ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ
ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОРГАНАХ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ 8
РАЗДЕЛ II.
ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УПРАВЛЕНИИ
ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА 25
БЕЛГОРОДА
РАЗДЕЛ III. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УПРАВЛЕНИИ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА БЕЛГОРОДА 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы исследования. Проектная деятельность
пронизывает сегодня все сферы общества. Управление проектами как специфическая отрасль менеджмента является достижением последних десятилетий. В настоящее время проектная деятельность показала свою востребованность и эффективность, в том числе и в органах местного самоуправления.
Особая актуальность организации проектной деятельности у местного самоуправления, так как это наиболее приближенный к населению уровень власти, в то же время самостоятельная и под свою ответственность деятельность самого населения по вопросам местного значения.
Наиболее важна проектная деятельность в образовании. Каждый человек на протяжении всей жизни учится, совершенствуется и развивается. Все чаще говорят о проектном мышлении, которое становится все более важным и даже необходимым для современного человека.
Несмотря на то, что технология проектной деятельности широко применяется в настоящее время и признана одной из основных при реализации компетентностного подхода, что отражено в нормативных документах, поддерживается учеными и используется на практике, ситуация в образовании меняется медленно. Проектная деятельность в меньшей мере используется как способ организации и трансформации образовательных учреждений в рамках новой модели управления в условиях системных изменений на муниципальном уровне.
Проектная деятельность предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать.
Таким образом, можем сделать вывод, что актуальность темы данной выпускной квалификационной работы обусловлена необходимостью разработки рекомендаций по совершенствованию процесса организации проектной деятельности в органах местного самоуправления, а именно в управлении образования.
Анализ степени изученности. В настоящее время имеется значительное число исследований, посвященных организации проектной деятельности в муниципальном образовании. Большой вклад в изучение данного вопроса вносят теория управления и управление государственными и муниципальными проектами.
В ряде исследований рассмотрены вопросы организации местного самоуправления (В.Б. Зотов, И.Ф. Суханова, Н.С. Тимофеев) .
Имеются работы посвященные проблемам внедрения проектного управления на муниципальном уровне (Е.С. Арефьевой, В.П. Бабинцева, Л.А. Гафаровой, Р.И. Мельниковой, И.Э. Надуткиной, Г.Ф. Ушамирской, И.С. Шегаева и Е.С. Юдиной) .
Теоретические и методологические основы исследования организации проектной деятельности в образовании представлены в трудах В.Ф. Взятышева, Дж.К. Джонса, Г.Л. Ильина, У.Х. Килпатрика, И.А. Колениковой, О.С. Кругловой, Ю.А. Крючкова, Н.Ю. Пахомовой, В.Е.
Радионова, В.М. Розина, Б.В. Сазонова, В.А. Ясвина и некоторых других
исследователей.
Проблемой исследования является наличие противоречия между необходимостью внедрения в практику работы органов местного самоуправления новых технологийи недостаточной разработанностью практических рекомендаций по организации проектной деятельности в Управлении образования города Белгорода.
Объектом выпускного квалификационного исследования является организация проектной деятельности в органах местного самоуправления.
В качестве предмета исследования выступают технологии организации проектной деятельности в управлении образования администрации города Белгорода.
Цель данного исследования заключается в разработке практических рекомендаций по совершенствованию организации проектной деятельности в управлении образования администрации города Белгорода.
Исходя из цели, можно выделить следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы организации проектной деятельности в органах местного самоуправления.
2. Проанализировать практику организации проектной
деятельности в управлении образования администрации города Белгорода.
3. Предложить направления совершенствования организации проектной деятельности в управлении образования администрации города Белгорода.
Теоретико-методологическую основу исследования. Работа
опирается на теоретические разработки отечественных и зарубежных ученых в области управления проектами (Л. Гэддис, Т.М. Дридзе), а так же работы авторов, характеризующие развитие местного самоуправления 1.
В работе использованы как общенаучные методы познания - анализ, синтез, типология и классификация, так и специфические методы исследования - статистический анализ и анализ документов.
Эмпирической базой выпускной квалификационной работы послужили:
- федеральные, региональные и муниципальные нормативно¬
правовые акты, регламентирующие процесс проектной деятельности ;
- справочно-аналитические материалы;
- публикации в периодических изданиях.
