Развитие познавательных способностей детей в условиях дошкольного образования (Управление дошкольным образованием, Алтайский Государственный Педагогический УнивРазвитие познавательных способностей детей в условиях дошкольного образования ерситет)
|
Проведена опытно-экспериментальная работа.
База исследования: МКДОУ «Детский сад №3 «Рябинушка» ((Алтайский край, Поспелихинский район, с. Поспелиха).
Есть приложения (методические материалы).
Если в данной работе поменять название базы исследования на нужное, то работа подойдет для любого вуза.
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения проблемы организации процесса развития познавательных способностей детей в условиях дошкольного образования 8
1.1 Сущность понятия «познавательные способности» в психолого-педагогической литературе 8
1.2 Психические основы развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста 20
1.3 Требования к управлению процессом развития познавательных способностей детей в ДОУ 33
Выводы по первой главе 46
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по исследованию эффективности организации процесса развития познавательных способностей детей в дошкольном образовательном учреждении 47
2.1 Методика исследования организации процесса развития познавательных способностей в ДОУ 47
2.2 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 58
2.3 Разработка модели повышения эффективности организации процесса развития познавательных способностей детей в ДОУ. Методические рекомендации в практике ДОУ 67
Выводы по второй главе 81
Заключение 82
Список литературы 84
Приложения 93
База исследования: МКДОУ «Детский сад №3 «Рябинушка» ((Алтайский край, Поспелихинский район, с. Поспелиха).
Есть приложения (методические материалы).
Если в данной работе поменять название базы исследования на нужное, то работа подойдет для любого вуза.
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения проблемы организации процесса развития познавательных способностей детей в условиях дошкольного образования 8
1.1 Сущность понятия «познавательные способности» в психолого-педагогической литературе 8
1.2 Психические основы развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста 20
1.3 Требования к управлению процессом развития познавательных способностей детей в ДОУ 33
Выводы по первой главе 46
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по исследованию эффективности организации процесса развития познавательных способностей детей в дошкольном образовательном учреждении 47
2.1 Методика исследования организации процесса развития познавательных способностей в ДОУ 47
2.2 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 58
2.3 Разработка модели повышения эффективности организации процесса развития познавательных способностей детей в ДОУ. Методические рекомендации в практике ДОУ 67
Выводы по второй главе 81
Заключение 82
Список литературы 84
Приложения 93
Целью работы является разработка модели организации процесса развития познавательных способностей детей.
Реализация цели предполагает решение следующих задач:
проанализировать теоретические основы организации процесса развития познавательных способностей детей в условиях дошкольного образования;
провести опытно-экспериментальную работу по исследованию эффективности организации процесса развития познавательных способностей детей в ДОУ на базе МКДОУ «Детский сад №3 «Рябинушка» (с. Поспелиха);
разработать модель повышения эффективности организации процесса развития познавательных способностей дошкольников и сформулировать методические рекомендации для педагогического коллектива ДОУ.
Объектом исследования в данном случае выступает процесс развития познавательных способностей детей в условиях дошкольного образования.
Предмет исследования – организация процесса развития познавательных способностей детей в условиях дошкольного образования.
В основу исследования положена гипотеза, в соответствии с которой развитие познавательных способностей у дошкольников будет осуществляться более успешно при использовании системного подхода к организации деятельности педагогов со стороны управляющего звена образовательной организации.
Методологическую основу исследования образуют Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», а также труды таких авторов, как А.Д. Андреева, Л.И. Божович, И.Е. Буршит, Н.А. Виноградова и Н.В. Микляева, Л.С. Выготский, В.П. Зинченко, М.В. Крулехт, В.С. Мухина, Т.С. Кириллова, С.А. Козлова и Т.А. Куликова, Г.А. Урунтаева, Д.И. Фельдштейн, С.Т. Шацкий, Д.Б. Эльконин, В.А. Ясвин и др.
В качестве основных методов исследования применялись: анализ психолого-педагогической литературы, педагогический эксперимент, количественная и качественная обработка полученных данных.
