Введение ………………………………………………………………………... 3
Глава 1. Индустрия спорта и маркетинговые цели спортивного PR………7
§1.1. Инфраструктура бизнеса в сфере спорта ……………………………… 7
§1.2. Маркетинговые стратегии в сфере единоборств ………………………. 19
Глава 2. Особенности проектирования коммуникативных стратегий в сфере
единоборств ……………………………………………………………………38
§2.1. Гуманитарные технологии в диагностике коммуникативной ситуации в
сфере единоборств ……………………………………………………………38
§2.2. Внутрикорпоративный порядок дискурса единоборств ……………48
§2.3. Целевые аудитории и жанры дискурса единоборств ………………. 64
Глава 3. Анализ кейсов из коммуникативной практики единоборств ……80
§3.1. Ошибки организаторов, или Почему первый в России чемпионат мира
по тайскому боксу прошел при пустых трибунах? ……………………….. 80
§3.2. Почему Иван П. не хочет принимать участие в профессиональных турнирах по ММА? ……………………………………………………………… 82
§3.3. «Лишний пиар», или Почему Владимир Минеев не пользуется популярностью у поклонников единоборств? ………………………………………. 84
§3.4. Как скандал оказался лучшим средством продвижения турнира? ……85
§3.5. Как внешность отражается на гонорарах, или Почему за проигрыш платят больше? …………………………………………………………………… 872
§3.6. Что такое трэштокинг, или Почему бойцов «UFC» заставляют вести
«Твиттер»? ………………………………………………………………………89
Заключение …………………………………………………………………….. 92
Библиографический список
Сегодня спорт – это полноценный, самостоятельный и эффективно
функционирующий институт рынка, развивающийся по экономическим законам и имеющий свои специфические особенности. Сегменты, субъекты,
продукты индустрии спорта – это бизнес-единицы, требующие квалифицированного продвижения на рынке, в том числе и осуществления эффективной
PR-коммуникации, особенностям которой посвящено данное исследование.
Переоценить значение связей с общественностью сегодня сложно: каждая
компания или организация стремится к созданию позитивного имиджа в глазах общественности и продвижению своих услуг, и грамотный PR способен
дать то, чего нельзя достичь, используя другие методы. PR-коммуникации
стремительно развиваются, появляются новые жанры, инструменты и методики. Систематизация и упорядочивание уже имеющихся видов PRкоммуникации, открытие новых и выделение специфических особенностей,
присущих той или иной сфере – серьезная и важная задача, которая стоит не
только над «теоретиками», но и «практиками» связей с общественностью.
Индустрия спорта – это особая сфера экономических отношений, которая в нашей стране пока находится на стадии формирования. Именно по этой
причине мы наблюдаем дефицит специальной научной литературы, посвященной не только экономическим аспектам развития и формирования индустрии спорта, но и особенностям PR-коммуникации в этой сфере, что делает
данное исследование не только актуальным, но и определяет его научную
новизну.
Объектом исследования выступают особенности связей с общественностью в индустрии спорта и маркетинговые цели спортивного PR, тогда как
предметом исследования стали особенности PR-коммуникации в сфере единоборств, причем в качестве примера были взяты отдельные виды боевых
искусств, представленных как в любительском, так и в профессиональном
спорте.
Целями исследования являются выделение специфических особенностей PR-коммуникации, присущих индустрии спорта и сфере единоборств;
определение основных участников экономических процессов в сегменте
рынка, прослеживание отношений между ними; разработка маркетинговых
стратегий и проектирование коммуникативных стратегий в сфере единоборств; выделение и определение целевой аудитории, жанров и инструментов в дискурсе единоборств.
В соответствии с поставленными целями необходимо решить следующие задачи: необходимо доказать, что индустрия спорта и индустрия единоборств являются полноценными экономическими структурами; на основе
имеющихся теоретических и методологических положений разработать стратегии развития выделенных сегментов единоборств; разобрать и систематизировать структуру индустрии единоборств, выделить особенности и специфические детали.
Методологической и теоретической основой исследования послужили
фундаментальные исследования и труды российских и зарубежных ученых.
При проработке теоретических положений работы, выделению особенностей
индустрии спорта, отношений внутри структуры использовались научные
взгляды и практические результаты исследователей, специализирующихся на
спортивной индустрии В. Леднева, О. Цыганковой, Ф. Шаафа, К. Брукс, М.
