ВВЕДЕНИЕ .4
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ СТИЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И МЕТАИНДИВИДУАЛЬНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ
1.1. Проблемы стиля деятельности в психологии .11
1.1.1. Развитие представлений о стиле деятельности .11
1.1.2. Стиль деятельности и интегральная индивидуальность .26
1.1.3. Стиль педагогической деятельности и
стиль педагогического общения .34
1.1.4. Стиль учебной деятельности младших школьников .47 1.2. Проблемы метаиндивидуальности в психологии .57
1.2.1. Общая характеристика метаиндивидуальности .57
1.2.2. Взаимосвязь индивидуальности и деятельности учителя
с индивидуальностью учащихся .62
1.2.3. Проблема взаимодействия стиля деятельности педагога и
стиля учебной деятельности учащихся .68
1.2.4. Метаэффект индивидуальности и деятельности педагога начальных классов .74
1.3. Постановка проблемы и задачи исследования .79
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ .81
2.1. Организация исследования .81
2.2. Методы исследования: .85
2.2.1. Методы изучения стиля деятельности
и индивидуальных особенностей учителей начальных классов .85
2.2.2. Методы изучения стиля деятельности
и индивидуальных особенностей младших школьников .91
3
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ ...91
3.1. Результаты исследования стиля педагогической
деятельности учителей начальных классов ...91
3.2. Сравнительный анализ индивидуальности учителей
начальных классов с различными стилями деятельности .105
3.3. Результаты исследования стиля учебной деятельности
учащихся младших классов .128
3.4. Сравнительный анализ стиля учебной деятельности младших школьни¬ков, обучающихся у педагогов различными СПД .131
3.5. Индивидуальные особенности младших школьников, обучающихся у учителей с различными СПД .143
3.6. Общее обсуждение результатов .151
Выводы ...163
Рекомендации .166
Список литературы .167
Приложение
В современных условиях гуманизации образования особенно остро стоит задача развития личности учащихся, изучения их индивидуальных особенностей. Необходимо создание условий, обеспечивающих наиболее полную реализацию потенциала личности и развитие ее способностей, становление индивидуальности каждого конкретного школьника.
В связи с этим возрастает роль личности педагога в процессе формирования индивидуальности учащихся. Выражением этой интеграционной тенденции стал принцип, сформулированный Л.М. Митиной: «Обучение должно быть подчинено процессу развития личности» [152, с. 26]. Наша школа слишком долго работала в иной парадигме, отвлекаясь от того очевидного факта, что ее «продукция» - человек, личность, индивидуальность, и имея в качестве главной задачи усвоение учащимися суммы знаний. Поэтому сегодня тезис о подчинении обучения процессу развития личности звучит отнюдь не тривиально.
Этот тезис не только декларируется учеными. В последние годы появились исследования, характеризующие влияние учителя на личность его воспитанников. Особое внимание уделяется анализу влияния педагогической деятельности на формирование личности ребенка. В этой связи возрастает интерес к изучению стиля деятельности (СД) педагогов. В исследованиях освещен достаточно широкий круг проблем, имеющих отношение к СД: психологическая структура деятельности, СД педагога, процесс формирования личности учителя и др. (Ф.Н. Гоноболин, И.В. Страхов, В.А. Сластенин, А.В. Мудрик, Т. М. Хрусталева, Т.С. Рожок, Ю.С. Шведчикова и др.). Основные вопросы СД выделены в работах Е.А. Климова, В.С. Мерлина, Е.П. Ильина,
В.А. Толочека, М.Р. Щукина и других исследователей. Однако недостаточно полно представлены работы, освещающие СД учителей начальных классов. Их деятельность своеобразна и специфична, так как характеризуется определенной универсальностью (необходимостью преподавания различных предметов). Кроме того, существует необходимость более широкого рассмотрения СД учителя начальных в плане выделения таких основных аспектов педагогической деятельности, как дидактический, коммуникативный, воспитательный [64, с. 16].