Научная новизна исследования:
сконструирована модель организации процесса развития познавательных способностей детей в условиях дошкольного образования;
определены критерии эффективной организации процесса развития познавательных способностей детей в условиях дошкольного образования.
Теоретическая значимость исследования:
расширено сущностное понятие познавательных спосгобностей как ценностно-содержательного компонента личностного воспитания детей дошкольного возраста;
разработана модель организации процесса развития познавательных способностей детей в условиях дошкольного образования, отражающая современные потребности общества в формировании многогранной творческой личности ребенка.
Практическая значимость исследования:
обобщен, изучен и систематизирован практический опыт организации процесса развития познавательных способностей детей в условиях дошкольного образования, ориентированный на гармонизацию личности ребенка;
основные выводы и материалы исследования могут быть применены для совершенствования управленческой деятельности в дошкольных образовательных организациях.
На защиту выносятся следующие положения:
эффективность организации процесса развития познавательных способностей детей в условиях дошкольного образования обеспечивается реализацией специально разработанной модели кадрового менеджмента;
критериями эффективной организации процесса развития познавательных способностей детей в условиях дошкольного образования являются: 1) уровни развития познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста (низкий; средний; высокий); 2) уровни овладения воспитателями навыками организации процессов развития познавательных способностей детей в условиях дошкольного образования (низкий; средний; высокий).
Структура работы отражает логику, содержание и результаты исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений. Во введении обоснована актуальность выбранной темы исследования, определены объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, теоретическая и методы исследования, раскрыта научная новизна, теоретическая и практическая значимость, сформулированы положения, выносимые на защиту. В первой главе «Теоретические аспекты изучения проблемы организации процесса развития познавательных способностей детей в условиях дошкольного образования» раскрыта сущность понятия «познавательные процессы» в психолого-педагогической литературе, обозначены закономерности развития познавательных процессов в дошкольном возрасте, выявлена специфика управления процессом развития познавательных способностей детей в условиях дошкольного образования. Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по апробации модели организации процесса развития познавательных способностей детей в условиях дошкольного образования» обозначены цель, условия и диагностический инструментарий опытно-экспериментальной работы в рамках заявленной темы, а также описаны ее результаты на констатирующем, формирующем и контрольном этапах в МКДОУ «Детский сад №3 «Рябинушка» (с. Поспелиха).
В заключении подведены общие итоги исследования, изложены его основные выводы, намечены перспективы дальнейшего изучения темы.
Реализация цели предполагает решение следующих задач:
проанализировать теоретические основы организации процесса развития познавательных способностей детей в условиях дошкольного образования;
провести опытно-экспериментальную работу по исследованию эффективности организации процесса развития познавательных способностей детей в ДОУ на базе МКДОУ «Детский сад №3 «Рябинушка» (с. Поспелиха);
разработать модель повышения эффективности организации процесса развития познавательных способностей дошкольников и сформулировать методические рекомендации для педагогического коллектива ДОУ.
Объектом исследования в данном случае выступает процесс развития познавательных способностей детей в условиях дошкольного образования.
Предмет исследования – организация процесса развития познавательных способностей детей в условиях дошкольного образования.
В основу исследования положена гипотеза, в соответствии с которой развитие познавательных способностей у дошкольников будет осуществляться более успешно при использовании системного подхода к организации деятельности педагогов со стороны управляющего звена образовательной организации.
Методологическую основу исследования образуют Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», а также труды таких авторов, как А.Д. Андреева, Л.И. Божович, И.Е. Буршит, Н.А. Виноградова и Н.В. Микляева, Л.С. Выготский, В.П. Зинченко, М.В. Крулехт, В.С. Мухина, Т.С. Кириллова, С.А. Козлова и Т.А. Куликова, Г.А. Урунтаева, Д.И. Фельдштейн, С.Т. Шацкий, Д.Б. Эльконин, В.А. Ясвин и др.
В качестве основных методов исследования применялись: анализ психолого-педагогической литературы, педагогический эксперимент, количественная и качественная обработка полученных данных.
Научная новизна исследования:
сконструирована модель организации процесса развития познавательных способностей детей в условиях дошкольного образования;
определены критерии эффективной организации процесса развития познавательных способностей детей в условиях дошкольного образования.
