Введение 3
Глава 1 Теоретико-методологические основы управления
конкурентоспособностью предприятия на рынке 5
1.1. Понятие, сущность и факторы конкурентоспособности 5
1.2. Основные методы оценки и конкурентоспособности 14
1.3. Пути повышения конкурентоспособности предприятия 20
Глава 2 Анализ конкурентоспособности ЧОО «Витязь» и основные направления ее повышения 25
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятии .... 25
2.2 Оценка конкурентной среды и конкурентоспособности
предприятия 37
2.3 Разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности
предприятия на рынке и обоснование их эффективности 45
Заключение 59
Список литературы 62
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
Актуальность темы исследования заключается в том, повышение конкурентоспособности в настоящее время является одной из основных задач российской экономики, ее отраслей и организаций. В научной литературе недостаточно обобщенного методического материала по исследованию и содержанию конкурентоспособности.
Предприятия заинтересованы в конечном результате свой деятельности и это позволяет усилить необходимость повышения конкурентоспособности выпускаемых товаров, все это требует улучшения работы всех служб и подразделений хозяйствующего субъекта.
Особое значение приобретает управление конкурентоспособностью предприятия. Проблема конкурентоспособности носит универсальный, всемирный характер. Ныне она затрагивает практически все страны мира, всех товаропроизводителей. В современных условиях конкурентоспособность предприятия на рынке является главным критерием эффективности производства и оценки эффективности системы управления. Многие российские предприятия сегодня столкнулись с серьезной проблемой - отсутствием эффективной системы управления.
Объектом исследования выступает частное охранное предприятие «Витязь».
Предметом исследования являются факторы, обеспечивающие конкурентоспособность охранного предприятия «Витязь» на рынке.
Цель исследования - разработать рекомендации по повышению конкурентоспособности ЧОО «Витязь» на рынке и обосновать эффективность проектных мероприятий.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. изучить теоретике - методологические аспекты управления конкурентоспособности организации на рынке;
2. оценить организационно-экономическое состояние ЧОО «Витязь»;
3. произвести анализ конкурентной среды и оценить конкурентоспособность организации на рынке;
4. разработать мероприятия по повышению конкурентоспособности ЧОО «Витязь» на рынке и обосновать их эффективность.
Теоретико-методологическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных авторов, таких как В.Ю. Тарануха [34], Белоусов В.В. [22], Барыгина О.Н. [11], Филобокова Л.Ю. [18],Курно А. [25], Джевонса У. [13], Эджуотра Ф. [29], Шумпетер Й. [15], Кирцнер И. [22] и многих других.
Эмпирической базой исследования послужили законодательные и нормативные документы Российской Федерации, статистические данные, публикации в специализированных периодических изданиях, данные официальных Интернет - источников, а также внутренняя управленческая документация ЧОО «Витязь».
Методы исследования: общеметодологическим основанием для выпускной квалификационной работы послужили системный, сравнительный и структурно-функциональный методы. В работе также применялись метод анализа, анализа документов, сравнения, прогнозирования и экспертных оценок.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные автором мероприятия могут быть применены руководством ЧОО «Витязь» в качестве основных направлений повышения конкурентоспособности и в целом экономической эффективности предприятия на рынке.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
В ходе написания выпускной квалификационной работы были выполнены поставленные задачи, такие как:
1. изучить теоретико - методологические аспекты управления конкурентоспособности организации на рынке;
2. оценить организационно-экономическое состояние ООО «ЧОО «Витязь»;
3. произвести анализ конкурентной среды и оценить конкурентоспособность организации на рынке;
5. разработать мероприятия по повышению конкурентоспособности ЧОО «Витязь» на рынке и обосновать их эффективность.
Внимание организаций к результатам своей деятельности и получения прибыли от нее увеличивает необходимость повышения конкурентоспособности услуг, все это требует улучшения работы всех служб и подразделений хозяйствующего субъекта. Конкурентоспособность выступает важнейшим фактором обеспечения безопасности объекта, т.е. его выживания в «суровых условиях действительности» и его последующего эффективного развития [23. с.44].
Особое значение приобретает управление конкурентоспособностью предприятия. Проблема конкурентоспособности носит универсальный, всемирный характер. Ныне она затрагивает практически все страны мира, всех товаропроизводителей.
В современных условиях конкурентоспособность предприятия на рынке является главным критерием эффективности производства и оценки эффективности системы управления.
Целью выпускной квалификационной работы было повышение конкурентоспособности на примере ООО «Частное охранное предприятие «Витязь» и обоснование его экономической и финансовой эффективности.
Проблемы повышения конкурентоспособности являются одними из наиболее сложных и актуальных. Необходимо, чтобы они находили свое решение на уровне российских регионов, т. к. именно здесь происходит непосредственное воплощение в жизнь намечаемых проектов. На коротком отрезке времени необходимо предпринять усилия как со стороны исполнительной власти, так и бизнеса, чтобы сельское хозяйство могло обновить устаревшие сельскохозяйственные машины, использовать достижения научно-технического прогресса и перенимать опыт других стран.