Томич. При анализе конкурентоспособности выделенных сегментов индустрии единоборств использовалась матрица McKinsey. Для диагностики коммуникативной ситуации в сфере единоборств использовались научные методы и теории Х. Ортеги-и-Гассета, Й. Хѐйзинги, О. Панкратовой, М. Фордайса. При кросс-культурном анализе популярности единоборств использовались разработки голландского ученого Г. Хофстеде. Для определения жанровых особенностей PR-коммуникации, выделения целевых аудиторий выделенных сегментов единоборств использовались статьи и интервью ведущих
«практиков» индустрии единоборств России К. Гаджиева, Н. Булановой и
других.
Наиболее существенные научные результаты, полученные в ходе исследования и выносимые на защиту состоят в следующем:
- выявлены особенности сегментов рынка единоборств
- определена модель финансовых поступлений для выделенных сегментов
- проанализированы конкурентоспособность выделенных сегментов,
маркетинговые стратегии
- проведен кросс-культурный анализ популярности видов единоборств
- определены цели, задачи, объекты и субъекты PR-коммуникации,
коммуникативные стратегии в индустрии единоборств
- систематизированы уже известные и выявлены новые жанры и инструменты PR-коммуникации в продвижении единоборств
Теоретическая и практическая значимость работы состоит в том, что
данное комплексное исследование развивает новое и малоизученное направление – теорию и методику PR-коммуникации в индустрии единоборств. На
основе моделей, определяющих специфику связей с общественностью в индустрии спорта были разработаны новые модели отношений, присущие отдельным видам единоборств. Универсальные модели и методы могут быть
использованы как основа для разработки специфических моделей PRкоммуникации для конкретных видов боевых искусств. Многие выводы и результаты исследования могут быть использованы как практические рекомендации для продвижения спортсмена, спортивного события и спортивной организации. Анализ кейсов из коммуникативной практики единоборств является хорошим примером использования полученных теоретических выводов
на практике.
Работа состоит из введения, трех глав и заключения. Введение раскрывает актуальность и научную новизну исследования определяет объект и
предмет исследования, цели и задачи, методы исследования, научно-практическую значимость работ; выделяет наиболее существенные научные
результаты и положения, выносящиеся на защиту; описывает структуру работы.
Индустрия спорта активно развивается в нашей стране. Огромный толчок к развитию дали прошедшие в Сочи в 2014 году Олимпийские Игры,
чемпионаты мира по различным видам спорта. Индустрия единоборств не
является исключением. За последние несколько лет индустрия единоборств
существенно трансформировалась. Можно говорить о том, что индустрия
пребывает в заключительных фазах формирования как экономический и социальный институт. PR-коммуникации как в индустрии спорта, так и в индустрии единоборств также постепенно приобретают конкретные очертания.
Мы имеем возможность систематизировать жанры и инструменты, выделять
целевые аудитории, строить стратегии.
Главной целью данной работы было определение специфических особенностей PR-коммуникации, присущих индустрии спорта и сфере единоборств. В качестве примера были взяты такие виды единоборств как любительский тайский бокс, профессиональный кикбоксинг, любительские и
профессиональные смешанные единоборства. Использование в качестве
примеров взаимосвязанных видов единоборств и разделение их на любительский и профессиональный спорт позволило рассмотреть проблему в
комплексе, с разных сторон, что делает исследование более полным.
Использование методов экономических исследований (в частности
матрицы McKinsey) в разработке стратегии развития выделенных сегментов
индустрии единоборств позволило на практике доказать положения, выдвинутые теоретически и изначально имеющие под собой только эмпирическую
основу.
В ходе исследования при помощи гуманитарных технологий была определена коммуникативная ситуация – «игра». Научные теории таких исследователей как Х. Ортега-и-Гассет, Й. Хѐйзинга, М. Фордайс позволили определить не только коммуникативную ситуацию, но и выделить еѐ тип –
«спортивное состязание». Теоретические положения помогли доказать, что
«спортивное состязание» является главным продуктом индустрии спорта не
только с экономической точки зрения, но и с социальной. Обладание этим
знанием дало возможность развить исследование и строить дальнейшую работу уже в соответствии с полученными данными.
1. Бреслав Г.М. Психология эмоций. - 2-е изд. - М.: Смысл: Издатель¬ский центр «Академия», 2006.
2. Галкин В.В., Сысоев В.И. Экономика физической культуры и спорта. Воронеж, 2000.
3. Гуськов С.И. Спорт и маркетинг. М.: Вагриус, 1995.
4. Леднев В.А. Рыночные отношения в индустрии спорта М.: Экономика, 2005.
5. Леднев В.А. Становление индустрии спорта в российской экономике М.: Маркет ДС, 2004.