Теоретическая значимость исследования:
расширено сущностное понятие познавательных спосгобностей как ценностно-содержательного компонента личностного воспитания детей дошкольного возраста;
разработана модель организации процесса развития познавательных способностей детей в условиях дошкольного образования, отражающая современные потребности общества в формировании многогранной творческой личности ребенка.
Практическая значимость исследования:
обобщен, изучен и систематизирован практический опыт организации процесса развития познавательных способностей детей в условиях дошкольного образования, ориентированный на гармонизацию личности ребенка;
основные выводы и материалы исследования могут быть применены для совершенствования управленческой деятельности в дошкольных образовательных организациях.
На защиту выносятся следующие положения:
эффективность организации процесса развития познавательных способностей детей в условиях дошкольного образования обеспечивается реализацией специально разработанной модели кадрового менеджмента;
критериями эффективной организации процесса развития познавательных способностей детей в условиях дошкольного образования являются: 1) уровни развития познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста (низкий; средний; высокий); 2) уровни овладения воспитателями навыками организации процессов развития познавательных способностей детей в условиях дошкольного образования (низкий; средний; высокий).
Структура работы отражает логику, содержание и результаты исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений. Во введении обоснована актуальность выбранной темы исследования, определены объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, теоретическая и методы исследования, раскрыта научная новизна, теоретическая и практическая значимость, сформулированы положения, выносимые на защиту. В первой главе «Теоретические аспекты изучения проблемы организации процесса развития познавательных способностей детей в условиях дошкольного образования» раскрыта сущность понятия «познавательные процессы» в психолого-педагогической литературе, обозначены закономерности развития познавательных процессов в дошкольном возрасте, выявлена специфика управления процессом развития познавательных способностей детей в условиях дошкольного образования. Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по апробации модели организации процесса развития познавательных способностей детей в условиях дошкольного образования» обозначены цель, условия и диагностический инструментарий опытно-экспериментальной работы в рамках заявленной темы, а также описаны ее результаты на констатирующем, формирующем и контрольном этапах в МКДОУ «Детский сад №3 «Рябинушка» (с. Поспелиха).
В заключении подведены общие итоги исследования, изложены его основные выводы, намечены перспективы дальнейшего изучения темы.
Познание представляет собой активное отражение и восприятие действительности в сознании человека. При этом понятие познания можно представить в виде трех смысловых блоков – познавательных способностей, познавательного интереса и познавательной деятельности.
Процесс познавательного развития рассматривается современными исследователями как качественное свойство личности, находящейся в состоянии познавательной деятельности, которая, в свою очередь, обусловлена наличием познавательных способностей и стойкого познавательного интереса.
Познавательные способности рассматриваются в психолого-педагогической литературе как совокупность сенсорных, интеллектуальных, творческих способностей, которые опираются на интеллектуальную активность и любознательность ребенка, проявляясь практически во всех видах деятельности.
Само же стремление к познанию объекта или явления, к овладению тем или иным видом деятельности трактуется в науке как интерес. Познавательный интерес можно определить как сугубо личностное образование, сопряженное с потребностями, которое предполагает наличие целого ряда интеллектуальных, эмоциональных и волевых особенностей. Однако ни одна из этих составляющих в отдельности не образует основы интереса: в данном случае наличие эмоционального фактора определяет привлекательность предмета, интеллектуальные и волевые особенности обеспечивают познавательную направленность и т. д.
Появившись в первые годы жизни, познавательная деятельность ребенка качественно меняется. Именно познавательный интерес и познавательная активность способствует его успешному переходу с одной ступени личностного развития на другую, с одного уровня овладения знаниями, умениями и навыками к другому, более высокому.
Эффективное профессиональное воздействие на познавательную сферу ребенка-дошкольника по силам лишь высококвалифицированному специалисту, способному, прежде всего, к осознанному анализу своей деятельности. Поэтому активный переход с репродуктивной на личностно-ориентированную модель дошкольного образования требует внедрения инновационных способов организации кадрового менеджмента и научно-методической работы, которые были бы направлены на развитие целого ряда профессиональных и личностных качеств педагога – творческого мышления, информационной и коммуникативной культуры и т.п.
Опытно-экспериментальная работа по реализации специально сформированных модели и технологии организации процессов развития познавательных способностей детей в условиях дошкольного образования проводилась на базе МКДОУ «Детский сад №3 «Рябинушка» (с. Поспелиха).
Результаты контрольного этапа опытно-экспериментальной работы позволили выявить положительную динамику в развитии познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста.
При этом было установлено, что воспитатели МКДОУ «Детский сад №3 «Рябинушка» владеют основными методами и средствами развития познавательных способностей старших дошкольников, однако многие из них затрудняются в организации соответствующей педагогической работы на системной основе, прежде всего, из-за недостаточно высокого уровня развития научно-методической деятельности в учреждении. На основании результатов анкетирования воспитателей был сделан вывод о том, что по окончании контрольного этапа опытно-экспериментальной работы уровень владения навыками развития познавательных способностей детей дошкольного возраста с их стороны значительно повысился. Большинство воспитателей уже не испытывают затруднения в выборе методов и средств в этой сфере своей профессиональной деятельности.
Таким образом, в результате проведенного исследования его цель была достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
Процесс познавательного развития рассматривается современными исследователями как качественное свойство личности, находящейся в состоянии познавательной деятельности, которая, в свою очередь, обусловлена наличием познавательных способностей и стойкого познавательного интереса.
Познавательные способности рассматриваются в психолого-педагогической литературе как совокупность сенсорных, интеллектуальных, творческих способностей, которые опираются на интеллектуальную активность и любознательность ребенка, проявляясь практически во всех видах деятельности.
Само же стремление к познанию объекта или явления, к овладению тем или иным видом деятельности трактуется в науке как интерес. Познавательный интерес можно определить как сугубо личностное образование, сопряженное с потребностями, которое предполагает наличие целого ряда интеллектуальных, эмоциональных и волевых особенностей. Однако ни одна из этих составляющих в отдельности не образует основы интереса: в данном случае наличие эмоционального фактора определяет привлекательность предмета, интеллектуальные и волевые особенности обеспечивают познавательную направленность и т. д.
Появившись в первые годы жизни, познавательная деятельность ребенка качественно меняется. Именно познавательный интерес и познавательная активность способствует его успешному переходу с одной ступени личностного развития на другую, с одного уровня овладения знаниями, умениями и навыками к другому, более высокому.
Эффективное профессиональное воздействие на познавательную сферу ребенка-дошкольника по силам лишь высококвалифицированному специалисту, способному, прежде всего, к осознанному анализу своей деятельности. Поэтому активный переход с репродуктивной на личностно-ориентированную модель дошкольного образования требует внедрения инновационных способов организации кадрового менеджмента и научно-методической работы, которые были бы направлены на развитие целого ряда профессиональных и личностных качеств педагога – творческого мышления, информационной и коммуникативной культуры и т.п.
Опытно-экспериментальная работа по реализации специально сформированных модели и технологии организации процессов развития познавательных способностей детей в условиях дошкольного образования проводилась на базе МКДОУ «Детский сад №3 «Рябинушка» (с. Поспелиха).
Результаты контрольного этапа опытно-экспериментальной работы позволили выявить положительную динамику в развитии познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста.
При этом было установлено, что воспитатели МКДОУ «Детский сад №3 «Рябинушка» владеют основными методами и средствами развития познавательных способностей старших дошкольников, однако многие из них затрудняются в организации соответствующей педагогической работы на системной основе, прежде всего, из-за недостаточно высокого уровня развития научно-методической деятельности в учреждении. На основании результатов анкетирования воспитателей был сделан вывод о том, что по окончании контрольного этапа опытно-экспериментальной работы уровень владения навыками развития познавательных способностей детей дошкольного возраста с их стороны значительно повысился. Большинство воспитателей уже не испытывают затруднения в выборе методов и средств в этой сфере своей профессиональной деятельности.
Таким образом, в результате проведенного исследования его цель была достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.