Во второй главе выпускной квалификационной работы было произведено исследование и анализ конкурентоспособности предприятия и направления его повышения. Проанализированы полученные данные по структуре административно-управленческого и производственного персонала частного охранного предприятия. Изучены и рассмотрены экономические и финансовые результаты деятельности ООО «ЧОО «Витязь». В ходе проведенных исследований выявлено, что данное предприятие является коммерческой организацией, цель которого в получении дохода, средства, используемые для достижения данной цели, это - удовлетворение материальных потребностей заказчиков.
Произведя оценку конкурентоспособность организации, был предложен ряд разнообразных мероприятий, направленных на ее повышение:
- внедрение CRM - системы и создание единой базы данных клиентов;
- организация систем скидок для клиентов частного охранного предприятия.
- проведение обучение действующего состава персонала и рост уровня мотивации сотрудников;
- покупка автомобиля для увеличения скорости работы охранников ООО «ЧОП «Витязь».
Все рассмотренные мероприятия по повышению конкурентоспособности являются эффективными, они поспособствуют привлечению новых клиентов поспособствуют достижению финансовой и экономической прибыли предприятия.
1. Андреева, А.М. Планирование организации деятельности предприятия [Текст]/ А.М. Андреева. - М.: Финансы и статистика, 2014. - 218 с.
2. Баженов, О.А. Руководство по ведению малого бизнеса и созданию устойчивого предприятия [Текст] / Ю.К. Баженов. -М.:«Омега», 2016. - 104с.
3. Бацманов, В.Г. Управления организационными проектами на предприятии [Текст]/ В.Г. Бацманов, А.Ю. Юдол, Д.А. Новицкий. - М.: ИПУ РАН, 2014.- 84 с.
4. Бракотский, М. О. Менеджмент на предприятии [Текст] / М. О. Бракотский. - М.: «Инфра-М», 2015. - 306 с.
5. Бузова, И.А. Имущество на предприятии и возможность им управлять [Текст] / И.А. Бузова, Н.В. Васильева, С.Н. Максимов. - Спб.: Питер, 2015. - 328 с.
6. Буршвальц, A.B. Управление предприятием в условиях кризиса [Текст]/ А.В. Буршвальц, А.М. Буркалова, А.В. Именерк. - СПб. БХВ-Петербург, 2015. - 320 с.
7. Бухалков, М.И. Внутрифирменное планирование [Текст]/ М.И. Бухалков.
- М.: ИНФРА,- М, 2014. - 392 с.
8. Воробуев, И.Г.Повышение конкуренции на предприятии [Текст]/ И.Г. Воробуев. - М.: «Омега-Л», 2016. - 597 с.
9. Гораева, А.Р. Основы менеджмента [Текст]/ А.Р. Гораева. - М.: «Финпресс», 2016.-488 с.
10. Голубков, Е.П. Основы маркетинга [Текст]/ Е.П. Голубков. - М.: «Финпресс», 2015.- 656 с.
11. Грибоедова, С.С. Основы менеджмент в бизнесе [Текст] // С. Грибоедова// Экономика и финансы - 2016. - №8. - С. 33.
12. Дмитренко, А.А. Развитие бизнеса в России [Текст] / А.А. Дмитренко. - М.: «Контур», 2014. - 235 с.
13. Егорова, Н.Е. Малые предприятия: предпринимательские стратегии и кооперация [Текст]/ Н.Е. Егорова. - М., 2016. - 199 с.
14. Ельчищев, Т.П. Предпринимательские стратегии / Т.П. Ельчищев. - М.: «Омега-Л», 2016. - 168 с.
15. Ильин, В.И. Поведение потребителей [Текст] / В.И. Ильин.
- СПб.: Питер, 2013. - 224 с.
16. Колесникова, М.В. Экономика деятельности организации [Текст]/ М.В. Калесникова. - СПб.: Питер, 2015. -168 с.
17. Клесникова, Л.А. Предпринимательство и малый бизнес в современном
государстве: управление развитием [Текст]/ Л.А. Клесникова.
- М.: «Контур», 2015.- 290 с.
18. Клептов, И.И. Предпринимательство в 21 веке: правление и созревание [Текст]/ И.И. Клептов.- М.: ИНФРА, 2014.- 390 с.
19. Колосова, Е.В. Методика освоенного объема в оперативном управлении проектами [Текст]/ Е.В. Колосова, Д.А. Новиков, А.В. Цветков. - М.: НИЦ «Апостроф», 2015.- 156 с.
20. Кржевицкий, А.А. Методика освоенного объема в оперативном управлении проектами [Текст]/ А.А. Кржевицкий, В.О. Тольковский, П.В. Цаца. - М.: НИЦ «Апостроф», 2015.- 156 с.
21. Ларос, О.О. Основы успеха бизнеса [Текст]/ О.О. Ларос. - М.:
Машиностроение, 2014. - 94 с.
22. Любашева, А.М. Стратегическое планирование на предприятии [Текст]/
А.М. Любашева, О.Е. Ринна. - М.: Статистика и финансы, 2015.
