Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Педагогическое управление процессом подготовки офицеров запаса на военных кафедрах

Работа №7039

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

педагогика

Объем работы200стр.
Год сдачи2004
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
780
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3-12
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРОВ ЗАПАСА НА ВОЕННЫХ КАФЕДРАХ 13-60
1.1. Исторические аспекты проблемы подготовки офицеров- преподавателей 13-28
1.2. Современные взгляды на реформу военного образования в России начала XXI века 28-37
1.3. Формы организации учебного процесса и контроля знаний студентов на военной кафедре 37-59
Выводы по первой главе 59-60
Глава 2. КОНЦЕПЦИЯ ОПТИМИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРОВ ЗАПАСА НА ВОЕННЫХ КАФЕДРАХ 61-135
2.1. Разработка информационной модели планирования учебного процесса 61-91
2.2. Методика подготовки и программа становления преподавателя военной кафедры 91-122
2.3. Методика военно-патриотического воспитания студентов на военных кафедрах 122-134
Выводы по второй главе 134-135
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 136-139
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 140-150
ПРИЛОЖЕНИЯ
151-200



Актуальность исследования. В настоящее время мобилизационная потребность в офицерах запаса составляет 57,6% численности Вооруженных Сил военного времени. Более 450 тысяч офицерских должностей на военное время укомплектованы офицерами запаса. Этим объясняется то значение, которое придается Министерством обороны России работе по накоплению мобилизационных ресурсов офицеров запаса.
В течение последних двух лет в запас уволено 83 тысячи офицеров, в том числе 26 тысяч младших офицеров. Анализ показывает, что, несмотря на возросшую общую численность офицеров запаса, количество офицеров, со¬стоящих в запасе 1 разряда, продолжает сокращаться. С 1997 года их количество уменьшилось на 141 тысячу человек. Естественная убыль офицеров за¬паса 1 разряда уже не покрывается ни их подготовкой на военных кафедрах гражданских вузов, ни увольнением офицеров из Вооруженных Сил.1 Продолжается старение ресурсов офицеров запаса. Это в ближайшее время ста¬нет основной причиной увеличения естественной убыли. Таким образом, военные кафедры продолжают оставаться основным источником пополнения ресурсов офицеров запаса.
Для поддержания обороноспособности и безопасности страны на уровне разумной достаточности Вооруженные Силы Российской Федерации должны иметь качественно подготовленный, а также структурно и количественно сбалансированный резерв. Решить эту задачу можно только при условии эффективного использования потенциала военных кафедр и органов военного управления.
Требования к качеству подготовки офицеров запаса в современных условиях постоянно возрастают. Это обуславливает необходимость непрерывного совершенствования учебно-воспитательного процесса на военных кафедрах гражданских высших учебных заведений. Особенность современной эпохи - прогрессирующий рост научной информации, объём которой увеличивается с каждым годом в несколько раз. С учётом этого и должна строить¬ся система совершенствования учебно-воспитательного процесса на военных кафедрах.
При этом необходима реализация следующих требований:
- соответствие содержания обучения требованиям Министерства обороны и Министерства образования Российской Федерации, которые конкретизируются в директивных документах, программах, квалификационных характеристиках военных специалистов;
- научная организация учебно-воспитательного процесса, которая обеспечивает в полном объёме реализацию содержания военного обучения;
- глубоко продуманная система отбора и подготовки преподавателей военных кафедр, повышение профессионального педагогического мастерства преподавательского состава;
- установление «обратных связей», которые, с одной стороны, вооружают информацией о соответствии промежуточных и конечных результатов учебного процесса поставленным целям, с другой - дают возможность корректировать процесс военной подготовки.
Здесь требуется жёсткая увязка подготовки студента как военного специалиста и как гражданского специалиста - выпускника вуза. В обоих случаях необходима комплексная подготовка по всем предметам обучения.
Возрастающий объём научной информации при сохранении сроков обучения требует внедрения в учебный процесс более совершенных способов и средств обучения. Как показывает практика, внедрение в учебный процесс новых, более прогрессивных методик не только повышает качество, эффективность подготовки студентов, но и обеспечивает более глубокое воспитательное воздействие на студентов.