6. Переверзин И.И. Менеджмент спортивной организации: Учебное посо-бие М.: СпортАкадемПресс, 2002.
7. Профессиональный спорт / Под общей редакцией Гуськова С.П., Пла-тонова В.Н. Киев: Олимпийская литература, 2000.
8. Рожков П.А. Развитие физической культуры и спорта в современном мире: организационно-управленческие, финансовые и нормативно-правовые проблемы: Монография. М.: Советский спорт, 2002
9. Томич М. Маркетинг в спорте. Рынок и спортивные продукты. М.,
2002.
10. Хемпек К. Рекламодатели, спонсоры, телекомпании и спортивный мар-кетинг. 1992.
11. Хёйзинга RHomoludens. В тени завтрашнего дня. - М., 1992.
12. Шааф Ф. Спортивный маркетинг. М.: ИИД «Филинъ», 1998.
13. Экономика физической культуры и спорта : Учебное пособие / Под общ.ред. Кузина В.В. М. СпортАкадемПресс, 2001.
14. Экономика физической культуры и спорта: Учебное пособие / Под ред. В.У. Агеевца, P.M. Орлова. С.-Пб.: С.-Пб. ГАФК им. П.Ф.Лесгафта, 2000.
15. Brooks Chr.M. Sports Marketing.Competitive Strategies for Sports.Prentice Hall, 1994.
16. Fort, Rodney D.Sports Economics.New Jersey: Upper Saddle River, 2003.
Статьи, доклады, диссертации
1. Алешин В.В. Экономический механизм в сфере физической культуры и спорта в условиях перехода к рынку. Автореферат дис. д.э.н.
2. Аронов Г. З. Основы маркетинга в сфере услуг физической культуры // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012.- № 10.
3. Баков Л. Инвестиции в спорт - это выгодно? // Спорт Магазин.- 2010.- №7.
4. Бизнес верит в победу. Спортивные события способствую притоку ин-вестиций // Российская Бизнес-газета. - №857
5. Битва 13 - одно из лучших шоу по составу бойцов // Чемпионат. com.
2013. URL: http: //www. championat.com/boxing/article-178610-intervj u-s- kamilom-gadzhievym.html (дата обращения 10.05.2014).
6. В 2015 году доходы спортивной индустрии составят $145,3 млрд // Спорт Бизнес Консалтинг. 2012.- №1.
7. Дубакин А. Продукт из мускулов и воли // Мир профессионального спорта. 2004. - № 5-6.
8. Ежегодно в спортивную индустрию России инвестируется около 600 миллионов долларов // SPORTBOX.RU: спортивный портал. 2013. URL: http://news.sportbox.ru/business/sportindustry/spbnews_NI407945_Ezhegod no-v-sportivnuyu-industriyu-Rossii-investiruetsya-oko (дата обращения 10.05.2014).
9. Жестянников JI.B. Социально-экономическое регулирование системы физической культуры и спорта. Автореферат дис. д.э.н. СПб.
10. За кулисами праздника // Мир профессионального спорта. 2002. -№7.
11. Как измерить эффективность спонсорства // Мир профессионального спорта. 2004. - № 2.
12. Камил Гаджиев: «Горбатиться на иностранцев в России не хочу» // VALETUDO.RU: портал о единоборствах. URL: http://valetudo.ru/mma/news/6255-kamil-gadj iev-gorbatitsa-na-inostrancev- v-rossii-ne-hochu (дата обращения: 10.05.2014).
13. Камил Гаджиев: «FIGHTNIGHTS растит своих героев» // VALETU-DO.RU: портал о единоборствах. URL:
http://valetudo.ru/mma/news/5822-kamil-gadj iev-fight-nights-rastit-svoih- geroev (дата обращения: 10.05.2014).
14. Камил Гаджиев: «Мы спровоцировали общественность начать обсуж-дение выхода Багаутинова на пояс» // BLOODANDSWEAT: портал о единоборствах. 2014. URL:http://www.bloodandsweat.ru/2014/04/kamil- gadzhiev-my-sprovocirovali-obshhestvennost-nachat-obsuzhdenie-vyxoda- bagautinova-na-poyas/ (дата обращения: 10.05.2014).
15. Курашвили В.А. Современные технологии спортивные болельщики // Вестник спортивных инноваций. -2011. -№26.
16. Косогова А. Перспективы развития мировой индустрии спорта до 2013 года // RB.RU. 2010.
17. Леднев В.А. Индустрия спорта особая сфера бизнеса и объект управле-ния // Мир профессионального спорта. -2003. -№10.