Практическая значимость данной выпускной квалификационной работы заключается в том, что рекомендации, данные в ходе исследования, и проект, могут быть использованы органами местного самоуправления в целях повышения их работоспособности путем организации проектной деятельности в образовании.
Апробация исследования. Основные положения выпускной квалификационной работы представлены автором в следующих публикациях: «Организация проектной деятельности в органах местного самоуправления» (г. Белгород, 2018); «Проектная деятельность как механизм реализации стратегии территории» (г. Белгород, 2018) 1.
В ходе написания выпускной квалификационной работы была достигнута поставленная цель посредством выполнения ряда задач.
Во-первых, изучены теоретические основы организации проектной деятельности в органах местного самоуправления. Местное самоуправление - это структура общества, в рамках которой обеспечиваются наши повседневные коллективные нужды и потребности. Органы местного самоуправления наиболее приближенный к населению уровень власти, избираемый жителями и подотчетный им. Каждый год разрабатывается и внедряется множество различных программ, проектов и планов на местном уровне, которые направлены на улучшение благополучия населения. Местное самоуправление использует в своей работе разные технологии, в том числе и проектную деятельность.
Проект - комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на достижение уникальных результатов в условиях временных и ресурсных ограничений. Проектная деятельность - деятельность, связанная с инициированием, подготовкой, реализацией и завершением проектов (программ). Основными элементами проектной деятельности являются субъект и объект проектирования, его цель, технология (как совокупность операций), средства, методы и условия проектирования.
Применение принципов проектного управления в деятельности органов местного самоуправления позволяет обеспечить: достижение
запланированных результатов проекта (программы) в установленные проектом (программой) (или в более сжатые) сроки с эффективным использованием всех видов ресурсов, выделяемых для реализации проекта (программы); результативность механизмов планирования, исполнения, мониторинга, контроля и прогнозирования результатов исполнения проектов (программ); повышение эффективности внутри- и межведомственного взаимодействия, а также взаимодействия с гражданами и организациями за счет обеспечения прозрачности предоставления достоверной и актуальной информации о реализуемых (планируемых к реализации) проектах (программах); прозрачность, обоснованность и своевременность принимаемых решений в органах местного самоуправления.
Проектная деятельность активно используется в органах местного самоуправления и осуществляется координирующим органом, который представляет собой администрацию города, проводит организационное сопровождение, мониторинг разработки и реализации проекта.
Во-вторых, проанализирована практика организации проектной деятельности в Управлении образования администрации города Белгорода. Предметом деятельности Управления является осуществление в пределах предоставленных ему полномочий и прав проведения единой государственной образовательной политики на территории города Белгорода.
В структуру Управления образования администрации города Белгорода входит МБУ «Научно-методический информационный центр", в котором есть отдел проектной и информационно-издательской деятельности. В своей работе он взаимодействует с проектным офисом в администрации города Белгород.
В целях обеспечения высокого качества муниципальной системы образования, соответствующего требованиям инновационного и социально¬ориентированного развития городского округа "Город Белгород" была утверждена муниципальная программа «Развитие образования городского округа «Город Белгород» на 2015-2020 годы».
В рамках анализа с начальником отдела проектной и информационно - издательской деятельности, было выявлено, что главной проблемой является привлечение граждан города Белгорода к проектному управлению, что отрицает всяческое взаимодействие общественности с Управлением образования. Существует ряд других проблем: недостаточное
финансирование и профессионально подготовленных кадров.
В-третьих, предложены направления совершенствования организации проектной деятельности в Управлении образования администрации города Белгорода.
В целях решения проблемы, связанной с привлечением граждан города Белгорода к проектному управлению, предложено реализовать проект «Городской конкурс социально-значимых проектов в сфере образования на территории города Белгорода». Целью данного проекта является поддержка и развитие общественной инициативы в сфере образования и вовлечение в социально -значимую деятельность через развитие проектной деятельности.
Реализация проекта позволит решить данную проблему посредством проведения следующих мероприятий: разработка конкурсной документации; организация консультаций в Управлении образования с общественностью города Белгорода при подготовке проектов для участия в конкурсе; освещение в СМИ о проведении «Городского конкурса социально-значимых проектов в сфере образования на территории города Белгорода»; создание конкурсной комиссии; разработка критериев оценки; размещение конкурсных проектов на сайте Управления образования администрации города Белгорода; непосредственно проведение конкурса; награждение победителей.
