ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВНЕДРЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ ИНСТРУМЕНТОВ КАЧЕСТВА
1.1. Понятие, сущность и задачи инструментов качества 5
1.2. Классификация, преимущества и недостатки инструментов
качества 12
1.3. Порядок внедрения и применения инструментов качества в
деятельности организации 18
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ВНЕДРЕНИЯ ИНСТРУМЕНТОВ КАЧЕСТВА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АО «ЭЛАРА»
2.1. Организационно-экономическая характеристика деятельности
АО «Элара» 27
2.1.1. История развития и основные направления деятельности
АО «Элара» 27
2.1.2. Экономическая характеристика деятельности предприятия 29
2.1.3.Оценка результатов деятельности АО «Элара» в области качества 38
2.2. Характеристика инструментов качества, применяемых на АО
«Элара» 41
2.3. Анализ результатов внедрения инструментов качества в деятельности
АО «Элара» 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы исследования. В связи с постоянными экономическими реформами в России, предприятия всё больше внимания уделяют качеству.
Существует ряд проблем, мешающих созданию конкурентоспособной продукции. Одной из них является создание системы качества, так как она должна учитывать различные особенности предприятия, осуществлять деятельность по минимизации затрат на производство и обеспечивать потребителей стабильной и устойчивой продукцией.
Непрерывный процесс повышения качества предполагает, и даже требует, чтобы руководство компании активно использовало инструменты качества в своей деятельности. Качественные инструменты могут быть использованы на всех этапах производственного процесса, от начала разработки продукта до маркетинга продукта и поддержки клиентов. На данный момент существует значительное количество инструментов обеспечения качества и управления качеством для специалистов по качеству, поэтому выбор наиболее подходящего из них является довольно не простой задачей.
Цель исследования - проанализировать результаты внедрения инструментов качества на предприятии АО «Научно-производственный комплекс «ЭЛАРА» имени Г.А. Ильенко» (далее - АО «ЭЛАРА»).
Задачи исследования. Для достижения поставленной цели, необходимо выполнить следующие задачи:
- рассмотреть понятие, сущность и задачи инструментов качества;
- выявить преимущества и недостатки инструментов качества;
- определить порядок внедрения инструментов качества на предприятии;
- провести организационно-экономическую характеристику
деятельности АО «Элара»;
- дать характеристику инструментам качества, применяемых на АО «Элара»;
- оценить результаты внедрения инструментов качества в деятельности АО «Элара»;
Предмет исследования - система инструментов качества на предприятии.
Объект исследования — инструменты качества, применяемые на АО «Элара».
При написании выпускной квалификационной работы были использованы данные, публикуемые предприятием АО «Элара» на своём сайте, данные отчётов компании, предоставленных руководством. Также были использованы научные работы российских и зарубежных экономистов, менеджеров и специалистов в области управления качеством.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, разделённых на параграфы, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Накопленный веками опыт позволяет утверждать, что качественная продукция является необходимым фактором существования предприятия. Сертифицированная различными международными стандартами продукция открывает производителям дорогу на международную арену, где они могут не только увеличить прибыль, но и приобрести ценный опыт.
Качество продукции связанно со всеми стадиями производственного цикла. Стадии закупок, найма персонала, производства, хранения и доставки также подвергнуты требованиям к качеству. Для каждой стадии характерны свои методы и инструменты достижения необходимого качества.
В данной работе были рассмотрены инструменты качества, позволяющие предприятию повышать качество своей продукции, за счёт получения более достоверных сведений о производственных процессах и впоследствии разработки более целенаправленных корректирующих действий.
На основании проделанной нами работы, можно утверждать, что все поставленные задачи были выполнены, а именно:
1. Мы рассмотрели понятие, сущность и задачи инструментов качества, и выяснили, что применение инструментов качества в производственных условиях позволяет руководителям принимать решения, основанные на фактах.
2. Было выяснено, что простота и наглядность являются главными преимуществами инструментов качества, что позволяет многим предприятиям внедрять их.
3. Была изучена история развития АО «ЭЛАРА», проанализированы основные направления деятельности и дана оценка результатов деятельности АО «ЭЛАРА» в области качества.