СД педагога является мощным фактором, оказывающим влияние на различные стороны индивидуальности учащихся. Однако СД учителя изучается, как правило, вне связи с формированием определенного стиля учебной деятельности (СУД) его учеников. Доказано влияние стиля педагогической деятельности (СПД) на различные стороны личности учащихся, но не раскрыты всесторонние связи в системе: «СД учителя - СУД учеников». Проблема СУД в начальной школе и факторов, его обуславливающих, особенно актуальна, т.к. именно на начальных этапах обучения в школе закладывается структура учебной деятельности [65, с. 205].
Все это обусловило выбор темы исследования «Стиль деятельности учителя начальных классов и его связь с особенностями деятельности и индивидуальности учащихся».
Актуальность исследования определяется, таким образом, с одной стороны, осознанием важности изучения вопросов СПД учителей начальных классов, СУД учащихся младшей школы, их связи, а с другой стороны, явно недостаточным вниманием к ним в экспериментальных психологических исследованиях.
1. Стиль педагогической деятельности учителей начальных классов представляет собой многокомпонентное образование, характеризующееся особенностями развития и особенностями связей следующих групп действий: коммуникативных, активизирующих интеллектуальную деятельность учащихся, организационных и самоорганизационных.
2. В зависимости от преобладания тех или иных компонентов стиля и характера их связей выделены два основных СПД. Первый из них на фоне большей выраженности всех показателей в сравнении со вторым характеризуется преобладанием самоорганизационных действий, прямыми связями между компонентами и наличием связи ведущего компонента со всеми остальными. Второй характеризуется преобладанием действий, активизирующих интеллектуальную деятельность учащихся, преобладанием отрицательных связей между компонентами и наличием отрицательных связей ведущего и коммуникативного компонентов с другими.
3. В выделенных группах педагогов наряду со стилевыми различиями выявлены различия в разноуровневых свойствах интегральной индивидуальности. Первые отличаются групповой зависимостью, ориентацией на моральные нормы и правила, они имеют более высокие показатели интеллекта. Вторые характеризуются определенной личностной свободой, самодостаточностью и критическим настроем по отношению к окружающим при менее высоких показателях интеллекта. Представители первой группы в сравнении со своими коллегами отличаются большей выраженностью нейро- и психодинамических характеристик.
4. При детальном анализе деятельностных и личностных проявлений представители первой группы обнаружили демократические тенденции, представители второй группы - автократические тенденции.
164
5. На фоне выявленных различий обнаружены общие характеристики в индивидуальности обеих групп педагогов, которые проявляются в максимальной представленности в факторных структурах интеллектуального показателя, организационных и коммуникативных склонностей, темпа в работе и эмоциональности в общении. Они выступают в качестве внутренних условий СПД учителей начальных классов.
6. Структура СУД младших школьников является многокомпонентным образованием, включающим в себя: интеллектуальную активность и стремление к ней; саморегуляцию деятельности, организованность, работоспособность, позитивную коммуникативную активность, скоростные характеристики, ориентировочные компоненты деятельности, предпочтение спокойных либо усложненных ситуаций деятельности, недостаточную учебную активность и негативную коммуникативную активность.
В этой структуре существенную роль играют интеллектуальные компоненты. С одной стороны, они образуют ядро СУД, выступая в числе ведущих показателей. С другой стороны, интеллектуальные характеристики учащихся обнаруживают наибольшее число связей с разноуровневыми свойствами ИИ.
7. В зависимости от развития названных компонентов выделены три СУД: более развитый, менее развитый и промежуточный СУД.
8. В классах учителей обеих групп имеют место все три вида СУД учащихся. Однако у первых явно преобладают представители более развитого СУД, а у вторых - промежуточного.
9. Выделены 2 аспекта метаэффекта СД учителей начальных классов. Первый касается непосредственно стилевых характеристик деятельности учащихся, а второй - их характеристик индивидуальности.