Проведенное исследование позволяет сформулировать ряд практических рекомендаций в адрес Управления образования администрации города Белгорода:
1. Реализовать проект «Городской конкурс социально-значимых проектов в сфере образования на территории города Белгорода».
2. Привлекать внимание общественности к проблемам в сфере образования на территории города Белгород.
3. Привлекать жителей города Белгород к проектной деятельности.
4. Привлекать общественность к голосованию за проекты, участвующие в конкурсе.
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года (в ред. от 21.07.2014) [Электронный ресурс] // Справочно -правовая система «Консультант-Плюс». Информ. банк «Версия Проф.» Разд. «Законодательство».
2. Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ (ред. от 28.12.2016) // Справочно-правовая система
«Консультант Плюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
3. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года [Электронный ресурс]: [Электронный ресурс]: Указ Президента РФ от 07 мая 2018 № 204 (ред. от 7.05.2018 г.) // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». Информ. банк «Версия Проф.» Разд. «Законодательство».
4. Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации [Текст] : Постановление Правительства РФ от 15 октября 2016 г. № 1050 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
5. Концепция долгосрочного социально-экономического развития
Российской Федерации до 2020 года [Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. №1662-р (ред. от 10.02.2017) // Справочно-правовая система «ГАРАНТ». Режим доступа:
http://base.garant.ru/194365/.
6. Об утверждении Методических рекомендаций по внедрению проектного управления в органах исполнительной власти [Электронный ресурс] : Распоряжение Министерства экономического развития РФ от 14 апреля 2014 г. № 26Р-АУ // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
7. Об утверждении порядка определения уровня профессионального соответствия проектных специалистов [Текст] : Распоряжение губернатора Белгородской области от 22 июня 2012 г. № 408-р // Белгородские известия. - 2012. № 21. - 7 августа.
8. Об утверждении положения об управлении проектами в органах исполнительной власти и государственных органах Белгородской области [Электронный ресурс] : Постановление Правительства Белгородской области от 31 мая 2010 г. № 202-пп (ред. от 12.10.2015) // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Регион. вып. Белгородская область».
9. Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 года [Электронный ресурс] : Постановление Правительства Белгородской области от 25 января 2010 г. № 27-пп (ред. от 03.06.2013) // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Регион. вып. Белгородская область».
10. Об утверждении муниципальной программы «Развитие образования городского округа «Город Белгород» на 2015 - 2020 годы» [Электронный ресурс] : Постановление администрации города Белгорода от 11 ноября 2014 г. № 230 // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Регион. вып. Белг ородская область».
11. Об утверждении положения об управлении проектами в городском округе «Город Белгород» [Электронный ресурс] : Постановление администрации города Белгорода от 1 октября 2012 г. № 195 // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Регион. вып. Белгородская область».
12. О порядке определения уровня профессионального соответствия участников разработки и реализации проектов в администрации города
Белгорода [Электронный ресурс] : Распоряжение администрации города Белгорода от 15 августа 2016 г. № 1054 // Сайт органов местного
самоуправления города Белгорода [сайт]. - Режим доступа: http://www.beladm.ru/.
13. ГОСТ Р ИСО 10006. Системы менеджмента качества. Руководство по менеджменту качества при проектировании. - М.: [б.и.], 2005. - 29 с.
14. ГОСТ Р ИСО 21500. Руководство по проектному менеджменту. - М.: [б.и.], 2014. - 37 с.
15. ГОСТ Р 54869. Проектный менеджмент. Требования к управлению проектами. - М.: [б.и.], 2011. - 6 с.
16. ГОСТ Р 54870. Проектный менеджмент. Требования к
управлению портфелем проектов. - М.: [б.и.], 2011. - 8 с.
17. ГОСТ Р 54871. Проектный менеджмент. Требования к
управлению программой. - М.: [б.и.], 2011. - 8 с.
18. Арефьев, Е.С. Муниципальная власть и реализация приоритетных национальных проектов [Текст] / Е.С. Арефьев // Вестник ВолГУ. - 2013. - № 7. - С. 42-47.
19. Бабинцев, В.П. Теоретические основы управления проектами социально-экономического развития крупного города [Текст] / В.П. Бабинцев, В.А. Сапрыка, Г.Ф. Ушамирская // Вестник ВолГУ. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. - 2009. - № 1. - С. 114-120.
20. Бабун, Р.В. Самая близкая к народу власть [Текст] / Р.В. Бабун, Н.В. Мальковец. - Новосибирск: Наука, 2013. - 302 с.
21. Балашов, А.В. Нормативно-правовое регулирование внедрения проектного управления в сфере государственного управления: региональный аспект [Текст] / А.В. Балашов, В.А. Холодов, Н.В. Мироненко // Среднерусский вестник общественных наук. - 2016. - № 4. - С. 117-126.
22. Богданова, А.С. Оценка эффективности проектов в сфере государственного и муниципального управления [Текст] / А.С. Богданова, Е.С. Кузнецова // Вестник МГТУ. - 2012. - № 1. - С. 195-198.
23. Бондарь, Н. С. Местное самоуправление и конституционное правосудие: конституционализация муниципальной демократии в России [Текст] / Н.С. Бондарь. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 58 с.
24. Боронина, Л.Н. Основы управления проектами [Текст] / Л.Н. Боронина, З.В. Сенук // Основы управления проектами. - 2015. - № 8. - С. 10-13.
25. Васильев, А.И. Организация проектного управления в органах государственной власти [Текст] / А.И. Васильев, С.Е. Прокофьев // Управленческие науки. - 2016. - № 4. - С. 44-52.
26. Взятышева, В.Ф. Методология проектирования в инновационном образовании [Текст] / В.Ф. Взятышева // Инновационное образование и инженерное творчество. - 2016. - № 5. - С. 132-148.
27. Гафарова, Л.А. Социальное проектирование как основа формирования новой муниципальной управленческой парадигмы [Текст] / Л.А. Гафарова // Вестник ЧелГУ. - 2014. - № 11 (340). - С. 108-115.
28. Грей, К.Ф. Управление проектами. Практическое руководство [Текст] / К.Ф. Грей, Э.У. Ларсон. - М.: Дело и сервис, 2013. - 523 с.
29. Данилов, Р.В. Роль муниципального управления в реализации социальных проектов в сфере профессионального образования [Текст] / Р.В. Данилов // Муниципальная академия. - 2013. - № 2. - С. 51-53.
30. Джонс, Дж.К. Методы проектирования [Текст] / Дж.К. Джонс. - М.: Юристъ, 2014. - 182 с.
31. Дмитриев, А.В. Методика внедрения проектного подхода в управление социальным развитием российских регионов [Текст] / А.В.Дмитриев // Науковедение. -2013. - № 1. - С. 25-27.
32. Дридзе, Т.М. Основы социокультурного проектирования [Текст] / Т.М. Дридзе. - М.: Наука и знание, 2009. - 149 с.
33. Зайцев, И.В. Российская практика внедрения проектной деятельности в органах государственной власти / И.В. Зайцев // Управление экономическими системами. - 2016. - № 6. - С. 12-17.
34. Заренков, В.А. Управление проектами [Текст] / В.А. Заренков. - М.: АСВ, 2013. - 306 с.
35. Зотов, В.Б. Организация управления и самоуправления: современное состояние и проблемы [Текст] / В.Б. Зотов. - М.: Юристъ, 2013.
- 342 с.
36. Ильин, Г.Л. Проективное образование и реформирование науки [Текст] / Г.Л. Ильин. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 231 с.
37. Килпатрик, У.Х. Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе [Текст] / У.Х. Килпатрик. М.: Луч, 2013. - 183 с.
38. Колесникова, И.А. Педагогическое проектирование [Текст] / И.А. Колесникова. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 180 с.
39. Коньшунова, А.Ю. К вопросу о классификации проектов в проектном управлении [Текст] / А.Ю. Коньшунова // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. - 2013. - № 32. - С. 171-178.
40. Круглова, О.С. Технология проектного обучения [Текст] / О.С. Круглова // Завуч. - 2016. - № 5. - С. 223-230.
41. Крючков, Ю.А. Теория и методы социального проектирования [Текст] / Ю.А. Крючков. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 174 с.
42. Кузнецова, Е.С. Оценка эффективности проектов в сфере государственного и муниципального управления [Текст] / Е.С. Кузнецова,
A. С. Богданова // Вестник МГТУ. - 2012. - № 1. - С. 195-198.
43. Лексин, В.Н. Проблемы и перспективы использования проектного подхода в управлении развитием российской Арктики [Текст] /
B. Н. Лексин, Б.Н. Порфирьев // Модернизация. Инновации. Развитие. - 2015.
- № 4. - С. 10-18.
44. Локателли, Дж. Мультипроектное управление в органах государственной администрации: оценка принципов и новые подходы [Текст] / Дж. Локателли, М. Манчини // Управление проектами и программами. - 2009. - № 4. - С. 285-293.
45. Мельникова, Р.И. Кадровый резерв на муниципальной службе: проектный подход к формированию [Текст] / Р.И. Мельникова, И.Э. Надуткина // Научные ведомости БелГУ. - 2014. - № 22. - С. 56-60.
46. Моргунова, Н.В. Методические подходы к оценке лучших практик применения методов проектного управления органами государственной власти [Текст] / Н.В. Моргунова // Российское предпринимательство. - 2013. - № 23. - С. 10-19.
47. Новиков, Д.А. Механизмы функционирования организационных систем с распределенным контролем [Текст] / Д.А. Новиков, А.В. Цветков. - Саратов: Монография, 2013. - 305 с.
48. Нога, А.В. Организация проектной деятельности в органах местного самоуправления [Текст] / А.В. Нога // Аллея науки. - 2018. - № 6 (22). - С. 310-316.
49. Нога, А.В. Проектная деятельность как механизм реализации стратегии территории [Текст] / А.В. Нога // Форум молодых ученых. - 2018. - № 6 (22). - С. 102-109.
50. Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении [Текст] / Н.Ю. Пахомова. - М.: Логос, 2015. - 123 с.
51. Последов, С.В. Индикативный подход в проектном управлении развития территории [Текст] / С.В. Последов, Т.О. Толстых, Д.В. Толстых // Дельта науки. - 2016. - № 1. - С. 40-45.
52. Радионов, В.Е. Нетрадиционное педагогическое проектирование [Текст] / В.Е. Радионов. - СПб.: ПИТЕР, 2014. - 283 с.
53. Розин, В.М. Проектирование как объект философско- методологического исследования [Текст] / В.М. Розин // Вопросы философии. - 2016. - № 2. - С. 43-53.
54. Сазонов, Б.В. К определению понятия «проектирование» [Текст] / Б.В. Розин // Методология исследования проектной деятельности. - 2015. - № 8. - С. 195-203.
55. Суханова, И.Ф. Местное самоуправление в современной России: становление и развитие [Текст] / И.Ф. Суханова. - М.: ИНФРА, 2014. - 172 с.
56. Тимофеев, Н.С. Местное самоуправление в системе государственных и общественных отношений [Текст] / Н.С. Тимофеев. - М.: Новое знание, 2014. - 231 с.
57. Трофимова, О.М. Внедрение стандартов управления проектами в государственном и муниципальном управлении [Текст] / О.М. Трофимова,
С.А. Маковкина // Вопросы управления. - 2016. - № 5. - С. 52-58.
58. Управление проектами с использованием информационных технологий [Текст]. - М.: Луч, 2011. - 163 с.
59. Фахрутдинова, Е.В. Вопросы теории управления проектами [Текст] / Е.В. Фахрутдинова // Экономические науки. - 2009.- № 2. - С. 134-138.
60. Харченко, К.В. Организация и совершенствование проектного управления на муниципальном уровне [Текст] / К.В. Харченко // Практика муниципального управления. - 2015. - № 6. - С. 12-27.
61. Шегаев, И.С. О новой проблеме муниципальных служб: реализация пилотного проекта [Текст] / И.С. Шегаев // Мир современной науки. - 2013. - № 3. - С. 67-74.
62. Юдина, Е.С. Внедрение проектного управления в органах исполнительной власти [Текст] / Е.С. Юдина // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. - 2014. - № 3. - С. 90-96.
63. Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию [Текст] / В.А. Ясвин. - М.: Наука, 2015. - 237 с.