Одним из необходимых условий совершенствования учебно¬воспитательного процесса является максимальное приближение теоретических положений военной науки к практической деятельности войск. Это предполагает, что в процессе обучения на определённом этапе необходимо моделировать элементы современного боя с его интеллектуальной, психологической и физической напряжённостью.
Эффективность учебного процесса напрямую зависит от качества средств обучения. Они должны быть научно и методологически обоснованными. Определённая часть средств обучения требует применения технических устройств. Технические устройства должны отвечать содержанию и характеру учебного процесса, способствовать специфике труда преподавателей и студентов.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Военное обучение студентов на военных кафедрах является неотъемлемой частью вузовского курса образования и проводится в органическом единстве с их военно-патриотическим воспитанием и профессиональной подготовкой в высших учебных заведениях. Это обеспечивает подготовку на базе гражданских вузов офицеров запаса, отвечающих современным требованиям военного искусства и военной науки.
Комплекс качеств, который должен быть сформирован у студента, как будущего офицера запаса в процессе его военной подготовки в вузе, включает в себя морально-политические, профессионально-боевые, психологические и физические качества.
Опыт Великой Отечественной войны, локальных военных конфликтов, результаты службы офицеров, призванных в Вооруженные Силы из запаса, свидетельствуют о целесообразности и экономической эффективности системы подготовки офицеров запаса на военных кафедрах вузов.
На основе современных достижений науки, технологии производства идет непрерывное обновление вооружения и военной техники, совершенствование ядерного и обычного оружия. В связи с этим усложняются задачи, стоящие перед военными кафедрами.
Поэтому вопросам подготовки офицеров запаса в гражданских вузах придается государственное значение.
Достижение целей учебно-воспитательного процесса на военной кафедре в значительной степени определяется тем, насколько полно преподаватели учитывают социально-психологические характеристики каждого студента и студенческой группы в целом.
Преподаватель - центральная фигура в процессе обучения и воспитания студентов как будущих офицеров.
Преподаватели военных кафедр должны исходить из того, что студен¬ты проходят военную подготовку добровольно. Задача преподавателей воспитывать студентов в духе преданности своей Родине, в необходимости ее вооруженной защиты.
Труд студента во многом специфичен. Он связан с нелегким процессом познания сложных закономерностей в различных видах наук, овладения навыками и умениями, необходимыми для будущей работы и военной службы. Активное стремление к общему со сверстниками участию в различных видах общественно-полезной деятельности - характерная особенность социально¬психологического облика студента.
Особенностью студенческой культуры является сравнительно высокий интеллектуальный потенциал. Преподавательскому составу военных кафедр необходимо иметь в виду еще одну особенность современных студентов. За послевоенные годы выросло три поколения людей, не знающих по личному опыту, что такое война. Вполне естественно, что жить в мире, пользоваться его благами для них является привычным состоянием. Маршал Советского Союза Н.В. Огарков по этому поводу писал «.недооценка угрозы современной войны, а вследствие этого беспечность, благодушие и успокоенность - опасное явление, чреватое тяжелыми последствиями».
Характер вооруженной борьбы и войны в целом во многом зависит не только от логики развития военного дела, военной мощи государства, но и от духовного фактора, под которым следует понимать состояние общественного сознания, морального самочувствия и готовности народа и личного состава Вооруженных Сил стойко переносить лишения, не утратив при этом воли к победе. Поэтому военно-патриотическое воспитание студентов на военной кафедре, как составная часть патриотического воспитания в масштабе государства является одним из основных элементов работы преподавательского состава военных кафедр.
Полученные в ходе исследования результаты позволяют сформулировать ряд практических рекомендаций и предложений. Совершенствование системы подготовки офицеров запаса на военных кафедрах по нашему мнению должно вестись по следующим направлениям:
- формирование единой концепции подготовки, основанной на изучении и применении передовых форм и методов с широким использованием возможностей персональных ЭВМ, других технических средств обучения, приведённых в работе;
- применение автоматизированной системы управления на военной кафедре, которая позволяет при минимуме затрат обеспечить контроль за учебно-воспитательным процессом, своевременно реагировать на все происходящие изменения, формировать учебные планы кафедры, расписания занятий, проводить учёт и списание материальных средств с минимальной затратой времени на подготовку, корректировку и распечатку этих документов.



1. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г.// Российская газета. - 1993. - 25 декабря.
2. Федеральный закон Российской Федерации от 31.05.96 г. № 61 - ФЗ
«Об обороне»: Принят Государственной Думой 24 апреля 1996г. - М.: Соб¬рание Законодательства Российской Федерации 1996г. - № 23, ст. 2750.
3. Федеральный закон Российской Федерации от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»: Принят Государственной Ду¬мой 6 марта 1998г.- М.: Собрание Законодательства Российской Федерации 1998г. - №13, ст. 1475.
4. Военная доктрина Российской Федерации: Утверждена Указом Президента Российской Федерации 21 апреля 2000г. № 706// Российская газета.- 2000. - 25 апреля.
5. Положение об обучении граждан Российской Федерации по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при государственных, му-ниципальных или имеющих государственную аккредитацию по соответст¬вующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственных об¬разовательных учреждениях высшего профессионального образования: Ут¬верждено постановлением Правительства Российской Федерации от 14 нояб¬ря 1999г. № 1255- М.: Собрание Законодательства Российской Федерации 1999г. - № 47, ст. 5713.
6. Положение о военных кафедрах при государственных, муниципальных или имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлени¬ям подготовки (специальностям) негосударственных образовательных учре¬ждениях высшего профессионального образования: Утверждено постановле¬нием Правительства Российской Федерации от 14 октября 2000г. №768- М.: Собрание Законодательства Российской Федерации 2000г. - № 43, ст. 4238.

141
7. Федеральная программа «Реформирование системы военного образования в Российской Федерации на период до 2010 года»: Утверждена постановле¬нием Правительства Российской Федерации от 27 мая 2002г. №352- М.: Соб¬рание Законодательства Российской Федерации № 23, ст.2163.
8. Абрамова Г.С. Практическая психология. - М.: Акад. Проект., 2002. - С.21. Автоматизация проектирования вычислительных систем. Языки, моделиро¬вание и базы данных./ Пер. с англ. - М.: Мир, 1979. - 463с.
9. Адибекян О.А. Социология и психология общественной среды. - Пяти¬горск: Автиздат, 1998. - С.12-15.
10. Актуальные проблемы военного образования в контексте историко-педагогического опыта. / Сборник научных статей. Выпуск 1. - Ставрополь: МО РФ, 1998. - 175с.
11. Алгоритмы и методы проектирования АСУП// Сборник статей/ Институт автоматики. - 1976. - 105 с.
12. Ананьев А.П., Хореев В.И. Модели и методы расчета организационных систем управления производством. - Рига, 1974. - 60с.
13. Андерсон Р. Доказательство правильности программ./ Пер. с англ. - М.: Мир, 1982. - 168с.
14. Армия и общество// Сборник статей.- М.: Прогресс, 1990. - 431с.
15. Аронов А.А. Растить патриотов. - М.: Изд. ДОСААФ, 1988. - С.14-15.
16. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. - М.: ВШ, 1980. - 367с.
17. Арфеев В.Ю., Жадобин А.П., Петровский В.Н. Использование компью¬терной техники для обучения войск: Зарубежный опыт// Военная мысль. -
1997. - № 1. - С.76-78.
18. Атре Ш. Структурный подход к организации баз данных. - М.: Финансы и статистика, 1983. - 317с.
19. Ащепков В.Т. Профессиональная адаптация преподавателей высшей шко¬лы: Научно-методическое пособие для преподавателей. - Армавир, АГПИ, 1989. - 139с.

142
20. Ащепков В.Т Профессиональная адаптация преподавателей высшей шко¬лы: проблемы и перспективы. - 2-ое изд., испр. и доп. - Ростов-на-Дону: РГУ, 1997. - 143с.
21. Ащепков В.Т Теоретические основы и прикладные аспекты профадапта- ции преподавателей ВШ: Дис....докт. пед. наук. / АГУ. - Майкоп, 1997. - 355с.
22. Ащепков В.Т Профессиональная адаптация преподавателей // Высшее об-разование в России. - 1998. - №4. - С.67-72.
23. Ащепков В.Т Адаптация как педагогический и социальный феномен: си-нергетический подход // Матер. межд. НПК «Ценностные приоритеты обще¬го и профобразования» 12-14 сентября 2000г. - Часть.1 - М.: МО РФ - РАО - МАНПО - МПГУ, 2000. - С.55-59.
24. Барабанщиков А.В. Психология и педагогика высшей военной школы. - М.: Воениздат, 1989. - 365с.
25. Бардунов С.В. Развитие теории и практики подготовки офицерского со¬става в военных школах дореволюционной России во второй половине XIX- начале XX века: Автореф. дис.канд. пед. наук. - М., 1991. - 30с.
26. Бемер С., Фратер Г. MS Access для пользователей./ Пер. с нем. - М.: Би¬ном, 1994. - 384с.
27. Бойко В.В., Савинков В.М. Проектирование баз данных информационных систем.- М.: Финансы и статистика, 1989.- 351с.
28. Буракова И.С. Формирование умений и навыков учебно-информационной и исследовательской деятельности учащихся: Автореф. Дис. .канд. пед. на- ук.-Пятигорск, 2003.-30с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