4. Проведенный во второй главе работы анализ финансового состояния предприятия АО «ЭЛАРА» за 2017-2019 гг. свидетельствовал о том, что предприятие занимает достаточно уверенную позицию на рынке. За отчетный период, прибыль от продаж составила 955860 тыс. руб. Во многом такие показатели были достигнуты за счет серьезной работе по совершенствованию продукции и соответственно увеличению объемов ее реализации.
5. Была дана характеристика инструментам качества, применяемым на АО «ЭЛАРА».
6. Также важно отметить, что АО «ЭЛАРА» за счёт использования инструментов качества, снижает общий уровень несоответствия продукции и не превышает предельно допустимые значения.
По итогам проделанной работы, задачи были решены в полном объёме, а цель достигнута - были проанализированы результаты внедрения инструментов качества на предприятии АО «ЭЛАРА». Предприятие успешно внедрило инструменты качества, и не менее успешно использует их в своей деятельности, что даёт предприятию возможность производить продукцию с минимальным количеством дефектов.
1. Агарков А.П. Управление качеством: Учебник для бакалавров /. А. П. Агарков. - М.: Издательско-торговая корпорация. «Дашков и К», 2014. - 208с.
2. Адлер Ю.П., Похловская Т.М., Шпер В.Л., Нестеренко П.А. Управление качеством. Часть 1: Семь простых методов: Учебное пособие для вузов / Ю.П. Адлер. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: МИСИС, 2012. - 302с.
3. Аристов О. В. Управление качеством : учебник / О. В. Аристов. — Москва: Инфра-М, 2016. — 224 с.
4. Афанасьев, В.А. Техническое регулирование и управление качеством / В.А. Афанасьев, В.А. Лебедев, В.П. Монахова и др. - М.: КД Либроком, 2017. - 256 c.
5. Басовский, Л.Е. Управление качеством: Уч. / Л.Е. Басовский, В.Б. Протасьев и др. - М.: Инфра-М, 2017. - 320 c.
6. Белоусов Е.Ф., Макришин В.Т. Управление качеством продукции // Труды международного симпозиума «Надежность и качество». - 2009
7. Биктимирова Г.Ф. Применение FMEA для развития конкурентоспособности производителя автокомпонентов // Вестник СГТУ. - 2013. - №2 (71).
8. Василевская, И.В. Управление качеством: Учебное пособие / И.В. Василевская. - М.: ИЦ РИОР, 2011. - 112 c.
9. Васин, С.Г. Управление качеством. Всеобщий подход: Учебник для бакалавриата и магистратуры / С.Г. Васин. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 404 c.
10. Вумек Джеймс П. Бережливое производство. Как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании./ Вумек Джеймс П., Джонс Даниел Т. — М.,: «Альпина Паблишер», 2011.-364с.
11. Герасимов, Б.И. Управление качеством: резервы и механизмы: Учебное пособие / Б.И. Герасимов, Е.Б. Герасимова, А.Ю. Сизикин. - М.: Форум, 2018. - 384 c.
12. Горбашко Е.А. Управление качеством // Учебное пособие. - 2008. - СПб.: Питер. - 384 с.
13. Гришина В.А. Основные компоненты мотивации, формирующие качество промышленной продукции, объединенные в причинно-следственной диаграмме Исикавы // Социально-экономические явления и процессы. - 2012. - №2.
14. Ефимов В. В. Средства и методы управления качеством : учебное пособие / В. В. Ефимов. — 3-е изд., стер. — Москва: КноРус, 2016. — 225 с. — Литература: с. 224-225.
15. Ефимов В. В. Статистические методы в управлении качеством продукции / В.В. Ефимов, Т.В. Барт. - М.: КноРус, 2017. - 240 c.
16. Зайцев, Г.Н. Управление качеством в процессе производства: Учебное пособие / Г.Н. Зайцев. - М.: Риор, 2015. - 63 c.
17. Зарецкий А.Д. Корпоративная ответственность: мировая и отечественная практика. Учебное пособие/ Зарецкий А.Д., Иванова Т.Е.: - Издательство КСЭИ, 2012. - 231с.
18. Клячкин, В. Н. Статистические методы в управлении качеством. Компьютерные технологии / В.Н. Клячкин. - М.: Финансы и статистика, Инфра-М, 2016. - 304 c.
19. Криворотов В.В. Повышение конкурентоспособности современных российских предприятий.- Екатеринбург, 2013. - 126 с.
20. Круглов, М. Г. Инновационный проект. Управление качеством и эффективностью / М.Г. Круглов. - М.: Дело АНХ, 2016. - 336 c.
21. Лайкер Джеффри. Дао Toyota: 14 принципов менеджмента ведущей компании мира/ Лайкер Джеффри. — М.,: «Альпина Паблишер», 2011. - 400с.
22. Лапшин В. С. Основы бережливого производства: учеб. пособие/В. С. Лапшин, Л. А. Федоськина, Е. А. Ляманова, Д. В. Родин, Е. Е. Родина, И. В. Филиппова. - Изд. Мордов. ун-та, 2011. - 168с.
23. Логанина В. И. Статистические методы контроля и управления качеством продукции / В.И. Логанина, А.А. Федосеев. - М.: Феникс, 2016. - 224 c.
24. Магер, В. Е. Управление качеством : учебное пособие / В. Е. Магер. — Москва: Инфра-М, 2015. — 176 с.: ил. — Высшее образование. — Библиогр.: с. 174.
25. Мазур, И.И. Управление качеством [Текст]: учебное пособие /И.И. Мазур, В.Д. Шапиро.- М.: Высшая школа, 2003. - 339 с.
26. Майкл Вэйдер. Инструменты бережливого производства. Минируководство по внедрению методик бережливого производства./ Майкл Вэйдер. - Альпина Бизнес Букс, 2007. - 380с.
27. Макарова, Л.В. Экспертные методы в управлении качеством [Текст]: учебное пособие / Л.В. Макарова, Р.В. Тарасов.- Пенза: ПГУАС, 2012.-92 с.
28. Михеева Е.Н. Управление качеством / М.В. Сероштан, Е.Н. Михеева. - М.: Изд-во Дашков и К, 2012. - 532 с.
29. Мишин В.М. Менеджмент качества и конкурентоспособности продукции: Учебное пособие / В.Н. Мишин. - М.: ГАУ, 2012. - 81с.
30. Пономарев, С.В. Квалиметрия и управление качеством. Инструменты управления качеством [Текст]: учебное пособие / С.В. Пономарев, С.В. Мищенко, Б.И. Герасимов, А.В. Трофимов.- Тамбов: ТГТУ, 2005.-80 с.
31. Сажин Ю.В. Методы менеджмента качества/ Ю.В. Сажин, Н.П. Плетнева// К вопросу о результативности СМК в России.-2009.-№10.-С.20-24
32. Сафиуллин, Н.З. Конкурентные преимущества и конкурентоспособность. / Н.З. Сафиуллин, Л.Н. Сафиуллин.- Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2007. -104 с.
33. Фролова М.Е. Современные исследования проблем качества. - Красноярск: Изд-во ООО "Научно-инновационный центр".-М., 2012.-354с.
34. Хирое Цубаки, Применение статистических методов во всеобщем менеджменте качества (TQM). Японский метод. Тезисы. / Надежность и контроль качества. - 1996. 45 с.
35. Хитоси Кумэ, Статистические методы повышения качества / Пер. с англ, и доп. Ю.П. Адлера, Л.А. Конаревой Статистические методы повышения качества. / - М.: Финансы и статистика. - 1990. - 301 с.
36. Шишкин, И.Ф. Метрология, стандартизация и управление качеством / И.Ф. Шишкин. - М.: Стандартов, 2016. - 342 c.
37. Crosby, Ph.B. Quality is Free / Ph.B. Crosby. - New-York :MCGraw-Hill, 1984.
38. Hauser, J.R. The House of Quality / J.R. Hauser, D. Clausing // Harvard Business Review. Boston, 1988.
39. Shewhart, W.A. Economic Control of the Quality of Manufactured Product / W.A. Shewart. - New Jersey : Van Nostrad Company, 1931.
40. Slack, N. Operations Management / N. Slack. - London : Pitman Publishing, 1995.
41. Westgard JO. Analytical quality assurance through process planning and quality control. Arch Pathol Lab Med 1992;116:765