10. В целом учащимся педагогов с первым СПД присущи более высокие показатели в сформированности СУД, особенно в отношении
165
стремления к интеллектуальной активности, позитивной коммуникативной активности и ориентировочных компонентов деятельности.
11. Обучающиеся у педагога со 2 стилем в сравнении со своими сверстниками обладают более развитым интеллектом, познавательной потребностью, школьной мотивацией, большей ответственностью, аккуратностью, но в то же время фрустрированностью и напряженностью.
12. Выявлены общие и специфические особенности учащихся во взаимодействиии их стилевых особенностей с разноуровневыми свойствами ИИ. У учащихся обеих групп особенности деятельности в большей степени связаны со свойствами нервной системы. Вместе с тем у учащихся первой группы самостоятельное значение приобретают личностные черты, а учащихся второй группы - интеллектуальные характеристики. Обнаруженные особенности отражают преобладание самоорганизационных действий в сочетании с демократичностью у первых педагогов и преобладание действий, активизирующих интеллектуальную активность учащихся в сочетании с автократичностью у вторых педагогов.
1. Абрамова Г.А. Некоторые особенности педагогического общения с подростками// Вопросы психологии. - 1988. - № 2. - С. 96 - 99.
2. Альбуханова К. А. Психология и сознание личности: Избранные психологические труды. - М.:МПСИ; Воронеж: НПО МОДЭК.- 1999.
3. Альбуханова-Славская К. А. Деятельность и развитие личности. - М.: Наука, 1980.- 335 с.
4. Алферов А.Д. Опыт и проблемы повышения психологической квалификации учителя// Вопросы психологии. - 1988. - № 1.
5. Аминов Н.А. Психофизиологические и психологические предпосылки педагогических способностей// Вопросы психологии. - 1988. - № 5. - С. 71 - 77.
6. Аминов Н.А. Модели управления образованием и стили преподавания// Вопросы психологии. - 1994. - № 2.
7. Аминов Н.А. Дифференциальная психодиагностика педагогических стилей. - М.: Институт социальной работы, Институт молодежи, 1997.
8. Ананьев Б.Г. Психологическая структура личности и ее становление в процессе индивидуального развития человека/ Психология личности в трудах отечественных психологов. Сост. Куликов Л.В.- СПб.: Изд-во "Питер", 2000.- 480 с. - (Серия "Хрестоматия по психологии").
9. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - СПб.: Питер, 2001.
- 288 с.
10. Андреев А.А. Влияние стиля педагогического общения на познавательную активность учащихся: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Л., 1984. - 20 с.
11. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Изд-во МГУ, 1988. -
432 с.
168
12. Андрос О.Я. Стиль самоорганизации деятельности студента в структуре интегральной индивидуальности// Интегральное исследование индивидуальности: стиль деятельности и общения. - Перм. пед. ин-т. Пермь, 1992. - С. 104 - 122.
13. Андрос О.Я. Самостоятельный выбор стиля как фактор развития интегральной индивидуальности (на материале лонгитюдного исследования студентов): Автореф. дис. канд. психол. наук. - Пермь, 1994. - 26 с.
14. Аптер М.Дж. Теория реверсивности и человеческой активности// Вопросы психологии. - 1987. - № 1. - С. 162 - 199.
15. Артемьева Т.И. Методологический аспект проблемы способностей. - М.: Издательство «Наука», 1977. - 184 с.
16. Асфандиарова С.И., Субханкулов М.Г., Щукин М.Р. Некоторые типологически обусловленные особенности учебно-производственной деятельности учащихся-токарей// Типологические исследования по психологии личности и по психологии труда. - Пермь, 1964. - С. 67 - 69.
17. Байметов А.К. Некоторые обусловленные силой возбуждения факторы индивидуального стиля в учебной деятельности старшеклассников// Типологические исследования по психологии личности. - Пермь, 1967. Вып.
4. - С. 104 - 135.