18. Леднев В.А. Спортивные менеджеры на старт// Платное образование. - 2005. - № 12.
19. Леднев В.А. Боевая ничья. Может ли слабая команда стать сильным брэндом?// Компания. 2004. - №7.
20. Леднев В.А. Мировой спорт как новый объект экономических отноше-ний// Современная экономика. Приложение к журналу «Экономиче¬ские науки». -2003.-№ 4.
21. Леднев В.А. О специфических продуктах индустрии спорта// Совре-менная экономика. Приложение к журналу «Экономические науки». 2004. - № 4.
22. Леднев В.А. Развитие рыночных отношений в индустрии спорта Рос-сии. Диссертация д.э.н. - М., 2006.
23. Леднев В. А. Роль бизнеса в развитии индустрии спорта // Спорт и пра-во.- 2011. - № 3(5), 01 июля
24. Леднев В.А. Существуют ли рецепты развития спорта в России?//Мир профессионального спорта.-2002.-№ 1.
25. Малыгин А.В. Спортивный маркетинг или маркетинг в спорте? // Спорт и право. -2011. -№4.
26. Малыгин А.В. Маркетинг и спортсмен - две стороны одной медали //Спорт и право.- 2010.- №1.
27. Менеджер зверь редкий. Особенно в спорте// Платное образование.-
2003. - № 12.
28. Наталья Буланова - генеральный директор PR-агентства NotaBene // PODFM.RU: ежедневный аудиожурнал. 2012. URL: http://mediafresh.podfm.ru/2/ (дата обращения: 10.05.2014).
29. Наталья Буланова. За кулисами боев без правил // VALETUDO.RU: портал о единоборствах. 2010. URL: http://valetudo.ru/exclusive/2278- natalyabulanova (дата обращения: 10.05.2014).
30. Наталья Буланова о PR в ММА // Вестник ММА. 2013. URL: http://www.youtube.com/watch?v=zxsZmXW_bh0 (дата обращения: 10.05.2014).
31. Ортега-и-Гассет Х.О спортивно-праздничном чувстве жизни //Философские науки.- 1991.- №12.
32. Павлов Е. В. Феномен спорта в контексте исследования современных цивилизационных процессов // Вестн. Том.гос. ун-та.- 2007. - №301.
33. Панкратова О. А. Лингвосемиотические характеристики спортивного дискурса. Автореферат дис. к.э.н. Волгоград, 2005.
34. Россадюк В. С. Экономический фактор в спорте // Теория и практика физической культуры.- 2006.- №3.
35. Руслан Сулейманов: «Легенда - это бизнес-модель, пусть и достаточно затратная» // VALETUDO.RU: портал о единоборствах. 2013. URL: http://valetudo.ru/mma/news/5404-ruslan-suleymanov-legenda-eto-biznes- model-pust-i-dostatochno-zatratnaya (дата обращения: 10.05.2014).
36. Скрытые возможности спонсорства. Спорт Магазин. -2010.- №12.
37. Смольянов П. Как организаторы спортивных мероприятий должны по-могать спонсорам // Вестник спортивной науки.- 2009. - №5.
38. Спонсор имя существительное // Мир профессионального спорта. - 2002. - №7.
39. Спортивные события как specialevents и инструмент маркетинга // RADVERT.RU: рекламно-брендинговая компания. 2008. URL: http://www.radvert.ru/content/view/61/8/ (дата обращения: 10.05.2014).
40. Стеганцов А. Спортивный маркетинг - явление или фантом? // Спорт Магазин. -2010. - №6.
41. Степанов А.А. Специфика маркетинга спортивных услуг в системе спортивного менеджмента // Теория и практика физической культуры. - 2008. - № 9.
42. Уроки Турина // Росспорт: события, цифры, мнения. -2006. №3-4.
43. Цыганкова О.Д. Предпринимательский сектор в индустрии спорта и перспективы его развития в России. Автореферат дис. к.э.н. М., 2003.
44.Чхутиашвили Н. В. Спорт как важная отрасль экономики России // Пя-тая международная научно-практическая конференция «Спортивное право: перспективы развития»: материалы конференции. -2011.
45. Эта профессия не уживается с глупостью // Мир профессионального спорта. 2004. - № 4
46. Явленин И. Спортивный маркетинг: принципы позиционирования спортивного клуба // Спорт Магазин. -2010.- №5.
47. TheHofstedeCentre // Сайт культурных исследований ГертаХофстеде. URL: http://geert-hofstede.com/ (дата обращения 10.05.2014).
Законы, постановления
1. Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации"