Введение 3
Глава 1 6
Понятие и основные элементы сторителлинга 6
§1 Понятие сторителлинга и истории в массовой коммуникации 6
§2 Главные элементы истории 12
Глава 2 27
Сходства и различия сторителлинга в рекламе и в благотворительности 27
§ 1 Примеры сторителлинга в рекламе 28
§ 2 Примеры сторителлинга в благотворительности 39
§3 Сходства и различия сторителлинга в благотворительности и в рекламе 50
Заключение 57
Список литературы
В современных условиях переизбытка информации возрастает популярность такого инструмента взаимодействия с аудиторией как сторителлинг. Он востребован во многих сферах: от внешних и внутренних коммуникаций в коммерческих компаниях до появления практически в каждом СМИ рубрик «Мнения и комментарии». Этому есть несколько причин.
Во-первых, в российском обществе есть потребность в появлении материалов, посвященных человеку и социальным проблемам. Об этом говорил журналист Дмитрий Алешковский: « ...российским медиа чертовски не хватает критически важной детали — внимания к простому человеку и его проблемам. Мы месяцами слышим из каждого утюга о том, что происходит на Украине, как живется в США, сколько стоят нефть, доллар и биткоин, слышим об успехах партии и правительства, о том, как растут надои, а колосья колосятся. Но мы не слышим и не видим за всем этим информационным потоком простого человека. Обычного. Живого. Плохого. Хорошего. Доброго. Злого. Любого. Заявления и выводы, оценки и пресс- релизы заменили реальность в медиапространстве» .
Во-вторых, с развитием и широкой доступностью Интернета упало качество материала. Новостной контент и фактическая информация потеряли свою уникальность: то, что раньше было доступно в одном источнике, теперь можно найти в тысяче других. К тому же с ростом пользователей социальных сетей, каждый может поделиться своим мнением, не будучи экспертом в обсуждаемой теме.
Это привело к потребности в появлении в медиапространстве не только реальной человеческой истории, но и автора с собственным мировоззрением и опытом. Об этом пишет современный исследователь авторской журналистики Софья Ярцева: «На сто процентов удовлетворив свою потребность в новых фактах, читатель (слушатель, зритель) начинает «захлебываться» ими и в ситуации, когда он в любой момент может получить информацию о любом событии, все острее возникает потребность не в фактах и подробностях, а в их объяснении, интерпретации, потому что в таком мощном потоке сведений мы зачастую просто не успеваем сами их осмыслить, проанализировать. Удовлетворенная потребность в фактах уступает место потребности в мнениях. Вместо безличного сообщения новостей, человеку уже хочется услышать их интерпретацию, авторитетное мнение. Вместо того, чтобы из кусочков-новостей составлять свою картину мира, мы хотим получить готовую» . Таким образом, удовлетворить эти потребности аудитории коммуникаторам помогает сторителлинг, где есть и человеческая история, и яркий образ автора, выражающий определенные ценности. Сторителлинг - универсальный инструмент для выстраивания коммуникаций как в коммерческих, так и в некоммерческих сферах. Актуальность данного исследования обусловлена широкой областью распространения сторителлинга и важной ролью, которую он играет в современном медиапространстве.
Научная новизна данной работы заключается в рассмотрении возможностей такого приема как сторителлинг в разных коммуникативных моделях. Объектом данного исследования является текстовый сторителлинг (как метод взаимодействия с аудиторией) и его основные элементы.
Предмет исследования - сходства и различия сторителлинга в благотворительной и рекламной сфере.
Цель выпускной квалификационной работы - получить комплексное представление о сходствах и различиях сторителлинга в коммерческой и некоммерческой сфере.
В связи с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:
- определить понятие сторителлинга в массовой коммуникации
- дать определение понятию «истории» в массовой коммуникации
- выявить основные элементы «истории»
- сравнить подходы к созданию «историй» для благотворительных и рекламных целей.
Теоретической базой послужили научные статьи российских исследователей нарративной коммуникации (О. А. Фадеева, С. А. Бозрикова, Е. В. Падучева, С.Н. Плотникова, Е. С. Москаленко, Е. С. Кутковая), и создании мифа (Д. Кэмпбелл, А.В. Ульяновский). Кроме того, наше исследование опирается не только на теоретические исследования сторителлинга в современном медиапространстве (Е.А. Челнокова, С.Н Казначеева., К. В. Калинкина, Н.М Григорян, В. С. Варакина, Я. Яненко), но и на практическое руководство по написанию маркетинговых историй (Р. Макки и Т. Джерас).
Методологическая база исследования представлена контент-анализом, а также описательно-аналитическим методом, предусматривающим непосредственное изучение анализируемых явлений наряду с систематизацией наблюдаемых фактов.
Эмпирическую базу составили материалы порталов «Такие дела» и «Русфонд», рекламные материалы фирмы Splat и «Яндекс.Книга» Д. Соколова-Митрича как наиболее заметные образцы сторителлинга в благотворительности и в рекламе.
Хронологические рамки исследования - 2012-2019 годы.
В рамках данной ВКР мы предприняли попытку выявления сходств и различий сторителлинга в коммерческой и некоммерческой сфере. Для этого мы попытались определить понятия «сторителлинг» и «история» в массовой коммуникации, выявили основные элементы «истории» и сравнить подходы к созданию историй в рекламной и в благотворительной сфере. В ходе исследования мы пришли к следующим выводам.
Разные исследователи дают разное определение понятию «сторителлинг». Некоторые считают сторителлинг нарративной коммуникацией, некоторые — особым жанром, представляющим события общественной жизни в форме историй с драматическим сюжетом, некоторые — технологией создания материалов. В практике рекламных и благотворительных организаций под сторителлингом принято понимать особый метод или способ взаимодействия с аудиторией, помогающий передать определенные смыслы через рассказывание историй.
Слово «сторителлинг» переводится с английского как «рассказывание историй». Без истории невозможно существование сторителлинга. Поэтому нам представляется важным определить понятие «истории». Под «историей» мы понимаем последовательность структурных и смысловых элементов, образующих нарратив. Нарратив состоит из следующих структурных элементов: пространственные и временные рамки, герои, события, сюжет. С помощью обозначения в тексте этих структурных элементов автор (нарратор) выражает смысловые элементы нарратива, такие как: цель повествования, идея, ценности. Нарратив бывает двух видов: личностный (повествование о о «мире-со-мной», выражающее субъективную оценку действительности) и третьеличностный (повествование о «мире-без-меня», нарратор смотрит на повествование со стороны, выражающее объективную оценку действительности). Некоторые тексты представляют собой личностный нарратив, некоторые тексты — третьеличностный, некоторые могут сочетать внутри себя оба вида нарратива.
Одним из обязательных элементов нарратива является сюжет. В культуре разных времен и народов существует универсальный сюжет, названный Д. Кэмпбеллом «мономиф». Схематически структуру мономифа можно описать следующим образом: мир делится на две части — «обычный мир» и «другой мир». В начале истории герой находится в положении «статус-кво» в «обычном мире», но зов приключений и содействие побуждают его отправиться в путь, в «другой мир». После преодоления препятствий и кризисов герой получает сокровище (новое знание о мире или о себе). Затем герой возвращается домой, начинает новую жизнь, наступает развязка истории и цикл завершается. В настоящее время ввиду тенденции к сокращению объема материала герои «историй» не всегда проходят все пункты «этапов странствий», описанных Кэмпбеллом. В более коротких текстовых формах герои проходят ключевые этапы, описанные выше. «Мономиф» и его элементы сегодня используют в кинематографе, сюжетах компьютерных игр, сценариях квестов, публицистических материалах, и, конечно, в «историях» в рекламной и благотворительной сферах.
Таким образом, в каждой «истории» можно выделить следующие ключевые элементы:
1) Пространственные рамки
2) Временные рамки
3) Герой
4) Сюжет
5) Цель, идея, ценности
Эти элементы общие и для благотворительного, и для рекламного сторителлинга. Структурно пространственные и временные рамки в благотворительном и рекламном сторителлинге совпадают: пространство может быть открытым и закрытым, герой может перемещаться из одного места действия в другое; временной отрезок — конкретный случай из жизни героя или последовательность событий. Однако содержательно они отличаются: пространство в рекламном сторителлинге должно подчеркивать деловую активность и успешность героя. В благотворительном сторителлинге обстановка должна показывать трудные жизненные условия, в которых живет герой.
Г ерой в рекламном сторителлинге — деловой, активный, успешный, предприимчивый. Важное место уделяется его социальной ответственности перед теми, кто находится ниже него на социальной лестнице. Например, в «Яндекс. Книге» уделяется внимание благотворительной деятельности И. Сегаловича, а в «письмах» Splat — взаимоуважению между людьми из разных социальных слоев. Герой в благотворительном сторителлинге, как правило, человек нуждающийся, больной, уязвимый, социально незащищенный. Но он может быть и отважным человеком, сражающимся с бедностью, неблагоприятными обстоятельствами.
В благотворительном и рекламном сторителлинге в сюжете присутствуют «моменты перерождения» героя, преодоление «порогов» и получение «сокровища». Однако в рекламном сторителлинге герои преодолевают трудности мелкого социального масштаба, и финал сюжета всегда положительный. В благотворительном сторителлинге герои преодолевают серьезные внешние и внутренние трудности, а финал не всегда заканчивается победой.
Таким образом, изображение действительности в рекламном сторителлинге идеализированное, а в благотворительном — более достоверное. В рекламном сторителлинге история — это всегда «история успеха».
А в благотворительном сторителлинге чаще можно увидеть истории «социального поражения».
Наконец, в благотворительном и рекламном сторителлинге перед рассказчиком стоят разные задачи. В благотворительном сторителлинге это:
5. Изменение отношения общества к некоторым социальным явлениям
6. Подтолкнуть индивида к конкретным действиям, способным к лучшему изменить социальную обстановку
7. Объединить людей в сообщество
8. Вызвать сочувствие герою, выражать гуманистические ценности.
В рекламном сторителлинге это:
4. Способствовать созданию положительного имиджа компании
5. Привлечь и удержать внимание читателя
6. Формировать и развивать корпоративной культуры организации
Подводя итог: у «историй» благотворительного и рекламного сторителлинга общие структурные элементы, характерные для каждой истории. Однако смысловые компоненты различны, поскольку различаются задачи и характеристики отражаемой социальной действительности.
1. Белл Д. Социальные рамки информационного общества // Новая технократическая волна на Западе. М.: Прогресс, 1986.
2. Белокрыльцева А., Белокрыльцева Д., Суворова О. Бизнес.
Благотворительность. Общественное мнение. М.: Просветительский фонд «Диалог», 2005.
3. Бозрикова С. А. История нарративной журналистики// Русский след в нарратологии: материалы Междунар. науч.- практич. конф. (26-28 нояб. 2012 г.). — Николаев, 2012. — С. 183 —193
4. Варакин В.С. Сторителлинг как инструмент информационного моделирования социальной действительности // https://b- ok.org/ireader/3361417 Дата обращения: 18.01.19
5. Гавра Д. П. Социально-коммуникативные технологии: сущность, структура, функции // Петербургская школа PR: от теории к практике : сб. статей. / отв. ред. А. Д. Кривоно-сов. — СПб., 2003.
6. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М., 2004.
7. Главные тренды современных масс-медиа: попытка обзора Режим доступа:// http:// mediakritika.by Дата обращения: 09.12.2018
8. Кадырова, Р. Г. Теория нарратива и нарративный анализ в психологии. Режим доступа:
http://edu.tltsu.ru/sites/sites content/site1238/html/media70422/041 kadirov a.pdf Дата обращения: 11.02.19
9. Кутковая Е.С. Нарратив в исследовании идентичности // Национальный психологический журнал. 2014.№ 4 (16) - С. 23-33
10. Кэмпбелл Дж. Тысячеликий герой / Дж. Кэмпбелл ; [Пер. с англ.]. —
М: Рефл-бук, АСТ, Ваклер, 1997.
11. Лазутина Г. В., Распопова С. С. Жанры журналистского творчества: Учебное пособие. М., 2011.
12. Луканина, М. В. Нарративное манипулирование [Электронный ресурс] / М. В. Луканина, Л. К. Салиева//Государственное управление : электр. научн. журнал. - 2014. - № 46. - С. 210-225. Режим доступа: http://ejournal.spa.msu.ru/vestnik/item/46_2014lukanina_salieva.htm Дата обращения: 14.02.19.
13. Макки Р., Джерас Т. Сториномика. Маркетинг, основанный на историях в пострекламном мире: М.: Альпина нон-фикшн, 2019
14. Макки, Р. История на миллион долларов [Текст] / Р. Макки; пер. с англ. под ред. Е. Виноградовой. - М.: Альпина нон-фикшн, 2008
15. Мельник Г.С. Медиатекст как объект лингвистических исследований Режим доступа:// http://cyberleninka.ru/article/n/mediatekst-kak-obekt- lingvisticheskihissledovaniy Дата обращения: 09.12.2018
16. Минаева Л.В. Корпоративный сторителлинг// Вестник университета, 2016 С. 248—252
17. Минаева, Л. В. Мифологизация рекламной коммуникации как прием воздействия на массовое сознание / Л. В. Минаева, А. Ю. Морозов // Вестник Московского университета. Серия 21. - 2009. - № 3. - С. 56-64
18. Москаленко Е.С. Личностный нарратив как когнитивный принцип организации массмедийного дискурса// Вестник Иркутского
Г осударственного Лингвистического Университета. № 1 - Ирк.: Изд-во Евразийского лингвистического университета, 2009 - С. 175-181.
19. Обухов Н. 10 правил строителлинга Режим доступа:// http://planetasmi.ru/kontent/ 40109-10-pravil-storitellinga Дата обращения: 09.12.2018
20. Падучева, Е.В. Игра со временем в первой главе романа В. Набокова «Пнин» // Язык. Личность. Текст: сб. ст. к 70-летию Т.М. Николаевой. - М.: Языки славянских культур, 2005. - С. 916-931.
21. Плотникова, С.Н. Когнитивно-дискурсивная деятельность: наблюдение и конструирование // Studia Linguistica Cognitiva. Вып. 1. Язык и познание: Методологические проблемы и перспективы. - М.: Гнозис, 2006. - С. 66- 81.
22. Развиваем благотворительность в России. Режим доступа: //https://nuzhnapomosh.ru/about/ Дата обращения: 08.05.19
23. Росситер Д. Р., Перси Л. Реклама и продвижение товаров / пер. с англ.; под ред. Л. А. Волковой. -СПб.: Изд-во «Питер», 2000.
24. Самарцев О. Р. Творческая деятельность журналиста: очерки теории и практики: Учеб. пособие. М.: Академический проект, 2009.
25. Старкова А.В. «Героическое путешествие» в виртуальный мир. Воплощение мономифа в компьютерной игре. // Аналитика культурологии, 2011. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/geroicheskoe-puteshestvie-v-virtualnyy-mir- voploschenie-monomifa-v-kompyuternoy-igre Дата обращения: 08.02.19.
26. Силантьева О. Режиссура мультимедийной истории. М., 2016.
27. Симонс А. Как использовать силу историй. — М., 2012
28. Сторителлинг. Как рассказывать истории, которые продают. Режим доступа: https://bizcase-lab.ru/blog/storytelling Дата обращения: 04.11.2018.
29. Сторителлинг как мотивация: рисуем историю организации Режим доступа: :https://www.hr-director.ru/ article/65681 -qqkss- 15-m9-storitelling- kak-motivatsiya-risuem-istoriyu-organizatsii Дата обращения: 04.11.2018.
30. Тимченко И. С. Авторская колонка в современных СМИ: учеб.-метод. пособие/ СПб.: Филологический ф-т СПбГУ, 2011
31. Тюпа В. Очерк современной нарратологии // Критика и семиотика. 2002. Вып. 5. С. 5—31.
32. Ульяновский А.В, Мифодизайн: коммерческие и социальные мифы. СПб, Питер, 2004-2005
33. Фадеева О. А. Сторителлинг как символическая информационно-коммуникативная технология // Политическая лингвистика, 2015 С. 150 — 152
34. Хазиев Д. Капитализация историй. Режим доступа: //https://philanthropy.ru/cases/2013/04/11/10263/ Дата обращения: 08.05.19
35. «Человеческая жизнь — высшая ценность»: речь Мити Алешковского на вручении премии правительства в области СМИ , 2019) // https://takiedela.ru/news/2018/01/15/vysshaYa-cennost/
Дата обращения: 18.03.19
36. Челнокова Е.А., Казначеева С.Н., Калинкина К. В., Григорян Н.М. Сторителлинг как технология эффективных коммуникаций// Перспективы науки и образования. 2017. № 5(29) С. 7-12
37. Челнокова Е.А. Персональный маркетинг-менеджмент как условие профессионального успеха будущих специалистов // Альманах современной науки и образования. Научно-теоретический и прикладной журнал. 2013 №5 (72) С. 184 — 186
38. Шмид В. Нарратология. — М.: Языки славянской культуры, 2003
39. Эффективная коммуникация история, теория, практика. Словарь- справочник. - М. : КРПА-Олимп, 2005.