- 233 с.
23. Мазур, И.И. Управление проектами [Текст]/ И.И. Мазур, В.Д. Шапиро. - М.: Высшая школа, 2014. - 575 с.
24. Матвеев, А.А. Модели и методы управления портфелями проектов [Текст]/ А.А. Матвеев, Д.А. Новиков, А.В. Цветков. - М.: ПМСОФТ, 2015. - 206 с.
25. Навромов, Е.Г. Инвестиционное проектирование, взгляд изнутри [Текст]/ Е.Г. Навромов. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2015. - 221 с.
26. Новицкая, Ю.А. Управление проектами: организационные механизмы [Текст]/ Ю.А. Новицкая. - М.: ПМСОФТ, 2015. - 140 с.
27. Пелих, А. С. Развитие предприятия [Текст] / А. С. Пелих. - М.: «Ось-89», 2014. - 137 с.
28. Попова, В. Н. Формирование работы на предприятии [Текст] / В. Н. Попова, С. И. Ляпунова. - М.: «Нижние дворы», 2016. - 668 с.
29. Потеряхин, А. Л. Анализ основ межличностного общения [Текст] / А. Л. Потеряхин. - М.: «Дело», 2016. - 645 с.
30. Раманова, Е.А. Основы социологии фирмы и управления [Текст]/ Е.А. Раманова, О.М. Раманов. - Липецк: «Осако», 2014. - 160 с.
31. Радугин, А. А. Введение в менеджмент: основы организаций и управления [Текст] / А. А. Радугин, К. А. Радугин. - Воронеж: «Осако», 2014. - 160 с.
32. Родников, Г.А. Разработка и введение мероприятий для развития бизнеса [Текст]/ Г.А. Родников. - М.: Школа Бизнеса МГУ, 2016. -135 с.
33. Румянцева, З.П. Менеджмент организации [Текст]/ З.П. Румянцевой, Н. А. Саломатина. - М.: ИНФРА, 2014. - 256 с.
34. Румянова, А. В. Основы менеджмента в организации [Текст] / А. В. Румянова - М.: «Лето», 2015. - 206 с.
35. Свиридов, А.А. Теория организации, ее роль, воздействие и представления [Текст]/ А.А. Свиридов.- М.: «Прима», 2014.-157 с.
36. Стрельников, М.М. Систематическое решение и анализ рынка охранного предприятия [Текст]/ М.М. Стрельников.- М.:«Ока», 2015.- 416 с.
37. Сухорукова, К.Ф. Возможные проблемы и пути их решения в организации [Текст]/ К.Ф. Сухорукова, А. А. Каракулова. - М.: Финансы и статистика, 2015. - 170 с.
38. Сухова, Л.Ф. Практикум по разработке и финансовому анализу
предприятия [Текст]/ Л.Ф. Сухова, Н.А. Чернова. - М.: Финансы и
статистика, 2016. - 160 с.
39. Свириденко Ю. Сфера услуг: проблемы и перспективы развития. Особенности функционирования отдельных отраслевых групп услуг [Текст] / Ю. Свириденком // Менеджмент. - 2013. - №4. - С. 10-11
40. Тарасова, И.И. Анализ уровня предприятия [Текст]/ И.И. Тарасова. - СПб.: «Лента», 2016. - 340 с.
41. Фасхиев, Х.А. Как измерить конкурентоспособность предприятия [Текст]/ Х.А. Фасхиев. - М.: «Прима», 2013. - 118 с.
42. Грабовой, П. Яськов Н. Финансы и кредит в недвижимости [Текст]/ П. Грабового //Деловой мир. -2015. - №19. - С.47-49.
43. Фридман, Дж. Анализ и оценка приносящей доход недвижимости [Текст]/ Дж. Фридман, Н. Ордуэй. М.: Дело, 2014. - 320 с.
44. Царев, В.В. Оценка конкурентоспособности предприятий [Текст]/В.В. Царев. -М.: «ЮНИТИ-ДАНА», 2011. - 289 с.
45. Царкулев,В.В. Анализ возможного уровня конкурентоспособности на малых предприятиях [Текст]/В.В. Царкулев. - М.: «ЮНИТИ-ДАНА», 2016. - 289 с.
46. Шаповалова, А.Д. Формирования приоритетной отрасли для достижения дохода корпорации [Текст]/А.Д. Шаповалова. -Казань.: КФЭИ, 2015. -137 с.
47. Шальминова, A.C. Инновационное развития приоритетной отрасли [Текст]/ А.С. Шальминова.-Казань.: КФЭИ, 2010. - 150 с.
48. Шапиро, В.Д. Управление проектами [Текст]/ В.Д. Шапиро, И.И. Мазур. - СПб.: «ДваТрИ», 2014. - 610 с.
49. Шемякина, А.Т. Управление проектами на предприятии [Текст]/ А.Т. Шемякина, Д.О. Резник. - СПб.: «ДваТрИ», 2016. - 530 с.
50. Ресина, В. Экономика недвижимости [Текст]/ В.Ресина//Недвижимость. - 2014. - №35. - С. 14.