18. Башлакова Л.Н. Исследование факторов, влияющих на организацию общения воспитателя с детьми// Пути совершенствования педагогического процесса в старших группах детского сада. - Минск: НИИП БССР, 1985. - С. 5 - 16.
19. Башлакова Л.Н. Роль педагогического общения в становлении взаимоотношений старших дошкольников// Формирование личности дошкольника в различных видах деятельности. - Минск: НИИП БССР, 1987.
- С. 5 - 17.
20. Белоус В.В. Место и роль интегральной индивидуальности в современной науке// Психологический журнал. - 1988.Т.19. - № 1. - С. 47-53.
169
21. Белоус В.В. Опыт разработки иерархической модели индивидуальности// Вопросы психологии. - 2001. - № 2. - С. 100 - 109.
22. Березовин Н.А. Коломинский Я.Л. Учитель и детский коллектив. Психолого-педагогическое исследование. - Минск: Изд-во Белорус. Ун-та, 1975. - 160 с.
23. Берулава Г.А. Стиль индивидуальности: теория и практика. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 236 с.
24. Блонский П.П. Психология младшего школьника/ Под ред. А.И. Линкиной, Т.Д. Марцинковской. - М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.
25. Богодвид Д.В. Интеллектуальный фактор в структуре стиля учебной деятельности// XIX Мерлинские чтения: Материалы региональной научно-практической конференции, посвященной вопросам межведомственного взаимодействия службы практической психологии; 13¬15 мая 2004. - Пермь, 2004. - С. 126 - 127.
26. Богодвид Д.В. Проявление интеллектуальных характеристик в стиле учебной деятельности в связи с другими разноуровневыми свойствами интегральной индивидуальности (на материале исследования учащихся 9-х классов). Дипломная работа. - ПГПУ. Пермь. 2003. - Вестник ПГПУ. Серия I. Психология. - 2004. - № 1 - 2. - С. 142 - 143.
27. Бодалев А.А., Криволап Л.И. О воздействии стиля общения педагога с учащимися на их эмоциональный опыт// Проблемы общения и воспитания. - Тарту: Изд-во Тарт. Ун-та, 1974. - С. 185 - 192.
28. Бреслав Г.М. Эмоциональные основы онтогенеза личности: Дис.... д-ра психол. наук. - М., 1990. - 283 с.
29. Брофман В.В. Формирование наглядного опосредствования в конструктивной деятельности старших дошкольников: Дис. ... канд. психол. наук. - М., 1988.-149 с.
170
30. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. - М.: Мысль,1978.-
214 с.
31. Бурлакова И.А. Особенности структуры умственной одаренности старших дошкольников: Дис.... канд. психол. наук. - М.: 1995. -127 с.
32. Веденов А.В. Личность как предмет психологической науки// Вопросы психологии// -1956. - № 1. - С. 20.
33. Волочков А.А. Активность субъекта и трехфакторная модель психического развития и поведения человека// Вестник ПГПУ. - 2001. - № 1.
- С. 26 - 39.
34. Волочков А.А. Вопросник учебной активности/ Перм.гос.пед.ун-т.
- Пермь, 2002. - 46 с.
35. Волочков А.А. Психология активности: Учебно-методический комплекс. - Пермь, 2002. - 15 с.
36. Волочков. А.А. Субъект активности и развитие индивидуальности подростка (теория, практика, диагностика). - Пермь: Изд-во ПОИПКРО, 2002.- 262 с.
37. Волочков А.А. Учебная активность в структуре интегральной индивидуальности (на материале младших школьников): Дис. на соиск. уч. степени канд. психол. наук. - Пермь, ПГПУ. - 1997.
38. Волочков А.А. Учебная активность и особенности обучения в развитии индивидуальности младших школьников// Вестник ПГПУ. - Серия I. Психология. - 2000. - № 1-2. - С. 51 - 62.