40. Яненко Я. Сторителлинг в современных СМИ: коммуникационный и социализационный аспекты//Международная журналистика -2017: идея интеграции интеграций и медиа, материалы VI Международной научно¬практической конференции. Составитель Б. Л. Залесский, под общей редакцией Т. Н. Дасаевой, 2017. С.377—383
41. Ярцева С. Личное мнение автора в колонке//
https://columnizm.livejournal.com/381.html Дата обращения: 01.04.19
42. Armstrong, D. Managing by Storying Around: A New Method of Leadership / D. Armstrong. - New York : Broadway Business, 1992. - 272 p..
43. Fog, K. Storytelling: Branding in Practice [Text] / K. Fog, C. Budtz, B. Yakaboylu, S. Blanchette. - Luxembourg: Springer, 2006.
44. Schwartz,S.H., & Bilsky,W. (1987). Toward a universal psychological structure of human values // Journal of Personality and Social Psychology, 53, pp 550-562.
45. Transmedia Storytelling: перспективы развития медиатекста. Режим доступа://http://henryjenkins.org/2011/08/defining transmedia further re.ht ml Дата обращения: 09.12.2018
Источники:
1. Алешковский М. Завтра зависит только от нас Режим доступа: // https://takiedela.ru/2018/05/takie-
dela/?f&b=goo2&gclid=EAIaIQobChMIqszGs-
3C4AIVQeWaCh2ZoAOFEAAYASACEgIGaPD BwE Дата обращения: 31.03.19
2. Алленова О. Люди с инвалидностью приходят в мир, чтобы он не погиб. Режим доступа: // https://www.pravmir.ru/lyudi-s-invalidnostyu- prihodyat-v-mir-chtobyi-on-ne-pogib/ Дата обращения: 11.02.19
3. Компания «Яндекс». [Электронный ресурс] Режим доступа: // https: //yandex.ru/company/main Дата обращения: 11.04.2019
4. Лаборатория «Однажды». [Электронный ресурс] Режим доступа: // http://storymanagement.ru/ Дата обращения: 18. 04.19
5. Лаврентьева С. Вместе мы — банда. Режим доступа: // https://takiedela.ru/2019/01/vmeste-my-banda/?f Дата обращения: 11.02.19
6. Панюшкин В. Эйфелева кошка Режим доступа: // https://rusfond.ru/actions/819#text Дата обращения: 21.03.19
7. Письма из упаковки (№ 142). Режим доступа: //
http: //www.splat.ru/letters/142/ Дата обращения: 18.04.19
8. Письма из упаковки (№ 74). Режим доступа: // https://www.splat.ru/letters/74/ Дата обращения: 11.02.19
9. Письма из упаковки (№126) Режим доступа: // https://www.splat.ru/letters/126/ Дата обращения: 11.04.19
10. Письма из упаковки (№ 114) Режим доступа: // https://www.splat.ru/letters/114/ Дата обращения: 11.04.19
11. Письма из упаковки (№ 100) Режим доступа: //
https: //www.splat.ru/letters/100/ Дата обращения: 11.04.19
12. Российский фонд помощи (Русфонд) [Электронный ресурс] Режим доступа: // https: //rusfond.ru/ Дата обращения: 29.03.19
13. Рунович М. Гульнара решает лететь Режим доступа: // https://takiedela.ru/2018/12/gulnara-reshaet-letet/ Дата обращения: 17.02.19
14. «Самое плохое — холод». История одного бездомного. Режим доступа: // https://snob.ru/selected/entry/121251/ Дата обращения: 11.04.19
15. Соколов-Митрич Д. Яндекс. Книга. Режим доступа: // https://www.litres.ru/dmitriy-sokolov-mitrich/yandeks-kniga/#buy now reg Дата обращения: 11.04.2019