенков А. И. Социальный интеллект как проблема психологии одаренности и творчества / А. И. Савенков // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - М.: ГУ ВШЭ, 2005. - Т. 2. - № 4. - С. 94-101.
53 Савенков А. И. Социальный интеллект как проблема психологии одаренности и творчества / А. И. Савенков // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2005. - Т. 2. - № 4. С. 99-101.
54 Саламан Э. Коллекция мгновений / Э. Саламан; под ред. У. Найссер, А. Хаймен // Когнитивная психология память. - СПб. : Прайм-Еврознак, 2005.
С. 157-164.
55 Салихова Л. Б. Становление индивидуального опыта младших школьников в зависимости от стиля родительского отношения : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Л. Б. Салексеа. - М., 2003. - 25 с.
56 Самойлова И. Г. Глобальное будущее 2045: межконфессиональное
исследование в свете духовной эволюции личности [Электронный ресурс] / И. Г. Самойлова // Вестник Костромского гос. ун-та : электрон журнал. - 2012. - Т. 18. - №4. - С. 47-51. Режим доступа:
http://cyberleninka.ru/article/n/globalnoe-buduschee-2045-mezhkonfessionalnoe- issledovanie-v-svete-duhovnoy-evolyutsii-lichnosti. Дата обращения: 25.04.2018.
57 Селман Р. Социальное познание [Электронный ресурс] / Р. Селман. -
Режим доступа: Ьйрз://а11соиПт1езпе’№3.’№оМргезз.сот/2012/07/09/роберт-
селман-социальное-познание. Дата обращения: 25.04.2018.
58 Собирова Д. А. Социальный интеллект как инструмент
коммуникативного и организационного взаимодействия /
Д. А. Собирова, Г. Саидназарова // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. - Бухара: БГУ, 2014. - № 2. - С. 59-65.
59 Сухов А. Н. Социальная психология : учеб. пособие для вузов / А. Н. Сухов; под ред. А. Н. Сухова, А. А. Деркача. - М. : Академия, 2001. - 600 с.
60 Тест «Социальный интеллект» Гилфорда [Электронный ресурс] // Энциклопедия психодиагностики. - Режим доступа: http://psylab.info/. Дата обращения: 26.04.2018.
61 Тест Гилфорда [Электронный ресурс] // Психология : электрон. журнал. - Режим доступа: http://pcyhologia.ru/test-gilforda.html. Дата обращения: 26.04.2018.
62 Турянская О. Ф. Компетентностный подход и его место в личностно
ориентированном обучении в школе [Электронный ресурс] / О. Ф. Турянская // Вопросы Интернет образования : электрон. журнал. - 2012. - № 102. - Режим доступа: http://vio.uchim.info/Vio_102/cd_site/articles/art_4_2.htm. Дата
обращения: 26.04.2018.
63 Ушаков Д. В. Интеллект : структурно-динамическая теория /
Д. В. Ушаков. - М.: Институт психологии РАН, 2003. - 259 с.
64 Ушаков Д. В. Социальный интеллект как вид интеллекта /
Д. В. Ушаков; под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова // Социальный интеллект : теория, измерение, исследование. - М. : Институт психологии РАН, 2004. - С. 18-22.
65 Фатихова Л. Ф. Практикум по психодиагностике социального интеллекта : учебно-методическое пособие / Л. Ф. Фахитова, А. А. Харисова. - Уфа: Изд-во Уфимского филиала ГОУ ВПО «МГПУ им. М. А. Шолохова», 2010. - 69 с.
66 Федорова Е. А. Социальный интеллект как фактор формирования отношения к социально значимым объектам у представителей различных этнических групп: автореф. дис. ... канд. психол. наук / Е. А. Федорова. - Ярославль, 2009. - 26 с.
67 Фрейд З. Введение в психоанализ / З. Фрейд; под ред.
М. Г. Ярошевский. - М.: Наука, 1990. - 379 с.
68 Чар А. Суперпамять / А. Чар // Рабочие материалы сайта «Открытые секреты менталиста». - М., 2016. - 70 с.
69 Чуприкова Н. И. Психология умственного развития : Принцип дифференциации / Н. И. Чуприкова. - М. : Столетие, 1997. - 480 с.
70 Шалаева Т. И. Использование методики исследования социального интеллекта в профконсультировании : метод. пособие / Т.И. Шалаева. - Саратов: ПМУЦ, 2002. - 39 с.
71 Южанинова А. Л. К проблеме диагностики социального интеллекта / А. Л. Южанинова // Проблемы оценивания в психологии. - Саратов : Изд-во СГУ, 1984. - С. 84-87.
72 Южанинова А. Л. Понятие социального интеллекта в системе психологических категорий / А. Л. Южанинова // Мировоззренческие и методологические вопросы современного научного познания : межвуз. науч. сб. - Саратов: Изд-во СГУ, 1985. - С. 97-105.
73 Ярошевский М. Г. История психологии : учеб. пособие / М. Г. Ярошевский. - М. : Академия, 1997. - 416 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