39. Волочков А.А., Вяткин Б.А. Индивидуальный стиль учебной активности в младшем школьном возрасте// Вопросы психологии. - 1999. -№
5. - С. 10-21.
40. Вольф Б. Профессиональная карьера учителя// Мир образования. - 1996. - № 1. - С. 48 - 51.
171
41. Вяткин Б.А., Дорфман Л.Я. О системном анализе психических состояний// Новые исследования в психологии. - М.: Изд-во МГУ, 1987.-№ 1 (36). - С.3-7; № 2 (37).- С. 3-7.
42. Вяткин Б.А. Лекции по психологии интегральной индивидуальности человека/ Перм.гос.пед.ун-т.-Пермь, 2000. - 179 с.
43. Вяткин Б.А. Интегральная индивидуальность и ее развитие в специфических условиях спортивной деятельности// Психологический журнал. - 1993. - Т. 14. - № 2. - С. 73-83.
44. Вяткин Б.А. Метаиндивидуальность и ее проявления у учителей начальных классов// Вопросы психологии. - 2001. - № 3. - С. 70-78.
45. Вяткин Б.А. Метаиндивидуальность ученого// Вестник ПГПУ. -
2002. - № 1-2. - С. 3-7.
46. Вяткин Б.А., Щукин М.Р. Развитие учения об интегральной индивидуальности: проблемы, итоги, перспективы// Психологический журнал. - 1997. - Т.18. - № 3. - С.126-141.
47. Вяткина Л.Б. Специальные способности в структуре интегральной индивидуальности учителя начальных классов// XIX Мерлинские чтения: Материалы региональной научно-практической конференции, посвященной вопросам межведомственного взаимодействия службы практической психологии; 13-15 мая 2004. - Пермь, 2004. - С. 54.
48. Вяткина Л.Б. Специальные способности учителя начальной школы// Вестник ПГПУ. Серия I. Психология. - 2004. - № 1 -2 . - С. 118 -
123.
49. Габай Т.В. Деятельностная теория учения и проблема подкрепления// Вестник Московского университета. - Серия 14. Психология.
- 1998. - № 2.
50. Габай Т.В. Педагогическая психология .-М.: Академия,2003.-240 с.
51. Гаврилычева Г.Ф. Современный младший школьник. Какой он?// Начальная школа. - 2004. - № 3. - С. 13 - 19.
172
52. Голубева Э.А. Некоторые направления и перспективы исследования природных основ индивидуальных различий// Вопросы психологии. - 1983. - № 3. - С. 16 - 28.
53. Городилова Е.Н. Самоактуализация и ее связь с интегральной индивидуальностью. Дис. на соиск. уч. степени канд. психол. наук. - Пермь, ПГПУ. - 2002.
54. Горяева Н.А. Изучение разных уровней развития индивидуального стиля деятельности учащегося младшего школьного возраста: Дипломная работа. - Пермь, 1995.
55. Гурова Л.Л. Когнитивно - личностные характеристики творческого мышления в структуре общей одаренности // Вопросы психологии. - 1991. - № 6. - С. 14 - 20.
56. Гутковкая Е.Л. Особенности педагогического взаимодействия при переходе ребенка от дошкольного к младшему школьному возрасту: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Мн., 1993. - 19 с.
57. Давыдов В.В., Зинченко В.П. Предметная деятельность и онтогенез познания// Вопросы психологии.-1998.- N 5. - с.11-29.
58. Давыдов В.В., Маркова Л.А. Концепция учебной деятельности школьников// Вопросы психологии. - 1981. - № 6.
59. Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности// Вопросы психологии. - 1992. - № 3-4. - С.14-19.
60. Данилова Е.И. Схема психологического мониторинга учащихся в период обучения// Психологическая наука и образование. - 1999. - № 2. - С. 45 - 56.
61. Данильченко В. «Стиль обучения» и «стиль учения»: как согласовать индивидуальные особенности учителя и ученика//Директор школы. - 2003. - № 8.